У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Токсиколого—гигиеническая оценка особенностей профессиональной деятельности вьетнамский летчиков
Количество страниц 188
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23416.doc 
Содержание Содержание
В ведение...2

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...7

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ...48

2.1. Структура и объем исследований...48

2.2. Оценка факторов обитаемости...50

2.3. Оценка функционального состояния летчиков...55

Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБИТАЕМОСТИ РОССИЙСКИХ САМОЛЕТОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ТРОПИКАХ...66

Глава 4. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПОЛЕТА НА САМОЛЕТАХ, ВЫПУСКАЕМЫХ В РОССИИ, НА ФУКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЬЕТНАМСКИХ ЛЕТЧИКОВ...81

4.1. Психофизиологический статус...81

4.2. Влияние полетов на функциональное состояние летчиков...98

4.3. Функциональное состояние курсантов в период летной подготовки...122

Глава 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЛЕТЧИКОВ... 134

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВЬЕТНАМСКИХ ЛЕТЧИКОВ ПРИ ПОЛЕТАХ С АЭРОДРОМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЗАРАЖЕННЫХ ДИОКСИНОМ ТЕРРИТОРИЯХ...141

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ...155

ВЫВОДЫ...173

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...175

ПРИЛОЖЕНИЕ...188


СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ И СИМВОЛОВ

АД АСС

ЖЕЛ

ипс

кк

МЛО

МОК

мпк овт

ПС САН

сдд

СИ

ссс

УО

чес

ЭМИ G

о2 р

артериальное давление анкета самооценки состояния

жизненная емкость легких

индекс периферического сопротивления

коэффициент корреляции

многопрофильный личностный опросник минутный объем кровообращения максимальное потребление кислорода объект военной техники периферическое сопротивление сосудов анкета «самочувствие-активность-настроение»

средне динамическое давление сердечный индекс сердечно-сосудистая система ударный объем частота сердечных сокращений

электро-магнитное излучение

перегрузки

максимальное потребление кислорода вероятность

R2 - коэффициент детерминации

Т4 - индекс Яглоу

t - продолжительность полета

tg - длительность перегрузок


ВВЕДЕНИЕ

Известно, что боеспособность частей и войсковых подразделений на 65% определяется человеческим фактором и на 35% зависит от технических средств ведения войны (Новиков B.C., 1997). Это положение особенно актуально для военно-воздушных сил. Проблемы повышения работоспособности летчиков в повседневных и экстремальных условиях (в различных климатогеографических условиях и чрезвычайных ситуациях боевой остановки) длительных и краткосрочных полетов является предметом повседневной заботы и внимания командиров и начальников, предметом особой ответственности военной медицины.

Совершенствование авиационной техники, расширение задач и способов ее применения увеличивают нагрузку на лётный состав, что требует методологического и материально-технического совершенствования медицинского обеспечения полетов. Категория «здоровье» в авиации приобрела исключительное значение в системе мер ответственности за обеспечение безопасности полетов. За годы развития авиационной медицины во Вьетнаме была создана система врачебного контроля, включающая: профессиональный отбор, медицинскую экспертизу и динамическое наблюдение за состоянием здоровья лётного состава. Вместе с тем, в последние годы стали очевидными негативные тенденции в обеспечении безопасности полетов. Например, отмечено • снижение периода профессионального долголетия летчиков, расширилась номенклатура заболеваемости, и уменьшились функциональные резервы организма, снизилась работоспособность и профессиональная надежность экипажей в полете. На протяжении десяти последних лет летное долголетие имеет стойкую тенденцию к снижению во всем мире. Важно отметить, что для боевых самолетов четвертого поколения эта тенденция выражена сильнее.

Мы склонны характеризовать профессиональное здоровье летчиков не только заболеваемостью, но и показателями функционального состояния
систем организма, которые обеспечивают достижение высокой боевой готовности и качества жизни. Профессиональная деятельность лётного состава протекает на фоне постоянно действующих вредных факторов, негативное влияние которых возрастает от поколения к поколению самолетов, а индивидуальные и коллективные средства защиты в совокупности с гигиеническими требованиями и нормативами не в состоянии в полной мере защитить человека.

Вредные факторы обитаемости (химические, физические, психологические) отрицательно влияют не только на соматическое здоровье, но и на личностные качества лётчиков. Всё это может снижать их боевую результативность, вызывать психологический дискомфорт и вторично сказываться на состоянии здоровья. Существующие профессиональные вредности являются не просто факторами риска, они являются системными повреждающими агентами, которые оказывают многоуровневые воздействия на человека. Эти обстоятельства определяют значимость и актуальность усилий в области совершенствования методологии, приёмов и методов оценки и поддержания здоровья и функциональных резервов летного состава, стимулирует разработку мер оптимизации их деятельности с целью поддержания должного уровня боеспособности войск.

Особую проблему составляют условия дислокации некоторых авиационных частей на территориях Южного Вьетнама, пострадавших во время химической войны США во Вьетнаме. Как известно, в период 1963-1972 гг. авиацией США было распылено над Южным Вьетнамом более 91 тыс. тонн гербицидных пестицидов, среди которых 55 тыс. тонн составлял «Оранжевый агент», содержащий в качестве микропримеси диоксин. В результате загрязнению диоксином подверглось более 1670 тыс. га лесов и сельскохозяйственных угодий. В зону загрязнения диоксином попали также аэродромы, на которых базировалась авиация армии США и производилась загрузка боевых самолетов химикатами. К сожалению, некоторые из этих аэродромов эксплуатируются военной авиацией MHO СРВ, хотя в почвах
вокруг них (аэродромов) содержание диоксинов до настоящего времени превышает допустимые уровни более чем на три порядка (Клюев Н.А., 2003). В связи с этим важное место в деятельности медицинской службы составляет изучение возможного отрицательного влияния на летный состав диоксиновых загрязнений окружающей среды и профилактика вредного воздействия диоксинов на людей.

Цель настоящей работы - изучение обитаемости самолетов российского производства в ходе их эксплуатации MHO СРВ в тропических условиях Вьетнама и оценка влияния факторов обитаемости и химических загрязнений окружающей среды на состояние здоровья вьетнамских летчиков для разработки мер по укреплению здоровья лётного состава и оптимизации сроков адаптации к современным самолетам.

Задачи исследования:

1. Оценить основные факторы обитаемости современных самолетов российского производства при их эксплуатации MHO СРВ во Вьетнаме.

2. Изучить функциональное состояние вьетнамских летчиков в ходе их профессиональной деятельности.

3. Охарактеризовать динамику заболеваемости летного состава.

4. Исследовать влияние загрязнителей окружающей среды селитебного региона лётного состава на здоровье летчиков.

5. Разработать практические рекомендации в интересах сохранения профессионального долголетия.

Научная новизна работы. Для условий Вьетнама впервые обобщены результаты исследований взаимодействия экстремальных факторов профессиональной деятельности лётного состава в системе «человек -машина» в условиях эксплуатации вьетнамскими лётчиками изделий российского производства. Дана характеристика обитаемости российских самолетов в условиях тропиков, при этом показано, что характеристики микроклимата, связанные с климатическими условиями Вьетнама, выходят на первое место по уровню превышения санитарных норм. Впервые
установлено негативное влияние на здоровье летчиков длительного проживания на территории, загрязненной диоксином.

Установлено, что у вьетнамских лётчиков влияние факторов полета на высокоманевренных летательных аппаратах российского производства не выходит за рамки мировых тенденций изменения профессионального здоровья лётчиков. Резкое ухудшение профессионального здоровья наступает после 35 лет. Раскрыты некоторые механизмы сочетанного воздействия перегрузок и микроклимата на функциональное состояние летчиков.

Представлены данные по современному состоянию профессионального здоровья вьетнамских летчиков. Показано, что с увеличением сроков службы снижаются физиологические резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, увеличивается масса тела, наблюдаются эффекты детренированности и ослабления мышечной деятельности.

Практическая значимость работы. Разработаны практические рекомендации для медицинской службы ПВО-ВВС Вьетнама. Они ориентированы на сохранение индивидуального профессионального здоровья и поддержание высокой работоспособности летчиков. Индивидуальные меры профилактики предусматривают: проведение медицинского контроля функционального состояния жизненно-важных систем организма; обоснование профилактических мероприятий с учётом индивидуальных особенностей организма; нормирование режима труда и отдыха, послеполетной реабилитации и программы индивидуальных физических тренировок; сокращение сроков службы летного и инженерного составов в экологически неблагополучных (по загрязнению диоксином) регионах.

Данные о факторах обитаемости самолетов в условиях тропиков можно использовать для разработки медико-технических требований к средствам обеспечения жизнедеятельности летчиков на высокоманевренных самолетах российского производства пятого поколения.

Материалы диссертации станут основой для обоснования тематики НИР по изучению обитаемости объектов вооружения и военной техники в
Народной Армии Вьетнама и выявлению профессиональной патологии. На защиту выносятся следующие основные научные положения:

1. Среда обитания летчика в современных боевых самолетах российского производства в условиях эксплуатации во Вьетнаме отличается целым рядом особенностей, способных оказать отрицательное влияние на состояние здоровья человека.

2. Длительное проживание в экологически неблагополучных (по загрязнению диоксином) регионах создает дополнительные неблагоприятные нагрузки на функциональное состояние организма летчиков.

3. Разработанный комплекс профилактических мероприятий способствует уменьшению неблагоприятного действия на здоровье летчиков факторов среды их обитания и профессиональной деятельности.

Апробация работы. Результаты работы доложены и обсуждены на IIой научной конференции, посвященной десятилетию Южного отделения ТЦ (Хошимин, 2002г.), на 10М съезде военных врачей медико-биологического профиля Вооруженных Сил Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2002), на Международном экологическом форуме «Окружающая среда и здоровье человека» (Санкт-Петербург, 2003г.).

Публикации. Результаты и научные положения диссертации отражены в 19 публикациях в сборниках трудов и в отдельных изданиях, а также в материалах международных, российских и вьетнамских симпозиумов, съездов и в публикациях Тропического центра.

Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 188 страницах, включает 40 рисунков и 31 таблицу. Работа состоит из введения, обзора литературы, 5 глав, общего заключения, выводов и списка литературы российских и зарубежных авторов, приложений.

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

(Влияние факторов полета на высокоманевренных самолетах на состояние здоровья летчиков)

Деятельность современного человека в авиации связана с непрерывным и неизбежным усилением воздействия некоторых неблагоприятных факторов полета и окружающей среды. Концепция профессионального здоровья летчиков достаточно подробно изложена в монографиях и статьях, опубликованных специалистами Института авиационной и космической медицины России в течение последних 10 лет [21, 55, 56, 67, 68]. Вьетнамские ученые по проблемам авиационной медицины выпустили сборник трудов, который обобщает результаты работ в течение 1990-1998 гг.[105, 106, 107.]. Много внимания продлению профессионального долголетия летчиков уделяется в США [77, 84, 92, 99] и в других странах [81, 86, 96]. Поэтому целью настоящего обзора является изложение общей совокупности острых и отдаленных изменений в состоянии профессионального здоровья авиационных специалистов, развивающихся при воздействии основных неблагоприятных факторов полета на высокоманевренных самолетах.

За последние 10 лет летное долголетие имеет стойкую тенденцию к снижению. Более того, для самолетов 4-го поколения эта тенденция еще более выражена. При этом более 70 % дисквалифицированных летчиков не мотивированы на летную работу, Отмечается также положительная динамика роста распространенности диагнозов (более чем на 10 %), растет хроническая заболеваемость с увеличением стажа и уровнем .дисквалификации, что косвенно свидетельствует о наличии профессионально обусловленной патологии. Большее количество предпосылок к летным происшествиям допускает тот личный состав,

который имеет диагноз; он же совершает больше ошибочных действий при переучивании и освоении новой техники [25 ,53].

Специалисты всех стран, занимающиеся проблемами аэрокосмической медицины, важное значение придают оптимизации обитаемости летательных аппаратов (ЛА) [16, 21, 25 , 55, 56, 58, 67, 68, 91, 103]. Исследования показали, что на современных высокоманевренных ЛА повышается интенсивность и агрессивность воздействия на организм человека комплекса факторов обитания: больших и длительных боковых и продольных перегрузок с высоким градиентом нарастания и уменьшения (до 5 ед в 1с), кориолисовых и угловых ускорений (до 180 градусов), гипоксии, токсических продуктов, шума, вибрации, высокой температуры среды. Практическое значение имеют инфразвук, импульсный звук, перепады уровней гравитации, гравитация, многократно повторяющаяся невесомость с продолжительностью отдельных экспозиций до 40 с как при работе в ручном режиме, так и при автоматическом управлении. Действие этих факторов приобретает особое значение в длительном полете, на различных этапах которого происходит изменение исходного функционального состояния летчика вследствие гиподинамии, сенсорной и моторной монотонии или оперативного и эмоционального перенапряжения, обусловленных новизной, сложностью и значимостью полетных заданий.

В настоящее время по основным постоянно действующим вредным факторам наблюдалось превышение санитарно-гигиенических нормативов в I - 5 раз (табл. 1.1). Это связано с объективным технологическим процессом повышения мощи техники и вооружения.
Профессиональная защищенность организма летчика от вредных факторов среды обитания (по Пономаренко В. В., 1995)
Практика свидетельствует, что гигиенические нормативы в совокупности с индивидуальными и коллективными средствами не создают полную защиту человека. Среда обитания отрицательно влияет не только на организм, но и опосредованно на личность, так как снижая работоспособность, понижает боевую результативность, что вызывает негативные психологические изменения в поведении.

Одновременное или последовательное воздействие этих факторов на организм человека может привести к нарушению функционального состояния, развитию утомления, переутомления, различных заболеваний, синдромов (шок, коллапс, сотрясение головного мозга, кома, ателектазы), травм опорно-двигательного аппарата и
бдительности и качества профессиональной деятельности, вплоть до временной потери работоспособности и сознания в полете. При интенсивных воздействиях физических факторов (перегрузки, ускорения, гипоксия) указанные явления могут наступать без предвестников (серая, черная или красная пелена) даже у достаточно подготовленных лиц с использованием средств защиты и привести к возникновению психофизиологических инцидентов или авиационных происшествий.

Экспериментальные данные и материалы расследования летных происшествий свидетельствуют о том, что нарушение работоспособности и потеря сознания у летчиков могут наступить независимо от исходного функционального состояния и их здоровья перед полетами. При отсутствии отягощающих обстоятельств они должны рассматриваться как психофизиологический инцидент не с точки зрения фатальной виновности летного состава или служб обеспечения полетов. Психофизиологический инцидент - возникновение опасной, аварийной или катастрофической ситуации в полете, обусловленное нарушением состояния здоровья и профессиональной работоспособности летных экипажей.

Вопросы предотвращения аварий и катастроф, обусловленных человеческим фактором, в настоящее время приобрели особую научно-практическую значимость для авиации в связи с созданием высокоманевренных самолетов и усложнением задач и способов их применения, а также с нарушением летных навыков и умений из-за больших перерывов в полетах. Анализ аварийности показал что более 50% катастроф, обусловленных человеческим фактором, происходят при наличии признаков нарушения профессиональной работоспособности летчика на финальном этапе полета [15, 35].
За период с 1970 по 1980 г. в ВВС США зарегистрировано 146 случаев внезапной потери работоспособности летчиков в полете [73]. При экстремальных воздействиях указанные явления могут наступить без предвестников (сужения полей зрения, серой и черной пелены).

Влияние комплекса неблагоприятных факторов полета на организм летчика изучено далеко не в полной мере. Исследования, проведенные с летным составом, выполняющим полеты на самолетах-истребителях 4-го поколения, показали, что пилотажные перегрузки величиной 7 ед длительностью 10— 15 с и более оказывают качественно иное воздействие на организм летчика и затрудняют эффективное решение задач боевого применения. В первую очередь большие перегрузки влияют на сердечнососудистую систему [34, 52, 56, 67, 68, 69, 81, 97].

Экспериментальные полеты с регистрацией у летчиков различных физиологических функций выявили значимые данные о состоянии здоровья и работоспособности летчиков. При проведении серии экспериментальных полетов на самолете МиГ-21УМ с двойным управлением, в которых принимали участие 63 летчика, получили данные, что у 5,1% летчиков, признанных здоровыми и годными к летной работе без ограничения, наблюдалась невысокая устойчивость к ускорениям: до 3—5 ед без противоперегрузочного костюма (ППК) и 4-6 ед в ППК. У 3,4% летчиков, по данным анонимного опроса, при воздействии перегрузок возникали предпосылки к летным происшествиям. Очевидно, что для полетов на самолетах-истребителях 4-го поколения, на которых величина перегрузок быстро возрастает до 9 ед и более, лица со сниженной устойчивостью к перегрузкам профессионально бесперспективны, так как не в состоянии использовать все маневренные качества новых самолетов. У 12,7% летчиков при воздействиях перегрузок 5-6 ед. зарегистрированы на
электрокардиограмме (ЭКГ) выраженные нарушения сердечного ритма в форме групповой и политопной экстрасистолии (до 15-20 экстрасистол за 30 с). Проведенное в последующем стационарное обследование этих летчиков в 7-м ЦВНИАГ подтвердило наличие указанных нарушений. У двух летчиков (3,2%) они носили стойкий характер и сопровождались болевыми ощущениями в области сердца, которые скрывались при проведении углубленных медицинских осмотров. Оба летчика решением врачебно-летной комиссии (ВЛК) признаны негодными к летной работе. По данным ЭКГ-мониторирования в полете у двух летчиков из 22 выявлены признаки транзиторной ишемии миокарда при заходе на посадку в период высшего, судя по частоте сердечных сокращений, психоэмоционального напряжения.

У здоровых летчиков крайне редко встречались зрительные нарушения (3%) и выраженные аритмии (1%) при воздействии перегрузок величиной 5 ед. Напротив, почти все группы летчиков с отклонениями в состоянии здоровья обнаружили более высокую градацию угрожающих признаков и перераспределение структуры критериев в пользу выраженных аритмий. Наиболее неблагоприятными в этом отношении оказались заболевания сердечной мышцы типа нейро-циркуляторной дистонии кардиального типа, миокардиодистрофии и миокардиосклероза, при которых выраженные аритмии при действии перегрузки 5 ед выявлялись в 18,5% и при действии 8 ед в 73% случаев [15].

Чтобы выделить виды аритмий, которые происходили при воздушных боевых маневрах Chung,-K-Y; Lee,-S-J (2001) [81] анализировали ЭКГ 35 южнокорейских летчиков (средний возраст 31 год, диапазон 27-39), которые были зарегистрированы за 1 час перед взлетом и спустя 1 час после приземления. Перегрузки были разбиты на три G уровня. Среднее количество летного времени у 35 пилотов - 1475 часа (диапазон 578-3300). У 17 пилотов (49 %)в течение регистрации
ЭКГ не наблюдалось четкого сердечного ритма. У четырех опытных пилотов (11.4 %) наблюдалась разбалансировка четкого биологического ритма перед взлетом, у 16 пилотов (45.7 %) в полете и у 4 пилотов (11.4 %) после приземления. Аритмиии были зарегистрированы у 13 из 35 пилотов (37.1 %) при перегрузках < + 3G, у 10 из 35 пилотов (28.6 %) при G от +3 до +6, у одного из 21 пилотов (5 %) при > +6 G и длительностью более 3 с. В течение полета преждевременные желудочковые сокращения были зарегистрированы у трех летчиков (8.6 %), суправентрикулярные экстрасистолы - у четырех человек (11.4 %) и бигеминия у одного человека(2.9 %).

Перегрузки влияют на силу мыщц руки, осуществляющей управление полетом и общую координацию движений [87].Описан случай острого некроза скелетных мышц в результате вращения на центрифуге при возрастании перегрузок у опытного пилота [102].

Полеты на высокоманевренных военных самолетах увеличивают риск преждевременного развития у летчиков - истребителей дегенеративных изменений позвоночника того же самого типа, которые наблюдаются у людей при старении. Под наблюдением находились как опытные летчики (средний возраст 48 лет, налет 3 100 часов) , так и молодые (средний возраст 28 лет, налет 915 часов) и сотрудники управления. Пяти летнее наблюдение с применением метода ядерно-магнитного резонанса показало существенные сдвиги межпозвоночных дисков у всех групп, стенозирование отверстий у опытных пилотов и старении дисков с потерей эластичности у молодых пилотов [96]. Пилоты испытывают нагрузки на кости таза, грудного отдела позвоночника и полости тела при нагрузках от 3 до 6 +Gz, возникающих в полете на самолете в результате чего в специфических местах плотность минералов кости была увеличена в ответ на воздействие высоких сил +Gz [95]. Пащенко П.С. (1999), исследуя активность
ферментов обменных процессов у летчиков, нашел признаки преждевременного старения на клеточном уровне, сопровождающиеся развитием состояния предстресса, которое при нагрузке реализуется в стресс. В дальнейшем развивается хронический стресс, ускоряющий . процессы старения на клеточном уровне.

В настоящее время установлено, что повторное воздействие перегрузок может приводить к стойким адаптационным изменениям в организме летчика. В частности, установлено, что в процессе освоения больших перегрузок на высокоманевренных самолетах-истребителях даже при эпизодическом воздействии этих перегрузок прирост устойчивости у 50% летного состава в среднем возрос на 0,5 ед [14].

Помимо адаптационных эффектов при повторном воздействии больших перегрузок можно ожидать возникновения кумулятивных эффектов.

Возможность кумулятивных эффектов повторного воздействия больших перегрузок изучена в настоящее время с участием человека на моделирующих стендах и в строевых частях с участием летного состава. При эпизодическом характере воздействия больших перегрузок (не чаще одного раза в неделю) величиной 8-9 ед длительностью не более 8с не выявлено никаких данных, свидетельствующих о кумулятивных эффектах долговременного типа. Тем не менее в частях с периодом освоения новых самолетов более двух лет и эпизодическими выходами 50-60% летного состава на перегрузки, превышающие 7 ед, отмечен более высокий рост заболеваемости сердечно-сосудистой системы, желудка и ЛОР-органов (на 5-7%) по сравнению с летчиками-истребителями самолетов 3-го и 4-го поколений, не летающих с большими перегрузками, а также рост уровня дисквалификации в основном за счет летчиков
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23416.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.