У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Концепция царской власти в Буддийскик канонический и постканоническик источникак
Количество страниц 171
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23446.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I. Добуддийские представления о верховной власти

в памятниках древнеиндийской словесности...11

§ 1. Характеристика добуддийских источников, содержащих

потестарную проблематику...11

§2.Стратегии легитимации верховного правителя

в ведийском ритуале Раджасуя...22

§3. Стратегии обретения верховной власти над территорией

в ведийском ритуале Ашвамедха...42

§4. Развитие представлений о верховном правителе и власти

в постведийской брахманистской традиции...52

ГЛАВА П. Потестарная проблематика в первом разделе

буддийского канонического корпуса...65

§ 1. Общая характеристика и класификация источников

Сюжеты о причинах утраты славы и величия Вселенского правителя...65

§2. Сюжеты о принципиальном несовершенстве светской власти...82

§3. Признаки и атрибуты праведного государя - Вселенского правителя...97

ГЛАВА III. Концептуализация буддийских представлений о Вселенском правителе в традиции канонической

и постканонической Абхидхармы...;..,...113

§ 1. Раннебуддийские представления об инаугурации

чакравартина: попытка реконструкции...113

§2. Первичная систематизация представлений о чакравартине

в канонической Абхидхарме...116

. §3. Канонические сюжеты об Ашоке-чакравартине ¦

и их интерпретация с позиций Абхидхармы...134

§4. Учение о чакравартине в трактате Васубандху

«Энциклопедия Абхидхармы...139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...166

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...171



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена значительно возросшим в 90-х гг. XX в. научным интересом к социально-политическим учениям стран Востока и способам религиозно-идеологической детерминации этих учений.

Как свидетельствует целый ряд работ, вышедших в свет за последнее десятилетие (например, монографии Махадео Сах Сварнкара «Архетипы власти в западно-европейской и восточной традициях» (1995) и И.А. Василенко «Политическая глобалистика» (2003)), ученые-политологи стремятся выявить базовые модели властных отношений, способы легитимации власти и представления о функциях политического лидера, характерные для традиционных культур Востока и Запада. Однако применительно к буддизму это сопровождается целым рядом сложностей и принципиальных огрехов, поскольку вплоть до настоящего времени остается невыясненным релевантный крут источников, в которых запечатлелся процесс зарождения и концептуализации буддийских представлений о верховной (царской) власти, а между тем только анализ таких источников и открывает перспективу адекватной реконструкции развития буддийской социально-политической мысли в историко-культурном ареале ее возникновения - древней и раннесредневековой Индии.

Настоящее диссертационное исследование, посвященное анализу концепции царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках, направлено на частичное восполнение этой лакуны.

Степень изученности темы. Основы изучения буддийских представлений о Вселенском правителе {чакравартине) на материале канонических источников были заложены в трудах Я. Пржылуски, Л. де ла Балле Пуссена, Т.В. Рис-Дэвидса (который внес весьма значительный вклад в издание и перевод текстов буддийского канонического корпуса).

Самостоятельным предметом исследования буддийская концепция царской власти становится в трудах В. Смита, в частности, в его монографии «Ашока -буддийский император Индии» (1901)1, а затем и в работе Паранавитаны «Два

1 См. также: Бонгард-Левин, 1973; Индра, 1958; Bhandarkar, 1931; Dikshitar, 1953; Law В., 1931; Mookerjee, 1931; Smith, 1919.

царских титула у древних сингальцев и происхождение правления в древней Индии» (1936).

Начиная с середины XX в., изучение буддийской концепции царской власти развивалось преимущественно на основе палийских источников, получивших распространение в странах Юго-Восточной Азии - Таиланде, Бирме, Кампучии, а также на Шри Ланке. Среди работ такого рода наиболее представителен труд Р. Хейне-Гелдерна «Концепции государства и царствования в Юго-Восточной Азии» (1956).

Определенный шаг в направлении историко-культурного обобщения потестарной проблематики в буддизме был предпринят в статье Б.Г. Гокхале «Взгляд ранних буддистов на государство» (1968), а несколько позднее - в монографии Т. Линга «Будда. Буддийская цивилизация в Индии и на Цейлоне» (1976), где рассматривается учение о Вселенском правителе (пал. чаккаватти) в традиции школы тхеравада.

Особый интерес представляют в аспекте настоящего диссертационного исследования работы Э. Дени, в которых учение о Вселенском правителе рассматривается в контексте буддийской космологии на материале третьего раздела палийской версии канона - Абхидхамма-питаки (санскр. Абхидхарма-питаки), трактата Локапаннятти (1977), а также монография супругов Ф. и М. Рейнольде «Три мира короля Руана» (1982), большую часть которой составляет перевод на английский язык тайского космологического трактата Ли Тхаи (XIV в.).

В отечественной науке второй половины XX в. основоположником изучения буддийских представлений о царской власти выступил Г.М. Бонгард-Левин: в его статье «Калингская война и ее значение в истории правления Ашоки» (1958) были подвергнуты теоретическому осмыслению религиозно-идеологические принципы буддийской имперской государственности. В целом ряде последующих трудов, посвященных политической истории и культуре древней Индии, Г.М. Бонгард-Левин уделил значительное внимание рассмотрению социально-политического аспекта буддизма. Данное направление исследований нашло отражение и в работах его учеников — А.А. Вигасина, В.П. Андросова, В.Г. Лысенко, В.К. Шохина и других.

Определенный вклад в изучение процесса институционального оформления буддизма в качестве государственной идеологии внесла монография Е.С. Семеки «История буддизма на Цейлоне» (1969).

Вопросы легитимации царской власти в тхеравадинской традиции рассматривались в монографиях В.И. Корнева «Тайский буддизм» (1973), «Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии» (1983), «Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии» (1987) и фундаментальном труде Б.Н. Мельниченко «Буддизм и королевская власть» (1996).

Ценностно-нормативный аспект буддийских представлений о потестарных отношениях исследовался А.С. Агаджаняном в монографии «Буддийский путь в XX веке» (1993).

Значительный вклад в текстологическое изучение буддийского рукописного наследия, содержащего потестарную проблематику, внесли работы М.И. Воробьевой-Десятовской.

Буддийская концепция царской власти в традиции постканонической Абхидхармы контекстуально рассматривалась в работах В.И. Рудого и Е.П. Островской (1994, 1995, 1998, 1999, 2000), посвященных исследованию санскритского оригинала наиболее представительного памятника этой традиции - трактата Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы») Васубандху (IV - V вв.).

Переводы канонических текстов о Вселенском правителе начали выполняться отечественными востоковедами-буддологами сравнительно недавно: А.В. Парибком подготовлен перевод палийской Чаккаватти-сиханада сутты (1990), а М.Е. Кравцова осуществила переводы ряда китайских версий канонических сутр (2001).

Рассмотрению проблемы потестарных отношений в контексте исследования процессов институализации буддизма уделено значительное внимание в монографиях Е.А. Островской-младшей «Тибетский буддизм» (2002) и «Тибетобуддийский социально-политический проект: история и современость» (2002).

Источниковая база исследования включает в себя памятники древнеиндийской словесности ведийского периода — тематически релевантные тексты Ригведы и Атхарваведы, образцы литературы пуран, руководство для совершения ритуалов на больших алтарях - Шраутасутру Катьяяны,

литературу класса смрити («Законы Ману», Дхармашастра Нарады, Яджнавалкъя-смрити, Вишну-смрити), трактат о науке управления -Артхашастра Каутильи, релевантные разделы древнеиндийского эпоса «Махабхарата», буддийские канонические источники - сутры первого раздела канонического корпуса (Сутра-питаки), содержащие сюжеты о Вселенском правителе, и трактаты третьего раздела {Абхидхарма-питаки) в палийских версиях и китайских переводах, третий и шестой разделы трактата Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» - Лока-нирдеиш («Учение о мире») и Арьяпудгаламарга-нирдеша («Учение о пути Благородной личности»). Общее количество источников, использованных в диссертационном иследовании, составляет 43 названия.

Цель исследования состоит в анализе этапов становления и содержательных аспектов буддийской концепции царской власти, отраженных в канонических и постканонических источниках. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

- выявить структуру и содержание потестарной проблематики в источниках, запечатлевших добуддийский этап развития социально-политической мысли древней Индии;

проанализировать типологические особенности легитимации царской власти в добуддийский период;

- эксплицировать структуру потестарной проблематики в сюжетных нарративах первого раздела буддийского канонического корпуса {Сутра-питаки);

- рассмотреть принципы первичной систематизации представлений о Вселенском правителе {чакравартине) в трактатах третьего раздела буддийского канонического корпуса {Абхидхарма-питаки);

- проанализировать учение о Вселенском правителе в трактате Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы».

Объект исследования: буддийские канонические и постканонические произведения, содержащие потестарную проблематику, - представления о Вселенском правителе (чакравартине), то есть об идеальной царской власти.

Предмет исследования: процесс зарождения и концептуализации буддийских представлений о царской власти в древней и раннесредневековой Индии.

Методологическая база исследования. Диссертация базируется на аналитическом подходе к изучению буддийского письменного наследия, разработанном основоположниками Санкт-Петербургской буддологической школы - Ф.И. Щербатским и О.О. Розенбергом; согласно этому подходу, ключом к теоретической интерпретации явлений буддийской культуры выступает анализ логико-дискурсивных текстов — канонических и постканонических трактатов, созданных в Индии периода древности и раннего средневековья.

В исследовании использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы, направленные на рассмотрение процесса формирования буддийской концепции царской власти в контексте истории социально-политической мысли древней и раннесредневековой Индии, и теоретические положения, разработанные Г.М. Бонгардом-Левиным, О.Х. де Л. Виджесекерой, Г.Ф. Ильиным, Б.Н. Мельниченко, Э. Сенаром, Х.Х. Уилсоном, Г. Якоби.

В интерпретации буддийских письменных памятников логико-дискурсивного содержания применялся разработанный В.И. Рудым структурно-герменевтический метод, позволивший выявить роль функционально различных аспектов буддизма (религиозной доктрины, психотехнической практики, философского дискурса) в концептуализации представлений о царской власти.

При анализе источников использовался также историко-антропологический метод определения религиозно-идеологической, космологической и ценностно-нормативной компонент царских инаугурационных ритуалов и их культурной семантики и методика анализа ритуалов повышения статуса («ритуалов перехода»), разработанная А. ван Геннапом и В. Тэрнером.

В диссертации учтены теоретические выводы и содержательные результаты исследований Я.В. Василькова, А.А. Вигасина, Г. Вильсона, Э. Дени, Т.Я. Елизаренковой, В.И. Кальянова, Г.И. Ларсона, С.Л. Невелевой, Е.П. Островской, Я. Пржылуски, Л. де ла Балле Пуссена, Т.В. Рис-Дэвидса, A.M. Самозванцева, Й.К. Хистермана, С.Д. Эльмановича, В.А. Якобсона и других.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что буддийская концепция царской власти возникает на основе архаических представлений о соединении религиозных и властных функций в фигуре лидера социальной общности и, проходя в своем становлении этапы религиозно-идеологического нарратива и первичной логико-дискурсивной систематизации,
обретает свое завершенное оформление на уровне философской рефлексии о картине мира и роли политического лидера в распространении и воспроизводстве буддийской ценностно-нормативной регламентации человеческой деятельности. В своем социально-политическом аспекте эта концепция представляла собой южноазиатский вариант учения о харизматическом господстве и была ориентирована на опровержение права брахманского жречества на поставление и легитимацию государей. Научная новизна исследования:

- выявлены религиозно-идеологические доминанты добуддийских представлений о царской власти, зафиксированные в памятниках ведийской и постведийской словесности: обоснование права жречества (брахманского сословия-вдрны) на поставление, легитимацию, обучение государей и на участие в принятии политических решений; жречество выступало совокупным субъектом, формирующим модель идеального правителя и образа правления;

- проанализированы типологические особенности легитимации царской власти в добуддийский период: легитимация осуществлялась как ритуальный инаугурационный комплекс (раджасуя), которому предшествовало ритуальное установление границ подмандатной территории, проводившееся в форме растянутого во времени странствия жертвенного коня и его вооруженного конвоя и завершавшееся жертвоприношением коня (ашвамедха); оба ритуала имели выраженный милитарный характер, сохраняя при этом отчетливые признаки обрядов перехода; власть трактовалась как особая субстанция, сохраняемая и передаваемая жречеством претенденту на царский трон; важными элементами обоих ритуалов выступает символическое завоевание вселенной, а в раджасуе — окропление претендента священными водами, осуществляемое жрецом (обряд абхишека);

- выявлена структура буддийских представлений о власти в первом разделе канонического корпуса (Сутра-питаке): сюжетные нарративы о царской власти классифицированы по трем группам — в первую из них включены сутры, раскрывающие религиозно-идеологические воззрения о причинах утраты славы и величия государя; во вторую - сутры, повествующие о ложности любой человеческой деятельности, включая даже идеальное царское правление; в третью — сутры, представляющие собой классификации и номенклатуры признаков Вселенского правителя и атрибутов его власти, а

также религиозных практик и факторов Просветления, которые ассоциируют чакравартина и Будду;

- рассмотрены принципы первичной систематизации буддийских представлений о Вселенском правителе в текстах третьего раздела канонического корпуса: типологии Вселенских правителей; выстраивание линий генеалогической преемственности статуса чакравартина, начиная от мифических персонажей сюжетных нарративов Сутра-питаки и заканчивая реальными историческими персоналиями; реинтерпретация ведийских персонажей (Васиштха - родоначальник клана чакравартинов); определение предметной области значений традиционной потестарной терминологии (кшатрий, раджа, Махасаммата);

- проанализированы буддийские представления о легитимации царя: акт инаугурации соответствует датам сакрального буддийского календаря; распорядок подготовления к инаугурации соответствует требованиям Винаи -буддийского дисциплинарного кодекса; присутствуют дериваты ведийской инаугурационной обрядности (реинтерпретированная абхишека и символическое завоевание вселенной);

- рассмотрена концепция царской власти в трактате «Энциклопедия Абхидхармы» Васубандху: в ней синтезированы канонические представления о подобии чакравартина Будде и дана типология Вселенских правителей, построенная по признакам размера подмандатной территории и способа установления власти над ней, сформулированы критерии легитимного вступления претендента на вселенское господство в статус чакравартина и чакры (символа вселенской власти) как атрибута харизматического господства; акцентирована мессионерская функция чакравартина как «исторического» предшественника Будды; концепция чакравартина инкорпорирована в изложение космологического учения.

Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования. Выявленные этапы становления и содержательные аспекты буддийской концепции царской власти в определенной степени восполняют пробелы в изучении истории социально-политической мысли Индии эпохи древности и раннего средневековья. Выводы, теоретические положения и содержательные разделы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и лекционных курсов по историографии и
источниковедению, истории древней и раннесредневековой Индии, а также стран распространения буддизма, по религиоведению, истории культуры.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования отражены в публикациях и в докладах на научных конференциях: «Путь Востока» (III и IV Молодежные научные конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока 2000 - 2001 гг., Санкт-петербург); «Иерархия и власть в истории цивилизаций» (Вторая международная конференция 4-7 июля 2002 г., Санкт-Петербург). Основные положения диссертации представлены в научных докладах и сообщениях на заседаниях Годичной научной сессии СПбФ ИВ РАН (2000,2001,2002,2003,2004 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 167 названий.
ГЛАВА I. ДОБУДДИЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.

В настоящей главе рассматриваются добуддийские представления о верховной власти, реконструированные на материале памятников словесности ведийского и постведийского (брахманистского) периодов. В ней дается характеристика источников, содержащих потестарную проблематику, анализируются инаугурационные ритуалы ведийской эпохи, в которых воплощен основной круг воззрений относительно верховной власти. Особое внимание уделено рассмотрению базовых требований, предъявлявшихся к верховному правителю, что позволяет выявить идейный контекст, предшествовавший формированию буддийских воззрений на проблему власти.

§1. Характеристика добуддийских источников, содержащих потестарную проблематику.

Наиболее ранние сведения, на основании которых можно судить о потестарных представлениях ведийской эпохи, обнаруживаются в гимнах Ригведы. Прежде всего в этой связи следует указать на эпитеты, адресованные двум основным божествам ведийского пантеона - Индре и Варуне. Так, Варуна именуется «царем всего мироздания» (РВ, V.85.3)*, а Индра - «вседержителем народов» (РВ, VIII. 16.1), что указывает на приписывание этим божествам царственного достоинства вселенского масштаба. В Ригведе помимо Индры и Варуны царями называются еще Адитьи, Агни, Сома и другие божества. К Индре также применяются эпитеты «вседержитель» {samraj- букв, «всевластный») и «самодержец» (svaraj- букв, "самовластный"). К Варуне применяется только первый из этих двух - samraj-, но в одном из гимнов Варуна и Индра противопоставляются друг другу именно в соответствии с указанными эпитетами (РВ, VII. 82.2). Для обозначения власти как таковой в гимнах Ригведы используется термин ksatrd-: власть предстает в Ригведе как

" Работы, названия которых вынесены в список сокращений, указываются непосредственно в корпусе текста.
некая абстрактная субстанция, присущая богам, прежде всего Варуне и Адитьям, но также и Индре и некоторым другим. K$atra- определяется эпитетами «нестареющая», «несгибаемая», «сверкающая», «широкая», «высокая», «великая». Боги обладают способностью даровать kqatrd- своим адептам, поддерживать в них эту субстанцию. Кроме того, божества выступают хранителями k§atra-. Таким образом, власть земная рассматривалась в Ригведе как воспроизведение власти божественной1.

Уникальность гимнов Ригведы в аспекте изучения представлений о верховной власти состоит в том, что этот первый памятник индийской словесности складывался на протяжении весьма и весьма длительного времени, начиная приблизительно с середины И-го тыс. до н.э. Потестарная проблематика, нашедшая свое отражение в Ригведе, позволяет проследить динамику родо-племенных отношений, характерную для исторического становления индо-арийской этнокультурной общности. Необходимо отметить, что в период сложения ранних гимнов Ригведы, возникших, возможно, еще за пределами Индостана, древние арии уже обладали сложившимися представлениями о верховной власти. Подтверждением тому может служить описание раджасуи - архаического ритуала царского посвящения.

Гимн, сопровождающий инаугурационный обряд, имеет жанровые признаки жреческого заклинания и возглавляется жрецом, совершающим ритуал. Зачин гимна: «Тебя я привел» (РВ, X. 173.1), свидетельствует о том, что обряд исполнялся именно жрецом, и демонстрирует, что уже на ранней стадии развития социальных отношений древнеарийское жречество обладало исключительными полномочиями на легитимацию верховного правителя. В тексте гимна на персону посвящаемого переносится эпитет, характеризующий kqatra- (РВ, X. 173.1), — «непоколебимый», что указывает на факт дарования правителю этой присущей богам субстанции. Важно отметить и смысловую нагрузку заключительного жреческого утверждения «Да пожелают тебя все племена!» (РВ, Х.173.1), акцентирующего добровольное признание властного верховенства посвящаемого со стороны правителей меньшего ранга -представителей племен. Схожие идеи содержатся в более поздних гимнах Атхарваведы (АВ Ш.4; IV. 8)

1 См. также Елизаренкова, 1999.
Претендент на статус верховного правителя получает земной статус, зеркально соответствующий божественному статусу Индры, о чем свидетельствует перенесение на него устойчивого эпитета Индры - «царь племен», В качестве божественных покровителей посвящаемого в тексте гимна выступают Сома, Брихаспати, Варуна, Индра, Агни (РВ, Х.173.3;5).

Таким образом, в гимне, сопровождающем инаугурационный ритуал, просматриваются основные идеи ведийских представлений о верховной власти. Это - идея вселенского господства царственного правителя, под власть которого добровольно приходят все племена, населяющие землю; идея божественного происхождения земной власти и утверждения права жречества легитимировать земного верховного правителя в его статусе.

Среди ведийских источников, содержащих потестарную проблематику, особое место занимает Шатапатха-брахмана («Брахмана ста путей»), относящаяся к так называемой Белой Яджурведе. Брахманы как раздел Священного ведийского канона представляют собой цикл жреческих комментариев к четырем Ведам, раскрывающих ритуальный аспект ведийской религии. Традиционно включаемые в состав Священного ведийского канона, они могут быть с полным основанием рассмотрены и как относительно самостоятельные памятники словесности, поскольку относятся к иной, нежели Веды, поздней эпохе — VIII - VII в. до н.э.1 В редакции школы Мадхъямдина Шатапатха-брахмана расчленена на четырнадцать подразделов. Рассматривая проблематику в этой редакции памятника, следует отметить, что она содержится преимущественно в пятом и тринадцатом подразделах, где представлены описания ритуалов раджасуя и ашвамедха соответственно. К анализу этих источников в связи с рассмотрением ведийских инаугурационных ритуалов мы обратимся во втором параграфе настоящей главы.

Отметим, что для адекватного понимания представлений о верховной власти, сложившихся в добуддийский период, необходимо затронуть и пураническую литературу, в частности - Вишну-пурану. Идеи, нашедшие отражение в данном памятнике, продолжают и развивают ту трактовку потестарной проблематики, которая была заложена в ведийскую эпоху, что позволяет рельефно проследить типологические отличия и сходства с

1 См.: Эрман, 1980, стр.143.
буддийской инновацией в вопросе о природе власти и функции верховного правителя.

В тексте Вишну-пураны, одной из наиболее древних и авторитетных, основные особенности литературы пуран воплотились наиболее полно.

Потестарная проблематика освещена в шестой главе первого раздела Вишну-пураны. Здесь же, в контексте изложения брахманистских представлений о кармических закономерностях существования человеческого социума дается описание посмертия, раскрывающее ценностные доминанты пуранической картины мира.

Рассмотрим сюжеты, повествующие о происхождении варн — социо-религиозных сословий, а также о причинах, влекущих за собой деградацию. Ведийская идея божественного происхождения варн связывается в тексте Вишну-пураны с новой интерпретацией сюжета о сотворении живых существ, включающей в себя фрагменты воззрений древней Санкхьи (VP, р. 44-45). Живые существа изначально выступают как члены варны, и их первоисточник -тело бога Брахмы. Так, из уст Брахмы произошло жреческое сословие, в членах которого преобладает Саттва — Ясность. Грудь Брахмы дала миру кшатриев -воинское сословие, преимущественно надаленное Раджасом — активностью. Вайшьи, предназначение которых — хозяйственно-экономическая деятельность, родились от бедра Брахмы и сочетают в себе равное преобладание Раджаса и Тамаса - активность и инертность. А низшее сословие - шудры, годные лишь для того, чтобы самоотверженно служить брахманам, кшатриям и вайшьям, произошли от стоп Брахмы, и в них всецело господствует Тамас — инертность.

Вишну-пурана, несмотря на присутствие в ней отчетливых инноваций, воспроизводит главную идейную установку ведийской традиции в понимании религиозного смысла социальной дифференции: все четыре сословия представляют собой ни что иное, как инструмент, самым лучшим образом приспособленный для совершения жертвоприношений. В Вишну-пуране, как и в текстах Священного ведийского канона, именно жертвоприношение выступает источником счастья, так как соблюдающие дхарму праведники, совершая жертвоприношения, обретают «небеса и освобождение» (VP, р. 44-45).

Согласно Вишну-пуране, изначально на земле царили процветание и благоденствие, а люди отличались приверженностью богам и ритуалам,
праведному образу жизни, допустимому сословной дхармой. Их существование не омрачалось страданием, религиозные установления никем не попирались. Постепенно, не без божественного вмешательства, в человеческую природу проникло семя нечестья, пропитанное Томасом - и возникло вожделение. Это привело к пробуждению греховных устремлений, людей стали мучить боли и горести, сопровождающие темные грехи.

Люди пришли в разлад с окружающим миром и друг с другом. Они укрылись за укреплениями, вырыли рвы, возвели крепостные стены, отстроили города и деревни. Дома сделались необходимыми, ибо в природе возникла смена сезонов, иными словами, возникшую и усугубляющуюся социальную деградацию сопровождало ухудшение климатических условий. Это указывает, что в мифологии Вишну-пураны присутствует идея прямой зависимости между состоянием социума и динамикой природных условий. Отгородившись от природы, сообщает нарратор, люди занялись ручным трудом, «порождающим карму» (VP, р. 44-45), но мир продолжает двигаться навстречу гибели. И в этой ситуации единственным способом удержать человеческое сообщество и природу от разрушения провозглашаются ежедневные жертвоприношения, способные избавить от тяжких кармических следствий, содеянных грехов. В утверждении, что совершением жертвенного ритуала грешник мог заблокировать наступление кармического следствия, состоит принципиальный тезис брахманистских представлений о карме. Подчеркнем, что в связи с указанием на необходимость совершения жертвоприношений в тексте Вишну-пураны приводится перечень различных культурных и дикорастущих злаков; этим легитимируются такие виды хозяйственной деятельности, как земледелие и собирательство, пригодные для исполнения обрядов (VP, р. 46).

Праведники, исправно следующие своей дхарме и регулярно совершающие жертвоприношения, обретают небеса, причем «согласно своей варне и ашраме», то есть в соответствии с варновой принадлежностью. Так, мир Праджапати предназначен для праведных брахманов, а также для образцовых глав кровнородственных кланов - готр. Мир Индры, царя богов - для доблестных в битве кшатриев. Мир марутов, божеств ветра и бури, спутников Индры - для трудолюбивых вайшьев, а мир гандхарвов, небесных музыкантов, питающихся запахом - для почтительных шудр.
Высшие ярусы небес обретают те, кто посвятил себя религиозному подвижничеству. Мир восьмидесяти тысяч обуздавших чувства целомудренных аскетов уготован брахманам, проживающим при наставнике - гуру. Мир Брахмы ожидает странствующих аскетов, а Бессмертный мир йогинов - это высшая обитель Вишну.

Тем же, кто отвергает Веды, препятствует жертвоприношениям и не блюдет свою дхарму, предстоят рождения в различных адах, где грешникам уготованы мучения, интенсивность и продолжительность которых зависит от тяжести содеянного греха (VP, р. 48; ВС, 43.2-45). В тексте Вишну-смрити указывается и последовательность рождений, обусловленная дурной кармой: после адской формы существования (нарака), следует рождение среди животных (ВС, 44.1-43), а затем только среди людей. Нарратор говорит о том, с каким физическим дефектом сопряжена человеческая форма существования того, кто приходит в мир людей после жизни в шкуре животного - степень уродства также зависит от тяжести греха (ВС, 45.1-33). Однако наряду с этим гарантируется и возможность покаяния - каждому совершенному преступлению соответствует свой тип покаяния, способный значительно смягчить, а то и вовсе заблокировать кармическую вину (ВС, 46.2-25; 47.1-10). Темы адских рождений и покаяния, отметим, являются очевидной инновацией относительно ведийских представлений.

Рассмотрим в контексте вышеизложенного пуранический миф о происхождении идеального правителя.

Из четырнадцати легендарных прародителей человечества в первом разделе Вишну-пураны упоминается Ману Сваямбхува, тождественный исходной сущности Брахмы (VP, p. 51)1. От этого Ману произошли и добродетельные качества, и человеческие пороки, болезни и несчастья. Отрицательные качества, порождаемые Сваямбхувой — это грозные образы Вишну, действующие как причина гибели мира.

Наделенные огромной силой великие риши, именуемые правителями людей, обладают неисчерпаемой творческой энергией. А Ману и его сыновья, доблестные и богатые цари, обусловливают постоянное сохранение мира (VP, р. 51-54).

1 О ведийской мифологии см. также: Дандекар, 2002; Кейпер, 1986; Chaudhuri, 1931.
Изложенный в Вишну-пуране миф о владыке Вене и его сыне -чакравартине Притху1 (VP, р. 98-106) наиболее полно отражает основополагающие брахманистские представления об идеальном правлении. Нарратор сообщает, что Вена, потомок Ману Сваямбхувы, обладал порочным характером, в силу чего после воцарения этот новый властелин земли провозгласил себя единственным объектом, достойным жертвоприношений, объявив, что он - земное воплощение всех божеств. Брахманы умоляли неразумного правителя возобновить жертвоприношения богам во избежание гибели мирозданья. Вена не внял их мольбам, и тогда брахманы были вынуждены умертвить его.

Но анархия, оказалось, — еще худшее зло, нежели порочный правитель, -после убийства Вены в стране воцарился хаос. Жрецы принялись старательно тереть бедро Вены с целью получить таким образом сына мертвого правителя, так как тот не оставил потомства. «Когда они потерли его бедро, оттуда восстал муж, видом подобный обгорелой головешке, с приплюснутыми чертами лица, сложенный как карлик» (VP, р. 100). Так, согласно Вишну-пуране, появились млеччхи («нишады» - в терминологии Вишну-пураны), аборигены севера Индии. Отмеченные знаком греховной кармы, они являли собой воплощение греха чакравартина Вены, ибо были порождением его пороков (VP, р. 100-101).

Так в пураническом мифе на религиозно-доктринальном уровне была закреплена дискриминация неарийских этносов - коренных народов Индостана.

Когда же отшельники потерли правую руку Вены, то появился блистательный Притху. Сразу после рождения Притху с неба упали Аджагава, лук Шивы, божественные стрелы и кольчуга. Эти небесные атрибуты кшатрия призваны были утвердить установленное свыше предназначение Притху стать чакравартином — Вселенским правителем. А Вена, «родив» такого великого сына, обрел небо питаров («отцов»), избежав тем самым дурного нового рождения — в аду для бездетных. Бездетность, отсутствие мужского потомства, считалась, согласно брахманистским представлениям, греховной, ведущей к адскому новому рождению.

На церемонии инаугурации Притху, сообщает нарратор, присутствовали все боги, включая самого Вишну, который и узрел на ладони Притху знак
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23446.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.