У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Библиотека Новгородской дуновной семинарии состав и история формирования
Количество страниц 190
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23462.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение... 3

Глава 1. Библиотека Новгородской духовной семинарии и ее история... 16 Глава 2. Библиотека Новгородской духовной семинарии и деятельность

учебных заведений Новгорода XVIII века... 56

Глава 3. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии в контексте истории западноевропейской идеологии и

культуры эпохи раннего Нового времени... 118

3.1. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и

идеология Возрождения... 122

3. 2. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и

идеология Реформации и Контрреформации... 136

3.3. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и гуманитарные науки XVI-XVII вв... 143

3. 4. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и естественнонаучная мысль XVI-XVII вв... 151

Заключение... 163

Список основной использованной литературы и источников... 167

Приложение... 184

Список сокращений... 190


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвящено изучению истории и фонда библиотеки Новгородской духовной семинарии, до сих пор не изученных исследователями. Эта библиотека является уникальной как по численности западноевропейской старопечатной книги, так и по ее составу. Анализ источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, как и других книжных собраний западноевропейской старопечатной книги в России, способствует изучению традиций западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени в России. В последнее время эта научная проблема приобретает все большую актуальность. В первую очередь это касается русской истории конца XVII-XVIII вв., особенно в контексте межцивилизационных связей России и Запада. Важным направлением современной исторической науки является также история образования и книги, исследование которой требует комплексного подхода. Этому может способствовать изучение истории Новгородской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии в XVIII в. параллельно с изучением истории их книжных собраний.

Цель диссертационной работы — изучение истории и фонда библиотеки Новгородской духовной семинарии в контексте западноевропейских традиций книжной культуры и образования. Поставленная цель определила и задачи исследования:

• выявить комплекс источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии и осуществить их источниковедческий анализ;

• изучить степень соответствия репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии целям, задачам и характеру Новгородской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии;
• изучить репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии в контексте западноевропейской интеллектуальной истории эпохи Средневековья и раннего Нового времени;

• изучить информационное поле новгородских учебных заведений XVIII в.

Объектом исследования является фонд библиотеки Новгородской духовной семинарии, представленный рукописной и старопечатной книгой.

Предмет исследования - история библиотеки Новгородской духовной семинарии; библиотека Новгородской духовной семинарии в XVIII в. как историко-культурный феномен.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1706 по 1925 г., когда библиотека Новгородской духовной семинарии существовала как единое целое. Первая дата обусловлена возникновением книжного собрания Новгородской школы братьев Лихудов - первоначального ядра библиотеки Новгородской духовной семинарии; вторая — перемещением фонда старопечатной и рукописной книги библиотеки Новгородской духовной семинарии в Государственную Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Методологической основой диссертации является совокупность методов, составляющих основу источниковедческого исследования, предполагающего междисциплинарный подход. В работе использовались методы специальных исторических дисциплин: эвристики, палеографии, археографии, кодикологии, а также методика и подходы книговедения, библиогра-фоведения, библиотековедения и истории образования. Важное значение имел метод сравнительно-исторического анализа, а также сочетание микро-и макроисторического подходов.

В качестве источников в диссертации использовались материалы двух видов: а) архивные материалы, в том числе опубликованные; б) рукописная и старопечатная книга. Главной источниковой базой диссертационного ис-
следования является репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии, представленный ее рукописными каталогами XVIII-XX вв., которые находятся в Великом Новгороде: в ГИАНО - фонды Новгородской духовной семинарии (Ф. 384. Оп. 1. Д. 1, 2) и Новгородской духовной консистории (Ф. 480. Оп. 1. Д. 69); в Отделе письменных источников НГОМЗ (ОПИ НГОМЗ. Инв. № 25982/12016; Инв. № 5144); а также в Санкт-Петербурге: в Отделе рукописей БАН (НИОР БАН. Собрание иностранных рукописей. Ф. 28. F. 409); в Отделе рукописей РНБ (ОР РНБ. Ф. 522 (Новгородская духовная семинария). № 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238; ОР РНБ. ОСРК. F. XVIII. 72, 73). За исключением каталога библиотеки Новгородской духовной семинарии, хранящегося в Отделе рукописей БАН, все. описанные выше каталоги вводятся в научный оборот впервые.

Кроме каталогов библиотеки, были использованы другие архивные данные, среди которых — делопроизводственные документы, отражающие историю Новгородской школы братьев Лихудов (ГИАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 33, 57, 69, 107), Новгородской духовной семинарии, а также ее библиоте-ки, включая движение книжных фондов, в том числе и после закрытия семинарии (ОПИ НГОМЗ. Инв. № 25982/648; ОР РНБ. Ф. 522. № 209; ГИАНО. Ф. Р-265 (Губернский отдел народного образования). Оп. 1. Д. 8, 68, 306; ОР РНБ. Ф. 455 (В. В. Майков). № 42).

В число важных источников, использованных в диссертации, входят опубликованные архивные материалы: делопроизводственные документы, связанные с учебной деятельностью Новгородской школы братьев Лихудов1; совместное описание библиотеки Новгородской школы братьев Лихудов, библиотеки Новгородского архиерейского дома и книжного собрания митрополита Иова2; опись библиотеки Феофана (Прокоповича), выполненная иеромонахом Епифанием3; письма митрополита Иова4 и архиепископа Феофана (Прокоповича)5; частичная публикация описи библиотеки Феофана (Прокоповича)6.
Богатой источниковой базой является также рукописное собрание библиотеки Новгородской духовной семинарии. Оно включает рукописи на греческом и латинском языках, часть которых представляет собой списки учебников XVII-XVIII вв., написанных в русле византийской и западноевропейской традиций и бытовавших в учебных заведениях России. В диссертации были, в частности, использованы: греческие грамматики братьев Ли-худов (ОР РНБ. Ф. 522. № 72, 73); грамматика древнееврейского языка (ОР РНБ. Ф. 522. № 74); учебные пособия на латинском языке: учебники риторики (ОР РНБ. Ф. 522. № 54, 57, 59, 63 и др.), философии (ОР РНБ. Ф. 522. № 46, 47) и богословия (ОР РНБ. Ф. 522. № 4, 6), а также учебные пособия по риторике, философии и богословию, написанные иеромонахом Иосифом (Ямницким) специально для нужд Новгородской духовной семинарии (ОР РНБ. Ф. 522. № 36, 37, 38). Использовалась учебная литература и из других фондов ОР РНБ: «Логика» Софрония Лихуда (Ф. 573 (Санкт-Петербургская духовная академия). № 1394); рукописный азбуковник (ОР РНБ. Соф. собр. № 1208) и др. В диссертации были использованы также рукописи богословского содержания на греческом языке, входившие в состав библиотеки Новгородской школы братьев Лихудов (ОР РНБ. Ф. 522. № 1,2, 3). Из числа рукописных учебников, использованных в диссертации, в научный оборот нами впервые введены: грамматика древнееврейского языка (№ 74), учебники по философии (№ 46, 47), богословию (№ 4, 6), учебники, составленные Иосифом (Ямницким) (№ 36, 37, 38), грекоязычные рукописи богословского содержания (№ 1, 2, 3).

В качестве источника рассматривались также выявленные автором в РНБ многочисленные печатные издания XVI-XVIII вв., входившие в состав библиотеки Новгородской духовной семинарии. Это, в основном, западноевропейская латиноязычная книга, представляющая интеллектуальные традиции Средневековья и раннего Нового времени. Практически все старопе-
чатные издания из библиотеки Новгородской духовной семинарии, использованные в диссертации, вводятся в научный оборот впервые.

История и репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии недостаточно изучались исследователями. В дореволюционных работах общего характера, посвященных истории образования и книги в России XVIII в., библиотеке Новгородской духовной семинарии дается лишь самая общая оценка. В частности, П. В. Знаменский ограничивается констатацией того, что библиотека Новгородской духовной семинарии была лучшей из библиотек, существовавших при духовных семинариях в России7. Речь об этой библиотеке идет также в работах С. Керского, К. Я. Здравомыслова и
Г. И. Светлова , посвященных истории Новгородской духовной семинарии. Из указанных авторов наиболее ценную информацию дает С. Керский, отчасти раскрывающий репертуар библиотеки9. Непосредственно библиотеке Новгородской духовной семинарии посвящена содержательная брошюра

П. В. Верховского, дающая представление о репертуаре библиотеки и ее

ю значении в истории русской культуры .

В советское время изучение истории и репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии по идеологическим причинам не осуществлялось, за исключением ее научной инвентаризации, предпринятой В. В. Майковым в ОР ГПБ в конце 20-х — начале 30-х гг.11

Лишь в конце 80-х и в 90-х гг. XX в. стали появляться публикации, посвященные отдельным аспектам истории этого книжного собрания. П. И. Хотеев, касаясь истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, затрагивает, в основном, вопросы ее финансирования и материального обустройства, не рассматривая репертуара, основных этапов формирования, не раскрывая ее уникального значения12. Репертуару и судьбе библиотеки Новгородской духовной семинарии посвящены исследования И. Л. Григорьевой, Б. А. Градовой, Л. А. Догузовой, В. С. Белоненко13.
Наиболее изученной частью библиотеки Новгородской духовной семинарии является библиотека Феофана (Прокоповича). Сведения о начальном этапе изучения ее истории сообщает В. С. Иконников14. Ценный вклад в исследование истории книжного собрания знаменитого сподвижника Петра I внес П. В. Верховской, опубликовавший, в частности, его опись, сделанную после смерти Феофана иеродиаконом Александро-Невского монастыря Епифанием15.

Большое значение для изучения библиотеки Феофана имеют неизданные материалы сотрудников ГПБ В. В. Майкова и А. И. Доватура, специально занимавшихся этим книжным собранием16. Кроме уже упомянутого инвентаря библиотеки Новгородской духовной семинарии, составленного

B. В. Майковым, ему же принадлежит статья, посвященная одному раритетному изданию из библиотеки Феофана (Прокоповича)17. Общую характеристику репертуара и оценку значения библиотеки Феофана (Прокоповича) в истории книги в России дал видный советский историк и книговед

C. П. Луппов . Дальнейшее изучение библиотеки Феофана существенно продвинула частичная публикация ее описи, предпринятая Институтом философии Академии наук Украины19. Однако эта публикация содержит библиографическое описание лишь 1171 книги из библиотеки Феофана, насчитывавшей, согласно описи Епифания, 3192 тома20. В последние годы изучением отдельных изданий библиотеки Феофана (Прокоповича) занимались А. X. Горфункель, М. А. Юсим, О. Э. Новикова21. История и репертуар этого книжного собрания требуют, однако, дальнейшего тщательного изучения, в том числе потому, что научная литература до сих пор изобилует недостоверными сведениями о нем22.

Сведения о библиотеке Феофана (Прокоповича) содержатся также в работах зарубежных историков. Важную характеристику библиотеки дает, в частности, Э. Винтер, который указывает на ее «первостепенную роль в распространении научных знаний и идей эпохи Просвещения в России» .
Специально немецким авторам в библиотеке Феофана (Прокоповича) посвящена статья немецкого исследователя И. Тетцнера24, который группирует авторов по тематике их изданий, связывая каждую группу с научными интересами самого Феофана, с его конфессиональными и политическими пристрастиями. При этом основанием для выводов И. Тетцнера является выборка авторов, сделанная из описи Епифания П. В. Верховским25. В своей работе И. Тетцнер ссылается также на имевшуюся в его распоряжении статью «Библиотека Феофана Прокоповича» (1954)26, принадлежащую Д. И. Чижевскому, известному историку, философу и филологу, работавшему в Германии и США. Сводя наличие в библиотеке Феофана тех или иных изданий немецких авторов к интересам самого Феофана27, И. Тетцнер игнорирует то важное обстоятельство, что большая часть книг библиотеки была не приобретена самим Феофаном, а получена им в дар от Петра I из числа военных трофеев. Несмотря на уязвимость выводов И. Тетцнера, его исследование обладает определенной ценностью, будучи одним из немногих, представляющих отдельные направления западноевропейской культурной истории в библиотеке Феофана (Прокоповича).

Несмотря на некоторые попытки реконструкции важных моментов культурной истории Западной Европы и России на материале репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии, эта научная проблема все еще требует серьезного изучения. Кроме того, репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии никогда не использовался в качестве источника для изучения истории образования и культуры Новгорода XVIII в. Равным образом недостаточно изучены, подобно многим другим аналогичным рукописным собраниям, учебные пособия на греческом и латинском языках, составлявшие часть рукописного фонда семинарской библиотеки, дающие представление об учебном плане, характере составлявших его учебных дисциплин, общем уровне учебного заведения, а также об ин--и теллектуальных традициях, лежащих в основе его учебной деятельности.
Лишь в последние годы появились специальные работы Д. А. Яламаса, по-

священные рукописным грамматикам братьев Лихудов, входящим в состав рукописного фонда библиотеки Новгородской духовной семинарии28.

История новгородских учебных заведений XVIII в. неоднократно являлась объектом исследования для ученых разного профиля. Изучение Новгородской школы братьев Лихудов на основе архивных материалов было предпринято дореволюционным историком Е. М. Прилежаевым29. Его результаты были затем использованы в фундаментальном труде М. М. Смен-цовского, посвященном братьям Лихудам30. Вклад Е. М. Прилежаева в изучение новгородских архиерейских школ XVIII в. достаточно велик: им впервые был использован богатый архивный материал по истории не только Новгородской школы братьев Лихудов, но и других епархиальных школ Новгорода первой трети XVIII в. Вместе с тем следует отметить преимуще-. ственно краеведческий характер статьи Е. М. Прилежаева, не ставившего

своей задачей вписать историю Новгородской школы Лихудов в контекст истории русской, а тем более западноевропейской культуры. Общую характеристику Новгородской школы братьев Лихудов дают П. В. Знаменский31 и А. Архангельский32. По мнению последнего, Новгородская школа по уровню гуманитарной подготовки могла сравниться лишь с Киевской и Московской академиями33. Краткий очерк истории Новгородской школы братьев Лихудов дает также Г. И. Светлов в работе, посвященной истории Новгородской духовной семинарии34. В русской дореволюционной историографии истории образования в России исследования, связанные с деятельностью Лихудов, немногочисленны. В обобщающем труде С. В. Рождественского, посвященном истории системы народного просвещения в России, имена братьев Лихудов не упоминаются вообще35.

Труд Е. М. Прилежаева в советское время продолжения не имел. Лишь с конца 80-х гг. XX в. появляются первые исследования, посвященные Нов-

-?.' городской школе братьев Лихудов, которая, в первую очередь, привлекла
внимание отечественных филологов. Так, в статье О. Б. Страховой отмечается выдающееся значение Новгородской школы в истории русской культуры, обусловленное уникальным характером филологической деятельности Лихудов в Новгороде36. В 90-е гг. появляются работы церковных историков, содержащие оценку деятельности братьев Лихудов и значения их Новгородской школы. Игумен Иоанн (Экономцев) называет Новгородскую школу братьев Лихудов «второй высшей школой в стране»37. Д. Поспеловский, автор учебного пособия «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР», отмечая заслуги Новгородского митрополита Иова, указывает, что
он дал в Новгороде «пристанище ученым грекам Лихудам и их академии» .

В последнее время сложился отчетливый интерес к Новгородской школе братьев Лихудов в связи с прошедшими в Великом Новгороде в мае 1998 г. «Первыми Лихудовскими чтениями»39. Ей и ее продолжению - архиерейской школе Федора Максимова посвящены статьи И. А. Вознесенской40. Автор считает это учебное заведение «грамматической школой», ориентированной на греко-православную традицию. Зарубежная историография истории Новгородской школы братьев Лихудов немногочисленна. Специальные работы отсутствуют. Заслуживающие внимания характеристики школы содержатся в исследованиях Макса Окенфасса и Ренаты Лах-манн, которые указывают на специфику учебного плана Новгородской школы: Лихуды, как и в Москве, преподавали там «humaniora», изученные ими в Венеции и Падуе41.

История Новгородской духовной семинарии в XVIII в. излагается в работах П. В. Знаменского, В. Смирнова, К. Я. Здравомыслова, Л. Н. Спасского, К. В. Харламповича, Г. И. Светлова, а также в статьях разных авторов, опубликованных в «Отчетах Санкт-Петербургского Общества воспомоще-ствования выпускникам Новгородской духовной семинарии»42. Большинство из них основано на архивных материалах, которые были использованы, однако, далеко не в полной мере. Наиболее информативной является книга
Г. И. Светлова. Правда, как и остальные работы, она не имеет научного аппарата и не обладает поэтому большой ценностью43. Данные Г. И. Светлова невозможно проверить, учитывая, что местонахождение архива семинарии в настоящее время неизвестно. Вероятно, он не сохранился.

В советское время изучение истории Новгородской духовной семинарии по идеологическим соображениям не осуществлялось. Первые работы, посвященные истории семинарии, появляются лишь в постсоветский период. Среди их авторов краеведы Н. Н. Жервэ, Л. А. Секретарь, С. В. Моисеев и некоторые др.44 Зарубежная историография истории Новгородской духовной семинарии, по имеющимся данным, отсутствует.

Таким образом, ни русская дореволюционная, ни отечественная историческая наука XX в. не изучали должным образом историю новгородских учебных заведений XVIII в., сыгравших важную роль в процессе генезиса отечественной системы образования. Равным образом не изучалось отражение элементов западноевропейской системы образования в учебной деятельности новгородских учебных заведений XVIII в. ,

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• в научный оборот впервые вводится широкий круг новых источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, выявленных нами в книгохранилищах и архивах России;

• впервые предпринята попытка использовать рукописные учебники для изучения учебной деятельности новгородских учебных заведений XVIII в.;

• впервые учебный процесс в новгородских учебных заведениях XVIII в. изучается на основе репертуара и отдельных изданий их книжных собраний;
• впервые в отечественной и мировой историографии в качестве источника используется собрание западноевропейской старопечатной книги, принадлежавшее библиотеке Новгородской духовной семинарии.

1 Всеподданейший доклад Святейшего Синода и ведомости о епархиальных школах // Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1885. Т. 7. Стб. XCIV-CLVII.

2 Опись архиерейской ризницы, находящейся в Софийском соборе, и имущества, оставшегося после смерти Иова, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук // Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868. Т. 1. Стб. LXXXIII-XCIX.

Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам, а именно Богословским, философским, гисторическим, юридическим и схолястическим и разных диалектов // Верховской П. В. Учреждение духовной коллегии и духовный регламент. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2. С. 9-56. Один из экземпляров описи Епифания ныне хранится в РО РГБ. См.: Записки Отдела рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина / Под ред. П. А. Зайончков-ского и И. М. Кудрявцева. М, 1950. Вып. 11. С. 98.

4 Чистович И. А. Новгородский митрополит Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. 1861. Февраль. С. 61-145.

5 Материалы для истории русской религиозной и церковной жизни. I. Письма Феофана Прокоповича // Тр. Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 1. Февраль. С. 288-294; Рун-кевич С. Архиепископ Феофан Прокопович в его переписке с Петром Великим // Странник. 1906. Февраль. С. 201-217.

6 Б1блютека Феофана Прокоповича (Витяг з опису) / Шдготував М. Д. Рогович // Прокопович Ф. Фшософск1 твори. Т. 3. Кшв, 1981. Додатки. С. 378—442.

7 Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. 2-е изд. СПб., 2001. С. 453, 782.

8 Преобразование духовно-учебных заведений Новгородской епархии (Отчет) / С. Кср-ский. СПб., 1870. С. 69-77; Здравомыслов К. Я. Заботы Новгородских Владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская библиотека // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1899. № 23. С. 1468-1469; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Петроград, 1917. Вып. 1. С. 86, 91, 306—307, 380.

9 Преобразование духовно-учебных заведений Новгородской епархии. С. 70-73.

10 Верховской П. В. Библиотека Новгородской духовной семинарии и ее сокровища (О необходимости спасти библиотеку Феофана Прокоповича) // Варшав. упив. ичв. 1914. №4. Отд. IV. С. 1-10.
12 Хотеев П. И. Книга в России в середине XVIII века. Библиотеки общественного пользования. СПб., 1993. С. 32-37.

13 Григорьева И. Л. Новгородская культура XVI-XVIII веков и традиции рснессанснош гуманизма (к вопросу об идеях и произведениях Эразма Роттердамского в России) // Новгородский исторический сборник. СПб., 1999. 7(17). С. 113-122; Градова Б. А. И* истории поступления библиотеки Новгородской духовной семинарии в Государственную Публичную библиотеку // Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Первые Лиху-довские чтения». Великий Новгород, 11—14 мая 1998 года / Отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2001. С. 187-191; Догузова Л. А. Фундаментальная
библиотека Новгородской духовной семинарии: 1913-1926 гг. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. / Сост. В. Ф. Андреев. Новгород, 1997. С. 129-131; Белоненко В. С. Из истории формирования книжного фонда Новгородской духовной семинарии // Там же. С. 118-123.

14 Иконников B.C. Опыт русской историографии. Киев, 1892. Т. 1. Кн. 2. С. 886.

15 Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам... С. 9-56.

16 В. В. Майков провел инвентаризацию библиотеки Новгородской духовной семинарии, поступившей в ГПБ. См.: ОР РНБ. Ф. 522. № 238. Подробнее об этом инвентаре см. в первой главе: с. 49-50. В 1930 г. работу по описанию библиотеки Феофана (Прокоповича) вел А. И. Доватур. См.: Вольфцун Л. Б. Доватур Аристид Иванович // Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры: Биографический словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 267. К сожалению, сведений в архиве РНБ о результатах его работы нам найти пока не удалось.

17 См.: ОР РНБ. Ф. 455. № 42; Майков В. В. Заметка о трех изданиях голландского археолога Якова де Вильде (Материалы для истории русских библиотек) / Публ. подг. И. Л. Григорьевой и Н. В. Салониковым // Чело. 2000. № 2. С. 123-126.

18 В частности, С. П. Луппов делает важное замечание: сведения о том, что библиотека Феофана насчитывала 30 тыс. томов, встречающиеся в ряде изданий, несомненно, являются преувеличенными. См.: Луппов С. П. Библиотека Феофана Прокоповича // Его же. Книга в России в послепетровское время. 1725-1740. Л., 1976. С. 258.

19 Б1блютека Феофана Прокоповича (Витяг з опису). С. 378—442.

20 См.: Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам... С. 9-56.

21 Горфункель А. X. «Много сходствует с нашею Четь-Минеею» (Русский читатель «Золотой легенды») // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма (Археография и источниковедение Сибири). Новосибирск, 1990. С. 105-110; Юсим М. А. Макиавелли в России: мораль и политика на протяжении пяти столетий. С. 102-103; Новикова О. Э. Липсий в России первой половины XVIII века // Философский век. Альманах. Вып. 10. Философия как судьба: Российский философ как социокультурный тип / Отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1999.С. 149-150.

22 См., в частности: Новикова О. Э. Указ соч. С. 149-150. Прим. 5.

23 Winter Е. Frtihaufklarung. Der Kampf gegen den Konfessionalismus in Mittel- und Osteuropa und die deutsch-slavische Begegnung. Berlin, 1966. S. 299.

24 Tetzner J. Bticher deutscher Autoren in ProcopoviCs Bibliothek // Die deutsch-russische Begegnung und Leonard Euler / Hrsg. von E. Winter. Berlin, 1958. S. 125-142.

25 Ibid. S. 125.

26 См.: Ibidem. К сожалению, эта работа Д. И. Чижевского пока осталась нам не доступной.

27 См., в частности: Ibid. S. 126 и др.

Яламас Д. А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1992. С. 9-13; Его же. Средневековая греческая грамматическая традиция и труды братьев Лихудов // Лихудовские чтения. С. 37-52. 2 Прилежаев Е. М. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христ. чт. 1877. Ч. 1. Март-апрель. С. 331-370.

30 См., в частности: Сменцовский М. Братья Лихуды: Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII в. СПб., 1899. С. 340-351. Сведения о Новгородской школе братьев Лихудов сообщает также Г. Мирко-вич. См.: Миркович Г. О школах и просвещении в патриарший период // ЖМНП. 1878. Ч. 198 (июль). С. 57-60.
1 Знаменский П. В. Указ. соч. С. 30-44.

32 Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883. С. 15.

33 Там же.

34 Светлов Г. И. Указ. соч. С. 13-23.

35 См.: Рождественский С. В. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. СПб., 1912. Т. 1.

36 Страхова О. Б. Новгородская школа братьев Лихудов // Cyrillomethodianum XII. Thes-saloniki, 1988. С. 109-123.

37 Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. М, 1992. С. 103.

38 Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 126.

39 См.: Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова // Лихудовские чтения. С. 72-76; Галкин А. К. Предпосылки открытия Новгородской школы Лихудов // Там же. С. 67-71; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия // Там же. С. 77-94.

4 См.: Вознесенская И. А. Митрополит Иов и Новгородская школа братьев Лихудов // София. 1999. № 4. С. 37-39; Ее же. Архиерейская школа Федора Максимова // София. 2001. №3. С. 32-33.

41 Okenfuss M. The Jesuit Origins of Petrine Education // The Eighteenth Century in Russia / Ed. J. G. Garrard. Oxford, 1973. P. 114; Lachmann R. Einleitende Untersuchung // De arte rhetorica libri X Kijoviae 1706 / Feofan Procopovid. Hrsg. von Renate Lachmann. Koln; Wien, 1982. S. XX; См. также: Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб., 2001. С. 155.

42 Знаменский П. В. Указ. соч. С. 168-169, 261 и др; Смирнов В. История Новгородской духовной семинарии // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1894. № 2, 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895. № 3, 5, 11, 22, 24; Здравомыслов К. Я. Указ. соч.; 150-летие Новгородской духовной семинарии. 1740-1890. Юбилейный сборник / Сост. Л. Н. Спасский. Новгород, 1891; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1. С. 689-692; Светлов Г. И. Указ. соч.; Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования выпускникам Новгородской духовной семинарии за 1898 год. СПб., 1899; Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования... за 1899 год. СПб., 1900; Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования... за 1901 год. СПб., 1902.

43 Светлов Г. И. Указ. соч.

44 Жервэ Н. Н. Новгородская духовная семинария (1740-1918 гг.) // Где святая София, там и Новгород. Новгород, 1998. С. 131-136; Ее же. Новгородская духовная семинария -центр духовного образования Северо-Запада в XVIII-XX вв. // Традиции образования в Карелии. Материалы рееспуб. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 1995. С. 38-40; Ее же. Новгородская духовная семинария и традиции изучения новгородских древностей // Лихудовские чтения. С. 113-117; Секретарь Л. А. Дома, события, люди. (Новгород XV111 -начало XX вв.). Великий Новгород, 1999. С. 283-294; Моисеев С. «Велик Ваш жребий...» (К 250-летию Новгородской духовной семинарии) // Вече. 1990. № 5. С. 15.
ГЛАВА I

БИБЛИОТЕКА НОВГОРОДСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ И ЕЕ ИСТОРИЯ

Фундаментальная библиотека Новгородской духовной семинарии, одного из самых старых и значительных учебных заведений России, была замечательной по своей громадности и богатству, принадлежа к числу старейших и самых крупных российских библиотек XVIII в. Согласно реестру 1779 г. она насчитывала около 6500 томов, в основном, латинских изданий, выпущенных в Западной Европе в XV-XVIII вв.

Библиотека Новгородской духовной семинарии относилась к числу книжных собраний нового типа, в которых книга была десакрализована и выступала в своей новой функции — информационной. Сближение России с Западной Европой осуществлялось в значительной мере именно благодаря появлению таких библиотек. С наступлением Нового времени, кроме книжных собраний при церквах и монастырях, содержавших, в основном, богослужебную литературу, в России появляются библиотеки государственных учреждений, начинающие играть все большую роль. Древнейшей из них была Библиотека Московского Архива Коллегии иностранных дел (библиотека бывшего Посольского приказа)1.

С возникновением регулярной школы появляются библиотеки учебных заведений. Отметим, что аналогичным образом развивалась в средние века западноевропейская образовательная система. С появлением университетов, кроме библиотек при соборах и монастырях, основу которых составляли литургические книги, возникают университетские библиотеки, носившие принципиально иной характер. Библиотека Сорбонны предлагала своим читателям тексты, необходимые для занятий: грамматики, сочинения Аристотеля и его комментаторов, юридические трактаты, комментарии к Писанию,
«Сентенции» Петра Ломбардского, произведения патристики, отдельные книги классических авторов. По инвентарю 1338 г. библиотека Сорбонны насчитывала 338 томов. Библиотеки Оксфорда и Кембриджа насчитывали в это время около сотни томов2.

Основанная в 1685 г. Московская Славяно-греко-латинская академия, по образцу которой была создана Новгородская школа Лихудов, располагала библиотекой, насчитывавшей около 600 наименований; ее учащиеся имели возможность пользоваться книгами знаменитых поборников просвещения Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева3. В 1730-е гг. целый ряд архиерейских школ в результате введения латинского курса обучения был преобразован в семинарии, которых в 1741 г. в России насчитывалось семнадцать. Восемь из них - в Харькове, Смоленске, Пскове, Казани, Петербурге, Новгороде, Троице-Сергиевой лавре и Твери - имели полный курс обучения, включая классы философии и богословия. Из них самой крупной и выдающейся библиотекой располагала Новгородская духовная семинария, имевшая штат, утвержденный Св. Синодом, и денежное содержание, намного превосходившее содержание других семинарий4. По количеству книг в 40-х—60-х гг. XVIII в. она, разумеется, уступала Библиотеке Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге (насчитывавшей в 1747 г. 22 тыс. томов), но в то же время являлась одной из крупнейших библиотек учебных заведений в России, по-видимому, в то время превосходя библиотеку Московского университета, открытую в 1756 г. и насчитывавшую в 1762 г. около 5 тыс. томов5. Из библиотек учебных заведений библиотеку Новгородской духовной семинарии по численности превосходила лишь библиотека Киево-Могилянской академии, насчитывавшая до пожара 1780 г. 8632 тома6.

Первоначальное ядро библиотеки Новгородской духовной семинарии7 сложилось из книжного собрания Новгородской школы братьев Лихудов, открытой в 1706 г. Школа Лихудов была хорошо обеспечена литературой.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23462.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.