У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Документальная открытка конца XIX—начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы
Количество страниц 209
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23471.doc 
Содержание Содержание
Введение. 3

Глава I. Историография и источники.

§ 1. История изучения иллюстрированных открытых писем. 17 § 2. Основные группы источников и их значение в изучении документальных открытых писем 38

Глава II. Современные проблемы изучения и использования документальных открыток.

§ 1. Основные приемы и методы работы с фотооткрытками в музеях, библиотеках и частных собраниях. 51

§2. Вопросы использования документальных открытых писем. 73

Глава III. Фотооткрытка в истории и культуре Москвы рубежа XIX-XX вв.

§ 1. Основные этапы эволюции видовой открытки в России. 83

§2. Издание открытых писем в Москве на рубеже XIX-XX вв. 101 §3. Открытые письма в социальной и культурной истории Москвы конца ХГХ-начала XX вв. 117

Глава IV. Анализ содержания документальных открыток

Москвы конца XIX - начала XX вв.

§ 1. Типология видовых открыток (на примере Москвы). 129

§2. Топографические особенности открыток с видами Москвы. 141

§3. Открытки историко-событийного характера. «Типы»

Москвы. 154

Заключение. 162

Список использованных источников и литературы. 167

Приложение I. Издатели и фирмы-изготовители открытых 182

писем с видами Москвы.

Приложение П. Карты улиц Москвы (Никольской, Тверской, 209

Тверской-Ямской) с примерами фиксации их облика на

открытках.


Введение

Несмотря на свою сравнительно недолгую - немногим более 100 лет -жизнь, почтовая открытка стала неотъемлемой частью огромного мира вещей. На протяжении этого времени открытки были и остаются одним из наиболее популярных объектов коллекционирования. Наряду с живописью, графикой, фотоматериалами, иллюстрированные открытые письма хранятся в фондах многих музеев, библиотек и архивов; стали неизменной составляющей частью выставок и постоянных экспозиций многих музеев Москвы, Подмосковья и других регионов. Изобразительные материалы оказались чрезвычайно востребованными в научно-исследовательской деятельности. Сегодня открытки перестали быть просто объектами коллекционирования и фондовой работы, они начинают использоваться как информативный исторический источник.

Понятие «открытка» обычно рассматривается как художественно оформленный почтовый бланк. В специальной литературе под «открыткой» подразумевается листовое изобразительное издание установленного формата (с 1872 до 1925 гг. - 90 х 140 мм, с 1925 г. - 150 х 105 мм) '.. Лицевая сторона открытки несет на себе изображение (оно может быть представлено репродукцией, рисунком или фотографией), а оборотная (или адресная) предназначена для почтового сообщения и текста, поясняющего изображение. Открытки, так же, как, и плакаты, книжные иллюстрации, экслибрисы, являются разновидностью печатной графики.

В наши дни открытка как средство связи занимает, на первый взгляд, весьма скромное место; можно сказать, что на фоне современных средств коммуникации открытка выглядит несколько архаично. Тем не менее, интерес к открыткам остается неизменно высоким. Сейчас открытки обретают вторую жизнь в трудах историков и искусствоведов, музейных сотрудников и издателей. Именно в наши дни наблюдается все

1 Типология изданий. М., 1990. С. 155.
возрастающий интерес к открыткам по всему миру, предпринимаются попытки их научного изучения, каталогизации и публикации.

В фондохранилищах музеев, архивов и библиотек содержится значительный объем различных источников с изображениями Москвы. Среди обширной группы изобразительных материалов выделяются документальные открытые письма, достоверно передающие облик ушедшей Москвы и ее обитателей. Документальные открытки города конца XIX -начала XX века являются ценным массовым источником, дающим представление о градостроительстве и планировке города, его улицах, застройке, отдельных памятниках, о быте и облике москвичей, общественных событиях и торжествах, - буквально всех сторонах многогранной жизни Москвы.

Долгое время, начиная с 1920-х гг., когда на страницах отечественной периодики появились первые серьезные публикации об открытках, в России сосуществовали два термина, определявшего направление коллекционирования иллюстрированных открытых писем, «картофилия» и «филокартия». Определение закрепившегося в России понятия «филокартия» появилось в Большой Советской энциклопедии в 1977 году и было обозначено крупными филокартистами и исследователями М.С. Забоченем и Н.С. Тагриным как «коллекционирование, как правило, иллюстрированных, почтовых карточек, «открытою)1. В энциклопедическом издании 1994 года, посвященном железнодорожному транспорту филокартия была также определена как «коллекционирование открыток» 2.

Вероятно, сегодня филокартия уже переросла просто этап коллекционирования, и публикации по истории открытых писем таких известных филокартистов как М.С. Забочень, В.В. Шлеев, В.М. Телеш, СИ. Самуйликович и их последователей подтверждают это предположение.

1 Забочень М.С, Тагрин Н.С. Филокартия // БСЭ. М., 1977. Т.27. С. 408. ст. 1212-1213.

Филокартия железнодорожная // Железнодорожный транспорт: энциклопедия / Гл. ред. Н.С. Конарев. М., 1994. С. 486.
Указывали на это и сами исследователи-коллекционеры - в 1999 г. М.С. Забочень и М.Д. Филин отметили, что употребляют термин «филокартия» уже в более «современном, расширительном значении: филокартия - это и коллекционирование открытых писем, и их изучение, молодая наука»1.

Под «филокартией» традиционно понимается область коллекционирования, «любовь» к открыткам. Поэтому кажется целесообразным для обозначения новой вспомогательной исторической дисциплины использовать другие термины, устоявшиеся в зарубежной практике. Во франкоязычных странах распространено понятие «картофилия», являющееся синонимом или переводом русскоязычного термина «филокартия».

Более широкое значение имеет при переводе на русский язык определение «делтиология» - термин принятый в англоязычных странах Европы и Америки, введенный в научный оборот американским исследователем Рэндаллом Рходесом из штата Огайо (США)1. Название было образовано от греческого слова «ДЕЛТАРКЖ», означающего «карточка», «открытка» и означает собирание открыток и их изучение.

Новое формирующееся направление исторической науки находится на стыке целого ряда дисциплин, таких как история почтового дела, история полиграфической промышленности, история фотографии, источниковедение, музеология, искусствоведение, археография, региональная история и др. Под делтиологией можно подразумевать научное направление, охватывающее теорию, методику и технические приемы создания и использования открытых писем. По мнению автора, теоретическая часть дисциплины должна включать в себя такие основные разделы, как источниковедение, история открытых писем и методика использования открыток. Задача

1 «Я к Вам пишу...». Пушкиниана на открытках XIX-XX вв. /Сост., вступ. ст. и послесл. М.Д. Филина и М.С. Забоченя. М, 1999. С. 5.
делтиологии как вспомогательной дисциплины может быть определена как изучение открытых писем во всем их многообразии, разработка единой терминологии и типологии открыток, их классификации. Все эти задачи остаются по-прежнему актуальными.

Появление иллюстрированных открытых писем в конце XIX столетия по-новому раскрыло феномен фотографии, существовавшей уже более полувека, а также в свою очередь повлияло на деятельность многих учреждений и деятелей в областях культуры, торговли, промышленности, туризма и сферу простого человеческого общения. Феномен фотографии еще более усилился с открытием технических возможностей воспроизводства фотографии в полиграфии, и, прежде всего, в виде открытых писем и фотоиллюстраций. За полвека дореволюционного развития фотоискусства общественно-культурная жизнь Москвы, облик ее улиц и площадей, жителей был зафиксирован в миллионах снимков. Спустя столетие лишь малая часть оригинальных фотодокументов сохранилась в музеях и библиотеках, государственных и частных архивах, еще меньшая - изучена и опубликована. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным обращение к тиражированным фотодокументам, к которым относятся документальные открытые письма.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена потребностями развития исторической науки в современном обществе:

1. Тенденция к расширению источниковой базы и использование ранее не востребованных исторических источников являются одной из характеристик современного состояния исторической науки. Длительное время вся группа изобразительных источников выпадала из поля зрения историков или использовалась, главным образом, в качестве дополнения, иллюстрации к письменным источникам. Исследование документальных открытых писем конца XIX - начала XX вв., совершенно не изученных в

1 The Collins English Dictionary - Электрон, дан. 2000. Режим доступа: http:// www.WordReference.com, свободный.
источниковедческом аспекте, расширят знания исторического сообщества об этой малоизученной разновидности источников, а также об историческом процессе в целом.

2. Актуальность темы вызвана наличием в государственных (музейных, библиотечных, архивных) и частных собраниях значительного массива документальных открытых писем. До настоящего времени основной состав этих изобразительных источников нуждается в атрибуции (определении времени, места выпуска и личности издательства, нередко и самого запечатленного объекта), систематизации и каталогизации.

3. Этап становления нового направления исторической науки -делтиологии - актуализирует проблему разработки методики изучения видовых фотооткрыток, рассредоточенных по различным государственным архивохранилищам и частным коллекциям. Для введения в научный оборот и полноценного использования источников должна быть проведена большая подготовительная работа (по выявлению, описанию, атрибуции и изучению открыток), основанная на теоретико-методологических приемах.

4. В настоящее время наблюдается процесс возрождения краеведения и интереса к региональной истории. В 1989-2004 годы происходит своеобразный «бум» переиздания старых открыток во многих регионах страны как в виде отдельных изданий, так и в виде книжных иллюстраций. В последние годы значительно возрос интерес к истории и культуре Москвы, в московских школах и в некоторых вузах столицы введен курс "москвоведение", издается большой объем научной, научно-популярной и учебной иллюстрированной литературы. Проблемы выявления и использования иконографии московских памятников интересуют сегодня широкий круг исследователей . - от краеведов-любителей до профессиональных работников культуры и образования - педагогов, сотрудников музеев, архивов и библиотек.

5. Важнейшим основанием для выбора темы явилась слабая степень изученности темы, что определяется различными причинами. Огромный
интерес к истории повседневности актуализируют не только появление новых исследований в этой области, но и способствует активной музейно-выставочной деятельности с использованием фотоматериалов, отражающих особенности быта прошлого. Исследование документальных открыток, достоверно представляющих облик Москвы рубежа XIX-XX вв., также имеет особую значимость для современной реставрационной деятельности, ведущейся в городе.

Все эти факторы делают необычайно актуальным обращение к документальным фотоматериалам и особенно документальным открыткам, являющимся уникальным источником по региональной истории.

Объект исследования -это документальные (фотографические) открытые

письма конца XIX- начала XX вв. с изображениями Москвы как важная часть

исторического, культурного и художественного наследия Москвы.

Значительный массив этих источников, до настоящего времени не становился

объектом самостоятельного исследования.

Терминология, связанная с открытками, сложилась сравнительно недавно. В период появления этого вида издания использовались понятия «иллюстрированные открытые письма», «открытые письма с видами», «почтовая карточка», «открытка». В 1920-е гг. предпочтение отдается более краткому термину «открытка», часто применяется понятие «художественная открытка». В 1960-70-е гг. в работах филокартистов были проведены первые опыты классификации открыток и сформулированы основные термины и понятия1. В 1977 г. вышла первая статья в энциклопедическом издании о «филокартии»2.

Иволгин А. О коллекционировании открыток //Советская книжная торговля. 1959. №11; Шлеев В., Файнштейн Э. Художественные открытки и их собирание. М., 1960; Забочень М.С. Филокартия: краткое пособие-справочник. М., 1973.

2 Забочень М.С, Тагрин Н.С. Филокартия //Большая советская энциклопедия. М.,1977. Т.27. С.408-409.
«Документальная открытка» или «фотооткрытка» (также используется термин «видовые фотооткрытки»1) является одной из разновидностей иллюстрированных открыток, в основе изображений которых лежат фотографии. Термин «видовая открытка» включает в себя воедино виды, созданные и фотографом, и художником. Понятие «документальная открытка» является более широким, с одной стороны, но и более четким, по отношению к другим понятиям, и более других отвечает требованиям и задачам данной работы. На документальных открытках воспроизводятся портреты, документальные снимки различных событий, виды городов и местностей, отдельные памятники и т.п. Фотооткрытки могут быть представлены в виде оригиналов фотографий, печатаемых, непосредственно с негатива небольшим тиражом, и в виде репродукций, отпечатанных типографским способом. Несмотря на определенные различия автор допускает в работе использование понятий «документальная открытка», «фотооткрытка» и «видовая открытка» как синонимичных.

К исследованию не были привлечены фотооткрытки, созданные в стенах ателье (портреты, сцены из театральных постановок), поскольку первостепенный интерес для данной работы представляют видовые и историко-событийные почтовые карточки, запечатлевшие облик московских улиц и зданий.

Автор рассматривает документальную открытку как исторический источник, главной особенностью которого является неразрывная связь лицевой и оборотной сторон, в связи с этим в работе изучается не только лицевая, несущая изображение сторона, но и адресная, предназначенная «для письма», где нередко содержатся авторский текст, даты, почтовые штемпели и пр. Значительный массив изобразительного документального материала, появление которого непосредственно связано с Москвой рубежа XIX-XX вв., до настоящего времени не становился объектом самостоятельного исследования.

Файнштейн Э.Б. В мире открытки. М., 1976. С.ЗО.
Предметом изучения является информационный потенциал комплекса изобразительных и письменных источников по истории эволюции и бытования документальных открытых писем Москвы конца Х1Х-начала XX вв.

Границы исследования. Хронологические рамки работы охватывают период с середины 1890-х гг. до 1917 г. Определение нижней границы обусловлено выпуском первых известных открыток с видами Москвы и началом активного издания открытых писем в России. Верхняя граница исследования связана с Октябрьским переворотом 1917 года, повлекшим коренные изменения в области идеологии и культурной политики государства, перемены целей и условий работы фотографических и типолитографических заведений, появлением других ориентиров в издательской деятельности, практически сказавшемся на снижении качества и ассортименте продукции. За этот короткий временной отрезок было не только налажено издание открытых писем в России, но они стали неотъемлемой частью повседневного быта и культуры.

Топографические рамки исследования ограничиваются территорией города Москвы на начало XX в. В поле зрения находятся и источники, запечатлевшие окрестности Москвы, формально находившиеся за городом (Сокольники, Останкино, Кусково, Кузьминки и др.), поскольку эти районы находились в тесной исторической и культурной взаимосвязи с городом.

Цель исследования заключается в комплексном изучении и характеристике информационного потенциала документальных открытых писем рубежа XIX-XX вв. как исторического источника по истории и культуре Москвы. Поставленная цель обуславливает следующие задачи диссертационного исследования:

1) Выявить основной корпус изобразительных и письменных источников по теме диссертации;

2) Рассмотреть вопросы методики изучения и использования документальной открытки как исторического источника;
3) Изучить вопросы появления, эволюции, издания и бытования документальных открытых писем в Москве в конце XIX - начале XX вв.;

4) Выявить степень полноты отражения в источнике информации по истории и культуры Москвы 1895-1917 гг.

Не случайно для исследования выбрана Москва, иконографические традиции которой уходят в XVI в. К концу XIX столетия Москва стала крупнейшим центром полиграфической промышленности, оказывая существенное влияние на издание открытых писем в других регионах.

Методологические основы исследования. Документальные открытые письма сочетают в себе свойства как письменных, так и изобразительных источников. Таким образом, проблема изучения документальных открыток как источника по истории и культуре Москвы ставится на основе комплексного источниковедения, синтезирующего различные виды письменных, изобразительных и вещественных источников с применением единых принципов теории и методологии современного источниковедения. При использовании определенных типов источников учитывалась их специфика. Для решения поставленных задач в качестве основных были использованы следующие методы: историко-описательный, исторический анализ и синтез, сравнительный, системно-аналитический.

Методологической основой для изучения отдельных аспектов темы стали работы историков и филокартистов, музееведов и искусствоведов - СО. Шмидта, Д.С. Лихачева, Е.М. Евграфова, СМ. Каштанова, В.М.

Магидова, Д.А. Диментмана, Н.С. Тагрина, В.В. Шлеева, М.С

Забоченя, СИ. Самуйликовича, И.И. Сарычева, СИ. Медведева, В.П. Третьякова, Г.В. Дваса, Т.Н. Шиповой, Т. Сабуровой и других.

До настоящего времени документальные открытки Москвы не получили специального отражения в каталогах, сводах музейных и частных собраний. Эти изобразительные источники стали привлекать внимание исследователей только начиная с 1980-х гг. Отдельные сведения о появлении
открытых писем в России, деятельность немногих издательств можно почерпнуть из публикаций филокартистов в 1960-2002 гг. Но эти разрозненные сведения не создают целостного представления о становлении, развитии «отрасли» полиграфической промышленности, специализировавшейся на выпуске открытых писем.

Источниковой базой данного исследования является корпус изобразительных и письменных источников. Основой для написания работы явился фонд открытых писем в отделе изоизданий Российской Государственной библиотеки, насчитывающий около трех тысяч документальных открыток Москвы рубежа XIX-XX вв. Автором были также исследованы собрания открыток Российской государственной библиотеки по искусству, Государственного литературного музея, Музея истории города Москвы и несколько частных коллекций (А.А. Мелитоняна, П.Д. Цуканова). Для работы были привлечены значительный альбомный фонд и фотографическое собрание отдела изоизданий РГБ. Для полноты исследования использованы письменные источники: законодательные акты, делопроизводственные материалы, периодическая печать, мемуары и справочные издания. Среди неопубликованных письменных источников особо выделяется фонд 212 (Московского Комитета по делам печати) в Центральном историческом архиве города Москвы. Среди обширной группы письменных источников важное место принадлежит

законодательным актам, регламентировавшим производство, торговлю и бытование всех печатных изданий, включая открытки.

В целом, как отмечалось выше, документальные открытки относятся к малоисследованным историческим источникам, для изучения которого многие источники были привлечены впервые. Так как исследование проводится на стыке нескольких дисциплин, то круг литературы довольно широк.
Научная новизна диссертации. Выбор темы, разработка программы исследования и вовлечение в научный оборот широкого круга источников позволили прийти к результатам, имеющим признаки научной новизны:

1) документальные открытки Москвы конца XIX - начала XX вв. впервые становятся предметом специального источниковедческого исследования.

2) данная работа является одним из первых междисциплинарных исследований, определивших документальные открытые письма как феномен в социальной и культурной истории Москвы рубежа XIX-XX вв.

3) впервые введен в научный оборот целый корпус новых изобразительных и письменных источников по теме исследования.

4) всесторонний комплексный анализ источников позволил восстановить страницы истории издания и бытования документальных открыток, определить совокупность сюжетов московских фотооткрыток, выявить имена издателей и фотографов, причастных к выпуску открытых писем на рубеже XIX-XX вв., и охарактеризовать их вклад в фотодокументирование города.

5) впервые проведен анализ основных направлений использования открытых писем в современном научном сообществе и выработаны методические рекомендации по изучению и использованию данного вида источника.

Практическое значение диссертации состоит в том, что материал исследования может быть использован при систематизации, разборе и каталогизации государственных и частных филокартистских собраний, как в Москве, так и в других регионах. Данная работа способствует дальнейшему выявлению и введению в научный оборот новых изобразительных источников, посвященных иконографии Москвы рубежа XIX-XX вв.; создает более благоприятные условия для активизации исследований в области источниковедения, отечественной истории и в частности, москвоведения, региональной истории и краеведения, истории повседневности.
Практическая значимость исследования заключается в углублении и обогащении имеющихся знаний о видовых открытках Москвы. Автором были показаны информационные возможности документальных открытых писем как исторического источника по истории и культуре Москвы конца XIX - начала XX вв. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях -в лекционных курсах и на семинарских занятиях по ряду общеобразовательных и специальных гуманитарных дисциплин; при создании иллюстрированных учебников и учебных пособий, в том числе на электронных носителях. Особое значение имеет впервые составленный краткий словарь-справочник издателей открытых писем с видами Москвы.

Апробация исследования. Материалы диссертации и результаты исследования были введены в научный оборот в ряде публикаций и доложены автором при выступлениях на научно-практических конференциях. Доклады по теме диссертации были сделаны на следующих конференциях: Ломоносовские чтения. Апрель 2000. Тема выступления: "Культурный ландшафт Москвы в начале XX века»; Ломоносовские чтения. Апрель 2001. Тема выступления: "Фотография как феномен культуры (вторая половина XIX и XX вв.)»; «Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания». XIV научная конференция. Москва, 18-19 апреля 2002 г. Сообщение «Фотодокументы как исторический источник (к историографии вопроса)»; Научная конференция Ломоносовские чтения. Апрель, 2002. Сообщение «Фотооткрытка конца Х1Х-начала XX вв. как источник для изучения историко-культурного наследия г. Москвы»; Историческая компаративистика и историческое построение. Москва. 2003. Тема сообщения: Документальная открытка как исторический источник: методика изучения; и др. По теме диссертационного исследования автором было опубликовано 10 статей и тезисов сообщений в различных изданиях.

Структура работы была определена поставленными в исследовании задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и
приложений. Во введении представлена проблема исследования, ее актуальность, предмет и объект исследования, методические основы работы, научная новизна, определены цели и задачи, практическое значение.

В первой главе «Историография и источники» дается обзор историографии вопроса изучения данного изобразительного источника в исследованиях XX - начала XXI вв. особое внимание уделяется работам, имеющим источниковедческую направленность. Во втором параграфе представлены основные группы источников, ставшие основой для данного исследования.

Во второй главе «Современные проблемы изучения и использования документальных открыток» обобщается практический опыт исследования открытых писем, предлагаются основные приемы и методы работы с фотооткрытками. Во втором параграфе представлены основные направления использования документальных открыток в современном научном обществе. Некоторые аспекты изучения и использования открытых писем представлены шире и относятся не только к документальным карточкам, но и к художественным.

В третьей главе «Документальная открытка в истории и культуре Москвы рубежа XIX - XX вв.» рассматриваются вопросы происхождения (места и времени появления источников) и авторства. В первом параграфе представлены основные этапы эволюции видовой открытки; кратко показано развитие почтового ведомства во второй половине XIX столетия в России, прослеживается история появления и развития открыток с видами Москвы в 1895-1917 годы. Во втором параграфе рассмотрен организационный опыт издания фототкрыток в конце Х1Х-начале XX столетия (от стадии получения разрешения на открытие соответствующего типолитографического или фототипического заведения до распространения продукции) и др.

В четвертой главе «Анализ содержания документальных открыток Москвы конца XIX - начала XX вв.» дается общий обзор и анализ основных сюжетов дореволюционных видовых открыток Москвы. В двух параграфах
главы сюжеты открыток анализируются относительно топографии города, исследуется плотность фиксации различных частей Москвы на фотооткрытках, обобщаются запечатленные объекты города.

В заключении обобщаются результаты исследования, подчеркнуто его теоретическое и практическое значение, намечаются дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.

Работа завершается списком использованных архивных и опубликованных источников и литературы и двумя Приложениями. В первом приложении представлен краткий перечень фотографов и издателей открыток с видами Москвы и характеристика их деятельности. Во втором приложении представлены карты-схемы, отражающие основные тенденции фотодокументирования города (на примере Никольской и Тверской улиц).

17 Глава I. Историография и источники.

§1. История изучения иллюстрированных открытых писем.

Существующие на сегодняшний день публикации не позволяют анализировать историографию только документальных открытых писем Москвы рубежа ХГХ-ХХ вв., так как эта тема сравнительно недавно стала интересовать ученых. Долгое время открытые письма вовсе не являлись объектами научных исследований. Но в силу сложной природы документальных открыток, рожденных на стыке почтового и издательского дела и искусства фотографии, косвенно некоторые вопросы рассматривались в литературе, посвященной этим областям истории культуры. В связи с этим круг привлеченной литературы довольно широк.

Приступая к обзору историографии, построенному по хронологическому принципу, необходимо дать общую классификацию, которой следует автор. Прежде всего, выделим публикации по истории связи и почты, по истории открытых писем и других видов почтовой корреспонденции. Многие из этих статей и книг, вышедшие в 1980-х гг., были написаны филокартистами, которым хорошо знакомы открытые письма как объекты коллекционирования.

Вторая группа работ посвящена истории фотографии в целом и жизни и творчеству отдельных фотографов, фиксировавших облик старой Москвы. Особое внимание было уделено источниковедческим исследованиям, посвященным работе с фотодокументами как с историческими источниками.

Третью группу публикаций составляют немногочисленные статьи и монографии по истории полиграфической промышленности, посвященные деятельности различных издательств и типографий. Сюда же автором были отнесены работы, рассматривающие иллюстрированные открытки как произведения печатной графики, оценивающие их, прежде всего, с позиций истории искусства.

Немало очерков и статей об открытых письмах было опубликовано в периодической печати конца XIX и начала XX столетия, то есть в период
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23471.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.