У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Организация художественнык выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX начале XX вв.
Количество страниц 222
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23478.doc 
Содержание Содержание
Введение... 4
Глава первая. Историография истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. Основные типы художественных выставок... 17

1. Отечественная историография истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX- начале XXев... 17

1.1. Исследования по истории искусства, культуры и художественной жизни России второй половины XIX - начале XX вв...,... 18

1.2. Литература по истории художественных организаций в России...21

1.3. Работы о жизни и творчестве отдельных художников и деятелей культуры страны...28

1.4. Исследования об отдельных художественных выставках... 34

2. Понятие «выставка». Особенности художественной выставки... 39

3. Типы художественных выставок... 41

4. История художественных выставок... 51

Глава вторая. Систематизация, классификация, критика источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв... 61

1. Выявление источников по теме в фондах архивов и библиотек ... 61

2. Систематизация и классификация... 67

2.1. Делопроизводственные источники ...70

2.2. Справочно-информационные материалы... 74

2 2.3. Финансово-хозяйственные документы... 74

3. Дополнительная характеристика источников... 75

4. Критика источников... 78

4Л. Условия, время и место возникновения источников... 78

4.2. Авторство ... 83

4.3. Обстоятельства создания источников...85

4.4. Выделение из первоначального текста позднейших наслоений... 87

4.5. Раскрытие фактических неточностей, выявление ошибок в тексте...87

5. Издание источников по теме... 89

Глава третья. Обзор и анализ источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX— начале XX вв... 115

1. Документальные источники ... 115

1. Делопроизводственные источники... 116

1.1. Уставы (с. 116); 1.2. Инструкции (с. 121); 1.3. Правила (с. 122); 1.4. Протоколы, журналы (с. 124); 1.5. Отчеты (с. 126); 1.6. Постановления, распоряжения (с. 130); 1.7. Записки (с. 133); 1.8. Повестки (с. 134);

1.9. Расписания (с. 136)

1.10. Актовые материалы (с. 137)

1.10.1 Свидетельства (с. 137); 1.10.2. Условия, договоры (с. 139); 1.10.3. Акты

(с. 140); 1.10.4. Расписки (с. 142); 1.10.5. Доверенности (с. 143)

1.1 L Переписка (с. 143)

1.11.1. Заявления, прошения (с. 144); 1.11.2. Уведомления, извещения (с. 146);

1.11.3. Приглашения (с. 149); 1.11.4. Телеграммы, телефонограммы (с. 150);

1.11.5. Официальные письма (с. 151)

2. Справочно-информационныематериалы ... 154

2.1. Каталоги, указатели (с. 155); 2.2. Иллюстрированные каталоги, альбомы, путеводители (с. 158); 2.3. Списки (с. 158); 2.4. Справки (с. 159); 2.5. Билеты, контрамарки (с. 159); 2.6. Алфавитные указатели (с. 160)
3. Финансово-хозяйственные материалы ... 161

3.1. Финансовые отчеты (с. 161); 3.2. Счета, квитанции (с. 163)

II. Повествовательные источники ... 163

1. Воспоминания ... 164

2. Личные письма ... 166

3. Материалы периодической печати ... 168

Ш. Изобразительные источники ... 169

{.Фотографии ... 170

2. Карикатуры ... 170

Заключение... 174

Таблица 1. Классификация художественных выставок по типам... 47

Список источников и литературы... 182

Список сокращений ... 222

Приложение 1. Источники по истории организации художественных выставок в

Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начала XX вв.: Общий обзор

архивных фондов и научных библиотек Санкт-Петербурга

Приложение 2. Анализ и описание базы данных «Источники по истории

организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине

XIX - начале XX вв.»

Приложение 3. Организаторы художественных выставок



ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XIX века и рубеж XIX - XX вв. занимают особое место в истории России. Это был своего рода итог всего предыдущего развития - эпохи подъема российского просвещения, величайших научных и художественных достижений. Одним из проявлений развития культурной и общественной жизни страны стали художественные выставки.

Проблемы, связанные с российской выставочной деятельностью, и раньше привлекали внимание исследователей, но чаще всего с точки зрения идеологической и искусствоведческой.

Исследователь истории искусства, изучая, например, социальную значимость художественной деятельности обычно отвлекается от тех реальных жизненных обстоятельств, в которых искусство бытует в общественной среде. С его точки зрения, в самом факте существования художественных произведений содержатся все необходимые предпосылки для их воздействия на умственную жизнь эпохи, в том числе и на дальнейшее развитие искусства. В самом деле, если рассматривать, например, художественное развитие России конца XIX - начала XX вв. в широком историческом контексте, то можно полностью пренебречь тем фактом, что в течение долгого времени работы М.В. Врубеля физически были доступны сотням людей, а работы И.Е. Репина видели и обсуждали десятки и сотни тысяч зрителей. Однако нельзя забывать, что интерпретацию художественных произведений в большей степени определяла установка восприятия, усвоенные нормы и идеалы. Эти нормы формировались в результате деятельности определенных лиц, в том числе и выставочной. Для многих художников выставка
часто была возможностью, с одной стороны, показать свое произведение и посмотреть на достижения других, с другой, предполагаемая продажа экспонатов могла изменить материальное положение участников. С развитием выставочного рынка, организаторы и экспоненты понимали, что успех выставки, а значит, признание, удовлетворение творческих амбиций, уважение, и в конечном итоге финансовое благополучие, зависели не только от качества произведений, но и от того, как оформлялась выставка, когда, где и в каком помещении она была проведена, какой была реклама. Таким образом, важную роль в успехе выставки играло умение решать организационные проблемы.

Несмотря на большое значение проведения художественных выставок в истории культуры, они исследованы недостаточно. Также мало внимания уделено изучению их организаторов: художественных объединений, благотворительных учреждений, издательств художественных журналов и пр. Анализ отечественной литературы показал, что сегодня время отсутствуют обобщающие работы, в которых бы рассматривались все аспекты организационной деятельности по проведению выставок.

В настоящее время выставочная деятельность становится одним из самых эффективных методов популяризации искусства, максимально доступным для широкой публики. Только в Санкт-Петербурге в месяц проводится более 50 выставок. Именно факт отсутствия научных работ об источниках по истории организации художественных выставок и нарастающий интерес современного общества к данной проблематике обусловил актуальность темы диссертации.

Объектом данного исследования являются художественные выставки, предмет исследования составляют исторические источники, содержащие сведения об их организации.

Необходимо прояснить те понятия, которые берутся за основу в работе. Это, прежде всего, касается терминов «организация» и «организация художественных выставок».

СИ. Ожегов в словаре русского языка дает следующее определение понятия «организация» - «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина»1. В Советском энциклопедическом словаре

1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. 14-е изд. М„ 1982. С. 403.
одним из определений «организации» обозначена «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого»2. В экономике организация понимается как «составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей»3. В последнее время в России вышло много исследований по теории, проблемам и значении организации как таковой. В одной из таких работ приводится мнение, что функциональным назначением организации как процесса является «создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа»4.

Таким образом, организовать — значит либо создать систему вновь, либо улучшить ее состояние в процессе функционирования в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями.

К вопросам организации художественных выставок относятся разработка идеи и структуры выставки; деятельность выставочного комитета или другой структуры (отдельной личности), занимающейся организационными вопросами; получение покровительства уважаемых и известных особ; подбор участников выставки; подбор экспонатов; реставрация экспонатов для выставки; деятельность жюри; обеспечение рекламы выставки; упаковка/распаковка предметов; страховка; транспортировка; художественное оформление экспозиции; монтаж/демонтаж выставки; прием официальных делегаций на выставке; подготовка каталогов и другой издательской продукции; оформление всех разрешительных документов; организация сопутствующих программ; продажа издательской продукции, художественных произведений с выставки (на выставке-продаже); составление различных отчетов.

Существуют различия между процессом организации художественных и промышленных выставок. Естественно, как и в любом организационном процессе, есть общие факторы, например, поиск средств, помещений, определение сроков, участников, издание каталогов, проведение сопутствующих мероприятий,

2 Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. С. 946.

3 Большой экономический словарь / Под ред. А.Б. Борисова. М., 2003. С. 485.

4 Лапшин B.C., Козлов А.А., Щеборкина Л.В. Теория организации. Саранск, 1996. СИ.
составление отчетности и т.п. Главной целью организаторов и промышленных, и художественных выставок является привлечение внимания публики.

Принципиальная разница между этими выставками заключается в мотивации их посещения. Так, на промышленных выставках ставка делается на получение прибыли от посещения данной выставки. Поэтому посетителя можно привлечь тем, что он там может найти для себя, своего дела, прежде всего, выгодные предложения, т.е. основой являются материальные предпочтения. В случае же с художественными выставками таких предпочтений нет.

Организаторы художественных выставок должны были осознавать, что для потенциального» посетителя на первом месте стоит критерий «нравится - не нравится». В эти понятия вкладывается не только сама тема экспозиции, но много других факторов, а именно: удобное местоположение выставочного зала, инфраструктура, художественное оформление, правильное решение света, пояснительный текст, наличие каталогов или указателей, альбомов и т.п. На выставках-продажах было необходимо побудить посетителя приобрести произведение. Следовательно, при; организации художественных выставок должны использоваться другие методы и приемы рекламы. Организаторы должны, продумать идею, образ выставки, внимательно подходить к отбору участников, делать акцент на сильных сторонах художественного объединения. Таким образом, необходимо привлечь внимание публики, рассчитывая в большей степени на эмоциональность восприятия.

У истории культуры особые категории фактов, подлежащих изучению: не только факты практики (предметы, действия), но и факты осознания переживания, не только что-то сделанное, виденное, слышанное людьми, и вызванные этим мысли и чувства имеют значение. Оценка того или иного явления, суждение о нем - важные факты духовной жизни, общества, независимо от совпадения или несовпадения их с нынешними. Поэтому- источниковедение истории культуры -особая область исторической науки.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают вторую половину XIX - начало XX вв., что позволяет в полной мере раскрыть цели и задачи, поставленные в диссертации. Выставки как обыденное явление стали появляться* со второй* половины XIX в., к началу XX в. в количественном

8

отношении и в своем разнообразии они достигают наивысшего развития. После октября 1917 г. происходят коренные перемены в государственной, общественной и идеологической жизни страны. На первых порах большинство художников «включилось в «агитационную, оформительскую и выставочную деятельность, в работу по реорганизации культурно-просветительных и учебных учреждений. Однако, распределяемые сверху государственные заказы, обязательно имевшие идеологическую направленность, не могли компенсировать отсутствие художественного рынка, крушение которого стало естественным следствием происходивших перемен. Событием, завершившим предыдущий этап развития выставочной деятельности, стало «Положение о выставках» (1918 г.) в котором прямо заявлялось о необходимости государственной .монополизации и национализации выставочного дела. Таким образом, художественные выставки как явление продолжали существовать, но полностью изменились формы организационного управления ими.

Территориальные рамки исследования в данной работе ограничены Санкт-Петербургом как одним из крупнейших «культурных центров, но основной принцип организации художественных выставок.в изучаемый период был одинаков для всех городов России. Это позволяет предположить, что выявленные закономерности имеют прямое отношение к выставочной деятельности и в других городах страны.

Основной целью настоящего исследования является комплексное изучение и оценка источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине Х1Х-начале XX вв. Однако без представления общего процесса развития этого явления невозможно было бы понимание всего многообразия и значения тех или иных исторических источников. Таким образом, изучение истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге является необходимой предпосылкой достижения основной цели.

Дня этого было необходимо:

- выяснить степень изученности темы, изучить историографию истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв.;

- воссоздать хронологию проведения художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале ХХвв.;
- установить государственные учреждения, художественные объединения, благотворительные организации и т.д., которые занимались устройством художественных выставок;

выявить возможные пути поиска исторических источников по заданной теме;

- представить общий обзор и проанализировать выявленные источники; показать возможности использования каждого вида источников; оценить их информативность.

В целом настоящая работа посвящена выявлению всего многообразия существующих источников, исследование которых позволяет раскрыть и объяснить процесс развития организации художественных выставок,, поиску среди множества документов именно тех, которые содержат требуемую информацию.

Методологической основой диссертации служат принципы историзма, научной объективности и системности, а также такие общенаучные методы исследования как анализ и синтбз. Аналитический метод исследования позволяет выявить особенности деятельности по организации художественных выставок различными обществами, союзами, частными лицами и др., а синтетический — определить закономерности их деятельности в этом направлении. Необходимость исследования конкретного материала в контексте общероссийского исторического развития культуры обусловила применение сравнительно-исторического метода. Для более глубокого исследования проблематики использовались конкретно исторические и иллюстративные методы.

Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в том, что в работе впервые предпринято комплексное изучение источников по истории организации художественных выставок, дана их классификация, предложен вариант их систематизации, охарактеризована информативность каждого из них. Новизна работы также определяется введением в научный оборот ранее неопубликованных и- неиспользовавшихся источников. Научно-практическая значимость диссертации обусловлена ценностью исторического опыта организации художественных выставок.

Рассмотренные в исследовании вопросы органично входят в учебные программы по курсам источниковедения истории России, а также применения компьютерных технологий при обработке и анализе источников. Основные
положения диссертации могут быть использованы в исследовательской и преподавательской деятельности, при подготовке общих и специальных курсов по источниковедению, историографии, архивоведению, истории России и Санкт-Петербурга, а также для дальнейших научных исследований в данной области.

При изучении архивных фондов автором был выявлен большой комплекс источников, ранее не нашедших отражения в литературе. В данной работе были исследованы фонды архивов и библиотек Санкт-Петербурга: Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Фотоархива Научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук (НАИИМК РАН, ФА), Российской национальной библиотеки (РНБ), Научной библиотеки Академии художеств (НБАХ), Научной библиотеки государственного Эрмитажа (НБГЭ) и др. Также автором исследования были изучены издания опубликованных материалов, периодика. Всего к работе привлечено более 1500 источников.

В собраниях ряда фондов представлено значительное количество материалов по исследуемой теме, в других - единицы. Однако только всестороннее изучение источников, хранящихся в различных архивах и библиотеках позволяют исследовать тему. Результаты обзора показывают все многообразие материалов.

Необходимо учитывать, что много материалов по истории организации художественных выставок содержится также и в фондах других учреждений Санкт-Петербурга, России и других стран. Большое количество интересующих нас документов хранится в частных коллекциях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и трех приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, предмет и объект, цели исследования, осуществлена постановка задач, определены научная новизна, хронологические и территориальные рамки, методологическая основа, приведены объяснения используемым в работе терминам.

Первая глава «Историография истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. Основные
типы художественных выставок» посвящена общим понятиям и положениям, связанным с процессом их организации.

Первый параграф главы посвящен отечественной историографии. В подробном обзоре предпринята попытка выявить всю совокупность имеющихся публикаций и материалов, касающихся вопросов организации выставок, и, по возможности, детально их охарактеризовать. Необходимость такой работы связана, прежде всего, с тем, что исследований оказалось довольно много в количественном отношении, но все они, при этом, очень различаются по форме, объему и ценности изложенной в них информации.

В итоге автор пришел к выводу, что многие структуры, занимавшиеся организацией художественных выставок, многие персоналии, которые привнесли значительный вклад в историю русской художественной жизни, как и непосредственные вопросы организации выставочного дела до сих пор остаются неизученными.

Однако в ряде работ затрагивались те или иные сюжеты, имеюпще отношение к теме диссертации. Для более глубокого анализа литература разделена на четыре группы, а именно: исследования по истории искусства, культуры и художественной жизни; литература по истории художественных организаций в России; работы о жизни и творчестве отдельных художников и деятелей культуры, исследования об отдельных художественных выставках.

Большой вклад в изучение русской художественной культуры внесли работы Г.Ю. Стернина и Д.В. Сарабьянова. Г.Ю. Стернин в своих исследованиях о художественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв., затрагивает такие проблемы как выставочный рынок, взаимодействие художественных организаций с художниками и публикой, раскрывает историю художественных организаций (Академия художеств, Санкт-Петербургская артель художников, Товарищество передвижных художественных выставок, «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Ослиный хвост» и др.), пишет о взаимоотношениях этих организаций между собой, об истории художественных выставок5. Но многие аспекты остаются неизученными. О деятельности и даже существовании многих художественных структур нет никакой информации,

5 См.: Стернин Г.Ю. 1) Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX вв. М., 1970; 2) Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX вв. М., 1984 и др.
многие имена не упоминаются. Однако на сегодняшний день работы Г.Ю. Стернина содержат наиболее исчерпывающую характеристику истории художественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв.

Д.В. Сарабьянов в своих исследованиях больше касается вопросов искусства и творчества художников, однако его работы близко связаны с историей художественных объединений6.

Особо следует отметить работу ДЛ. Северюхина и OJL Лейкинда «Золотой век художественных объединений в России и СССР. 1820-1932», вышедшую в 1992 г.7. В сборнике представлено 400 художественных обществ и ассоциаций, кружков, союзов, артелей России. Это первый и единственный справочник такого рода. Он воссоздает целостную картину художественной жизни страны, развития выставочной деятельности. Но, не смотря на все достоинства этой работы, о некоторых структурах дается мало информации, другие не упоминаются вообще.

В последнее время интерес к истории проведения различных выставок возрастает, появились отдельные работы об организации конкретных выставок, но они носят единичный характер8.

Во втором параграфе первой главы дается анализ понятия «выставка», определены отличия и особенности художественных выставок, объяснено отличие таких терминов как «художественная выставка» и «музейная экспозиция», «выставка-продажа» и «выставка-демонстрация».

В третьем параграфе представлены основные типы выставок и приведены

конкретные примеры. Этот процесс затруднен тем фактом, что в литературе нет

^ исследования, отдельно посвященного истории выставок, а, следовательно, нет

общепризнанной классификации. Условно можно выделить ряд общих признаков,

6 См.: Сарабьянов ДВ. 1) История русского искусства второй половины ХГХ в. М, 1989; 2) Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х гг. М., 1971 и др.

7 Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР: 1820-1932. СПб., 1992.

8 См.: Золотинкина ИЛ. «Все это в своей совокупности рисует нам целую эпоху...» (барон Н.Н. Врангель — организатор выставки «Старый Петербург» 1903 г.) // Университетские Петербургские чтения: 300 лет Северной столице: Сб. ст. / Под ред. Ю.В. Кривошеева, М.В. Ходякова. СПб., 2003; Казанская Л. «Весною в доме Адамини...»: Финская выставка в апреле семнадцатого // Невское время. 1993. 27 мая; Лаврухина ИЛ. Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время» 1912 г. в парадных залах Академии художеств // Петербургские чтения — 97: Петербург и Россия: Материалы Энциклопедической библиотеки: «Санкт-Петербург - 2003» / Отв. ред. Ю.В. Кривошеее. СПб., 1997; Лапшин В. Репин и «Выставка опытов художественного творчества» // Искусство. 1974. № 10 и др.
по которым могут быть классифицированы художественные выставки. Данные признаки объединены по категориям, связанным с участниками, организаторами выставок, временем действия выставок, экспонатами, по цели проведения, по месту действия выставок. Для придания ясности данной системе классификации приведены примеры конкретных выставок. Для большей наглядности составлена таблица «Классификация художественных выставок по типам».

Четвертый параграф посвящен краткой истории художественных выставок в Санкт-Петербурге. Первая художественная выставка в России была организована в Санкт-Петербургской Академии художеств в 1765 г. В 1826 г. была проведена первая выставка Обществом поощрения художеств. Шестидесятые годы XIX в. внесли во все сферы жизни России существенные изменения. В общественную жизнь страны вливались новые силы. Таким образом, благодаря опыту создания и функционирования Санкт-Петербургской артели художников были подготовлены условия для возникновения принципиально нового для России типа художественных объединений - Товарищества передвижных художественных выставок. Во второй половине XIX в. появляются и другие художественные организации: Общество выставок художественных произведений, Общество взаимного вспомоществования русским художникам, Общество русских акварелистов и др. Следующий этап развития общественной и, в частности художественной жизни страны, связан с переменами, последовавшими после принятия Манифеста 17 октября 1905 г. В Санкт-Петербурге были организованы Общество имени А.И. Куинджи, Внепартийное общество художников, Общество художников «Союз молодежи», Художественно-артистическая ассоциация, Новое общество художников и др.

Таким образом, в Санкт-Петербурге как центре культурной жизни страны с 1870 по 1917 гг. было создано 42 художественных объединения. Половина из них значительную часть своей деятельности посвящала организации выставок, считая это одной из эффективных возможностей продвижений своих идей.

Помимо художественных объединений со второй половины XIX в. различные структуры в той или иной степени стали обращаться к такой форме деятельности, как организация художественных выставок. В Санкт-Петербурге в
течение второй половины XIX и до начала XX вв. (1917 г.) было организовано

около 1500 художественных выставок.

Вторая глава «Систематизация, классификация, критика источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв.» посвящена их характеристике с позиций источниковедения.

В этой части работы много внимания уделено проблемам выявления и отбора источников. В качестве итога предлагаются определенные методы выявления источников по данной теме. Поиск источников занимает отдельное место в исследовательской работе. Для того чтобы установить потенциальный круг источников исследуемой проблемы, необходимо сначала определить - частью какой наиболее общей темы она является, в нашем случае - истории культурной и общественной жизни России. Далее, путем постепенного ограничения и соответственно путем изучения и анализа выявленных исторических источников, необходимо фиксировать более конкретные проблемы с целью определения первоначально поставленной. Помимо путеводителей и справочников по фондам архивов и библиотек, в исследовании использованы также базы данных и Интернет сайты, посвященные обзору источников, хранящихся в данных учреждениях.

Выявленные источники классифицированы и предложен вариант их систематизации. По типам исторические источники исследуемой темы можно разделить на письменные и изобразительные. По родам письменные источники делятся на повествовательные и документальные. К повествовательным отнесены ** личные письма, дневники, воспоминания, материалы периодической печати.

Документальные источники, в свою очередь, делятся на несколько групп по видовому признаку, а именно: делопроизводственные, справочно-информационные и финансово-хозяйственные. Информацию по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. содержат изобразительные источники. К данному типу источников относятся, фотографии, карикатуры, афиши и плакаты выставок.

Особое внимание уделено критике источников, а именно: установлению условий, времени и места их возникновения, авторству и установлению обстоятельств создания источников, выделению из первоначального текста
позднейших напластований, выявлению ошибок и фактических неточностей. Автором приведен обзор опубликованных источников по теме исследования.

Одной из основных задач работы является показ возможности применения каждого вида и соответствующих разновидностей источников. Поэтому третья глава «Обзор и анализ источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв.» посвящена изучению их информативности. Для более подробного исследования этого вопроса источники были разделены на три группы, согласно приведенной во второй главе классификации, а именно: документальные, повествовательные и изобразительные. Каждая группа была детально проработана, представлены конкретные примеры источников, в частности, уставы художественных объединений, правила выставок, указатели каталоги, альбомы, путеводители, договоры, условия, справки, повестки, официальные и личные письма и т.д.

В заключении подводятся итоги исследования, обосновываются основные выводы диссертации. При изучении историографии истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. была воссоздана их хронология. Проведя анализ литературы, было выяснено, что эта тематика недостаточно изучена. А тема, поставленная в исследовании, сформулирована таким образом впервые. Было также установлено, что наряду с художественными организациями и государственными структурами, организационными вопросами выставок занимались и те учреждения, к которым на первый взгляд эта деятельность не относится, например, Министерство торговли и промышленности, Русско-Дунайское пароходство и др. При выявлении возможных путей поиска источников была предложена его конкретная схема. Общему обзору и анализу выявленных источников посвящена значительная часть работы. В ходе исследования были показаны возможности использования каждого вида источников, оценена их информативность.

В диссертацию включено также три приложения. В первом представлен обзор архивных фондов и научных библиотек Санкт-Петербурга.

Во втором приложении дано описание базы данных, созданной в ходе исследования. Она включает информацию об источниках, характеристику данных, в них заключающихся, хронологические и территориальные рамки информации,
указано целевое предназначение источников при их создании, дана качественная характеристика источников: их объем, наличие пропусков в данных и т.д.

Третье приложение - таблица сведений об организаторах художественных выставок, в которую включены сведения о союзах, товариществах, обществах, кружках, издательствах художественных журналов и др.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23478.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.