У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Источники по истории профессионального образования Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв.
Количество страниц 239
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23486.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I. Формирование источниковой базы по истории профессионального образования в Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв... 31

§ 1. Характеристика архивных фондов...•...31

§ 2. Публикации исторических документов... 59

Глава П. Основные виды источников по истории профессионального

образования Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв...77

§ 1. Законодательные акты как источник для изучения организации системы

профессионального образования...77

§ 2. Делопроизводственная документация государственных учреждений и органов местного самоуправления о становлении и развитии

профессиональных учебных заведений...109

§ 3. Учебная документация и ее информационные возможности...148

§ 4. Статистические источники...185

Заключение...207

Список источников и литературы...213-

Приложения...239



Введение

Современный этап развития исторической науки характеризуется усилением внимания к проблемам источниковедения истории образования дореволюционной России. Разработанные сегодня методы исследования отдельных видов и разновидностей источников создают благоприятные условия для изучения документальных материалов по истории профессиональных учебных заведений Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX вв. Несмотря на определенное внимание исследователей к профессиональному образованию, история его во многом остается малоизученной. До сих пор не выяснены точные данные о некоторых специальных школах, числе учащихся, обучающихся в тех или иных учебных заведениях, их социальном и национальном составе. Отрывочны сведения о педагогическом персонале, возрастном, образовательном, национальном составе учителей, программах обучения. Не до конца изучены вопросы организации и управления, роли государственной политики в области расширения сети профессиональных учебных заведений в губернии, ф Недостаток таких сведений не позволяет проводить широких исследований с (Щ целью выявления общего и особенного в развитии отдельных видов

профессиональных учебных заведений, их местных особенностей. Одной из причин такого положения является привлечение к исследованиям слишком узкого круга источников, использование их в основном в качестве иллюстрации тех или иных суждений. Поэтому разработка источниковедческих аспектов истории профессионального образования сегодня весьма актуальна и относится Щ' к важным, малоизученным проблемам. Процесс этот закономерен и является следствием реализации потребностей общества в дальнейшем совершенствовании. Образование является одним из самых могущественных факторов исторического развития, своеобразным кодом общества: все лучшее, что имеет место в действительности, и многое из того, что составляет ее
негативные стороны, произрастает отсюда. Сегодня роль образования, как социального института, во многом определяющего процессы модернизации, постоянно возрастает. Проводимая в настоящее время реформа образования в ряд приоритетных направлений включает и перестройку системы профессионального образования1. Эта система, изначально ориентированная на социалистическую экономику и свойственный для планового хозяйства характер трудоустройства, оказалась малоэффективной в условиях рынка. Российский исторический опыт, в частности, опыт проведения профессионально-образовательных реформ второй половины XIX - начала XX вв., создания сети специальных школ в Тобольской губернии, позволяет лучше понять этот сложный процесс в целом и, следовательно, избежать многих ошибок и просчетов, выяснить, как выстраивались отношения государства и общества в ходе подготовки и проведения реформ, как увязывались отраслевые ведомственные интересы с местными, насколько реформы отвечали потребностям российской экономики и ее регионам, что, несомненно, представляет практический интерес для разработки современных концепций профессионального образования, определения тенденций и путей его дальнейшего развития. Условия, в которых разрабатывались и проводились эти реформы, были во многом схожи с сегодняшними. Тогда, как и сейчас, Россия шла по пути «догоняющей» развитые страны модернизации, тогда, как и сейчас, процесс развития профессиональной школы проходил крайне медленно. Специальная школа., в большей степени, чем общеобразовательная, находится в зависимости от уровня развития экономики. Изменения, происходившие в той или иной отрасли, непосредственно влияют на состояние профессионального образования. Интенсивное экономическое развитие Тобольской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. вызвало

' Термин «профессиональное образование» был впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: "одно - классическое, другое профессиональное - для деятельности промышленной, торговой, земледельческой". В России развитие профессионального образования началось с учреждения высших технических училищ, для которых подготовительной ступенью должны служить реальные училища. Возникновение же средних и низших технических училищ не восходит ранее 1860-х годов. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1898. М.: СП «Терра». Т. 50. С. 163).

потребность в квалифицированных, специально подготовленных кадрах, что и обусловило открытие в губернии профессиональных учебных заведений. Все изменения, происходившие в системе профессионального образования, нашли отражение в обширном комплексе документальных материалов различного уровня, происхождения и характера, отложившихся в делопроизводстве высших, центральных, местных государственных учреждений, самих учебных заведений. Этот комплекс является ценным и своеобразным историческим источником, изучение которого позволяет выявить многие новые факты,

проливающие свет на уже, казалось бы, известные и достаточно изученные,

« - „ может дать немало живых, конкретных штрихов российской действительности

XIX - начала XX вв. - времени необычайного динамизма общественных процессов, острых ¦ социальных конфликтов, непосредственно предшествовавших Первой мировой войне. Обращение к историческим источникам дает возможность не только осветить малоизученные вопросы, пополнить знания о профессиональном образовании в дореволюционной России, по-новому посмотреть на историческое прошлое Тобольской губернии в контексте общероссийской истории и культуры, но и решить ряд источниковедческих проблем. Так, знание истории создания источников имеет существенное значение при определении границ и масштаба привлечения документальных материалов для исследования не только по истории профессионального образования, но и по проблемам общего образования, культурной жизни, просвещения. Кроме того, современные представления об историческом источнике как продукте определенной культуры, объективированном результате целенаправленной деятельности человека, создают единую основу для сравнительно-исторического анализа, Ф междисциплинарных исследований, интеграции наук.

Целью данного исследования является изучение источников по истории профессионального образования Тобольской губернии второй половины XIX-

Р начала XX в.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие

задачи:

- выявить источники, отражающие историю профессионального образования,

- дать характеристику основных видов и разновидностей источников,

- определить методы научной критики источников и применить их к анализу конкретных видов,

- раскрыть информационный потенциал источников для изучения истории профессиональной школы,

- показать степень использования источников по истории профессионального образования в специальной литературе. Объектом настоящего исследования являются документальные

материалы, отложившиеся в процессе организации и деятельности профессиональных учебных заведений Тобольской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Этим учебным заведениям принадлежит особая роль в истории просвещения края. Они были первыми специальными учебными заведениями в губернии, и сыграли огромную роль в подготовке собственных квалифицированных кадров.

Предметом исследования являются закономерности формирования

источниковой базы по истории профессионального образования в Тобольской

губернии второй половины XIX- начала XX вв. Внимание было сосредоточено

w на источниках, характеризующих деятельность ремесленных,

сельскохозяйственных, медицинских, коммерческих учебных заведений,

мореходного класса, а также учреждений, не являющихся только

образовательными, но в стенах которых давались навыки какой-либо

профессии (сиропитательные заведения, дома трудолюбия); за рамками

^ исследования осталось духовное и педагогическое образование.

Территориальные рамки исследования соответствуют административно-территориальным границам Тобольской губернии середины ^"^ " начала XX. В ее состав входила территория современной Тюменской области, а также частично территории Курганской, Омской и Свердловской

областей. По площади Тобольская губерния превосходила любую из самых крупных стран Западной Европы и играла значительную роль в экономике и культуре дореволюционной России. Ограничивая территориальные рамки исследования Тобольской губернией, представляется возможным, на основе выявленных источников, выяснить политику царского правительства в области профессионального образования в провинции. Находясь достаточно далеко от центра, Тобольская губерния редко включалась Министерством народного просвещения и другими ведомствами в планы расширения сети профессиональных учебных заведений. Многие типы открываемых в России учебных заведений, несмотря на возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, вообще не были представлены в Тобольской губернии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1864 г. до 1914 г. Начальная дата совпадает со временем начала проведения реформ профессионального образования в стране, связанных с подготовкой и утверждением положений и уставов учебных заведений. Именно в этот период произошло становление и развитие сети специальных школ в Тобольской губернии, и, соответственно, формирование комплекса делопроизводственной документации этих учебных заведений. Конечная дата исследования связана со временем начала Первой мировой воины, существенно изменившей социально- экономическую, политическую и культурную жизнь страны, повлиявшей на процесс формирования системы профессиональных учебных заведений губернии, и, следовательно, системы документирования их деятельности.

Методологической основой данного исследования является цивилизационный подход, который базируется на принципах нераздельности элементов общественной системы и непрерывности исторического процесса. При таком подходе источники рассматриваются как объективированный результат целенаправленной деятельности человека в непрерывной связи с реальной действительностью. Его применение позволяет выявить как можно более широкий круг источников по истории профессионального образования
Тобольской губернии, обосновать их информативность для более полного и всестороннего изучения объективной реальности.

• Работа строится на использовании как общенаучных, так и конкретно-

исторических методов исследования. Принцип историзма позволяет изучать явление в развитии, путем воспроизведения его истории. В сущности, любое научное исследование является историческим, ибо берет свое начало в исторических фактах, позволяющих рассматривать сущность изучаемых явлений в неразрывной связи с конкретно-историческими условиями. Этот метод дает возможность проследить качественные изменения в делопроизводстве и документировании в системе профессионального образования, в отдельных элементах этой системы. Реально, конечно, невозможно проследить все многообразие действительности прошлого, но, все же опираясь на исторические факты, применяя принцип историзма можно рассчитывать на приближение к истинности познания. Принцип объективности позволяет рассматривать каждое явление в его многогранности и одновременно противоречивости, интерпретацию исторических фактов в их совокупности. Применительно к данному исследованию этот принцип предполагает как изучение, так и изложение материала, раскрытие закономерностей формирования документальных комплексов профессиональных учебных заведений Тобольской губернии.

В работе также широко используются историко-типологический, историко-системный, историко-сравнительный, историко-генетический, математические методы исследования.

Историко-типологический метод как метод познания имеет целью упорядочение совокупности объектов и явлений на качественно определенные типы (группы) на основе присущих им общих существенных признаков. В исследовании этот метод ограничивается группировкой источников по определенным признакам и, являясь в этом случае разновидностью классификации, применяется в качестве метода их сущностного анализа.

Историко-системный метод предполагает рассмотрение изучаемого
объекта (документальных материалов по истории профессионального образования) на разных системных уровнях. Низшим из этих уровней является тот, где элементами системы выступают отдельные документы. Более высоким будет уровень, в котором исходными элементами системы являются документальные собрания конкретного учреждения. На других уровнях в качестве таковых могут фигурировать более крупные единицы - документы местных или центральных учреждений и т.д. В данном случае система с исходными элементами в масштабе всей совокупности документальных материалов по истории профессионального образования будет системой наиболее высокого уровня, ибо укрупнение исходных элементов достигает фактически своего предела. Именно на этом уровне будут наиболее отчетливо проявляться основные черты и закономерности, присущие тому или иному элементу системы (виду документа).

С помощью историко-сравнительного метода раскрывается сущность предметов и явлений путем изучения истории однотипных явлений. Так, сравнение разновидностей делопроизводственной документации различных уровней управления профессиональной школой позволило выявить общее и особенное в формулярах этих документов. Сравнение данных статистических сборников и делопроизводственных материалов привело к заключению о подлинности статистических показателей.

Наиболее универсальным и гибким методом исследования, позволяющим выявить причинно-следственные связи и закономерности возникновения документальных комплексов, является историко-генетический метод, Историко-генетический метод органически включает характеристику единичного, общего и всеобщего. Анализ источников по истории профессионального образования Тобольской губернии сочетал характеристику отдельных видов и разновидностей документов, с выделением в них общих особенностей, а также сопоставление с системой существующего в данную эпоху документооборота.

Источники по истории профессионального образования являются в

большинстве своем массовыми. Понятие массовости выражает не только их количественную систему, но и качественную. Очевидно, что не только целевое назначение определенных учреждений обусловливало создание массовой документации, содержащей сведения по истории профессионального образования, но и особые функции любого учреждения, воздействовавшего на этот процесс. Так, функции центральных государственных учреждений приводили к созданию различных нормативных документов, регулирующих деятельности специальных учебных заведений Тобольской губернии. Анализ всей совокупности массовых документов по истории профессионального образования практически не возможен, поэтому закономерно применение метода выборки, как одного из методов источниковедческого анализа. Выборка осуществлялась путем направленного поиска и отбора документов, случайного выбора и сочетания того и другого. В отдельной группе документов одного фонда выборка проводилась из равноценных документов одного вида источников. Критерием отбора служила частота повторяемости фактологического материала. Отбор фактов определялся наличием в нем информации, относящейся непосредственно к интересующему исследователя аспекту истории профессионального образования, а также в зависимости от исторической ценности, важности источника для воссоздания исторической действительности.

Одностороннее привлечение качественного анализа не позволяет осуществить глубокий анализ источников. Необходимым условием раскрытия качественных характеристик какого-либо явления служат их количественные показатели, поэтому закономерным является применение количественных методов исследования. Вариационные и динамические ряды применялись при исследовании источников, содержащих информацию о количестве учебных заведений, численности учащихся, данные о расходах на содержание и др.

Для установления взаимосвязи признаков и степени воздействия ^ различных факторов на изучаемый объект при изучении массовых источников

в данном исследовании использовался корреляционный анализ. Коэффициент
В исследовании этот метод использовался при анализе документальных материалов Тобольской ветеринарно-фельдшерской школы и позволил рассчитать корреляционную зависимость между числом окончивших учебное заведение и количеством работающих по специальности.

При обработке больших по объему и разнообразных по содержанию исторических источников, в частности, прошений учителей, учащихся, родителей, был применен метод контент-анализа.

Контент - анализ складывается из двух основных этапов. На первом, классификационном этапе, исходя из исследовательской цели и информативного потенциала источников, была выделена совокупность признаков, многократно встречающихся в документах. Здесь происходит формализация документа, вырабатывается некоторое подобие анкеты.

Сложность работы на классификационном этапе состоит не столько в выделении признаков, сколько в определении их градации и подразделений. Это связано со спецификой языка, особенностями словесных характеристик, системой их измерения. Так, один и тот же признак может встречаться в тексте, будучи выражен разными словами-синонимами, иметь, в зависимости от контекста, различную эмоциональную и смысловую окраску, принимать и положительные, и отрицательные значения. В результате был получен набор признаков, встречающихся в документах достаточно большое число раз и принимающих переменные значения. Далее вводились категории - более общие показатели. Следующим шагом являлся подсчет частоты появления в тексте
признака и частоты их смысловой связи.

Преимущество контент-анализа состоит в том, что с его помощью можно переводить массовую текстовую документацию в количественные показатели. Это значительно снижает субъективизм исследования, решается проблема его проверки и перепроверки. Эффективность применения контент-анализа связана с возможностью реализации системного подхода к анализу содержания исторического источника. Этот метод помогает получить более объективную, обоснованную аргументацию выводов, а в ряде случаев получить и скрытую в источнике информацию.

Источниковую базу исследования составили документальные материалы, собранные и систематизированные автором в соответствии с целью исследования, их происхождением и характером содержащейся в них информации. Часть используемых в исследовании документов не была опубликована, не участвовала в научном обороте и впервые извлечена из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Тюменской области (ГУГАТО), архива г. Тобольска (ГУТОГАТ), Государственного архива Курганской области (ГУГАКО), Российской национальной библиотеки (РНБ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Тюменской областной научной библиотеки (ТОНБ), библиотек '^^ Тобольского и Тюменского областного краеведческого музеев.

Среди выявленных источников важнейшим комплексом являются российские законы, осуществляющие административное регулирование системы профессионального образования и отражавшие суть политики самодержавия в этой области. Выборка основной части этих источников для ^ предстоящего их анализа производилась из Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ), Свода законов Российской империи (СЗ) и Собрания узаконений и распоряжений правительства (СУ и РП).

* Следующую наиболее обширную, самую сложную и самую

информативную группу источников составляют делопроизводственные
материалы, созданные в делопроизводстве различных учреждений в процессе документирования их деятельности. Это, прежде всего, распорядительные ' документы - приказы, инструкции, распоряжения и др., утвержденные в центральных государственных учреждениях. К этой группе относятся также инициативно-исполнительные документы - доклады, отчеты, донесения, рапорты, оформленные сотрудниками учреждений и частными лицами, деятельность которых была напрямую связана с профессиональной школой. Еще одной группой делопроизводственной документации, используемой в исследовании, являются документы коллегиального обсуждения: журналы и протоколы, проводившихся в различных организациях заседаниях, на повестку которых были вынесены вопросы профессионального образования.

Ценным сводным источником являются статистические материалы, содержащие количественные показатели развития системы образования. Материалы периодической печати остались за рамками данной работы. Значительная часть этого вида источника содержит достаточно объемный фактический материал по истории профессионального образования и может стать предметом специального исследования.

Историография исследуемой темы включает: работы источниковедческого и исторического характера. Литература исторического характера подразделяется на исследования по истории образования, где история профессиональных . школ Тобольской губернии освещалась эпизодически, в контексте истории развития образования в России и исследования, посвященные непосредственно изучению истории профессионального образования Сибири и Тобольской губернии.

Формирование научных знаний об источниках обусловлено общим

^ процессом эволюции исторической науки и до известных пределов совпадает с

основными этапами ее истории. Развитие и обобщение научных представлений

об источниках и методах их анализа происходило первоначально в ходе

^\ исследовательской практики установления подлинности источника,

определение степени достоверности сообщаемых им фактов. Только в конце
XIX - начале XX вв. появляются в русской и зарубежной историографии специальные работы, содержащие теоретическое осмысление накопленного опыта изучения источников с позиций теории и методологии исторического познания1.

На методологию источниковедения большое влияние оказала работа двух крупнейших французских ученых и педагогов Ш.В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в изучение истории». В историческом познании Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос выделили три основных этапа. Первый - это этап «предварительных сведений», куда исследователи отнесли отыскание и собирание документов. Второй этап определялся как «аналитические процессы» и подразумевал как внешнюю критику (подготовительную), относящуюся к его происхождению и авторству, так и внутреннюю критику, понимаемую как истолкование источника и критику его достоверности. На последнем этапе «отдельные факты систематизируются, осуществляется историческое построение, создаются общие формулы и, наконец, дается историческое изложение2.

Более детально и тщательно разработана классификация исторических источников в работе Э. Бернгейма «Введение в историческую науку»3. В основу своей классификации исторических источников Э. Бернгейм положил принцип близости источника к фактам, соответственно выделяя историческую традицию и исторические предания.

В отечественном источниковедении следует выделить подход В.О. Ключевского, создавшего особое направление источниковедческого исследования - комплексный анализ большой группы произведений, принадлежащих к одному виду.

А.С. Лаппо-Данилевский в своем фундаментальном труде «Методология

1 Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб., 1908; Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899; Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910-1913; Ключевский В.О. Соч., т. VI. Специальные курсы. М., 1959; Караев Н.И. теория исторического познания. СПб, 1913; Саар Г.Г. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930; Быковский С.Н. Методика исторического исследования. Л., 1931.

2 Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998. С. 46.

3 Бернгейм. Э. Введение в историческую науку. СПб., 1908.
истории» продолжает развивать теоретическое источниковедение1. Вторая часть «Методологии истории» посвящена теории источниковедения и методам ^ анализа исторических источников. Исходя из определения источника как «реализованного продукта человеческой психики» А.С. Лаппо-Данилевский рекомендует «психологическую интерпретацию» как один из методов анализа исторического источника2. В качестве дополнительных методов анализа он указывает исторический метод, который «имеет в виду истолковывать такие различия и сделать как бы более или менее близкий перевод мыслей автора от особенностей его культуры и индивидуальности на образ мыслей, свойственный историку», и «технический метод», который применяется «...главным образом для того, чтобы классифицировать свою предпосылку о чужой одушевленности..»3. Однако, в своих конкретных исследованиях источников А.С. Лаппо-Данилевский невольно отходил от своей теории .

В 1922 г. была опубликована работа В.И. Пичеты «Введение в русскую историю». К числу источников В.И. Пичета относит «.. .все материалы, которые остались от прошлой жизни и в которых отражается какой-либо след старины» . Формулируя понятие внешней и внутренней критики, автор указывал на важность выяснения вопросов происхождения источников, обстановки появления их и особенно авторства6. Без выяснения этих вопросов не могла быть решена основная проблема достоверности и оценки исторического источника. Обзор источников дан автором по территориальному признаку, а затем - по видам, но без обоснования видового принципа деления.

Работы С.Н. Валка носят скорее архивно-источниковедческий характер. В своей статье «Архивные обзоры» С.Н. Валк подчеркивает важность видовой характеристики документов, входивших в состав того или иного фонда7.

Среди работ, вышедших в конце 1920-1930-х гг. интерес представляют

1 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Ч. 1-Й. СПб., 1910-1913.

2 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Ч. II. СПб., 1913. С. 406-407.

3 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Ч. II. СПб., 1913. С. 436, 454.

4 Николаева А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения XVIII - XX вв. М., 1975. С. 40. Пичета. В.И. Введение в русскую историю (Источники и историография). М., 1922. С, 5,

6 Пичета. В.И. Введение в русскую историю (Источники и историография). М., 1922. С. 6.

7 Валк С.Н. Архивные обзоры // Архивное дело. Вып. 1. М., 1923.
труды Г.П. Саара, A.M. Большакова, Н.Ф. Бельчикова . Г.П. Саар под историческим источником понимал «...все созданное человеческим обществом, как в области материальной культуры, так и. идеологии» . В классификации источников он придерживался видового признака. В книге A.M. Большакова привлекает внимание раздел об источниках для изучения краеведения, учитывающий специфику этой научной дисциплины, в круг вопросов которой входят различные аспекты изучения края3.

В 1960-1980-х гг. в центре внимания отечественного источниковедения находятся теоретические и методологические проблемы. Проблемы истории, теория и методика источниковедения нашли отражение в работах Л.В. Черепнина, А.Т. Николаевой, СО. Шмидта, А.П. Пронштейна и др4.

Важное значение имеют специальные источниковедческие исследования, посвященные проблемам классификации и характеристики источников, показывающие взаимосвязь источников определенного исторического периода, специфику происхождения, содержания, исторические особенности3. В это время получил теоретическое обоснование принцип классификации источников по видам. Так, О.М. Медушевская, вслед за А.Д. Люблинской, В.П. Даниловым и СИ. Якубовской в основу общей классификации источников кладет «их происхождение...», а затем делит источники на виды6. В основе этой видовой классификации лежат устойчивые общие признаки, возникшие и

' Саар. Г.П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930. Бельчиков Н.Ф. Теория археографии.

М.-Л., 1929. Большаков A.M. Введение в краеведение. М., 1929.

" Саар. Г.П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930. С. 16.

J Большаков A.M. Введение в краеведение. М., 1929. С. 96-97.

4 Черепнин Л.В. О методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. В

кн.: Источниковедение отечественной истории. М., 1973; Николаева А.Т. Методология и методика русского

источниковедения. (К вопросу о преемственности). Труды МГИАИ. М., 1967. Т. 25; Шмидт СО. Современные

проблемы источниковедения. В кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. М., 1969;

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976; Он же. Актуальные

проблемы источниковедения, специальных исторических дисциплин и их преподавание в вузах. Новороссийск,

1979; Ковальченко И.Д. Исторический источник в свете учения об информации // История СССР. 1982. № 3. и
Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981; Николаева А.Т. Теория и.методик источниковедения истории СССР. М., 1975; Миронова Й.А. Источниковедение истории СССР XIX- начала XX вв. М., 1975; Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период. М., 1976; Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма. Конец XIX - 1917. М., 1962 и др. 6 Данилов В.П., Якубовская СИ. Источниковедение и изучение истории советского общества // Вопросы истории. 1961. № 5.
закрепившиеся в силу общности их функций в жизни общества. Общность признаков, определяющих видовую принадлежность источника, О.М. Медушевская не сводит только к его форме, но и включает элементы их содержания1.

Появившаяся в 1987 г. работа И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования», по мнению многих исследователей «...стала точкой отсчета в процессе обновления представлений в области методологии истории»2.

Среди современных исследований следует отметить коллективный труд А.Г. Голикова и Т.А. Кругловой и И.Н. Данилевского, В.В. Кабанова, О.М. Медушевской, М.Ф. Румянцевой «Источниковедение. Теория. История. Метод...»3. В работе значительное внимание уделяется методологическим проблемам, обосновывается источниковедческий критерий сравнительно-исторических исследований, раскрываются междисциплинарные связи источниковедения и др4. В целом, современными авторами был обобщен весь накопленный опыт предшествующих исследователей, выработаны позиции современного источниковедения.

Обращение к археографической литературе позволило установить принципы организации архивных фондов, определить наиболее информативные из них, в которых отложились документальные материалы по истории профессионального образования и др5.

Изучение работ источниковедческого и археографического характера способствовало разработке методологической концепции исследования, выработке методики, а также помогло в решении проблем классификации источников по истории профессионального образования Тобольской губернии.
Список литературы 1 Медушевская О.М. Развитие теории советского источниковедения. Труды МГИАИ. М., 1969. Т. 24. Вып. 2. С.
" Камынин В.Д. Поиск новых методологических подходов в отечественной историографии второй половины

80-х начала 90-х гг. XX столетия // Историческая наука на рубеже веков. Екатеринбург, 2000. С. 22.

3 Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000; Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

4 Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

5 Бельчиков Н.Ф. Теория археографии. М.-Л. 1929; Чернов А.В. История и организация архивного дела в СССР. М., 1940; Максаков В.В. Архивное дело в первые годы Советской власти. М., 1959 и др.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23486.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.