У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Историография сибирской социал-демократии 1907-1917 гг.
Количество страниц 644
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23519.doc 
Содержание Содержание
Введение... 3

Глава 1. Социал-демократы в составе массовой политической ссылки в Сибирь в освещении ученых и мемуаристов... 70

1.1. Численность, состав и партийные связи ссыльных социал-демократов региона...

1.2. Деятельность социал-демократов в местах каторги, заключения и поселения на территории Сибири... 119

1.3. Проблемные вопросы пребывания лидеров большевизма в сибирской ссылке... 150

Глава 2. Рабочие Сибири как социальная база местных

организаций РСДРП в исторической литературе... 183

2.1. Состояние, положение и стачечное движение пролетариата Сибири в 1907-1917 гг... 183

2.2. Становление и развитие концепции большевистского руководства Ленской стачкой 1912 г... 241

Глава 3. Проблемы политической ориентации организаций

РСДРП Сибири межреволюционного периода... 292

3.1. Историография идейных позиций социал-демократических объединений региона в местах поселения... 292

3.2. Изучение политической ориентации социал-демократов в работах о местных партийных организациях Сибири... 322

3.3. Идейно-политическая ориентация сибирских объединений РСДРП в обобщающих монографических трудах... 369

Заключение... 466

Примечания...__... 483

Список использованных источников... 567

Перечень сокращений... 644


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Социал-демократия была и остается важнейшей составной частью левых сил современного мира. Она уходит корнями в массовое рабочее движение конца XIX - начала XX вв., нашедшее свое оформление во II; Интернационале. Социал-демократы представляли заметную политическую силу и в России. В случае выступления против самодержавия единым фронтом они имели шансы на историческую перспективу, особенно после Февральской революции. Однако в результате прихода к власти в октябре 1917 г. их левого крыла сама социал-демократическая идея была отвергнута. На опасность такого поворота событий в дальнейшей судьбе страны указывали как меньшевики, так и лидеры западного социал-демократизма1, но; большевики во главе с В.И1 Лениным пошли своим * путем. В' итоге социал-демократическая перспектива для России была утеряна; Между тем, она успешно воплощалась в жизнь в странах Западной Европы. Там во второй половине XX в. социал-демократам удалось в определенной мере гармонизировать социальные отношения и добиться достойного уровня жизни народа; Их влияние периодически может ослабевать, но к настоящему моменту в целом ряде цивилизованных держав они стали; той политической силой, без привлечения которой невозможно обеспечить функционирования механизмов власти. На сегодня; в Социнтерн входят 68 партий всех континентов. Из них 27 являются правящими как самостоятельно, так и в коалиции. В рядах партий - членов Социнтерна сейчас насчитывается более 17 млн человек2.

Западноевропейская социал-демократия; вплоть до конца 80-х гг. оценивалась в советской обществоведческой литературе как реформистское, а значит контрреволюционное буржуазное течение. Между тем, правые социал-демократы никогда не отвергали революцию как таковую, но выступали при этом за длительный и мирный путь ее развития. Именно перманентные социальные реформы, по их убеждению, должны привести к

новому справедливому обществу. Еще в конце XX в. К.Каутский заявлял: "Социал-демократия - революционная партия, но не партия, устраивающая революцию"3. А примерно через сто лет лидер Французской социалистической партии Ф.Миттеран по сути дела повторил сказанное' Он; подчеркивал, что "ФСП ставит реформизм на службу революционным надеждам", поскольку капитализм "усиливает различные формы неравенства, эксплуатирует богатства* "третьего мира", сохраняет социальную отверженность"4. Как видно, Ф.Миттеран критически относился к обществу, в котором сам был президентом. Однако он считал, что путь к социалистическим идеалам гораздо длительнее его выборного срока.

Стержневую идею анализируемого движения = Запада представляет демократический социализм. Впервые это понятие было введено Д.Б. Шоу в 1888 г. Им также пользовались в своих трудах Э.Бернштейн, О.Бауэр, К.Каутский. А начиная с 1945 г. демократический социализм становится официальной доктриной международной социал-демократии. Его главными составляющими являются социальное государство, политическая и экономическая демократия, этический социализм. Первый термин подразумевает государственное регулирование сфер экономики, социальной политики, межклассовых отношений, направленное на повышение: материального и» духовного благосостояния всех слоев населения. Под политической демократией в рассматриваемой доктрине понимается выборность власти, многопартийность, признание оппозиции, правовое государство. Экономическая демократия согласно теории i социал-реформизма должна развиваться как на микроуровне - через непосредственное участие трудящихся в управлении предприятиями* различных форм собственности, так и на макроуровне - посредством государственной координации сфер народного хозяйства. И, наконец, этический социализм базируется на "основных ценностях", представляющих

собой триединство* свободы, справедливости и солидарности. При; этом справедливость характеризуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность - как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости. Следует также отметить, что социал-демократы резко осуждают своих идейных противников за неприятие "основных ценностей" в комплексе. Так, либерализм, по их мнению, пренебрегает солидарностью, консерватизм отрицает равенство, а коммунисты стремятся к равенству, исключающему свободу действий личности. Фашисты же критикуются социал-демократами за демагогическое использование тезиса о солидарности в целях создания тоталитарного режима. По критериям этического социализма, преобразования в духовной сфере должны основываться не на научных законах, а на нравственных категориях, прежде всего христианских идеалах и гуманистических принципах.

Таким образом, социал-реформизм предполагает, что демократический социализм i невозможен не только без политической > и экономической демократии, но и без нравственного совершенствования личности и всего общества. В итоге демократический социализм должен стать не просто новой формацией с особым характером • производственных отношений; а высшей нравственной; ступенью земной цивилизации5. Как видно, данное учение не лишено элементов идеализации будущего человечества, как, впрочем, все социалистические доктрины.

В повседневной политической жизни социал-демократы борются против неоконсервативного (ультралиберального) подхода к действительности. Они противопоставляют ему социально направленную, более гуманную и тем самым менее взрывоопасную в политическом смысле модель. Не посягая \ на основы существующего строя, партии рассматриваемого направления категорически против того, чтобы неизбежные издержки общественного развития возлагались на плечи наиболее ущемленных групп населения путем сокращения занятости, демонтажа социальной инфраструктуры. В

противовес либеральной ориентации на "необузданные проявления капиталистического способа производства" и "неограниченную игру рыночных сил" социал-демократы делают упор на сохранение экономической, социальной и экологической активности государства, всесторонний учет интересов основной массы населения6.

Очевидно, что после провала либеральных реформ в современной России наиболее приемлемым становится социал-демократический вариант ее дальнейшего развития. И неважно, как конкретно будет называться политическая сила, его осуществляющая, главное - общее направление ее деятельности. Разумеется, использовать принципы социал-демократизма на практике необходимо с учетом отечественной? специфики общественного развития. В этой связи закономерно встает вопрос о так называемой "русской", а точнее - общенациональной идее, призванной цементировать новую российскую государственность. Пока она остается несформулированной, а между тем, смысл ее во все времена был один и тот же. "Русская идея" всегда олицетворяла собой непреодолимое стремление народа к социальной справедливости: А поскольку национальная идея должна сплачивать власть и общество, то она в нашей истории * постоянно понималась как совместный процесс созидания справедливой государственности ("Святая Русь", "Москва - третий Рим", "Великая Россия"). В XIX в. все это вылилось в вполне определенную формулу -¦¦ "Православие; самодержавие, народность", а в советское время неустанно пропагандировался тезис о возрастающей роли государства в ходе коммунистического строительства. Следует также подчеркнуть, что истоком верховной власти в нашей стране всегда являлось стремление к справедливости. Родоначальники обеих правящих династий были возведены на престол во многом потому, что никогда на него не претендовали и, будучи на первых порах политически нейтральными, имели возможность "править по справедливости". Близка к менталитету русского человека и

коммунистическая идея всеобщего равенства, чем в свою очередь воспользовались большевики и их последователи.

На современном этапе исторического развития именно социал-демократическая идеология наилучшим образом сочетается с архитипом нашего национального сознания. Одной из основополагающих ее ценностей, как уже говорилось,.является социальная справедливость. Она понимается социал-демократами как признание одинаковой ценности всех людей, равенство граждан перед законом, оплата труда в соответствии с физическими и умственными затратами, гарантированная; государственная помощь наиболее нуждающимся членам общества7. Такое понимание справедливости в принципе не противоречит российской ментальности. Кроме того, социал-демократическая идея солидарности в целом не противоречит русской "соборности". Конечно, первое понятие основывается главным образом на рационалистических принципах, а второе - на духовных. Однако цель в данном случае преследуется одна - достижение компромисса в обществе с учетом интересов большинства. И, наконец, вера сторонников этического социализма в возможность существования высшей нравственной ступени человеческой, цивилизации гармонично сочетается с вечными чаяниями нашего народа о лучшем будущем для всех и каждого.

Итак, социал-демократическая платформа может быть не только оптимальной моделью дальнейшего развития России, но и основой для новой интерпретации общенациональной идеи. В связи с этим особую значимость сейчас приобретает изучение истории; международного социал-демократизма. Безусловно, его опыт следует использовать с учетом национальных особенностей нашей страны., В этом плане социал-демократическое движение Сибири не может не вызвать интереса обществоведов. Своей толерантностью, примиренческой направленностью, отрицательным отношением к экстремизму оно приближалось к социал-реформизму Запада. Межфракционные раздоры в серьезной степени* не

коснулись сибирских эсдеков, благодаря их умению идти на компромиссы ради общего дела. Этим они продемонстрировали приверженность« принципам истинного социал-демократизма, чем выгодно отличались от своих соратников по партии из центральных регионов России. Организации РСДРП Сибири представляли; собой своеобразный: конгломерат всевозможных фракций и течений, в них сосуществовали как подпольщики, так и легалисты. Все они не мешали-друг другу отстаивать собственные взгляды, но делали все же общее дело. Примечательно, что аналогичная ситуация характерна для современной европейской' социал-демократии. По заверениям одного из ее видных представителей- В.Бранта, члены соответствующих партий "могут иметь различное мировоззрение, но их объединяют общие моральные ценности и политические цели1' . Правда, идейная терпимость и организационная сплоченность сибирских эсдеков s во многом диктовалась объективными причинами; но это не отменяет важности изучения их истории в современных условиях. К настоящему моменту, по убеждению большинства ученых и политиков, Россия исчерпала лимит гражданских войн и социальных потрясений. Поэтому на первый план сейчас выдвигаются задачи формирования идеологии примирения, толерантности и конструктивности во всех сферах общественной\ жизни, что в свою очередь невозможно без существования в ней достаточно высокой политической культуры. В решении целого комплекса указанных задач определенную помощь может оказать всестороннее исследование социал-демократического движения в Сибири, выполненное на новой> методологической! и источниковой основе. Ведь, несмотря на свои специфические черты, оно всегда являлось частью российского революционного процесса и имело с ним \ одни корни. А это значит, что на его примере гораздо < проще понять сущность политического примиренчества и идейной терпимости, чем на западноевропейских образцах.

Сказанное в некоторой степени подтверждается монографией СВ. Макарчука, изданной уже в постсоветское: время9. Однако при всех ее достоинствах процесс пересмотра в ней прежних концепций истории организаций РСДРП восточных регионов страны носит спонтанный характер.. Он осуществлялся автором попутно с изложением собственных взглядов на те или иные вопросы и не имел специального значения, что объясняется конкретно-историческим характером самого исследования. Не: мог преследовать историографических задач и: четвертый выпуск учебного пособия М.В. Шиловского, посвященный социал-демократам Сибири'0. В нем использовались как устоявшиеся положения, так и данные новейшей литературы, но сама специфика издания; не предполагала анализа и сопоставления концепций.. Все это* наглядно показывает, что работу над созданием обновленной истории социал-демократического движения в крае лучше всего начинать с историографического- труда. Такой подход, безусловно,; существенным образом скажется на оптимизации исследовательского процесса и будет способствовать объективному отражению изучаемых проблем.

Известно, что историография предоставляет возможность знать состояние науки на сегодняшний день, степень решения ее проблем, новую постановку вопросов, упущения и ошибки при их освещении. Функцией историографии является также изучение конкретных условий формирования ее основополагающих концепций, а также материальной и духовной среды,. определяющей направление и содержание исследовательского > процесса. Обобщая опыт развития науки о прошлом; историография способствует ее поступательному движению. Поэтому даже работы, обращенные к изучению исторической мысли в прошедшие периоды, прямо или косвенно связаны с решением задач настоящего дня11. Разумеется, все это учитывалось в советскую эпоху. Не случайно в декабре 1968 г. в Кемерове состоялась первая межвузовская конференция по историографии Сибири, наметившая

пути развития и совершенствования этой науки. А еще через пять лет на региональной конференции в Красноярске был поставлен вопрос о разработке именно историко-партийной историографии12. В середине же 80-х гг. он продолжал оставаться актуальным и даже был повторен с гораздо большей настоятельностью'3. Данная ситуация указывала на то, что ученые не справлялись со всем объемом возложенных на них задач. Действительно, несовершенство использования существовавших тогда приемов методики исследования нередко приводило к ошибочным трактовкам тех или иных вопросов, к разрыву между накоплением, описаниемs фактов- и их обобщением. В результате, с одной стороны, происходило дублирование тематики, повторение непроверенных до конца концепций, ас другой -оставались нераскрытыми новые направления исследовательской работы. Кроме того, сибирские историки сталкивались с дополнительными трудностями при определении места и значения местных организаций РСДРП во всероссийской политической борьбе, а также при выявлении* общего и особенного в их деятельности. При этом особую- сложность вызывал; тот факт, что под историей КПСС досоветского периода понималась тогда история; большевиков, которые в Сибирском* крае были объединены с меньшевиками. В итоге исследователям приходилось или искусственно вычленять ленинцев из совместных организаций, или делать акцент на. проявлениях большевизма в местном социал-демократическом движении. Все эти недостатки призвана была устранить советская: историография партийных организаций дореволюционной Сибири, начавшая резко активизироваться только со второй половины 80-х гг. Однако и этот процесс,, осуществляемый в рамках единой методологии, был прерван с началом распада СССР. В результате современной историографии организаций РСДРП края достались в наследство нерешенные проблемы своей предшественницы. А между тем,, у первой из них есть и свои совершенно новые задачи. С упразднением монополии марксизма-ленинизма
в идеологии: и науке появилась возможность переоценить. многие процессы политической жизни с позиции общечеловеческих ценностей, переосмыслить ряд догматических выводов и положений; затронуть ранее запретные темы, ввести в оборот новые и по-иному интерпретировать уже использованные источники. Это особенно важно в связи; с несколько изменившимся в последнее время пониманием функций историографической* науки. Она, по мнению некоторых ученых, должна не только фиксировать различные проявления исследовательского процесса, но и "сама' разворачиваться как интеллектуальная история"14. Иначе говоря, в ее функции входит теперь и разработка новых направлений в развитии тех или иных тем, и самостоятельное осмысление их.. Таким образом, как практическая, так и теоретическая актуальность предлагаемого труда не может вызывать сомнений.

Объектом настоящей работы; избраны концепции социал-демократического движения Сибири, выдвинутые в советский период отечественной историографии. Соответственно предметом исследования стали выводы, положения, фактический материал, статистические разработки и методические приемы трудов данного времени. Специальная концентрация внимания диссертанта на литературе советского периода представляется вполне обоснованной. Именно в эту эпоху исследовательский процесс принял систематизированные, целенаправленные формы, причем при непосредственном участии государства. Такое положение дел двояким образом сказалось на,результатах деятельности ученых. С одной стороны, были созданы разнообразные учреждения и специализированные советы по изучению истории партии и рабочего класса, подготовлены многочисленные научные кадры, налажена координация их творческих усилий в масштабах всего государства.. С другой стороны, исследователи вынуждены были работать в жестких рамках официальной идеологии и пользоваться одной методологией. Естественно, неоднозначным оказался и конечный итог
рассматриваемого процесса. В целом его можно охарактеризовать как искусственный синтез достаточно высокого уровня лучших трудов советской историографии и чрезмерно политизированных, нередко оторванных от реальности, обобщающих выводов. А в такой ситуации необходим особенно тщательный анализ соответствующей литературы.

Следует также подчеркнуть, что в советской историографии? даже в рамках единой' методологии при решении частных вопросов допускался многовариативный подход в оценке • каких-либо фактов или явлений. W это способствовало относительному разнообразию концепций. В большей степени сказанное относится к периферийным исследованиям; поскольку в СССР допускалась критика местных партийных организаций в; целях демонстрации соответствующих ленинских принципов. В результате провинциальные ученые вообще, и сибирские в частности, имели больше возможностей для высказывания собственных позиций. К тому же важно учесть, что библиография работ, в той или иной степени освещающих историю социал-демократов дооктябрьской Сибири, исчисляется, по подсчетам автора, приблизительно 3^5 тыс. единиц. А это значит, что как в •¦ проблемно-концептуальном плане, так и по количеству источников советская! историография организаций РСДРП; региона может быть темой не одной диссертации. Таким образом, выбранная для? специального анализа литература, является самодостаточной; во всех отношениях. Более того, она прекрасно отражает процесс общественно-политической эволюции целой эпохи в отечественной истории.

Степень изученности темы. С уверенностью можно сказать, что публикации по проблемам историографии социал-демократического и рабочего движения в крае стали появляться только в 60-70-х гг. Однако первые попытки осмысления содержания соответствующей литературы начали предприниматься значительно раньше. На начальном этапе развития советской исторической науки данный процесс осуществлялся в рецензиях
на многочисленные издания о революционной борьбе и политической ссылке в Сибири. При этом профессиональный уровень рецензентов был очень неровный, а нередко ими? становились сами участники прошлых событий. Среди работ подобного рода чаще всего фигурировали заметки без какой-либо»критической направленности. Они напоминали скорее аннотации < на мемуары, а также смешанные сборники статей, воспоминаний и документальных материалов!5. В таких рецензиях в лучшем случае давались рекомендации по совершенствованию оформления! и содержания последующих изданий. Гораздо ближе к историографическим трудам были отклики; на публикации журнала «Каторга и ссылка», помещавшиеся под рубрикой «Письма в редакцию». Так, например, Д.А. Пузанов внес интересные дополнения к статьям о* деятельности социал-демократов в Минусинской ссылке. Он, благодаря уточненным фактам* и логическим рассуждениям, помог авторам и читателям разобраться в политической направленности газеты «Минусинский край» в разные периоды ее существования16. В свою очередь, М.М..Бирман также дополнил статью А.А. Липкина собственными воспоминаниями и предоставил свои данные о сроках выпуска изданий Союза сибирских рабочих17.

Элементы историографического анализа были присущи рецензиям Р.Хабаса, В.Д. Вегмана, И.Колычевского, В.Н. Соколова. Так, первый из них резко критиковал авторов сборника «Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги» за неумение обрабатывать публикуемый архивный материал и был
в принципе прав . Однако при этом > Р.Хабас не учел, что большинство из них такими навыками просто не обладали, а следовательно, предъявлять подобные требования было некорректно. В свою очередь Ъ.Д. Вегман, анализируя мемуары Б.З. Шумяцкого, пытался восстановить объективность в отношении: оценки «правдистов», действовавших в Красноярске. Автор рецензии писал, что утверждать, будто только они «трезво расценили вещи и правильно шли по пути к Октябрю, будет, по меньшей мере, слишком смело
и, во всяком случае, неверно и несправедливо»19. Это, разумеется, противоречило официальной трактовке вопроса, но высказывать собственные мысли в 20-х гг. еще не запрещалось. Правда, другие авторы в подобной ситуации были более осторожны. В частности, И.Колычевский критиковал материалы сборника «Сибирская» ссылка», изданного в 1927 г., именно с позиций официальной историографии. Рецензент считал его «не вполне удачным», так как в нем «общественная и политическая жизнь ссылки затронута в высшей степени слабо». И.Колычевский предъявлял претензии к членам редакции сборника за публикацию воспоминаний: В.Кухарченко о деятельности эсдеков среди черемховских шахтеров. Рецензента не устраивали высказывания автора об отрицательном отношении рабочих к фракционной борьбе. Вместе с тем, И.Колычевский дал высокую оценку статье Е.Д. Никитиной за разоблачение карательной политики самодержавия на архивных источниках. Он также положительно отозвался о работе В.Н. Соколова, настаивавшем на всеобъемлющем влиянии политической ссылки в общественной жизни Сибири20. На самом же деле автор заслуживал в свой адрес критики i за излишнюю категоричность, поскольку данный процесс в его статье выглядел явно преувеличенным. Однако И.Колычевского< это, видимо, вполне устраивало.

Примечательно, что сам В:Н. Соколов тоже выступал в качестве рецензента. В 1931 г. он подверг критике Сибирскую советскую энциклопедию за недостаточное внимание к деятелям большевизма и советской власти. Особое внимание при этом он уделил разделу о местной периодической печати дооктябрьского времени. Так, В.Н. Соколов напрочь отвергал информацию первого тома данного издания о работе М.В. Фрунзе и Е.А. Преображенского в газете «Восточная> Сибирь» под непосредственным руководством правого меньшевика Бешляги. Рецензент указывал, что эти* два видных большевика сотрудничали в «Забайкальском обозрении», „ редакция которого с легкой руки составителей энциклопедии ошибочно
отдавалась «на откуп Войтинскому, Церетели, Дану». В то же время, В.Н. Соколов сетовал на отсутствие в рассматриваемом издании даже намеков на попытки «последовательных социал-демократов (большевиков) организовать свои газеты («Восточная заря», «Голос Сибири», «Иркутское слово» и др.)». «А ведь это, - продолжал он, - была достаточно длительная полоса самостоятельных выступлений сибирских большевиков-литераторов в противовес ликвидаторским настроениям меньшевиков и областническому либерализму сибирской буржуазии»2 *. При всем этом важно знать, что сам рецензент был активнейшим публицистом своего времени. Под псевдонимом «Мих. Садко» он издал массу своих статей в местной легальной прессе. В.Н. Соколов прекрасно знал, что в межреволюционный период никаких попыток со стороны большевиков организовать собственные газеты в Сибири не было, как впрочем, не было и «длительной полосы» их «самостоятельных выступлений». В местной подцензурной печати» одновременно работали эсдеки разных идейных направлений, а сам В.Н. Соколов, считая себя большевиком, трудился там бок о бок с ликвидаторами. Интересно, что сделанные в рецензии реверансы в сторону сторонников В.И. Ленина не повторялись в воспоминаниях автора «Партбилет № 0046340», которые впоследствии сами стали ? объектом критики. Так, уже в 193 6 г. А.Шестаков не согласился с высказыванием мемуариста о том, что в предвоенный период «партия извивалась в судорогах собственного кризиса роста». В противовес этому оппонент заявил, будто к 1914 г. она уже представляла собой «единую монолитную крепость»22. Осуждал А.Шестаков В.Н.Соколова и за в общем-то лояльное отношение к Н.А.. Рожкову, которого резко критиковал В.И.Ленин за ликвидаторские взгляды.

Само же несоответствие позиций В.Н. Соколова в рецензии на Сибирскую советскую энциклопедию ив собственных мемуарах объясняется довольно просто. Дело в том, что первая из работ была опубликована на страницах журнала. «Каторга и ссылка», который, начиная с 30-х гг.,
подвергся суровой; критике за несоответствие марксистско-ленинской теории?3. Это в конечном итоге вылилось в откровенную травлю со стороны идеологических органов ВКП(б). Естественно, идти вразрез данному курсу В.Н. Соколов не мог.

Далее тоталитарные тенденции в развитии исторической науки неуклонно нарастали. В период утверждения «культа личности» критики как таковой уже не существовало, а изредка появлявшиеся тогда рецензии своих функций не выполняли. Они, как правило, представляли; собой хвалебные отклики на наиболее удачные литературные примеры возвеличивания партии и ее вождя. Не была забыта историками и «титаническая» деятельность И.В. Сталина в сибирской) ссылке, что нашло свое отражение* не только в литературе, но и в рецензиях на ее «лучшие» образцы24. Кроме рецензий, в рассматриваемое время появлялись статьи директивного характера. Одна из них посвящалась задачам; изучения деятельности ссыльных большевиков в Якутии. В ней опять же критиковался уже несуществующий журнал «Каторга и ссылка» за проведение «линии восхваления» народничества и «полное игнорирование» истории репрессированных пролетарских революционеров. Если учесть, что бывшие деятели журнала назывались не иначе как «разоблаченные враждебные элементы», то не останется сомнений в чисто политическом характере данной критики. Нетрудно догадаться, что и решение задач, поставленных в рассматриваемой статье, не требовало от историков научных усилий. Они должны были раскрыть прогрессивное значение ссылки большевиков в Якутии, показать выдающуюся рол ь в; ней Е.М; Ярославского, F.K. Орджоникидзе, Г.И. Петровского, а также других ленинцев и при этом разоблачить их идейных противников. Одним словом, речь, шла о создании «марксистской истории ссыльных большевиков в Якутской области на основе методологических указаний товарища Сталина»25. Разумеется, такие статьи не содержали историографического
осмысления итогов и перспектив научной мысли, но все же претендовали на это.

Труды, специально посвященные вопросам историографии рабочего и социал-демократического движения«в; России; стали \ появляться лишь > после XX съезда» КПСС, когда! рамки научной критики: заметно* расширились. Однако основная масса исследователей к этому оказалась не готова. Вконце 50-х — середине 60-х гг. такие публикации, как правило, печатались в центральных издательствах и имели общероссийскую; тематику26. В центре страны данная тенденциям продолжала развиваться в 70-е гг., причем в ряде историографических изданиш стала фигурировать, литература о революционных событиях в Сибири27. В следующее десятилетие в процессе осмысления общероссийских проблем историко-партийной науки; приняли участие как столичные специалисты, так и ученые периферии . Однако интерес к сибирской проблематике от этого не повысился. В историографических публикациях лишь упоминались, труды, освещавшие социал-демократическое движение в крае, причем, за редчайшим исключением, ими; были издания, выпущенные: вiМоскве29 К собственно сибирской I историографии t изучаемой г темы , практически i никакого внимания проявлено не было..Такое положение дел объясняется отсутствием интереса ученых европейской части страны к событиям* 1907-1917 гг. за Уралом. Их в лучшем случае привлекали происходившие там революции, историографическое освещение которых считалось тогда более важной задачей; В свою очередь самт сибирские' исследователиs по сутш дела- не участвовали в < разработке общероссийской историографии рассматриваемых проблем со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Данная ситуация стала: меняться; только в начале 90-х гг., когда некоторые ученые центра страны стали? уделять серьезное внимание социальным процессам? межреволюционного периода за Уралом30. Более того, они начали использовать научные разработки своих коллег из Сибири.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23519.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.