У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
История собирания и изучения аркеологический коллекций пермского звериного стиля
Количество страниц
199
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23638.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1...12
ИСТОРИЯ СОБИРАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ...12
1.1 История частных коллекций пермского звериного стиля...12
1.2 Деятельность русских историко-археологических обществ и государственных учреждений второй половины XIX - начала XX вв. в отношении собирания и сохранения предметов пермского звериного стиля...41
1.3 История музейных собраний пермского звериного стиля...63
ГЛАВА 2...88
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ...88
2.1 История термина «пермский звериный стиль». Проблема периодизации истории изучения культового литья Прикамья...88
2.2 История изучения пермского звериного стиля в период второй половины XIX - 30-х гг. XX вв...109
2.3 История изучения пермского звериного стиля в период второй половины XX - начала XXI вв...138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...174
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА...186
Список сокращений...199
Введение
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе формируется особый интерес к историческому прошлому. История выступает как необходимая составная нашей культуры, как источник для самопознания и духовного творчества. В контексте общего исторического прошлого особое внимание привлекается к региональной проблематике. Именно региональные культуры выступают как пространство взаимодействия в триединстве «человек - общество — природа». Осознанное отношение к среде обитания характерно для человека с древнейших времен, «осваивая место, избранное для жизни, человек не только преобразует его утилитарно. Исходя из духа и норм своего языка и культуры, он организует новое место символически и тем самым, вырывая его из немого доселе ландшафта, приобщает к порядку культуры». [Абашев В., 2000, с. 5].
Своеобразие региональной культуры, прежде всего, связано с системой уникальных символов, отражающих соответствующую картину мира. Картина мира, складывающаяся, в том числе, под влиянием геоландшафта и культурной памяти, в свою очередь начинает влиять на отношение человека к среде его обитания, на процесс самоидентификации и социальной адаптации. Тем самым проблема регионального самосознания является актуальной и осознается в качестве таковой на современном этапе.
Любая культура, в том числе и региональная, опирается в процессе осознания себя таковой на традиции, «в пласте текстов, выполняющих функцию архаики». [Лотман Ю.М., 2001, с. 241]. Для Пермского края в качестве первоосновы зачастую рассматривают феномен пермского звериного стиля, выступающий как часть той идеи, «которая могла бы объединить в целостной и осмысленной картине разнородные факты местной истории и культуры. Таким образом, сегодня Пермь пытается понять самое себя, обнаружить единство смысла в расходящихся частностях своего исторического и культурного опыта». [Абашев В., 2000, с. 21].
На данном этапе пермский звериный стиль выступает в двух ипостасях. С одной стороны, это сами археологические коллекции пермского звериного стиля, выступающие в качестве источника для реконструкции картины мира древнего населения Прикамья. С другой стороны, наше знание о пермском зверином стиле складывается и из тех точек зрения, теорий и гипотез, которые характеризуют историю изучения культовой пластики Прикамья.
Внимание к истории науки, в целом, и к истории изучения пермского звериного стиля, в частности, особенно актуально в моменты изменения исследовательских парадигм:
«Ведь часто мы работаем так, а не иначе, только потому, что это направление работы было намечено учеными предшествующих поколений. В ходе работы мы на каждом шагу используем их достижения, а порой повторяем их ошибки. Все это придает животрепещущий интерес именно анализу идей и методов ученых прошлого». [Формозов А.А., 1961, с. 3].
Пермский звериный стиль стал объектом научных исследований со второй половины XIX в. Периодически, на протяжении второй половины XIX - XX вв., интерес к изучению культового литья Прикамья актуализировался то в большей, то в меньшей степени. Во многом этот процесс зависел как от появления новых находок пермского звериного стиля, так, в большей мере, от смены акцента под влиянием смены научных парадигм.
К проблеме изучения пермского звериного стиля в той или иной степени обращались такие археологи, как И.И. Толстой и Н.П. Кондаков, А.В. Шмидт, В.А. Оборин, К.И. Корепанов, Ю.В. Балакин и др.
Истоки формирования научного интереса к предметам звериного стиля первыми описывают И.И. Толстой и Н.П. Кондаков. [Толстой И.И., Кондаков Н.П., 1890]. А.В. Шмидт в начале XX в. в своей работе рассматривал теории происхождения культового литья Прикамья, прежде всего, с целью их развенчания. Истории изучения пермского звериного стиля посвящено несколько страниц во вступительном очерке В.А. Оборина к
альбому «Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль». Автором отмечается, что, не смотря на то, что пермский звериный стиль начал исследоваться еще в середине XIX в., тем не менее, до сих пор остается немало спорных вопросов: о происхождении пермского звериного стиля, его этнической принадлежности, семантике. [Оборин В.А., 1988, с. 44 - 48].
Единственной работой, в которой целенаправленно ставится задача воссоздать историю изучения пермского звериного стиля на основе периодизации, по-прежнему, является статья К.И. Корепанова. [Корепанов К.И., 1978]. Автор в соответствии с пройденными археологией Урала тремя этапами развития выделил три периода в истории изучения пермского звериного стиля: 1) конец XVII в. — 1917г.; 2) 1917г. - середина 1950-х годов; 3) с середины 1950-х гг. до наших дней. [Там же, с. 109].
Наиболее полный и обстоятельный обзор истории изучения семантики культового литья Урала и Сибири дает Ю.В. Балакин. Исследователя, прежде всего, интересует семантический аспект использования предметов культового литья, в связи с чем, более пристальное внимание уделяется взглядам тех авторов, которые обращались к данной теме. Превалирует личностный подход в аспекте история изучения культового литья. [Балакин Ю.В., 1998].
В отличие от истории изучения пермского звериного стиля, история собирания археологических коллекций культового литья Прикамья никогда не была в центре внимания исследователей. Единственной работой по данному вопросу является работа А.А. Спицына. Автором описаны все имеющиеся на тот момент коллекции пермского звериного стиля, как в частных собраниях, так и в музеях и научных обществах. [Спицын А.А., 1906]. Всего А.А. Спицыным описано двадцать коллекций пермского звериного стиля численностью от двух до шестидесяти двух экземпляров культового литья. Среди самых крупных частных собраний пермского звериного стиля в работе А.А. Спицына предстают коллекции А.Е. и Ф.А. Теплоуховых, С.Г. Строганова, М.Н. Зеликмана, П.И. Щукина.
В коллекциях музеев и научных обществ, по данным А. А Спицына, насчитывалось восемьдесят шесть предметов пермского звериного стиля, среди наиболее известных собраний их них — это собрания Эрмитажа, Пермского музея, музея Казанского Общества археологии, истории и этнографии. Всего в каталоге А.А. Спицына описано более двухсот пятидесяти шести предметов пермского звериного стиля.
Тем самым новизна данного исследования связана с тем, что в нем впервые и наиболее полно характеризуется история собирания и изучения археологических коллекций пермского звериного стиля всех российских музеев и коллекционеров.
Целью исследования является воссоздание исторической картины формирования археологических коллекций пермского звериного стиля, а также обобщение основных итогов изучения культового литья Прикамья, их систематизация и выявление приоритетных направлений для дальнейшего изучения.
Обозначенная цель реализуется через решение нескольких исследовательских задач:
- выявить периоды в истории собирания археологических коллекций пермского звериного стиля;
- охарактеризовать частные и музейные коллекции пермского звериного стиля и историю их появления;
- проследить историю изучения пермского звериного стиля со второй половины XIX в. и до конца XX в., выделить основные периоды изучения и их характеристики;
- увидеть взаимосвязь между сменой научных парадигм и историей изучения пермского звериного стиля;
- проследить историю самого термина — «пермский звериный стиль». Объектом исследования является пермский звериный стиль - культовое
литье средневекового населения Прикамья. Термин «пермский звериный стиль» имеет свою историю. Важно отметить, что дореволюционные
исследователи рассматривали культовое литье Урала и Сибири в единстве, тем более что прикамские материалы доминировали по количеству находок, поэтому не всегда возможно выделить именно пермский звериный стиль в качестве абсолютно автономного объекта антикварного и научного интереса.
Предметом исследования является история собирания и изучения археологических коллекций пермского звериного стиля.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVII в. и до начала XXI в., поскольку и пополнение музейных коллекций пермского звериного стиля, и их изучение продолжается.
Источниками, характеризующими процесс истории собирания и изучения археологических коллекций пермского звериного стиля, выступают:
1. Археологические коллекции пермского звериного стиля, имеющиеся в центральных и местных музеях, а также за рубежом. В ходе работы над диссертационным исследованием автор подробно ознакомился с собраниями культового литья Прикамья следующих музеев: Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Пермский областной краеведческий музей, Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, Коми-пермяцкий окружной музей им. Субботина-Пермяка, музей археологии Поволжья КГУ, музей археологии 111 У, музей археологии и этнографии Прикамья 111 НУ, Свердловский областной краеведческий музей, Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова.
2. Архивные документы, отражающие процесс собирания и изучения коллекций пермского звериного стиля.
В архиве ИИМК РАН автором исследованы следующие фонды: а) фонд А.А. Спицына, в котором содержатся сведения относительно коллекций Теплоуховых, дневник поездки исследователя в Пермский и Соликамский уезды Пермской губернии, заметки и иллюстрации;
б) документы, касающиеся деятельности Императорской Археологической Комиссии (ф. 1): переписка с научными обществами и
музеями; переписка с различными государственными учреждениями. Важным источником стала Книга для внесения кладов и коллекций древностей, поступающих в Археологическую Комиссию с 1895г., а также Отчеты ИАК;
в) археологические дневники Теплоуховых (ф. 48), которые велись исследователями и собирателями пермских древностей с 1867 по 1905 гг., и содержат много интересной информации, как о собирательской деятельности самого Теплоухова, так и других коллекционеров, а также ИАК и научных обществ.
В Государственном архиве Пермской области исследован родовой фонд Теплоуховых (ф. 613), в котором имеются различного рода источники, прежде всего переписка А.Е. и Ф.А. Теплоуховых с научными обществами, отдельными исследователями, коллекционерами пермских древностей. Кроме того, здесь же имеется информация об участии коллекций Теплоуховых в археологических съездах и выставках.
В Национальном архиве Республики Татарстан изучены документы, касающиеся деятельности Казанского общества археологии, истории и этнографии, прежде всего, издаваемые этим обществом научные труды.
Поиск документов, касающихся коллекций пермского звериного стиля, в архиве Государственного исторического музея не дал положительных результатов, так как дополнительной документации, помимо музейных описей, в нем не найдено.
В архивах Пермского областного краеведческого музея и Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина исследованы материалы, касающиеся появления в этих музеях коллекций пермского звериного стиля.
3. Музейная документация.
Исследованы описи, акты передачи, каталоги музейных коллекций пермского звериного стиля в Государственном Эрмитаже, в Государственном историческом музее, в Пермском областном краеведческом музее, в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина, Свердловском
8
областном краеведческом музее. Кроме того, благодаря сотрудникам Национального музея Финляндии, Национального музея Республики Татарстан, Коми-Пермяцкого-окружного музея им. П.И. Субботина-Пермяка были получены данные о предметах пермского звериного стиля, находящихся в их собраниях.
4. Специальные научные и научно-популярные работы исследователей, посвященные изучению пермского звериного стиля со второй половины XIX в. до современного периода. Отдельные статьи, монографии и диссертационные исследования позволяют воссоздать историю изучения культового литья Прикамья, служат источником основной информации для выявления периодизации и характерных особенностей по данной проблеме.
5. Отчеты археологических экспедиций, итогом которых, в том числе были находки пермского звериного стиля. В ряде этих экспедиций автор принимал непосредственное участие.
6. В качестве самостоятельного источника можно рассматривать беседы с музейными работниками, хранителями коллекций пермского звериного стиля, а также с исследователями культового литья Прикамья. Данная информация служит не только дополнительным источником по теме исследования, но и позволяет прояснить некоторые моменты, связанные с интересом к музейным коллекциям, с формированием собственно исследовательского интереса и отдельных точек зрения в истории изучения пермского звериного стиля.
В качестве основного методологического подхода исследования выступает принцип историзма, предлагающий рассматривать вопросы и проблемы в их исторической взаимосвязи и последовательности. Особенно актуален принцип историзма в познании закономерностей развития истории науки в целом и истории археологии в частности, где он проявляется в определении истоков научного интереса к археологическим артефактам, а также объективной оценке результатов научной деятельности археологических обществ и учреждений, отдельных исследователей и
высказанных ими гипотез, соответствующих научному уровню своего времени. Одним из важнейших компонентов принципа историзма является выявление причинно-следственных связей между явлениями, в данном случае речь должна вестись о выявлении и систематизации социально-культурных условий российской действительности, оказавших влияние на процесс собирания и изучения археологических коллекций пермского звериного стиля.
Используются и общие методы научного познания: метод изложения и систематизации фактов, полученных из различных источников, освещающих ход исследования пермского звериного стиля; сравнительно-исторического метод; метод эволюционного анализа зафиксированных в источниках взглядов и представлений исследователей на пермский звериный стиль.
Идиографический метод позволяет сосредоточить внимание на микроистории, воссоздает локальное целое, имеет дело с индивидуальными культурными феноменами, в данном исследовании впервые под таким углом зрения впервые рассматривается история собирания и изучения коллекций пермского звериного стиля.
В современной исследовательской практике широко используется и культурологический подход, который проявляется в рассмотрении особенностей исследовательской позиции через фиксацию объективных закономерностей эпохи, а также через своеобразие мироощущения отдельного исследователя.
Положения, которые выносятся автором на защиту:
1. История собирания археологических коллекций пермского звериного стиля непосредственным образом связана с общемировыми и общероссийскими тенденциями в отношении формирования интереса к предметам древности и искусства.
2. С точки зрения имеющейся типологии частного коллекционирования, процесс собирания предметов пермского звериного стиля полностью не
10
совпадает с обозначенными периодами дворянского и буржуазного коллекционирования, а обладает своей спецификой.
3. История изучения археологических коллекций пермского звериного стиля включает в себя два основных периода:
1) вторая половина XIX в. — 30-е гг. XX в.
2) вторая половина XX в. — до наших дней.
4. Актуальной исследовательской задачей в отношении пермского звериного стиля является решение вопроса об этнокультурной принадлежности и четкого соотнесения культового литья Прикамья с археологическими культурами.
11
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ СОБИРАНИЯ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ
ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ.
1.1 История частных коллекций пермского звериного стиля.
Предметы пермского звериного стиля в своих фондах имеют на данный момент как центральные, так и местные музеи нашей страны, а также находятся они частично и за рубежом. В основе практически всех современных музейных коллекций пермского культового литья лежат бывшие частные собрания. Так в Государственном Эрмитаже хранятся предметы пермского звериного стиля из коллекции графа С.Г. Строганова, в Государственном Историческом Музее - из собрания П.И. Щукина, в основе коллекции культового литья Пермского областного краеведческого музея находится собрание А.Е. и Ф.А. Теплоуховых.
Судьба частных коллекций пермского звериного стиля никем из исследователей не рассматривалась специально, между тем как на примере данной темы удивительным образом прослеживаются как перипетии российской истории, так возникновение и развитие интереса к собирательству и изучению предметов древности, становление русской археологической науки. Именно благодаря собирательской деятельности частных коллекционеров предметы пермского звериного стиля не только были сохранены, но к ним возник научный интерес со стороны научных обществ и отдельных исследователей. То есть, можно сказать, что частное коллекционирование предметов пермского звериного стиля высветило данный объект древнего искусства для научного исследования.
История собирания культового литья Прикамья неразрывно связана с возникновением интереса к коллекционированию предметов древности, как в России, так и в Европе, так как в русском обществе подобный интерес возник
12
во многом под иностранным влиянием, как дань моде. В европейских странах интерес к коллекционированию появляется еще с эпохи Возрождения, прежде всего, собирались античные древности, а с XVII — XVIII вв. частное коллекционирование становится достаточно распространенным явлением, включаясь в просветительские взгляды.
Стремясь перенести лучшие черты европейского развития в Россию, и узнав об имеющихся древностях на территории страны, Петр I делает предметом государственной заботы сбор сведений о памятниках старины и сохранение их. Освещая историю русской археологии, А.А. Спицын отмечал: «Научное исследование русских древностей возникает у нас только с XIX в., но появление интереса к собиранию древностей надо отнести к первому путешествию Петра Великого в Голландию. Будучи в Амстердаме, Петр посетил музей Якова Вильде, который славился коллекциями древних монет и других древностей». [Спицын А.А., 1903, с. 251].
Петр I был знаком с коллекцией древностей и произведений искусства амстердамского бургомистра Н.К. Витсена. Ученый, купец, политический деятель, Н.К. Витсен в молодости побывал в России (в 1664г.) и с тех пор сохранял прочные и разносторонние связи с ней. Ф. Вольтер писал об этом человеке: «Петр обучался натуральной истории в доме бургомистра Витсена, Гражданина знаменитого как по своей любви к отечеству, так и по доброму употреблению своих бесчисленных сокровищ, которые он расточал как прямой Гражданин целого света, посылая сведущих людей собирать все, что ни есть редкого во всех концах мира, чего бы то ему ни стоило». [Витсен Н.К., 1995, с. И].
Составив карту Тартарии (Сибири), Н.К. Витсен первым в Западной Европе смог дать достаточно достоверное представление об огромном Российском государстве XVII в. Книга «Nord - en Oost Tartarien» (1692г.) принесла ему похвалы ученых современников, сравнивших этот труд с «открытием Нового Света Колумбом», благодарность русского
13
правительства в жалованной грамоте царей Петра и Иоанна. [Лебедев Г.С., 1992, с. 25].
В этой книге находится первое известие о металлических «идолах» из Приуралья и Сибири. Описывая древности Сибири, Н.К. Витсен сообщает, что «недавно, неподалеку от Верхотурья, нашли в большом холме, в деревянном ящике, золотую фигурку. Фигурка изображает птицу вроде курицы или индюка с распущенными крыльями и человеческою головою. Другой идол, в два пальца ширины, из чеканного золота, присланный мне из чеканного золота, присланный мне из Сибири, также вынут из древней могилы, где были найдены человеческие кости, под курганом. Он изображает зверя вроде тигра или льва с человеческою головою и двумя распущенными крыльями». [Толстой И.И., Кондаков Н.П., 1890, с. 30].
Вместе с тем, наслушавшись о сибирских кладоискателях и безжалостном отношении к предметам древности, Н.К. Витсен счел чертой национального характера то, что «русские не любят древностей». [Формозов А.А., 1986, с. 123]
К началу XVIII в. сведения о культовом литье появляются и у других авторов. Так в книге Ф.Х. Вебера «Das veranderte rusland» (1721г.) также имеются упоминания об изображениях минотавров, всадников, гусей, быков и т.д., доставленных в кабинет Петра I. Приложением к этой книге было сочинение Г. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанное им в 1715г. и переведенное Миллером.
Г. Новицкий оказался в ссылке около 1712г. и сопровождал митрополита Филофея в путешествии к остякам и вогулам для проповеди христианской веры. Наблюдая «языческие» нравы, Новицкий среди прочего описывает и использование предметов культового литья:
«иный покланяхуся кумиру по подобию звериному, наипаче медведя, иные же в подобие птиц: лебедя, гуся, и всяк по своему пристрастию, до чего вящгиепри страстен есть, боготворит, и толико безстуднаго многобожия — елико умом познаваху тварей, толико подобныя изображаху боги... Гусь
14
боготворимый идол их бяше, изваян от меди в подобие гуся». [Новицкий Г., 1884, с. 47].
В 1730г. в Стокгольме вышла книга Табберта фон Страленберга «Das Nord-und Oestliche Theil von Europa und Asia». Пленный шведский офицер долгие годы провел в Верхнем Прикамье, изучал местные языки, историю и географию края. Именно он выдвинул версию о том, что Пермь Великая и Биармия скандинавских саг — одно и то же. Страленберг также описал металлические «идолы», что они «были отлиты вполне искусно и некоторые из них были более полулоктя высотою». [Толстой И.И, Кондаков Н.П., 1890, с. 32].
По сведениям устюжского летописца Я.Фриза, являвшегося корреспондентом Академии наук (1793 г.), медные идолы, изображавшие соболей, лисиц и других зверей были собраны в зырянском крае бывшим вологодским генерал-губернатором Мельгуновым и доставлены императрице Екатерине II. Обстоятельства этих находок весьма интересны:
«По преданиям первоначальная в Устьвыми Архангельская церковь была основана на пне необычайной величины березы, которой усердно поклонялись предки новообращенных идолопоклонников, и что будто бы, впоследствии, при сломе этой обветшавшей церкви, под престолом ее был найден истлевший пень, разобранный по кусочкам местными жителями как святыня, и, кроме того, были найдены медные изображения разных зверей, которым будто бы когда-то поклонялись устьвымцы». [Вологодская старина, 1890, с. 441].
Не смотря на появление первых сведений о культовом литье из Приуралья и Сибири, собирательского интереса к данным предметам среди русских коллекционеров в XVIII в. еще не возникло. Одним из первых свидетельств в этом отношении является инструкция, составленная Г.Ф. Миллером для барона А.С. Строганова, инструкция «управителям и приказчикам» его обширных имений о необходимости приобретения манускриптов, древностей, монет, естественнонаучных и прочих редкостей.
15
Второй пункт инструкции гласит: «Стараться купить для меня всякие древности, золотые, серебряные, медные, железные, глиненые и другие вещи, которые в прежних годах в могилах найдены..., не жалея на то денег, хоть за такие вещи платить и дороже того, как истинная их цена по весу значит». Их следовало высылать, «не мешкав, не ожидая больших посылок», в уверенности, что «издержанные на покупку таких вещей деньги приняты будут в щет, и сверх того самые управители и прикащики награждены будут от господина барона с особливым жалованьем». [Тункина И.В., 2002, с. 34].
В истории частного коллекционирования в России принято выделять два периода: период дворянского (XVIII — первой половины XIX вв.) и буржуазного (вторая половина XIX — начало XX вв.) собирательства. [Овсянникова С.А., 1960, с. 66]. Для русского дворянства XVIII в., ориентированного на европейскую культуру и классицизм, был характерен интерес к коллекционированию, прежде всего, античных древностей. Именно поэтому, скорее всего, не встречается никаких сведений о собраниях пермского звериного стиля, относящихся к данному времени.
В начале XIX в. коллекционирование начало серьезно увлекать русских ученых, в особенности историков, археологов, словесников, что, как известно, связано с повышенным интересом к русской старине, вызванным Отечественной войной 1812г. Академик П.И. Кеппен перечислил в своем дневнике под 1829г., какие перемены заметил он за 19 лет поездок по России. Один из пунктов гласит:
«Везде в более крупных городах можно уже встретить людей, занимающихся собиранием и сохранением местных предметов, ценя их иногда слишком высоко. Вследствие этого приобретение древностей становится более затруднительным». [Формозов А.А., 1986, с. 140].
Важным представляется отметить, что в истории частного коллекционирования предметов пермского звериного стиля практически невозможно выделить в качестве самостоятельных периоды дворянского и буржуазного собирательства, так как первые коллекции культового литья
16
возникают уже в период активного интереса к древнему прошлому России, развития археологии. На этой волне к собиранию коллекций древностей присоединялись представители широких слоев русского общества.
В целом же необходимо сказать, что с середины XIX в. происходят очень важные изменения в частном коллекционировании:
- изменяется состав коллекционеров: кроме дворянства к данному процессу присоединяются купцы, промышленники, учителя, чиновники и даже служители церкви;
- частное коллекционирование перестает быть «привилегией» столичных городов и все больше захватывает провинцию;
античным древностям русские коллекционеры все более предпочитают отечественные;
универсальные коллекции сменяются специализированными собраниями, посвященными какому-либо одному, иногда очень узкому вопросу;
дилетантизму начинает противостоять целеустремленное коллекционирование, опирающееся на серьезные и глубокие знания коллекционера в избранной им области;
- многие частные коллекции становятся доступными для широкой публики, передаются собственниками в музеи и общества, так как начинают рассматриваться как общенародное достояние. [Овсянникова С.А., 1960, с. 67 -69].
Перечисленными тенденциями характеризуется и история частного коллекционирования предметов пермского звериного стиля.
Особенностью культурной жизни Прикамья первой половины XIX в. было то, что здесь главными культурными центрами после губернского города были не уездные города, а селения, так или иначе связанные с горнозаводским производством. Именно село Ильинское стало тем местом, где формируются первые частные археологические коллекции, в состав которых входили и предметы пермского звериного стиля.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23638.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
25.03.24
Семантическая классификация фразеологизмов с теологическими и ’ f/ демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Принципы определения ареала фразеологизмов с теологическими, демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Идея Божественного и демонического в аспекте философских традиций
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.