У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Погребальный о5ряд населения Барнаульского ПриоБья в VI в. дон. э. -Ив. н. э.
Количество страниц 246
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23661.doc 
Содержание Содержание
Введение с.4-10

Глава 1. История изучения погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в VI в до н.э.- II в. н.э. с. 11-77

1.1. Изучение погребальных памятников раннего железного века Барнаульского Приобья в XVIII - нач. XX в. с. 12-19

1.2. Исследование раннего железного века Барнаульского Приобья в 1920-х - первой половине 1940-х гг. с. 19-24

1.3. Изучение раннего железного века Барнаульского Приобья на основе материалов могильников во второй половине 40-х гг. — начале 60-х гг. XX в. с. 24-33

1.4. История изучения культуры населения VI в. до н.э. — II в. н.э. Барнаульского Приобья во второй половине 60-х гг. - начале 80-х гг. XX в. с. 33-48

1.5. Исследование на основе погребальных памятников этнокультурной истории населения VI в. до н.э. - II в н.э. Барнаульского Приобья во второй половине 1980-х гг. - начале XXI в. с. 48-77

Глава 2. Характеристика погребальной обрядности некрополей VI в до н.э.- II в. н.э. в Барнаульском Приобье с. 78-154

2.1. Методика исследования с. 78-81

2.2. Погребальная камера с. 82-92

2.3. Останки погребенного. Положение костяка в захоронении с. 92-99

2.4. Состав погребального инвентаря с. 99-108

2.5. Размещение погребального инвентаря в захоронении с. 108-135

2.6. Планиграфия грунтовых могильников с. 135-144

2.7. Топография могильников с. 144-147

2.8. Общая характеристика погребальной обрядности грунтовых некрополей Барнаульского Приобья с. 148-154

Глава 3. Генезис погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в VI в. до н.э. -II в. н.э. с. 155-200

3.1. Формирование погребальной обрядности грунтовых могильников

VI в. до н.э. -II в. н.э. Барнаульского Приобья с. 155-182

3.2. Эволюция погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в VI в. до н.э.-II в. н.э. с.183-192

Заключение с. 193-200

Список использованных источников и литературы с. 201 -245

Список сокращений с. 246

Приложение

Введение



Введение

Актуальность темы исследования. Юг Западной Сибири, и Барнаульское Приобье в частности, в эпоху раннего железа и последующие периоды являлся зоной, где происходили контакты между кочевниками Центральной Азии, Казахстана и оседлым населением лесостепной и лесной зон Западной Сибири. На этой территории складываются синкретичные культуры, сочетающие традиции населения этих регионов. В раннем железном веке появляются многие культурные традиции, которые доживают у ряда народов Западной Сибири до этнографического времени. Без реконструкции процессов формирования этнических образований в эту эпоху невозможно освятить историю развития культур многих сибирских народов.

Данная проблематика постоянно привлекает внимание исследователей. Но, несмотря на интенсивные работы в этом направлении, многие стороны процесса историко-культурного развития Западной Сибири в эпоху раннего железа нуждаются в углубленной разработке. До сих пор существует неясность в понимании механизмов и форм процессов взаимодействия и формирования культур в этом регионе. Многие вопросы этнокультурной истории эпохи раннего железа остаются нерешенными. Это выражается в том, что, до сих пор, не утихает дискуссия по вопросам выделения археологических культур в Верхнем Приобье и периодизации эпохи раннего железа.

В конце XX - начале XXI вв. на территории лесостепного Алтая исследован значительный массив новых памятников раннего железного века. В том числе проведены широкомасштабные раскопки на практически неизвестных до этого грунтовых некрополях скифского времени. На сегодняшний день совокупность изученных захоронений раннего железного века на этой территории составляет более тысячи погребений. Большинство материалов этих работ до сих

пор не введено в научный оборот. Поэтому, данный массив источников нуждается в углубленном изучении и систематизации. Это необходимо для того, чтобы на более высоком уровне реконструировать процессы, механизмы и этапы формирования культур в эпоху раннего железа не только для этого региона, но и для сопредельных территорий.

В последнее время появился ряд обобщающих работ, где затрагиваются различные аспекты изучения эпохи раннего железа Барнаульского Приобья (Могильников В.А., 1997; Матвеева Н.П., 1998а; Троицкая Т.Н., Бородовский А.П.; 1994, Абдулганеев М.Т., Владимиров В.Н., 1997; Ширин Ю.В., 2003). В монографии М.Т. Абдулганеева и В.Н. Владимирова были обобщены материалы поселенческих комплексов лесостепного Алтая. Н.П. Матвеева подробно рассмотрела социально-экономические структуры населения этого района. В тех случаях, когда исследователи касались погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в раннем железном веке, то рассматривали ее частично, обращая внимание на некоторые лишь стороны этого явления. Материалы погребальной обрядности, являясь одним из основных источников для реконструкции культу-рогенетических процессов, до сих пор не были систематизированы и обобщены. В.А. Могильниковым, Н.П. Матвеевой, Т.Н. Троицкой и А.П. Бородовским привлекались для анализа в основном курганные могильники Верхнего Приобья (Могильников В.А., 1997; Матвеева Н.П., 1998а). Поэтому в работе упор был сделан именно на грунтовые некрополи, так как эта группа памятников до сих пор не рассматривалась ни в одном обобщающем исследовании. Обращение к этой группе некрополей нужно, чтобы ввести в научный оборот новый массив материала, что поможет представить картину культурно-исторического развития региона на основе всех имеющихся в распоряжении археологов типов памятников. Все это требуется для того, чтобы более полно реконструировать процессы взаимодействия различных групп населения в Барнаульском Приобье и аргументировано говорить о формировании, процессах развития и трансформации культур в данном регионе.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является систематизация погребальных памятников VI в до н.э.- II в. н.э Барнаульского Приобья, и на ее основе - реконструкция генезиса погребальной обрядности населения данного региона. Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать историю исследований погребального обряда и культурно-исторических процессов в VI в до н.э.- II в. н.э. в Барнаульском Приобье.

2. Провести систематизацию грунтовых погребений с использованием разных методов на основе полного формализованного описания грунтовых могильников раннего железного века Барнаульского Приобья.

3. Выявить общие и особенные черты погребального обряда на территории Барнаульского Приобья на всех этапах рассматриваемого времени.

4. Провести сравнительный анализ материалов исследуемого и соседних регионов.

5. Установить происхождение элементов погребального обряда населения Барнаульского Приобья в раннем железном веке.

6. Выявить причины изменений погребального обряда на основных этапах истории населения Барнаульского Приобья VI в. до н.э.- II в. н.э.

Территориальные рамки работы определены зоной Барнаульского Приобья. Под этим мы понимаем южную часть Верхнего Приобья от устья р. Чарыш до г. Камня-на-Оби, территории, тяготеющие к долине р. Обь. Выбор территориальных рамок работы определяется, во-первых: высокой степенью изученности региона, так как только в этой зоне наряду с курганными могильниками исследовано большое количество грунтовых некрополей эпохи раннего железа. Во-вторых: Барнаульское Приобье — это район, где сохранился участок поймы реки, на котором сосредоточено множество памятников археологии, чего нет севернее - в Новосибирском Приобье, так как пойменные участки долины р. Оби в этом регионе затоплены водами Новосибирского водохранилища. Сравнение памятников, сосредоточенных как в пойме реки, так и по ее надпойменным террасам,

наиболее полно в нынешних условиях будет отражать историческую картину, сложившуюся в регионе в эпоху раннего железа.

Хронологические рамки определяются границами одного целостного хронологического периода, начало которого определяется широким распространением в Верхнем Приобье памятников, связанных с кругом культур скифского типа - VI в. до н.э.; и конец определяется исчезновением традиций скифоидных культур на этой территории во II в. н.э. С рубежа И-Ш вв. н.э. в Барнаульском Приобье распространены уже памятники другого культурно-исторического массива - кулайского (Ширин Ю.В., 2003, с Л14). В работе для обозначения исследуемого хронологического отрезка (VI в. до н.э. - II в. н.э.) применяется термин «ранний железный век», хотя хронологический диапазон этого периода несколько шире. Но для территории Верхнего Приобья историко-культурная ситуация, сформировавшаяся в начале эпохи раннего железа и развивавшаяся на протяжении восьми столетий, во II в. н.э. изменилась. И с этого времени в Верхнем Приобье происходят этнокультурные изменения, являющиеся основой для формирования культур уже следующего периода - эпохи раннего средневековья.

Источниковой базой диссертации являются материалы 32 грунтовых могильника (339 захоронений), а также привлеченные для сопоставления данные 23 курганных некрополей Барнаульского Приобья и прилежащих районов (631 могила). Таким образом, общая источниковая база составила 55 могильников (970 погребений), раскопки которых проводились М.Д. Копытовым, СМ. Сергеевым, М.П. Грязновым, А.П. Уманским, В.А. Могильниковым, Ю.Ф. Кирюшиным, А.Л. Кунгуровым, В.Б. Бородаевым, М.Т. Абдулганеевым, А.Б. Шамшиным, А.Н. Телегиным, Я.В. Фроловым и другими исследователями. Материалы большинства памятников опубликованы лишь частично. Поэтому значительную группу источников составляют отчеты и материалы, хранящиеся в фондах и архивах Лаборатории исторического краеведения БГПУ, Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ, Бийского городского краеведческого музея им. В.В. Биан-ки и Алтайского государственного краеведческого музея.

Методологической основой исследования являлись общефилософские подходы к изучению закономерностей связи вещей, явлений и процессов, а также материалистические представления о закономерностях социально-экономического развития общества, познавательных возможностях археологических материалов, роли миграций в исторических процессах.

В работе применялись следующие методы историко-археологических исследований: картографический, топографический, планиграфический, сравнительно-типологический, статистико-комбинаторный, метод аналогий, метод исторической реконструкции.

В диссертационном исследовании под термином «погребальный обряд» понимается обрядовая практика - система действий, реконструируемая на основе всестороннего изучения погребального памятника. Это - выбор места для создания древнего кладбища, система расположения могил, погребальных и поминальных сооружений и объектов на площади некрополя, приемы, применяющиеся при создании погребальной камеры и совершении захоронения, способы помещения умершего в могилу, выбор состава и типов погребального инвентаря, традиции размещения предметов в могиле.

В работе использованы терминология описания погребального памятника и методические разработки по анализу погребальной обрядности B.C. Ольховского (Ольховский B.C., 1991). Обращение именно к этому подходу обусловлено несколькими причинами. B.C. Ольховский использовал близкие по структуре погребальные памятники, которые так же, как и исследуемые могильники, входят в круг культур скифо-сибирского культурно-исторического единства. Разработанные B.C. Ольховским принципы и методики описания и анализа погребальной обрядности в последнее время применялись в значительной части работ, использующих данный тип источников (Епимахов А.В., 1998 с. 15; Григоров Е.В., 1997; Ширин Ю.В., 2003, с. 123; и др.). Исследование массовых материалов погребальных памятников требует широкого круга сравнений, для чего необходима единая система описания этого типа источников. Поэтому созданную в работе базу данных, описывающую погребальные памятники Барнаульского Приобья, можно

было адекватно использовать при сравнении с разработанными ранее базами по погребальной обрядности других регионов и хронологических периодов.

В процессе анализа и интерпретации погребального памятника выделяются два уровня исследования (Ольховский B.C., 1986, с. 67). Первый - это реконструкция практической сферы - системы действий, совершаемых после смерти человека, которые нашли отражение в погребальном памятнике. Это обобщение единичных фактов, сравнение между собой традиций захоронения разных этнических образований и территориальных групп и реконструкция на этом этапе процессов развития, изменений и взаимодействия разных погребальных традиций. На втором этапе реконструируется идеологическая сфера погребальной обрядности. Здесь требуется привлечение более широкого круга источников из всех сфер культуры. Соответственно, привлечение на этом уровне изучения погребальной обрядности иного типа источников, диктует необходимость применения наряду с используемыми на первом этапе источниками других методологических принципов. В работе мы ограничились только первым уровнем исследования материалов погребальной обрядности, что было обусловлено обращением к однотипной группе источников и основано на единой системе методологических принципов и методических разработок.

Объектом исследования являются фунтовые могильники VI в до н.э. - II в. н.э. (Беспалово I; Ближние Елбаны Ш; Ближние Елбаны VII; Ближние Елбаны XII; Большой Гляден; Быково III; Зариская; Калистратиха; Клепиково I; Кордон; Крото-во I; Кротово П; Крутой Лог П; Малый Гоньбинский Кордон I, могильники 1-3,5; Речкуново IV Староалейка I; Староалейка П; Фирсово Ш; Фирсово XI; Фирсово XIV; Шадрино II и др.), расположенные в Барнаульском Приобье и реконструируемая на их основе погребальная обрядность населения, оставившего эти памятники.

Предмет исследования. Процессы и закономерности формирования и развития культуры населения Барнаульского Приобья в VI вв. до н.э. - II в н.э.

Научная новизна. Диссертация является первой обобщающей работой, в которой даётся многосторонняя характеристика погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в раннем железном веке. Впервые отдельно рас-

10

сматривается история изучения источников, положенных в основу исследования, вводятся в научный оборот новые материалы.

Подробная систематизация и количественный анализ погребальных памятников существенно изменили представления о периодизации, истоках формирования и механизмах трансформации погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в эпоху раннего железа. В диссертационном исследовании представлена наиболее полная на сегодняшний день формализованная база данных по погребальным памятникам Барнаульского Приобья.

Практическая ценность работы. Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по древней истории Алтая, Западной и Южной Сибири, написании монографических исследований и разработке учебных курсов и спецкурсов по археологии и истории указанных регионов, подготовке музейных экспозиций, разработке экскурсий. Отдельные главы, параграфы и материалы приложений могут стать основой для написания методических пособий и составления справочных изданий по археологии Алтая. Ряд положений, предложенных в диссертации, могут использоваться для дальнейших теоретических и практических работ в области изучения погребального обряда.

Созданная база данных по погребальным памятникам Барнаульского Приобья может служить основой при ее дальнейшем наполнении новыми материалами для последующих исследований в данном направлении.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на 3 международных, 8 всероссийских и 14 региональных научных конференциях, проходивших в Барнауле (1994-2002), Горно-Алтайске (1993); Тобольске (1993), Абакане (1993), Сургуте (1997), Новосибирске (2000), Омске (2003), Кемерово (1995, 2003). Основные выводы и отдельные аспекты исследования изложены в 29 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения, в которое включены текстовое описание исследуемых памятников, матрицы-основы по описанию погребального обряда, таблицы, а также иллюстрации.

II

Глава 1.

История изучения погребальной обрядности населения Барнаульского Приобья в VI в до н.э.- II в. н.э.

Специальных исследований этой темы было довольно мало. Истории изучения раннего железного века Верхнего Приобья посвящены только две статьи А.Н. Телегина и Ю.П. Алехина (Телегин А.Н., 1994, с. 70-92; Алехин Ю.П., 1995, с. 53-68). Небольшие разделы историографии имеются в монографиях М.Т. Абдулганеева, В.Н. Владимирова и Т.Н. Троицкой, А.П. Бородовского, а также В.А. Могильникова (Абдулганеев М.Т., Владимиров В.Н., 1997, с. 8-15; Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, с. 3-6; Могильников В.А., 1997, с. 3-7). В диссертации Ю.П. Алехина отдельная глава отведена истории изучения скифского времени в лесостепном Алтае (Алехин Ю.П., 1990, с. 20-29). Отдельные аспекты изучения скифского времени затронуты в работах Т.Н.Троицкой, М.Т. Абдулганеева, А.Л. Кунгурова, Ю.Ф. Кирюшина, А.Б. Шамшина, Я.В. Фролова (Троицкая Т.Н., 1997,с. 143-144; Абдулганеев М.Т. 1991, с. 91-105; Он же, 1992, с. 91-92; Кунгуров А.Л., 2001, с. 293-296; Кирюшин Ю.Ф., 1986, с. 75-79; Кирюшин Ю.Ф., Фролов Я.В., 1998, с. 122-125; Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., 1992, с. 194-202; Шамшин А.Б., 1996, с. 55-57; Фролов Я.В. 1989, с. 69-70; Он же, 1996, с. 135-143; Он же, 1996, с. 64-67; 2000, с. 169-171).

При исследованиях эпохи палеометалла в Верхнем Приобье культурно-хронологические схемы развития древней истории выстраиваются на основе анализа погребальной обрядности и керамических комплексов археологических памятников. Причем, именно погребальная обрядность, материалы могильников играют ведущую роль при выделении культур и разработке относительной хронологии. В связи с этим практически все исследователи, обращающиеся к изучению скифского времени в Барнаульском Приобье, опираются на материалы нек-

12

рополей и рассматривают разные стороны погребальной обрядности этого периода.

Этапы построения новых культурно-хронологических концепций для скифской эпохи в Барнаульском Приобье напрямую связаны с периодами изучения памятников этой эпохи и, прежде всего, погребальных памятников - накоплением и увеличением источниковой базы. Изучение новых групп памятников, новых материалов приводило к серьезному пересмотру взглядов на развитие культур скифского времени в Барнаульском Приобье.

В истории исследования погребальных памятников и изучения погребальной обрядности можно выделить следующие этапы:

1. XVIII - нач. XX в. - время накопления вещественного материала в результате изучения случайных находок с территории Верхнего Приобья.

2. Середина 20-х гг. XX в. - середина 40-х гг. XX в. - изучение первых единичных погребений скифского времени в Приобье и исследование могильников скифского времени в районе г. Бийска и северных предгорий Алтая.

3. Вторая половина 40-х гг. - начало 60-х гг. XX в. Основой для реконструкции этнокультурной ситуации на этой стадии являлись раскопанные некрополи и поселения скифского времени на комплексе памятников Ближние Елба-ны.

4. Вторая половина 60-х гг. - середина 80-х гг. XX в. - интенсивные исследования курганных могильников преимущественно на левобережье Оби и в Новосибирской области. Раскопаны первые грунтовые некрополи.

5. Конец 80-х гг. - начало XXI в. - проведены массовые раскопки грунтовых некрополей преимущественно на правобережье Оби.

1.1. Изучение погребальных памятников раннего железного века Барнаульского Приобья в XVIII - нач. XX в.

Первый период изучения погребальных памятников раннего железного века Барнаульского Приобья начинается с исследования случайных находок с территории лесостепного Алтая, появившихся в музеях и в коллекциях частных лиц.

13

Одними из первых исследователей, которые собирали случайные находки предметов скифского времени из Барнаульского Приобья были Д.Г. Мессершмидт и Ф.И. Страленберг. Несмотря на то, что маршрут их экспедиции в 1721 г. проходил севернее Барнаульского Приобья, длительное время пунктом их размещения был г. Томск, где они собирали информацию и приобретали предметы из активных в то время раскопок бугровщиков на территории Верхнего Приобья (Демин М.А., 1989, с. 13). Часть этих предметов относилась к скифскому времени (Мессершмидт Д.Г., 1888, с. 10-11). Таким образом, Д.Г. Мессершмидт и Ф.И. Страленберг имели представление о предметах из погребений Обь-Иртышского междуречья, часть из которых, несомненно, относилась к скифскому времени. Эти авторы предложили первые концепции развития древних культур в Южной Сибири. Для нашего исследования интересны, прежде всего, их выводы о существовании двух хронологически разнородных групп курганных захоронений, первую более древнюю они соотносили с азиатскими скифами Геродота, а вторую - с татарами (Мессершмидт Д.Г., 1888, с. 19; Страленберг Ф.И, 1891, с. 25). Это интересно тем, что уже при первых попытках построения культурно-хронологических схем древней истории Южной Сибири развивается идея о связи ряда погребальных памятников со скифами, которая позднее найдет многочисленные подтверждения.

Первым исследователем, занимающимся изучением древней истори Сибири, посетившим в XVIII веке Барнаульское Приобье и описавшим погребальные памятники в этом регионе, был Г.Ф. Миллер. В 1734 г. он проехал Барнаульское Приобье с юга на север от р. Алей до устья р. Чумыш, где переправился через р. Обь и двинулся вверх по р. Чумышу. На территории между р. Обью и р.Иртышем Г.Ф.Миллер встретил множество курганов (МиллерГ.Ф., 1999а, с. 503). На Колывано-Воскресенских заводах Г.Ф. Миллером были приобретены предметы из грабительских раскопок курганов в междуречье Оби и Иртыша (Миллер Г.Ф., 1999, с. 518). Среди них были и предметы, относящиеся к скифскому времени: выполненная из золота фигурка всадника, стреляющего из лука, ручки от сосуда ближневосточной работы в виде фигуры оленя. Для нас интере-

14

сен ряд выводов, сделанных Г.Ф. Миллером. Он одним из первых отметил различия между курганными могильниками на территории междуречья Оби и Иртыша и некрополями Минусинской котловины (Миллер Г.Ф., 1999а, с. 503). Курганы на территории Верхнего Приобья Г.Ф. Миллер верно включил в обширную группу могильников, протянувшихся от Поволжья до р. Оби.

Он отметил различия в погребальных памятниках левобережья и правобережья Оби, объяснив это ландшафтными особенностями, которые влияли на разный состав населения этих территорий. Это Г.Ф. Миллер объяснял, прежде всего, социальной дифференциацией одного населения (Миллер Г.Ф., 1999а, с. 503; Он же, 1999, с. 514). Хотя Г.Ф. Миллер считал, что все погребальные памятники на юг& Западной Сибири оставлены одним народом, и отрицал связь захоронений в Сибири со скифами, он верно отметил территориальные особенности распространения разных типов погребальных памятников.

В 1771 г. на территории Барнаульского Приобья побывал П.С. Паллас, где обратил внимание на многочисленные курганы (Демин М.А., 1989, с. 26). П.С. Паллас все курганные захоронения Южной Сибири разделил на два типа: курганы с каменной насыпью и курганы с земляной насыпью. Он считал, что они оставлены разными народами. Несмотря на то, что П.С. Паллас неправильно выстроил относительную хронологию этих групп погребений, его представления об истоках формирования населения, оставившего курганы с земляными насыпями, были в своей основе верными. П.С. Паллас отмечал связи этой группы населения со скифами и гуннами и относил ее к финно-угорской группе народов (Белоко-быльский Ю.Г., 1986, с. 36; Демин М.А., 1989, с. 27-28).

Несмотря на то, что представления о развитии древних культур на территории Южной Сибири, сформировавшиеся в XVIII в., были общими, слабо дифференцированными, исследователями был высказан целый ряд плодотворных идей, которые получили развитие в дальнейшем.

В XIX в. на Алтае стали работать местные исследователи, и здесь формируются как частные, так и музейные коллекции древних предметов, куда вошли и

15

материалы скифского времени. Поступали предметы скифского времени и в частные коллекции и музеи центра России.

С 1793 г. начал собирать коллекцию древностей П.К. Фролов (Уманский А.П., 1962, с. 114,115; Виргинский B.C., 1968; Ледебур К.Ф., 1959, с. 293-294). В 1823 г. П.К. Фроловым основан Барнаульский музей, в котором была небольшая, но довольно представительная коллекция древностей. Среди экспонатов археологии были и предметы скифского времени, в частности, два бронзовых котла, которые позднее демонстрировались на Московской антропологической выставке 1879 года (Фролов Я.В., 2001, с. 59;.Демин М.А., 1989, рис. на стр. 60).

Предметы скифского времени с территории Алтая присутствуют в коллекциях древностей А.С. Уварова, М.П. Погодина, Э.И. Эйхвальда, часть которых сейчас находятся в Государственном историческом музее, Эрмитаже, Кунсткамере, музее Санкт-Петербургского горного института и ряде других музеев (Спасский Г.И., 1957, с. 129; Архипов И.П., 1880, с. 198, 201; Овсянникова С.А., 1961, с. 291; АнучинД.Н., 1880, с. 9,19).

Сборы большого количества случайных находок в первой половине XIX в., относящихся к раннему железному веку, привели к активизации интереса исследователей к погребальным памятникам этого периода. К сожалению, отсутствие раскопанных памятников не позволило подняться на новый уровень осмысления археологического материала. (Демин М.А., 1989, с. 36, 50-51; Ледебур К.Ф., 1993, с. 97-98).

В начале XIX в. на Алтае работал Г.И. Спасский, который занимался изучением древностей Сибири (Демин М.А., 1989, 40-41; Спасский Г.И., 1857, с. 129; Белокобыльский Ю.Г., 1986, с. 42-43). Ряд предметов из собранных Г.И. Спасским коллекций относится к скифскому времени (Демин М.А., 1989, рис. на стр. 47). Г.И. Спасский осматривал курганы на территории Алтая и сделал ряд предположений о населении, оставившем эти памятники. В целом его концепция была близка к взглядам П.С. Палласа (Демин М.А., 1989, 40-41; Белокобыльский Ю.Г., 1986, с. 42-44). Г.И. Спасский разделял все курганы на две группы. Более раннюю оставили, по его мнению, племена гуннов (хунну), позднюю - татары

16

или калмыки (Спасский Г.И., 1857, с. 129). Здесь видно, что исследователи в конце XVIII- начале XIX в. разделяют курганы Южной Сибири на два хронологических периода, которые сейчас можно отождествить с ранним железным веком и эпохой средневековья. В отличие от П.С. Палласа, Г.И. Спасский отрицает возможность обитания на Алтае скифов и видит различия в погребальном обряде сибирских курганов и захоронений, оставленных, по его мнению, скифами (Спасский Г.И., 1857, с. 123). Г.И. Спасский считал, что сибирские курганы оставлены кочевниками, и что эти погребальные памятники сходны с подкурган-ными захоронениями в степях европейской части России. Сходство погребальной обрядности между захоронениями Сибири и Поднепровья он объяснял переселением кочевого населения - гуннов и других племен из Сибири за Волгу (Спасский Г.И., 1857, с. 121).

Представления исследователей середины XIX в. на развитие древних культур на Алтае, опирающиеся на письменные китайские и греческие источники, наиболее последовательно представлены в работе П.П. Семенова-Тян-Шанского, который работал в том числе и с материалами Барнаульского музея. Как и А. Гумбольдт, он связывал рассказ Геродота об аримаспах, исседонах и стерегущих золото грифов с территорией Алтая, где, по его мнению, добывали золото. П.П. Семенов-Тян-Шанский писал: «Местные указания Геродота о пути к исседонам, через посредство которых шло золото от аримаспов в Царскую Скифию, достоверно указывает на развитие в то время золотого промысла именно на Алтае» (Семенов П.П., 1868, с. VXIL). Опираясь на данные Кастрена и Бичурина (Ио-кинфа), П.П. Семенов-Тян-Шанский отмечает, что в Томской губернии и на Алтае соседствовали финно-язычное и тюрко-язычное население. По его мнению, древние аборигены Алтая, « ...исчезнувшая, но оставившая свои памятники чудь, было первоначально финского племени, к которому впоследствии примешались соседние тюркские элементы» (Семенов П.П., 1868, с. XLVII). Эти племена автор связывает с динлинами и ганьгунями. После падения государства хунну и эпохи великого переселения народов в IV в. территорию Алтая заселяют тюркские племена, где смешиваются с финно-язычным населением (Семенов

17

П.П., 1868, с. L). Здесь видно, что уже в середине XIX в. разрабатываются гипотезы, связывающие данные письменных источников с археологическими материалами. Эти построения позднее продолжают развиваться и детализироваться по мере накопления археологического материала. В своей работе П.П. Семенов приводит перечень предметов скифского времени, обнаруженных в захоронениях на юге Западной Сибири (Семенов П.П., 1868, с. XLVIII).

Ситуация несколько изменилась во второй половине Х1Х-начале XX в. В этот период на территории Барнаульского Приобья в районе г. Барнаула были раскопаны Г. Менье и В.В. Радловым несколько погребений, большинство которых относилось к эпохе средневековья. Не исключено, что некоторые из могил могли относиться к раннему железному веку (ЦХАФ АК Ф. 3. ОпД. Д. 55. Л. 11; Ф. 66. Оп. 1. Д. 34. Л. 28, 30; Радлов В.В., 1989, с. 453; Демин М.А., 1989, с. 78). Так как эти захоронения не дали представительного материала, на них трудно было опираться при изучении эпохи металла в Барнаульском Приобье. Несколько погребений скифского времени, в том числе и Катандинский курган с вечной мерзлотой, раскопал В.В. Радлов в 1865 г. в Горном Алтае (Радлов В.В., 1989, с. 442-449; Демин М.А., 1989, с. 79-80). Работы В.В. Радлова на территории южной Сибири и Казахстана позволили выделить более дробную относительную периодизацию в истории эпохи металла региона по сравнению с предшествующими построениями. Он выделял медный и бронзовый период, древний или ранний железный период и поздний железный период (Радлов В.В., 1989, с. 410-480; Демин М.А., 1989, с. 83-84). Материалы из раскопанных им курганов пазырыкской культуры он относил к периоду раннего железа. Заслуга В.В. Радлова в том, что он наполнил существующие уже до этого культурно-хронологические схемы конкретным археологическим материалом. И это послужило базой для дальнейшего исследования эпохи металла на юге Сибири.

Значительные коллекции предметов, прежде всего случайных находок, где было много предметов скифского времени, были собраны с территории Барнаульского Приобья СИ. Гуляевым и Н.С. Гуляевым. Большую коллекцию древних предметов, где было представлено значительное количество изделий отно-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23661.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.