У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Некрополь Танаиса (начало III в. до н. э. — V в. н. э. ) опыт сравнительного изучения
Количество страниц 495
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23686.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...ее. 4-12

Глава I. Историография проблемы. История исследования и топография могильника Танаиса.

I. Историография проблемы...ее. 13-20

И. История исследования и топография могильника...ее. 20-41

II.1. Дореволюционные раскопки (1824, 1853, 1867, 1870, 1908-1909 гг.). о

II. 2. Работы Нижне-Донской экспедиции (1955-2000 гг.). II. 2.1. Грунтовый и смешанный могильник.

II. 2.2. Курганный могильник.

Глава П. Некрополь Ш-1 вв. до н.э.

I. Грунтовый могильник, хронологические подгруппы А и В... .ее. 42-104

1. 1. Погребальный обряд.

I. 2. Погребальный инвентарь.

I. 3. Детали оформления могил.

I. 4. Стратиграфические связки погребений.

II. Курганный могильник, хронологические подгруппы А \\В...се. 104-112

П.1. Погребальный обряд.

II. 2. Погребальный инвентарь.

III. Общая характеристика некрополя эллинистической эпохи...ее. 112-122

III. 1 Датировка комплексов.

111.2. Основные типы погребений.

111.3. Антропологические данные.

111.4. Топография некрополя.

Глава III. Некрополь I-III вв. н.э.

I. Комплексы хронологической подгруппы С...ее. 123-163

I. 1. Грунтовый могильник. I. 1. 1. Погребальный обряд.

1. 2. Курганный могильник. I. 2.1. Погребальный обряд.

I. 3. Погребальный инвентарь грунтовых и подкурганных могил. I. 4. Стратиграфические связки погребений (грунтовый могильник).

П. Комплексы хронологической подгруппы D...ее. 163-204

11.1. Грунтовый могильник. II. 1. 1. Погребальный обряд.

П. 2. Курганный могильник. II. 2. 1. Погребальный обряд.

II. 3. Погребальный инвентарь грунтовых и подкурганных могил. II.4. Стратиграфические связки погребений (грунтовый могильник).

III. Общая характеристика некрополя I-III вв. н.э...се. 204-223

III. 1 Датировка комплексов.

111.2. Основные типы погребений.

111.3. Антропологические данные.

111.4. Топография некрополя.

Глава IV. Некрополь IV-V вв. н.э.

I. Комплексы хронологических подгрупп Е и F...се. 224-262

I. 1. Грунтовый могильник. 1. 1.1. Погребальный обряд.

I. 2. Курганный могильник Т. 2.1. Погребальный обряд.

I. 3. Погребальный инвентарь грунтовых и подкурганных могил.

I. 4. Стратиграфические связки (грунтовый и курганный могильник).

II. Общая характеристика некрополя IV-V вв. н.э...ее. 263-266

Заключение...ее. 267-269

Литература...се. 270-312

Приложение 1 - "Каталог погребений из раскопок 1853,

1867, 1870, 1908-1909 гг."...ее. 313 -348

Приложение 2 - "Бусы из некрополя Танаиса"...с. 349

Приложение 3 - "Иллюстрации. Список иллюстраций.


Введение



Район Нижнего Подонья на протяжении многих тысячелетий являлся контактной зоной между представителями разных этнокультурных традиций. В эпоху античности тесное соприкосновение и взаимодействие эллинских и варварских элементов способствовало созданию неповторимой и оригинальной культуры, сформировавшей облик Северного Причерноморья второй половины I тысячелетия до н.э. - первой половины I ° тысячелетия н.э. Особую роль в этом процессе играл Танаис, самый

отдалённый на северо-восток центр античной цивилизации.

Основанный боспорскими греками, город на несколько столетий стал центром экономических контактов между эллинами, меотами и племенами кочевников района Нижнего Подонья. Это обстоятельство делает Танаис особенно благоприятным объектом для изучения основных процессов эллино-варварского синкретизма, определявших в конечном итоге всю

историю и культуру античного Северного Причерноморья.

о

Неразрывно связанный с Боспорским государством на протяжении

всей истории своего существования, и основанный, очевидно, именно с той целью, чтобы служить "посредствующим звеном в экономических и политических связях античного Боспора с населением приазовских и придонских степей" (Шелов 1970, с. 5), в первые века нашей эры Танаис становится центром территориально-экономической зоны "оформляющегося нижнедонского очага оседлости, состоявшего, помимо города, из группы укреплённых поселков, протянувшихся в линию с запада на восток. Они составляли территориальный треугольник с крайними точками в Танаисе и Кобякове на правом берегу Дона и Подазовском городище на донском левобережье. В течение всего периода существования микрорегиона оседлой культуры на Нижнем Дону его основными характеристиками

оставались компактность, территориальная удаленность от метрополии -основной территории Боспора, безраздельное кочевое окружение"1.

Позднеантичный Танаис являлся крупнейшим на Нижнем Дону центром оседлой культуры, транзитным пунктом на магистральных путях передвижений и смен мощных волн кочевого населения (Шелов 1972, с. 330). Исследования городища и некрополя, проводимые в последние десятилетия, позволяют утверждать, что проживавшее здесь в IV - середине V вв.н.э. население "сохраняло своеобразную синтетическую культуру, в

которой доминировали восточногерманский, аланский и, возможно,

, „2

восточносарматскии этнографические компоненты .

Очерки истории и общие характеристики Танаиса и его могильника, а также памятников ближайшей округи были представлены в трудах российских историков и археологов, в том числе П.М. Леонтьева, Т.Н. Книпович, А.И. Болтуновой, Д.Б. Шелова и Т.М. Арсеньевой. Результатом научных исследований стал подробный анализ истории Подонья античной эпохи и его неотъемлемой части - древнего Танаиса.

В 1980-90-х гг. на Нижнем Дону развернулись широкомасштабные спасательные археологические раскопки, в результате которых было исследовано множество памятников античного времени, оставленных кочевым и оседлым населением региона. Результатом многолетних полевых исследований стал богатый научный материал, который может быть использован для изучения самых разнообразных аспектов этнической, культурной и политической истории северо-восточной периферии античного мира - Танаиса и его округи.

Огромный информационный потенциал новых данных, полученных в последние десятилетия благодаря раскопкам, заставляет вновь обратиться к проблемам, связанным с изучением истории региона в античное время. Важнейшую роль в процессе разного рода исторических реконструкций

Безуглов 2001, с. 3. Здесь и далее в подстрочных сносках приводятся ссылки на архивные материалы.

6

событий и процессов, происходивших в регионе Нижнего Подонья в III в. до н.э. - середине V в.н.э. играет анализ и интерпретация материалов погребальных памятников, крупнейшим и значимым из которых является некрополь Танаиса.

Основной целью предлагаемой работы является хронологически последовательный очерк развития погребального обряда в Танаисе на протяжении всего периода существования города (III в. до н.э. - середина V в.н.э.). Целью исследования определяются основные задачи работы -систематизация комплексов и выделение хронологических серий грунтовых и подкурганных погребений некрополя Танаиса, характеристика этапов развития могильника с применением методов изучения его стратиграфии, корреляции погребального инвентаря и планиграфии, определение хронологической и культурно-этнической специфики отдельных участков, использование данных антропологического анализа, комплексный анализ сочетаний элементов "погребального памятника - археологического объекта" (Ольховский 1986, с. 69; Ольховский 1993, с. 85 и ел.).

Необходимым для раскрытия темы является сравнительный анализ погребальных комплексов некрополя Танаиса с синхронными памятниками - могильниками кочевого и оседлого населения Нижнего Подонья и некрополями европейского и азиатского Боспора.

Источниковую базу исследования составляют:

а) погребальные комплексы некрополя Танаиса. Эти материалы были получены в результате раскопок грунтового и курганного могильника в 1853, 1867, 1870, 1908-1909, 1955-1958, 1961, 1963, 1965-1966, 1968-1972, 1974-1990, 1992, 1994, 1996-1997, 1999-2000 гг. Для сравнения привлекались комплексы грунтовых и курганных могильников сельской округи Танаиса - Крепостного, Подазовского, Кобяковского, Нижне-Гниловского, Темерницкого и Ростовского городищ и близлежащих

2Безуглов2001,с. 149.

могильников кочевого населения, а также материалы некрополей европейского и азиатского Боспора.

Ь) архивные материалы, хранящиеся в ИА РАН, ИИМК РАН, Государственном архиве Ростовской области, в археологической лаборатории РГУ, в архиве Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края, архиве Таманского музейного комплекса и Кубанского центра археологических исследований КубГУ.

° с) научные источники в виде данных и сведений из публикаций, научных

докладов, материалов конференций и семинаров.

Археологические находки, используемые в данной работе, хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, археологического музея-заповедника "Танаис", археологической лаборатории РГУ, Ростовского областного музея краеведения, Азовского краеведческого музея, Новочеркасского музея истории донского казачества,

Таганрогского литературно-исторического и архитектурного музея-

о

заповедника, Таманского музейного комплекса и Краснодарского

краеведческого музея.

Антропологические и остеологические материалы из раскопок некрополя находятся на хранении в археологическом музее-заповеднике "Танаис". Определения костей, использованные в работе, выполнены М.М. Герасимовой и Е.Ф. Батиевой (Герасимова 1965, ее. 256-260; Герасимова 1971, ее. 131-140; Герасимова, Рудь, Яблонский 1987, ее. 76-82; Батиева 2000, ее. 157-159; Батиева 2001, ее. 223-260).

Работа над диссертацией не могла бы состояться без полной ревизии находок из раскопок некрополя Танаиса, хранящихся в собраниях разных музеев. Хотелось бы выразить огромную признательность сотрудникам Государственного Эрмитажа, ГИМа и Новочеркасского музея истории донского казачества, Таганрогского литературно-исторического и

8

архитектурного музея-заповедника за доброжелательную помощь и ценные консультации.

Характеристика археологических источников.

1.1. Степень информативности источников. К настоящему времени в некрополе Танаиса исследовано более тысячи тридцати погребальных комплексов. Дореволюционными раскопками было открыто 216 погребений. В отчётах Императорской Археологической Комиссии приведены иногда их довольно подробные описания, но надёжно соотнести находки с определёнными погребениями можно лишь в некоторых случаях.

Из 817 погребальных комплексов, раскопанных Нижне-Донской экспедицией, 327 (40 % от общего количества погребений) оказались ограбленными, в большей их части находки совершенно не сохранились; 23 % могил (их открыто 188) - безынвентарные, отнесение их к могильнику Танаиса условно.

Для характеристики некрополя Танаиса используется 368 погребений. Комплексы могут быть разделены на три группы по степени сохранности:

- не разрушенные, с сохранившимся погребальным инвентарём, включённые в компьютерную базу данных. Они могут быть использованы как информативный материал для всех видов сравнительного анализа (213 могил);

- разрушенные погребения, инвентарь в них сохранился частично, могут быть привлечены для характеристики взаимной встречаемости находок в комплексах (127 погребений);

- могилы, описания (в редких случаях - чертежи) которых приведены в отчётах П.М. Леонтьева, В.Г. Тизенгаузена, П.И. Хицунова и Н.И. Веселовского (28 погребений). Большая часть находок из них депаспортизована, погребения могут быть соотнесены с определёнными хронологическими периодами лишь по описаниям погребальной конструкций и сопровождающего инвентаря.

9

Погребения разделяются на три группы, согласно датирующим возможностям:

- комплексы с чёткой датировкой, до полстолетия;

- датирующиеся в пределах одного-двух веков;

- погребения, датировка которых не достаточно точно определима, но по ряду признаков они могут быть отнесены к тому или иному хронологическому периоду.

/. 2. Основные серии комплексов. Погребальные комплексы' объединены в серии, характеризующиеся изменениями в погребальных традициях населения Танаиса, и соотнесены с тремя периодами развития города, используя "счастливое для археолога сочетание городища и некрополя" (Николаева 1990, с. 14).

Выделенные серии погребений могут быть соотнесены с тремя основными периодами жизни Танаиса и его округи:

1) Ш в. до н.э.- рубеж н.э. - первый период жизни города;

2) I - середина III вв. н.э. - эпоха складывания и функционирования территориально-экономической области с административным центром в Танаисе; период наивысшего расцвета, во время которого город становится одним из важнейших античных центров Северного Причерноморья (Шелов 1970, с. 238);

3) IV - середина V вв. н.э. - позднеантичный город, крупнейший на Нижнем Дону центр оседлой культуры.

Для первого и второго периода, из-за отсутствия дробного членения датировок разных категорий погребального инвентаря в пределах одного столетия, в некоторых случаях, отмечено "наложение" периодов, описанное В.И. Даньшиным для некрополя Фанагории (Даньшин 1992, с. 105).

Под термином "погребальный комплекс", по B.C. Ольховскому, предлагается понимать "совокупность погребальных, намогильных, подкурганных и внекурганных сооружений, явившихся результатом целенаправленных ритуально-практических действий в ходе подготовки и совершения захоронения умершего. Погребальные комплексы, в свою очередь, образуют ассоциации - курганные группы, грунтовые и смешанные могильники" (Ольховский 1986, с. 71, табл. 1; Ольховский 1999, с. 123).

10

Среди погребений каждой хронологической группы, согласно данным стратиграфии и корреляции категорий погребального инвентаря, выделяются по две подгруппы могил - относительно более ранняя и более поздняя.

/. 3. Типы погребений. В некрополе Танаиса присутствуют несколько типов погребальных комплексов, имеющих морфологическое сходство и характеризующиеся разными сочетаниями элементов "погребального памятника - археологического объекта": данных о погребальном сооружении, форме и ориентировке могильной ямы, о способе погребения тела умершего и его положении в могиле, о наборе и расположении инвентаря, намогильных и подкурганных сооружениях и следах ритуальных действий (Ольховский 1986, рис. 1, с. 69; Ольховский 1993, с. 85 и ел.). Погребения выделенных типов располагаются, в большинстве случаев, довольно компактно на открытых раскопками участках могильника. Перечисленные выше характеристики предполагают хронологическое и культурно-этнографическое единство комплексов, объединённых в серии.

Таким образом, каждому из трёх хронологических периодов соответствуют серии погребений, грунтовых и подкурганных (основных и впускных), разделяющихся по способу обращения с телом умершего (кремации и ингумации4), типам могильных ям и т.д.

Методические основы исследования определены своеобразием предмета изучения - некрополя Танаиса - и поставленными научными задачами. Погребальный памятник, как известно, в источниковедческом плане далеко не идентичен погребению в момент его совершения и не может служить в качестве "источника, всесторонне и исчерпывающе

Для определения способов погребения Ю.А. Смирнов предлагает использовать термины "ингумация с трупосожжением" и "ингумация с трупоположением", в отличие от довольно распространённых в специальной литературе, но не достаточно верных определений "ингумация" и "кремация" (так как ингумация является завершающим актом погребального ритуала, а кремация - предваряющим способом обращения с телом умершего) (Смирнов 1990, с. 220). В настоящей работе используются более привычная терминология - "кремация" и "ингумация", хотя мнение Ю.А. Смирнова представляется верным.

11

отражающего явление". Столь же неполными могут быть и основанные на анализе погребальных памятников реконструкции (Ольховский 1986, с. 71; Ольховский 1995, с. 96; Гуляев, Ольховский 1999, с. 14; Клейн 1999, с. 342 ). Большинство исследователей отмечают, например, крайнюю сложность и неоднозначность результатов этнических реконструкций, поскольку далеко не все категории археологического материала несут в себе в равной степени этническую информацию" (Мошкова 1983, с. 31; Генинг и др. 1990, с. 153; Масленников 1990, с. 7). Вероятно, правильнее было бы говорить не об этническом, а об этнотрадиционном факторе, влияющем на погребальную обрядность, под которым следует понимать "совокупность погребальных обычаев, формирующихся под воздействием как религиозно-мифологической системы, так и всей суммы идеологических и социальных отношений" (Ольховский 1986, с. 74).

В любом случае, предшествовать разноплановым аналитическим исследованиям должна максимально объективная реконструкция комплекса. Объективное и, по возможности, наиболее полное восстановление облика (структуры и содержания) погребального памятника является первым этапом исследования.

На следующем этапе предполагается разработка хронологии внутри могильника для выявления динамики развития погребального обряда во времени. На этом этапе могут быть использованы следующие методы анализа:

- корреляционный (взаимовстречаемость датирующих категорий погребального инвентаря в пределах определённых обрядовых групп);

- стратиграфический (в некрополе Танаиса погребения отдельных серий часто перекрывают и разрушают друг друга);

- планиграфический - хронология территориального распространения могильника.

Особое внимание при анализе погребального инвентаря уделено хроноиндикаторам - предметам с высокими датирующими возможностями,

а также категориям находок, связанным с аксессуарами костюма. Согласно одному из основных направлений интерпретаций костюма, "этническому", существовала связь определённых костюмных форм с конкретным этносом или языковыми группами (Bruckner 1985, ss. 15-17; Яценко 2002, с. 11). Распространение костюмных гарнитуров могло быть следствием перемещения хозяев, поскольку элементы, создающие местный вариант костюма, часто имели локальное престижное значение - их символика не всегда была понятной другим людям и не всегда соответствовала их вкусам и эстетическим потребностям (Bierbrauer 1992, ss. 15-16, 19; Kokowski 1995, s. 34). Обладая некоторой долей консерватизма, одежда, как правило, сохраняла элементы традиционного костюма, часто играющего роль этнического признака (Доде 2001, с. 6). В то же время, серии инноваций в одежде в том или ином регионе приходились на периоды смен этнических доминирований (Яценко 2002, с. 44), а в эпохи мощных волн миграций ряд общих элементов костюмов распространялся на обширные территории (Яценко 2002, с. 31).

о

13

Глава I. Историография проблемы. История исследования и топография могильника.

I. Историография проблемы. История изучения Танаиса, его городища и некрополя неразрывно связана с исследованиями древностей Нижнего Подонья и Приазовья в XIX в. (Тункина 2002, ее. 588-606). Вопрос о локализации античного Танаиса - "на западной окраине села Недвиговка" -был с успехом решён И.А. Стемпковским. Им было отмечено и сходство окрестностей города с Ольвией и Пантикапеем "множеством больших и малых курганов" (Стемпковский 1854, с. 389).

П.М. Леонтьев, присланный на Нижний Дон "для производства пробных работ", успел за четыре месяца сделать достаточно много. Под его руководством, кроме широкомасштабных работ на городище Танаиса, на территории могильника были исследованы, частично или полностью, двадцать четыре кургана и сорок одна грунтовая гробница.

Подчёркивая важность дальнейших изысканий в Танаисе, в том числе, для "решения вопроса о национальности соседственных народов, этого знаменитого вопроса о Меотах, Сарматах, Скифах, составляющего истинную пытку историков", Леонтьев первым попытался охарактеризовать социальный и этнический состав населения города, "полугреческаго и полуварварскаго" (Леонтьев 1854, с. 431), используя материалы из раскопок могильника.

Им были выделены . гробницы "людей богатых" и "менее достаточных": "над гробницами богатых и знатных людей насыпались отдельные курганы, люди скромного состояния хоронились один подле другого под одной общей насыпью" (Леонтьев 1855, с. 111). Для определения "национальности" погребённых и "нравов племён", насыпавших курганы, Леонтьев считал крайне важным "замечать положение костяка относительно стран света". Для окрестностей Танаиса предполагалось существование, по крайней мере, двух племён, которым

Q 14

могли принадлежать курганы (Леонтьев 1854, се. 403-404). Курганы, лежащие около устий Дона, были охарактеризованы как имеющие крайнее сходство с таманскими и отличающиеся - по местоположению и форме - от керченских и феодосийских (Леонтьев 1854, ее. 496-497).

Н.И. Веселовский, будучи убеждённым сторонником теории о двух

Танаисах - старшем и младшем, на основании данных из раскопок

могильника в 1908 г. утверждал, что город "на новом месте скоро разбогател

и в этом отношении едва ли уступал другим видным греческим колониям,

° раскинувшимся по черноморскому побережью" (Веселовский 1909, с. 247).

В 1949 г. вышла в свет монография Т.Н. Книпович - "Танаис", в которой был дан глубокий анализ результатов раскопок XIX - начала XX вв., проведённых на Нижнем Дону. Впервые были отмечены черты сходства и различия некрополя Танаиса с могильниками нижнедонских поселений и Прикубанья (Книпович 1949, ее. 47-49). Таким образом, Т.Н. Книпович был подытожен и завершён первый этап изучения Танаиса и поселений его округи.

Подлинно научные исследования некрополя и городища Танаиса начались с рождением Нижне-Донской экспедиции, и являются огромной заслугой Д.Б. Шелова.

В ряде работ, посвященных проблемам истории и археологии Нижнего Подонья, Дмитрием Борисовичем были отмечены родственные черты некрополя Танаиса и Пантикапея, Нимфея и Фанагории, прослежено сходство в "некоторых погребальных обычаях и обрядах" (Шелов 1959; Шелов 1961, ее. 83, 88; 1965). Более определённо, в монографии, вышедшей в 1970 году, на основании анализа импорта, поступавшего в амфорной таре, автор совершенно справедливо предполагал наличие тесной связи Танаиса прежде всего с городами азиатской стороны Боспора (Шелов 1970, ее. 159-160).

По мнению Д.Б. Шелова, в некрополе Танаиса существовали черты, сближающие его с могильниками других античных северочерноморских

15

колоний. Особенно ярко это сходство проявлялось в первые века существования города. Но были и резкие отличия могильника Танаиса от некрополей других городов Боспора, которые могли быть вызваны "крайней степенью варваризованности" населения нижне-донского античного центра (Шелов 1961, ее. 83-94; Шелов 1972, ее. 232-240).

К сожалению, обстоятельства сложились так, что к шестидесятым -началу семидесятых годов XX в. количество раскопанных погребений в некрополе Танаиса было крайне невелико. Плохая сохранность большинства могил в Танаисе и незначительное количество ярких и надёжно датированных комплексов, а также недостаточная степень изученности кочевнических могильников и сельских поселений Подонья затрудняла объективность исследования.

Из-за отсутствия надёжно датированного и массового материала из округи, с которым можно было бы сравнить могильник Танаиса, А.И. Болтунова видела смешанный этнический состав населения уже в раннем городе (Болтунова 1962, ее.78-96). В некрополе, по её мнению, была лишь небольшая группа захоронений, которые могли совершить греки - "прежде всего, погребения с трупосожжениями" (Болтунова 1962, с. 89). Остальные погребения эллинистического времени принадлежали танаитам (Болтунова 1962, с. 93). Термин "танаиты", как предполагала А.И. Болтунова, не содержит указания на этническую принадлежность, а "был создан колонизовавшими Нижнее Подонье греками для обозначения местного населения этой области, образовавшегося в результате смешения и органического слияния нескольких этнических групп" (Болтунова 1962, с. 92).

В погребальных комплексах TTT-I вв. до н.э. А.И. Болтунова не отмечала "отражения черт греческого быта и греческого искусства" и признавала эллинское влияние лишь в ориентировке костяков (восточной и северо-восточной) а также в присутствии в составе инвентаря привозной греческой керамики.

16

В 1965 г. в кандидатской диссертации "Население Нижнего Дона в I-III вв.н.э." И.С. Каменецким были подробно рассмотрены все примеры сходства и различия могильников Танаиса, "городищ, расположенных по краям дельты Дона"1, меотских поселений Прикубанья и курганов сарматского Поволжья. Но, несмотря на замечания о необходимости обращать внимание на наличие "устойчивой корреляции между отдельными признаками погребального обряда" и сопоставлении ориентировок, положения скелетов, жертвенной пищи и некоторых других черт обряда, выводы автора, полученные в результате применения данной методики, не всегда кажутся достаточно убедительными.

Например, вызывает сомнения утверждение о том, что в III в. до н.э., в момент основания Танаиса, туземное население Нижнего Подонья состояло из меотов, поскольку погребения эллинистического времени в Танаисе имеют общие ориентировки с меотскими погребальными комплексами Кубани. По какой-то причине автором исследования не были привлечены материалы городских и сельских некрополей Боспора, в которых восточная ориентировка погребённых, по крайней мере, для периода с III в. до н.э. по II в.н.э., является преобладающей (см., например: Цветаева 1951, ее. 66, 70, 72, 74, 79; Марченко 1956, се. 104, 111, 117, 123; Шелов 1970, ее. 204-205 и

ДР-)-

Факт полного отсутствия в погребениях Танаиса эллинистического

времени "изготовленной на круге серолощёной керамики", характерной черты материальной культуры меотов (Каменецкий 1965 а, с. 7), а также крайняя малочисленность фрагментов этой посуды в эллинистических слоях городища почему-то не привлекли внимание И.С. Каменецкого.

Сравнения в процентном отношении ориентировок и положений в погребениях костяков также не всегда бесспорны.

1 Каменецкий 1965 б, с. 1. " Каменецкий 1965 б, с. 198.

17

Во-первых, для анализа танаисских погребальных комплексов III-I вв. до н.э. привлекаются лишь четырнадцать погребений, девять из которых почти полностью разрушены.

Во-вторых, ориентировки костяков в нескольких случаях определялись только предположительно - по направлению продольной оси могильной ямы/

Тезис об этническом сходстве населения Танаиса и меотской Кубани в Ш-П вв. до н.э. аргументируется на основании близости процента погребений, в котором костяки уложены с подогнутыми вверх ногами (Каменецкий 1965 а, с. 13). В могильнике Танаиса, по данным И.С. Каменецкого, к этому типу относятся 11,2 % от общего количества погребений. На самом деле, речь идёт лишь об одном разрушенном погребении (75/Ш/1956), в котором ноги погребённого, предположительно, сохранились in situ и расчищены лежащими в ромбовидном положении. Не удивительно, что "впоследствии в Танаисе ... доля этих погребений сокращается" (Каменецкий 1965 а, с. 13). Подсчёт доверительного интервала для таких достаточно малых величин также не кажется математически корректным.

К сожалению, не достаточно обоснованное утверждение о том, что в Танаисе проживало "значительное меотское население" можно встретить и в более поздних работах автора (Каменецкий 1989, с. 241; Каменецкий 1999, с. 237).

Д.Б. Шелов затруднялся в этническом определении населения раннего Танаиса из-за отсутствия достаточных данных (Шелов 1970, с. 208), а для периода 1-Ш вв. н.э. считал характерной смешанность населения с преобладанием сарматского элемента (Шелов 1972, ее. 178, 238). О присутствии кочевников среди населения Танаиса и нижне-донских городищ, по мнению Д.Б. Шелова, свидетельствуют следующие элементы погребального обряда: перекрещенные голени костяков, погребения в

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23686.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.