У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Семья и Брак у эвенов
Количество страниц 167
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23708.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА I. ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭВЕНОВ 32

1.1. Традиционная родовая структура эвенов . . 37

ГЛАВА И. СЕМЬЯ... 55

2. 1. Форма, численность и структура семьи . . 55

2. 2. Внутренний строй семьи и взаимоотношения ее

членов. ... 66

ГЛАВА III. БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ . . 71

3.1. Формы заключения брака . . . . 71

3. 2. Калым и приданое . ... 82

3. 3. Свадебные обряды . ... 88

ГЛАВА IV. РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ . . .108

4. 1. Родильные обряды. . . . . .108

4. 2. Уход за детьми и их воспитание . . . 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...141

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ...151

СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ . . . .167


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

В век новых информационных технологий, стремительно преобразующих окружающую действительность, социальные институты и ценностные ориентиры, отмечается огромный всевозрастающий интерес исследователей к культурному наследию малочисленных народов Севера и его духовным ценностям.

Современный мир кардинально меняет свое отношение к традиционной культуре. В науке постепенно формируется новое представление о культурном наследии как одном из важнейших факторов развития современной этнической культуры, и его адаптации в условиях стремительно меняющегося мира. Приходит принципиально иное представление как о живой и меняющейся системе, определяющей устойчивое развитие каждого общества и среды его обитания. С позиций сохранения поливариантного, этнически многокрасочного и содержательно многообразного культурного пространства, утрата любого из элементов традиционного наследия народов Севера представляется нам невосполнимой утратой. Обращение к истокам культуры малочисленных народов Севера, позволившей им не только выжить, но и сохранить свою этническую самобытность, выработать особый стиль мироотношения, сформированный многовековой практикой народов, живущих в суровых природно-климатических условиях Севера, безусловно, представляется правомерным и в высшей степени актуальным.

Исследование этой проблемы в этнографии дает возможность рассмотреть особенности исторического развития народа. Изменения в социально-экономической жизни, развитие общественного сознания отражаются в первую очередь на семье. В этом плане исследование

семейно-брачных отношений как одной из форм общественных отношений представляет большой интерес, поскольку позволяет выявить и уточнить те исходные рубежи, с которых начиналось развитие форм семьи.

Специального монографического труда, посвященного исследованию традиционных форм семьи и брака, до сих пор не было. Прежде всего это было связано с неразработанностью темы в целом, отсутствием достаточно полной характеристики основных типов традиционной семьи и форм брака у эвенов. Между тем разработка этой темы представляет не только большой исторический интерес, но и имеет научно - практическое значение, так как изучение состояния, тенденций развития архаичных форм семьи и брака у эвенов необходимо для уяснения путей формирования современных семейно-брачных отношений.

Основной целью диссертации является систематизированное историко-этнографическое описание и изучение семьи и брака у эвенов Якутии конца XIX - начала XX вв.

Достижению цели способствует решение следующих конкретных задач исследования:

1. Реконструировать архаичные формы семьи и брака у эвенов и выделить их особенности в разных локальных группах.

2. Всесторонне проанализировать систему брачных норм, институты калыма и приданого.

3. Выявить и систематизировать основные родильные и свадебные обряды, интерпретировать их семантическую основу.

4. Сопоставить данные по семье и браку у эвенов с аналогичными материалами других народов Севера и на этой основе осветить исторические и этнокультурные связи эвенов с другими народами Сибири.

Гипотеза исследования. Восприятие, осмысление специфики семьи и брака у эвенов в условиях кочевого образа жизни будут более успешными, если:

• рассмотреть ее в контексте этносоциальной структуры эвенов на рубеже XIX — начала XX века, в условиях трансформации традиционной родовой структуры, повсеместного распада родовых отношений, в результате чего большие семьи распадались на малые; усиления процесса имущественного неравенства и т.д.;

• выявить особенности семейно-брачных отношений в разных локальных группах эвенов: брачные нормы, регулировавшиеся экзогамными запретами; размеры калыма и приданого; имущественные права эвенской женщины; особенности и варианты системы свадебных обрядов и традиций; специфику родильных обрядов, особенности воспитания детей.

• установить этническое своеобразие эвенского этноса, выражавшееся в накоплении мудрости выживания, способствовавшего естественному слиянию с природной средой и сохранению своего уникального этнического культурного наследия как части общечеловеческого наследия.

Объектом исследования являются традиционная семья и брак эвенов на рубеже XIX - XX вв.

Предмет исследования - формы семьи и брака.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили разработанные в отечественной науке теоретические положения по изучению семейно-брачных отношений, их вклада в общечеловеческую культуру. В диссертации использованы важные в методологическом отношении работы ведущих исследователей — Ю. В. Бромлея, В. Г. Богораза, С. А. Токарева, А. Ф. Анисимова, М. Г. Левина, И. С. Гурвича, Б. О. Долгих, В. А. Туголукова, А. Б.

Спеваковского, А. И. Гоголева, А. А. Петрова, Ч. М. Таксами, И. Л. Набока, А. А. Алексеева, П. А. Слепцова, Р. И. Бравиной и др.

Главным критерием при анализе, синтезе и изложении фактического материала был общенаучный принцип комплексного подхода в освещении семейно-брачных отношений у эвенов. При этом выдерживался принцип историзма, предусматривающий изучение объекта в развитии с учетом обстоятельства происхождения. Известно, что современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов, это возможно лишь при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, то есть применения исторического подхода к его изучению (Учет конкретно-исторической обстановки, породившей данное событие, ее причины, обстоятельства возникновения, исторический фон).

Методы исследования: описательный, историко-системный, сравнительный, историко-типологический, метод исторической реконструкции и структурно-функционального анализа. Для классификации и вычисления численности населения по разным социальным группам применялся количественный метод - метод, используемый главным образом при анализе социально-экономической истории, этносоциальных исследованиях, обработке переписей населения.

При подготовке диссертации использованы методические приемы исследования этнографов-североведов и понятийный аппарат, разработанный в этнографической литературе. Изученность проблемы исследования.

Хотя специального монографического исследования по истории семьи и брака ни по эвенам в целом, ни по отдельным локальным группам не было, вопросы семейных и брачных отношений у эвенов в

прошлом в той или иной степени (в виде фрагментов, отдельных сведений и заметок) освещались в разного рода публикациях, начиная с XVII в. В описаниях путешественников, в общих работах по этнографии эвенов встречаются ценные характеристики тех или иных сторон семейного быта. Интересны в этом плане документы, принадлежащие участникам экспедиции И. Ю. Москвитина [Распросные речи И. Ю. Москвитина и Д. Е. Копылова, 1963, с. 26-35], описания участника Второй Камчатской экспедиции Я. И. Линденау [Линденау, 1983], материалы участников экспедиции И. И. Биллингса-Г. А. Сарычева [Сарычев А.Г., 1802], Колымской экспедиции Ф. П. Врангеля [Врангель, 1948], дневниковые записи А. Э. Кибера [Кибер, 1824], итоги полевых исследований Г. Л. Майделя [Майдель, 1894-1896], работы политических ссыльных И. А. Худякова [Худяков, 1969], В. Г. Богораза [Богораз, 1900] В. И. Иохельсона [1895, 1926, 1938], И. И. Майнова [Майнов, 1889] и др. Из названных авторов выделяется работа Я. И. Линденау «Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.), содержащая описание быта, социальных и семейных отношений ламутов. Для характеристики семейного быта эвенов представляют интерес документы И. Ю. Москвитина, содержащие весьма ценные сведения о родовом составе охотских эвенов, их численности, хозяйственных занятиях. В работе И. А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа», содержится богатейший материал по хозяйству, быту, семейно-родовых отношениях эвенов середины XIX в. Ценные сведения об общественном строе, экономике и культуре эвенов имеются в очерке В. Г. Богораза «Ламуты» - первом и до сих пор самом полном этнографическом описании колымско-омолонской и чаунской групп эвенов.

Определенный интерес представляют путевые записки, отчеты и описания поездок в Якутию в разные годы правительственных чиновников Н. С. Щукина [Щукин, 1833], И. С. Булычева [Булычев, 1856], Н. В. Слюнина [Слюнин, 1900], С. А. Бутурлина [Бутурлин, 1907] и некоторых других, из которых можно почерпнуть много полезных сведений об экономическом положении эвенов, их образе жизни и культуре во второй половине XIX - начале XX в.

В широко известном труде С. Патканова «Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населении 1897 г. и других источников содержатся наиболее ценные сведения о географии расселения, численности, родовой принадлежности всех территориальных групп и административных образований эвенов, малоизвестные факты из их этнической истории и правовом положении [Патканов, 1906].

В целом, можно сказать, что авторы рассматриваемого периода ограничиваются констатацией отдельных сторон семейного быта без полного описания, осмысления или объяснения.

Только с конца 1920-х гг. XX в. начинаются широкие этнографические исследования эвенов, обусловленные задачами приобщения к процессу преобразований экономики и социальных отношений. Организуются специальные экспедиции в районы проживания эвенов для сбора полевых этнографических материалов. Над глубоким изучением хозяйства и быта эвенов в стационарных условиях работали в этот период Е. П. Орлова Орлова, 1928, 1930], М. Г. Левин [Левин, 1932, 1936], М. К. Расцветаев [Расцветаев, 1933], М. Антропов [Антропов, 1931], К. А. Новикова [Новикова, 1956, 1958] и др. Однако, большинство накопленных в те годы материалов не было опубликовано, перед войной увидели свет преимущественно лишь информационные сообщения. Так, в статьях Е. П. Орловой

«Хозяйственный быт ламутов Камчатки» и «Ламуты полуострова Камчатка» содержатся некоторые сведения о социальном строе и занятиях ламутов.

В послевоенные годы историко-этнографическое изучение эвенов практически не проводилось, лишь в начале 1950-х гг. вышла статья М. Г. Левина об эвенах Камчатки, Чукотки, Охотского побережья, характеризующая общественный быт, занятия эвенов.

В 1960-1980-е гг. оживился интерес к истории и культуре народа, развернули исследования среди эвенов этнографы В. А. Туголуков [Туголуков, 1970, 1980, 1982, 1984, 1985], С. И. Николаев [Николаев, 1964], У. Г. Попова [Попова, 1981], А. Б. Спеваковский [Спеваковский, 1980, 1981, 1984], А. В. Беляева [Беляева, 1962], И. С. Гурвич [Гурвич, 1956, 1960, 1966, 1970, 1977].

Большую ценность по нашей теме представляет исследование В. А. Туголукова «Социальная организация эвенов и эвенков» содержащее, несомненно, ценные сведения о социальном строе, родовой численности, системе родства, формах семьи, характере брачных отношений, о калыме и приданом эвенов. Другой, представляющей не менее важный интерес для нас работой В. А. Туголукова, является специальный раздел по вопросам семьи и брака в книге «Семейная обрядность народов Сибири», где автор характеризует родильные и свадебные обряды эвенов на основе сравнительно-сопоставительного анализа с другими народами Сибири.

В исследовании С. И. Николаева «Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии» содержится описание семьи и семейного быта у эвенов.

В монографии Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.» и И. С. Гурвича «Этническая история
Северо-Востока Сибири» содержится много ценных сведений, преимущественно архивных, характеризующих родовой состав, расселение и численность отдельных групп эвенов.

Особого внимания заслуживает монография У. Г. Поповой «Эвены Магаданской области», являющаяся самой полной этнографической сводкой о традиционном хозяйстве эвенов и семейных обрядах, религиозных верованиях. Жаль, что в данной работе рассматриваются вопросы семейно-брачных отношений всего лишь одной территориальной группы эвенов.

Начало 1990-х гг. знаменуется всплеском в возрождении и развитии культуры, ростом национального самосознания эвенов. Начинается новый период в изучении социально-экономической, политической и духовной культуры народов Севера.

В 1993 г. выходит книга А. А. Алексеева «Забытый мир предков», где содержится богатый материал по религиозно-мировоззренческой системе эвенов, также по свадебной и родильной сторонах обрядности, воспитанию детей на основе многовекового духовного наследия предков [Алексеев, 1993].

В 1997 г. вышла в свет коллективная монография «История и культура эвенов» — первое в отечественной историографии комплексное исследование, охватывающее все основные территориальные группы эвенов. В работе приводятся данные по родовой структуре эвенов, хозяйстве и традиционных обрядах эвенов [История и культура эвенов, 1997].

В целом, заканчивая краткий обзор литературы по исследуемой теме, отметим, что проблемы семьи и брака у эвенов рассматривались обычно в коллективных монографиях и статьях наряду с другими вопросами быта. Имеющаяся этнографическая литература не дает сколько-нибудь цельного представления об эволюции семейно-
брачных отношений у эвенов. Анализ истории вопроса убедительно показывает, что к настоящему времени необходимы специальные изыскания по реконструкции семьи и брака у эвенов

Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы: впервые предпринято специальное комплексное исследование семьи и брака у эвенов в конце XIX - начале XX вв.

В работе впервые обобщен и систематизирован накопленный историко-этнографической наукой материал по семейно-брачным отношениям у эвенов, осуществлена реконструкция традиционных форм семьи и брака, проанализированы основные характеристики семьи - форма, структура и численность, прослежена эволюция институтов калыма и приданого, рассмотрен характер внутрисемейных отношений, система воспитания детей.

Также введен в научный оборот корпус ранее не опубликованных источников, полевых материалов по данной проблеме, что позволяет внести существенный вклад в североведение. Выводы и фактологический материал исследования могут быть использованы при изучении этнических процессов на Севере, взаимовлияния различных культур, а также в сохранении этнической специфики у малочисленных этносов Севера. Источники.

Диссертация написана на основе использования следующих источников:

1. Публикации и научные издания по теме исследования.

2. Архивные материалы.

3. Полевые материалы автора.

4. Музейные коллекции.

Основной источниковой базой диссертации явились полевые этнографические материалы, собранные автором во время
экспедиционных и стационарных работ в 1996-2000 годы у компактной группы эвенов-ламутов, проживающих в Кобяйском и Эвено-Бытантайском улусах Республики Саха (Якутия).

Сбор полевых материалов проводился как методом интервьюирования, так и путем проведения многократных бесед с информаторами старшего поколения, живущих как в поселках, так и непосредственно в оленеводческих стадах, наиболее полно и глубоко знающих традиционные формы быта и семейно-брачных отношений.

Для исследования формы и структуры эвенской семьи конца XIX -начала XX вв., сведения о которых весьма скудны, фрагментарны и разбросаны в разных изданиях, нами изучены архивные документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Саха (Якутия), отдельных родовых управлений и инородческих ведомств (фонды №12-и, 26, 50, 70, 343-и, 680). Для нас наибольший интерес представляли статистические отчеты и ведомости по родовым управлениям и ведомствам, отражавшие численный состав семей, размеры хозяйства. В исследовании также использованы материалы Научного архива Якутского Научного Центра СО РАН.

Помимо архивных материалов в диссертации использованы коллекции Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера (г. Якутск), Музея Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск).

В работе также привлечены различные виды опубликованных источников, таких как Материалы переписей населения 1897 и 1926 года, статистические сборники и др.

В целом совокупность выявленных источников обеспечивает вполне достаточную источниковедческую базу для решения поставленных в диссертации задач.

Положения, выносимые на защиту:
1. Эволюция форм семьи и брака у эвенов подчинена общим закономерностям и имеет специфические черты.

2. Форма, структура и численность семьи у эвенов зависели, в первую очередь, от природно-климатических условий Севера, и отличались некоторыми особенностями, характерными для кочевого образа жизни.

3. Свадебные и родильные обряды имеют свои отличительные особенности и варианты у разных локальных групп эвенов.

4. Кочевой уклад жизни обусловил создание своеобразной системы воспитания детей, опиравшейся на традиционные основы жизнедеятельности этноса - на специфические отрасли северного хозяйства: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство и обеспечил гарантированную преемственность поколений - передачу многовекового опыта жизни в суровых условиях Севера, нравственно-этических норм, гармонировавших с окружающей средой.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

1. На основе обширной этнографической литературы выделены основные отличительные особенности эвенского этноса.

2. Реконструированы традиционные формы семьи и брака и выделены их особенности в разных локальных группах эвенов.

3. Дан анализ основных характеристик семьи - форма, структура и численность, рассмотрена эволюция институтов калыма и приданого, традиционная система воспитания детей.

4. Выявлены и всесторонне проанализированы основные свадебные и родильные обряды у эвенов.

Практическая значимость диссертации определяется острой потребностью североведения вообще и истории эвенского народа в частности в осмыслении и изучении традиционной этнической
культуры. Данное исследование представляет собой первую обобщающую работу, посвященную проблеме семьи и брака у эвенов Якутии, и существенно дополняет существующий в эвеноведении пробел в характеристике семейного быта, социальных отношений и духовной культуры.

Монография, созданная на основе диссертации, может стать вкладом в изучение истории и культуры одного из малочисленных народов Севера - эвенов.

Рекомендации по использованию диссертационного исследования.

Материалы и результаты исследования и содержащиеся в нем материалы исследования могут быть привлечены при составлении школьных и вузовских пособий по истории и этнографии края, а также использованы в общих и специальных курсах по этнографии малочисленных народов Севера.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается его широкой базой — большим количеством разнообразных научных источников, относящихся к эвенской культуре. Использование продуманной методики изучения фактического материала обеспечило в целом его достоверность. Научные положения, наблюдения и выводы основываются на современных достижениях истории, этнографии, североведения.

Апробация результатов исследования была проведена в выступлениях на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских конференциях: международной научной конференции «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции» (Якутск, 1992), региональной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1993), региональной межвузовской конференции «Региональные особенности
межнациональных отношений» (Якутск, 1995), научно-практической конференции «Традиционная культура малочисленных народов Севера и современность» (Якутск, 1996), научном семинаре (г. Кембридж, Великобритания, 1998), республиканской научной конференции «История XX века: Якутия в контексте всемирной истории» (Якутск, 1999), республиканских конференциях научной молодежи «Шаг в будущее: Интеграция» (Якутск, 1996, 1998, 1999), Международной Циркумполярной конференции северных женщин «Разные жизни - общие судьбы» (Уайтхорс, Канада, 1999), научно-практической конференции «Малочисленные народы на пути к XXI веку» (Якутск, 1999), российско-голландском семинаре «Подходы и стратегии в решении языковых проблем народов Севера» (Якутск, 1999), научно-практической конференции «Молодежь коренных малочисленных народов Севера к XXI веку» (Якутск, 2000), всероссийской научно-практической конференции «Духовная культура народов Севера и Арктики в начале третьего тысячелетия» (Якутск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Социальное государство и коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: право на территории традиционного природопользования и социальную защиту» (Якутск, 2002).

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 177 наименований, и приложения. Основная часть работы изложена на 150 стр. машинописного текста.
Эвены - один из малочисленных народов Дальнего Востока и Восточной Сибири, расселенный небольшими группами в Магаданской и Камчатской областях, Чукотском и Корякском автономном округах, в Охотском районе Хабаровского края и в северо-восточных, а также западных улусах Республики Саха (Якутия). По переписи 1989 года, всего эвенов на всей этой территории насчитывалось чуть больше 17 тыс. человек, в том числе в пределах Республики Саха (Якутия) - 9216 человек или около 54 % от их общего числа.

Эвенский язык, относящийся к тунгусо-маньчжурской языковой группе, представляет собой совокупность многих территориальных говоров. Исследователи объединяют их в три основных говора -западное, среднее и восточное.

В исторической литературе до 30-х годов XX столетия эвенов и эвенков называли тунгусами. Термин «ламуты», принятый в этнографической литературе до установления официального названия в 1930-х годах «эвен», восходит к русским актам XVII в., в которых «ламутами» или «ламутками» называются отдельные территориальные группы эвенов, обитавшие по рекам Яна, Бытантай, Тумара, Ньора, Саганджа, Томпо, Хара-Улах, Омолой, Индигирке и Колыме.

В XIX - начале XX вв. этноним «ламуты» употреблялся как полуофициальное обозначение большинства восточных групп эвенов, тогда как их официальным названием продолжал оставаться этноним тунгусы.

Большинство современных эвенов называет себя эвен, которое произносится представителями различных диалектных групп по-разному: эвэн-эбэн-ывын-ыбын. Исследователи по-разному переводят
этот этноним: «спустившийся с гор», «здешний», «местный» и др. С 1930-х гг. данный этноним стал официальным названием эвенской народности.

Ко времени включения северо-востока Сибири в состав Русского государства эвены имели следующие общественные институты: патронимия, большую патриархальную и малую семьи. Основной социальной ячейкой эвенского общества являлся отцовский род. Роды представляли собой коллективы кровных родственников, связанных общностью происхождения, которые имели характерные родовые названия и отличались устойчивым составом.

До сих пор среди исследователей нет единого мнения о происхождении эвенов. Пытаясь определить область первоначального формирования его предков, исследователи рассматривают ее в связи с общей проблемой этногенеза эвенков и этнической историей других тунгусо-маньчжурских народов.

Вопросами происхождения собственно эвенов до М. Г. Левина никто не занимался. Он считает, что область формирования древних тунгусских групп находилась по соседству с ареалом формирования тюрко- и монголоязычных народов» [Левин, 1958, с. 300].

Существует и другая гипотеза происхождения тунгусо-маньчжурских народностей - акад. А. П. Окладникова, согласно которой первоначальное формирование их было связано с древним неолитическим населением Прибайкалья, откуда расселялись все тунгусоязычные племена по Сибири и далее — к Дальнему Востоку [Окладников, 1955, с. 53]. Таким образом, эвены и эвенки являются сравнительно поздними пришельцами из других районов Сибири. В связи с проблемой этногенеза народов алтайской языковой общности исследователи придают серьезное значение генезису оленеводства.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23708.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.