У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Культура и быт общества Гапиг
Количество страниц 182
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23716.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение----------------------------------------------------------------- 3-17

Глава 1. Материальная культура------------------------------- 18 — 90

§ 1. Поселение------------------------------------------------------ 18 — 32

§2. Жилища--------------------------------------------------------- 33 - 46

а) типы жилища--------------------------------------------- 33-38

б) строительные материалы и интерьер жилища — 39-46
§3. Одежда---------------------------------------------------------- 47-68

а) материалы для изготовления одежды---------------- 47 - 51

б) мужская одежда----------------------------------------- 51-58

в) женская одежда----------------------------------------- 58-62

г) головные уборы и украшения------------------------- 62 - 68

§4. Пища------------------------------------------------------------- 69 - 89

а) основные продукты питания и способы приготовления национальных блюд--------------------- 70 - 80

б) заготовка продуктов впрок---------------------------- 80 - 84

в) обрядовая и ритуальная пища------------------------- 84 — 89

Глава II. Семья и семейный быт-------------------------------- 90 - 155

§1. Семья и внутрисемейные отношения---------------------- 90 - 101

§2. Брак и формы его заключения----------------------------- 102 - 113

§3. Свадебные обряды-------------------------------------------- 114 — 128

§4. Обряды, связанные с рождением ребенка---------------- 129-144

§5. Похоронно - поминальные обряды------------------------ 145 — 155

Заключение------------------------------------------------------------ 156-160

Библиография--------------------------------------------------------- 161 — 175

Список информаторов----------------------------------------------- 176 - 181

Список сокращений-------------------------.-------------------------- 182


ВВЕДЕНИЕ.

К числу важных и актуальных проблем, разрабатываемых этнографической наукой, следует отнести изучение культуры и быта больших и малых народов нашей страны. Изучение этой проблемы имеет важное научно-теоретическое и практическое значение, предоставляя возможности проследить закономерности сложения не

, только хозяйственно-экономических, но и культурно-бытовых особенностей

конкретных этносов, динамику и трансформацию внутри этнических и межэтнических процессов, выявить в них общее и особенное. Именно культура и быт дают ценнейшие сведения для решения многих вопросов, связанных с этнической историей народов.

В целом этнографическое изучение культуры и быта дает возможность полнее представить социально-культурные изменения,

(Ф происшедшие в жизни общества за сто пятьдесят лет истории нашей

страны, и вместе с тем выявить вклад каждого народа в сокровищницу мировой культуры, дополняя и обогащая ее прогрессивные национальные черты. При изучении культуры того или иного народа необходимо помнить, что ни одна культура не существует в чистом виде, а лишь в определенных сочетаниях традиции и инновации.

Особая важность изучения культуры и быта объясняется тем

^ обстоятельством, что их важнейшие элементы все быстрее и быстрее

исчезают и, следовательно, становятся все более и более недоступными для непосредственного изучения этнофафов.

Такое изучение традиционно-бытовой культуры народа, теснейшим образом переплетенной с инновациями и представляющей органическую часть современной культуры, имеет большое значение для развития современной обрядности, выполняющей воспитательную роль.

Сказанное выше и предопределило выбор темы исследования. Оно является первой попыткой описать и исследовать культуру и быт гапшинцев на довольно длительном историческом отрезке времени — со второй половины XIX века вплоть до наших дней, что позволяет показать не только традиционный аспект исследуемых вопросов, но и проследить в динамике трансформационные и инновационные процессы в столь неоднородный в историческом и социальном отношении период.

^ При этом в нашу задачу входит постановка - выявить в современном

культурном пласте традиционное и новое, которые необходимы для развития процесса культурно-бытового взаимодействия как внутри самих гапшинцев, так и гапшинцев с другими народами Дагестана.

Немаловажно также проследить влияние на гапшинцев, как горцев (кубачинцы, сюргинцы, муэринцы, буркун-даргинцы), так и переселенцев, являющихся носителями современной городской культуры, исследовать,

(•» как это отражается на различных элементах быта и культуры этого

субэтноса даргинцев..

Данная диссертация посвящена наиболее «краеугольным» и системообразующим сферам бытовой культуры: материальной культуре и семейному быту общества Гапш. Гапшинцы - небольшой по численности субэтнос даргинцев. Критерием их выделения в субэтнос служат культура, язык и административно-территориальное происхождение. Уже

^ в IX - X веках Уркарах и Калакорейш выступают как самостоятельные,

независимые «исламские центры», не подчиненные Дербенту, ведущие самостоятельную политику1. Первоначальной резиденцией уцмиев была крепость Калакорейш (магал Гапш), древность которого

засвидетельствована обнаруженными там памятниками эпиграфики XI -

1 Магомедов М. Г., Шихсаидов А. Р. Калакорейш (крепость курейшитов). Махачкала, 2000. С.71.

XII веков, а также устной информацией («Кара-корейш - крепость курейшитов»)1. Впоследствии центр Кайтага переносится сначала в Уркарах, затем с начала XVII века в село Маджалис, а в XVII — XVIII веках в село Башлы2.

В составе «Габши» ( Гапш-Х. М. ) даны деревни «Алькараз» (Уркарах -Х.М.), Джемели (Джурмучи - Х.М.), Каракиришь (Калакорейш -Х.М.), Дювгешиль (Дибгалик -Х.М.)3. Как ' и многие другие источники, «Обозрение...» не лишено недостатков. Так, в составе Гапша не дано селение Чишили. Более достоверны сведения А. Комарова и официальных данных5. По этим данным в союз Гапш входили селения Уркарах, Чишили, Дибгалик, Ургмудзи (Калакорейш), Зурмачи (Журмачи).

Возвращаясь к описанию союза сельских обществ, надо отметить, что происхождение союза «Гапш» («х1ябши» - в переводе с даргинского означает «три села») также связано с местностью, которая находится на территории селений Уркарах, Дибгалик и Калакорейш. В рассматриваемое время в состав союза Гапш входили также Чишили и Джурмачи (Шурмачи - букв.: на скалах). Численность гапшинцев по переписи 1886

1 Шихсаидов А. Р. Дагестан в X-XIV вв. Махачкала, 1975. С. 11-12; Магомедов М. Г., Шихсаидов А. Р. Калакорейш. С. 72-73.

2 См.: Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы XIX - началоХХ в. М., 1990. С. 110; Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII -XVbb.). Махачкала, 1969. С.37 и др.

3 Обозрение Российских владений за Кавказом. СПб., 1836. Ч. IV. С. 199.

4 Комаров А. Списки населенных мест Дагестанской области // СССК. Т. 1. Тифлис, 1869. С. 21, 84-87.

5 ЦГАРД. Ф. 150. Оп. 1.Д.З.

года составляла:

№ Наименование селений Всего хозяйств Население

1 Уркарах 426 1999

2 Калакорейш 56 264

3 Дибгалик 79 361

4 Чишили 53 316

5 Журмачи 48 227

Всего: 662 3167

В настоящее время гапшинцев насчитывается 6764 человек2. Традиционная территория гапшинцев находится в Дахадаевском районе, где в настоящее время они проживают в следующих селениях: Калакорейш (в 50-е годы XX века переселились в Хасавюртовский район), Уркарах, Дибгалик, Джурмачи, Чишили. Около 40% гапшинцев ныне живут в равнинных районах республики Дагестан: в Дербентском, Каякентском, Хасавюртовском, в г. ' Махачкала, Дербент, Избербаш и Кизляр.

Выбор материальной культуры, семьи и семейного быта в качестве объектов исследований определяется следующими соображениями. Материальная культура наиболее репрезентативно, зримо и конкретно обеспечивает представление об этническом, своеобразном, позволяет из общей массы признаков выделить четко те из них, которые свойственны культуре исследуемого субэтноса, ее элементы несут на себе знаки субэтнической принадлежности. Поэтому этнографическое исследование

1 ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 5. Д.42.

2 Данные ЦСУ Дахадаевского района на 1.01.2003 г.

народа без изучения его материальной культуры будет неполным и незаконченным. Немаловажно и то, что именно в среде сельского населения изучаемого общества Гапш в значительной мере сохраняются и поддерживаются субэтнические традиции бытовой культуры.

Что касается семьи и семейной обрядности, избранных в качестве второго объекта исследования, в них наиболее ярко проявляется этническая специфика, длительное время живут и действуют традиционные нормы и представления. Показ традиционных форм семейного быта и обрядов, сопровождающих все ключевые этапы человеческой жизнедеятельности, определение закономерностей их формирования и эволюции, выявление путей и форм их трансформации на отдельных этапах исторического развития, способствуют пониманию социальных взаимоотношений в обществе, выявлению и пониманию архаических ритуалов, появившихся на основе домонотеистических идеологических представлений древнейшего периода истории народа, помогают решению проблем создания новой обрядности с учетом положительных традиций.

Исследование строится на выявлении традиций и показе динамики инновационных явлений в каждой изучаемой сфере культуры и быта, начиная со второй половины XIX в.

Методологической и теоретической базой для написания диссертации послужили труды российских и дагестанских этнографов и кавказоведов Е. М. Шиллинга, М. О. Косвена, Ю. В. Бромлея, С. А. Арутюнова, Я. С. Смирновой, С. Ш. Гаджиевой, С. С. Агашириновой,
М.О. Османова и др1., на которых мы базировались при определении объектов исследования и решении задач, стоящих перед автором данной работы. Работы этих ученых позволили соотнести материал исследования с широким кавказоведческим историко-этнографическим контекстом. При написании этой работы автор придерживался сравнительно-исторического метода исследования проблемы. В ходе разработки темы использовался и статический метод, в особенности при освещении вопроса, касающегося численности населения, динамики брачного возраста, разницы в возрасте брачующихся и т.д.

Основным источником для написания работы послужил полевой этнографический материал, собранный в течение 1985-2003 гг. в местах расселения гапшинцев в горах и на равнине. Сбор материала производился в форме индивидуальных и групповых бесед с людьми разного возраста, пола и социальных . групп. В работе с информаторами автору существенно помогло знание обычаев, нравов, традиций, быта и культуры родного субэтноса даргинцев. Особое внимание уделялось

1 Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографичкие этюды. М.-Л., 1949; Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М., 1961; его же. Семейная община и патронимия. М., 1963; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973; его же. Очерки теории этноса. М., 1983; Арутюнов С. А., Сергеева Г. А., Кобычев В. П. Материальная культура. Пища и жилище./ Народы Кавказа. Материалы к сер. «Народы и культуры». М., 1995; Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX - XX в. М., 1983; Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М., 1985; Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в. М., 1978; Османов М. О. Поселения. Жилище// Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967 и др.

изучению процессов, происходящих в культуре и быту гапшинцев в последнее время, имея при этом ввиду, что новые обряды нередко включают некоторые элементы традиционной обрядности, а традиционные - сами претерпевают существенные изменения.

В работе использованы различные статистические данные (материалы ЦСУ и ЗАГСа Дахадаевского района о возрасте вступления в брак мужчин и женщин, разнице в брачном возрасте), а также материалы Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН и Центрального Госархива Республики Дагестан.

Таким образом, впервые в научный оборот вводится новый полевой и статистический материал, собранный автором диссертации в обществе Гапш и значительно обогащающий источниковедческую базу этнографии народов Дагестана

Гапшинцы до сих пор являются наименее изученным в этнографическом отношении субэтносом даргинцев. Поэтому материальная культура и семейный быт нашли в них слабое освещение..

Ряд аспектов исследуемой темы отражен в работах отечественных и зарубежных авторов XVIII - XIX вв. Первыми этнографическими трудами, в которых поднимаются вопросы исторической географии, хозяйственной деятельности населения, структуры управления изучаемого союза, являются работы И. Гербера (1728 год)1, С. Броневского2, а также авторов
второй половины XIX в., А. В. Комарова1, М. М. Ковалевского2, в которых содержится интересный фактический материал, а также оценки и выводы авторов по различным аспектам изучаемого союза.

Среди работ, содержащих обширные этнографические сведения о горцах Дагестана, следует назвать статью Н. Абельдяева «Заметки о домашнем быте дагестанских горцев»3. Это - весьма содержательный очерк, который относится к северной части Даргинского округа и части Казикумухского владения. Но, как отмечал сам автор, «все сказанное здесь о домашнем быте горцев может относиться и ко всем вообще дагестанским горцам»4. В статье рассматриваются разнообразные вопросы этнографического характера, но вопросы, связанные с материальной культурой и семейным бытом, там практически не освещены.

Зато статья П. Г. Пржецлавского5 содержит довольно обширные этнографические сведения, в том числе о браке и свадебных обрядах. В частности, в ней подробно описывается церемония свадьбы и поздравления невесты.

Среди авторов, писавших о Дагестане, следует также отметить А.П. Андреева. Заметки «По дебрям Дагестана» представляют собой главным
образом путевые впечатления автора, в которых удалось передать колорит горской жизни конца XIX в1.

Вместе с тем нужно отметить, что авторы многих работ искажали действительное состояние вещей и допускали серьезные методологические просчеты.

В советское время о материальной культуре и семейному быту народов Дагестана писали дагестанские ученые и московские и ленинградские этнографы.

В этом большую роль сыграл научно-исследовательский институт, открытый в г. Махачкале в 1924 г. В 20-30 годы Дагестан посетило несколько этнографических экспедиций, в которых принимали участие известные ученые - кавказоведы Е. М. Шиллинг, А. В. Миллер, А. С. Башкиров, Г. Ф. Чурсин и др. В 40-50 годах Дагестан посещали Л. Б. Панек, Л. И. Лавров, Б. А. Калоев, 3. А. Никольская и многие другие известные кавказоведы, которые планомерно, систематически и всесторонне исследовали разнообразные аспекты быта народов Дагестана. А. С. Башкиров посвятил специальные статьи описанию уникальных деревянных дверей мечети Калакорейша2. Двери мечети Калакорейша привлекли внимание и выдающегося этнографа Е. М. Шиллинга, который справедливо относит их к кругу памятников средневековой культуры Кубачи3.
Главным результатом исследовательской работы экспедиций явились монографии1 и статьи2, где можно найти интересные сведения по материальной культуре и семейному быту даргинцев.

В этот период появляются работы Б. К. Далгата3 и А. И. Алиева4. Они по-своему отражают разные аспекты темы. В материалах по обычному праву даргинцев Б. К. Далгат на примере одного даргинского селения Урахи Сергокалинского района изучает родовые союзы, формы брака, характеризует обычаи кровной мести, калым, многоженство и умыкание. Указанная статья А. И. Алиева дает общее представление о формах заключения брака и свадебных обрядах даргинцев Сергокалинского района в 1950 годы. В ней делается попытка выяснить причину сохранения эндогамии у даргинцев.

1 Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Тифлис, 1928. С.47. Башкиров А. С. Искусство Дагестана.Резные камни. М., 1931. С.79; Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. М.-Л., 1949. С.87. Народы Дагестана. М., 1955.

2 Никольская З.А. Из истории семейно - брачных отношений аварцев XIX века // КСИЭ. Вып. VIII. М., 1949. С.53-59; ее же. Этнографическое описание даргинского колхоза «Красный партизан»//СЭ. 1950. №2. С.93-119; Алиев А.И., Никольская З.А. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 1955. С.68-101 и др.
Для изучения материальной культуры и семейного быта много сделано дагестанскими этнографами С. С. Агашириновой, М. А. Агларовым, А. Г. Булатовой, С. А. Лугуевым, Б. Р. Рагимовой, С. А. Азизовым, М. К. Мусаевой, 3. Б. Рамазановой и др1.

1.Агаширинова С. С. Свадебные обряды лезгин XIX - нач. XX в.// УЗ ИИЯЛ. 1964. Т. XII; Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в XIX в. // СЭ. 1964. №6; Булатова А. Г. Свадьба лакцев в XIX - XX вв. Махачкала, 1968; ее же. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX -начале XX века. Л., 1988; ее же. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - начало ХХв.в.) Махачкала, 2000; И. И. Омаров, Р. И. Сефербеков. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Куппа Левашинского района Республики Дагестан. Махачкала, 1999; Лугуев С.А. Бежтинцы в XIX - нач.ХХ в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994 (совм. с Д. М. Магомедовым); его же. Духовная культура народов Дагестана в XVIII - XIX веках (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999 (совм. с Б. Б. Булатовым); его же. Дидойцы (цезы) в XIX — нач. XX в.: историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000 (совм. с Д. М. Магомедовым); Мусаева М.К. Хваршинцы XIX - XX в.: историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Рагимова Б. Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начало ХХв. Махачкала, 2001; Азизов С. А. Большесемейные и семейнородственные организации лезгинской группы народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана'во второй половине XIX - нач.ХХ в.. Автореф. дисс. док. ист. наук; Махачкала, 2000. Рамазанова 3. Б. Пища народов Нагорного Дагестана, в XIX - начале ХХв. Махачкала, 2003 и др.
Ценные сведения о материальной культуре и семейном быте содержатся в сборниках статей1.

Выдающийся вклад в развитие этнографического изучения народов вносят труды С. Ш. Гаджиевой2 и М. О. Османова3, в которых дается развернутая характеристика культуры и быта в их историческом

1. См.: Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971; Современные этнические процессы в СССР, 2-е изд. М.,1977; Современные культурно - бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984; Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев — переселенцев. М.,1988; Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. Материальная культура народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1988; Система питания народов Дагестана (Х1Х-ХХвв.). Махачкала, 1990 и др.

2.См.: например: Гаджиева С. Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в

XIX -нач ХХв. // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1958. T.IV.C.249-274; ее же. Кумыки. Историко-этнографическое исследованием., 1961; ее же. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1967; ее же, Янкова 3. А. Дагестанская семья сегодня. Махачкала, 1978; ее же. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979: ее же. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач.ХХ в. М., 1985 и др.

3.Османов М. О. Хозяйство. Поселения. Жилище// Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаев А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967; его же. Формы скотоводства даргинцев во второй половине XIX — начале

XX в. (в связи с хозяйственно-культурными типами) // Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX - XX вв. Махачкала, 1977. С.21-36; его же. Расселение и численность даргинцев в XVIII - XIX вв.//Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 1974. Вып. 1. С. 144-203; его же. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана. Махачкала, 1996.С.163; его же. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана в советскую эпоху; М., 2002 и др.
развитии, показаны сложные процессы переустройства материальной культуры и семейного быта. Такой комплексный подход предполагает глубокий теоретический и методологический анализ этнографического материала.

С середины 80- х годов исследованием истории и этнографии даргинцев занималась М.А. Магомедова, чему была посвящена ее кандидатская диссертация1.

Другим этнографом, чьи исследовательские интересы связаны с даргинцами, является Б. М. Алимова. В ее работе «Кайтаги XIX - начало XX в2» особое внимание уделено материальной культуре и семейному быту кайтагцев. Однако исследовательские интересы Б. М. Алимовой не ограничены лишь кайтагцами. Ею изучены разнообразные этнографические вопросы, в том числе материальная культура и семейный быт у других народов Дагестана3.

Тщательный анализ камнерезного искусства Дагестана, в том числе и горизонтальных полусферических надгробий Калакорейша и Уркараха,

1 Магомедова М.А. Календарные обряды даргинцев (XIX- нач.ХХв.). Автореф . дисс. канд. ист. наук. М., 1987.

2 Алимова Б.М. Кайтаги XIX - начало XX в. Историко - этнографическое исследование. Махачкала, 1998. С. 137.

3 Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. Махачкала, 1989; ее же . Табасаранцы . XIX -начало ХХв. Историко этнографическое исследование. Махачкала, 1992; ее же. Годоберинцы: историко - этнографическое исследование XIX - начало XX в. Махачкала, 1997 (совм. с С.А.Лугуевым); ее же. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX - начале ХХв.: общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий. Махачкала, 2003 и др.
первоклассных деревянных дверей мечети Калакорейша дается в работах П. М. Дебирова1 и М. М. Маммаева2. Обстоятельное изучение орнаментальных мотивов и арабской надписи на саркофаге позволили М. М. Маммаеву предложить новую их датировку в пределах XIII - XIV вв3.

Воссозданию целостного представления о столице Кайтагского уцмийства, крепости и составных его частей, выяснению предпосылок его возникновения и последовательных этапов обживания Калакорейша посвящена работа М.Г. Магомедова и А. Р. Шихсаидова4.

Изучению экономического положения, социального строя и административного управления союза сельских общин Ганк, Гапш и Муйра посвящена кандидатская диссертация К. И. Шамхалова5. Он пишет, что «союзы сельских обществ Ганк, Гапш и Муйра играли важную роль в экономической и политической жизни Кайтагского уцмийства - одного из крупных и влиятельных политических образований Дагестана»6. Несомненный интерес для нас представляют работы

1 Дебиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966.

2 Маммаев М.М. Декоративно - прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.

ЗТам же. С. 105.

4 Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш. Махачкала, 2000.

5 Шамхалов К.И. Союзы сельских общин Верхнего Кайтага (Ганк, Гапш и Муйра) в XVIII - первой половине XIX в.: исследование социально -экономического развития и административно - политического устройства. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2003.
Б. Г. Алиева и М-3. Ю. Курбанова , в которых поднимается ряд вопросов политической истории изучаемого союза, хозяйственной деятельности населения, взаимоотношений с уцмием, структуры семьи и семейных обрядов и т.д.

Резюмируя отметим, что в предлагаемой работе делается первая попытка систематического освещения материальной культуры, семьи и семейных обрядов у гапшинцев. Содержащийся в работе фактический материал и выводы могут представить большой интерес для исследования многих проблем этнографии, в частности, для историко-этнографических реконструкций исторической динамики развития культуры и быта, их специфики у отдельных народов, этнографических, субэтнических и этнических групп. Результаты исследования позволяют прогнозировать некоторые стороны культуры и быта и в определенной мере воздействовать на их развитие, совершенствуя культурно- воспитательную работу в семье и в обществе.

1 Алиев Б.Г. К вопросу об административно - политической структуре общества Гапш в XVIII - XIX вв. // ВИД (досов. период). Махачкала, 1975. Вып.III. С.191-214; его же. Предания и легенды народов Дагестана // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач.ХХ в. Махачкала, 1981. С. 146- 166; его же. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII - первой половине Х1Хв. Махачкала, 1999 и др.

2 Курбанов М-3. Ю. Современные свадебные обряды даргинцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С.71-80; его же . Традиционное питание , связанное с рождением ребенка у даргинцев // Система питания народов Дагестана (Х1Х-ХХвв.).Махачкала, 1990. С.94-98; его же. Современная семья и семейный быт у даргинцев (по материалам сельских районов Дагестанской АССР ). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М.,1990 и др.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23716.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.