У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Баня в материальной и дуновной культуре финно-угорскик и тюркскин народов Поволжья и Приуралья
Количество страниц
195
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23724.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3
1. БАНЯ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ
1.1. Эволюция бани...20
1.2. Выбор места постройки бани и ее архитектура... 26
1.3. Функции бани в системе жизнеобеспечения народов...48
2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ФУНКЦИИ БАНИ
2.2. Баня в традиционной гигиенической культуре...54
2.3. Веники, пар, напитки - как физиотерапевтические средства...59
2.3. Народные методы и средства лечения в бане... 71
* 3. БАНЯ В ОБРЯДАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
3.1. Баня в обрядовых ритуалах...102
3.2. Функция бани в праздничных действиях...118
3.3. Магия и заговоры, связанные с баней...128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...147
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...158
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Внешний вид и внутреннее устройство бани...181
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Расположение бани на местности...189
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Народные средства лечения в бане...195
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Баня финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья, так же как и у большинства других народов, как историко-этнографический объект, является непременным атрибутом крестьянского быта. Выполняет разнообразные функции в системе их жизнеобеспечения: гигиеническую, очищающую кожу тела, снимающую усталость после физического труда, используется в обрядовых ритуалах, праздничных действиях; значительная роль ей отводится в профилактике здоровья и лечении болезней. Конкретное проявление ее жизнеобеспечивающих функций складывалось на протяжении столетий и составляло ту часть материальной и духовной культуры, которая направлена на поддержание жизни и деятельности этносов. Это отражено в социально-экономических, ритуально-культовых и других исследованиях этнической культуры, выделивших разные ее аспекты. Имеющаяся популярная литература, в основном носит рекомендательный характер по конструкции современных деревенских бань и способов их гигиенического использования, но почти совсем не исследует функции бани в крестьянском быту. В научных же печатных источниках она рассматривается отрывочно - в комплексе материальной и духовной культуры. Считаем необходимым восполнить этот пробел в предлагаемой работе и по возможности раскрыть значение бани у финно-угорских (коми, марийцы, мордва, удмурты) и тюркских (башкиры, татары, чуваши) народов Поволжья и Приуралья, поскольку она имеет огромное значение в сохранении здоровья этносов в целом. А накопленный ими опыт может быть востребован в современных условиях, когда люди стремятся к здоровому образу жизни, а народная и научная медицина находят пути к взаимодействию и взаимообогащению.
Объект исследования: баня в материальной и духовной культуре у финно-угорских (коми, марийцы, мордва, удмурты) и тюркских (башкиры, , татары, чуваши) народов Поволжья и Приуралья.
Предмет исследования: жизнеобеспечивающие функции бани у финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья.
Степень изученности проблемы. Относящаяся к теме исследования литература весьма обширна, но неоднородна, как в сущностном, так и в хро-нологическом отношении, что заставляет нас рассмотреть ее по отдельным этносам, начав с коми. X. Мозель работе «Материалы для географии и статистики России, собранной офицерами генерального штаба» (СПб, 1864: 664) раскрывает значение бани для коми-пермяков: «...в болезнях простудных главное лечение составляет баня, жарко истопленная, после которой, конечно, легкая простуда проходит без следа. Бани употребляются также против кори и оспы». Много места коми-зырянским баням уделяется в живописном альбоме «Народы России» (СПб., 1880: 158). Подробное описание традиционной коми-пермяцкой бани дано Н.А. Роговым (Материалы для описания быта коми-пермяков. СПб., 1858: 113). В историко-этнографическом очерке И.Н. Смирнова «Пермяки» (Казань, 1891) приводится параллель между печью в доме и баней (С. 197). А.С. Сидоров рассказывает о лечении в бане в работе «Знахарство и порча у народа коми» (Л., 1928: 63, 104, 108).
В.Н. Белицер в монографии «Очерки по этнографии народа коми (XIX-нач. XX вв.) пишет о том, что почти каждая крестьянская семья имела собственную баню, о выборе мест, где ее ставили, приводит примеры свадебного обряда в бане (М., 1958: 197). Ф.В. Плесовский в исследовании «Свадьба на-рода коми» проанализировал свадебные обряды и причитания: особое внимание он уделяет обряду невесты в бане (Сыктывкар, 1968: 52—55, 128).
О восприятии внутреннего мира бани коми-пермяков («дух бани», другие мифологические персонажи) пишет О.А. Черепанова («Мифологическая лексика Русского Севера». Л., 1983).
Современный исследователь народной медицины коми - этнограф И.В. Ильина в своих публикациях рассматривает некоторые функции бани (Сыктывкар, 1989: 111). В статье И.В. Ильиной, Ю.П. Шабаева «Баня в традици-онном быту коми» (Сыктывкар, 1985: 112) приводятся народные поговорки о значении бани среди населения: «Баня все правит», «Баня для больного все равно, что бальзам»; говорится о выборе мест для бани: «...прежде бани
предпочитали ставить у реки, ручья в одиночку или большими группами за пределами двора». Это было связано с большой пожароопасностью черных бань и необходимостью иметь поблизости водный источник.
Шарапов В.Э. в статье «Ель, сосна и береза в традиционном мировоззрении коми» отмечает лечебные свойства березовых веников, особенности их хранения, а также ритуальные обряды, связанные с баней (Сыктывкар, 1993: 133-134).
Ю.П. Шабаев и Л.С. Никитина в статье «Традиционная коми-пермяцкая баня» (Сыктывкар, 1993: 58) рассматривают конструкцию бани, ее утварь, функции (санитарно-гигиеническая, ритуальная, рекреационная и как мастерская). Интересны сведения и о магической роли бани.
Д.П. Никольский отмечал, что одной из важных построек задней части усадьбы у марийцев была баня («монча»). «У марийцев были обычные для народов лесной полосы парные бани с печкой-каменкой в ближнем от входа углу, с топкой по-черному. В основном, это были срубные постройки с предбанником и двускатной крышей из коры или соломы, реже из досок» (Этно-графическо-антропологический очерк восточных черемис. Чебоксары, 1897: 14-78).
В.И. Филоненко видел у марийцев примитивные бани «шалаши из хвороста с земляной крышей» (Отчет о командировке в Бирский уезд. Уфа, 1914: 6). Другие, более ранние исследователи, отмечали, что марийцы любят париться в бане, ставят их обычно возле речки, чтобы иметь возможность окунуться в холодной воде (Моммье С. О черемисах. СПб., 1896: 96).
Иногда бани были во дворе (Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1895: 219). У зажиточных марийцев, по данным С. Сатукова, встречались бани с топкой по-белому (Сепеев Г.А. Восточнаые ма-, . рийцы. Йошкар-Ола, 1975).
При лечении ревматизма баня для марийцев являлась своего рода здравницей (Ефимова, Йошкар-Ола, 1991: 30). Л.С. Тойдыбекова в своей доктор-
ской диссертации «Марийские языческие верования и этническое самосознание» (1997: 155) отмечает: «...важное место в народной медицине мари отво-дят бане. Она является средством лечения и предупреждения болезней. Простудившись, парились березовым веником, при ревматизме, полиартритах — пихтовым и березовым вениками».
В коллективном сборнике «Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века» (М., 2001) представлены все формы культуры жизнеобеспечения северных народов, в т. ч. и русская баня: «В тех районах, где бани у русского населения не зафиксированы, бытовала другая традиция — мытье (парение) в печи». Описания их даются в сообщениях князя В. Н. Тенишева, присланных в Этнографическое бюро (С. 281).
Мордва в основном в прошлом тоже парилась и лечилась в печи. Этот случай в Самарском уезде зафиксировала Е. Всеволжская (СПб., 1879: 28).
Баня у мордвы занимала особое место, о чем писали многие исследователи: В. В. Селиванов (1858: 73), К. Митропольский (1876: 18), А. А. Шахматов (СПб., 1910: 65), И. Н. Смирнов (Казань, 1895: 188).
М. Е. Евсевьев в «Материалах по этнографии мордвы, извлеченных из архива Государственного музея этнографии народов СССР» пишет: «На страстной неделе Кардафлейская мордва Городищенского уезда три раза па-рится в бане» и далее подробно, при каких обрядах и как она используется (л. 25). Пишет о мордве Нижегородской губернии (с. Сескино) и том, какое место баня занимает во время гаданий (л. 48). Подробно рассказывает о свадебном обряде невесты, связанном с баней («Мордовская свадьба». Саранск, 1968; С. 112—129), элементы которого встречаются в мордовских селах и в настоящее время.
Н.Я. Назаркин в книге «Народонаселение и охрана здоровья в Мордовии» отмечал: «Встречая праздники, мордва обязательно накануне истопит баню, дорогого гостя прежде всего потчевали жарко натопленной баней (Саранск, 1973: 141). Маркелов М.Т. записал в с. Синенькие Петровского уезда Саратовской губернии заговор перед тем как выходить из бани (Саратовская
мордва. Этнографическме материалы. Саратов, 1922: 92). А. Мартынов в работе «Мордва в Нижегородском уезде» отмечал какие веники заготавливает
мордва для проведения правздника «Петров день» и как их используют для гадания (Н.Новгород, 1865: 7). В исследовании В.Н. Белицер «Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX-первой половине XX в.» (М., 1963: 161-191) говорится о строении бань и их роли в семейных обрядах.
В. Имайкина в статье «Обрядовый календарь зимнего сезона у мордвы» (Саранск, 1977: 85) пишет о масленичных банях.
В отчете об этнографической экспедиции по Куйбышевской области >, Н.Ф. Беляева отмечает, что мордовская семейная обрядность конца XIX —
начала XX в. содержала много поверий (л. 21); называет обряды при рождении ребенка, проводившиеся повитухой, в т. ч. и в бане (л. 22-23). Лечение в бане было распространено у мордвы повсеместно. Основу его составляли действия, направленные на выпаривание болезни; вместе с тем оно имело вид магического обряда, которому предшествовал процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств: воды, камней, веника.
Монографию Л. И. Никоновой «Тайны мордовского целительства» (Саранск, 1995) можно считать первым опытом систематизации сведений по на-родной медицине мордвы. На основе различных источников, литературных данных и полевых исследований, которые удалось собрать, автор попытался классифицировать обширный материал по траволечению, лечению средствами животного происхождения, физиотерапевтическим, хирургическим средствам и методам исцеления. Особое место занимает глава книги, где рассматриваются необъяснимые с позиции современной науки психотерапевтические (по терминологии автора) методы воздействия — заговоры от болезней.
, В книге приводятся примеры лечения указанными средствами в бане. В
последующих книгах Никоновой Л. И. в той или иной степени освещаются вопросы обрядов, магии, заговоров, лечения разными средствами в бане. В
книге Л. И. Никоновой и И.А. Кандриной «Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: историко-этнографическое исследование» впервые сделана попытка рассмотреть баню в комплексе системы жизнеобеспечения (Саранск, 2003).
В статье «Баня в традиционной медицине финно-угорских народов Европейского Севера и Среднего Поволжья» (Киров, 1997) Л. И. Никонова отмечает, что баня у коми, марийцев, мордвы и удмуртов служила не только целям гигиены, но и выполняла целительные функции при использовании различных средств и методов лечения. В статье «Баня в системе традиционной валеологической культуры финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья и Приуралья» (Глазов, 1997) ею кратко обобщен материал о банях коми, марийцев, мордвы, удмуртов, башкир, татар, чувашей.
Источниковая база и данные современных исследователей позволяют проследить эволюцию мордовской бани и выявить специфику ее многофункциональности, - пишет известный этнограф профессор, доктор исторических наук Н. Ф. Мокшин в своей книге «Материальная культура мордвы: Этнографический справочник» (Саранск, 2002: 38-39), его другие работы послужили методологией теоретических вопросов по этнологии исследуемых народов (Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977; Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989; Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993; Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 1998; Мокшин Н. Ф. Мордва // Народы Поволжья и Приуралья. М., 200. С. 230-427).
В. Кошурников в работе «Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии» (Казань, 1880: 8, 27) пишет, как удмурты проводили посиделки в бане. В статье Г. Верещагина «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» о (1889; С. 43) подчеркивается значимость горячего водяного пара в бане. Да-
лее автор говорит о традиционных обрядах и обычаях (С. 37, 49—112). Т.Н.Борисов (Изгнание шайтана у вотяков. Петроград, 1914) пишет об игре,
ись дети.
проводимой в бане под названием «Изгнание шайтана» в д. Кизеково Алнаш-ской волости Елабужского уезда Вятской губернии.
Удмуртский писатель К. П. Герд собрал обширный полевой материал, касающийся специфики родильных обрядов, и написал работу «Человек и его рождение у восточных финнов» (1926). Он отмечает, что роды у зырян, черемис, мордвы проходили в клети или бане. Современный известный исследователь, этнограф Л. С. Христолюбова в работе «Семейные обряды удмуртов: традиции и процессы обновления» (Ижевск, 1984: 63-65) отмечает, что в прошлом роды у удмуртов чаще проходили в бане; указывает, что предпринималось, чтобы напугать, отогнать злых духов, которые, по поверьям крестьян, мучают роженицу; к какому обряду в бане прибегали, если не рожда-
Как удмурты Глазовского района использовали парную баню при лечении наружных болезней, сообщает М. В. Сысоева в статье «Из истории развития здравоохранения в Удмуртии в XVIII-первой половине XIX в.» (Ижевск, 1984: 24-39).
В коллективном сборнике статей «Удмурты. Хозяйство и материальная культура удмуртов в XIX -XX в.» (Ижевск, 1991: 162-163) говорится о роли банных веников при гадании, на праздниках. О бане в обрядовой жизни уд-муртов пишет и Л. С. Христолюбова (Удмурты, 1993: 214-215).
М. А. Круковский отмечал, что у башкир вместо срубной бани вначале были бани-землянки, но до наших дней они не сохранились, однако в литературе упоминается существование подобных сооружений у юго-западных башкир: в начале века «баню в земле» встретил на р. Дема» (Южный Урал. Путевые очерки. М., 1909: 56-57).
Материалы по истории Башкирской АССР (М., Л., 1936: 119) имеют сведения о распространение бань в башкирских деревнях, как они использо- вались, кто участвовал в постройке бани, ее ремонте.
Наряду с освещением различных аспектов быта башкир С. И. Руденко в монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» (1995: 245-246)
описал среди построек и башкирские бани, откуда они были заимствованы. В
работе Р.А. Султангареева «Башкирские обряды: мифопоэтические свиде-
тельства древних религий» (Уфа, 1994: 276) значительное место уделено обрядовой бане (мунса).
Особые функции бань - своего рода общественных построек — впервые отметил в конце XIX в. П. С. Назаров в статье «К этнографии башкир» (М., 1980: 177). В частности он отмечал: «...несмотря на малочисленность бань в башкирских аулах, отношение населения к постройкам этого рода, по крайней мере, в конце XIX в. было положительным...бани южные башкиры строят во дворах не так часто, как за деревней, на берегу реки», далее говорится об их сооружениях, хозяйственной утвари, вениках.
С. Н. Шитова рассматривает связь башкирской бани с особенностями системы жизнеобеспечения, приводит сравнительный материал (Традиционные поселения и жилища башкир: вторая половина XIX-первая четверть XX в. М., 1984).
Башкирское население широко практиковало в бане физиотерапию с применением растений, минеральных веществ, средств животного происхождения. Барометром эффективности проводимой физиотерапии считалось потение пишет врач, исследователь Гумаров В. 3. в работе «Башкирская на-родная медицина» (Уфа, 1985: 48).
«Почти у каждого баня, в которых они еженедельно парятся», — отзывался о казанских татарах русский путешественник и ученый XVIII века И. И. Лепехин (СПб., 1884: 554). В Г. Тизенгаузен в сборнике материалов, относящихся к истории Золотой Орды (М., Л., 1941: 241-242) перечислил бани, их гигиенические функции. Н. И. Воробьев в работе «Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования» (Казань, 1930: 81) описывает значение бани в татарском быту, их типы, строения и др. Н.Ф.Калинин и А.П.Смирнов исследуя бани в Булгарском городище, при-шли к выводу, что одна из характерных черт булгарских и золотоордынских городов — наличие в них множества благоустроенных бань и далее, как они
были обустроены (Реконструкция булгарской бани XIV в. (из материалов
Куйбышевской экспедиции 1940г.) М, Л., 1946). Воробьев Н. И. в работе Ц
«Казанские татары» (Казань, 1953: 212) более подробно рассматривает татарскую баню, ее расположение, функции.
В работе «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» говорится о том, какое место в быту татар занимала баня, какая она, где и кто ее строил (М., 1967: 240). Описание общественных бань в Селитренном городище (Сарай Бату) и Водянском, об их оздоровительном эффекте для населения, мы находим у Гыйлажеддинова СМ. (Казань, 1987).
Р. Бушков в брошюре «Баня по-казански» (Казань, 1993: 4) рассказывает об истории появления бань в крае со своими банными традициями Татарстана, разновидностях бань и секретах банных оздоровляющих процедур.
В коллективной монографии «Татары» (М., 2001: 246-247) мы находим небольшое сообщение о татарской бани, некоторых обрядах проводившихся в ней.
Л. Ф. Змеев в работе «Медикотопографическое описание и статистический очерк народонаселения Бугульминского уезда Самарской губернии» (М., 1883: 46-49) пишет о том, что из себя представляют чувашские бани, их типы. О чувашских банях рассказывается также в работе Н.И. Воробьева, А. Н. Львова, Н.Р. Романова, А. Р. Симонова «Чуваши» (Чебоксары, 1956).
О роли бани в традициях чувашей, месте их постройки, а также об использовании для банных целей печи содержится в статье Л.А.Иванова, И.Д.Кузнецова, П.А.Сидорова, П.П.Фокина «Изменение материальной культуры сельского населения Чувашии (по материалам экспедиций 1933, 1960, 1970, 1980гг.)» (Чебоксары, 1986:45-93).
Г.Б.Матвеев в статье «Жилища и постройки чувашей в конце XIX- начале XX вв.» (Чебоксары, 1985: 30-66) анализирует чувашские деревни северо-'*, западных районов, где приводятся сведения и о банях: «Обычно несколько
семей имели одну общую баню - землянку на склоне оврага. Внутренняя планировка этого типа бани была близка к планировке жилища тюркских на-
родов. Зажиточные крестьяне ставили в огороде срубные бани».
В работе диссертантом использованы материалы следующих авторов, касающиеся системы жизнеобеспечения и бани: Арутюнов С.А. Народы и культуры (М, 1989); Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобеспечения в этнической культу-ре//Типология основных элементов традиционной культуры (М., 1984: 19-33); Бехтерев В.Л. Роль внушения в общественной жизни // Обозрение психиатрии и экспериментальной психологии (М., 1898: 3—19); Бромлей Ю.В., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографических исследований (М., 1976: 3-18); Козлов В. И. Жизнеобеспечение этноса: jt содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология:
теория и практика (М., 1991: 14-42).
В той или иной мере значения бани у других народов: Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период (X — нач. XIII вв.). Казань: «Таткнигаиздат», 1990; Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография (М., 1981); Колчин Б. А., Янин В. Л. Археологии Новгорода 50 лет//Новгородский сборник (М., 1982); Зиливинская Э.Д. Средневековые бани Нижнего Поволжья // Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья (М., 1991); Байбурин А. К. в работе «Жилище в обрядах и пред-ставлениях восточных славян» (Л., 1983: 53) рассматривает отношение к бане в целом и к ее особому внутреннему миру.
Источники. При написании нашей работы использовались материалы архивов. Материал по статистике заболеваний, оказанию врачебной помощи на селе, строительству больниц содержится в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ): Ф. 20. Саранская городская дума Саранского уезда Пензенской губернии. Дело о построении городской больницы (1821 г.), оп. 1: д. 228, л. 1-48; В Ф. 20. «Саранская городская дума Са--V, райского уезда Пензенской губернии. Указы Пензенского губернского Прав-
ления о принятии мер по случаю холеры» отмечаются методы борьбы с этой болезнью, в т. ч. и о бане (оп. 1: д. 325, л. 1-37); Подобные материалы содер-
жат и другие фонды: Ф.21. Саранское уездное полицейское управление Пензенской губернии, оп.1: д. 14, л. 1-74; Ф. Р-415. Постановления и протоколы заседаний исполкома райсовета (1932 г.), оп. 1: д. 48, 173 л.; Ф. Р-56. Расчетная книга служащих отдела здравоохранения по Ардатовскому уезду (1922-23 гг.), оп. 1: д. 11, л. 287; Ф. Р-435. Министерство здравоохранения МАССР (1924-1975 гг.), оп. 1: д. 12; Ф. Р-415. Постановления и протоколы заседаний исполкома райсовета (1932 г.), оп. 1: д. 48, л. 173; Ф. Р-1083. Протоколы заседаний президиума Дубёнского райисполкома, Мордовской Автономной области, Средне-Волжского края (1934 г.), оп.1: д. 25.
В Государственном архиве Кировской области нами извлечен материал о медицинском обслуживании удмуртов: «По ознаменованию Земствами Вятской губернии юбилея первого 50-летия Земских учреждений (1864-1914)» (ф. 587, оп. 19: д. 76), где помещена докладная записка доктора медицины И.В. Аксакова — врача первого медицинского участка, в которой отмечается «...лечение населения у знахарей, да шептунов», медицинская помощь на врачебных участках в уезде.
Н. В. Никольский проделал огромный труд по сбору народных средств врачевания у народов Среднего Поволжья и Приуралья, в т.ч. и чувашей. Часть этого материала хранится в Научном Архиве Чувашского государст-венного института гуманитарных наук. Автором сделана попытка проанализировать материалы, связанные с темой исследования и включить в эту работу (ед. хр. 158, л. 1-171). Этнография и ед. хр. 174. Этнография, фольклор (л. 5-697) и др. Н. В. Никольским собран материал о народных способах и средствах лечения чувашей в Курмышском у. д. Варман - касы, рассказывается о болезнях, которым в прошлом подвергались чуваши с использованием для их лечения в бане. Материал о колдунах, юмзях и их «ремесле», а также сборе трав для лечения содержится под ед. хр. 215 «Этно-f графия. Материалы о чувашах» (л. 1-537). Там же хранятся три группы ис-
следований «Некоторые моменты из жизни чувашей и связанные с жизнью суеверия», где отмечается, что чуваши «...верят в злых духов и знают, как
себя отвести от них», а также описываются обряды жертвоприношения, моления, заговоры, предохранительная магия и т. п., где упоминается и о бане. В другой группе коротко поясняется, куда и к кому обращаются чуваши в случае болезни и какие действия при лечении совершает ворожея. Наиболее широко нами использован материал Н. В. Никольского, хранящийся в ед. хр. 574. (л. 9).
Во всех материалах рассматриваются классификация болезней и способы их лечения: травами, средствами животного и минерального происхождения, а также «покупными на базарах», домашнего обихода (баня, заслонка, зола, горшок, ложка, бутылка) и т.д.; авторы сообщают, кто такой колдун, меры предохранения от его действий; другие сведения. Это касается и чувашей Козмодемьянского, Ятранского, Буинского, Белебеевского, Стрелецкого, Бугульминского, Бугурусланского уездов. Интересны по своему содержанию и сведения исследователя В. Элле, содержащиеся в статье «Описание религиозных праздников. Заговоры против болезней, в т. ч. проводимых в бане» (ед. хр. 619). Он же в разделе «Как чувашский народ освободился от болезней» и их лечение в бане (ед. хр. 616), касающемся с. Аликово Аликов-ского района, рассматривает народные представления о происхождении болезней (чирьи, оспа, болезни кишечника).
Широко использовался нами архив Рукописного фонда Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФГУНИИГН). В первую очередь это касается РФ материала из личного архива М. Е. Евсевьева (л.-51; Л.-52; л.-56; л.-57), в которых записаны полевые записи исследователя, сделанные имв1912-1915ив 1926 гг. в эрзянских и мокшанских селениях Мордовии и за ее пределами. В них содержится материал по народной медицине и бане, описание обрядов с элементами магии и пр. Аналогичные действия со-f держат в себе и остальные материалы: РФГУНИИГН, И-657; л.-29. Загово-
ры, записанные в Большеберезниковском районе Мордовской АССР Л. П. Тарасовым и Л. С. Кавтаськиным, Ф. М. Чесноковым в 1936 г. (перевод док-
тора филологических наук, профессора Р. Н. Бузаковой). РФГУНИИГН, И-147. Катков К. А. Народное здравоохранение в Мордовской АССР; РФГУНИ-ИГН, И-1230. Беляева Н. Ф. Традиционные приемы по уходу и воспитанию детей у мордвы. Дисс. Саранск, 1986; РФГУНИИГН, И-1375. Никонова Л. И. Отчет этнографической экспедиции 1994 г. в Пензенскую область: Сосново-борский и Никольский районы; РФГУНИИГН, Никонова Л.И., Кандрина И. А. и др. Отчет этнографической экспедиции 2002—2003 г по Республики Мордовия в Ковылкинский, Большеберезниковский, Теньгушевский районы.
В личном архиве (ЛА) у Л. И. Никоновой есть сведения о роли бани у финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья, которые ис- пользовались в данном исследовании: Знахарство удмуртов. Видеозапись. Ч. 1 (2 час). Республика Удмуртия, Глазовский район, 1996; Знахарство удмуртов. Видеозапись. Ч. 2. Республика Удмуртия, Балязинский район, 1996; Знахарство удмуртов. Аудиозапись. Ч. 1,2. Глазовский, Балязинский районы, 1996; Знахарство татар. Видеозапись. Ч. 1. Стерлибашевский район, Республика Башкортостан, 1997; Знахарство татар. Аудиозапись. Ч. 1. (с. Верхне-Яушево Федоровского района Республики Башкортостан, 1997); Знахарство башкир. Аудиозапись. Ч. 1. (с. Аллагуват Стерлибашевского района Республики Башкортостан, 1997); Знахарство чуваш. Аудиозапись. Ч. 1. (с. Атла-шево, с. Ельниково Чебоксарского района Чувашской Республики, 1996).
В работе использован полевой материал, собранный в ходе полевых выездов в Республику Мордовию (Кочкуровский, Большеберезниковский, Теньгушевский, Ковылкинский, Ромодановский, Дубенский, Атяшевский и др. районы), Башкортостана, Чувашской Республики, Марий-Эл, Татарстана, Удмуртию. Информаторами выбирались в основном люди пожилого возраста, знающие и умеющие толково объяснить роль бани в их жизни. Удалось наблюдать многие приемы лечения болезней, проводимые непосредственно в бане.
Цель исследования: изучение бани в традиционной материальной и духовной культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья
в общей системе их жизнеобеспечения.
В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать значение бани в материальной культуре народов;
- проследить ее эволюцию;
- выявить, как определялись место постройки и архитектура бани;
- определить функции бани в системе жизнеобеспечения исследуемых народов;
- рассмотреть оздоровительную функцию бани;
- проследить роль бани в духовной культуре: обрядах жизненного цикла (родильных, свадебных), играх, праздниках.
Территориальные рамки исследования. География исследования ох-ватывает территорию традиционного проживания коми, марийцев, мордвы, удмуртов, башкир, татар, чуваш в Урало-Поволжье.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования — конец XIX и XX века. В значительной степени они определяются состоянием источниковой базы. Изучение, сбор материалов по народной культуре исследуемых народов, начинался в основном с последней четверти XIX века. Однако, учитывались и более ранние материалы.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных ученых С. А. Токарева, Ю. И. Семенова, Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, В. И, Козлова, С. А. Арутюнова, Н. Ф. Мокшина, Л. И. Никоновой и др., в которых раскрываются характерные черты этноса, как устойчивого и в то же время динамичного межпоколенного социального организма, в функционировании которого существенное место принадлежит — бане. В их трудах разработан понятийный аппарат как «системы жизнеобеспечения» в целом, так и «народной медицинской культуры», «ритуалы»; «этномедицины» и др. в каче-/-,. стве неотъемлемой их составной.
При работе использован сравнительно-исторический метод, а также эт-носоциологическая методика (опросы, анкетирование респондентов; непо-
средственное, в том числе включенное, наблюдение), позволившие соединить разрозненные элементы анализа, коррелировать их результаты и, в конечном счете, восстановить достаточно убедительно реальное состояние бани и ее роль в жизнеобеспечении этносов на разных этапах исторического развития.
Научная новизна диссертации. Работа дополняет вышедшую ранее книгу и вместе с ней является обобщающим историко-этнографическим исследованием сущности бани в системе жизнеобеспечения этносов. В исследовании предпринята попытка собрать, зафиксировать, проанализировать и обобщить сведения о ней у финно-угорских и тюркских народов, провести ' t параллели в их знаниях по этому вопросу, выявить сходство и различие, ко-
торые позволяют глубже вникнуть в сущность исследуемого вопроса.
Научно-практическая значимость. Работа расширяет представление о сущности и понятии бани у финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения; способствует теоретической разработке истории бани у исследуемых этносов, раскрывает ее роль в материальной и духовной культуре, выделяя общее и особенное, традиционное и новационное. Исследуемая тема непосредственно связана с проблемой общества - поиска путей здорового образа жизни и в этом поможет веками сложенная этносами традиционная медицинская культура, где бане принадлежит значительное место. Материалы работы могут быть использованы при создании специальных трудов по этнографии народов Поволжья и Приуралья, подготовки курсов лекций и учебных пособий по этнологии, культурологии, этномедицины и др.
Предлагаемая работа, разумеется, не может претендовать на исчерпывающую полноту изучения всех проблем исследуемого вопроса у финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья. Тем не менее, она мо-t^ii жет послужить опорным толчком для дальнейшего исследования, а также по-
казателем сохранности этих знаний как части народной культуры этносов.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23724.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
25.03.24
Семантическая классификация фразеологизмов с теологическими и ’ f/ демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Принципы определения ареала фразеологизмов с теологическими, демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Идея Божественного и демонического в аспекте философских традиций
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.