У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Дуновые и ударные музыкальные инструменты тюрков Саяно-^лтая
Количество страниц 196
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23725.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава I Духовые и ударные музыкальные инструменты саяно-алтайских

скотоводов...29

1.1 Продольные флейты. Шоор...31

1.2Хобырах... 47

1.3 Поперечная флейта. Лимби...53

1.4 Колокольчики и бубенцы...55

1.5 Зубчатая трещотка. Тадырах...59

1.6 Плеть. Камчы...60

1.7 Гетероглотический варган. THMip-хомыс...64

Глава II Духовые и ударные музыкальные инструменты охотников...69

2.1 Охотничий манок на марала...72

2.2 Манки на рябчика и бурундука...87

2.3 Манки на косулю и кабаргу...93

2.4 Манок на лису...97

Глава III Культовые духовые и ударные музыкальные инструменты...100

3.1 Шаманский жезл и колотушка к бубну. Орба...100

3.2 Шаманский бубен, Тунур...113

3.3 Буддистские культовые музыкальные инструменты...147

Заключение...166

Список литературы...170

Список словарей и используемых сокращений...192

Список сокращений...193

Список информаторов...194

Приложение...196



Введение

Актуальность темы. Изучение традиционной культуры тюрков Сая-но-Алтая и по сегодняшний день не теряет своей актуальности. Несмотря на сравнительно большое число выпущенных монографий, научных публикаций, освещение в литературе разных сторон, аспектов этой неисчерпаемой проблемы, по-прежнему, обнаруживаются «белые пятна» казалось бы давно исследованных и решенных вопросов. К одному из таких вопросов можно отнести слабую изученность музыкального инструментария как элемента материальной и духовной традиционной культуры.

(?к Специальные работы, посвященные этой теме, исчисляются единица-

ми. Зачастую они носят лишь ознакомительный, номинативный характер, отличаются чрезвычайной краткостью приводимых сведений. Более того, далеко не все музыкальные инструменты оказываются в поле зрения исследователей, а часть фактов бытования и распространения музыкальных инструментов попросту остается незамеченной или нераскрытой. С одной стороны, создавшееся положение обусловлено европоцентристской направленно-

стью этнографии в целом. При рассмотрении традиционных культур наука

исходила прежде всего из укоренившихся и принятых в европейской цивилизации норм общественного и культурного развития, игнорируя самобытность, самодостаточность, саморегуляцию культурных процессов и явлений традиционной культуры. Ориентирование на «культурный эталон» с неизбежностью вело к избирательности и односторонности выводов. С другой стороны, возможности в полной мере охарактеризовать все составные элементы традиционной культуры тюрков Саяно-Алтая препятствовала недостаточная разработанность методологической базы как этнографии, так и ее субдисциплин — этномузыкологии и этноинструментоведения. Современные достижения теоретической мысли позволяют более детально, более тщательно, более полно подойти к этой проблеме.

Музыкальные инструменты разделены нами на три привычные для му-

зыковедов группы: струнные, духовые и ударные. Из них в диссертации представлены последние две. По сравнению со струнными, духовые и ударные музыкальные инструменты традиционной культуры тюрков Саяно-Алтая являются наименее изученной областью музыкального инструментария. Специфика их бытования в .традиционной культуре такова, что часто они бывают скрыты от взора сторонних наблюдателей. Согласно распространенной в европейском инструментоведении гипотезе, духовые и ударные музыкальные инструменты формируются из простейших шумовых орудий, погремушек, разного рода свистулек, манков и пр. Вследствие несложного устройства и довольно простого способа звукоизвлечения последние относятся учеными к наиболее ранним, появившимся ещё до каких-либо струнных в эпоху палеолита. Как правило, такие инструменты имеют прикладное значение и носят особое название трудовых фоноинструментов. Музыкальными в строгом смысле их назвать нельзя, поскольку они находят применение не в чисто музыкальной практике (профессиональной или фольклорной). Статус музыкальных такие звуковые орудия обретают лишь будучи вовлеченными в фольклорную музыкальную среду.

В отношении традиционной культуры тюрков Саяно-Алтая нужно отметить, что большинство духовых и ударных звуковых орудий отличается незамысловатой конструкцией и связано по преимуществу с тем или иным родом хозяйственной или культовой деятельности. Музицирование на многих из них не выделилось в особую сферу, в специфический жанр музыкального творчества. Именно по этим причинам исследователи, воспитанные на европейских культурных традициях, пришли к выводу, что духовых и ударных музыкальных инструментов (за исключением пары дудок и шаманского бубна) в тюркской традиционной культуре нет. Лишь во второй половине XX в. стали появляться специальные музыковедческие работы, опровергающие это мнение.

Если обратиться к проблеме в более широком масштабе как она сущест-

вует сегодня в этномузыкознании, то музыкальные инструменты других народов мира включают в себя не только чисто музыкальные, но и массу разнообразных по устройству шумовых, звуковых, сигнальных фоноинструмен-тов. Для их упорядочивания и классификации в современном этномузыкознании используется более гибкая и подвижная систематика музыкальных инструментов Э.М. фон Хорнбостеля и К.Закса. В отличие от традиционного деления музыкальных инструментов на струнные, духовые и ударные, она состоит из четырёх разделов, построенных на четком отборе инструментов по источнику звука: 1.идиофоны (источник звука — твёрдый материал, из которого сделан инструмент); 2.мембранофоны (источник звука - натянутая мембрана); З.хордофоны (источник звука - струна); 4.аэрофоны (источник звука - воздух). По этой классификации рассматриваемые нами духовые музыкальные инструменты оказываются в составе большой группы аэрофонов, а ударные по способу звукоизвлечения посредством удара входят в группы идиофонов и мембранофонов. При подготовке данной диссертации, на наш взгляд, целесообразно было руководствоваться обеими классификационными схемами. Под более конкретным и узким названием были объединены распространенные в традиционных культурах тюрков Саяно-Алтая и аэрофоны, и идиофоны, и мембранофоны.

Объектом данного исследования выступает традиционная культура тюрков Саяно-Алтая. Обширный регион юга Сибири издавна населяют народы, объединенные общим историческим развитием, родственными традициями духовной, материальной, языковой культуры. Традиционная культура хакасов, алтайцев, тувинцев и их этнических групп (качинцев, сагайцев, кы-зыльцев, бельтыр; северных алтайцев — кумандинцев, челканцев, тубаларов, южных алтайцев - алтай-кижи, теленгитов, телесов, телеутов; западных, восточных и южных тувинцев; шорцев, тофаларов) стала объектом внимания многих ученых-тюркологов. Достаточно назвать имена таких крупных специалистов как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, Л.П. Потапов, СИ. Вайнштейн,

В.Я. Бутанаев, Н.П. Дыренкова. В трудах исследователей нашли отражение многие стороны традиционной культуры - быт, обычаи, верования. Рассматривая традиционную культуру в целом, исследователи так или иначе касаются музыкальных традиций. Однако сведения о музыке весьма скудны и разнородны. До настоящего времени почти нет работ, исследующих взаимосвязь традиционной культуры и музыкального творчества, влияние традиционного мировоззрения на специфику музыкального мышления. Между тем, традиционный образ жизни, материальная и духовная культура этноса неизбежно отражаются на всей звукообразной, интонационной системе музыкально-художественных или музыкально-слуховых представлений, переос-мысливаясь через музыкально-эстетическое восприятие. И, наоборот, в устоявшихся и откристаллизовавшихся формах музыкального творчества опосредованно сокрыта информация о традиционной культуре как таковой. С этой точки зрения к одному из репрезентативных явлений традиционной культуры можно отнести музыкальный инструментарий.

Предмет исследования. Музыкальный инструмент как орудие звуко-производства, как средство воплощения музыки тесно связан с окружающей действительностью, общественной средой, формами музыкальной практики, особенностями музыкального творчества. По определению Б.А. Струве, «строй инструментов, сила и качество звука, тембр, мелодические, гармонические и полифонические возможности должны отвечать тем задачам, которые характерны для того или иного периода развития музыкальной культуры» (Левин 1983: 7). Это определение применимо и к традиционной культуре в целом. Бытование музыкальных инструментов в народной среде определяется той или иной потребностью, необходимостью в их применении. Особенности конструкции, детали внутреннего и внешнего оформления инструментов, исполнительские традиции находятся в прямой зависимости от общего уровня материальной и духовной культуры традиционного общества и в то же время свидетельствуют об обратном. Нужно отметить, что музы-

кальный инструмент традиционной культуры больше, чем просто музыкальный инструмент, он полифункционален. В нем сочетаются и «речь», и «живопись», и «труд», и «танец» (Земцовский 1987: 127). Помимо утилитарного - назначения, основанного на использовании инструментов в трудовой дея-

1 тельности как орудии, издающих определенный звук, многие из них имеют

сакрально-магический статус. Происхождение музыкальных инструментов обязательно связано с потусторонним миром; изготовление, подобно древним орудиям труда, сопровождается определенными ритуалами, строится на незыблемых законах, кроме того, по завершении изготовления инструмент начинает жить самостоятельной жизнью, являясь в традиционном сознании «живым существом». Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить место, значение и функции духовых и ударных музыкальных инструментов в традиционной культуре тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. обобщив накопленный материал, дать наиболее полные перечень и описания музыкальных инструментов с учетом известных на данный момент разновидностей, включая в описания конструктивные (органографические) данные - размеры, материал, формы, особенности внешней отделки, способы изготовления, акустические свойства инструментов;

2. проанализировать, расширить и дополнить сведения о духовых и ударных музыкальных инструментах тюрков Саяно-Алтая;

3. охарактеризовать конкретные ситуации и случаи применения духовых и ударных музыкальных инструментов в интересующих нас музыкаль- ных традициях, а также представить характеристику самих исполните-лей на этих инструментах;

4. сопоставить духовой и ударный музыкальный инструментарий с аналогичным в других национальных музыкальных культурах, в том числе других, родственных Саяно-Алтайским тюркам, тюркских культурах, европейской профессиональной и пр.

Поскольку работа выполнена в историко-этнографическом аспекте, автор не ставил перед собой задачи публикации и рассмотрения музыкально-* > звукового материала, для воспроизведения которого предназначен описы-

ваемый музыкальный инструментарий, тем не менее, потенциальные художественно-выразительные и технические возможности инструментов были учтены.

Территориальные рамки работы охватывают единую историко-культурную область Саяно-Алтайского нагорья, куда входят современные республики Хакасия, республика Горный Алтай, республика Тува; Горная Шория - Таштагольский и Мысковский районы Кемеровской области, Тофа-лария - Нижнеудинский район Иркутской области.

Хронологические рамки ограничены XIX — XX вв. Этим временем датируются собрания этнографических коллекций музыкальных инструментов тюркоязычных народов Саяно-Алтая в музеях России.

Источниковая база диссертации представлена письменными, этнографическими, лингвистическими, фольклорными источниками.

Письменные источники. Научный интерес к музыкальным инструментам тюркских народов Саяно-Алтайского нагорья как к специальной области для изучения проявился сравнительно недавно. Отдельные сведения об инструментах, в частности о духовых и ударных, разбросаны по разным письменным источникам и встречаются среди других этнографических описаний жизни, быта, обычаев, верований, фольклора этих народов.

Одни из самых ранних письменных упоминаний о неких духовых и ; л ударных музыкальных инструментах, бытовавших у предков современных хакасов, алтайцев, тувинцев зафиксированы в китайских хрониках VII-VIII вв.: «Из музыкальных инструментов имеют флейту, бубен и два неизвестных» (Бичурин 1950: 353). Весь состав перечисленных инструментов пред-

ставлен исключительно духовыми и ударными, что не характерно для современного музыкального инструментария. В материалах А.А. Кенеля мы находим следующие сведения: «Профессор Н.В. Кюнер уточняет перевод И. ' Бичурина: «Текст дает перечень пяти музыкальных инструментов у хакасов:

1) флейта (кит.ди), 2) барабан (кит.гу), 3) свирель (кит.шэн), 4) дудка (били)

- вроде свистка для возбуждения лошадей, 5) инструмент по кит. паньлин, точный перевод — колокольцы на обруче»» (ХакНИИЯЛИ. Кенель ф. 165:4). Если судить по китайским названиям музыкальных инструментов, то перед нами типичный набор ламаистских культовых музыкальных инструментов: «ди» означает поперечную флейту (ср. монг. лимби, тиб. gling-Bu); «гу»-

^> мембранный инструмент (монг. хэнгэрэг, кец гирге, тиб. rnga); «шэн» - тро-стевой духовой музыкальный инструмент (возможно, монг. бушкуур, тиб. гьялинг); «били» - свисток для возбуждения лошадей (монг. ганлин (кандан)

— труба для подражания ржанию коня); «паньлин» - колокольцы на обруче (возможно, монг.-тиб. дуудорум (дуударма), либо колокольчик с рукояткой — конга, либо маленькие тарелочки деншик). Именно буддистский культовый инструментарий состоит только из духовых и ударных инструментов

Другим ранним свидетельством бытования ударных инструментов являются сведения византийского историка VI в., посла к тюркютским ханам Земарха, в которых говорится о «ритуале очищения», сопровождавшемся игрой на «тимпанах и колоколах» (Гумилев 1993: 85). Если «тимпаны» можно соотнести с шаманскими бубнами, то колоколов в современных музыкальных культурах тюрков Саяно-Алтая мы не находим. Указания на некие колокола или какие-либо другие металлические инструменты сохранились лишь в тюркских языках. С другой стороны, «тимпанами» и «колоколами» могли выступать те же барабаны и металлические музыкальные инструменты буддистского (ламаистского - тибетская форма буддизма) культа.

Сведения о буддистских культовых музыкальных инструментах, вероятно, просматриваются в заметках Плано Карпини и Гильома де Рубрука,
посетивших ставку монгольских ханов в средние века. Среди прочих материалов они отмечают, что музыка и музыкальные инструменты звучат здесь при самых разных обстоятельствах. В частности, упоминается «гитара», барабаны и «многие другие, которых [у них на родине] не имеется» (Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука 1957: 95). В данном отрывке, речь идет, скорее всего, об инструментах буддистского культа, поскольку вся глава посвящена «прорицателям и колдунам у Татар», то есть лам ведающих об астрологии, «указывающих наперед дни счастливые и несчастные для производства всех дел» и т.д. «Прорицателей много, и у них всегда имеется глава, как бы папа (pontifex), всегда располагающий свое жилище вблизи главного дома Мангу-хана. Перед ним на расстоянии полета камня. Под охраной этого жреца как я упомянул выше, находятся повозки, везущие их идолов. Другие прорицатели живут сзади двора, в местах им назначенных; к ним стекаются из различных стран мира люди, верующие в их искусство...» (Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука 1957: 175-176). Кроме того, Рубрук говорит о прорицателях, называемых хам (шаман): «Некоторые из прорицателей также призывают демонов и созывают тех, кто хочет иметь ответы от демонов, ночью к своему дому, полагая по середине дома варёное мясо; и тот хам, который призывает, начинает произносить свои заклинания и, держа барабан, ударяет им с силой о землю. Наконец, он начинает бесноваться, и его начинают вязать. Тогда демон является во мраке, и хам дает ему есть мяса, а тот дает ответы» (Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука 1957: 178). Здесь явно говорится о шамане и его бубне. Как отмечают многие исследователи, на ранней стадии проникновения буддизма к тюркам /j\ и монголам он долгое время сосуществовал с более древней шаманской верой. Ко времени путешествий П.Карпини и Г.Рубрука буддизм уже начал проникать в Монголию, откуда к XVIII в. распространился по Туве. В XVI в. о буддистских культовых инструментах в Монголии писали и русские путешественники (Записки русских путешественников XVI-XVII вв. 1988: 335-339).

Буддистским культовым музыкальным инструментам посвящены не-• 1 ; сколько страниц материалов неизвестного автора под общим заголовком 4 «О храмах и идальских Капицах монгальцев и калмыков». В них даются на-

звания и краткие описания «ламайских» культовых инструментов, приводятся сведения об их назначении, об особенностях применения, порядке проведения служб. Материалы относятся к 70-м годам XVIII в. и хранятся в числе рукописей Г.И. Спасского (ККГА. Спасский ф. 805, опись 1, ед. хр. 114).

Славу ценнейшего письменного источника давно завоевали этногра- фические наблюдения миссионера христианской религии на Алтае, протоиерея В.И. Вербицкого. Среди обширного, собранного им материала для нас, в первую очередь, представляют ценность записи фольклора алтайцев. Предания, легенды, песни, пословицы, загадки хранят информацию о бытовании музыкальных инструментов в народной среде, об отношении народа к музыкальным инструментам (Вербицкий В.И. 1893).

Большой вклад в этнографию внесли экспедиции Г.Н. Потанина. В ре-Ш' зультате его путешествий по северо-западной Монголии были опубликованы

4 тома «Очерков Северо-Западной Монголии» (СПб., 1881), куда вошли весьма примечательные сведения о шаманстве, шаманах, фольклорные материалы народов Алтая, Центральной и Средней Азии. В частности, в очерках описываются шаманские атрибуты - бубны, ритуальные облачения, связанные с ними поверья и представления. Довольно подробно, шаг за шагом даны описания процедуры камланий, включая тексты песнопений, характерные, показательные моменты разворачивающегося действа, особенности ин-fi\ дивидуальной манеры шаманов в совершении обряда.

К письменным источникам дореволюционного периода нужно отнести трехтомную коллективную монографию «Азиатская Россия», вышедшую в свет в 1914 году. Монография представляет собой итоговый результат мно-
голетнего изучения быта, обычаев, верований народов Сибири и Дальнего Востока. Внимания заслуживают некоторые сведения о буддистских культовых музыкальных инструментах, встречающихся в этнографических замет-. у ках по бурятам, а также материалы В. Михайловского о сибирском шаманст-¦ ве, содержащие общую характеристику шаманской веры, ее источников,

предназначения самих шаманов и их ритуальных принадлежностей. Небольшую часть публикации занимает описание процесса камлания.

В числе письменных источников, использовавшихся в данном исследовании, необходимо упомянуть материалы Н.Ф. Катанова и Ф.Я. Кона. Особое место в них уделяется религии коренного населения. На рубеже XIX - нач. XX вв., несмотря на запреты и гонения со стороны миссионеров-христиан, в Хакасии еще возможно было быть очевидцем камланий потомственных шаманов, поэтому сведения Н.Ф. Катанова о почти вырождающихся к тому времени явлений тюркской культуры оказываются вдвойне ценными.

Иная ситуация в этот период и до 40-х годов XX века наблюдалась в Туве. Достаточно крепкими здесь оставались традиции веры предков тувинцев, не прерывалась преемственная связь между поколениями шаманов, не прекращались камлания. Однако к этому времени вполне ясные очертания приобрел и ламаистский культ, о чем свидетельствуют материалы Ф.Я. Кона (Кон Ф.Я. За 50 лет. М., 193 6).

К этнографическим источникам относятся, прежде всего, коллекции духовых и ударных музыкальных инструментов музеев России. Специализированными музеями музыкальных инструментов следует назвать ГЦММК им. М.И. Глинки (г. Москва) и ПВМИ (г. Санкт-Петербург). Краткие сведе-{jtS ния о музыкальных инструментах тюрков Саяно-Алтая содержатся в публи-

кациях этих учреждений - «Музыкальные инструменты народов Советского Союза в фондах ГЦММК им. М.И. Глинки: Каталог» (М., 1977) и Г.И. Бла-годатов «ПВМИ. Путеводитель» (Л., 1962). Более детальные описания духо-
вых и ударных музыкальных инструментов приведены в опубликованных каталогах МАЭС ТУ (Каталог этнографических коллекций МАЭС ТУ: в 2 ч. Томск, 1979. Ч. I. «Народы Сибири»), ОГОИЛМ («Народы Южной Сибири в коллекциях ОГОИЛМ». Томск, 1990) и в каталоге этнографических коллекций по материальной культуре шорцев («Шорцы. Каталог этнографических коллекций музеев России». Кемерово, 1999а. Ч. 1. «Таежные промыслы и средства передвижения»; Ч. 5. «Духовная культура». Кемерово, 1999в).

Что касается коллекционного состава инструментов, то наиболее богатыми и интересными являются коллекции духовых и ударных РЭМ (г. Санкт-Петербург), МАЭ РАН «Кунсткамеры» (г. Санкт-Петербург), МАЭС ТУ (г. Томск), МРКМ им. Н.М. Мартьянова (г. Минусинск). Самую многочисленную и разнообразную группу инструментов составляют, конечно же, шаманские атрибуты — бубны, жезлы (колотушки орба), одежда. Только в РЭМ бубнов народов Сибири на 1989 год насчитывалось около ста (ГМЭ народов СССР. Ленинград. Л., 1989: 14).

Вторую по многочисленности группу составляют струнные музыкальные инструменты и, наконец, последнюю, самую небольшую, едва насчитывающую несколько десятков экземпляров по всей России — духовые. Достаточно хорошо во многих этнографических музеях представлены буддистские культовые музыкальные инструменты. Нами проработаны коллекции ТРКМ им. 60 богатырей (г. Кызыл), экспозиция тувинских музыкальных инструментов в Кызыльской школе искусств, коллекция буддистских культовых инструментов в МАЭС ТУ (г. Томск). К работе были.привлечены также этнографические материалы ХРКМ (г. Абакан), ККМ (г. Красноярск), материалы МРКМ им. Н.М. Мартьянова (г. Минусинск), составленные Е.К. Яковлевым (Яковлев Е.К. Описание этнографических коллекций Минусинского музея. Инородческое население Минусинского округа и Заилийского края. Минусинск, 1900а).

Вспомогательным этнографическим источником информации нужно
назвать устные сообщения информаторов. Традиции исполнительства на народных духовых и ударных музыкальных инструментах исчезают быстрее, чем таковые на струнных в связи с изменением традиционного образа жизни, традиционных занятий, хозяйственного уклада, перемены социальных условий, ассимиляции и т.д. Поэтому зачастую пожилые информаторы уже не могут сообщить сколько-нибудь ценных сведений о бытовании и распространении, в частности, духовых музыкальных инструментов (трудовых фо-ноинструментов).

Лингвистическими источниками для работы послужили наши полевые материалы, а также данные языков народов Саяно-Алтая, представлен- ные в тюркских и в тюркско-русских словарях. При выяснении этимологии названий музыкальных инструментов были использованы Altayca-turkce sozluk (Ankara, 1999), Древнетюркский словарь (М., 1969), БТРС (М, 1998), БАМРС (М., 2002), КРС (М., 1965), МРС (М., 1957), ОРС (М., 1947), ТРС (М, 1968), ХРС (М., 1953), ХРИЭС (Бутанаев В.Я. Абакан, 1999).

Фольклорные источники. Выяснение роли, места и значения музыкальных инструментов в духовной культуре народа немыслимо без обраще- ния к его фольклорному наследию. Представления о самом себе, о своей культуре, истории, национальном самосознании веками отшлифовываются в устоявшихся формах устного народного поэтического творчества.

Одним из самых любимых жанров музыкального фольклора народов Саяно-Алтая является героический эпос (алыптых нымах). Его воздействие на слушателя отличает поистине глубокое, сильное эмоциональное наполнение. В образах героев эпических сказаний сливаются самые лучшие и прекрасные черты богатыря - защитника родного края, земли своих предков. Сведения о духовых и ударных музыкальных инструментах встречаются в опубликованных сказаниях, таких как хакасский алыптых нымах «Ай-Хуучин» (Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин». Новосибирск, 1997), алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын» (Алтайские ге-
роические сказания. Новосибирск, 1997; Алтайские героические сказания. М., 1983), тувинская версия героического сказания «Алдай Буучу» (Тувинские героические сказания. Новосибирск, 1997) и др.

Не менее информативными нужно назвать предания, мифы, легенды, в сюжетах которых музыкальные инструменты принимают самое деятельное участие, выступают орудием демиурга.

Популярность музыкальных инструментов в народной среде раскрывается в песнях, сказках, пословицах, детских загадках и т.п. Рамки этих жанров устного народного творчества позволяют выразить более близкие, зем- ные, человеческие чувства. Таким образом, на основании анализа фольклор- ных данных, можно составить вполне ясную картину бытования музыкальных инструментов в традиционной культуре.

Теоретико-методологическая база и методика исследования.

В основу данной диссертации положена следующая формулировка: «Любой музыкальный инструмент есть некий предмет, изготовленный в определенный (ключевой) момент времени, сделанный определенным образом из определенного материала, предназначенный для определенных функций и способный звучать» (Заруцкая 1998: 8). В исследовании духовые и ударные музыкальные инструменты рассматриваются в четырех аспектах:

1) конструкция;

2) исполнители;

3) применение;

4) устное народное творчество и музыкальные инструменты.

Методологической базой для исследования послужили теоретические разработки как отечественного, так и зарубежного инструментоведения. Особо следует выделить методические рекомендации по изучению народных музыкальных инструментов И. Мациевского, К. Верткова, Ю. Страйнара, учебно-методические положения отечественной духовой исполнительской школы.
В процессе работы автором была предпринята попытка объединить органографический подход к рассматриваемым инструментам с элементами комплексного подхода. При этом первый включил в себя изучение устройст- ва и конструкции инструментов (форму, размеры, виды материала, техноло- гию изготовления и т.д.) и их акустические свойства (громкость, силу, тембровые особенности, акустические возможности); второй был использован для изучения инструментов как орудия звукоизвлечения, тесно связанного с общественной средой (традиционным обществом в целом), формами музыкальной практики, особенностями народного музыкального творчества. .. Изучение музыкальных инструментов в вышеназванных аспектах, а
также сопоставление инструментов разных музыкальных традиций потребовали применения метода реликтов, метода включенного наблюдения, вживания в исполнительскую культуру, сравнительно-типологического метода. Сравнительно-исторический метод использовался автором при объяснении происхождения шаманского бубна.

Историография. Музыкальный инструментарий тюркоязычных народов Саяно-Алтая, в особенности духовой, остается пока малоисследованной областью музыкальной культуры. Начало специального музыковедческого изучения музыки и музыкальных инструментов тюркских племен приходится на конец XIX — первые десятилетия XX вв. и связано с именем выдающегося этнографа, музыканта и композитора А.В. Анохина. В предшествующий период сбором этнографических сведений, в том числе и материалов о музыкальных традициях, занимались исследователи Алтайского края и Сибири, основные цели которых концентрировались вокруг географического, естественнонаучного изучения неизведанных земель. Так, большое значение для исследования истории и этнографии сибирских народов имеют работы Великой Северной академической экспедиции 1733-1743 гг. В её составе работали профессора, действительные члены Академии наук Г.Ф. Миллер и И.Г. Гмелин. Основной задачей экспедиции было естественно-географическое
изучение Сибири, что нашло отражение в трудах Г.Ф. Миллера, опубликованных в 1734 и 1740 гг. и И.Г. Гмелина, издавшего в Геттингене в 1751-1752 гг. на немецком языке «Путешествие по Сибири» (Gmelin I.G. Reise durch Sibirien, von dem Jam* 1733. bis 1743. Gottingen, 1751). Помимо основ- ного занятия в экспедиции, исследователи изучали жизнь коренных народов Сибири, занимались раскопками древних курганов. И.Г. Гмелин дал этнографическое описание татар, проживавших по Енисею у Саянских гор. Ученый присутствовал на камланиях хакасских шаманов, подробно описал в своем труде само действие, элементы одежды шаманов, их основной музыкальный инструмент — шаманский бубен, его культовое применение и спе-

Л' цифически шаманскую манеру игры на нём.

Краткие упоминания о шаманском бубне и сведения о традиционных верованиях хакасов встречаются в работах путешественников-натуралистов XVIII в. П.С. Палласа и И.Г. Георги. Нужно отметить, что с этого времени и в дальнейшем вплоть до XX столетия, религиозные представления «инородцев» (шаманизм, буддизм) станут одной из основных тем, интересующих путешественников и исследователей.

В начале XIX века путешествие на Алтай совершили немецкие ученые К.Ф. Ледебур, А.А. Бунге, К.А. Мейер. Материалы совместно проведенной ими работы составили объемный сборник «Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи» (Новосибирск, 1993). Наряду со специальной информацией о флоре изучаемых территорий, путевой дневник К.Ф. Ледебура содержит немало ценных этнографических заметок о калмыках (алтайцах).

Большой интерес ученого вызывали самые разнообразные стороны жизни алтайцев - жилища, традиционные занятия, предметы быта, нравы, обычаи, внешний облик, социальные нормы и т.д. Нередко автор становился свидетелем шаманских камланий, наблюдения за которыми, а также впечатления от увиденного и услышанного были отображены в его записях. Не-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23725.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.