У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Символика женскик украшений восточный Бурят
Количество страниц 198
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23729.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1. Традиционный комплекс женских украшений восточных бурят...29

§ 1. Навершие головного убора дэнзэ...29

§ 2. Головной убор даруулга...32

§ 3. Серьги...37

§ 4. Накосные украшения...41

§ 5. Височные, нагрудные, наплечные украшения...55

§ 6. Поясные, наручные украшения...74

Глава 2. Символика и семантика украшений...86

§ 1. Символика навершия дэнзэ...86

§ 2. Небесная символика даруулги...93

§ 3. Символика серег...100

§ 4. Представления о магическом значении волос. Символика накосных украшений...108

§ 5. Семантика украшений височно-нагрудного комплекса. Символика пуговицы и петли...122

§ 6. Семантика поясных, наручных украшений...148

§ 7. Символика орнамента...155

Заключение...166

Примечания...170

Словарь терминов...183
Список информантов...189

Список литературы...190

Приложение...198


Введение

Диссертация представляет собой комплексное исследование традиционных женских украшений восточных бурят, их символики, как важнейшей части материальной культуры народа в эволюционном процессе и в тесной связи с общественно- экономическим укладом, природно-климатическими условиями, религиозно-мифологическими представлениями. Традиционная культура, как часть общего понятия культуры, представляет собой совокупность культурных форм и явлений (орудий, бытовых предметов, норм поведения, обиходных понятий, мировоззренческого комплекса), сложившихся в доиндустриальную эпоху и несущих отчетливую печать локальной и этнической специфики [Жуковская, 1977, с. 3], которая применительно к бурятской культуре сформировалась в конце XIX - начале XX в. Традиционная культура создается коллективно, ее нормы стабильны и отражают опыт предшествующих поколений, что позволяет выделять как самостоятельные объекты детали и компоненты костюма с тем, чтобы в результате получить целостное понимание связи одежды, украшений, с одной стороны, и социальной и природной среды, с другой. И если в одних случаях как, например, с женским и мужским нарядом славян, армян Понта (Б.А. Рыбаков, И.В. Кузнецов) ученые близко подошли к пониманию целостности образа и полноты, внешних социокультурных функций, то в других случаях работа еще ведется на разных стадиях функционального анализа и обобщения. В полной мере это относится к наряду, внешнему облику и украшениям бурят. Костюм — первый элемент в структуре поведения, воздействующий в двух направлениях: диктует и декларирует поведение владельца, а также воздействует на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение. Одежда отсылает ко времени, климатическим условиям, конфессиональной принадлежности, полу,

возрасту, социальному статусу. В ней виделось выражение достатка и достоинства, которые владелец стремился подчеркивать в своем внешнем облике. При внимательном рассмотрении можно судить о привычках и привязанностях, определить уровень притязаний владельца. Костюм подчеркивает доминирующие формы поведения, принятые в данной культуре, обозначает функцию владельца в обществе, что особенно наглядно в традиционной культуре.

Актуальность темы исследования

Актуальность данного диссертационного исследования определяется следующими моментами: во-первых, в настоящее время в условиях современного развития общества довольно ощутимыми и все более актуальными становятся тенденции к осмыслению традиционной материальной культуры этносов, актуализируется сохранение и развитие национальных традиций каждого народа, его самостоятельного вклада в общую сокровищницу культуры человечества. И в этом отношении особое значение приобретает исследование комплекса украшений - важной составляющей традиционного костюма как этнографического феномена, его генезиса и этнических влияний. Во-вторых, символика традиционных бурятских женских украшений, роль которых в системе восприятия мира представляет исключительную значимость, и прежде не была предметом широкого специального культурно-антропологического исследования, а ведь именно украшения обладают сущностными свойствами мира и содержат все важнейшие символические функции, помогавшие жизни человека. Работа по систематизации и обобщению накопленного этнографического материала показывает, что вопросы генезиса и эволюции символа материальной культуры, трактовки семантического содержания и определения его значимости в одежде, украшениях остаются малоизученными. Это характерно не только для исследований многих народов, но и по традиционной одежде тюрко-монгольских народов, в том

числе бурят. Малоизученность данной проблемы и возросший интерес к семантике материальной культуры обусловили актуальность предпринятого исследования. В-третьих, семантика традиционного комплекса женских украшений позволяет подробно охарактеризовать древнее мировоззрение бурят. Исследование явлений традиционной культуры, являясь одним из приоритетных направлений, приобретает высокую актуальность в связи с качественно новой перспективой развития. Результаты исследования семантики традиционных украшений позволяют затрагивать широкий круг проблем, анализ которых может способствовать раскрытию содержания различных аспектов функционирования украшений, выявить архаичные пласты народного мировоззрения и мировосприятия, способствуют раскрытию закономерностей, как общего, так и специфического в развитии каждой культуры.

Итак, одной из перспективных тем в изучении традиционной культуры является исследование символики традиционных украшений в системе костюма, важнейшей составляющей частью данной системы выступает комплекс украшений в целом, его составляющие в частности.

Актуальность исследования заключается еще и в том, что в исследовании предпринята попытка показать взаимосвязь духовной и материальной культуры в традициях бурятского народа целостно и структурно. Интерпретируется эмпирический материал, что может способствовать дальнейшему углубленному изучению особенностей бурятской культуры и выявлению ее места в истории российской и мировой культуры.

Национальные женские украшения являются концентрированным отражением истории народа; символической моделью культурно-исторических связей. Любая вещь, созданная человеком, обладает как утилитарными, так и символическими свойствами. В этом плане украшения содержат минимум «вещности» и максимум знаковости [Байбурин, 1989,
с.63-87] как наиболее символически «загруженная» составляющая национального костюма. Украшения являются неотъемлемой частью ритуальной системы, которая была одним из способов сохранения и передачи во времени мировоззрения предков, т.е. язык украшений интерпретируется как один из семиотических каналов функционирования культуры. Поэтому, при условии реконструкции символика украшений служит одним из источников изучения традиционной культуры бурят. Находить решение по вопросам культуры только на материале украшений невозможно, но, на наш взгляд, исследование женских украшений в семиотическом плане будет способствовать накоплению новых данных и уяснению спорных вопросов истории исследуемого этноса, поможет заполнить пустоты в исследовании духовной культуры, быта, социальных отношений.

В то же время, украшения служат знаками социального статуса человека и маркируют переход из одной возрастной группы в другую. Кроме того, они эффективный способ приобщения владелицы к коллективу.

Анализ предметов традиционной культуры как многомерных моделей обнаруживает разносторонние связи в вопросах этногенеза, этнических взаимодействий, традиционного бытового уклада, религиозных воззрений. Это позволяет проследить динамику во времени через сложную систему связей, в первую очередь, с природой, историей народа, формирующими его духовный опыт. Об этом наглядно свидетельствуют такие элементы культуры как жилище, костюм, украшение и орнамент.

Символ содержит в себе обширную и постоянно изменяющуюся информацию. Он является одним из древнейших методов выражения реальности, способного раскрыть различные аспекты традиционной культуры, служащий источником для изучения культурогенеза и этногенеза.

В исследовании традиционного мировоззрения особое внимание уделяется проблеме реконструкции традиционной картины мира, воплощенной в различных текстах культуры. Система представлений о мире и месте человека в этом мире является важнейшей парадигмой, которой руководствуется человеческое общество в своей жизни.

В традиционной культуре бурят комплекс украшений представляется как пол и вариантная система, в которой функционируют различные типы с принципиально отличными чертами организации комплексов. Комплексы эти были сформированы в соответствии с различными представлениями, что обусловлено в определенной степени неоднородностью этнического состава бурят, влиянием культур этносов пограничных территорий, так или иначе оказывавших влияние в ходе исторических процессов. Оказывали свое влияние и факторы природной среды, религиозные воззрения. Исследование различных аспектов функционирования объективированных форм культуры, каким является традиционное украшение, позволяет заметно расширить рамки этногенетических исследований. С одной стороны, народное прикладное искусство — наиболее устойчивый элемент традиционной национальной культуры, важнейший источник для исследования этнических и этногенетических процессов, объект изучения в системе генетических связей и этнокультурных взаимосвязей того или иного этноса. С другой стороны, народное прикладное искусство -очень важная область духовной культуры того или иного народа, активно влияющая на формирование художественных вкусов, обогащающая профессиональное искусство и преобразующая жизнь и народный быт. Национальные украшения, своей совеобразной формой, приемами обработки металла и функциональной символикой «информируют» о времени, месте своего происхождения, о среде, условиях существования, поскольку именно через эти признаки раскрывается соотнесенность костюма с целостной системой предметного

мира данной эпохи, данного этноса. В соответствии с этим порядком раскрывается не только взаимодействие отдельных элементов между собой, но и соответствие их определенным символам. Это оказывает непосредственное влияние на формирование оригинальной самобытности украшений традиционного костюма определенного этноса, так же как и всей материальной культуры, частью которой он является.

Территория Бурятии в далёком прошлом была населена различными родоплеменными группами, на основе которых позднее и сформировался современный бурятский народ. Земли эти включают в себя северные районы центральноазиатского региона - Иркутскую, Читинскую области и Республику Бурятия. Это самые разнообразные природные зоны - таежные области Забайкалья и Прибайкалья, степные пространства Приангарья, Селенгинского бассейна, Ононо-Аргунского междуречья и горнотаежные системы Восточных Саян, Хамар-Дабана, Яблоневого хребта. Они служили местом проживания человека с древнейших времен. Охотники и рыболовы каменного века начали осваивать эти места с ледникового периода - их стоянки и поселения встречаются, в основном, по берегам водоемов и свидетельствуют о еще полном господстве присваивающих видов экономики.

Начиная с эпохи бронзы, когда в центральноазиатских степях начинают формироваться новые способы хозяйствования, в частности, скотоводство, в Южном Забайкалье стали появляться группы населения, осваивавшие степные пространства как пастбища для скота. С этого времени степное и лесостепное Забайкалье прочно вошло в круг культур Центральной Азии, население которого в процессе своего развития повторяло те исторические этапы, через которые прошли жители всего региона.

Общественное развитие степных племен позволило им, начиная с последней трети I тыс. до н.э., создать государственные образования,
наиболее крупные из которых получили в науке наименование кочевых империй. Хунну и сяньби, жужане и тюрки, уйгуры и кидани, монголы и джунгары - эти народы, создавшие государственность, оставили глубокий след в материальной и духовной культуре населения Центральной Азии.

Современные буряты - народ, проживающий на территории Байкальской Сибири, в Монголии и в Автономном районе Внутренняя Монголия Китая, в полной мере являются наследниками культуры древних центральноазиатских народов [Электронная энциклопедия Бурятии].

Исследование символики, отражающей особенности культуры того или иного народа, и выразившей себя в традициях, обычаях и украшениях человека, своими истоками уходит в ту эпоху, когда племена и народы активно взаимодействовали друг с другом, обменивались культурными ценностями и формировали новые традиции на основе образующихся объединений.

С эпохи бронзы в центральноазиатских степях, на территории вокруг Байкала начинают формироваться новые способы хозяйствования, в частности, скотоводство. Его распространение шло из центральноазиатских степей и проникало, в первую очередь, в южные районы Забайкалья, где имелись открытые степные пространства, пригодные для выпаса скота. У населения горных и таежных областей основным видом хозяйственной деятельности оставались охота и собирательство. Территория современной Бурятии была заселена различными родоплеменными группами, на основе которых позднее и сформировался современный бурятский народ. Сложные этнодемографические, исторические процессы, географические условия, в ходе которых формировался племенной состав, оказали влияние на облик, материальную, духовную культуру бурят. Обращение к материалам по этногенезу и этническому составу бурят помогает в решении вопроса по выяснению семантики традиционных украшений.

Исторически буряты разделяются на две этнические группы в соответствии с их территориальным расселением. В научно — этнографической литературе при их описании пользуются общими географическими понятиями западные (предбайкальские), восточные (забайкальские). Западные буряты вели в основном оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Восточные буряты занимались кочевым или полукочевым скотоводческим хозяйством.

Если западные буряты сохранили в своей художественной культуре немало традиционных архаических черт, присущих искусству контактировавших с ними якутов, южных алтайцев, тунгусов, то искусство восточных бурят пополнилось (особенно после XVII в.) целым рядом новых элементов и приемов и форм. Происходило это в результате прямых связей забайкальских бурят с монголами, тувинцами, тибетцами, китайцами и другими народами Центральной и Восточной Азии. Так, например, у забайкальских бурят, воспринявших монголо - тибетскую орнаментику, узоры отличаются необычайной яркостью расцветки и чрезвычайно сложным характером криволинейных, главным образом растительных, форм и мотивов. Влияния, связанные, в основном, с принятием забайкальскими бурятами канонов и принципов северного буддизма — ламаизма, сильно изменили облик их культуры, но ее сущность осталась прежней, ибо в этой культуре сохранилась общебурятская традиционная основа, позволяющая говорить о самобытности и единстве бурятского этнического стиля. Буряты, пожалуй, первыми, из коренных народов Сибири постигли тайны производства украшений из металлов, самоцветов, перламутра. Большинство мотивов их орнаментики настолько древни, что, сохранив свои былые названия, они перестали соответствовать нынешней изобразительной структуре.

Крупнейшую этнотерриториальную группу в Забайкалье образовывали хоринскив буряты, в состав которых входили такие племена,
как галзуд, хуацай, хубдуд, шарайд, гучид, харгана, худай, бодонгуд, халбин, батшшй, саган, шоно, хэнхэлдэр. Основную массу этнотерриториальной группы хоринских бурят составляют представители большого племени хори, состоящего из одиннадцати малых племен. В состав этнотерриториальной группы агинских бурят входили такие племена, как галзуд, харгана, хуасай, убдуд, шарайд, боднгуд, худай, саган, халбин, сахалтуй. В основном Агинские буряты представлены хоринскими племенами, остальные группы являются меньшинством.

В состав этнотерриториальной группы селенгинских бурят входили такие племена, как ашабагад, харануд, цонгол, атаган, хатагин, сартул, узон, хурумша, олзон, бумал, табангуд, алагуй и мн. др. Большое количество племен в составе этнотерриториальной группы селенгинских бурят объясняется тем, что в этом регионе скопилось большое количество осколков племен западных бурят, бежавших в Монголию — на восточное побережье Байкала в середине XVII века [Нанзатов, 2003, с.22-24]. Название «селенгинские» закрепилось за населением, которое в свое время было приписано Селенгинскому острогу (основан в 1665 г.), а позднее — Селенгинской степной думе и Цонгольской инородческой управе. [Нимаев, 2000, с. 166]. О сартулах Г.Е.Грумм-Гржимайло пишет следующее: «под именем сартагол, сартагул или сартол у монголов времен Чингис-хана были известны жители обоих Туркестанов; плененные, они были уведены в Монголию». Есть мнение, что в основном это были ремесленники узбеки -сарты [Цыдендамбаев, 2001, с. 172]. Также некоторые племена западных бурят были переселены в долину Селенги и введены в казачье сословие после вхождения этой территории в Российское Государство для охраны границ [Нанзатов, 2003, с.22-23]. Например, об ашабагатах в «Бичихан запискэ» говорится: когда в 1764 году стали создавать бурятские войска для несения службы на китайско-монгольской границе, от ашабагатов был выделен один полк. Дашинима Ендонов относит роды ашабагад, хурумша,
алагуй, харнуд, олзон, бума! к булагатам. В свое время они вышли из Монголии, где были подданными Сайн-хана и проживали на Алтае и Хангае [Цыдендамбаев, 2001, с.23 - 27]. Следовательно, этническую основу селенгинских бурят составили представители предбайкальского и монгольского происхождения.

Здесь сохранились также предшествующие западнобурятским монгольские племена табангуд, атаган, хатагин, сартул, цонгол и др. Также в течение XVII - XVIII веков в этот район постоянно прибывали беженцы из этнической Монголии от Чахара и Ордоса на юго-востоке до Джунгарии на западе. Бегство в пределы Российского государства было обусловлено внутренними распрями между халха-монголами и джунгарами, а также завоеваниями маньчжуров. В этом регионе сложилась наиболее пестрая этническая картина из племен и осколков племен из монгольских степей и с западного берега озера Байкал.

В состав этнотерриториальной группы тункииских бурят входили такие малые племена, как хонгодор, хурхуд, шошолог, тэртэ, houho, бадархан, сойот, иркит, булагат, енгуд и др. Наиболее многочисленной общностью этой группы являются хонгодоры. Распространены также прежде тюркоязычные сойоты, иркиты, а также прежде тунгусоязычные залха.

В состав этнотерриториальной группы закаменских бурят входили такие малые племена, как хонгодор, тэртэ, хурхуд, houho, булбэ, хоршод, салжууд, атаган, бурэнгуд, алагуй, сартул, уляаба, заунгар, барунгар, галзуд, шоно, тангуд, сойот, заяктай, сэнтигэн и др. Представлены в небольшом количестве хонгодороские племена, также группы булагатов и эхиритов. Племена сартул и атаган являются частью племен, расселявшихся в XVII веке в устье Селенги. Присутствуют сойоты и тунгусские племена: заяктай и сэнтигэн, которые в течение XIX века были ассимилированы бурятами. Осколки окинских бурят составляют малые
племена - осколки тункинско - закаменских племен, не входящих в состав большого племени хонгодоров. Хонгодорские племена являются этнической общностью среди окинских бурят. Особняком стоят ранее тюркоязычные племена - сойоты, хаасуты, иркиты, онхоты [Нанзатов, 2003, с21-24]. По мнению Д.Д.Нимаева, этнический состав современного населения Закамны сформировался в основном после прихода русских. По имеющимся данным, в XVII в. в Закамне хонгодоров не было. По всей вероятности, колонизация территории Закамны предками ее современных обитателей началась из Тунки. Закаменцы не могут рассматриваться в настоящее время лишь как простое ответвление тункинцев, а представляют собой самостоятельную территориальную группу, обладающую особым говором, чему способствовало влияние тунгусских и собственно монгольских элементов [Нимаев,2000,с.168-169].

Все племена, относящиеся к так называемым баргузинским бурятам, являются выходцами с верховий Лены и долины верховий Куды и ее притока Мурина. Большинство из них принадлежит большому племени эхирит. Племена галзут и шарад, чьи этнонимы совпадают с хоринскими, также являются выходцами с западной стороны Байкала.

Все вышеперечисленные группы бурят в этническом отношении являются смешанными, состоящими из племен, относимых как к большим племенам, например, хори, булагад, эхирит и хонгодор, так и к малым племенам, не являющимися их подразделениями.

К большим племенам на территории Забайкалья относятся также племя хонгодор. Процесс сложения этой территориальной группы продолжался вплоть до XVIII века. В административном отношении хонгодоры делились на роды, в основе которых лежало обозначение порядковым числительным, например, интересующие нас хонгодорские роды с 1-го по 4-й были расселены в Тунке [Нанзатов, 2003, с.24-25].
По мнению Г.Н. Румянцева, хонгодоры по своему происхождению были монголами, входившими в состав аймака Сайн-11ойон-хана, которые перекочевали в Россию не позже 30-х годов XVII в. Тогда малообъяснимым становится чувство этнической общности хонгодоров с булагатами, о чем свидетельствуют родословные предания, сходство культовых представлений. По мнению Ц.Б.Цыдендамбаева, вышедшие из Монголии хонгодоры, живя компактной группой по Алари, Тунке и Закамне — это «реэмигранты», свидетельством чего являются данные языка. Будь хонгодоры монголами, они не смогли бы так «обурятится» по языку. Д.С.Дугаровым же предложена новая трактовка проблемы хонгодоров., Он предполагает тюркское происхождение этого племени, которое кочевало по территории Северной Монголии, Южного и Западного Прибайкалья. Т.о. вопросы о происхождении и этническом составе многих племен, в том числе и хонгодоров, живших на территории Забайкалья, еще остаются до конца не выясненными.

Население Забайкалья, т.е. хоринцы, в основной своей массе относительно недавно вышли из пределов Восточной Монголии, и «мунгальские люди» в то время практически не были вовлечены в общий интеграционный процесс. В то время как предбайкальские племена уже находились на определенной стадии этнической консолидации [Нимаев, 2000,с.150-160].

К большому племени хори относятся такие малые племена, как галзуд, хуацай, хубдуд, шарайд, гуишд, харгана, бодонгуд, халбин, батанай, саган. В административном отношении эти роды дублировались в Хоринской и Агинской степных думах, где они составляли абсолютное большинство. По материалам генеалогий, в частности Ц.Б.Цыдендамбаева, выясняется сложный исторический путь развития большого племени хори [Нанзатов, 2003, с.25].
Согласно устным преданиям, хоринцы считаются потомками Арван нэгэн эсэгэ (букв, «одиннадцати отцов»), которые являлись, в свою очередь, сыновьями легендарного Хоридой мэргэна, женившегося на небесной деве -лебедице, от брака с которой и появились на свет одиннадцать сыновей, ставшие прародителями всех хоринских родов. Долгое время у хоринцев сохранялся обычай, когда пролетали над юртами лебеди, хозяйки выбегали на улицу и совершали обряд жертвоприношения, брызгая им молоком, чаем, при этом произнося:

Хупан модон сэргэ манай Хун шубуун гарбал манай -«Коновязь наша из березы Происхождение наше от лебедя».

Племенная структура с делением хоринцев строго на одиннадцать родов установилась, видимо, позднее, после выхода их основной массы из Монголии [11имаев, 2000, с. 158-159].

Малые племена, находящиеся на периферии и в удалении от крупнейших, не консолидировались с последними. На их основе создавались этнотерриториальные группировки. Наиболее крупные из них: (восточные буряты) цонгол, сартул, узон, атаган, хатагин, хурумша и др. К подобным группам населения относятся осколки племен из различных регионов Монголии, в селенгинском регионе отмечается большое количество халхаских и внутреннемонгольских по происхождению групп населения.

Своеобразие костюма каждого рода, комплексов украшений зависело от ряда причин. Помимо очевидных: доступность материалов, уровень развитости технологий изготовления и т.п., у восточных бурят выявляются явные параллели в украшениях с некоторыми группами монголов. Если у монголов, например, эффект «рогатости» на голове
достигался с помощью особым образом уложенной прически, то у бурят эту функцию выполняло «рогатое» головное украшение туйба, и, возможно, название этого предмета произошло от китайского «волосы». Женские украшения сартуяов (чье происхождение связано с узбеками -сартами), отличаются от украшений других родов бурят своей витиеватостью, сложностью (и даже некоторой пышностью) растительного орнамента, узоров, чем напоминают среднеазиатские украшения, которые выделялись своей многочисленностью, обилием деталей, филигранным орнаментом. На таких примерах можно убедиться в сложности процессов, в результате которых формировалось своеобразие комплексов украшений бурят, каждого рода.

Мы не претендуем на то, чтобы полностью решить задачу выявления функциональных связей и особенностей всех деталей и элементов внешнего убранства костюма с повседневной жизнью и ее важнейшими событиями. В данной работе выделяется лишь один важный участок этой обширной проблемы: символика женских украшений как явление бурятской культуры. При этом в целях сокращения объема в диссертации рассматриваются, в основном, серебряные украшения, имеющие в силу своей ценности особую значимость, которая легко выделяется в условиях повседневности. Анализ символики и эстетической выразительности женских украшений позволяет видеть их связь с повседневной жизнью и наиболее значимыми событиями в жизни народа. Традиционное ювелирное украшение служило информативным фактором, без всяких слов свидетельствующим о выполняемой данной женщиной миссии. Это только одна из традиционных в культуре символических форм передачи информации и выражении знаков, наряду с другими способами трансляции смысловой функции. В соответствии с возрастными ступенями в жизни женщины, естественно, и костюм полностью отражал это, каждый раз убирая или внося свои изменения, как в систему украшений, так и в

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23729.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.