У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Семейная обрядность юртовскин татар
Количество страниц 199
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23731.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Общие исторические сведения об астраханских татарах 17

ГЛАВА II. Родильная и свадебная обрядность 36

§ 1. Обряды детского цикла 36

1. Ожидание и рождение ребенка 37

2. Первое купание новорожденного .41

3. Имянаречение (am кушар) 43

4. Младенческий период 47

§ 2. Досвадебные взаимоотношения 50

1. Молодежный досуг 51

2. Брачный выбор 56

3. Брачный возраст " 58

4. Сватовство (йэрешу) 63

5. Сговор (килешу) 1Ъ

§ 3. Свадьба (туй) ' ' 82

1. «Женская свадьба» (хатын туй) 82

2. Свадьба-угощение жениха (кипэу сый) 85

3. Религиозный обряд бракосочетания (никах) 92

4. Прощание невесты с родительским домом 97

5. Свадьба в доме жениха (зур туй, так туй) 101

§ 4. Послесвадебные обряды 105
ГЛАВА III. Похоронно-поминальная обрядность 118

1. Мировоззренческие основы похоронно-поминальной

обрядности 119

2. Погребальная атрибутика 125

3. Пребывание покойника в доме 128

4. Подготовка покойника к обмыванию 131

5. Обряд обмывания (юундеру) 136

6. Подготовка могилы для умершего 144

7. Проводы покойника 146

8. Погребение умершего 150

а) святые могилы и кладбища (эулия и зиэрат) 153

б) обряд жертвенной курицы (гур садака) 156

9. Поминальная обрядность 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 172

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Список информантов 190

Приложение 2. Список сокращений • '192

Приложение 3. Глоссарий по детской обрядности 194

Приложение 4. Глоссарий по свадебной обрядности 195 Приложение 5. Глоссарий по похоронно-поминальной

обрядности 197

Приложение 6. Свадебные песни юртовских татар 199



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования

Культурное возрождение, которое переживают в настоящее время народы России выявило существенные проблемы как в самом процессе, так и в анализе условий самоопределения этнических групп. Стабильность и воспроизводство этнических традиций, безусловно, зависят от сохранности традиционных знаний в конкретных локальных группах. Изучение этнокультурных особенностей малых групп дает возможность рассмотреть не только их локальную специфику, но и проследить их развитие в составе этнической группы в целом.

Юртовские татары представляют одну из локальных групп этнотерриториальной группы астраханских татар, входящих в состав татарского этноса. На данный момент они компактно проживают в двух районах Астраханской области, находясь при этом в плотном иноэтничном окружении. Соседями юртовских татар в настоящее время являются представители как русского и казахского народов, так и малочисленных этнических групп (туркмены, калмыки, ногайцы, дагестанцы, армяне, чеченцы, евреи, цыгане и т.д.).

К сожалению, к изучению традиционной культуры астраханских татар и их локальных групп до недавнего времени практически никто из профессиональных этнографов не обращался. Однако, именно пристальное внимание и тщательное изучение особенностей такой локальной группы как юртовские татары может обогатить знания о традиционной культуре астраханских татар и татарского народа в целом.

Многие вопросы, связанные с отдельными этапами этнического развития астраханских татар могут быть осмыслены через обращение к изучению наиболее важных компонентов традиционной культуры. К ним, как известно, относятся и обряды жизненного цикла - свадебный и похоронно-поминальный. Таким образом, проблема историко-этнографического изучения свадебного и
похоронно-поминального обрядов юртовских татар становится актуальной не только из-за ее недостаточной изученности, но и из-за той особой роли, которую играют локальные группы в процессе сохранения традиционных знаний и традиционной культуры в целом.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена, кроме всего прочего, все возрастающим интересом народов мира - к своим истокам, к своей этнической культуре. К сожалению, с каждым годом решать эту задачу становится все труднее, так как быстро уходят из жизни люди старшего поколения - носители культуры, у которых еще сохранилась в памяти информация о старинных обычаях и обрядах.

Учитывая эти обстоятельства, представленное диссертационное исследование вносит свой вклад в сохранение и возрождение национального культурного наследия юртовских татар, в решение культурно-просветительских задач.

Целью диссертации является историко-этнографическое изучение и анализ семейных обычаев и обрядов юртовских татар, а также выявление современных тенденций развития обрядов жизненного цикла данной группы в системе культуры татар Поволжья и Приуралья.

В рамках семейной обрядности в данной работе рассматривается родильная обрядность. Следует отметить, что по данной теме не удалось собрать достаточно большого количества репрезентативного этнографического материала. Этот аспект семейного цикла плохо сохранился в памяти у информантов и практически не освещен в научной литературе. Сакральный характер обрядов, связанных с рождением ребенка, а также активное внедрение основ медицинских знаний в бытовую среду юртовских татар не позволило данной обрядности полностью сохраниться. Она была искажена под несомненным влиянием городской культуры и сегодня не может быть выделена в отдельный самостоятельный цикл. Тем не менее, нами было собрано некоторое количество материала по данной теме, что позволило ввести его в качестве небольшого раздела под названием «Родильная обрядность».
Родильные, свадебные и похоронно-поминальные обряды относятся к так называемым «обрядам перехода», то есть таким обрядам, которые отмечают и формально закрепляют переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение ими нового социального статуса. Обряды перехода сопровождают различные формы адопции, перемену места жительства, инициацию [А. ван Геннеп, 2002: 113].

Учитывая не изученность данной темы в историографии, в работе ставятся следующие задачи:

- на основе полевого материала по возможности полно описать родильные, детские, свадебные и похоронно-поминальные обряды юртовских татар;

- рассмотреть причины и характер изменения в структуре и содержании обрядов жизненного цикла на протяжении XX века;

- определить основные факторы, вызвавшие трансформацию семейных обрядов;

- показать наличие традиционных элементов семейной обрядности юртовских татар в современном развитии обрядов жизненного цикла данной локальной группы;

- выявить этническую специфику и общие черты отдельных элементов семейного цикла юртовских татар в сравнении с соседними этническими группами, проживающими в Астраханской области, этнографическими группами татар Европейской части России, и некоторыми другими народами Нижнего и Среднего Поволжья. Методология работы

При написании диссертации автору помогло классическое исследование Арнольда ван Геннепа, теоретические разработки отечественных ученых-этнографов Ю.В. Бромлея, И.В. Долженко, Р.Ф. Итса, М.С. Кашуба, Н.П. Лобачевой, А.И. Мазаева, Е.В. Поповой, Н.Д. Пчелинцевой, Я.С. Смирновой, З.П. Соколовой, Ю.Ю. Сурхаско, С.А. Токарева, Д.М. Угриновича, Т.П. Федянович.

Для осмысления материала чрезвычайно важны были также исследования по семейной обрядности других народов, в том числе и ранние работы об юртовских татарах (Ф.С. Баязитова, Ф.Т-А. Валеев, Н.И. Воробьев, Р.Г. Мухамедова, Ф.Л. Шарифуллина, Р.К. Уразманова, А.Р. Усманова).

Методы исследования, использованные автором, включают в себя:

- сравнительно-исторический (при рассмотрении этнокультурных связей
юртовских татар с соседними народами, проживающими в Астраханской области, и с этнографическими группами татар Европейской части России, с народами Нижнего и Среднего Поволжья и с некоторыми другими тюркоязычными и мусульманскими народами);

- комплексный анализ (использование этнографических, исторических, географических, лингвистических, демографических данных);

- структурно-типологический (выявление наиболее характерных черт семейных обрядов у юртовских татар);

- при сборе полевого этнографического материала - опросы, интервьюирование, анкетирование, а также включенное наблюдение; Этнографические и архивные материалы подвергались верификации

статистическими данными, что позволило точнее отразить особенности изучаемой культуры.

Объектом исследования является сельское население одной из локальной группы астраханских татар - юртовских {юрт татарлар), или ногайских {карийле нугаплар), татар, проживающих на правом берегу Волги, в Приволжском и Наримановском районах Астраханской области.

Села Три Протока, Карагали, Мошаик, Яксатово (Приволжский район), Татарская Башмаковка (Наримановский район), Царев (черта города) были основаны юртовскими татарами в первой половине XVIII века.

К началу XIX века к вышеперечисленным населенным пунктам добавляются села Кулаковка, Семиковка и Килинчи (Приволжский район). Несмотря на то, что данные, фиксирующие количественный состав юртовских татар в вышеназванных местностях на сегодняшний день отсутствуют, мы, на

основании нашего полевого материала можем предположить, что именно Приволжский и Наримановский районы Астраханской области являются регионом наиболее компактного расселения юртовских татар. В Астраханской области по переписи 1989 года татары занимают третье место по численности (71655 человек - 7,23%) после русских (713558 человек - 71,97%) и казахов (126500 человек - 12,76%), в то время как в самой Астрахани -второе (39961 человек - 7,9%).

По своему вероисповеданию юртовские татары - мусульмане-сунниты (ханафитского толка). Их народно-разговорный язык относится к булгаро-кыпчакской группе тюркских языков алтайской языковой семьи. Данные антропологических исследований показали, что юртовские татары относятся к большой монголоидной расе.

Предметом исследования стали семейные обряды юртовских татар, в частности, родильные, детские, свадебные и похоронно-поминальные обряды.

Хронологические рамки исследования исследования определяются в основном .XX - началом XXI вв., что продиктовано наличием письменных исторических источников, помогающих лучше представить изучаемое культурное явление. Этот период богат наиболее важными публикациями разных авторов и именно к нему относятся собственные полевые материалы автора.

Источники исследования

Основным источником при написании диссертации явились полевые материалы, собранные автором в г. Астрахани и селах юртовских татар Астраханской области (Три Протока - Жэмэле, Осыпной Бугор - Ярлы Тубэ, Килинчи - Килэнче, Татарская Башмаковка - Кызал - Приволжского района, Старая Кучергановка - Канга - Наримановского района), а также в местах проживания средне-волжских татар-переселенцев - селах Новые Булгары - Яна Болгар - Икрянинского района, Линейное, Буруны Наримановского района и туркменском селе Фунтово Приволжского района Астраханской области в период с 1998 по 2003 гг. Метод включенного наблюдения осуществлялся в г.

Астрахани (август-сентябрь 1994 г.) и с. Три Протока Приволжского района (сентябрь-октябрь 2001 г.). С помощью этого метода автору удалось исследовать свадебный и похоронно-поминальный обряд (июнь 2001 г.), закрытый для внешнего наблюдателя (не принадлежащего к данной этнической группе, в силу исламской традиции), особенно для женщины. Здесь были применены все виды полевой работы: опрос, личное, стороннее и включенное наблюдение: личное участие в свадебном (на правах гостьи) и похоронно-поминальном обряде (в качестве помощницы обмывалыцицы). Значимость полевых материалов в исследовании обрядов жизненного цикла юртовских татар тем более высока, что данная тема слабо отражена в научной литературе. Экспедиционные сборы остаются на сегодняшний день единственным достаточно полным источником для изучения данной проблемы.

Помимо авторских полевых материалов, к работе были приобщены также материалы, предоставленные омской исследовательницей Л.М. Кадыровой. Ценные сведения были почерпнуты из материалов архивов и рукописных фондов, в частности из Государственного архива древних актов (г. Москва), Государственного архива Астраханской области и Астраханского государственного историко-архитектурного музея заповедника (г. Астрахань).

При выяснении отдельных вопросов по исследуемой проблеме автор обращалась к священной книге мусульман - Корану.

В ходе работы использовались и местные периодические издания («Идель» (1991, 1993), «Степная Новь» (1987), «Коммунист Приволжья» (1986)).

Степень изученности темы

Семейная обрядность юртовских татар на сегодняшний день практически не изучена, поскольку специальные фундаментальные исследования по этой теме не проводились. Среди исследователей, работавших в области данной проблематике в татароведении, можно назвать Ф.С. Баязитову, Е.П. Бусыгина, Ф.Т-А. Валеева, Н.И. Воробьева, Р.Г. Мухамедову, Н.А. Томилова, Р.К. Уразманову, А.Р. Усманову, Ф.Л. Шарифуллину, А.В. Сызранова.
В то же время семейная обрядность юртовских татар на сегодняшний день практически не изучена, поскольку специальных исследований по этой теме не проводилось. Известно лишь, что в дореволюционный и советский периоды был опубликован ряд работ, освещающих некоторые аспекты семейного цикла юртовских татар в целом. На сегодняшний день богатая история юртовских татар вновь и вновь приковывает к себе внимание многих исследователей самых разных областей знания - историков, этнографов, лингвистов, фольклористов.

Первые этнографические заметки о юртовских татарах были сделаны в конце XVIII в. известными путешественниками И.Г. Георги (1779), И.И. Лепехиным (1795). Работы вышеперечисленных исследователей этого времени посвящены отдельным сторонам семейной обрядности этой локальной группы, в частности свадьбе и похоронам.

В этот же период появляются заметки С.Г. Гмелина о свадебном ритуале юртовских татар, о немаловажной роли свахи [Гмелин, 1777: 184]. Автор изучал обычай избегания, который был характерен не только для женщин, но и для мужчин.

Во второй половине XIX в. специальные этнографические исследования стали проводиться Русским географическим обществом (основано в 1845 г.), обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878 г.). В научных трудах этих обществ было опубликовано немало сведений по материальной и духовной культуре не только юртовских татар, но и других локальных группах астраханских татар, их расселению, семейному быту и другим сторонам жизни.

В конце XIX века этногенез, быт и культуру юртовских татар изучал известный исследователь П.И. Небольсин (1852). Его особый интерес был сосредоточен на калыме (свадебном выкупе для невесты). Ученым было отмечено, что в состав калыма входили не только деньги, но и вещи домашнего обихода. В 1894 году ученым В.А. Мошковым были зафиксированы и подробно описаны некоторые элементы похоронно-поминального обряда, а именно
ритуал выкапывания могилы, проведение поминок, на 20-й и, 100-й дни после смерти человека.

. Из этнографических исследований начала XX века выделяются: работа исследовательницы С.К. Круковской (1904), содержащая сведения о таких семейных обычаях, как левират, сорорат и многоженство, а также очерк В.В. Дремкова (1913), в котором, в целом, описана свадьба горожан. Материалы о составе погребальной одежды юртовских татар, ее испотзовании можно найти в брошюре «Астрахань в кармане» (1925).

Следует обратить внимание на то, что особый интерес исследователей XIX-XX вв. был сосредоточен на калыме (свадебном выкупе). В калым входили не только деньги, но и вещи домашнего обихода (кровать, одежда, продукты питания). В этом аспекте особо следует выделить работы П.И. Небольсина и В.В. Дремкова [Небольсин, 1852: 100; Дремков, 1903: 8], которые отмечают, что размер калыма определялся степенью материальной обеспеченности жениха. В.В. Дремков описал в целом свадьбу городских татар Астрахани. Его сведения о свадебном ритуале подверглись некоторым дополнениям уже в XX в. (1966 г.) со стороны местного историка-краеведа Р.У. Джуманова. Будучи представителем карагашей, исследователь указывает на имеющиеся различия свадебного ритуала у карагашей и мишарей. Так, например, оговариваются сроки проведения свадьбы у невесты: если по В.В. Дремкову торжество проходит 3-4 дня, по Р.У. Джуманову (у карагашей) оно длится на протяжении 2-х дней. Также, у карагашей на обряде религиозного бракосочетания «пиках» присутствие отца невесты не обязательно. Если у юртовских татар и карагашей свадебная повозка называется арба, то у мишарей - рессора-арба (одноколка). Кроме того, у карагашей, в отличие от юртовских татар, жених не встречается со своей невестой до первой брачной ночи. В отличие от юртовских татар, которые после молитвы «никах» поднимают свои руки ко лбу, карагаши ограничивают молитвенный жест прикосновением к лицу. Помимо прочего, разногласие вызывает и название напитка, который мать жениха подает в графине во время обряда привоза невесты в дом. Так, согласно В.В. Дремкову,
этот напиток называется сыта, согласно Р.У. Джуманову - ширьбэть (араб, сироп, сахарный сироп).

Сравнивая описания свадебных церемоний одного и того же народа, но разными авторами, можно отметить, что последовательность обрядов перехода представлена в них достаточно однотипно, а разночтения появляются лишь во времени, месте и деталях обрядов магической защиты и обрядов плодородия.

В работах, опубликованных после 1930-го года, вплоть до конца 80-х годов XX века, сведения о семейных обрядах юртовских татар отсутствуют.

Существенный вклад в изучение основных локальных групп астраханских татар внесла комплексная экспедиция, проведенная в конце 80-х годов XX в. Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова г. Казани (Казанский филиал Академии Наук СССР). Результатом поездки стал выход в 1992 году книги «Астраханские татары», в которой освещены отдельные вопросы происхождения, расселения и семейно-родственных отношений локальных групп астраханских татар, основанные на экспедиционных материалах.

Так, например, статья Д.М. Исхакова посвящена этногенезу основных локальных групп астраханских татар [Исхаков, 1992: 3].

В статье Р.К. Уразмановой описываются забытые на сегодняшний день ритуалы похоронно-поминального цикла: гур садака, раздача или завязывание на руку ребенка саванных ленточек [Уразманова, 1992: 98-108]. Для нашей темы исследования также представляет интерес статья Ф.Л. Шарифуллиной «Традиционная свадебная обрядность астраханских татар». В работе кратко описан традиционный свадебный обряд локальных групп астраханских татар: межнациональные браки, средне-статистический возраст брачующихся, религиозное бракосочетание пиках, особая роль сватов в положительном исходе сватовства, а также локальные особенности обряда. В результате данного исследования автор приходит к следующему заключению: в целом структура свадьбы локальных групп астраханских татар является единой, но в тоже время виден ряд «смешанно-локальных» особенностей, разделенных на два круга:
первый, объединяющий средне-волжских татар-переселенцев с юртовскими татарами, второй, сближающий юртовцев и карагашей (кундровцев) [Шарифуллина, 1992: 109-119]. Ф.С. Баязитова рассматривает этапы свадебного обряда в этно-лигвистическом аспекте [Баязитова, 1992: 132-154]. Статья Н.А. Халикова посвящена традициям и инновациям в хозяйственной культуре астраханских татар [Халиков, 1992: 33-48]. Ю.Г. Мухаметшин дает описание поселений, усадеб и построек локальных групп астраханских татар. Весьма интересными для нас представляются выводы, к которым приходит автор: во-, первых, строительные показатели степного характера больше проявляются у карагашей (кундровцев), чем у юртовцев, а во-вторых, важную роль в трансформации традиционный строительных черт местного населения сыграли татары-переселенцы из Среднего Поволжья и Приуралья [Мухаметшин, 1992: 48-73].

По архивным материалам Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Ф.Ш. Сафиной изучались ткачество и ткани изучаемой нами локальной группы астраханских татар [Сафина, 1992: 73-98].

Л.Ш. Арсланов посвятил свою статью диалектам языка татар Астраханской области. Анализируя островные говоры средне-волжских татар-переселенцев сел Наримановского района, автор пишет: «...в формировании татарских говоров Наримановского района важную роль сыграли два фактора: изменение социально-экономической жизни данной группы татар-переселенцев и иноязычное влияние: языка юртовских и алабугатских татар (ногайцев) (говоры Наримановского и Лиманского районов), калмыцкого (говор села Зензели Лиманского района) и русского языка» [Арсланов, 1992: 120-131].

Изучением этногенеза юртовских татар и их свадебной обрядностью в настоящее время занимается астраханская исследовательница А.Р. Усманова. Ее статья «Свадьба юртовских татар» богата музыкально-фольклорным материалом, в работе использован нотный текст и тексты причитаний невесты [Усманова, 1997: 47]. Обряд причитания юртовцев-ногайцев «кыз елатма»
упоминает и казанский ученый-этнограф Р.Г.,Мухамедова в своем историко-этнографическом исследовании «Татары-мишари» [Мухамедова, 1972: 169].

На основании результатов социологических исследований астраханский исследователь В.В. Викторин [Викторин, 1993: 200] и казанский ученый Д.М. Исхаков [Исхаков, 2000: 41-42] в своих работах определяют отношение различных групп татар Астраханской области к межнациональным бракам.

Для нашей диссертационной темы немаловажное значение имеет также том «Татары» из серии «Народы и культуры» (2001). В нем собраны и описаны некоторые этнографические материалы, в том числе и о юртовских татарах: антропологический тип, этническая история, культурно-хозяйственный тип, особенности традиционной культуры, лингвистические данные, традиционные обряды. Тем не менее, анализ историографии по данной проблеме дает основание говорить о фрагментарном характере ее изученности. При этом родильная и похоронно-поминальная обрядность не изучалась вовсе. Научная новизна и практическая значимость диссертации

Данная работа - первая попытка комплексного исследования свадебных и похоронно-поминальных обрядов юртовских татар, в результате которой в научный оборот впервые вводятся большое количество новых материалов с широким использованием национальной терминологии. В диссертационной работе по возможности дается целостный анализ семейной обрядности юртовских татар. Выявляется и рассматривается смена основных тенденций в обрядовой культуре обозначенной локальной группы. На основании полевых и литературных материалов обращается внимание на этапы свадебного и похоронно-поминального обряда, подробно описываются такие основные элементы изучаемых циклов как: добрачные взаимоотношения, сватовство, свадьба в доме невесты и жениха, послесвадебная обрядность, представления о душе, пребывание покойника в доме, его обмывание и погребение. Предпринимается попытка изучить и охарактеризовать особенности семейных обрядов юртовских татар на широком фоне сравнительных материалов по
Собранные материалы и полученные результаты предполагают их дальнейшее использование в общих и специальных вузовских курсах по этнографии народов Нижнего Поволжья и этнопедагогике. Эмпирический материал, основные положения и выводы диссертационной • работы могут помочь специалистам в разработке научно-методических пособий по изучению истории и культуры Астраханского края, а также в лекционных курсах, касающихся свадебного и похоронно-поминального комплексов татар. Полученные данные могут быть использованы в качестве сравнительного материала при анализе историко-этнографических аспектов развития и современных модификаций обрядов семейного цикла у тюркоязычных и мусульманских народов, проживающих в полиэтническом регионе.

Апробация работы

Основные теоретические идеи и результаты работы изложены в тезисах и докладах на всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Гуманитарное образование: традиции и новации» (Санкт-Петербург, 2001), «Проблемы эволюции русской литературы XX века» (Выпуск 7, Пятые Шешуковские чтения, Москва, 2001), «Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия» (Астрахань, 2001), «Свадьба юртовских татар» (IV конгресс этнологов и антропологов России. Нальчик, 2001).

По материалам диссертации опубликованы статьи в следующих сборниках: «Полевые исследования» (Москва, 2002), «Факел». Альманах №4 (16) (Астрахань, 2000), «Альманах центра этнополитического изучения Астраханского края» (Астрахань, 2003), «Образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (Туапсе, 2003).

Значительная часть использованных в диссертации полевых материалов была представлена в работе диссертантки «Свадебная и похоронно-
поминальная обрядность астраханских татар (конец XX - начало XXI вв.)» (Астрахань, 2002).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела этнографии народов Крайнего Севера и Сибири Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН 22 октября 2003 г.

Структура диссертации Работа состоит из Введения, трех глав,
Заключения, Списка литературы и Приложений (список информантов, список сокращений, глоссарий по детской, свадебной и похоронно-поминальной обрядности, свадебные песни юртовских татар).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АСТРАХАНСКИХ

ТАТАРАХ

1. Расселение, численность, язык, антропологический тип, этническая история, основные занятия.

«Татары» - сложный этнический комплекс, который обусловлен интенсивными и длительными контактами с соседними народами. Впервые этноним «татар» появился у тюркских и монгольских племен Центральной Азии (Северо-восточной Монголии) в VI - IX вв. В арабо-персидской, русской и китайской традиции это название использовалось для обозначения войск и населения империи Чингисхана, а позже - Золотой Орды [Козлова, 1964: 20; Татары, 2001:42].

В России, как и в Западной Европе, длительное время «татарами» называли все тюркские народы за исключением турок [Бартольд, 1968: 560]. Во второй половине XIX - начале XX вв. этноним «татары» закрепился лишь за тюркоязычным населением Поволжья и Приуралья, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населением Литвы [Исхаков, 1993: 4]. На сегодняшний день этноним «татары» является основным для всех групп, образующих татарскую этническую общность [Народы и религии мира, 1999:516].

По своему вероисповеданию юртовские татары - мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления (ханафитского толка) с XIV века.

До 1927 г. в хозяйственных и административных делах использовалась арабская графика. С 1928 по 1939 гг. вся документация велась латинским шрифтом, а с 1939 г. начала использоваться кириллица [Исхаков, 1993: 6; Народы., 1999: 517].

В настоящее время татарская молодежь и люди старшего поколения в качестве бытового (домашнего) языка используют местный диалект [ПМА, 1998-2003]. Неслучайно поэтому наиболее перспективное направление в исследовании, этнической истории юртовских татар в научной лингвистической среде видится
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23731.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.