У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Традиционная культура русскик Республики Мордовия и система ик жизнеобеспечения
Количество страниц 229
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23745.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

1. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Поселение...19

1.2. Жилище...32

1.3. Одежда...48

1.4. Питание...58

1.5. Условия труда и быта...69

1.6. Семейные обряды и праздники...82

2. ЭТНОМЕДИЦИНА КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1. Условия и факторы развития народной медицины ...106

2.2. Народные представления о причинах и сущности заболеваний. Знахари, колдуны...125

2.3. Средства и методы лечения...138

2.4. Лечебная магия и заговоры...167

Заключение...ш

СПИСОК ИСПОЛЬЮВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...188

ПРИЛОЖЕНИЯ...229


Введение

Актуальность темы исследования. Исследователи все больше осознают, что вопросы сохранения жизни любого этноса невозможно решать в отрыве от конкретной среды его обитания и взаимосвязей между обществом и природой, от природно-географических и климатических условий, материальной и духовной культуры, хозяйственной деятельности и других факторов жизнедеятельности (образа жизни, бытовых привычек, физической активности). В настоящее время актуальность таких исследований о русских возросла, так как здоровье народа заметно ухудшается. В связи с этим изыскиваются способы решения этой проблемы. Приоритетным направлением в поисках путей стабилизации здоровья считается комплексный междисциплинарный подход, учитывающий данные медицины, этнографии, физики, биологии, химии и пр. Особое значение придается этнографическим сведениям, так как в этой области народный опыт изучен мало, а именно традиционная система жизнеобеспечения позволила сохраняться этносам. В настоящее время необходимо уделять большее внимание исторически сложившемуся и передоваемому из поколения в поколение народному опыту, важно сохранить народные способы приготовления пищи, изготовления одежды, обуви, а также знания и умения в трудовой деятельности. В современных условиях следует учитывать опыт в семейной жизни, так как семья является основой для продолжения этноса.

Объект исследования - система жизнеобеспечения русских Республики Мордовия.

Предмет исследования — материальная (поселения, жилище, одежда, пища, условия труда и быта, гигиена) и духовная (семейные обряды, праздники, народная медицина) культура в системе жизнеобеспечения русских.

Степень изученности проблемы. Этнографическое изучение материальной и духовной культуры русских на территории Мордовии через систему жизнеобеспечения - важный источник для решения актуальных вопросов, связанных с историей народа и его традиционных способов сохранения здо-

ровья. Русский народ - крупнейший в современном славянском мире, про- шел долгий путь исторического развития. В ходе расселения этноса образовались отдельные историко-культурные группы, в каждой из которых при сохранении общих черт материальной и духовной культуры прослеживаются региональные особенности.

Для сравнительно-исторического анализа традиционной культуры русского населения Республики Мордовия использовались материалы о русских, проживающих на других территориях. Большое внимание многих исследователей привлекала обрядовая сторона жизни русского народа, его духовная культура. Еще в 70 - х гг. XIX века И.М. Снегирев описал русские простона-родные праздники и суеверные обряды, разделив их на общественные и семейные (М., 1839 г.). Одной из первых попыток обобщить различные сведения о русском народе можно считать работу М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (М., 1880). Вопросы общественного и семейного быта русской деревни довольно широко освещены в работах А. А. Терещенко «Быт русского народа» (СПб., 1885), И.П. Сахарова «Сказания русского народа» (СПб., 1885). В это же время велось изучение различных аспектов народной медицины русских. Так, Н.И. Михайлов отмечал связь веры в порчу и врачевания (Библиотека для чтения, 1859, т. 8), Р. Кребель в 1868 г. дал описание народной медицины русских и других народов Российской империи (М., 1868). Различные средства народного врачевания были обобщены Л.Ф. Змеевым в книге «Русские врачебники» (СПб., 1896). Связь народных средств врачевания с поверьями проследил Гр. Верещагин (М., 1898). Одновременно с изучением народной медицины в XIX в. началось исследование народной гигиены. Так, в 1858 г. была опубликована работа И.В. Бертенсона «Гигиеническая сторона крестьянского вопроса» (М., 1858). Позже взаимосвязь заговоров, оберегов и состояния здоровья рассматривались в исследовании Н.Н. Виноградова (Живая старина, 1907. Вып. 1). История изучения некоторых аспектов народной ме- дицины содержится в работе Е.К. Елеонской «К изучению заговора и кол-

довства в России (М., 1917).
Среди работ XX в. следует отметить работу Б.А. Куфтина «Материаль-

ная культура русской мещеры» (М., 1926), посвященную элементам женской одежды русских: рубахе, паневе, сарафану. Различные типы планировки комплексов жилых построек как отдельно взятой усадьбы, так и целого поселения, рассмотрены А.Г. Введенской в работе «Из истории планировки русской деревни XVIII - первой половины XIX в. (М., 1941). В середине 50-х гг. XX в. К.Э. Бломквист предпринял ряд попыток дать сравнительный анализ построек русских, украинцев и белорусов (СЭ, 1954, № 4; М, 1956). Были изданы обобщающие работы, посвященные описанию различных комплексов одежды русского населения России: Н.И. Лебедева, Г.С. Маслова. Исследователями предпринимались попытки проведения сравнительного анализа одежды различных славянских народов. В качестве примера можно привести работу Г.С. Масловой «Народная одежда русских, украинцев, белорусов», где рассматривается мужская и женская зимняя одежда (М., 1956).

Особенное внимание ученых привлекает проблема народонаселения. Монография В.И. Козлова «Динамика численности народов» (М., 1969) -первый обобщающий в советской литературе труд по динамике численности различных народов. В ней рассматривается понятие народа (этноса), дается характеристика методов определения численности, проводится анализ рож-даемости и смертности различных народов мира.

Значительный вклад в изучение русского населения Среднего Поволжья внес этнограф и историк, доктор исторических наук, профессор Казанского государственного университета Е. П. Бусыгин. В монографии «Русское сельское население Среднего Поволжья» (Казань, 1966) им проведен анализ численности русского сельского населения Среднего Поволжья. В книге «Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья» (Казань, 1973) показываются изменения в культуре и быте во второй половине XIX - начале XX вв. В этой работе особое внимание уделя-

ется особенностям бытовых элементов русского крестьянства, обусловлен-

ным историей формирования русского населения, его расселением и соци- ально-экономическими условиями края. Изучению хозяйства и материальной культуры русского населения Ульяновского Поволжья в конце XIX - начале XX столетия посвящена работа Е.П. Бусыгина, Н.В.Зорина, Л.П. Шабалиной « Хозяйство и материальная культура русского населения Ульяновского Поволжья» (Казань, 1982). В ней значительное внимание уделено вопросам истории и формирования русского населения края, рассматриваются техника ведения сельского хозяйства, поселения и жилище, одежда, домашняя утварь и другие элементы материальной культуры. Эти труды явились важным вкладом в изучение русского населения Среднего Поволжья.

Другим элементом материальной культуры русских, рассмотренного отечественными учеными, является традиционная архитектура. Рассматривались элементы декора крестьянского жилища (Чижикова Л.Н., М., 1970), конструкция и планировка. Обобщающие сведения о жилых постройках русских содержатся в работах Г.Г. Громова «Жилище» (М., 1977), «Крестьянское жилище» (М., 1985). Вопросам взаимосвязи религиозных верований и обрядов посвящено исследование Л.А. Тульцевой (СЭ, 1978, №3). Праздники календарного обрядового цикла рассматривала В.К. Соколова (М., 1979), давшая сравнение весенне-летних календарных обрядов русских, украинцев и белорусов.

Достаточно интересный и полезный материал можно почерпнуть из книги А.В. Галицкого «Щедрый жар: Очерки о русской бане и ее близких и дальних родничках» (М., 1986), где автор пишет о положительных сторонах русской бани.

Вопросам гигиены одежды, обуви, гигиеническим свойствам материалов, используемых при их изготовлении, и с точки зрения их функционального назначения посвящены работы Е.Н. Машковой, М.М. Дианич (М., 1980); Е.Н. Римжи (Минск, 1981); Г.В. Родионовой (М., 1952); Л.Л. Лившица (Минск, 1972). Д.Н. Лоранский исследовал историю гигиены и перспективы ее развития (М., 1978).

Русской традиционной одежде ее отделки и украшениям посвящены кни-

га «Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в.» (М., 1967), статья В.А. Фалеева «Бисерные украшения русских крестьянок XIX в». (М., 1976), работы Г. Г. Громова «Одежда» (М., 1979), В.Б. Зайковского (ЭО, 1994 № 4); Н. Н. Сосниной, И.И. Шангиной «Русский традиционный костюм (Спб., 1998).

Г.Г. Шаповалова и Л.С. Лаврентьева проанализировали традиционные обрядьги обрядовый фольклор русских Поволжья (Л., 1985). Нормы поведения русских при проведении различных обрядов, взаимоотношения различных возрастных групп, нашли свое отражение в работах М.М. Громыко (М., 1986), Т.А. Бернштам (Л., 1988), О.Р. Будиной, М.Н. Шмелевой (М., 1989).

Ю.В. Бромлей и А.А. Воронов посвятили специальное исследование народной медицине как предмету этнографических исследований, выделили этапы развития народной медицины (М., 1976). Исследования в этом направлении продолжаются и до настоящего времени. Сразу несколько работ посвященных данной тематике были опубликованы в начале 90-х гг. XX в. (Г.М. Попов, М.,1990; А.А. Воронов, М., 1991), Работа Г.З. Минеджяна «Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения» (М., 1993) содержит несколько глав, в которых рассматриваются основные методы народной медицины. В статье СИ. Дмитриева «Сравнительный ана- лиз мировоззренческих элементов русских заговоров и заклинаний» (М., 1994) отражены некоторые аспекты знахарской практики. Ю.Е. Арнаутов «Колдовство и колдовские болезни в середине века» (Вопросы истории, 1994. № 11) в работе показал объяснение причин болезней колдовством в средние века.

Помимо работ, посвященных отдельным вопросам материальной и духовной культуры русского народа, имеются и обобщающие труды о различных сторонах жизни этноса. Историко-этнографический атлас «Русские» (М., 1967) обобщил огромный материал о хозяйстве, жилище, одежде русских крестьян конца XIX - начала XX в. В книге «Этнография восточных славян» (М., 1987) освещены сведения о происхождении и расселении рус-

ских, об их быте, культуре, семье и семейных отношениях, обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднествах. Довольно значительный материал о современной бытовой культуре русских и о различных сторонах народной жизни: поселения и жилище, общественные праздники, обычаи, обряды, рассматриваются в коллективной монографии О.Р. Будиной, М.Н. Шмелевой «Город и народные традиции русских» (М., 1989). В монографии «Русские» (М., 1999) даются подробные сведения о происхождении, расселении, традициях русского народа. Накопленные за долгий период изучения русского народа данные, обобщены в энциклопедическом словаре И.И. Шангиной «Русский традиционный быт» (СПб., 2003).

Изучение русского народа ведется учеными и на региональном уровне. Несмотря на то, что со времени образования мордовской автономии приоритет в этнографических исследованиях отдавался изучению мордовского этноса, исследователи рассматривали различные аспекты материальной и духовной культуры русских, проживающих на территории Мордовского края.

Особенностям заселения Мордовского края русскими и взаимоотношениям русского и мордовского этносов посвящен целый ряд работ. Разработкой этого вопроса в разное время занимались Н. В. Заварюхин и А. С.Лузгин (Саранск, 1977), В. Ф. Разживин (Сыктывкар, 1979), В. Ф. Вавилин (Саранск, 1982), М.Ф. Жиганов (Саранск, 1985), Г. Я. Попов (Саранск, 1992), Н.В. Шилов (М., 1993).

Особенно значительный вклад в изучение культуры и быта русского населения Мордовии внес этнограф, доктор исторических наук А. С. Лузгин. В его статье «Современное жилище русского сельского населения Мордовской АССР» характеризуется этническая специфика русского жилища (Саранск, 1982). В работе «Одежда русского сельского населения Мордовии (середина XIX - начало XX в.)» (Саранск, 1982), автор дает сведения об одежде, украшениях. Сходные черты в традиционной одежде русских и мордвы, проанализированы в другой его работе, вышедшей в Сыктывкаре в 1979 г. Традиционное питание русских почти полностью зависело от продуктов,

получаемых в крестьянском хозяйстве. Некоторые сведения о продуктах питания приводятся в статье А.С. Лузгина, П.М. Мезина «Пища» (Саранск, 1986). Подробные сведения о расселении, жилище, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, быте даются в книге А.С. Лузгина «В тесном соседстве» (Саранск, 1987). Автор анализирует и раскрывает культурно-бытовые параллели русского и мордовского населения. Другая его работа — «Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX вв.» (Саранск, 2001) посвящена исследованию роли и места промыслов в хозяйственно-бытовой жизнедеятельности многонационального населения Мордовии, были рассмотрены лучшие этнокультурные традиции в промысловой деятельности мастеров и промысловых центров, а также промыслы в системе межрегиональных этнических отношений и особенности реализации промыслово-кустарной продукции.

О типах жилища, назначении жилых помещений, их расположении, взаимной связи построек, внутреннем устройстве и убранстве, интерьере, о наличие в обиходе семьи элементов традиционного быта, этнических особенностях жилища говорится в сборнике «Этнические аспекты современных культурно-бытовых процессов в Мордовской АССР» (Саранск, 1987). В статье Н.В. Шилова «Культурно-бытовые процессы в мордовском селе и преодоление религиозных пережитков» (Саранск, 1987), рассматривается роль религиозных праздников, гражданских и семейно-бытовых обрядов, способствующих преодолению устаревших, по мнению автора, нравственно-бытовых норм. Из числа авторов, занимавшихся обрядовой стороной жизни русского населения Мордовии, следует отметить Т.П. Федянович. Она детально исследовала семейные и свадебные обряды мордвы, в сопоставлении с аналогичными обрядами русских (Л., 1978; Вопросы финно-угроведения. Сыктывкар, 1979; Саранск, 1982).

Богатый материал по развитию здравоохранения в Мордовии содержится в книге Н.Я. Назаркина «Народонаселение и охрана здоровья в Мордовии» (Саранск, 1973). Автором приводится статистика заболеваний среди

населения, указываются причины распространения болезней. Условия труда и быта мастеров, занятых в различных видах промыслов, на территории Мордовии, рассматриваются в пособии Н.В. Нестеровой, О.Б. Михеевой «Крестьянская промышленность Мордовии во второй половине XIX века» (Саранск, 2000).

Подробные сведения о лекарственных травах произрастающих на территории Мордовии, содержит монография П. П. Голышенкова «Лекарственные растения и их использование» (Саранск, 1990). Описаны более 100 дикорастущих и культурных растений, применяемых в лечебной практике. Но, к сожалению, нельзя определить, какие из растений в своей практике применяли русские.

Большая работа по изучению народной медицины и системы жизнеобеспечения была проделана в 80-90-х гг.ХХ в. Л.И. Никоновой. В ее монографии «Традиционная медицина финно-угорских народов как часть системы жизнеобеспечения» (Саранск, 2000) впервые систематизированы знания по народной медицине финно-угорских народов. Обобщен опыт использования различных методов целительства: траволечение, средства животного и минерального происхождения, народная хирургия и травматология, физиотерапия (жар, пар, ингаляция, ванны, баня и т. д.) и психотерапия (заговоры и лечебная магия). Эта работа создала базу для изучения народной медицины не только мордовского населения, но и русского, и татарского, проживающего на территории Республики Мордовия. В ее же статье «Этномедицина славян в системе жизнеобеспечения» (Оренбург, 2003) имеются сведения по народной медицине русских. Несмотря на то, что этот материал относится к русским в целом, он может быть использован как основа для изучения этноме-дицины русского населения Мордовского края. Следует отметить работу Л.И. Никоновой, И.А. Кандриной «Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья» (Саранск, 2003). И хотя здесь специально не исследуется баня русского населения Мордовии, тем не менее, в работе содержится богатый материал, позволяющий провести сравнительный анализ, вы-
делить общие и специфические черты характерные для бани русского, финно-угорского и тюркского населения (Саранск, 2003).

Историографический обзор центральной и региональной литературы, посвященной изучению русского народа в целом и на территории Мордовии в частности, позволяет говорить о недостаточной изученности данной темы. В своих работах ученые-этнографы преимущественно рассматривая материальную" и духовную культуру русских (жилище, пищу, одежду, семейные обряды и праздники и др.), почти не затрагивали народную медицину, функционирование системы жизнеобеспечения в целом. В данном исследовании предпринята попытка восполнить проблемы в изучении этой проблематики.

Источниковая база исследования. Данная работа опирается на архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (далее — ЦГА РМ), государственном архиве Пензенской области (далее - ГАПО), рукописном фонде Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (далее - РФ ГУНИИГН), личные архивы (учителя Болыиеберезниковской школы Н. М. Конакова; канд. филолог, наук В.П. Белякова, докт. ист. наук Л.И. Никоновой), опубликованные источники и полевой материал автора.

Материалы по статистике заболеваний, оказанию врачебной помощи на селе, строительству больниц содержится в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) в Ф. 20. Саранская городская дума Саранского уезда Пензенской губернии. Дело о построении городской боль-ньцы (1821 г.), (Оп. 1, д. 228, л. 1-48). В Ф. 20. «Саранская городская дума Саранского уезда Пензенской губернии. Указы Пензенского губернского Правления о принятии мер по случаю холеры» отмечаются методы борьбы с холерой (Оп. 1, д. 325, л. 1-37); подобные материалы содержат и другие фонды: Ф.21. Саранское уездное полицейское управление Пензенской губернии (Оп. 1, д. 14, л. 1-74); Ф. Р - 415. Постановления и протоколы заседаний исполкома райсовета (1932 г.) (Оп. 1, д. 48, 173 л.); Ф. Р-56. Расчетная книга
служащих отдела здравоохранения по Ардатовскому уезду (1922-23 гг.) (Оп. 1, д. 11, 287 л.); Ф. Р — 435. Министерство здравоохранения МАССР (1924-1975 гг.) (Оп. 1, д. 12, 57 л.).

Были привлечены фонды о состоянии дворовых хозяйств Республики Мордовия: Ф. Р - 1151. Похозяйственная книга с. Студенец Зубово-Полянского района (1961-1963 гг.) (Оп. 3, д. 8, 113 л.); Ф. Р - 1237. Похозяйственная книга № 1 с. Вырапаево Ромодановского района на 1976, 1977, 1978 п. (Оп. 4, д. 33, 96 л); Ф. Р-1349. Похозяйственная книга с. Енгалычево Дубенского района (1940-1942 гг.) (Оп. 1, д. 3, 86 л.); Ф. Р - 1349. Похозяйственная книга с. Енгалычево Дубенского района МАССР (1973-1975 гг.) (Оп. 3, д. 1, 48 л.); Ф. Р - 1349. Похозяйственная книга № 1. Испалком Енга-лычевского села Дубенского района (1980-1982 гг.) (Оп. 3, д. 18, 96 л.); Ф. Р - 2218. Похозяйственная книга с. Дворянско-Умысский Кочкуровского района (1943-1945 гг.) (Оп. 1, д. 2, 108 л.); Ф. Р - 2239. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств колхозников и выполнение ими обязательств перед государством (1936 г.) (Оп. 1, д. 5, 100 л.); Ф. Р - 2239. Похозяйственная книга № 7. основных производственных показателей хозяйств колхозников и выполнение ими обязательств перед государством на 1952, 1953, 1954 гг. (Оп.1, д. 959 л.); Ф. Р - 2378. Похозяйственная книга № 2 основных производственных показателей хозяйств единоличников д. Софьино Ельниковского района (1952 -1954 гг.) (Оп. 1, д. 43, 96 л.).

Также привлекались некоторые фонды Государственного архива Пензенской области (ГАЛО), содержащие сведения о пожарах, плодоводстве и огородничестве, обследование санитарного состояния селений и мероприятиях по предупреждению и прекращению эпидемических заболеваний: Ф. 9. Пензенский губернский статистический комитет. О пожарах, бывших по Пензенской губернии в 1873 г. (Оп. 1, д. 196, 322 л.); Ф. 9. Сведения о плодоводстве и огородничестве по губерниям за 1894 г. (Оп. 1, д. 609, 245 л.); Ф. 9. Сведения о крупном рогатом скоте за 1894 г. (Оп.1, д. 607, 105 л); Ф. Р - 85. Мероприятия по предупреждению и прекращению венерических
заболеваний. (Оп.1, д. 137, 198 л.); Ф. Р - 85. Сведения об обследование санитарного состояния селений Пензенской губернии на 1921 г. (Оп.1, д. 646, 92 л.); Ф. Р - 85. Санитарно-эпидемический отдел. 1923 г. (Оп. 1, д. 400,92 л.).

В работе нами использовался рукописный фонд архива Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Однако материал по русским здесь небольшой: по истории здравоохранения в Мордовии (РФГУНИИГН, И-147. Котков К. А. Народное здравоохранение в Мордовской АССР; И-1387. Фирстов И.И. Здравоохранение (1882-1916 гг.), материалы этнографической экспедиции, проводившейся институтом по населенным пунктам Мордовии в 1983 г.; И-1074. Лузгин А.С., Беляева Н.Ф., Разживин В.Ф. Отчет об этнографической экспедиции 1983 года; И-302. Материал по истории Мордовской АССР XVIII и XIX вв. Т.2. В методологическом плане по исследованию народной медицины нами использованы рукописи диссертаций Никоновой Л. И. И-1320. Никонова Л.И. Традиционные способы сохранения здоровья мордвы (Саранск, 1993); И-1496. Никонова Л.И. Этномедицина финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование) (Саранск, 2001).

Для проведения сравнительно-исторического анализа нами привлекались описания русского народа, составленные исследователями и путешественниками XVIII - XIX века: И.И. Лепехин (СПб., 1771), П.С. Паласе (СПБ., 1777), Н.И. Костомаров (СПб., 1887; М., 1992), А.И. Соколов (СПб., 1890). Кроме того, в работе использовался и фольклорный материал: Пословицы русского народа в сборнике Даля (СПб., 1879), Пословицы русского народа (М., 1957), а также Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Календарно-обрядовые песни и заговоры (Саранск, 1981).

В исследовании использовались данные всеобщих переписей населения с 1897 по 1989 годы. В работе привлечены данные из подворной переписи крестьянского хозяйства Пензенской губернии 1913 г., где содержится информация о земледелии, животноводстве, промысловой деятельности рус-
ских Инсарского, Керенского, Мокшанского, Наровчатского, Саранского уездов (Пенза, 1913). Ценные сведения о земледельческих занятиях русских Ардатовского, Атюрьевского, Темниковского, Теньгушевского районов содержатся в «Сборнике статистических сведений по Тамбовской губернии» (СПб, 1913). Из Списков населенных мест Пензенской (СПб, 1869), Тамбовской (СПб, 1866), Симбирской (СПб, 1863; Симбирск, 1913) губерний был извлечен материал о количестве русского населения и их дворов. Опубликованные статистические данные использовались для характеристики состояния системы здравоохранения в регионе, например из ежегодных отчетов земских органов (Вестник Симбирского земства, 1898, № 1).

Одним из основных источников являются полевые материалы, собраннее автором в русских селах и деревнях Республики Мордовия: с. Атюрьево, Вольноникольское, Дмитриев Усад, д. Русская Козловка, Русские Парки, Ку-риловка (Атюрьевский) район; с. Андреевка, Большие Поляны, Жабино, Ку-ракино, Михайловка, Смольково, д. Спасские Мурзы (Ардатовский); с. Атя-шево, Вечерлей, Киржеманы, д. Федоровка, Орловка (Атяшевский); с. Айки-но, Гарт, Елизоветинка, Нерлей, Петровка, Русские Найманы, Симкино (Болыыеберезниковский); с. Горки, Киржеманы, Протасово, Спасское, д. Гу-димовка (Большеигнатовский); с. Николаевка, Петровка, Чеберчино (Дубен-ский); с. Кабаново, Надеждино, д. Буданово, Комаровка (Ельниковский); с. Богдановка, Дубасово, Каргал, д. Киселевка (Зубово-Полянский); с. Казе-евка, Кочетовка, д. Красная Поляна, Свистовка (Инсарский); с. Апухтине, Гуляево, Ичалки, Камаево, Парадеево (Ичалковский); с. Нагаево, Паево, пос. Новые Авгуры, д. Студюный ключ (Кадошкинский район); с. Самаевка, Кочелаево, Русская Лашма, с. Рыбкино, пос. Красный Яр, д. Андреевка, Ва-сильевка (Ковылкинский); с. Булгаково, Дурасово, Новосельцево, Подлесная Тавла (Кочкуровский); с. Ефаево, Куликово, Селищи, д. Мироновка (Красно-слободский); с. Александровка, Владимировка, Смольково, Скрябино д. Акаевка, Анучино, Николаевка (Лямбирский); с. Болтино, Козловка, Старая Михайловка, Трофимовщина, д. Ивановка, Ханинеевка (Ромодановский);
с. Красный Клин, Кулишейка, Спасское, Тепловка, д. Александровка, Коче-товка, Надеждинка (Рузаевский); с. Верякуши, Мельцаны, Новая Федоровка, Старая Теризморга, д. Павловка, Хитровка (Старошайговский); с. Аксел, Ба-беево, Пурдошки, д. Бегишево, Дасаево, Лесное Плуксово, Сосновка (Темни-ковский); с. Веденяпино, Шокша, пос. Барашево, Дачный (Тенгушевский); с. Дракино, Жуково, Мальцеве (Торбеевский); с. Апраксино, Сорленей, Пи-чеуры Д. Обуховка, Семеновка (Чамзинский) район.

Информаторами выбирались в основном люди пожилого возраста, знающие традиционные обряды и отчасти их соблюдающие, владеющие методами и средствами народной медицины, способные рассказать о традиционной культуре. Обследование большого количества сел позволило автору собрать богатый материал, состоящий из описания обрядов, праздников, одежды, пищи и приемов ее приготовления, рецептов, заговоров, методов и средств лечения, фотографий и рисунков, как по материальной, так и по духовной культуре исследуемого этноса. Это позволило проанализировать традиционную систему жизнеобеспечения русского населения территории Республики Мордовия, а также выявить общее в системе жизнеобеспечения русских, мордвы и татар.

Цель исследования состоит в изучении и раскрытии традиционной культуры русских Республики Мордовия в системе жизнеобеспечения.

В соответствии с намеченной целью поставлены конкретные задачи:

— рассмотреть материальную культуру, влияющую на здоровье русских;

— изучить условия труда и быта, семейные обряды, праздники и здоровье этноса;

— обобщить представления о причинах заболеваний, выявить взгляды крестьянского мира на деятельность знахарей и колдунов, основные народные средства и методы лечения, лечебную магию и заговоры.

Территориальные рамки исследования. География исследования охватывает села Республики Мордовия, в которых проживает русское населе-
ние в районах: Атюрьевском Ардатовском, Атяшевском, Болыпеберезников-ском, Болыпеигнатовском, Дубенском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Инсарском, Ичалковском, Кадошкинском, Ковылкинском, Кочкуровском, Краснослободском, Лямбирском, Ромодановском, Рузаевском, Старошайгов-ском, Темниковском, Тенгушевском, Торбеевском, Чамзинском.

Хронологические рамки исследования: конец XIX-XX вв. - время, когда происходили активные изменения в материальной и духовной жизни этноса, позволяющие говорить о степени устойчивости тех или иных традиций. В ,ряде случаев для наиболее полной характеристики различных аспектов рассматриваемых вопросов нами привлекались данные, относящиеся к более ранним периодам.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической базой исследования явились труды отечественных ученых С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова, В.И. Козлова, Е.П. Бусыгина, А.С. Лузгина, В.Ф. Разживина, Ф.В. Вавилина, Л.И. Никоновой и др.

Методология данного исследования базируется на основополагающих принципах исторической науки: объективности, историзма, комплексности и системности. Наряду с традиционным для исторических исследований принципом сравнительно-исторического анализа для написания данного исследования использованы принятые в этнологии методы сбора материала: анкетирование и опрос населения.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первым обобщающим этнологическим исследованием материальной (поселения, жилище, одежда, пища, условия труда и быта, гигиена) и духовной (семейные обряды, праздники, народная медицина) культуры в системе жизнеобеспечения русских, проживающих на территории Мордовии. Впервые уделено внимание народным методам лечения (средства растительного, животного и минерального происхождения, физиотерапия, народная хирургия и помощь при травмах), лечебной магии и заговорам.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования
определяется возможностью использования его содержания для разработки теоретических и практических положений по решению проблем сохранения здорового образа жизни русского и других народов. Приводимая в нем информация позволяет осуществить разработку истории народной медицины русских, провести сравнительный анализ методов лечения, выделить рациональный опыт, который может быть использован в современной лечебной практике. Предлагаемая работа может послужить опорной базой для дальнейшего исследования, а также способствовать сохранности этих знаний как части культурного наследия народов России.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Для поселений русские выбирали ровные и возвышенные места, вблизи водоёмов и лесных массивов, удобные для проживания и хозяйственной деятельности. Выбором места для постройки жилища занимались в основном старшие поколения, с богатым жизненным опытом. Закладка дома и его постройка, переезд семьи в новый дом сопровождались магическими обрядами.

2. Одежда русских отличалась своими этническими особенностями (по покрою, цвету, украшениям). Она обеспечивала нормальную жизнедеятельность людей в природно-климатических условиях лесостепной зоны.

3. Русская кухня богата национальными традициями. Её ассортимент включает разнообразную пищу. Некоторые блюда были переняты у мордвы и татар, проживающих в близком соседстве.

4. Семейные обряды и праздники способствовали здоровому образу жизни.

5. Объективные условия исторического развития обусловили и способствовали развитию народной медицины. Происхождение болезней русские связывали с действием сверхъестественных сил, злых людей, колдунов, различного рода сглаза, порчи т.д. Лечением болезней занимались знахари, травники, костоправы, которые использовали биологические, методы воздействия, а также средства растительного, животного и минерального проис-

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23745.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.