У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Этнокультурные традиции татар—мишарей Республики Мордовия в системе ик жизнеобеспечени я
Количество страниц
280
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23756.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3
1. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТАТАР- МИШАРЕЙ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Выбор места для поселений. Обустройство жилища...24
1.2. Личная, семейная и общественная гигиена...51
1.3. Одежда...60
1.4. Питание...83
1.5. Условия труда и быта, семейные обряды и праздники...116
2. ЭТНОМЕДИЦИНА ТАТАР-МИШАРЕЙ
2.1. Историко-этнографические аспекты народной медицины и ее место
в системе жизнеобеспечения...158
2.2. Народные представления о причинах и сущности заболеваний...173
2.3. Лечение природными средствами...180
2.4. Народная хирургия и травматология...200
2.5. Психотерапевтические средства лечения. Знахари, колдуны
и крестьянский мир... 4...207
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...226
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...243
ПРИЛОЖЕНИЯ...280
Введение
Российская Федерация - многонациональное государство, на территории которого живет, как показала перепись населения 2002 г., около 150 раз-личных народов. Одним из многочисленных народов РФ являются татары. Татарская нация подразделяется на три этнотерриториальные группы: вол го-уральские, астраханские и сибирские татары. В составе волго-уральской группы выделяют субэтносы: казанские, касимовские татары, татары-мишари. Татары-мишари подразделяются на этнографические группы: северная, южная, лямбирская, приуральская (Татары, 2001 : 14). На территории Мордовии в настоящее время наиболее компактным районом расселения татар-мишарей является Лямбирский район (лямбирская группа мишарей). К этой группе примыкают мишари Ромодановского района. Другая группа мишарей Мордовии - темниковская. В нее входит татарское население Темни-ковского, Ельниковского, Краснослободского, Атюрьевского районов. Тата-ро-мишарские населенные пункты Инсарского и Рузаевского районов составляют инсарскую группу. Возможно, именно с подобным расселением на территории Мордовии диалектолог Н.Б. Бурганова выделяет четыре говора мишарского диалекта: темниковский, лямбирский, рузаевский и сургодский (Бурганова, 1962:93).
Татары-мишари - одна из основных этнографических групп, в связи с особенностями своей этнической истории, обладающая рядом специфических этнокультурных черт, часть которых связана длительными контактами с мордовскими племенами. В связи с этим показательным будет изучение этнокультурных традиций татар-мишарей, проживающих на территории Мордовии.
В 1857 г. на территории края насчитывалось 51 800 татар-мишарей обоего пола (Списки населенных мест Российской империи, 1869 : 1—119; Список населенных мест Симбирской губернии, 1863 : 1-99; Список населенных мест Тамбовской губернии, 1866 : 1-186; Статистические сведения по Тамбовской губернии, 1883 : 1-96). По материалам 1-й Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., на территории Мордовии проживало 48 674 та-
тар-мишарей, из них 48 314 - в сельской местности, в городах - 180 мишарей (Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897). По данным 1-й Всесоюзной переписи населения 1926 г. численность татарского населения составила 56 843, из них 56 441 человек проживали в сельской местности, в городах - 402 (Всесоюзная перепись населения 1926 г., 1928). По данным переписи 1959 г. в Мордовии проживало 38 636 татар, из них 32 820 - в сельской местности, 5 816 - в городах (Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР, 1963). По данным очередной переписи 1970 г. общая численность татарского населения составила 44 954, из них 33 878 - в сельской местности, 11 076 — в городах (Всеобщая перепись населения 1970 г., 1976). По переписи 1979 г. проживало 45 765 татар-мишарей, из них 30 860 в
("# сельской местности, 14 905 - в городах (Численность и состав населения
СССР по данным всесоюзной переписи 1979 г., 1985). По данным переписи 1989 г. в Мордовии проживало 47 328 татар, из них 26305 — в сельской местности, 21 023 - в городах (Всесоюзная перепись населения 1989 г., 1990).
Актуальность темы исследования. В последние годы в России наметилась устойчивая тенденция к росту превышения показателей общей смертности над рождаемостью, что связывается с рядом причин (ухудшением экологии, медицинским обслуживанием, другими социальными проблемами).
'¦* Становится очевидным, что вопросы сохранения жизни представителей лю-
бого этноса нельзя решать в отрыве от конкретной среды обитания и взаимосвязей между обществом и природой, от природно-климатических условий, материальной и духовной культуры, хозяйственной деятельности и других факторов жизнедеятельности (образа жизни, бытовых привычек, поведенческих причин, физической активности). Следует отметить и быстрый процесс урбанизации населения, тогда как сельские жители были и остаются основными носителями традиционной культуры. Как показывает исторический
\Ф, опыт, искусственное разрушение традиций жизнеобеспечения в конечном
счете, ведет к исчезновению этнической общности. В связи с этим изучение системы жизнеобеспечения народов, проживающих на территории Мордо-
вии, в частности татар-мишарей, приобретает особую актуальность. В современных условиях очень важно использовать опыт организации жилой среды, например при планировке поселений, проектировании и строительстве новых домов в сельской местности. Важно также учитывать народные традиции в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, в трудовой деятельности, семейных отношениях и межнациональных контактах. Актуальность изучения народной медицины как части системы жизнеобеспечения татар-мишарей обусловлена тем, что она вобрала в себя многовековой опыт человеческой деятельности, знания об окружающем мире; многие ее достижения могут использоваться в современной медицине.
Объект исследования — система жизнеобеспечения татар-мишарей Республики Мордовия.
Предмет исследования - материальная (поселения, жилище, одежда, пища, условия труда и быта, гигиена) и духовная (семейные обряды, праздники, народная медицина) культура в системе жизнеобеспечения татар-мишарей.
Степень научной разработанности проблемы. Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей.
Начало целенаправленного изучения татар связано с открытием Казанского университета, и вполне естественно, что его ученые в первую очередь сосредоточили свое внимание на той группе татар, которые проживали в непосредственной близости от этого научного центра, то есть казанских татарах. К.Ф. Фукс сплотил вокруг себя кружок любителей краеведения, собранные ими материалы печатались в газете «Казанские известия», в журналах «Казанский вестник», «Заволжский муравей», а также в «Казанских губернских ведомостях». К.Ф. Фукс в своей работе «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» (Казань, 1844) описывал быт купечества, свадебные обряды, праздники, останавливался и на комплексе женских украшений. Хотя это описание краткое и неполное, все же часть украшений
дается им с детализацией (с. 17). Фукс отмечал, что «...татары менее страдают болезнями, нежели русские» и далее коротко сообщал об одном из косметических средств у татар (с. 139). Однако конкретного материала о татарах-мишарях работа в себе не несет.
Среди работ о татарах-мишарях, опубликованных в XIX в. немалый интерес представляет исследование Н. Глебова «О татарах Пензенской губернии». В ней автор рассматривал внутреннее убранство жилища, традиционную одежду, их душевные качества, образование, описал татар-мишарей с. Азеево Темниковского уезда Тамбовской губернии, татар с. Новоузень Самарской губернии. Он пришел к выводу, что татары жили чище других народов края, одеты в более дорогие наряды, очень гостеприимные и щедрые (Пенза, 1860). В работе Н. Прозина «Татары и татарские деревни» содержатся сведения о расселении татар-мишарей в Инсарском, Краснослободском, Саранском уездах. Автор отмечал, что большинство татарских деревень расположены на ровных низменных местах. Он же показал отличия татарских домов от русских, отметил, что в татарских домах не встретишь грязной посуды и белья (Пенза, 1866).
У татар, как и у всех других народов края, до Советской власти приемы и средства народной медицины являлись нередко единственной и основной формой помощи при заболеваниях. Об этом свидетельствует ряд научных работ, касающихся данной проблемы, появившихся в XIX в.: работа Ф. Лоевского «Полный настоящий простонародный лечебник» (М, 1866); книга К. Насыри (Насырова) «Поверья и приметы казанских татар» (Казань, 1880); «Полезные свойства растений» (Казань, 1888). Так, В. И. Ламанским была написана статья о ворожее — татарке из с. Лебедяни, по которой был произведен розыск, и из сыскных речей узнаем, «каким образом эта женщина ворожила» (Ламанский, 1893 : 365). Фасидин бин Мелла Махилдин в Казани издал книгу «Холера: меры и средства защиты от нее» (1893), им подробно описывались меры предохранения от заболевания, сама болезнь, виды и способы дезинфекции зараженных мест.
Вопросам переселений и расселений татар-мишарей, хозяйственной деятельности, культуре и быту посвящены издания конца XIX в. Работа В.Э. Красовского «Алатырская старина» (М., 1895) важна тем, что указывал направления передвижения татарских мурз мордовского края в Поволжском регионе. В.К. Магницкий в работе «Несколько данных о мишарях и их селениях» дает описание казанских, карсунских, буинских татар. Он отмечал, что «Мишари из с. Ломаты Ардатовского уезда (ныне Дубенского района) отличаются от казанских татар по языку, внешнему виду (они крупного размера, волосы у них светло-русые, глаза серые), хозяйству (богаты постройками), занятиям (занимаются отхожим промыслом), а также описывал их мужскую и женскую одежду (Магницкий, 1896 : 252-253). Интересна работа о мишарях Г. Ахмарова «О языке и народности мишарей» (Казань, 1903), в которой автор сообщал, что «Мишари Инсарского, Краснослободского, Сергачского, Темниковского уездов называют себя татарами, а нижегородских — настоящими мишарями» (с. 119). Автор приводит отличия между казанскими татарами и мишарями разных уездов по языку (с. 120-123), он описывает наружность и душевные качества мишарей (с. 149), хозяйственную деятельность (земледелие, скотоводство, развита торговля, мало — охота) (с. 152), пищу, одежду (с. 153). Из числа работ начала XX в. необходимо отметить работы Н.Ф. Катанова, Я. Д. Коблова. Татарским украшениям посвятил ряд небольших статей Н.Ф. Катанов. Например, в статьях «Несколько слов по поводу русских и татарских перстней, принадлежащих А.С. Сухареву и А.Т. Соловьеву» (Казань, 1904) и «О предметах украшений татарских женщин» (Казань, 1907) он пишет, что «украшения носили не только для красоты, но и в качестве оберега от злых духов и многих неприятностей; на татарских перстнях записаны слова, которые имели особый смысл» и называл их «муташабигат», т.е. иносказательными (с. 13). Сходна по характеру с этими работами и статья Н.Ф. Высоцкого «О некоторых новых типах оберегов и об одном татарском амулете», в которой он рассматривает серьги казанских татарок не как предмет украшения, скорее всего как татарский амулет (Казань,
1909). В статье Я.Д. Коблова «Религиозные обряды и обычаи татар-магометан» (Казань, 1908) раскрываются религиозные обряды при важнейших событиях в жизни человека (вступление в брак, рождение ребенка и т.п.), часть которых имеет отношение и к нашей работе. Например, рассматривается циркумцизия (обрезание): «операцию эту редко проводят муллы... этим делом занимаются особые специалисты «бабай» и переходят для совершения обрезания из одной деревни в другую... в некоторых местностях должность передается по наследству. В ней же отмечается сходство этих методов и приемов у различных народов. В работе Я.Д. Коблова «Мифология казанских татар» рассматриваются верования не только татар-мусульман, но и крещеных татар, он подчеркивает разнообразие старинных народных пове- рий, гаданий и примет и делает вывод о том, что люди верят в сверхъестественную силу колдунов. Он рассматривает целый ряд суеверных обрядов и обычаев, ворожбу, лечение при помощи нее, отмечая, что «...среди татар особенно распространено лечение путем наговора, ворожбы и другими способами» (Коблов, 1910 : 457). Однако и эти публикации не несут информации о татарах-мишарях.
Советский период ознаменовал новый этап в деле изучения культуры и быта татарского народа. Этот период характеризуется широким накоплением фактического материала и попыткой его научной интерпретации. Работа С.Ф. Ташкина «Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатеринской законодательной комиссии» посвящена нерусскому населению России, в том числе и мишарям. В ней можно почерпнуть интересные данные о расселении, экономическом положении служилых татар, их хозяйственной деятельности (Казань, 1922). Интерес для нас представляет работа М. Губайдуллина и К. Губайдуллина «Пища казанских татар». Авторы отмечают, что «Способы приготовления некоторых блюд у татар-мишарей и у казанских татар отличаются. Мишари не умеют готовить настоящих беле-шей, какие делаются казанскими татарами» (Казань, 1927 : 24).
Наиболее значительным и обстоятельным по исследованиям традици-
онного жилища и анализу санитарно-гигиенических норм проживания у татар-мишарей является сборник «Сельское жилище» (М., 1928), который был издан на основе исследований органов здравоохранения. Так, например, в статьях СВ. Глотова «Изба и быт» и А.Ф. Рудольфи «Крестьянская изба в Центральной губернии» подчеркивается, что у татар Нижегородской губернии преобладал открытый, с санитарной точки зрения более удачный тип двора, также приводятся данные по внутреннему убранству жилищ.
Н.И. Воробьев в работе «Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования)» (Казань, 1930: 81) описывает значение бани в татарском быту, их типы, строения и др.
Среди работ послевоенного времени следует отметить о происхожде- нии татар-мишарей монографию Т.А. Трофимовой «Этногенез татар Поволжья в свете данных по антропологии» (М., 1949). Автор приводит значительный материал по антропологическим типам мишарей. Необходимо отметить книгу Н.И. Воробьева «Казанские татары: Этнографическое исследование дооктябрьского периода» где автор подробно описывает природные условия места обитания татар, рассматривает жилища, поселения и хозяйственные постройки, одежду и украшения, пищу, занятия и промыслы татар (Воробьев, 1953).
Расселению и истории татар-мишарей в Мордовском крае посвящены ряд работ известного историка М.Г. Сафаргалиева. В 1963 г. М.Г. Сафаргалиев в статье «К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях)» отмечал, что «...быт, культура мишарей, изучаются, к сожалению лишь от случая к случаю» (Сафаргалиев, 1963 : 66). Между тем, они играли и играют заметную роль в жизни республики. В конце 1950-х — начале 1960-х г. Казанский филиал АН СССР организовал диалектологическую и фольклорную экспедиции в Мордовию в места компактного проживания татар.
Обширный материал по исследуемой проблеме обобщен в коллективной монографии «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» (М., 1967). В ней подробно описываются традиционное жилище, хозяйственные постройки,
пища, утварь, одежда, семейные обряды татар-мишарей, в том числе и проживающих на территории Мордовии. В татаро-мишарской свадьбе рассматриваются кулаткинский и темниковский варианты свадьбы, праздники. Во-просы традиционной медицины в данной работе освещаются весьма скупо. Проанализированы функциональные особенности культа предков и верований татар-мишарей.
Наиболее значительным и обстоятельным исследованием является монография Р.Г. Мухамедовой «Татары-мишари» (М., 1972), в которой автор анализирует материальную и духовную культуру мишарей второй половины XIX - середины XX в. проживающих на территории Мордовии - расселение, жилище и его декоративное оформление, хозяйственные постройки, пищу и утварь, одежду татар Инсарского, Лямбирского, Темниковского районов. Описана темниковская свадьба, представлены основные этапы свадебного обряда, содержатся сведения о родильных обрядах. Интересна для нашей темы глава «Духовная культура», посвященная обрядам в честь различных духов, имеющих отношение к народной медицине (лечебной магии). В верованиях мишарей, как и других народов, некоторые болезни имели своих духов и могли быть излечимы через жертвоприношения. Рассматривается также лечение некоторых болезней средствами животного происхождения, загово- рами (Мухамедова, 1972).
Исследование национальных явлений невозможно без детального анализа количественных параметров различных этносов. В.И. Козлов в книге «Этническая демография» отмечает, что последние годы на стыке демографии и этнографии сложилась новая научная дисциплина «промежуточного типа» — этническая демография. Главным ее объектом являются народы (этнические общности), а центральной задачей — изучение особенностей из воспроизводства методами демографической науки (М., 1977 : 38, 53).
Основные этапы этнической истории татарского народа от начала проникновения в Среднее Поволжье тюркоязычных племен и до образования татарской нации проанализировал А.Х. Халиков в своей монографии
«Происхождение татар Среднего Поволжья и Приуралья» (Казань, 1978). Им рассматривалась и проблема татар-мишарей Поволжья и конкретно мордовского края.
В 1980-е - 1990-е г. интерес к татарам-мишарям возрастает. В связи с этим, полезные сведения для нашего исследования содержатся в работах Д.И. Исхакова «Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII - XIX вв. (СЭ, 1980, №4), где автор рассматривает демографические процессы и расселение татар, останавливается на аспектах традиционной культуры татар. Работа СВ. Сусловой «Женские украшения казанских татар» представляет собой первое исследование, посвященное женским украшениям татар. В ней определены основные типы украшений, выявлена история их происхождения. Внимание уделено региональным и возрастным комплексам украшений, их связи с традиционной одеждой (М., 1980). Н.А. Халиков в работе «Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX — начало XX в.» подробно рассматривает занятия (земледелие, животноводство, садоводство, огородничество, собирательство, пчеловодство) (М., 1981). В его исследовании «Хозяйство татар Поволжья и Приуралья» дается описание и характеристика хозяйственных построек (кладовых, клетей, помещений для помола зерна) Зубово-Полянского и Инсарского районов (Казань, 1995). В другой работе «Промыслы и ремесла татар Поволжья и Приуралья» (Казань, 1998) автор рассмотрел национальные, субэтнические особенности промысловой и ремесленной деятельности поволжских татар (татар-мишарей Инсарского, Саранского, Краснослобод-ского, Темниковского уездов), на основе анализа обширного материала выделил причины развития промыслов, произвел их классификацию.
В книге Р.К. Уразмановой «Современные обряды татарского народа» анализируются обряды, ритуалы, праздники, связанные с событиями как общественной, так и семейной жизни, рассмотрены традиционные свадебные обряды различных групп татар в сравнительном аспекте (Казань, 1984). Подробные сведения об одежде находятся в книге СВ. Сусловой и
Р.Г. Мухамедовой «Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX в.): Историко-этнографический атлас татарского народа» (Казань, 2000). В ней отражены развитие и распространение основных типов и вариантов народного костюма (головных уборов, одежды, обуви, украшений), выявлены его этнотерриториальные, этноконфессиональные и возрастные комплексы, общие и отличительные черты у разных групп татар, в том числе имеются сведения и по татарам-мишарям.
В работе Ф.Т. Валеева «Сибирские татары» показывается состояние материальной и духовной культуры в начале XX в., описываются подробно свадебные обряды; в главе «Духовная культура» описывается народная медицина, которая имеет сходные черты с народной медициной татар-мишарей Мордовии, сообщаются сведения о причинах появления болезней (Валеев, 1993 : 164). Р. Бушков в брошюре «Баня по-казански» (Казань, 1993: 4) пишет об истории появления бань в крае со своими банными традициями Татарстана, разновидностях бань и секретах банных оздоровляющих процедур. В статье С. Шариповой «Храни меня мой талисман» (Казань, 1994) есть сведения об украшениях, носимых в качестве оберега. Некоторые сведения по народной медицине татар можно извлечь из других ее публикаций «Тайны здоровья», в которой отмечает, что «книги, содержащие глубокие познания в области медицины, по всей вероятности, были уничтожены Иваном Грозным после покорения им Казанского ханства, так как первым делом он сжег все древние рукописи и книгохранилища. По неподтвержденным данным, книга по врачеванию, написанная в XII веке в Волжской Булгарии, хранится в библиотеке Багдада. Есть и другая причина того, что древних книг и не осталось: до 1930 года булгары-татары пользовались арабской графикой, правительство же запрещало хранить такие книги в доме под страхом наказания. Интерес к их изучению появился только в последнее время» (Шарипова, 1996 : 141). Сведения о духовной культуре татар имеются в монографии Г. М Давлетши-на «Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период (X - нач. XIII вв.)» (Казань, 1990).
Одной из наиболее значительных работ по данной теме является вышедшая в 2001 г. коллективная монография «Татары» (М., 2001). В ней приводятся сведения о материальной и духовной культуре, расселении и демографии темниковской и лямбирской этнографических групп мишарей.
В последнее десятилетие татары-мишари стали исследоваться и учеными Мордовии. Сведения о численности татарского населения Мордовии содержатся в статье В.Ф. Разживина «Динамика сельского населения Мордовской АССР (1926-1979)» (Саранск, 1982), в публикациях В.Н. Семиной «Динамика численности татарского населения Мордовии в первой половине XIX века» (Саранск, 1997 : 148-149), «Численность и расселение татар-мишарей на территории Мордовии по данным VII ревизии (1816г.)»
ц (Саранск, 1998 : 136-137). В работе В.Ф. Вавилина «Количественная оценка
современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР» разработаны казуальные модели функционирования основных компонентов этнической культуры: языка, материальной и духовной культуры (Вавилин, 1989). Современная свадьба татар-мишарей Лямбирского района подробно описана в статье М.М. Акашкина «Современные татарские свадебные обряды» (Саранск, 1999). В его статье «Традиционные свадебные обряды мордвы и татар-мишарей Республики Мордовия» кратко рассмотрены общие и отличи-
*Ш тельные черты мордовской и татарской свадеб (Сыктывкар, 1999). В статье
И.Д. Биккинина и Н.В. Заварюхина «Татары-мишари Саранского уезда по ландратской переписи 1716 - 1717 г.» содержится информация о служилых мурзах Саранского уезда (Саранск, 1998). В работах Н.Ф. Мокшина анализируются мордовско-тюркские этнические связи и заимствования. В публикации Н.В. Бутылова также дается попытка разграничения тюркских заимствований в мордовских языках, рассматривается история мордовско-тюркских контактов. В последнее десятилетие изучением и систематизацией народной ^ медицины татар занимается доктор исторических наук, этнограф
Л.И. Никонова. Ее монографию «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения» (Рузаевка,
2000) можно назвать первым опытом систематизации сведений по народной медицине тюркских народов, в том числе татар. Автору удалось собрать и классифицировать обширный материал по траволечению, лечению средствами животного и минерального происхождения, физиотерапевтическим и хирургическим методам и средствам. Существенной деталью в жилищном ансамбле татар была и остается баня, ей они отводят значительную роль в сохранении и укреплении здоровья. В книге Л.И. Никоновой и И.А. Кандриной «Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: истори-ко-этнографическое исследование» (Саранск, 2003) впервые сделана попытка рассмотреть баню в комплексе системы жизнеобеспечения, приводятся примеры лечения различными средствами. Однако эти книги не несут в себе ин-
^ формации о татарах-мишарях Мордовии.
Историографический анализ свидетельствует, что хотя сложные и многогранные аспекты жизнеобеспечения (хозяйственная деятельность, жилище, одежда, пища) татар-мишарей уже привлекали внимание исследователей, однако до настоящего времени не были предметом специального изучения. Это относится особенно к таким сторонам исследуемой проблемы, как функционирование традиций и обрядов, связанных с выбором места расселения и поселения; характеристика традиционной одежды и питания, условия
'•& труда и быта; особенности личной, семейной и общественной гигиены и
этномедицины, бытования традиционных календарных и семейных праздников татар-мишарей.
Источниковая база исследования. Данная работа опирается на архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (далее — ЦГА РМ), государственном архиве Пензенской области (далее - ГАПО), рукописном фонде Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Прави-
.^ тельстве Республики Мордовия» (далее — РФ ГУНИИГН), опубликованные
документы и статистические материалы, данные полевых исследований.
Материалы по статистике заболеваний, оказанию врачебной помощи, о мерах по предотвращению заболеваний, финансировании здравоохранения, о медицинском персонале содержится в Центральном государственном архиве Республики Мордовия в Ф. Р - 126. Протоколы 13 сессии Алтарского сельского совета депутатов трудящихся Лямбирского района МАССР 7 созыва (Оп. 1, д. 17, 58 л.); Ф. Р - 415. Постановления и протоколы заседаний исполкома и Чрезвычайного штаба Ковылкинского района по борьбе с эпидемией натуральной оспы» (Оп. 1, д. 48. 173 л.); Ф. Р - 415. Протоколы заседания исполнительного комитета Ковылкинского района о мероприятиях по предупреждению и заболеваемости септической ангиной (Оп. 1, д. 173. 123 л.); подобные материалы содержат и другие фонды: Ф. Р - 435. Протоколы заседаний по сведениям о малярии по районам Республики (Оп. 1, д. 2. 274 л.); Ф. Р - 435. Министерство здравоохранения МАССР (Оп. 1, д. 12. 62 л.); Ф. Р - 435. Капитальные вложения по здравоохранению в МАССР (Оп. 1, д. 7. 26 л.); Ф.Р — 435. Протоколы заседаний по желудочно-кишечным инфекциям (Оп. 1, д. 21. 189 л.); Ф. Р - 435. Протокол совещания медицинских работников при Зубово-Полянской больнице (Оп. 1, д. 22. 56 л.); Ф. Р - 435 Статистические сведения о количестве больниц, штатах, наличие и потребности врачей (Оп. 1, д. 58. 147 л.); Ф. Р - 435. Статистические сведения о движении острозаразных заболеваний и по проведению профилактических прививок по районам МАССР (Оп. 3, д. 7. л. 13-68); Ф. Р - 435. Отчет перед обкомом ВКП (б) о эпидемическом состоянии Республики и о принятии срочных мер борьбы с инфляцией. Сведения о состоянии больниц и других лечебных учреждений за 1938 - 1939 г. (Оп. 3, д. 15. л. 32-66); Ф. Р - 435. Сведения о санитарно-эпидемическом состоянии и противоэпидемических мероприятиях по МАССР. Списки фельдшерско-акушерских пунктов, диспансеров, городских и сельских больниц (2-3 ноября 1939 г.) (Оп. 3, д. 19. 165 л.). О профилактической работе с заболеваниями по трахоме имеется материал в Ф. Р - 1083. Протоколы заседаний президиума Дубен-ского райисполкома, Мордовской Автономной области, Средне-Волжского
края (1934 г.) (On. 1, д. 25. 73 л.); Ф. Р - 1083. Протокол о проведении профилактической работы среди населения по борьбе с трахомой (1949 г.) (Оп. 1, д. 283. 89 л.); Ф. Р - 1083. Протокол о мероприятиях по ликвидации трахомы по Дубенскому району(5 февраля 1951 г.) (Оп. 1, д. 296. 167 л); Ф. Р - 1083. Протокол о ликвидации трахомы в районе (от 17 августа 1953 г.) (Оп. 1, д. 305. 59 л.); Ф. Р - 1083. Планы, протоколы, решения постоянной комиссии по народному образованию, культуре, здравоохранению и соц-обеспечению (14 июля 1977 - 20 сентября 1979 г.) (Оп. 1, д. 817. 267 л.); подобные сведения содержатся в Ф. Р - 1291. Протоколы заседаний Исполнительного комитета Алтарского сельского совета за 1959 — 1965 г. (Оп. 3, д. 14. 96л); Ф. Р - 2023. Квартальные сведения о важнейших эпидемических заболеваниях (1 января 1941 - 31 января 1942 г.) (Оп. 1, д. 1. 207 л.); Ф. Р - 2023. Отчеты врачебных участков о противоэпидемических заболеваниях по Рузаевскому району за 1951 г. (оп. 1, д. 10. 174 л.); Ф. Р - 2023. Отчеты отдела здравоохранения острозаразных заболеваний за 1952 — 1953 г. (Оп. 1, д. 14а. 254 л.); Ф. Р — 2023. Отчеты о движении инфекционных заболеваний и о профилактических мероприятиях (1 января — 31 декабря 1955 г.) (Оп. 1, д. 41. 339 л.); Ф. Р - 2032. Отчеты по борьбе с трахомой (1 января -31 декабря 1947 г.) (Оп. 1, д. 4. 87 л.); Ф. Р - 2032. Отдела здравоохранения Исполнительного Комитета Лямбирского районного совета депутатов трудящихся за 1953 г. (Оп. 1, д. 20. 108 л.); Ф. Р - 2048. Отчеты о движении заразных заболеваний (1 февраля - 31 декабря 1947 г.) (Оп. 1, д. 2. 330л.); Ф. Р — 2048. Годовой отчет о работе по здравоохранению (1 января — 31 декабря 1952 г.) (Оп. 1, д. 3. л. 20-52). Были привлечены фонды о состоянии дворовых хозяйств Республики Мордовия: Ф. Р — 547. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Тат-Пишлинского сельского совета (1 января - 31 декабря 1936 г.) (Оп. 3, д. 1. 97л.); Ф. Р - 547. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Тат-Пишлинского сельского совета (1 января - 31 декабря 1951 г.) (Оп. 3, д. 22. 25 л.); Ф. Р - 547. Похозяйст-
венная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Тат-Пишлинского сельского совета (1 января 1980 — 31 декабря 1982 г.) (Оп. 3, д. 272. 97 л.); Ф. Р - 550. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Верхний и Нижний Урледим Палаевского сельского совета (1 января 1955 - 30 января 1951 г.) (Оп. 2, д. 3. 96 л); Ф. Р - 1291. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Алтарского сельского совета Лямбирского района МАССР (1940 - 1942 г.) (Оп. 2, д. 7. 249 л.); Ф. Р - 1291. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих Алтарского сельского совета Лямбирского района МАССР (1 января - 30 декабря 1935 г.) (Оп. 2, д. 2. 249л; д. 5. 92 л.); Ф. Р — 2152. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих д. Татарская Велязьма Атюрьевского сельского совета Атюрьевского района МАССР (1 января 1941 -31 декабря 1945 г.) (Оп. 2, д. 14. 23 л.; д. 15. 22 л); Ф. Р - 2152. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих д. Татарская Велязьма Атюрьевского сельского совета Атюрьевского района МАССР (1973-1975г.) (Оп. 2, д. 371. 53 л); Ф. Р - 2217. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Татарский Умыс Кочелаевского сельского совета Кочку-ровского района (1 января 1955 - 31 декабря 1957 г.) (Оп. 1, д. 5. 95 л.); Ф. Р - 2217. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Татарский Умыс Кочелаевского сельского совета Кочкуровского района (1 января 1964 - 31 декабря 1966 г.) (Оп. 1, д. 51. 97 л.); Ф. Р — 2414. Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств рабочих и служащих с. Верхний Пишляй Стрельниковского сельского совета Атюрьевского района (1955 -1957 г.) (Оп. 1,д. 55. 46 л.).
В работе привлекались некоторые фонды Государственного архива Пензенской области, содержащие сведения о хозяйственной деятельности та-
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23756.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
25.03.24
Семантическая классификация фразеологизмов с теологическими и ’ f/ демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Принципы определения ареала фразеологизмов с теологическими, демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Идея Божественного и демонического в аспекте философских традиций
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.