У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Социокультурные аспекты гендернын проблем в России история и современность
Количество страниц 399
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23763.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение и история вопроса...3

Глава I. Историография...23

Глава II. Генезис и особенности формирования половой дифференциации в разных исторических, этнокультурных и конфессиональных средах...59

Глава III. Особенности тендерной ситуации в дореволюционной России: борьба за равноправие женщин...102

Глава IV. Государство и семья в России в советскую

и постсоветскую эпохи...162

Глава V. Современная тендерная ситуация в России: ценностные ориентации, «идеальные представления», духовные приоритеты...216

Глава VI. Тендерные аспекты изучения стереотипов религиозных представлений и образа жизни современных россиян...313

Заключение...:...375

Приложение...382

Библиография...399

Введение

Постановка проблемы. Культура любого народа - от ведущих традиционный образ жизни до развитых индустриальных обществ - насыщена половым символизмом, отчетливо проявляющимся как в материальной, так и в духовной областях. Стереотипы поведения мужчин и женщин, формы брака, половозрастные обычаи, половая стратификация и т.п. варьируют в весьма широком диапазоне и, будучи нормальными и приемлемыми в одной культуре, оказываются совершенно недопустимыми в другой. Важно понять, откуда проистекает статусное неравенство полов, как преломляется биологическое начало в культуре и социуме. Эти и подобные им вопросы все чаще адресуются сегодня исследователям, призывая их активизировать свой научный потенциал и найти решения сложнейших проблем при помощи комплексного подхода к исследованию половой дифференциации в разных исторических, социальных и этнокультурных средах.

Половой диморфизм во многом определяет различия индивидуальных поведенческих и семейных моделей, жизненных стратегий человека. Однако достижения современной медицины, в результате которых появилась возможность изменять человеческий пол, а в недалеком будущем, вероятно, и возможность изменять его биологические репродуктивные функции, еще раз напомнили человечеству о необходимости глубокого переосмысления сложившихся представлений о поле, о роли мужчин и женщин в семье и обществе. В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет пол, как «одну из родовых половин». В английском языке разделяются понятия «sex» (биологический пол) и «gender» — «ген-дер» (социальный пол). Наиболее адекватным по смыслу является русское словосочетание «социальные отношения пола» или «социально-организационные отношения между полами».

Современная гендерная концепция находится в процессе становления. Выделяются несколько понятий, обозначающих устойчивые нормы «мужского» и «женского»: «гендерная культура», «гендерная система», «гендерная социализация», «гендерные роли». Различия существуют прежде всего в социологической или культурологической трактовке понятия тендер. Социологи акцентируют внимание на выделении его социальных характеристик (статуса, позиций), культурологи и культурные антропологи останавливаются в первую очередь на рассмотрении его культурных характеристик. Но и в социологии, и в культурной антропологии тендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с понятиями «класс», «этнос» и другими, организующими социальную систему. Как считают социологи Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина, тендер - это социальный статус, который обусловливает индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные и репродуктивные роли мужчин и женщин.

Понятия «мужское» и «женское» в культуре не являются раз и навсегда зафиксированной данностью: они достаточно подвижны и различаются в тех или иных социокультурных средах, а, кроме того, эволюционируют в соответствии с историческими, социально-экономическими и политическими изменениями. Гендерные исследования в сфере этнологии призваны изучать эти трансформации, включая весь спектр полоролевых моделей поведения индивида, в том числе его социальный и семейный статус.

Необходимо отметить, что тендер действует в определенной культурной среде, которая оказывает сильнейшее влияние на его развитие. Анализ специфического набора гендерно-культурных характеристик, которые определяют весь спектр поведения мужчин и женщин, их взаимоотношений между собой, дает системное культурологическое и историческое понима-

ние тендера. Подобное рассмотрение тендера характерно, например, для Т.М. Клименковой и Н.Л. Пушкаревой.

В настоящее время наиболее продуктивным при изучении гендерных проблем представляется синтез социологического, антропологического и психологического подходов. И. Гоффман ввел понятие «гендерного дисплея», то есть множества проявлений культурных составляющих пола. По его мнению, размытые коды проявляются, «всплывают» именно в социальном взаимодействии. Такого понимания тендера придерживаются философы О.А. Воронина и Е.Н. Шапинская.

Несмотря на общие моменты в понимании тендера, позиции социологов и антропологов все же различаются в интерпретации этого понятия. Так, для социологов ближе изучение «гендерных систем», «гендерного социума», «гендерных ролей», для культурных антропологов - «тендерной культуры». Психологи обязательно вводят в изучение тендера понятие «тендерной идентичности». Важным направлением в изучении тендера в культуре является и рассмотрение феноменов гендерного сознания, представленных понятиями «тендерная идентичность», «тендерные стереотипы» и т.д. (И.А. Жеребкина, М.Ю. Арутюнян, Е.И. Горошко и др. Уровень «тендерной асимметрии» рассматривается в сферах занятости и управления (Ирина Колабихина, З.А. Хоткина, Е.Б. Мезенцева и др.), политики (Л.Т. Шинелева, С.С. Айвазова и Н.А. Шведова).

Таким образом, несмотря на общие моменты понимания тендера, концепции социологов и антропологов все же различаются в интерпретации этого понятия. Так, для социологов ближе изучение гендерных систем, для культурных антропологов - «тендерной культуры».

В самом же понятии «тендерная культура» различаются диахроническое и синхроническое измерение тендера. В первом случае акцент делается на изучение тендерной социализации как освоения половой субкультуры (очень успешно в этом направлении работает И.С. Кон), во втором — иссле-

дуется в первую очередь тендерная система как структура социальных отношений между полами (Е.А. и О.М. Здравомысловы, М.М. Малышева и
В психологии различаются тендерные роли, которые многообразны и

изменчивы не только в пределах разных, но и в пределах одной культуры. Иными словами, тендерные роли в обществе диктуются прежде всего устройством общества и его культурой, а не только предопределены полом, как считают некоторые представители биологического детерминизма.

В целом, тендерные исследования как самостоятельная дисциплина находятся в стадии становления. Наиболее плодотворным, на взгляд диссертанта, является комплексный, междисциплинарный подход. Именно в этом ключе рассматриваются проблемы диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертации и предмет. В представленной работе будет сделана попытка на сравнительном этнологическом, социологическом и историко-культурном материале выявить особенности формирования основных тендерных моделей в современной России (прежде всего в городской среде) с присущей им вариативностью половых ролей, социальных норм и статусов, типов поведения мужчин и женщин.

Диссертант учитывает различия в скорости протекания тендерных процессов в разных регионах нашей страны. Так, если для Москвы и других крупных городов России ведущими тенденциями становятся размывание тендерных нормативно-регулятивных функций, исчезновение ряда традиционных атрибутов, присущих полу, то в провинции эти явления только набирают силу. В то же время следует отметить, что для молодежной среды в целом, независимо от региональной специфики, характерны общие процессы биархатизации. С таких позиций будет рассматриваться эволюция норм, отношений и представлений об отношениях между полами в современном российском обществе. При этом изучаются не абстрактные мужчина и женщина, а мужчина и женщина в конкретном историко-

культурном контексте, что обусловлено представлением автора о более значимом влиянии социальных и культурных факторов на особенности взаимодействия полов, чем частная, хотя и очень важная, область мужской и женской психологии.

При этом отнюдь не игнорируется роль психологических факторов в процессе формирования тендерной идентичности, тем более, что с ними напрямую связаны новые тенденции, реализующиеся сейчас в тендерной сфере, - возрастание значения индивидуальности (вне зависимости от пола человека), более того, персонификация в реалиях современного общества. В связи с этим именно индивидуальные потребности человека, а не традиционные, часто внешние для него тендерные нормы и стандарты, начинают определять не только весь спектр его поведения, но и жизненные стратегии в целом. Пока еще трудно сказать, приведет ли такая революционная трансформация тендерных ценностей к коренным изменениям всех личностных характеристик человека, однако уже сейчас можно констатировать, что меняются многие черты характера, которые раньше трактовались как изначально присущие только тому или иному полу. Это, безусловно, предоставляет и мужчинам, и женщинам более широкие возможности самореализации.

Основная задача реферируемой диссертации как раз и заключается в том, чтобы показать, как происходят эти преобразования:

1)в сфере идеологии (эволюция принципов биологического детерминизма в сторону постмодернистских концепций «исчезающего пола»);

2) в профессии (стирание граней между мужскими и женскими профессиями, представлениями о карьере, социальной успешности и т.д.);

3)в семье (пересмотр супружеских и родительских ролей, представлений о семейном счастье и т.д.);

4) в культуре (появление новых тендерных стереотипов, предпочтений, идеалов);

5) в юриспруденции (переход от гендерно акцентированного законодательства к признанию равных прав и возможностей для мужчин и женщин).

В целом, проведенный автором на базе данных истории, культурной антропологии и социологии анализ позволяет предположить, что в настоящий момент современная российская культура, в первую очередь городская, переживает этап перехода от ясных и определенных тендерных характеристик (строго фиксированной половой дихотомии) к часто «размытым», быстро меняющимся тендерным показателям.

Основным предметом изучения являются тендерные процессы в традиционном и современном городском российском обществе. Собственные опросы автора, проводившиеся в Москве с 1990 по 2002 гг., позволяют показать специфику тендерных преобразований в профессии, статусе, брачно-семейных установках, идеальных представлениях, религиозных взглядах современных россиян. Исходя из особенностей распространения в обществе тех или иных моделей тендерного поведения и типов семьи, а также по-лоролевого поведения, автор предлагает следующую классификацию современных культур.

К первому типу можно отнести группы стран, в культуре которых преобладают традиционные полоролевые установки. В таких культурах существует жесткая закрепленность за каждым полом определенного набора желательных личностных характеристик и моделей поведения. Социализация молодежи происходит в строгих границах возраста и пола. Патриар-хатные отношения в семье и обществе закрепляются религиозными установками. Социальный статус человека и его этническая и конфессиональная принадлежность всецело определяют его брачно-семейное поведение. К таким странам можно отнести некоторые государства Азии и Африки.

Прямо противоположную группу составляют экономически развитые страны Европы и Северной Америки. В структуре супружеских и роди-
тельских отношений в них преобладает партнерский принцип. Семья по основным своим характеристикам эгалитарна. Различия между ролями мужчин и женщин в семье и обществе минимальные. В таких странах часто сосуществуют альтернативные формы семьи и модели полоролевого поведения.

Промежуточное положение занимают страны, где патриархальные и демократические типы семьи находятся в равном соотношении. Их количественное преобладание напрямую связано с регионально-конфессиональным фактором (город-село, ислам-христианство). Набор устоявшихся полоролевых стереотипов — плавающий - зависит от образовательного, социального статуса индивида и его этнической принадлежности. В таких странах наблюдается резкое расхождение между поколениями во взглядах на допустимость той или иной формы полоролевого поведения и характер отношений в семье, в обществе. К этой группе стран можно отнести прежде всего отдельные государства Восточной Европы, Россию и некоторые страны Латинской Америки.

В целом изучение полоролевого поведения помогает лучше представить общую картину эволюции гендерных отношений в современном мире.

В реферируемой диссертации особое внимание обращается на характерное для XX в. явление - изменение роли женщин, их массовое вовлечение в общественное производство, что вызывает значительные перемены в статусе полов в обществе, супружеских ролей в семье, в методах воспитания молодого поколения.

Источники. В диссертации были использованы разные типы источников.

1. Памятники древнерусской литературы как «Воопрошания Ки-рика» (нач. XII в.), «Поучение новобрачным детям (XV в.), раскрывающие некоторые аспекты взаимоотношения полов в традиционном русском обществе. Сюда же можно отнести и «Домострой» (сер. XVI в.), который как

памятник, складывался постепенно, постоянно подвергаясь переработкам. Таким образом текст отражал современные каждой редакции идеи, в том числе взгляды на взаимоотношения мужчин и женщин.

2. Архивные материалы. Значимым для работы источником, помогающим воссоздать картину быта различных социальных слоев российского общества, стали материалы этнографического бюро В.И. Тенешева, организованного в 1897 г., которые хранятся в архивах Российского этнографического музея, а также материалы из научного архива Русского географического общества, относящиеся к 1847 - 1903 гг.

3. Мемуарной литературой, дневниками, записками. В частности использовались «Записки» Е.Р. Дашковой, охватывающие период до 1803 г. и представляющие собой один из лучших образцов мемуарной литературы того времени; «Дневник писателя за 1876 г: «Опять о женщинах» Ф.М. Достоевского; мемуары графини Е.П. Растопчиной.

4. Программа образовательной реформы «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», подготовленная видным общественным деятелем и личным секретарем Екатерины II И.И. Бецким.

5. Материалы периодических изданий с сер. XIX — XX в. В частности «Журнал для милых» (с 1804 г.), «Московский Меркурий» (с 1905 г.), «Дамский журнал» (с 1823 г); использовались также выпуски ежемесячного журнала «Союз женщин» (орган Союза равноправия женщин, редактор - издательница, видный общественный деятель, лидер женского движения того времени М.А. Чехова). Среди материалов периодических изданий XX в. автором привлекались статьи, касающиеся тендерной проблематики, опубликованные в некоторых советских журналах («Огонек», «Делегатка», «Работница», «Крестьянка», и др.), а также в отдельной правозащитной и самиздатовской литературе (журналы «37», «Часы», «Мария»). Были таже использованы публикации по тендерной проблематике за 1998 - 1999 гг. в наиболее влиятельных, таких как «Коммерсант», «Итоги», и наиболее мас-
совых «Московский комсомолец», «Аргументы и факты» общероссийских изданиях. Для них в целом, по мнению диссертанта, характерно достаточно тенденциозное распространение женской темы, которая занимает всего 1% их газетной площади.

6. Статистические материалы, в частности переписи населения с 1897 по 2002 г.; статистические ежегодники, выпускаемые Госкомстатом РФ; результаты выборочного обследования населения по проблеме занятости (по состоянию на последнюю неделю октября 1993 г); данные Федеральной службы занятости, приведенные на I Всероссийском женском конгрессе (29-30 ноября 1995 г.); «Проблемы женской безработицы в России (официальные материалы Федеральной службы занятости) (1996 г.) и др.

7. Законодательно-нормативные акты: «РСФСР. Кодекс законов о браке, семье и опеке» (1927 г.), «Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР» (1938-67, 1968. Т. 2), «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик (1977 г.), Пятый периодический доклад «О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1998) и др.

8. Полевые материалы автора: данные авторских опросов, индивидуальные и групповые интервью и материалы фокус групп, «кейс-стадиз».

Объект и метод исследования Диссертантом были проведены исследования, охватывающие период с 1990 по 2004 гг., первым из которых стал массовый опрос, организованный Ассоциацией «Мексика - СССР» в 1990 г. Он был прежде всего нацелен на изучение ценностных ориентации и статусного положения российских женщин. В нем приняли участие Н.В. Шалыгина и М.Г. Котовская. Исследование велось по двум видам анкет: одна была опубликована в еженедельнике «Неделя» (получено
7958 ответов), вторая вышла отдельной брошюрой и содержала 342 вопроса (получено 1362 заполненных анкет).

Респондентками этого опроса стали жительницы самых разных районов нашей страны. Они были распределены по пяти основным возрастным категориям: 18-25 лет, 26-35 лет, 36-45 лет, 46-55 лет, 56 лет и старше. Образование среднее имели 3514 чел., высшее - 4759 чел. Группа служащих составила 685 чел.: в нее входили инженеры, экономисты, научные работники, преподаватели, юристы, врачи; служащие среднего звена - техники, операторы, машинисты, лаборанты, сюда же были отнесены работники торговли и рабочие - 528 чел.; творческая интеллигенция — 21 чел.; учащиеся - 226 чел.

Семейный статус респонденток был следующим: незамужних женщин - 375 чел., молодых замужних женщин, не имевших детей - 234 чел., матерей, имевших несовершеннолетних детей — 445 чел., одиноких матерей, воспитывавших несовершеннолетних детей - 125 чел., женщин старше 40 лет, имевших взрослых детей - 251 чел.

В вопроснике были представлены не только характеристики поведения женщин, их образа жизни и т.д., но и сознания (установок, мотивов). Выбранные переменные охватывали установки в основных сферах брачно-семейных отношений (репродуктивное поведение, воспитание детей, хозяйство, быт, распределение ролей в семье, лидерство, межпоколенные отношения, проведение досуга и т.д.) и в профессии — карьере.

Для уточнения установок и представлений молодых россиянок в 1991 г. автором совместно с М.В.Золотухиной, И.Г. Остроух и Н.В. Ша-лыгиной было предпринято исследование идеальных представлений молодых девушек. Оно распадалось на три этапа. Первый этап включал анкетный опрос москвичек 18-25 лет. Основными критериями выборки были: возраст, место жительства, образование и семейный статус. Опрос охватил около тысячи человек.
На втором этапе работы использовались такие методы, как глубинное интервьюирование, проведение групповых интервью и фокус-групп по интересующим нас темам, а также ситуативно-игровые методы. Применяемые шкалы имели строго стандартизированные формы. Всего на этом этапе было опрошено 200 девушек-москвичек. В исследовании принимала участие психолог Московской клиники неврозов Т.А. Гайворонская, занимавшаяся психологическим тестированием. Опрос проводился в «Имидж-центре» Москвы (коммерческая образовательная организация, директор Елена Евсеева).

На третьем этапе девушкам предлагали написать мини-сочинения на тему «Моя идеальная женщина», «Мой идеальный мужчина». Темы сочинений были выбраны не случайно. Эти сочинения сопоставлялись с письмами на аналогичные темы, присланные девушками в 1991 г. в молодежный журнал «Пульс» (всего 5 тыс. писем).

Остановимся в первую очередь на письмах-сочинениях. Они были присланы девушками 18-25 лет из разных районов России. Наши респон-дентки относились к различным социальным и образовательным группам, что позволяет составить определенное представление о процессах, протекавших в российском обществе.

Из 5 тыс. писем было отобрано около 100 писем от жительниц Москвы и области. Категории выборки были следующими: возраст - 18-25 лет, т.е. наиболее социально активные группы; образование - представлены девушки с высшим, специальным образованием и без него; семейный статус имели около половины наших респонденток. С девушками, написавшими наиболее интересные или показательные письма, наша группа встречалась отдельно.

Всем участницам опроса в качестве одного из обязательных заданий было предложено написать письмо-сочинение «Моя идеальная женщина». Форма изложения была произвольной, что предоставляло девушкам широ-
кий диапазон изложения своих собственных представлений на эту тему. Анализ этого материала позволил выявить иерархию индивидуальных предпочтений и приоритетов, т.е. систему внутренних ценностей и нормативов. Таким образом, письма и мини-сочинения сыграли для нас роль своеобразного скрытого теста по проблеме ценностных ориентации девушек.

В 1995-1996 гг. диссертант провела исследование по теме «Ценностные ориентации молодежи России: любовь, секс, брак». В ходе него было опрошено свыше 200 респондентов (поровну юношей и девушек). Все они являлись студентами старших курсов гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина (МПГУ).

В опросе применялись две анкеты: одна для юношей, другая, с аналогичными вопросами, для девушек. Их сравнение позволило выявить позиции, в которых наблюдался наивысший процент расхождений во мнениях. Было также обнаружено, что к таким вопросам, допускающим разногласия в интерпретации, относились интимные и социально неодобряемые стороны жизни респондентов.

Постоянная работа со студенческим коллективом Московского государственного университета дизайна и технологий (МГУДТ) позволила автору этой диссертации проводить пролонгированный мониторинг по интересующим вопросам. В опросах студенческого контингента использовались комбинированные методы исследования: анкетирование, индивидуальное и групповое интервью, фокус-группы и игровые тесты. По такой методике, к примеру, были проведены следующие опросы: «Профессия и карьера в представлении студенческой молодежи» (1999), «Ценностные ориентации студенческой молодежи: любовь, секс» (2000-2001), «Брачно-семейные установки студентов» (2001-2002) - повтор опроса 1995-
1996 гг., «Образ жизни современной молодежи: культурные приоритеты» (2002), «Идеальные представления о любви, семье и воспитании детей» (2002-2003).

Основным объектом всех этих исследований были студенты старших курсов МГУДТ. В каждом опросе было задействовано не менее 200 человек - поровну респондентов мужского и женского пола (во всех анкетах вопросы разрабатывались адресно для юношей и девушек).

МГУДТ не относится к элитным учебным заведениям: в нем учатся студенты, в основном принадлежащие к среднему классу москвичей. Среди учащихся есть как бюджетники, так и платные студенты. МГУДТ не является сугубо «женским» или «мужским» институтом - распределение по полу на всех факультетах приблизительно одинаковое. Большинство студентов по своему этническому происхождению относятся к русско-украинской группе. Контрольными признаками для выборки были: возраст, пол студентов, их национальность и семейный статус. Анкеты корректировались качественными методами анализа. Материалы этих исследований были использованы в представленной работе.

В ходе работы использовались и материалы опросов Института этнологии и антропологии РАН, Института социологии РАН, Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова и Научно-исследовательского Центра института молодежи, ВЦИОМ по интересующим автора темам диссертации.

Для написания данной диссертации широко привлекались записанные автором в разное время (1970-1990 годах) свободные, а также формализованные и полуформализованные интервью, жизненные истории и фрагменты биографий, результаты, полученные в ходе включенного наблюдения, и материалы case study (букв. - изучение случая). Применяя метод case study, диссертант взяла тридцать свободных интервью, которые по форме общения с респондентами напоминали больше неформальную, естественную
беседу, чем традиционную процедуру интервьюирования. В процессе таких «доверительных интервью» предмет разговора часто обретал несколько иные очертания, чем предполагалось заранее. В результате иногда происходило изменение фокуса рассматриваемой темы. Оценка степени достоверности информации уточнялась с помощью отчетов респондентов в виде свободного описания, что в дальнейшем давало возможность автору отрефлексировать свои впечатления в виде формулировок.

В целом, представляется, что такого рода «мягкие методы» наиболее подходят для исследования интимных, скрытых сторон жизни человека и могут быть рекомендованы при анализе различных тендерных проблем.

В реферируемой диссертации также приводится многообразный статистический материал, законодательные акты и постановления, касающиеся статусного положения полов и семьи в российском обществе. Кроме того, для понимания общего культурного контекста использовались произведения российских философов, литераторов и публицистов. При работе над диссертацией автор привлекала научную литературу на пяти иностранных языках.

Методическая база диссертации.

Исследование строилось на научно-методологических принципах культурно-исторической детерминации тендерных процессов. Большое влияние на авторское видение тендерных проблем оказали теоретические разработки этнологов и культурологов Ж. Легоффа, К. Леви-Стросса, Г. Таджфела, Г. Хофстеда, концепция социальной идентичности Дж. Тернера, теория самоактуализации личности А. Маслоу, теория аккультурации Дж. Берри, а также теоретические разработки по сравнительному изучению культуры и тендера российских ученых С.А. Арутюнова, И.С. Кона, Н.А. Лебедевой, Н.Л. Пушкаревой и др.

Особенностями подхода автора данного исследования к изучению ген-дерных процессов являются:
- применение комплексного метода анализа процесса инкультурации мужчин и женщин в определенную социокультурную среду;

- акцент на раскрытие внутренних личностных изменений человека (с учетом его половой, социальной и этнической принадлежности) в процессе социализации;

- направленное выявление успешности самоактуализации человека в зависимости от его пола, социальной, культурной и этноконфессиональной принадлежности;

- многофакторный анализ условий, способствующих формированию и закреплению тендерных стереотипов и моделей поведения;

- фокусное изучение бинарных оппозиций «мужское» - «женское» в конкретных социокультурных средах и эволюция этих представлений.

Диссертант применял междисциплинарный подход.

В диссертации также применялся структурно-функциональный анализ социальных институтов; использовались кросс-культурные сопоставления, базирующиеся на фактологическом материале стран Европы, Северной Америки и Бразилии.

Новизна исследования и апробация работы. Диссертант использует новые данные, полученные в ходе авторских опросов, позволяющие глубже понять особенности формирования социокультурных тендерных моделей и полоролевых нормативов в современном российском обществе. Диссертант также вводит в научный оборот малоизвестные в российской историографии исследования западных ученых, работающих в направлении изучения тендерных проблем.

Апробация работы была осуществлена в Секторе этногендерных исследований, на крупных российских и международных конференциях, таких как, например, «Семья, тендер, культура», «Семья и тендерные проблемы в общественных науках» «Семья у народов Америки» и т.д.

С 1996 по 1998 годы диссертант вместе с журналистом И.С. Коро-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23763.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.