У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Феномен межэтнического взаимодействия
Количество страниц 425
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23765.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ...сс.4-32

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...сс.33-88

1.1 .Динамика понятийного аппарата в постсоветский период...ее.33-62

1.1.1. Понятие «межэтнического»...сс.36-47

1.1.2.Термин «взаимодействие» в социальных науках...сс.47-62

1.2. Межэтническое взаимодействие: уровни, формы, виды, результаты...сс.62-88

ГЛАВА П. ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...сс.89-194

2.1. Исторические факторы межэтнического взаимодействия...ее.89-123

2.2. Политико-идеологические факторы межэтнического взаимодействия...сс.124-144

2.3.Социально-структурные факторы межэтнического взаимодействия...ее. 145-168

2.4. Социально-культурные и культурно-психологические факторы межэтнического взаимодействия...ее. 169-194

ГЛАВА Ш. СФЕРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН...сс.195-304

3.1.Состояние и динамика межэтнических отношений в Татарстане...сс.195-237

3.2. Взаимодействие в этноязыковой сфере...сс.237-257

3.3. Взаимодействие в политической сфере и нациестроительство в Татарстане...сс.258-283

3.4. Межкультурное взаимодействие...сс.283-304

3 ГЛАВА 1У. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ И СЕМЬИ - МИКРОСРЕДА

ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...сс.305-379

4.1. Объяснительные модели феномена межэтнической брачно-

сти...сс.305-330

4.2.Условия и динамика процессов межэтнической брачности в Республике

Татарстан...сс.330-355

4.3. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей ...сс.З 56-379

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...сс.380-393

БИБЛИОГРАФИЯ...ее. 393-425


ВВЕДЕНИЕ.

Межэтническое взаимодействие - фактор, не только во многом определяющий собственно этнические процессы, но и активно связанный с такими сферами жизнедеятельности как политика, экономика, социальные отношения, культура и др. Феномен межэтнического взаимодействия носит глобальный характер, учитывая, что тысячи этносов Земли объединены в немногим более чем 200 государственных образований, и абсолютное их большинство нельзя отнести к этнически однородным. Естественно, что в различных регионах Земли и в различных странах этнические факторы играют неодинаковую роль и зависит это от целого ряда обстоятельств.

Процессы межэтнического взаимодействия, происходившие в России в доперестроечный и постперестроечный периоды, уникальны и весьма поучительны. Государство, объединяющее представителей более чем 100 этнических групп, имеет богатый опыт самых различных форм межэтнических взаимоотношений, включая такие крайне негативные их проявления, как война в Чечне, осетино-ингушский конфликт и некоторые другие. На этом фоне выделяется Волго-Уральский регион и, в частности, Республика Татарстан, которая демонстрирует стабильную межэтническую ситуацию при столь сложных переплетениях этнических интересов различных групп.

В современных условиях формирования единого экономического и информационного пространства проблемы регулирования межэтнических отношений, межкультурных контактов, защиты национальных традиций приобретают особую актуальность в свете выработки и поисков адаптационных механизмов.

Проблема межэтнического взаимодействия имеет для республики, как и для всей Российской Федерации в целом, исключительную значимость, т.к. все основные аспекты экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества тесно связаны с этническим фактором.
Длительный период межэтнического общения и контактов народов привел к высокой степени интеграции и значительным культурным взаимовлияниям. Накоплен огромный исторический опыт сотрудничества народов, сформировался общий пласт культуры, который, в свою очередь, выступает сегодня фактором относительной межэтнической стабильности в данном регионе. Тем не менее, следует учитывать и то, что сфера культуры может трансформировать и аккумулировать различные виды противоречий в отдельных сферах общественной жизни.

Исключительная важность научного анализа проблемы межэтнического взаимодействия определяется тем, что именно посредством взаимодействия планируется, организуется деятельность многоэтничного сообщества. От совершенствования процессов межэтнического взаимодействия во многом зависит и будущее самого общества, уровень его целостности и степень прогрессивности.

Одним из условий изучения межэтнического взаимодействия является учет состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нем оценок и представлений, связанных с проблемами в данной сфере путем мониторинга. Объект и предмет исследования.

В качестве объекта диссертационного исследования выступают народы Республики Татарстан. Предмет исследования — межэтническое взаимодействие народов РТ. Под межэтническим взаимодействием в данной работе понимаются любые формы непосредственных или опосредованных взаимных отношений между носителями этнических характеристик, будь то на уровне личности, группы или общественного института, во всех возможных сферах (политической, идеологической, социально-экономической, культурной, языковой, религиозной, психологической), ведущие в перспективе к изменению индивидуальных и групповых характеристик вступающих во взаимодействие объектов.
Пограничье - самая отличительная черта региона, в составе которого находится Республика Татарстан. Это пограничье складывается из нескольких составляющих:

- природно-географического - здесь проходит граница двух природно-географических зон - южной тайги и лесостепи;

- расового - в регионе пролегают периферии двух больших рас (рас первого порядка), а наличие у всех местных народов значительной доли представителей лапоноидной (волжско-камской) расы создает известную однородность антропологического облика населения;

- конфессионального - соседство носителей двух мировых религий -ислама и православия разнообразится наличием язычества в хорошо сохранившихся формах;

- культурного - с давних пор соседствуют представители традиций оседлого лесного и земледельческого населения, с одной стороны, и кочевого скотоводческого, с другой;

- политического - наличие государственности и исторически сложившиеся формы их взаимодействия;

- этногеографического - пересечение этнических ареалов и совместное расселение различных по языку и культуре народов.

Многоэтничный состав населения республики - результат сложных исторических, демографических, социально-экономических и социально-культурных процессов. Основное этническое большинство - татары (52% населения по данным переписи 2002 г.) и русские (39% населения), которые проживают совместно с другими поволжскими народами, расселенными дисперсно в городах РТ и образующими достаточно компактные массивы в сельской местности. Это - чуваши (сосредоточены преимущественно в районах Предволжья и Закамья), марийцы и удмурты (Предкамье), мордва (поселения эрзи и мокши встречаются повсеместно; кроме того, только в Татарстане проживает уникальная группа мордвы - каратаи, которые объединяют в своем этническом облике черты всех основных этнических пластов Волго-
Уралья), башкиры (восточные районы республики). Кроме этих групп в населении РТ представлены украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа и Средней Азии - всего представители более 70 национальностей (около 9% населения).

Хронологические рамки работы - с 1990-х гг. по настоящее время (с необходимыми историческими экскурсами в дореволюционный и советский периоды). Последнее десятилетие XX в. - качественно новый этап в развитии России в целом и отдельных ее регионов, в том числе и Татарстана. Несмотря на короткий хронологический отрезок, это десятилетие оказалось весьма неоднородным, и произошедшие в стране и республике события позволяют выделить в нем несколько этапов.

1.1990-1993 гг. - это время активных политических процессов, суверенизации, наибольшего противостояния республики и Центра и соответственно - наибольшей за весь предшествующий период межэтнической напряженности. Политическая нестабильность воспринималась тогда не менее остро, чем экономические трудности. Республика Татарстан вслед за бывшими союзными республиками одной из первых среди бывших автономий последовательно прошла все этапы процесса суверенизации. За первым шагом - принятием Декларации о независимости республики (1990 год) последовали принятие Закона о государственных языках (1992 год), принятие Конституции РТ (1992 год), проведение референдума о статусе республики и получение вотума доверия от населения (1993 год), учреждение института президентства (1993 год). Параллельно нарастали противоречия с Центром, достигшие к концу 1993 г. своего апогея.

2.1994 г. - выход из кризиса. Татарстан первым среди бывших автономных образований заявил о своем особом статусе и явился инициатором в создании прецедента двусторонней мирной договоренности с Центром: после трехлетнего переговорного процесса был подписан Договор о разделении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. Очень важным для развития России было то обстоятельство, что конфронтация фе-
дерального Центра и Татарстана происходила на фоне надвигавшейся войны в Чечне, но вопреки мрачным прогнозам, не получила завершения по чеченскому варианту. Напротив, Договор стимулировал создание новых принципов развития федерации, и к настоящему времени примеру Татарстана последовали многие субъекты России.

3.1995 - 1996 гг. - относительно благополучный период, и в политическом плане (после подписания Договора о разграничении полномочий республики с Центром), и в экономическом, и в состоянии межэтнических отношений.

4.1997-1999 гг. - это вновь нарастание кризисных явлений, прежде всего, в экономике и в социальной сфере. Дефолт 1998 г. нарушил устанавливающийся было баланс в экономике, несмотря на то, что Татарстан отверг методы «шоковой терапии» и осуществлял «мягкое» вхождение в рынок.

5.С 2000 г. - очередной виток на пути к стабилизации в политике и экономике в стране и республике. Подъем в экономической сфере отразился в том, что Татарстан стабильно занимает высокое место в федеральном округе по уровню жизни. В республике появились благоприятные тенденции в демографических процессах: за годы между переписями населения 1989 и 2002 гг. численность населения незначительно, но все же увеличилась; сократились показатели депопуляции, особенно у нерусских народов; увеличились показатели положительного сальдо миграции.

Таким образом, в течение довольно короткого промежутка времени наблюдалось изменение внешних условий, влиявших на логику и содержание межэтнического взаимодействия в республике. Степень изученности проблемы.

Межэтническое взаимодействие - традиционный сюжет в изучении народов России. Ни одно этнографическое исследование, посвященное изучению конкретного народа, не обходилось без привлечения материалов о соседних народах, без попыток определить и разграничить явления конвергенции и взаимодействия. Такие исследования проводились и в дореволюцион-
ной России, и в первые советские десятилетия, но значительно активизировались они с начала 1960-х гг., когда этническая проблематика была признана в стране особенно актуальной. С этого времени, наряду с региональными исследованиями, стали проводиться широкомасштабные сравнительные исследования «советских наций» на обширных территориях. Исследование каждого историко-культурного региона имеет в этом отношении свои историографические традиции. Обратимся к истории изучения вопроса на территории Республики Татарстан.

Этнографическое изучение народов Поволжья, начавшись трудами первых российских академиков (И.Лепехин, Г.Миллер, П.Рычков, И.Георги), было продолжено учеными Казанского университета (К.Фукс, В.Сбоев, М.Рыбушкин, А.Щапов, И.Яковкин) и стало систематическим с момента основания в Казанском университете Общества археологии, истории и этнографии (1878 г.) и кафедры этнографии и географии (1888 г.).

Казанская губерния, образованная во второй половине ХУШ в., была самой многонациональной из всех поволжских губерний. Русские составляли здесь около 40% населения. Сложный национальный состав губернии, чересполосное расселение, проживание различных народов в рамках единых административных границ, совместная трудовая деятельность и борьба против социального гнета - все это способствовало тесному взаимному общению живущих здесь народов. «Общежитие, - писал известный краевед С.Е.Мельников, - тесно связало русских с нерусскими народами Поволжья: здесь русский мужичок говорит очень хорошо по-чувашски, а по-мордовски как бы на родном языке; равным образом чуваши, мордва говорят по-русски так хорошо, что по произношению и даже по одежде нельзя отличить в них инородцев» (Цит. по: Бусыгин Е.П., 1966, с.82). Особенно интенсивно шел культурно-бытовой обмен в смешанных в национальном отношении населенных пунктах, каковых с давних пор было много на рассматриваемой территории. Часто смешанные в национальном отношении населенные пункты делились на два и более конца, где компактно селились представители раз-
ных национальностей. Население смешанных сел и деревень, как свидетельствуют источники, жило дружно, имело общий сход. В таких поселениях выбирали общего старосту, общего пастуха, помогали друг другу в крестьянской жизни, на праздниках вместе гуляли; были отмечены и случаи межэтнических браков. Длительное хозяйственное и культурно-бытовое общение оказало влияние на быт совместно живущих народов. Обращение к этому аспекту - взаимодействию и взаимообмену - достаточно характерно для специальной литературы XIX - нач. XX вв. Известный исследователь чувашей края Н.В.Никольский, составивший программу для изучения нерусского населения Поволжья, включил в нее целый раздел с вопросами, так или иначе относящимися к сфере межэтнического взаимодействия (влияния в материальной культуре, межэтнические браки, установки на межэтнические контакты, языковые взаимовлияния и т.д.) (Никольский Н.В., 1916).

В XIX в. исследователи края сосредоточили свое внимание исключительно на нерусских народах, полагая, что русские Поволжья являются точной копией русских Центральной России и уже достаточно там изучены. «Мы не касаемся особенностей русского народа Казанской губернии, - писал известный этнограф региона А.Ф.Риттих, - так как они гораздо более разработаны, чем инородческие, отличаясь при этом весьма немногими отступлениями от нравов и обычаев внутренних губерний» (Риттих А.Ф., 1871, сс.103-104). Вполне закономерно, что и в вопросах межэтнического взаимодействия основной акцент делался на влияние русских на другие местные народы («инородцев», как их было принято называть). Различные авторы приводили многочисленные примеры заимствования местными нерусскими народами жилищ и одежды по русскому образцу, «русскими» же названы обряды венчания и погребения (скорее, их объединяли обряды по канонам православной церкви), проникновение в речь многих русских терминов, даже терминов родства и др.

Имеются в литературе упоминания о том, что среди местных нерусских народов к концу XIX в. жители некоторых селений уже ничем не отличались
от русских, забыли свой язык, о своем происхождении знали только по преданиям (Верещагин Г.Е., 1895, с.ЗО).

Татары, несмотря на значительную культурную и конфессиональную дистанцию, также восприняли многие культурные элементы от своих иноязычных соседей. Как считал авторитетнейший исследователь татар Н.И.Воробьев, татарская культура вобрала в себя влияния самого различного происхождения. К основным формам культуры татар были извне присоединены влияния (по степени силы): «персидское, большей частью преломленное через культуру среднеазиатских турок, европейское - через русских и, наконец, финское - через мари, вотяков и мордву. Можно отметить также и китайское влияние, так как турецкие народы и культурно, и политически часто соприкасались с Китаем. Почти во всех элементах быта эти влияния сказываются в различных комбинациях, причем распутывание этих влияний в высшей степени трудно и нередко даже невозможно, настолько эти элементы сложились в одно целое, которое можно назвать казанско-татарской культурой... Трудность этнографического анализа усложняется тем, что все народы края, живя почти 500 лет вместе, в культурном отношении сильно сблизились, благодаря общности интересов и как в материальной культуре, так и в духовной, масса черт, общих всем народностям края» (Воробьев Н.И., 1925, ее. 134-135). Н.И.Воробьев отмечал следующие явления в культуре татар, явно, по его мнению, заимствованные у других народов: татарские усадьбы по размерам не отличаются от русских; расположение построек в усадьбе специфически татарское, но в больших торговых селах этот план не соблюдается и постановка домов ведется совершенно так же, как и у русских; казакин к татарам попал, по-видимому, от русских, являясь формой служилых татар-казаков, одинакового покроя с русскими казаками; крестьяне обычно носят лапти, так называемого, татарского образца, который представляет по виду и технике изготовления упрощенный чувашский лапоть; в украшениях имеется огромное число самых разнообразных влияний вплоть до китайских, масса привозных форм, причем некоторые с успехом исполняются местными та-
тарскими и русскими ювелирами, татарские браслеты представляют типы, широко распространенные не только среди турецких народностей, но и даже у финнов; овощи употребляются сравнительно мало и то лишь в последнее время под влиянием русских; татарский ткацкий станок - вполне развитой станок великорусского типа с некоторыми отличительными деталями (рама так низко, что сидеть приходится почти на полу), но совершенно не похожий ни на станок других турецких народностей, ни на финский; сельское хозяйство татарина построено в общих чертах одинаково со всеми народностями края: применяются одни и те же системы землепользования, сеются те же хлеба, употребляется тот же сельскохозяйственный инвентарь, породы скота те же; для передвижения летом служит, главным образом, телега, т.н. «черемисского» образца, отличающаяся от русской крестьянской телеги более высокой спинкой» (Там же).

Татары, в свою очередь, оказывали воздействие на своих соседей, что также отражено в краеведческой литературе. Упоминается о влиянии татарской национальной кухни на кулинарию других народов края, заимствованиях в одежде и украшениях. Особенно много упоминаний о влиянии татарского языка: некоторые группы вводили «татаризмы» в родную речь, в местах совместного расселения нетатарское население достаточно свободно владело татарским языком (Архангельский Н. 1911; Никольский Н.В., 1911; Никольский Н.В., 1925; Соколов В.Т., 1925; Евсевьев М.Е., 1925; Шестаков П.Д., 1884). У русских крестьян под влиянием татар получили широкое распространение металлообработка, ювелирное дело, обработка кожи очень высокого качества (юфти), изготовление войлока и др. (Бусыгин Е.П., 1966).

К сожалению, не обошлось без предвзятости в освещении указанных сюжетов. Как справедливо отмечал Н.И.Воробьев, «предшествующее изучение татар, ведшееся, за исключением немногих исследователей (К.Фукс), под углом необходимости доказать преимущество русской культуры над татарской, дало очень незначительные результаты для беспристрастного анализа, ибо фактов очень немного и многие из них искажены» (Воробьев, 1925,
с. 167). И.Н.Смирнов, к примеру, в преамбуле к своей «Программе для собирания сведений об обрусении инородцев Восточной России» писал: «Капитальным вопросом, в разработке которого... желало бы привлечь внимание возможно большего количества работников, является вопрос об ассимиляции, обрусении местных инородцев» (Смирнов И.Н., 1892, с.548.) Правда, чуть далее он оговаривается: «Свести в течение хотя бы целого ряда лет весь материал, который по этому вопросу предлагает литература и жизнь, является существенно важным в виду тех рискованных общих заключений, которые даются об ассимиляционной способности русского народа на основании нескольких частных и недостаточно исследованных фактов» (там же). Генеральная идеологическая установка отразилась в следующем высказывании А.Ф.Риттиха - в целом весьма объективного исследователя: «.. .обрусевшие татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва примешались к русским и настолько сильно испестрили их разнообразием очертаний лица, что легко можно принять русских Среднего Поволжья за совершенно особый тип, но пройдут два-три века и татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва сольются с постоянно прибывающим русским элементом; тогда лишь одни признаки, открываемые тщательным исследованием, будут говорить об этих отживших и утерянных народцах, как ныне говорят о буртасах, хазарах, веси, мери и других племенах, увеличивших семью русскую своим слиянием» (Риттих, 1871, с. 104). Несомненно, столь предвзятое восприятие действительности не могло не сказаться на реальных взаимоотношениях. К числу негативных факторов, влиявших на межэтническое взаимодействие, относились как насильственная христианизация, так и попытки исламизации. Не исключено, что имели место столкновения на бытовой почве. Упоминание об элементах эт-нофобии среди поволжских народов очень редко, но все же встречается в
описаниях прошлого*.

Г.К.Шкляев приводит впечатления участников академических экспедиций конца ХУШ в., подтвержденные материалами середины XIX в., о стремлении удмуртов к изоляции, их крайне неприязненном отношении к русским. Одновременно другие исследователи прошлого приводили свидетельства взаимного сближения русских и удмуртов, в частности, русские быстро усваивали удмуртский язык, не препятствовали удмурты и посещению русскими языческих молений (Шкляев Г.К.,1998). На факт толерантных межэтнических отношений в крае указывают многочисленные упоминания в краеведческой литературе о межэтнических браках (см. главу 1У).

Революция 1917 г. и идеологические установки новой власти прервали исследования межэтнических связей в регионе вплоть до 1960-х гг., когда Татарская АССР стала первым экспериментальным полем зарождающегося в СССР этносоциологического направления. Проект, поставивший целью изучение взаимосвязи социальных и национальных процессов и осуществленный коллективом ученых Института этнографии АН СССР (Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.Н.Губогло, О.И.Шкаратан и др.), стал не только пилотажным в плане постановки исследовательских задач и отработки методики, но и послужил своеобразной точкой отсчета для последующих проектов. За 40 лет изучения национальных процессов в республиках создано большое количество трудов, которые целесообразно представить по направлениям.

А. Этнокультурное направление (Е.П.Бусыгин, Н.В.Зорин, В.В.Пименов, С.М.Червонная, В.И.Яковлев, С.М.Михайлова, О.М.Коршунова, Р.К.Уразманова, С.В.Суслова, Г.В.Валеева-Сулейманова,

* К примеру, Н.В.Никольский, со ссылкой на своего информатора приводит следующие высказывания: «О быте татар чуваши не имеют никакого понятия. Татар видят они только на базарах, которые изобилуют татарами-торговцами. О татарах у них сложилось понятие, как о людях со звериной натурой. Попасть в татарскую деревню, по их представлениям, значит идти на верную гибель. Татары служат пугалом для ребят. «Не шали, будешь шалить, отдам татарину», - говорит мать шаловливому ребенку... Татар чуваши неохотно пускают на квартиру. Я помню один случай с татарами из своей детской жизни. Как-то раз, когда мне было около 7-8 лет, один татарин заехал к нам. Я тут же с плачем стал просить отца, чтобы татарина не пускали. Мне почему-то казалось, что татарин обязательно ночью нас зарежет. Родители, несмотря на мои слезы, пустили его, он провел у нас ночь. Я всю ночь не мог заснуть. Почему же у чуваш этого района сложилось дурное представление о татарах? Ведь они почти ничего не знают о татарах? Теперь мне понятно, почему все это произошло: мое воображение работало под влиянием того дурного, о котором я слышал от взрослых» (Никольский Н.В. 1911, с.250)
Р.Н.Мусина, Д.М.Исхаков и др.). Труды московских и татарстанских ученых о культурно-бытовых взаимовлияниях немногочисленны, но исключительно ценны. Исследования в этом направлении не просто трудоемки, но предполагают фундаментальные знания культуры и быта самых разных народов. Кроме того, всегда существует проблема отделения процессов взаимодействия от явлений конвергенции. В работах казанских ученых (Н.И.Воробьев, Е.П.Бусыгин, Н.В.Зорин, В.И.Яковлев и др.) прослеживается состояние традиционной народной культуры конца XIX - начала XX вв. до широкого проникновения в быт городских, «интернациональных» форм. В этих работах отмечены исторические формы взаимодействия, главным образом, в материальной культуре татар и русских региона, а в качестве основных направлений этнокультурного развития народов выделены: а)собственно национальное (этническое) развитие; б)внедрение внеэтничных форм, привносимых в жизнь научно-техническим прогрессом; в) межкультурные взаимовлияния как местных народов, создающие региональный (волго-уральский) слой культуры, так и заимствования культур других регионов (Бусыгин Е.П., 1966). В историко-культурных исследованиях историков (А.Х.Халиков, С.Х.Алишев, С.М.Михайлова, О.М.Коршунова) и искусствоведов (С.М.Червонная, Г.В.Валеева-Сулейманова) рассматривается взаимодействие народов и их культур с ранних исторических этапов в контексте общих процессов (заселение и расселение, ранние государственные образования и их взаимоотношения, социально-экономическое развитие территорий и т.п.).

Б. Этноязыковое направление. Взаимодействие языков в республике -тема, интересующая, в первую очередь, лингвистов (В.А.Аврорин, Л.К.Байрамова, З.А.Исхакова, Н.Х Шарыпова, В.Х.Хаков), политологов (К.Минуллин, Д.Михайлин), этнологов и этносоциологов (М.Н.Губогло, А.Р.Аклаев, Р.Н.Мусина, Л.В.Сагитова, Я.З.Гарипов, Т.А.Титова, Г.Ф.Габдрахманова). Выводы, полученные в этом направлении исследований, сводятся к следующему. Долгое время двуязычие в Татарстане, функционировавшее как одностороннее (татарско-русское без русско-татарского),
было асимметричным. Асимметрия проявлялась и в том, что двуязычие развивалось вместе с диглоссией (одновременное существование в обществе двух языков, использующихся в разных функциональных сферах, один из которых имеет больший социальный статус и престиж), социально-нигилистической оценкой татарского языка, по сравнению с оценкой русского языка как социально престижного. В разные периоды эта ситуация «двуязычие с диглоссией» была качественно различной, тем не менее, постепенно она вела к формированию асимметрии между функциональными моделями русского и татарского языков, а, в конечном счете - и к асимметрии в языковой модели Татарстана в целом.

Двустороннее двуязычие (свидетельствующее о симметрии) также характеризуется асимметрией - количественной, ибо число носителей татарско-русского и русско-татарского двуязычия не может быть равным. Однако двустороннее двуязычие в ситуации «двуязычие без диглоссии» организует гармонию, симметрию в самой языковой модели Татарстана.

Реальным признается существование в Татарстане нескольких моделей двуязычных ситуаций, которые уже сейчас и тем более в перспективе можно расценивать как плюрализм, отвергающий унификацию в двуязычии и утверждающий языковую свободу личности (Байрамова Л.К., 2001). Вместе с тем, в языковой сфере (в том числе и в этноязыковом взаимодействии) существует ряд проблем, связанных с функционированием языков (не исключая русского языка), которые могут быть решены только в общем контексте общественного развития

В. Изучение межэтнической брачности. Особым объектом при изучении межэтнических отношений в республике традиционно выступали этнически смешанные браки и семьи. В 1970-е - 1980-е гг. межэтнические браки и семьи изучались повсеместно на территории СССР не просто как массовое явление, но как особый фактор этносоциальных и этнокультурных процессов, один из каналов, по которым проходило сближение наций и шло формирование новой исторической общности людей - советского народа. При изу-
чении этого феномена народы Татарстана присутствовали в работах Л.Н.Терентьевой, Л.М.Дробижевой, Ю.В.Арутюняна, М.Н.Губогло, Г.В.Старовойтовой, В.О.Рукавишникова. Большая заслуга в изучении межэтнических браков и национально-смешанных семей в русских сельских поселениях республик Среднего Поволжья принадлежит казанским этнографам -Е.П.Бусыгину, Н.В.Зорину, Л.И.Зориной, Н.Н.Кучерявенко. Для обследования межэтнических браков и национально-смешанных семей были разработаны специальные вопросники для опроса населения, разработаны методики сбора и анализа материала. Собранные полевые, архивные, литературные данные были обобщены в ряде публикаций (Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., 1973; Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., 1976; Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Зорина Л.И., 1980), которые позволяют судить об интенсивности заключения межэтнических браков в 1960-е - 1970-е гг., особенностях состава сельских межэтнических браков и национально-смешанных семей: вариативности по этническому, социальному, профессиональному, образовательному, половозрастному признакам, поколенному и численному составу, национальной принадлежности детей и языка внутрисемейного общения.

Дальнейшее развитие темы привело к исследованию этнокультурных процессов в сельских национально-смешанных семьях Татарстана, в результате чего были выявлены основные закономерности межэтнического взаимодействия в условиях смешанной семейно-брачной микросреды и определены результаты этого взаимодействия в культурно-бытовом и лингвистическом отношениях (Busygin E.P., Zorin N.V., Stolyarova G.R., 1982; Столярова Г.Р., 1985; Бусыгин Е.П., Столярова Г.Р., 1988).

Последующий сбор материала в Архивах ЗАГС Татарстана, республик Марий Эл и Чувашии позволил сформулировать основные тенденции развития этнодемографических процессов в регионе, в том числе динамику уровня и структуры однонациональной и смешанной брачности, а также проследить особенности процесса разводимости, что столь масштабно для регионов Рос-

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23765.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.