У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Африканцы в СССР и в России (1960-2003 гз)
Количество страниц
183
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23776.doc
Содержание
Содержание
Вводная глава.
• Цели и методы исследования... 2
• Обзор источников и историография... 10
• Проблема адаптации... 27
Глава первая. Африканцы в Советском Союзе 1960-1991 гг. Эволюция образов в процессе взаимной адаптации
• Африканцы в России до I960 года... 35
• Африканские студенты. Университет Дружбы Народов им. П. Лумумбы... 40
• Африка и африканцы в советских СМИ... 50
• Москва глазами африканцев (по материалам интервью)... 57
Приложение к первой главе. Африканцы в СССР по архивным материалам...
1.1. Письмо об инцидентах с обучающимися в СССР африканскими студентами,
17 марта 1960 года... 64
1.2. Постановление ЦК КПСС О мерах по улучшению работы среди студентов, аспирантов и стажеров стран Азии, Африки, Латинской Америки и некоторых стран Запада, обучающихся в высших учебных
заведениях СССР 3 ноября I960 года... 66
1.3. Записка по письму Исполкома Союза студентов из Черной Африки в СССР,
10 мая 1960 года... 69
Глава вторая. Африканцы в России после 1991
года... 73
• Африканцы-студенты... 74
• Африканцы-беженцы и лица, ищущие убежища... 85
• Африканская элита... 90
• Организации и центры, занимающиеся африканскими проблемами в России... 91
- Культурные... 96
- Студенческие... 104
- Деловые...:... 109
- Религиозные... 112
- Помощи беженцам... 118
• Африка и африканцы в российских СМИ... 122
Приложение ко второй главе. Африканские организации в России.
2.1. Устав Землячества студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров
Республики Сомали, обучающихся в РУДН... 127
2.2. Отчет о работе Ассоциации иностранных студентов в России
за период с 1998 по 2001 г... 130
2.3.Проект Устава Африканской Организации в России (АФОР)... 136
2.4. Обращение участников Всемирного Форума иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений
(Москва, 14-16 мая 2003 года)... 138
Глава третья. Зарубежный опыт: африканцы в Европе... 141
• Адаптация африканцев в Великобритании... 148
• Африканские центры и организации в Великобритании... 155
- Культурные... 156
- Помощи беженцам... 162
- Образовательные... 166
- Религиозные... 168
Приложение к третьей главе. Африканские организации в Великобритании
3.1. Африканские организации в Лондоне... 174
3.2. Африканские издания в Великобритании... 176
3.3. Африканские целители в Великобритании... 182
Заключение... 183
Библиография...
Введение
Настоящее исследование ставит целью выработку основных направлений в изучении проблем, связанных с адаптацией различных категорий африканских граждан в России, анализ механизма взаимодействия российских и африканских граждан на территории Российской Федерации, а так же выявление факторов, влияющих на работу этого механизма. Хронологические рамки исследования охватывают 1960-2003 гг. За этот период произошли коренные изменения в отношениях между Россией и Африкой, трансформировался образ жизни россиян и их отношение к окружающему миру. Исходя из указанной цели, в исследовании поставлены следующие задачи:
• выявить исторически обусловленные факторы, определяющие процесс адаптации африканцев в России и в Советском Союзе.
• выявить общее и особенное в адаптации граждан из различных африканских стран в России с учетом их статуса (студентов, беженцев, нелегальных мигрантов, африканцев, получивших российское гражданство).
• проанализировать существующие подходы к исследованию проблем адаптации африканцев в других странах, используя опыт Великобритании и континентальной Европы.
• определить необходимые условия для успешной адаптации африканцев в российской среде на основании зарубежного, а также советского, опыта их адаптации.
Хронологические рамки исследования охватывают важный отрезок в социальной, экономической, политической истории как России, так и большинства африканских стран. За почти полвека (1960-2003 гг.) коренным образом изменился политический курс России. Перестал сущест-
Вводная глава. Цели и методы исследования.
вовать Советский Союз, который был политическим и идеологическим ориентиром для многих африканских стран, посылавших своих студентов на учебу в нашу страну. Деловые и экономические интересы стали преобладать над идеологическими. Изменился контингент африканских студентов, появились нелегальные иммигранты, благополучная африканская элита.
За этот период взаимоотношения между жителями Советского Союза/России и гражданами африканских стран прошли через самые разные стадии: от экзотического притяжения к опасению перед нежелательными связями с иностранцами, от патерналистской опеки «меньших братьев» до зависти, вызванной недоступностью материальных благ, которыми обладали африканцы, затем - до обвинения африканцев во всевозможных бедствиях России и подъема расизма.
Географические рамки исследования включают в себя обзор проблем адаптации африканцев в крупнейших городах Российской Федерации - Москве, Петербурге и их областях, а также в Екатеринбурге, Белгороде, Иваново. Особое внимание уделено деятельности африканцев на Украине. Отдельная глава посвящена анализу проблем адаптации африканцев в Великобритании (в частности, в Лондоне), с привлечением материала по континентальной Европе, а также материалов интервью, проведенных автором в Сомалийской Демократической Республике.
Методы работы.
Представляется целесообразным выделить несколько методов, применяемых при исследовании процесса адаптации в целом, африканских иммигрантов, студентов и членов смешанных семей в частности, существующих к настоящему времени в российских и зарубежных исследованиях.
Вводная глава. Цели и методы исследования.
Учитывая комплексность исследования (на грани социологии, социальной антропологии, этнопсихологии, истории и культурологии) диссертантом применялись различные методы исследования.
Сравнительный метод. Возможность проведения исследования в нескольких странах (Россия, Великобритания, Сомали) позволила провести сравнение процесса адаптации в различных экономических, политических, исторических условиях, а также проследить развитие отдельных сторон процесса, с целью выявления степени влияния принимающего этноса. Методы ситуационного и сравнительного анализа важны в процессе изучения механизма внутренней и внешней адаптации и моделей поведения в принимающем обществе.
Полевой метод. Будучи членом сомалийской общины Москвы и уже около 10 лет тесно работая с африканскими студентами в Москве, я получила возможность лично от них узнать о мотивации их поведения в раз личных ситуациях, «увидеть» особенности и «обычности» русского этноса. При непосредственном общении с африканцами главное внимание уделялось их рассказам, шуткам, реакциям на различные ситуации, оговоркам, цепочкам рассуждений, аргументам, используемым ими в спорах, объяснениям различных явлений. Мне представилась возможность увидеть и описать жизнь африканцев в условиях «благополучной» диаспоры (полевое исследование в Великобритании), в естественной среде (полевое исследование среди выпускников советских/российских учебных заведений в Сомали). Таким образом, через призму увиденного собственными глазами я постаралась описать адаптационные процессы, проходящие у африканцев в России, в среде моей родной культуры, что также дает некоторые преимущества при проведении исследования.
За более чем 8 лет мною было опрошено около 200 африканцев, находящихся в России и около 100 - за ее пределами (Великобритания, Сомали). Большинство проведенных интервью являлись глубокими и длились несколько дней, а то и несколько лет (так называемый лонгитюд-
Вводная глава. Цели и методы исследования.
пый метод)1. Это позволяло, прежде всего, проследить эволюцию респондента и его реакцию на одни и те же явления на значительном отрезке его жизни и исключить стрессовые реакции. Стрессовые реакции обычно проявляются во время проведения опросов на Центральном телеграфе, рынках, вокзалах - местах, которые социологи нередко выбирают для проведения опросов как места наибольшего скопления иностранцев (исследования китайской, вьетнамской, африканской и др. общин в Москве), для наибольшей репрезентативности.
В процессе работы я постаралась учесть и тот факт, что исследование адаптации этноса за пределами территории его исторического проживания без ознакомления с его поведением на родине представляется малорепрезентативным. Во время полевого исследования в Сомали я провела ряд интервью с выпускниками российских учебных заведений по той же схеме, что и среди сомалийских студентов в России. Выводы и наблюдения подробно описаны в соответствующих главах.
Применялась методика проведения ненаправленного интервью, в котором инициатива принадлежала самому респонденту (чаще - обсуждение моих выступлений на конференциях с участием африканцев, статей, посвященных жизни африканской диаспоры). Использовалась методика проведения нарративного интервью, в котором я лишь направляла свободный рассказ, повествование о жизни самого африканца. Интересные результаты получены во время проведения групповых интервью, когда своей целью я ставила вызвать дискуссию в группе (предварительное обсуждение с африканцами моих статей и докладов, чтобы учесть их замечания). Закрытый опросный лист (варианты ответов предусмотрены) не применялся ни разу.
С другой стороны, излишняя «включенность», особенно на протяжении длительного времени, потенциально может привести к потере кри-
1 длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе.
5
Вводная глава. Цели и методы исследования.
тической отстраненности в осмыслении ситуации. Так, по этическим соображениям исследователь уже не может предать публичному обсужде-нию те секреты, которые ему доверяли члены сообщества. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, обычно добивается лучшего результата. Как заметили социологи, интервьюирование на дому имеет минус: воспринимая интервьюера в качестве гостя, опрашиваемый, из вежливости, старается говорить только приятное.
Практически все методы, используемые сегодня в этнопсихологии, являются статическими. Однако, по мнению некоторых современных этнопсихологов (С. Лурье, М. Иванова и др.), наибольший интерес представляют переломные периоды в жизни народа, когда мы можем наблюдать изменения в его сознании, поведении, организации и умении фиксировать то, что в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется, и как.3
Принцип историзма позволяет рассмотреть феномен диаспоры африканцев в контексте истории страны-донора и страны-реципиента, а также региональной и всемирной истории, проследить динамику и оценить перспективы. Использование метода системного анализа позволяет рассматривать африканскую диаспору как социальный феномен, как единое целое. Метод структурного анализа позволяет выявлять общее и особенное в компонентах столиц и периферии. Применение структурно-функционального подхода, в рамках которого любое явление рас-
2 На это указывает и социолог В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Добросвет, Москва, 2000 с. 414-415
3 А.Н. Мосейко, используя «переломность» ситуаций в России и в африканских странах, проводит исследование «Возможности и перспективы сравнительного анализа ментальных особенностей человека в переходных обществах России и Тропической Африки». //Восток (Oriens) 2003 № 6
Вводная глава. Цели и методы исследования..
сматривается как статичное и может структурироваться до бесконечности, рассматривает диаспору как совокупность отдельных личностей.
Трудности исследования.
Новизна и междисциплинарный характер темы исследования стали причинами возникновения некоторых трудностей, с которыми столкнулся автор.
Историческая закрытость темы «иностранцев» в Советском Союзе и России, а также закрытость и настороженность африканцев значительно повлияли на ход проведения исследования. Возникли проблемы с доступом к методическим разработкам и рекомендациям для преподавателей различных дисциплин африканским студентам Российского Университета Дружбы Народов. Большинство теоретически существующих брошюр (где-то цитировались, работниками РУДН назывались имена их авторов) в библиотеке и архивах не числились, и, по-видимому, не сохранились. Многие преподаватели РУДН говорили о необходимости восстанавливать практику рекомендаций преподавателям.4
Проблемы переходного периода, в котором находится в настоящее время как Россия, так и большинство африканских стран, нестабильность, неустойчивость и стремительные перемены проявились при анализе процесса адаптации африканцев в послеперестроечной России. При описании процессов, проходящих в переходных обществах, я принимала во внимание тот факт, что конфликт не всегда дисфункционален для отношений, внутри которых он происходит; часто конфликт необходим для
4 Существовавшая в Советском Союзе практика рекомендаций заключалась в советах, даваемых историками и этнографами в том, какие этнические и культурные особенности могут проявляться студентами в процессе занятий, какие поведенческие нормы студентов преподаватель должен принимать во внимание и т.п.
Вводная глава. Цели и методы исследования.
достижения связей внутри системы, конфликт и интеграция являются неразрывными процессами.
Трудности анализа переходного периода сказываются и в необходимости пересмотра существовавших методологических подходов к изучению проблем, связанных с пребыванием африканцев в России.
Общее и особенное. Особенности отдельных этнических групп африканских студентов в России не всегда имеют корреляцию с их действиями на родине или поведением их родственников, занимающихся другой деятельностью (даже в пределах России психологическое состояние и реакция на проблемы у нелегального нигерийского мигранта, обеспеченного нигерийского студента и нигерийца-директора собственной компании будут отличаться).
Проблема национального характера. Тема исследования подразумевает наличие обобщенных суждений, причем не только в отношении одного этноса, а жителей всего африканского континента с одной стороны, и жителей России - с другой. Когда в истории этнопсихологии предпринимались исследования национального характера народа и его культурных особенностей на основании достижений элиты (или выявление «гения народа»), впоследствии обобщения делались не только в отношении всех представителей элиты данного этноса, но и всего этноса в целом. Исследования национальных особенностей и публикация их результатов вполне закономерно вызовут недовольство отдельных представителей этнических групп, однако, как уже отмечалось, цель данного исследования - способствование укреплению взаимопонимания и попытка внесения ясности во взаимоотношения и возможности предотвращения конфликтных ситуаций (в частности, в процессе обучения иностранных студентов и восприятия иммигрантов российской общественностью). Я старалась учитывать необходимость соотнесения выявленных качеств с группой/категорией, в которой они выявлены, а анализ качеств и реакций
Вводная глава. Цели и методы исследования.
другой группы в рамках того же этноса приводить для полной картины и в качестве фактов для размышления.
Стереотипизацил и недостаток «африканского» материала в
российских средствах массовой информации, которые выступают основными источниками формирования представления об Африке и африканцах у россиян. В первую очередь, сказывается недостаток разнообразных познавательных передач и статей об африканском континенте. Если такие материалы и появляются, то характер их подачи средствами массовой информации предопределяет отношение аудитории. Конечно, информация об Африке и ее жителях появляется в изданиях узкой направленности (например, туристических проспектах и программах и т.п.), однако до обывателей доходят лишь новости о катастрофах и особо экзотических явлениях на африканском континенте.
Вводная глава. Источники и историография.
ВВОДНАЯ ГЛАВА. Источники и историография.
Обзор источников.
Комплексность проблематики исследования вызвала необходимость обращения к разнообразным типам источников и литературы, разнообразным как по тематике, жанру, так и по степени достоверности. При анализе процесса адаптации африканцев в России после 1991 года появляются ссылки на интернет-опросы, «моментальные» консультации с коллегами по всему миру посредством электронной почты, ссылки на статьи из электронных газет и журналов, разнообразная информация, полученная из интернет-сайтов организаций и персональных электронных страниц.
В процессе исследования были проведены консультации и полемика с российскими специалистами различных направлений (историками, социологами, этнопсихологами, юристами и др.) и африканцами, находящимися или находившимися в России/Советском Союзе.
Полугодовая стажировка в Школе востоковедения и африканистики Лондонского Университета позволила мне проанализировать литературу библиотеки Университета, а также приобрести ряд изданий в магазине африканской литературы Африканского Центра в Ковент Гардене (Лондон). Особую ценность для исследования имеют интервью, проведенные автором в культурных, образовательных и адаптационных центрах в Лондоне.
Для удобства анализа источников выделю восемь основных групп:
1. официальные документы, программы организаций.
2. разработки учебных центров
3. статистические данные
Вводная глава. Источники и историография.
4. воспоминания и наблюдения
5. сообщения печатных средств массовой информации
6. опубликованные архивные материалы
7. афиши, флайеры, листовки, рекламные объявления
8. интервью, дискуссии, видео- и аудиоматериалы.
В первую группу вошли официальные документы российских и международных организаций о правовом положении иностранных, в том числе африканских, граждан. При анализе проблем, связанных с нахождением различных категорий африканских граждан на территории Российской Федерации, особую роль сыграли отчеты и сообщения правоохранительных органов. Информационной базой о проблемах африканских студентах и способах их решений на уровне министерств и администрации учебных заведений1 послужили материалы, опубликованные издательскими органами учебных заведений (например, в газете РУДН «Дружба», белгородской газете «Один мир» и т.п.), отчеты руководителей институтов и университетов, факультетов и учебных центров. О проблемах африканских студентов также свидетельствуют уставы студенческих организаций (Ассоциации африканских студентов, Ассоциации иностранных студентов, отдельных землячеств и т.п.), о проблемах африканских иммигрантов - отчеты и доклады ООН и ее представительств на территории Российской Федерации (Управления Верховного Комиссара по делам беженцев, Международной организации по
1 Например, Информационно-справочные и нормативные материалы по вопросам обучения иностранных граждан в Российской Федерации. Воронежский Государственный Университет. Воронеж, 1995. Как показывают интервью с африканскими студентами (архив автора 2003 год), информация подобных изданий, переведенная на европейские языки, пользуется большим интересом африканцев, в частности на предмет наличия межправительственных соглашений об эквивалентности документов об образовании, дающих право поступать в аспирантуру и т.п.
Вводная глава. Источники и историография.
миграции и др.), российских и международных правозащитных организаций («Мемориал», публикации «Хельсинской группы»). В исследовании использовались материалы (предоставленные лично автору, а также опубликованные в московской прессе) организации, занимающейся проблемами детей от смешанны браков в России «Метис». В целом о проблемах африканцев и предлагаемых путях их решения в Российской Федерации свидетельствуют программы (уставы и программные заявления) организаций АФОР (Африканская Организация) и Африканское Единство.
В исследовании были использованы материалы (уставы, информация о деятельности, расписания занятий, полученные от руководителей, и т.п.) некоторых африканских организаций и центров Великобритании.2
Ко второй группе источников относятся разработки учебных центров, связанные с обучением иностранных граждан в Советском Союзе и России. В основном, это рекомендации по преподаванию иностранным учащимся того или иного предмета, предназначенные для общего или для служебного пользования3. В советское время методические разработки были нацелены
Например, материалы Конголезского центра в Лондоне, Оксфорд Хауса (культурного центра сомалийцев), РААД (центра беженцев из Восточной Африки) и др. 3 Например,
> Методические рекомендации для проведения учебных вечеров на русском языке по теме «Некоторые страницы из истории великой Отечественной войны» (для студентов-иностранцев). Составитель Карпусь Л.А., Москва, 1983
> Методические рекомендации по интенсификации учебного процесса при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Москва, 1978
> К. П. Черняева. Роль преподавателя в подготовке и проведении экскурсий и в формировании положительных эмоциональных сопереживаний студентов-иностранцев во время экскурсий.// Методические рекомендации по интенсификации учебного процесса при обучении русскому языку студентов-иностранцев. М., 1978
Вводная глава. Источники и историография.
на формирование «правильного» отношения иностранцев к советским гражданам и советской действительности, в настоящее время (с 2000 года) начинают появляться методические разработки, нацеленные на формирование толерантности в процессе обучения русскому языку иностранных студентов.4 Часть методических разработок была нацелена на воспитание не иностранных студентов, а их советских преподавателей.5
Третья группа представлена статистическими данными, полученными из опубликованных сведений Бюро переписи населения (в Российской Федерации и в Великобритании), администрации учебных заведений, организаций, ведущих учет миграционного потока, информации, представленной посольствами африканских стран в Москве.
Четвертую группу составляют воспоминания и наблюдения африканцев и иностранцев в целом, проходивших обучение в Советском Союзе, и значительно меньше - в молодой Российской Федерации. Некоторые воспоминания опубликованы их же авторами (причем за пределами нашей страны и не на русском языке)6, другие - даны со ссылками на интервью в газетах и брошюрах (как отечественных, так и зарубежных)7. Воспомина-
4 Например:
Т.М. Балыхина, СИ. Ельникова, ТВ. Маркина, О.В. Харитонова. Уроки толерантности (русский язык и межкультурная коммуникация). Учебное пособие по русскому языку. Москва, РУДН, 2003
5 Например, издания Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического обучения молодежи. Рекомендации об особенностях учащихся из арабских, африканских и др. стран.
Вводная глава. Источники и историография.
ния, опубликованные на русском языке, чаще носили пропагандистский и безликий характер.8 Некоторыми воспоминаниями поделились бывшие студенты советских/российских ВУЗов во время проведения мною полевых исследований в Москве и других городах РФ, Лондоне и Сомали. Эти воспоминания в очень эмоциональной форме отражали настроения эпохи холодной войны, противостоянии капиталистического и социалистического лагерей, воскрешали забытые реалии того время (песни И. Кобзона, А. Пугачевой, номера автобусных маршрутов, прежние названия станций метрополитена). Более поздние интервью отличались меньшей эмоциональностью и отражали особенности переходного периода от Советского Союза к России. В пятую группу источников входят сообщения средств массовой информации. Советская пресса (газеты и журналы) представлена следующими изданиями:
• Центральными газетами: «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Аргументы и факты», «Культура и жизнь» и др.;
• Журналами: «Ровесник», «Народы Азии и Африки», «Огонек» и др.
> African Student Life in Moscow. Moscow, 1961
> Two Universities. An account of the life and work of Lumumba Friendship University and Moscow state University/ Soviet Booklet N 110. Compiled by Novosti Press Agency. London, May, 1963
> С московским дипломом. /Вечерняя Москва, 1979 29 июня. О выпускнике каф. хореографии ГИТИСа Абду Негеша (Эфиопия).
> Спасибо, страна Советов! - высказывания студентов из стран Азии, Африки и Лат. Америки, обучающихся в ВУЗах УССР /Зап. С. Баранов, И. Горкун. //Правда Украины, 1980, 28 декабря
8 Например:
> Мы учимся в МГУ (иностранные студенты о жизни и учебе в СССР). Москва, 1963
> Ленин в сердцах миллионов. Сборник статей иностранных студентов, аспирантов и стажеров Киевского ордена Ленина Государственного Университета им. Т.Г. Шевченко. Изд-во Киевского Университета, 1971
Вводная глава. Источники и историография.
Российская пресса представлена следующими изданиями:
• Центральными газетами: «Правда», «Известия», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Независимая газета» и др.
• Газетами и журналами, издающимися в учебных заведениях, в которых обучаются африканцы: «Вестник РУДН», «Дружба» , белгородской газетой Государственного Технического Университета «Наш Университет» и др.
• Газетами и журналами, издающимися африканскими и другими иностранными группами и диаспорами в России: «Моя Африка», «Корейская диаспора», журнал татарской молодежи « Идель» и др.
• Газетами, издающимися иностранными землячествами под эгидой ООН и Управления Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) - сомалийского, эфиопского и др. землячеств.
• Электронными изданиями газет «Один мир/Опе World»9, «Правда Севера», другими продуктами интерактивной деятельности студенческих объединений учебных заведений РФ.
• Национально-патриотическими изданиями (официальными и полуофициальными): «Штурмовик», «Я - русский», «Бритоголовые идут» и др.
Пресса Великобритании представлена:
• Ведущими газетами The Times, The Sun, The Voice;
• Африканской прессой Великобритании: New African, West Africa, East Africa, African Voice, African Times, Nation, New Nation (с подзаголовком «The Best Black Britain's Newspaper» - «лучшая газета
Общероссийская газета иностранных студентов в России, г. Белгород.
Вводная глава. Источники и историография.
для чернокожих Великобритании»)10 и др.;
• Национальными и этническими изданиями, издаваемыми соответствующими этническими центрами и организациями: Somali Voice Magazine («Голос сомалийцев»), серией Journal of Anglo-Society (Журналы Англо-разнообразных обществ - Англо-Сомалийского, Англо-Эфиопского, Англо-Кенийского и др.), Ovation (нигерийский журнал), The Trumpet (с подзаголовком «UK's largest Circulating Audited Black Publication» - «крупнейшее в Великобритании издание, выходящее для чернокожих», CINA-News (газета для франкоговорящих африканцев) и др.
• Развлекательными журналами: Black Arts in London, Black Beauty and Hair, Black Perspective и др.
Шестую группу составили опубликованные архивные материалы -прежде всего документы (постановления, служебные записки, рекомендации), касающиеся пребывания африканских студентов в Советском Союзе. Наиболее интересные из них помещены в Приложении. Привлекались материалы из личного архива (записи бесед и анкет) автора, собираемого на протяжении 8 лет.
Отдельную, седьмую, группу составляют афиши, флайеры, листовки, рекламные объявления об открытии африканских салонов, магазинов, культурных, образовательных и религиозных центров.
Восьмую группу источников составляют дискуссии (в различных африканских центрах в Великобритании они носили скорее характер бесед по обмену опытом, в российских же иммиграционных и других центрах, занимающихся проблемами африканцев, меня много расспрашивали о
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23776.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
01.06.25
Языковая репрезентация основания оценки
01.06.25
Языковая репрезентация характера оценки
01.06.25
Эксплицитные и имплицитные средства выражения оценки
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.