У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Австрийские либералы и проблемы модернизации империи Габсбургов в 1860-1870-е годы
Количество страниц 193
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23781.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение. 3

Глава I. Планы федерализации, государственно-административных реформ в Габсбургской империи и позиция австрийских

либералов 41 §1. Борьба идей федерализма и централизма в Австрии в 60-е годы

XIX века 41 §2. Система дуалистического государственного устройства 1870-х

годов в оценке либералов 64 §3. Отношение либералов к государственной бюрократии,

реформам политического управления и судебной системы 90

Глава П. Парламентская борьба австрийских либералов

за светский характер государства 97

§ 1. Начало австрийского «культуркампфа» 97

§2.Принятие религиозных законов 1868 г. 120

§З.Денонсация Конкордата в 1870 г. и ее последствия 136

Заключение 153

Примечания 158

Список источников и литературы 193


Введение

Становление и развитие либерализма принадлежит к одной из ведущих тем историографии стран Европы и США в новое и; новейшее время. Либерализм как политическая теория и практика не потерял привлекательности и в наши дни, несмотря на то, что в конце XIX, а особенно в XX веке много говорилось и писалось о закате либерализма. Он продолжает оставаться одной из господствующих идеологий современного общества, трансформируясь сообразно меняющимся условиям, но продолжая сохранять свою сущность — признание свободы высшей целью человеческого общества. Положение современного либерализма в западных странах и России неодинаково. Определяя долгое время политику западных стран, либерализм доказал свою жизнеспособность. Успехи либерализма связаны с провозглашением принципа веротерпимости, утверждением и защитой индивидуальных прав, которые стали важной составляющей социально-политической жизни современных государств. В современной России сегодня еще отсутствует четко сформулированная философско-правовая теория либерализма. Как заметил в начале XX века Н.А.Бердяев, «на отечественной почве либерализм если и существовал, то носил только экономический характер, а правового и тем более политического либерализма страна не знала» [1]. Это замечание Н.А.Бердяева актуально и сегодня. Специфические трудности для либерализации России создает и не решенная проблема организации жизни многонациональной страны [2].

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена не только востребованностью научного анализа феномена либерализма, но и возросшей политической активностью либералов в наши дни. Многие западные социальные мыслители, ученые и политики обращаются к идейному арсеналу либерализма [3].

В XIX в. многие прогрессивные мыслители считали либерализм выражением определенных, присущих человеку природных качеств,

стремлением к изменениям в окружающей действительности [4]. В систему либеральных воззрений входили отрицание деспотизма и произвола, борьба за утверждение конституционных норм и парламентского строя, невмешательство государства в экономическую жизнь, постепенно расширяющийся «список» свобод и прав личности. При этом либеральная идеология отдавала предпочтение реформистским методам деятельности, отвергая самостоятельную политическую роль народных низов.

Утверждение либеральной идеологии в Австрийской, а затем и в Австро-Венгерской монархии приходится на 60-е - 70-е годы XIX века. Именно в это время либерализм и выражавшая его идеи Конституционная партия были одним из основных факторов политической жизни империи Габсбургов. Но уже в конце 70-х годов заметен спад либерального движения, что связано с разобщенностью либеральной партии и неоднозначностью сформулированных либерализмом целей. Как заметил один из лидеров австрийских либералов А. Ауэршперг на заседании верхней палаты Рейхсрата, «либерализм - это эластичное понятие, под которым каждый может понимать то, что хочет; слово, которым явно злоупотребляют; понятие,. которое многое в себя включает, но никто не знает, что же оно собой представляет» [5].

Большинство австрийских либералов считало, что их движение находится в поиске своей социальной базы и полагали, что это достижимо в рамках куриальной избирательной системы. Негативно сказалась на австрийском либерализме изоляция немецких и немецкоязычных деятелей от интеллектуальной элиты славянских народов. Свидетельством тому была неразработанность либеральной национальной программы и неэффективность национальной политики либералов.

Процесс модернизации в Австро-Венгерской монархии был сложным и противоречивым. Истоки его восходят еще к XVIII в., а завершился он в то время, когда Габсбургская империя уже перестала существовать. В многонациональной- Австро-Венгрии, как и в России, проблемы

политического переустройства приходилось решать в ситуации, когда различные части государства были неодинаково готовы к этому. Схожей была и роль бюрократии в политических преобразованиях названных стран.

О начале масштабной индустриально-капиталистической и государственно-правовой модернизации Габсбургской империи можно говорить лишь с 60-х годов XIX века, когда вследствие революции 1848 г., а затем и под воздействием военных поражений возникла; насущная необходимость переустройства империи. Преобразования в Австро-Венгрии осуществлялись по нескольким направлениям: экономическому, административному, церковно-политическому и национальному.

Австрийские либералы понимали ограниченность своих возможностей и поэтому склонялись преимущественно < к проведению реформ «сверху». Еще в 50-е годы XIX в. в рядах либералов родилась теория «консультативного либерализма», предназначенная для «интеллектуального оправдания системы реформ, осуществляемых сверху» [6]. Она" была нацелена на вовлечение граждан в политику на муниципальном уровне, но не столько для того, чтобы формировать гражданского общество, сколько для пополнения лучшими муниципальными функционерами рядов центральной бюрократии.

В 1860-1870-е годы, в период высшего подъема либерализма («Hochliberalismus»), либеральная Конституционная партия и ее деятели были одним из главных звеньев австрийской политической системы (1867-1869, 1871-1879). Наряду с этим во второй половине 70-х годов XIX в. обнаружился партийный раскол австрийских либералов, связанный с межнациональными проблемами народов Габсбургской монархии и приведший к появлению либерал-национального течения.

Степень изученности темы.

В отечественной историографии на протяжении долгого времени практически не уделялось внимания не только австрийскому либерализму, но и либерализму в других европейских странах, а также в США. На

проводимые же немногочисленные исследования накладывала свой отпечаток господствующая идеология. В 1970-80-е годы были опубликованы монографии В.И.Валюженича об особенностях либерализма США [7] и СА.Колмакова об идейной; эволюции классического английского либерализма [8]. Ситуация кардинально изменилась в 1990-е годы, когда началась переоценка наследия либерализма.

В 90-е годы вышел ряд научных сборников и монографий, посвященных проблемам европейского и американского либерализма XIX -XX вв. В сборнике статей «Европейский либерализм в новое время: теория и практика» под редакцией СП. Пожарской [9] и коллективной монографии «Либерализм Запада XVII-XX веков» под редакцией В.В.Согрина [10] рассматриваются проблемы; возникновения и становления либерализма на Западе. Исследователи сходятся во мнении, что либерализм - европейское по своему происхождению мировоззрение. Его корни они видят в англосаксонском рационализме и французском Просвещении, в самоуправлении германских городов и в борьбе за национальную независимость покоренных народов, в идейном наследии российских просветителей. В названных публикациях исследуются идейные истоки либерализма, становление либерализма как политической теории, доктрина экономического либерализма. Особое внимание уделено конституционному процессу, парламентской практике, либеральным партиям и прессе. В; сборнике рассматриваются несколько вариантов европейского либерализма: западноевропейский, представленный английской, французской, германской, испанской и бельгийской моделями либерализма, а так же своеобразие австрийского и российского либерализма и либерализма южных славян. В названный сборник включена статья Е.В.Котовой «Основные этапы становления либерализма в Австрии» [11]. В ней автор проанализировала истоки австрийского либерализма и проследила главные этапы становления либерализма в Австрии. Е.В.Котова пришла к выводу, что формирование политических течений в Австрии проходило во многом по национальному признаку.

Французский либерализм середины XIX в.- стал предметом монографического исследования А.В.Ревякина [12]. В плане сравнительного анализа европейского либерализма представляет интерес коллективная монография о французском либерализме, опубликованная в МГУ в 2001 г. [13]. Изучению идеологии и политики британских партий, в том числе либеральной, посвящены работы М.П.Айзенштат, Т.Н.Геллы, Н.В.Дроновой [14].

Политическая система в Австрии 60-90-х годов XIX в. и начала XX в. привлекла к себе внимание российских исследователей еще дореволюционного периода. Описывая парламентскую жизнь Австрии,. А.Э.Нольде [15] рассматривает законотворческую деятельность австрийского парламента, в частности в сфере избирательного права. По мнению автора, в парламенте отсутствовали политические партии, а деление происходило по национальным группам [16].

В монографии обозревателя ежемесячника «Русское богатство» Л.М.Василевского [17] отмечается, что в последней трети XIX в. на австрийское правительство оказывали давление как национальное, так и либеральное движения и это во многом определило дальнейшее развитие страны. Л.М. Василевский останавливает свое внимание на борьбе идей централизма и федерализма в общественно-политической жизни. Так же как и Нольде, он считает, что политические партии Австрийской империи были сосредоточены, в основном, вокруг Рейхсрата и носили ярко выраженный национальный характер. Либеральные парламентские группировки, по мнению Л.М.Василевского, являлись главными выразителями идей немецкого централизма.

Вышедшие несколько позже работы С.Г. Лозинского [18], содержат интересную характеристику всех австрийских правительств, находившихся у власти с 1867 г. Либералам в названной работе отведено незначительное место. Политика либералов рассматривается через призму решения национального вопроса. Характеризуя их социальную политику, он приводит высказывание либералов, что «в Австрии нет социального вопроса», таким образом давая социальной политике либералов негативную оценку. Автор, как и ряд других отечественных исследователей, на первое место ставит вопрос о взаимоотношениях немцев и чехов и практически не учитывает другие национальные противоречия. Эти же вопросы получают освещение в работах М. Ратнера и Е. Де-Витте [19].

Среди работ советского периода диссертационная тема затронута в брошюре Я.А. Демкова [20]. Она носит яркую идеологическую окраску, и многие достижения либерального периода в Австрии представлены в ней в негативном свете.

Одна из главных национальных проблем Габсбургской империи -отношения немцев и чехов - предмет исследовательской статьи Н.Д. Ратнер [21]. В основном Н.Д.Ратнер рассматривает позицию чешского национального либерального движения («страрочехов» и «младочехов») в рамках Австро-Венгерской монархии. Автор указывает, что уступки Галиции и Тиролю вызывали беспокойство немецко-австрийских либералов. Под этим термином мы объединяем немецких и немецкоговорящих либералов Цислейтании. Выступая против широкой автономии, они все же считали целесообразным делать уступки в административных и национальных вопросах. Как отмечает автор, разногласия в рядах чешского движения и оппозиция австрийских либералов федералистским претензиям чехов не привели австро-чешские переговоры 1870-1871 гг. к конкретным результатам, и проект преобразования Австро-Венгрии в триалистическую монархию остался на бумаге.

Со второй половины 80-х годов XX в. с изменением политической ситуации в нашей стране растет интерес к либерализму, включая австрийский.

Одной из первых работ «новой волны» стала диссертация Е.В. Котовой «Кризис Австрийской империи и образование Австро-Венгрии» [22]. Е.В.

Котова считает, что одним из определяющих признаков политической жизни Австрии было противостояние федералистов и централистов, что нашло свое отражение в борьбе вокруг принятия австро-венгерского Соглашения. Автор указывает на узкую социальную базу австрийского либерализма, а также отсутствие у него конкурентоспособной программы. В то же время исследователь приходит к выводу, что нельзя недооценивать вклад либерализма в становление парламентского строя Австро-Венгрии.

Тема диссертации рассматривается и в общих трудах по истории Австрии. Так, М.А.Полтавский уделяет внимание формированию австрийской партийной системы, отмечая, что партиями в то время были определенные группы депутатов, объединенные какими-либо интересами в парламенте, но не связанные чем-либо вне его [23].

Проблемам федерализации Габсбургской империи посвящена монография B.C. Рыкина. Автор видит уникальность австрийского федерализма в том, что на протяжении ряда столетий австрийское государство складывалось как национально-региональное образование, но в то же время это было жестко централизованное государство. В становлении федерализма в Австрии исследователь выделяет три основных этапа. 60-70-е годы XIX в. исследователь включает во второй этап развития федерализма в стране, когда «национальные меньшинства стремились освободиться от опеки немецко-говорящего меньшинства». Именно к эпохе правления Франца-Иосифа он относит «взлеты и падения австрийского федерализма» [24].

Проблема соотношения федерализма и централизма нашла отражение и в статье С.А. Романенко [25]. Автор отмечает, что в условиях нарастающей тенденции к национальному самоопределению монархия Габсбургов была вынуждена балансировать между центробежной и центростремительной силами. Хотя основное внимание уделено периоду конца XIX - начала XX вв., автор обращается к историческим корням данной проблемы.

В обзорно-аналитической статье Т.М.Исламова [26] значительное место отводится политическим и национальным проблемам империи Габсбургов. С образованием дуалистической монархии автор связывает ее вступление в полосу экономического подъема и модернизации устаревших общественных структур.

В отличие от российской, в австрийской и западноевропейской историографии сложилась определенная традиция и накоплен значительный опыт изучения проблем либерализма.

В многочисленных работах зарубежных авторов нашли свое отражение общие проблемы либерализма. Так. Т.Шиллер отмечает, что корни европейского либерализма восходят к XIV в. и он имеет определенные культурные традиции. Либерально-буржуазное движение XIX в. в большей части Европы это еще и национальное движение, но в то i же время эта национальная окраска негативно отразилась на самом либерализме. Автор указывает, что проблема развития либерализма в общеевропейских рамках в XIX - XX в. недостаточно изучена [27].

Р.Дарендорф считает, что постоянной целью либерализма является расширение жизненных шансов отдельного индивида [28]. Попытки исследователей построить теоретическую модель либерализма, объясняющую его историческое значение, чаще всего заканчивались неудачей. Применительно к либерализму XIX в., по мнению Й.Кнолла, «делались попытки осмыслить отдельные проблемы либерализма» [29]. Отмечая принципиальное различие между англо-саксонским либерализмом (с гарантией индивидуальной свободы, экономической и политической самостоятельности) и континентальным либерализмом, для которого в XIX в. актуальной была борьба с консервативно-клерикальными тенденциями в общественно-политической жизни, Л.Галл различает несколько типологических фаз развития либерализма в XIX в. [30].

К общим трудам по истории либерализма в Австрии прежде всего следует отнести монографии Г. Франца и К. Эдера, вышедшие в 1950-е годы. Они содержат подробную историю становления либерализма в Австрии и поэтому стали основой для дальнейших исследований. Г. Франц в своей монографии «Либерализм. Немецкое либеральное движение в Габсбургской монархии» [31] подробно рассматривает социальную базу австрийского либерализма, дает характеристику либеральным группам, входящим в Конституционную партию, и оценивает их политические программы. Как отмечает исследователь, во второй половине XIX в., наряду с ростом национального самосознания ненемецких народов Габсбургской империи, начинается процесс национальной самоидентификации австрийских немцев. Либеральная Конституционная партия после подписания Соглашения 1867 г. снимает лозунг унитарной монархии, но настаивает на единстве ее западной части — Цислейтании, что означало отказ от каких-либо уступок ненемецким нациям.

В работе К.Эдера «Либерализм в старой Австрии. Духовный облик, политика и культура» [32] значительное внимание уделяется роли йозефинизма в процессе становления либерализма в Австрии. Большое значение названные историки придают борьбе австрийского либерализма против засилья католической церкви в стране. Однако если Г. Франц рассматривает «культуркампф» австрийских либералов как составную часть общеевропейского «культуркампфа», то К. Эдер считает его детищем австрийского либерализма. В другой монографии Г.Франца «Культуркампф. Государство и католическая церковь в Центральной Европе» [33] выделены этапы австрийского «культуркампфа» начиная с конца неоабсолютизма через конфессиональные законы 1868 г. и формальную отмену Конкордата в 1870 г. к окончательной попытке урегулировать отношения государства и церкви в 1874 г. Г.Франц видит тесную взаимосвязь между йозефинизмом и либерализмом в рассматриваемой антиконкордатской политике.

В ряде работ развитие либерализма прослеживается в контексте общеавстрийской истории. Так, в «Истории Австрии» Э.Цёлльнера [34] содержатся взвешенные оценки «сильных» и «слабых» сторон либерального движения. В то же время монография Х.Ханча [35], представителя монархическо-католического направления австрийской историографии и одного из главных приверженцев супранациональной концепции, отличается односторонне негативной интерпретацией либерализма.

Необходимо отметить также работы А. Вандрушки, связанные не только с общей историей страны, но и с развитием политических партий. Исследователь не только выделяет три направления среди массовых политических партий, но и проводит дифференциацию в самом австрийском либерализме, вскрывая социальные корни либеральных течений: «придворного либерализма», «земельно-аристократического либерализма» и «буржуазно-демократического либерализма» [36].

Х-Х. Брандт подчеркивал, что немецко-австрийский либерализм, «его идеология, социальная база, время возникновения, апогея и падения связаны с общеевропейской эволюцией либерализма. Несмотря на отличия от европейского запада немецкий; либерализм вобрал в себя некоторые важнейшие общие черты. Отличие австрийского либерализма от прусского связано с особенностями социоэкономического и социокультурного положения буржуазии в многонациональном государстве» [37].

К.Кох полагает, что немецкий либерализм в империи Габсбургов берет свое начало в предмартовском периоде (до революции 1848 г.) как духовно-политическое, а со временем и социально-эмансипированное движение против привилегий дворянства и церкви. Узкая социальная база и немецко-националистический компонент либерализма стали препятствием для его превращения в массовое политическое движение. [38].

Следует отметить, что исследователи недооценивают то обстоятельство, что австрийский либерализм выступал как гетерогенный духовно-культурный и политико-экономический феномен. Как справедливо замечает в этой связи австрийский историк А.Вандрушка «либерализм является понятием на все времена и после окончания единоличного господства либеральных партий их политические идеи и программы стали использовать более «молодые» политические течения, создавая своеобразный «сплав» либеральных традиций и антилиберальных эмоций у немецких националистов, социал-христианской и социал-демократической партийных групп» [39].

Среди работ более позднего периода необходимо отметить многотомное исследование «Габсбургская монархия 1848-1918» под редакцией А. Вандрушки и П. Урбанича [40]. В нем содержится оценка результатов деятельности либералов второй половины XIX в., связанных с декабрьской Конституцией 1867 г., религиозными законами 1868 и 1874 гг., проведением избирательного законодательства. Рассматривается также политика либералов в национальном вопросе. Наиболее ценными для данного диссертационного исследования являются четвертый и седьмой тома названной работы. В седьмом томе подробно представлена конституционная история страны и этапы развития австрийского парламентаризма. Четвертый том посвящен проблемам конфессий в империи Габсбургов.

Сборник научных статей «Исследования немецкого либерализма в Цислейтании 1873-1879 гг.» [41] посвящен периоду политического господства либерализма в Австро-Венгрии. Достигнутые в предыдущее десятилетие успехи, особенно принятие Конституции 1867 г., предоставившей народам Австро-Венгрии гражданские права, заложили основу для борьбы за расширение этих прав. Наиболее ярко это выразилось в борьбе за прямое, а впоследствии за всеобщее избирательное право. Однако австрийские либералы не были заинтересованы во введении всеобщего' избирательного права, которое, по их мнению, могло ослабить нейтралистское начало в государственном управлении.

Эти же проблемы нашли свое отражение в работах К. Воцелки «Избирательное право и избирательная реформа либерального периода» и «Выборы в либеральную эпоху и их результаты». Используя широкий круг источников, автор рассмотрел ход борьбы за принятие прямого избирательного права, позицию по этому вопросу либералов - депутатов нижней палаты и палаты господ, а также либеральных газет [42]. Борьба за ведение прямого избирательное право стала важным этапом в процессе модернизации страны.

История борьбы за всеобщее избирательное право получила отражение в монографии К. Уцакара «Демократия и избирательное право в Австрии» [43]. Рассматривая конституционную историю Австрии с революции 1848 г., исследователь анализирует проекты Конституции, особенно на те статьи, которые посвящены избирательному праву. К.Уцакар выделяет в движении за избирательное право две характерных для этой эпохи тенденции: либеральную и демократическую, замечая, что в конце 70-х годов XIX в. демократическая тенденция (борьба за всеобщее избирательное право) становится преобладающей.

Изучение истории либерализма в Австрии невозможно без анализа его социальной базы, основу которой составляла буржуазия. Авторы статей, вошедших в коллективный сборник «Буржуазия в империи Габсбургов», подробно останавливаются на истории становления буржуазии в землях Габсбургской империи и роли буржуазии в развитии страны. Так, Э.Брукмюллер обращает внимание на взаимосвязи австрийской буржуазии и бюрократии, считая последнюю «буржуазией от образования» [44]. Статья ПУрбанича посвящена изучению роли буржуазии в становлении гражданского общества в Австро-Венгерской монархии [45].

Исследование роли бюрократии в раннелиберальный период проведено в статье В.Хайдль [46]. Автор отмечает, что еще со времен Иосифа II и Марии-Терезии бюрократия считалась носителем и хранителем государственной идеи.

Зарубежные историки не оставили без внимания роль прессы, особенно либеральной, в истории развития австрийского гражданского общества. К.Паупи в монографии «Справочник по истории австрийской прессы» [47] делит прессу на три большие группы: мировые газеты, газеты, имевшие читателей только внутри страны, газеты, издававшиеся на территории отдельных земель. Рассматривая либеральную прессу, автор затрагивает историю каждой газеты и отмечает, что на ее содержании отражалась приверженность определенной политической линии. Аналогичные вопросы рассмотрены в монографии А.Вандрушки «История одной газеты», посвященной «Ди Прессе» («Die Presse») и «Ди Нойе Фрайе Прессе» («Die Neue Freie Presse») [48]. В работе проведен тщательный анализ этого главного печатного органа либералов. Политике австрийских политических партий в отношении прессы посвящены монографии М.Лунцер [49] и Й.Депута [50] Большинство австрийских печатных органов, особенно ведущие газеты страны, освещало не только внутриполитическую жизнь государства, но и проводимую его правительством внешнюю политику. Тесная взаимосвязь внутренней и внешней политики Австро-Венгрии и ее отражение в прессе рассмотрены в монографии Б.Кребс «Западноевропейская политика прессы в эру Бойста (1865-1870)» [51]. Анализу газетных публикаций и их связи с политической действительностью посвящена работа О.Виктора [52].

Проблема соотношения федерализма и централизма является одной из основных в функционировании государства XIX-XX вв., и не случайно существует множество ее интерпретаций. Роль федерализма и централизма в европейской истории рассмотрена в статье Х.Лентце [53]. По его, далеко не бесспорному мнению, большинство крупных европейских государств (таких, как Австро-Венгрия, Российская империя) изначально складывались как федеративные образования, в которых в ходе истории, однако, укрепился централизм.

Общетеоретические проблемы федерализма в Австрии нашли свое отражение в монографии К.Ведля [54] и коллективном сборнике статей под редакцией X. Висфлекера [55]. К.Ведль рассматривает отражение идей федерализма в партийных программах. Он обстоятельно прослеживает этапы становления в Австрии политических партий не только либерального толка, что позволяет сравнить процессы развития политических партий и их отношение к проблеме федерализма и централизма.

Проблема федерализма и централизма и ее отражение в дуалистической практике - предмет изучения Л.Каммерхофера [56] Учитывая внутриполитическую ситуацию в Австрийской империи в период подписания австро-венгерского Соглашения 1867 г., исследователь анализирует взгляды немецких и немецкоязычных либералов Австро-Венгрии на трансформацию империи. Автор сопоставил позиции старшего и; молодого поколения либералов. Отмечая сходство во взглядах по многим ключевым пунктам, Л.Каммерхофер указывает на возрастающую националистическую окраску австрийского либерализма. По его мнению, несмотря на менявшуюся историческую конъюнктуру, австрийские либералы по-прежнему оставались сторонниками централизма и противились любым попыткам федерализации Габсбургской империи.

Переходу от централизма к дуалистическому правлению посвящена монография венгерской исследовательницы Е.Шомоди [57], где прослеживается путь австрийских либералов к подписанию Соглашения 1867 г., начиная с революционных 1848-1849 годов. Автор показывает негативное отношение австрийских либералов к попыткам федерализации империи (Октябрьский диплом, Сентябрьский манифест), но в то же время отмечает, что линия на строгую централизацию страны также потерпела неудачу (Февральский патент). В целом Е.Шомоди делает вывод о нерешительной политике либералов, склонных к компромиссам. В статье о восприятии либералами «имперской идеи», «идеи единого государства» [58] Е.Шомоди проводит четкую границу между двумя поколениями немецко-австрийских либералов. Особенно это видно в их подходах к реформе дуалистической системы. И если Л.Каммерхофер связывает проблему федерализма — централизма с принципами и механизмами государственного управления, то Е.Шомоди делает акцент на национальной самоидентификации немцев, ориентировавшихся на Германию либо на Габсбургскую империю.

Борьбу идей федерализма и централизма в конституционной истории Габсбургской империи во второй половине XIX в. рассматривает в своей статье Е.Вайнцирль-Фишер [59]. Автор большее внимание уделяет Октябрьскому Диплому и Февральскому Патенту, которые наиболее ярко отражают противостояние идей федерализма и централизма.

Наряду с рассмотренными концепциями имеются работы, где исследователи пытаются доказать, что федерализм не был чужд австрийским либералам. Примером может служить упомянутая выше монография Х.Ханча [60].

Проблема централизма и федерализма тесно связывается историками с национальными проблемами Габсбургской империи и прежде всего с чешской. В требованиях чехов либеральная Конституционная партия видела угрозу сложившемуся после Соглашения в 1867 г. в стране политическому равновесию. После Второй мировой войны выходит работа X. Мюнха «Богемская трагедия» [61] и монография X. Ханча «Национальная проблема в старой Австрии» [62].

Значительный вклад в изучение проблем межнациональных отношений в империи Габсбургов внес американсуий историк Р.А.Канн [63]. Автор наряду с основными национальными проблемами - венгерской и чешской — рассматривает положение малочисленных народов Габсбургской монархии, показывая их отношение к австрийским немцам, стремившимся сохранить унитарное государство. Наряду с этим автор отмечает, что, несмотря на лояльность в отношении Вены, среди малых народов также заметны проявления национализма и стремление получить автономию в рамках Австро-Венгерского государства.

Чешский историк Й.Коржалька останавливается на истории зарождения чешско-немецкого противостояния. Кроме этого он затрагивает проблему отношения либералов и их противников к возможным путям разрешения чешско-немецкого конфликта. Немецкие либералы через прессу настраивали массы немецкого населения, прежде всего в Богемии, против попытки чехов смягчить немецкий централизм в Цислейтании и против проводимых переговоров вокруг австро-чешского соглашения в 1869-1871
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23781.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.