У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Геральдика генуэзского нобилитета по каменным плитам из Каффы, Солдайи и ЧемБало
Количество страниц 224
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23796.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Родовая и клановая геральдика генуэзской знати в XII-XVI вв. 21

1.1. Побили и пополаиы. Политическая борьба в Генуе с XIII в. по 1528 г. 22

1.2. «Торговцы» и «ремесленники». Особенности геральдики иоиоланов 25

1.3. Некоторые аспекты происхождения генуэзских гербов и фамилий 29

1.4. «Белые» и «черные» - гибеллины и гвельфы 32

1.5. О легитимности генуэзских родовых гербов 34

1.6. Геральдика генуэзских альберго 38 ГЛАВА ВТОРАЯ

Социальный состав и структура генуэзской администрации в факториях

Северного Причерноморья 45

2.1. Административное устройство и демография Каффы в период становления крымских факторий Генуи (вторая половина XIII - конец XIV пв.) 45

2.2. Административная практика Каффы в годы обострения военно-политической угрозы факториям (первая половина XV в.); ее кодификация

в Уставе 1449 г. 55

2.3. Кризис и ликвидация генуэзских факторий в Крыму (1453-1475 гг.) 63 ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Геральдика генуэзского нобилитета по закладным, строительным и

надгробным плитам из Каффы, Солдайи и Чембало 73

3.1. Традиция оформления каменных плит в Генуе и ее факториях 73

3.2. Периодизация установки каменных плит 75

3.3. Титулатура генуэзских нобилей 79

3.4. Символы метрополии ' 81

3.5. Влияние взаимоотношений с Золотой Ордой на городскую

символику Каффы 83

3.6. Геральдика генуэзских дожей 90

3.7. Геральдика консулов Каффы, Солдайи и Чембало 99

3

3.8. Геральдика донаторов 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

Примечания 139

Приложение I. Список консулов Каффы, Солдайи и Чембало 149 Приложение II. Аннотированный перечень каменных плит из Каффы,

Солдайи и Чембало 155

Список сокращений 200

Использованные источники и литература 202

Список иллюстраций 220

Иллюстрации 224

Введение

В зарубежной и отечественной медиевистике сложились три достаточно устойчивых, хотя и условных, терминологических понятия для обозначения «совокупности «западных» владений на Византийском Востоке и в Причерноморье»1. Это Латинская Романия, ее часть — Генуэзская Романия, и Генуэзская Газария, представляющая собой территориальный фрагмент Романии генуэзцев, расположенный в Северном Причерноморье. Именно Генуэзская Газария, существовавшая с 1260-х по 1475 гг., является фоном, на котором рассматривается предмет исследования - геральдика генуэзской знати на памятниках камнерезного искусства из Северного Причерноморья.

В Северном Причерноморье главенствующая роль принадлежала Каффе (Феодосия), где генуэзское присутствие документально зафиксировано с 1270-х гг. Местности Чембало (Балаклава) и Солдайя (Судак) попали под власть генуэзцев соответственно в 1357 и 1365 гг. К концу XIV в. генуэзские купцы имели фактории в Западном и Восточном Причерноморье, и боролись за влияние в готском княжестве Феодоро (Мангуп) и золотоордынском Солхате (Старый Крым). Совокупность этих городов и крепостей и составляла Генуэзскую Газарию. Строительство укреплений Каффы велось на протяжении двух веков, вплоть до 1474 г. Внутренняя часть крепости - цитадель, завершенная в середине XIV в. — защищала основные административные постройки. Городские кварталы были обнесены внешним поясом стен с башнями, с суши ограждены глубоким рвом с каменными мостами.

Администрацию фактории возглавляли консул (первоначально избиравшийся из генуэзцев на месте, в Каффе, в дальнейшем присылавшийся из Генуи) и два казначея-массария. Все они были представителями генуэзской знати и обладали родовыми гербами. В их обязанности входило не только следить за исполнением законов генуэзской коммуны, но и способствовать укреплению города, строительству

5

храмов, мостов, фонтанов, колодцев. Градостроительные успехи администрации отражались в надписях на закладных и строительных плитах, вмурованных в крепостные и храмовые стены, украшавших обрамления колодцев и водосборов. Содержание надписей варьировалось от развернутых деклараций с полной титулатурой дожа и генуэзских наместников до лаконичных указаний на дату постройки и имя консула, ответственного за ее возведение. Общим оставалось непременное присутствие геральдических символов метрополии и родовых гербов генуэзского дожа, консула и казначеев. Парадным монументальным плитам, подчас достигающим двух с половиной метров в длину, безусловно, придавалось особое значение. Их высекали из мрамора или известняка, тщательно вырезали в невысоком рельефе тексты надписей и геральдические щиты с гербами, затем поверхность щита шлифовали и раскрашивали в соответствии с цветом поля и фигур герба. Плиты устанавливали в нишах, специально выложенных в кладке крепостных стен и башен.

Известно около 80-ти памятников такого рода, хотя продолжающиеся археологические раскопки в Крыму, в частности, в крепости Чембало, дают надежду на дальнейшее расширение их круга. Большинство сохранившихся плит находится на территории Украины и Крыма - в Феодосийском краеведческом музее (ФКМ), в музее Судакской крепости, Одесском археологическом музее, Национальном заповеднике «Херсоиес Таврический». Восемь плит после 1771 г. по приказу Григория Потемкина были перевезены в Россию и ныне хранятся в ГМЗ «Павловск». Одна из плит с генуэзской геральдикой из Каффы экспонируется на выставке «Золотоордыиский Крым XIV-XV вв.» отдела Востока Государственного Эрмитажа. Две плиты из Чембало находятся в музее Истории флота в Пельи под Генуей. Не установленное число памятников разбросано по частным коллекциям.

Изучению генуэзских плит препятствует ряд трудностей, таких как узкий круг известных памятников, их зачастую плохая сохранность, а также не всегда ясное происхождение. Многие закладные плиты использовались повторно в качестве строительных блоков, другие, извлеченные из стен и музеефицированные, утратили документацию о том, где они находились ранее; поэтому их привязка к конкретным персонажам и историческим событиям практически невозможна. Однако, даже с учетом этих факторов, обуславливающих объективную неполноту научных знаний но данному вопросу, изображения на закладных, строительных и надгробных плитах

Генуэзской Газарии представляют собою уникальный комплекс источников по геральдике генуэзского нобилитета. Геральдический аспект изучения материалов этого круга до настоящего времени не получил исчерпывающего научного осмысления, чем и вызвано появление нашей работы.

Цель исследования - рассматривая гербы на каменных плитах как основной источник по геральдике генуэзского нобилитета в XIV-XV вв. ввиду отсутствия гербовников этого времени, сопоставив их с изображениями в гербовниках XVII-XIX вв., выяснить, как реализовались задачи геральдической практики в генуэзских факториях Крыма.

Сформулированы основные задачи:

- зафиксировать наиболее полно комплекс памятников из Каффы, Солдайи и Чембало, несущих геральдические изображения генуэзской знати, главным образом, каменные плиты, поставленные в связи с теми или иными событиями, в том числе надгробные, ныне разрозненные, в большинстве случаев перемещенные со своего изначального места и находящиеся в различных музейных собраниях

- изучить гербы, высеченные на этих плитах, с уточнением того, насколько они соответствуют конфигурации, описанной в стеммариях, отметить видоизменения элементов гербов генуэзских фамилий, встречающихся на плитах, но сравнению с таковыми, учтенными в гербовниках

- выработать принципы атрибуции крымских строительных плит по геральдическим изображениям, по порядку расположения гербовых щитов на них, по текстам надписей

- проследить историю генуэзских семей в пределах их жизнедеятельности в крымских факториях сообразно тому, как данные памятники материальной культуры отражают их общественную деятельность и участие в управлении, так же как и во многих случаях проследить судьбы отдельных членов семей.

Объектом исследования является геральдическая практика генуэзского нобилитета в XIV-XV вв.

Предмет исследования - геральдические изображения на генуэзских закладных, строительных и надгробных плитах из Каффы, Солдайи и Чембало.

Хронологические рамки темы заданы археологическим материалом, составляющим предмет исследования. Самым ранним из рассматриваемых памятников является каменное обрамление колодца из Каффы с тремя гербами генуэзских нобилей 1331 г., самым поздним - надгробная плита юноши но имени Ланфранко с гербом рода д'Анджели 1523 г.

Географические рамки. Рассматриваются памятники, происходящие из основных генуэзских факторий в Крыму - Каффы, Солдайи и Чембало. В ряде случаев для сравнительного анализа приводятся подобные памятники из генуэзских факторий в Пере и Самастро (Малая Азия).

Методологические основы диссертации. Работа построена по принципу сочетания общеисторического метода с методами вспомогательных исторических дисциплин, таких как геральдика, эмблематика, нумизматика, вексиллология, эпиграфика, составляющими вместе комплексный подход к изучаемой проблеме. Методика исследования в значительной степени определялась необходимостью выделить из письменных источников данные о членах генуэзской администрации Крыма, собрать сведения об истории их рода по генуэзским стеммариям, найти блазонное описание их родовых символов и сопоставить с гербами на строительных плитах, идентифицируя последние.

Научная новизна работы. Традиционно строительные плиты изучались, прежде всего, как памятники средневековой эпиграфики, и лишь во вторую очередь авторов интересовало, кому принадлежали те или иные гербы, высеченные на них. Зачастую надпись с датой и именем консула не сохранилась или не читаема. Идентификация гербов призвана восполнить эти пробелы. Привлечение новых источников позволило нам определить принадлежность ряда гербов на плитах к родам Андора, Гоано, Леркари, Роверето, Саули и др. Изучение геральдики генуэзских граждан по крымским закладным плитам позволило в некоторых случаях оспорить ранее принятую датировку плиты, а вслед за ней и самой постройки, исходя из изображения на гербовом щите (плита Маркони), а также датировать плиту с несохранившейся легендой на основании расположения гербовых щитов и их изображений (плита Саули). В процессе изучения возникают варианты гербов, не учтенные в стеммариях. Их изображения известны только по закладным плитам (д'Анджели, Газано, Кабелла, Маури, Торсело, Чиконья). В этом случае прослеживается обратная связь - рельефные изображения гербов на плитах дополняют сведения, содержащиеся в стеммариях. Проанализировав изображения на плитах вкупе с надписями, мы можем почерпнуть ценную информацию о социальном составе городской администрации, о степени социальной активности состоятельных граждан, о количестве выходцев из Генуи и, шире, из Лигурии, проживавших в Крыму, то есть, в какой-то мере, персонифицировать аристократические слои населения факторий.

В результате поисков в фондах Феодосийского краеведческого музея и в музее Судакской крепости уточнено местонахождение некоторых плит, опубликованных в трудах Е.Ч. Скржинской и Л. Маджоротти. К сожалению, далеко не все фрагменты каменных плит поставлены на учет в хранилище. В то же время записи в инвентаре о некоторых из них крайне лаконичны, что затрудняет их идентификацию с памятниками, описанными в литературе.

Благодаря работе в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа стало возможным привлечь нумизматический материал для анализа символики на генуэзских и татаро-генуэзских монетах. В свете задач данной работы рассматриваются и другие геральдические памятники - свидетельства генуэзского пребывания в Крыму, хранящиеся в отделе Востока ГЭ - золотой перстень с гербом рода Спинола и печать с эмблемой кузнеца.

Источники, использованные в работе, подразделяются на следующие группы: Неопубликованные:

1) рукописные гербовники (стеммарии) генуэзской знати, генеалогические своды генуэзских родов, списки старинных Лигурийских родов, хранящиеся в Генуе, в Городской библиотеке Берио, в библиотеке Генуэзского Университета, в частных библиотеках потомков Спинола и Каттанео-Адорно

Опубликованные:

2) сборники гербов, издания по генеалогии, сделанные на основе старинных стеммариев

3) частно-правовые и публично-правовые акты Каффы

4) Уставы для генуэзских факторий Северного Причерноморья

5) «Дипломатический кодекс Тавро-лигурийских колоний»

6) собрание документов из фонда Diversorum, filze Секретного Архива Генуи
Иллюстративный материал:

В работе использованы фотографии и прорисовки плит из корпуса Е.Ч. Скржинской (1928), графические изображения Судакских плит, выполненные художником Н.Ф. Лапиным (1928), а также фотографии каменных плит и крепостных стен из Феодосии и Судака, самостоятельно сделанные автором настоящей работы.

Натурные обследования:

Были проведены обследования крепостных стен и башен в Феодосии (Каффе), Судаке и Балаклаве (крепость Чембало).

Характеристика письменных источников

Интерес к фиксации и описанию геральдических знаков по установленным правилам у местной знати проявляется лишь в первой половине XVII в. под сильным воздействием испанской традиции. О том, насколько королевства Испания и Португалия опережали в XV в. итальянские синьории и города-республики в своем стремлении регламентировать сословные привилегии нобилитета, обладавшего правом на герб, можно судить по законодательным актам этих стран. Еще в 1485 г. португальским королем Жоаном II была проведена гербовая реформа, результатом которой стало основание Королевского надзора над процессом регистрации благородных фамилий и их гербов. По повелению Лиссабонского двора уже в 1509 г. начинают собирать глобальный геральдический свод Livro Grande. В «отстающей» Генуе начали аналогичную реформу и составление Liber Civilitatis (Книги города лигурийской аристократии) лишь в 1528 г. но инициативе дожа Андреа Дориа.

Начиная с XVII в. генуэзский патрициат заказывает экспертам свои генеалогические древа и истории фамилий. Но с течением времени аристократы приходят к выводу, что никто не справится с задачей прославления их доблестных предков лучше, чем они сами. Поэтому львиная доля этих трудов написана самими представителями знатных Лигурийских династий — Франдзоне, Одерико, Скордза, Адорно, ди Негри. Эта традиция сохранилась вплоть до конца XX в.

К сожалению, до нашего времени не дошли письменные генуэзские источники, относящиеся к Золотому веку геральдики (XIII—XV вв.). Труд Агостино Франдзоне
«Аристократия Генуи» (1634)2 вызывает особый интерес как наиболее ранний пример источника по родовой геральдике Генуи. В нем содержится подробное описание гербов 36-ти старейших Лигурийских семей, сопровождаемое гравированными таблицами с их изображением, объединенными по принципу принадлежности родов к семейным кланам. Наибольшим количеством личных эмблем отличается геральдический свод Дж. Ф. Пьюма «Гербы знатных генуэзских фамилий, приписанных к аристократии»3, составленный в первой половине XIX в. Первые 36 страниц полностью переписаны с А. Франдзоне, но, начиная со следующей, стеммарий расширяется до 3.183 гербов фамилий, расположенных в алфавитном порядке. Еще около десяти гербовников насчитывается в период с XVIII до начала XIX столетия, но ни один из них не превосходит свод Дж. Пьюма но количеству приведенных цветных изображений гербов.

Важнейшими трудами по генеалогии единогласно признаются четыре манускрипта Федериго Фсдсричи, датируемые исследователями серединой XVII в. Это, прежде всего, «Происхождение генуэзских фамилий, осевших в Генуе до 1525 года»4. История династий в легендарных и архивных сведениях до сих пор является отправным документом в любом исследовании прошлого этой местности. Рассказ о каждой семье снабжается акварелью с гербом. Среди современных историков бытует представление о так называемой «фантастической геральдике» (I'interpretazione fantasiosa о ideale) как о своеобычном литературном жанре, получившем распространение в начале XVII в. К нему относятся и сочинения Ф. Федеричи, и аналогичная им работа Одоардо Гандуччо «История старинных генуэзских домов»5. Подобный метод освоения геральдического материала оставался актуальным вплоть до конца XIX столетия.

Произведение в пяти томах с цветными изображениями гербов Стефано Агостино Делла Челла «Генуэзские семейства, старинные и современные, исчезнувшие и живущие, нобильские и пополарские...» (1790)6 так и не было опубликовано, а хранится в виде манускрипта частично в Секретном Архиве, фонд Коммуны Генуи (главы А, В, С), частично в Городской Библиотеке Берио (D-O).

В манускрипте Доменико Пьяджо «Эпитафии, надписи и гербы на мраморных и каменных плитах из генуэзских церквей» (1720)7 приведены графические

изображения геральдических знаков и тексты надписей на надгробиях из всех действовавших на тот период времени генуэзских храмов.

Изданная в 1825—1833 гг. «Генеалогия генуэзских родов» Н. Баттилана представляет собой исследование «нового поколения», структурированное как бесконечное генеалогическое древо со сложными многократно перекрещенными семейными линиями. Оно охватывает порядка ста самых знаменитых и прославленных династий, таких как Адорно, Вивальди, Гримальди, Дориа, Кампофрегозо, Спинола и другие. Подобную схему задает сам материал. Однако этот известнейший труд изобилует неточностями в датировках и именах. К этому же типу относится и «История генуэзской аристократии» Дж. Ди Феррари (1898)9 — последняя попытка создать обобщающий труд по генеалогии, вместив наибольшее число Лигурийских родов.

В XX в. вновь возрождается интерес к собственно геральдическому аспекту истории генуэзского дворянства. В 1920 г. выходит в свет «Геральдическая энциклопедия Италии», ее автор - представитель генуэзской аристократии А.М.Дж. Скордза. Его же перу принадлежит краткий генеалогический свод «Знатные фамилии Генуи» (1924)10, где содержится более 830-ти описаний гербов (без иллюстраций) наряду с основными вехами истории семей. Его же альбом «Золотая книга» генуэзской аристократии» (1920)11 включает в себя около девятисот цветных изображений личных эмблем.

В ином ключе решено фундаментальное исследование Франческо Грилло, озаглавленное как «Историческое происхождение местностей и старинных фамилий граждан Генуэзской республики. Коммуны, фракции, приходы и полемика вокруг них с 958 по 1787 г.» (I960)12. Временной охват документальных свидетельств, почерпнутых из Секретного Архива Генуи, генуэзских хроник, записей о крещении из церковных книг и прочих источников по истории местности, необычайно широк (первые документально подтвержденные сведения о жителях лигурийской области, приводимые в этой работе, относятся к 958 г.). Не менее впечатляет и количество местностей и фамилий, перечисленных в труде Ф. Грилло - 3033 названий и 12839 фамилий генуэзских жителей. Сведения, собранные генуэзским ученым, позволяют сопоставить разночтения в способах написания фамилий, известных по разным источникам (закладным плитам и по документам), и проследить, в какое время

представитель того или иного генуэзского рода впервые занял административный пост. Более того, стало возможным выявить, каково происхождение некоторых генуэзских граждан, многие из которых переселились в Геную из других итальянских областей и городов — Пьемонта, Неаполя, Тосканы, Рима, Сицилии.

Изучение истории генуэзских поселений в Северном Причерноморье имеет богатые историографические традиции. Еще на заре XIX века началась основательная и интенсивная деятельность по выявлению и публикации источников и архивных документов, причем как в самой Генуе, так и за ее пределами, в основном, в России. Для этой цели были созданы два научных объединения - в Италии - Лигурийское общество отечественной истории (в 1858 г.) со своим печатным органом Atti delle Societa Ligure di Storia Patria и в России - Одесское общество истории и древностей (в 1839 г.) с «Записками ООИД». В целях укрепления сотрудничества и обмена информацией между этими двумя обществами проводились совместные выставки, публиковались переводы работ исследователей в русском и итальянском изданиях. К сожалению, с началом первой мировой войны эти многообещающие контакты были прерваны на многие десятилетия. Их постепенное возобновление относится уже к середине 1980-х годов.

Большим подспорьем для любого исследователя, обратившегося к истории Каффы, является значительная группа опубликованных частно-правовых актов, составленная из многочисленных контрактов, договоров о найме, описей имущества, текстов завещаний, доверенностей и публично-правовых, таких как протоколы судебных разбирательств по искам каффинских и солдайских граждан. Из них мы можем почерпнуть сведения об именах и фамилиях, а также роде занятий каффинских жителей, выявить, кто из представителей Лигурийской знати попадает в колониальные земли раньше, а кто позднее. Сюда следует отнести материалы, опубликованные Г. Айральди, М. Баларом, Л. Баллетто, Э. Бассо, А. Больдорини, Г. Брэтиану, Дж. Бальби и С. Райтери, СП. Карповым и Дж. Пистарино13.

Уникальным письменным источником для изучения последнего этапа бытования генуэзских колоний в Северном Причерноморье до сих пор остается официальная переписка между правлением Банка св. Георгия в Генуе и местной администрацией Каффы, Солдайи и других факторий. Под названием "Codice diplomatico delle colonie Tauro-Liguri durante la signoria dell'Ufficio di San Giorgio

(1453-1475)" («Дипломатический кодекс Тавро-лигурийских колоний») собрание этих документов было опубликовано Лмедео Винья в «Трудах Лигурийского общества отечественной истории» (1868-1871)14 на языке оригинала — средневековой латыни, принятой при ведении официальных переговоров, и генуэзском диалекте. Трехтомное издание внушительных размеров содержит комментарии публикатора, отсутствие которых во многом осложнило бы и без того нелегкий процесс прочтения этих исторических свидетельств. Оставляя в стороне вопросы внутренней и внешней политики Каффы, ее взаимоотношений с соседними государствами, отраженные в «Кодексе», мы целиком сосредотачиваем внимание на социальных проблемах, сословной структуре каффинской администрации, распределении должностей между представителями лигурийской знати. Такую возможность нам предоставляют публикации А. Винья, где зафиксированы все назначения граждан метрополии на административные посты разного уровня с указанием точных сроков их пребывания в должности.

Собрание документов Генуэзского Государственного Архива представляет непреходящую ценность для исследования, особенно та его часть в составе Секретного Архива, которая именуется Diversorum, Filze. Эти материалы несут разнородную информацию — в архивной описи они обозначены как «прошения, объявления, декреты, охранные грамоты, помилования заключенных, предоставление репрессалий и пожалования привилегий». С. П. Карповым, исследовавшим эти фонды, были выявлены материалы, относящиеся к истории Причерноморья, и составлены их регесты (1998)15. Основная масса актов относится к периоду с 1420 по 1477 г. Из 149 документов большинство (86.6 %) — судебные, незначительная часть представлена финансовыми, дипломатическими и административными материалами. В ряду судебных дел наблюдается преобладание частных петиционных исков в различные инстанции метрополии. Как отмечает СП. Карпов, «петиции воссоздают палитру жизни в факториях, с ее трудностями и разочарованиями, и наглядно показывают приоритеты генуэзских предпринимателей»16. Основным местом действия или событий названа Каффа — в 124 документах, по подсчетам СП. Карпова. Таким образом, мы можем извлечь Фундаментальным публично-правовым документом, отражающим изменения в административной структуре Каффы в середине XV в., следует признать Статут 1449 г., отличный от прежних (1290, 1316 и 1398 гг.)- Тексты статутов были опубликованы под редакцией Л. Винья в 1879 г. Однако еще раньше, в 1863 г., выходит русский перевод под названием «Устав для генуэзских колоний в Черном море, изданный в Генуе в 1449 году»17. Его выполнил известный ученый В.П. Юргевич, которого наряду с Н.М. Мурзакевичем можно отнести к «первопроходцам» в деле изучения и описания истории генуэзских поселений в Крыму. В предваряющей перевод статье автор доводит до нас сведения о происхождении списков с текстом Устава. Им была использована копия из библиотеки СМ. Воронцова, сделанная в 1843 г. с подлинника из архива Банка св. Георгия по поручению его отца, графа М.С. Воронцова, находившегося в то время на службе в Генуе. Латинский текст в некоторых местах искажен переписчиком, этим же объясняется наличие ошибок и неточностей, которые переводчик по возможности старался корректировать.

Проблемы изучения генуэзской геральдики XIII-XV вв. (историография)

Как уже было отмечено, основными источниками по родовой геральдике генуэзского дворянства XIII-XV вв. остаются строительные и надгробные плиты. Именно на них принято ссылаться и в старинных стеммариях, и в современной литературе.

Специальных работ, посвященных изучению геральдики на плитах из генуэзских факторий Северного Причерноморья, нет. К идентификации генуэзских гербов на каменных плитах из Крыма обращаются специалисты по средневековой латинской эпиграфике, анализируя надписи на плитах, и археологи, вводящие новый материал в научный оборот.

Особое место среди трудов по средневековой лапидарной эпиграфике Крыма занимают публикации Е.Ч. Скржинской. В изданном ею корпусе средневековых латинских надписей из Каффы, Солдайи и Чембало (1928)18 общее число введенных в научный оборот плит и их фрагментов достигает 55-ти, еще 22 фрагмента с частично сохранившимися геральдическими изображениями, но без надписей, перечислены в приложении. В своей работе исследовательница опиралась на ранее изданные труды итальянских и крымских археологов и историков, интересовавшихся краеведением, среди которых заметки Гаспаре Л. Одерико «Лигурийские письма...» (1792)19, где

15

были впервые представлены зарисовки строительных плит из Каффы, Л.С. Вакселя «Изображения разных памятников древности на берегах Черного моря, снятые с подлинников в 1797 и 1798 годах» (1801) и многочисленные статьи В.Н. Юргевича о генуэзских надписях в Крыму20, а также работы О.Ф. Ретовского, посвященные как новым находкам фрагментов плит с латинской эпиграфикой21, так и генуэзско-татарским монетам. Отдельные плиты упомянуты в путевых заметках путешественника Ф. Дюбуа де Монпере (1843)22, а также в статьях М. Ремондини о надписи на башне папы Климента VI из Каффы23 и Л. Бельграно о генуэзской надписи 1371 г. из Солдайи и Л.П. Колли о барельефе из Каффы с изображением св. Георгия (1903) . Эти работы тоже послужили исходным материалом для труда Е.Ч. Скржинской.

Всего в корпусе Е.Ч. Скржинской приведено и описано 39 плит из Каффы, 13 из Солдайи и 3 из Чембало. Самая ранняя каффинская плита датирована 1342 г., самая поздняя — 1523 г. Из 22-х датированных экземпляров с надписями строительного характера 17 несут геральдические изображения, еще 3 геральдические плиты датировок не имеют. Из Каффы также происходят 14 надгробных плит, из которых 4 — с родовыми гербами. Самая ранняя солдайская плита относится к 1371 г., кроме нее имеется еще 9 плит с геральдикой. Из трех чембальских лапидарных памятников 2 плиты с гербами, на третьей, самой ранней, 1357 г., гербы не сохранились. Описание уже упомянутых 22-х фрагментов без наднисей и дат дано в приложении, их графических изображений автор не приводит. Среди них - плита с пятью гербами, по нашему предположению, 1421 г., плита, вмонтированная в западную стену Доковой (Арсенальной) башни, с геральдикой консула Джоффредо Леркари и массариев 1472 г., а также обрамление колодца с гербами рода Чикала (Е.Ч. Скржинская ошибочно приписала их Дориа).

Основной задачей, стоявшей перед Е.Ч. Скржинской, было изучение и систематизация латинских надписей генуэзского лапидария как исторических источников с тем, чтобы каждая надпись заняла свое место в ряду памятников по истории и культуре генуэзского Крыма. Поэтому все внимание исследовательница сосредоточила на их расшифровке и адекватном переводе. Собственно идентификация гербов производилась, но не становилась целью исследования. По ходу нашей диссертации эта идентификационная линия будет существенно развита.

Спустя 30 лет после выхода в свет этого каталога, в статье «Новые эпиграфические памятники средневекового Крыма» (1958)26 Е.Ч. Скржинская дополняет солдайский лапидарий еще тремя закладными плитами с надписями и гербами. В результате была выявлена самая «младшая» плита из Судака — 1469 г.

К сожалению, в труде Е.Ч. Скржинской 1928 г. отсутствуют изображения большинства судакских плит. Это связано с тем, что плиты расположены на большой высоте и не поддаются фотофиксации без специальных приборов. Участник Судакской экспедиции 1926 г. художник-график Н.Ф. Лапин сделал прорисовки рельефов и надписей одиннадцати плит и затем опубликовал их в популярной брошюре «Сугдея-Солдайя-Судак»27. По просьбе Н. Лапина известный специалист по геральдике В. К. Лукомский осуществил экспертизу судакских геральдических плит (рукопись хранится в РГИА, фонд 986, опись 1, дело № 48, 38 листов). Ее результаты проанализированы нами (Яровая, 2003)28.

Особую значимость приобретают труды общего характера, где сведены воедино все известные геральдические плиты из различных генуэзских факторий. Именно это попытался сделать Л.А. Маджоротти в первом томе своего масштабного компилятивного исследования «Военная архитектура и архитекторы. Средние века» (1933)29. Автор выступает как апологет итальянской экспансии в Средиземноморье и Причерноморье. Общий милитаристский настрой книги не умаляет ее достоинств как первого свода большинства известных к тому времени закладных плит из Константинополя, Перы, Хиоса, Амастры, Каффы, Солдайи, Чембало и других мест, где оставили свой след генуэзцы. Описание фортификационных сооружений, сотворенных «genio italiano» в Палестине, Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции и на Кипре, наряду с краткой историей факторий, ставит книгу в ряд обобщающих трудов. Затрудняет научную работу с ней как с источником отсутствие научно-справочного аппарата и развернутого историографического обзора. Исключение сделано автором лишь для В. Юргевича и Е. Скржинской, упомянутых в разделе о Газарии. Цель книги заключается в том, чтобы в финале составить наиболее полный перечень «военных архитекторов», — в основном, консулов и должностных лиц факторий, по чьему приказу возводились крепостные укрепления и чьи инсигнии выбиты на строительных плитах. Крымской Газарии посвящена глава IV — самая большая часть этого 635-ти страничного труда — 170 страниц.

17

Свод, подобный труду Е.Ч. Скржинской, публикует специалист но латинской эпиграфике Э. Росси о генуэзском лапидарии Перы-Галаты (1928)30. Им приведены данные о 36-ти закладных плитах с именами членов генуэзской администрации в Пере, в их числе и 12 плит, ныне уже не существующих. Археолог Э. Далледжо д'Алессио продолжил изучение памятников Перы в работе, посвященной генуэзским надгробиям из храма Арап-Джами (1942)31. Авторами собран и приобщен к каталогу богатый иллюстративный материал - сфотографированы и проанализированы надписи и изображения 105 надгробных плит лигурийцев, населявших Перу с начала XIV в. до ее падения под натиском османов в 1453 году.

Выходили и отдельные статьи, в которых впервые рассмотрены и сгруппированы плиты из генуэзских поселений в Малой Азии и на о. Хиос. Частично данные, приводимые в книге Л. Маджоротти относительно генуэзских надписей из Самастро (Амастрида, Амасра) и Эноса, почерпнуты из работ археолога Ф. Хэслака. Именно Ф.Хэслаком в начале XX в. были заложены основы для дальнейшего изучения генуэзского присутствия на османской территории Амасры. В очерке «Генуэзская геральдика и надписи из Амасры» (1910)32 им описаны 12 закладных плит с геральдикой лигурийской администрации этой фактории и идентифицировано большинство геральдических знаков. В 1950-е гг. эстафету принял С. Эйче, автор монографии об Амасре и ряда статей по генуэзским плитам, обнаруженным на территории современной Турции. В итоговой работе «Генуэзские гербы из Амасры» (1987)33 им было введено в научный оборот еще 7 геральдических плит, при этом определения предшественников проанализированы заново, и зачастую критически. Несмотря на серьезный подход и свободное владение археологическим материалом, некоторые выводы С. Эйче в дальнейшем кажется целесообразным пересмотреть. Его идентификации базируются на необоснованной посылке, что на плитах из Амасры размещался родовой герб подеста Перы и консула Каффы, а не консула Амасры, так как автор убежден, что у фактории не было своего главы, и она подчинялась в разное время то Пере, то Каффе. Исходя из этого, следует, что датировки на амасринских плитах должны устанавливаться в соответствии с известными сроками правления консулов Каффы и Перы. Но это не так.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23796.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.