У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Становление основнык направлений сферы досуга в Англии в раннее новое время
Количество страниц 145
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23829.doc 
Содержание Содержание
Введение 3

§ 1. Историография проблемы 5

§ 2. Обзор источников 24 § 3. Англия в начале нового времени

(экономика, политика, идеология) 39

Глава 1.Формирование профессиональной сферы досуга и

развлечений в Тюдоровскую эпоху (XVI — начало XVII вв.) 48

§ 1. Развлечения в эпоху Дж. Стоу и В. Шекспира 51

§ 2. Становление профессионального театра 59

Глава 2.Развитие основных направлений сферы досуга в

эпоху поздних Стюартов (вторая половина XVII —

первая половина XVIII вв.) 72

§ 1. Курорты 72

* § 2. Парки и спорт 91 § 3. Кофейни 105 § 4. Праздники и зрелища 120 § 5. Театр 128

Заключение 136

* Приложение 142 Список источников и литературы 148


Введение

Период раннего нового времени в истории Англии был отмечен глубокими сдвигами не только в экономике и политике, но и в духовной сфере и повседневной жизни. Развитию мануфактурной стадии капитализма в передовых странах Европы теперь соответствовали ранние формы буржуазного политического устройства. Наблюдались изменения социально-профессиональной структуры, т. е. происходило сокращение первичного сельскохозяйственного сектора, все еще преобладавшего, в пользу сектора вторичного (промышленного), а также в пользу увеличивающегося третичного сектора — услуг, торговли, транспорта и т. д. Историки и экономисты долгое время пренебрегали важностью третичного сектора для роста экономики Англии в XVIII в. Огромное увеличение сектора услуг не вызывает сомнения. Одним из важнейших сегментов третичного сектора экономики была сфера досуга и развлечений. Однако последняя была связана с глубокими переменами в духовной жизни европейских народов в целом. Наиболее значимым интеллектуальным сдвигом стала секуляризация взглядов европейцев, как на природу, так и на общество: утверждение естественнонаучной системы воззрений.

Экономические, социальные, политические и идеологические сдвиги, происходившие в раннее новое время в Англии, привели к тому, что в стране к началу XVIII века произошло становление профессиональной индустрии досуга и развлечений. Развитие в этой области напрямую связано с экономической и политической стабильностью, которая стала своего рода завоеванием английского народа, спустя десятилетия гражданских войн и революций. Первостепенную роль в формировании нового мировоззрения сыграла идеология Просвещения. Все вышеупомянутые моменты объясняют, почему именно в Англии данного периода (рубеж XVII—XVIII вв.) сфера досуга (как третичного сектора экономики) получила мощный толчок в своем
развитии и до настоящего времени является одной из наиболее прибыльных и быстроразвивающихся отраслей современной экономики.

Актуальность темы исследования. Становление профессиональной сферы досуга и развлечений тесным образом связано с проблемами повседневной жизни, которая по сей день является одной из актуальнейших в исторической науке. История быта и нравов английского общества или, говоря словами Дж. М. Тревельяна1, «социальная история», стала предметом пристального внимания и исследования зарубежных ученых лишь с начала 70х гг. XX века . При этом в работах зарубежных исследователей особое место отводилось изучению досуга и развлечений.

Тогда же была создана так называемая Ассоциация Изучения Досуга (Leisure Studies Association), в которую помимо представителей исторической науки вошли социологи, экономисты, культурологи и политологи. Вопросам повседневной жизни, в том числе и проблемам досуга, были посвящены круглые столы и конференции, проводившиеся институтом Всеобщей истории РАН во второй половине 1990-х годов.

Предмет исследования. Предметом изучения в диссертационной работе являются формы досуга англичан. Выбор термина «досуг» не случаен, в отличие от термина «отдых». «Досуг» (или свободное время) - «это часть вне рабочего времени (в рамках суток, недели, года), остающаяся у человека (группы людей) за вычетом непреложных расходов или затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность (в том числе общественную деятельность), учебу, самообразование, культурные (духовные) потребности (чтение газет, книг и т. д.), посещение кино, театра, экскурсий, спорт и т.п., игры с детьми, общение с другими людьми».3 Тогда как отдых — это простое состояние покоя, часть вне рабочего времени, способствующая восстановлению работоспособности.4

1 Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959.

2 См. Согрин В. В., Зверева Г. И., Репина Л. П. Современная историография Великобритании. М.,1991. С. 92-95.

3 Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 1180.
Хронологические рамки исследования определяются периодом с середины XVI в., когда в Англии уже ясно проявились тенденции капиталистического развития, полным ходом шла Реформация и процесс первоначального накопления капитала, развивалось собственное гуманистическое мировоззрение, шло становление новых социальных слоев будущего буржуазного общества, страна все дальше отдалялась от средневековой эпохи, появились новые духовные ценности. Все это, естественно, отразилось на быте людей, а также на сфере их досуга и развлечений, которые все более отходили от средневековых образцов.

Конечными временными рамками данного исследования является середина XVIII в. К этому моменту политическая система Англии приобрела четко выраженные черты, окончательно сформировав режим конституционной монархии. Именно в этот период Великобритания завоевывает лидирующие позиции в структуре общеевропейской и мировой экономики, возглавив процесс колониальных захватов. В то же самое время происходит процесс становления рыночного хозяйства, оказавшего сильнейшее влияние на социальную структуру английского общества и динамику его развития. Идет дальнейшее развитие духовной жизни, своего апогея достигает английское просвещение.

В английской экономике начинает развиваться третичный сектор в экономике, возникает профессиональная сфера досуга.

§ 1 Историография проблемы.

Отечественная историография. Досуговая сфера тесно связана со многими областями жизнедеятельности человека. Прежде всего, с экономикой и политикой. На протяжении долгого времени отечественная историческая наука была увлечена именно социально-экономической и
политической историей Англии XVI — XVIII вв.1 О политическом устройстве английского государства и истории становления политических институтов начали писать еще отечественные историки начала XX века.2 Изучение этой тематики было продолжено в работах Е. В Воробьевой, М. П. Айзенштат и О. В. Дмитриевой в середине и конце XX столетия.3

Традиционным для отечественной историографии являлось изучение аграрной истории Англии в эпоху раннего нового времени, начиная с трудов

A. Н. Савина и заканчивая работами М. В. Винокуровой и

B. П. Митрофанова, изданными в конце XX — начале XXI вв.4

Неоднократно отечественные исследователи обращались к проблемам Английской буржуазной революции и Гражданской войны.5

О политических баталиях эпохи Реставрации повествует книга Т. Л. Лабутиной «Политическая борьба в Англии в период Реставрации Стюартов 1660—1681 гг.».6 Таким образом, мы можем констатировать значительный интерес отечественных исследователей к социально-экономической и политической истории Англии раннего нового времени.

История быта, нравов и проведения досуга привлекала внимание различных исследователей в отечественной и зарубежной историографии еще с конца XIX в.7

1 См. раздел библиография в Истории Европы. Т. 3—4. М., 1993—1994; Штокмар В. В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л., 1962; Яброва М. М. Зарождение раннекапиталистических отношений в английском городе. Саратов, 1983; Мещерякова Н. М. О промышленном развитии Англии накануне буржуазной революции XVII века. // СВ. 1955. Вып.6; Она же. Основные черты генезиса капитализма в промышленности Англии XVI — первой половины XVII века. // Проблемы генезиса капитализма. М., 1978; Евсеев В. А. Английский город в тюдоровскую эпоху: Регионы и города. Иваново, 1995 и т.д.

2 Кузнецов К. Английская палата общин при Тюдорах и Стюартах. Одесса, 1915; Он же. Опыты по истории политический идей в Англии. (XV—XVII вв.). Владивосток, 1915.

3 Воробьева Е. В. Политическая борьба в Англии в Парламенте Якова I Стюарта 1603—1625 гг. М., 1962; Айзенштат М. П. Шаги на пути к демократии. (Английский парламент XVII—XX вв.). // Британия и Россия. М., 1997; Дмитриева О. В. У истоков английского парламентаризма. // Британия и Россия. М., 1997.

4 Савин А. Н. Английская деревня в эпоху Тюдоров. М., 1903; Винокурова М. В, Английское крестьянство в канун буржуазной революции середины XVII в. М., 1992; Митрофанов В. П. Крестьяне и государство в Англии во второй половине XVI—первой трети XVII веков. Н.Новгород, 2000.

5 См.: История Европы. Т. 4. С. 47.

6 Лабутина Т. Л. Политическая борьба в Англии в период Реставрации Стюартов 1660—1681 гг. М., 1982.

7 Булгакова Е. Из жизни средневекового ремесленника. М, 1902; Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших времен до нашего времени. Т. 1—3. М., 1877; Готтерот Ф. История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия древних и новых времен. Т. 1—2. СПб., 1911; Иванов К. А. Средневековый город и его обитатели. СПб, 1895; Он же. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб., 1902; Средневековый замок и его обитатели. СПб., 1907.
Во второй половине XX в. среди отечественных исследователей снова наблюдается возросший интерес к изучению проблем повседневной жизни, досуга, «народной культуры», которые обычно связывают с именами М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, В. П. Даркевича и др.1

В книге М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» рассматривается теория праздника и пародийная сторона средневековой культуры. С позиций историзма в истолковании духовной жизни прошлого автор глубоко проник во многом темный для нас язык карнавальных форм и символов, выяснил мировоззренческие основы смеховой культуры.

В работе известного отечественного медиевиста А. Я Гуревича «Проблемы средневековой народной культуры» оспаривается распространенная точка зрения, согласно которой западноевропейская культура сводилась к культуре образованных слоев общества. Автор исследования отмечает, что народная культура существовала и не представляла собой упрощенной версии церковно-феодального мировосприятия, но была самобытной стихией, так и не обузданной церковью.

А. Я. Гуревич писал, что «народная культура — это культура социальных низов».2 По его мнению, маргинальные корни народной культуры отчетливо проявлялись в период средневековых карнавалов.

Рассматривая понятие «народная культура» в работах А. Я. Гуревича, приходишь к выводу, что на самом деле понятие «народная культура» намного шире и многообразнее.

Известный труд В. П. Даркевича «Народная культура средневековья» посвящен праздничной культуре средневековья. В этой книге, в частности,

1 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. М., 1986; Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Он же. Культура средневековой Европы глазами современников. М., 1989; Он же. Категории средневековой культуры. М., 1981; Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988; Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989; Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII вв.: эпоха, быт, костюм. М., 1978.

2 Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной ... С. 10.
рассматривается жизнь и репертуар различных категорий «низовых» актеров (жонглеров, фокусников, кукольников, дрессировщиков, эквилибристов и т. д.), которые, по мнению автора, в течение всего средневековья являлись единственными профессиональными представителями светского театрально-зрелищного искусства.1 В этой же работе исследуются календарные празднества, состязания, игры, танцы, карнавальные шествия и т. д., т. е. фактически автор затрагивает проблемы досуга жителей средневековой Европы.

Со второй половины 90-х гг. XX века изучение социальной или «микро истории», (т. е. истории отдельно взятого человека или малых групп), продолжили исследователи А. Л. Ястребицкая и М. Н. Смелова в сборнике «Культура и общество в Средние века — раннее Новое время».2 Статьи А. Л. Ястребицкой и М. Н. Смеловой — это новый этап в развитии отечественной исторической науки, своими работами авторы пытались показать, «как пишут историю сегодня и как полагают делать это завтра».3

По мнению А. Л. Ястребицкой, в конце 90-х гг. XX века происходит «смена методологических «ориентиров», соответственно, и самого предмета историко-культурного изучения, ориентирующегося сегодня все больше на микроанализ, на проникновение «вглубь» социальной ткани и процессов, вызвав интерес современных исследователей праздника...»4

Вышеупомянутые статьи подвели итоги Падернборского симпозиума, посвященного феномену праздника в европейском обществе периода Средних веков и раннего нового времени.

Одна из наиболее интересных тем, обсуждаемых на страницах ряда публикаций, затрагивает историю возникновения досуговой сферы. В

1 Даркевич В. П. Указ. соч. С. 84.

2 Ястребицкая А. Л. Праздники и торжества в средневековой Европе в свете современных исследований темы: проблематика, подходы к её изучению. // Культура и общество в Средние века — раннее Новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. М., 1998; Смелова М. Н. Человек и объект. Духовное и материальное в повседневной жизни Средневековья и раннего Нового времени. // Культура и общество в Средние века — раннее Новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований. М., 1998.

3 Смелова М. Н. Указ. соч. С. 9.

4 Ястребицкая А. Л. Праздники и торжества... С. 182.
действительности, мы видим несколько концепций возникновения отдыха. Одна из них принадлежит марксистской школе, суть которой сводится к тому, что бытие человека не расчленено на труд и досуг. Просто на заре человечества индивид тратил практически все свое время на изготовление необходимых ему вещей и добычу пропитания. Причина — несовершенство технологии и орудий труда.

С развитием прогресса и совершенствованием орудий труда, человек все меньше тратил времени на добывание необходимого ему продукта, следовательно, у него появилось гораздо больше свободного времени, которое он мог потратить по своему усмотрению. Таким образом, авторы вышеупомянутой теории полагали, что досуг — это достижение человечества, приобретенное им в процессе эволюции.

«Жизнедеятельность индивида не расчленена на труд и досуг, т. к. он (индивид) ориентирован на получение только необходимого продукта, но при отсталой технологии тратит на это практически все свое время и силы».1 По марксистской концепции, изложенной С. А. Богомоловым, получается, что наскальная живопись первобытного человека - часть процесса «получения только необходимого продукта». Возможно, что труд, действительно сделал из обезьяны человека, привел к психофизиологическим изменениям человеческого организма, однако отрицать существование отдыха, даже у первобытного человека, было бы слишком смело.

Нельзя обойти вниманием работу одного из ведущих специалистов по истории повседневности И. Я. Биска «История повседневной жизни в Веймарской республике».2

В вышеназванной работе, посвященной бытописанию и истории повседневной жизни немецкого народа 20хгг. XX века, заложены методологические основы для изучения истории быта и нравов.

1 Богомолов С. А. Развитие массовой культуры в Великобритании в XIX веке. // Актуальные проблемы Новой и Новейшей истории. Ульяновск, 1995. С. 4.

2 Биск И.Я. История повседневной жизни в Веймарской республике. Иваново, 1990.
На страницах книги мы можем найти ряд определений терминам «повседневность» и «образ жизни».

«Образ жизни - это проявления жизнедеятельности человека, которое осуществляется им изо дня в день, при само собою разумеющихся условиях, включая пространственно-предметные».'

«Образ жизни представляет собой совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп в материальном и духовном производстве, в общественно-политической, семейно-бытовой сфере, личной жизни».2

Из вышесказанного следует, что тема нашей работы лежит в русле изучения повседневной жизни еще и потому, что здесь имеются схожие по сути трудности в их изучении; необходимость в исследовании огромного количества фактов, неразрывно связанных между собой: политических, социальных, национальных пристрастий.

Следует отметить, что отечественные историки долгое время были увлечены революционными сюжетами английской истории XVII века. Если в работах и шла речь о досуге англичан, то, как правило, в более ранний период. Большинство авторов никак не связывали развитие сферы отдыха и развлечений с развитием экономики и инфраструктуры городов. На наш взгляд, отечественные исследователи недооценили роль третичного сектора экономики в развитии провинциальных городов.

В конце 90хгг. XX века отечественные историки пристальное внимание уделили изучению связей культуры и досуга, тем самым, продолжив исследования М. М. Бахтина и А. Я. Гуревича о феномене «народной культуры» и повседневности.

1 Биск И. Я. Указ. соч. С. 3.
Ближе всего к проблематике данного исследования стоят статьи В. А. Евсеева.1 Опираясь на фактический материал «Лондонского обозрения», автор рассказывает об основных направлениях сферы досуга жителей Лондона в период правления династии Тюдоров.

Говоря о феномене «народной культуры» и повседневности, следует остановиться на тех немногочисленных работах отечественных исследователей, которые были посвящены английскому театру эпохи Ренессанса. В первую очередь, следует отметить статью Н. А. Богодаровой.2 Автор рассматривает сюжетные основы, методы и организацию постановок мистерий в Англии XIV—XV вв., с точки зрения их связи с реальной исторической действительностью того времени, с жизнью города, ролью горожан в развитии театра мистерий.

Монография известного отечественного литературоведа А. А. Аникста посвящена становлению профессионального театра в Англии в эпоху В. Шекспира. В этой работе автор проводит параллель между любительскими и профессиональными театрами Англии.

Подводя итог обзору отечественной историографии, можно отметить, что проблема досуга, особенно становление его профессиональных видов, в Англии эпохи раннего нового времени пока еще слабо изучена в нашей литературе.

Зарубежная историография. В англоязычной историографии помимо политических и экономических сюжетов, параллельно велось изучение социальной истории, в частности, истории досуга. Примечательно, что первые работы по этой тематике появились еще в XIX веке.4 Первые работы

1 Евсеев В. А. Досуг английских горожан в Тюдоровскую эпоху. // Англия и Европа: Проблемы истории и историографии. Арзамас, 2001; Он же. Повседневная жизнь английских горожан в Тюдоровскую эпоху. (Рабочий день на примере Ковентри и Лондона). // Человек XVI столетия. М., 2000.

2 Богодарова Н. А. Театр мистерии и город в Англии в XIV — первая половина XV в. // Средние века. Вып.39. М.,1973.

3 Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М.,1965.
носили описательный характер. Например, книга Дж. Тимбса1 об истории возникновения клубов и кофеен.

История клубной жизни ведет свое начало отнюдь не со второй половины XX века и тем более не с эпохи Нового времени. Прообразом клубов могли быть античные симпозиумы и средневековые пиры. Дж. Тимбс один из первых попытался рассказать о времяпровождении лондонцев в кофейнях, которые позднее были преобразованы в закрытые, элитные клубы.

Составитель «Клубной жизни» Джон Тимбс — известный публицист середины XIX века, собиратель анекдотов и сплетен английской столицы. Его книга рассказывает об истории становления и развития лондонских кофеен, таверн и клубов. Дж. Тимбс собрал и исследовал огромную часть литературных памятников, относящихся к XVIII, XIX вв. Он изучал статьи периодических изданий (газет), извлекая наиболее интересные факты из жизни английских политиков и рядовых граждан.

Книга Дж. Тимбса состоит из двух томов. Первый том рассказывает об истории английских клубов. В «список Тимбса» вошли более 100 лондонских клубов. Следует оговориться, что слово «история» не совсем адекватно отражает содержание книги. «Клубная жизнь» — это скорее сборник анекдотов и газетных сплетен, цель которых повеселить читающую публику. Автор не придерживался ни хронологических, ни каких-либо других рамок, хотя в самом начале попытался вести рассказ о старейших и наиболее авторитетных клубах.

Второй том «Клубной жизни» посвящен кофейням и тавернам. Содержание книги разбито по главам, каждая глава повествует только об одном из клубов или кофеен. Если рассматривать каждую главу книги в отдельности, то может сложиться впечатление, что перед нами туристический путеводитель по злачным местам английской столицы, с изложением истории заведений и «краткой биографией» их владельцев.

1 Timbs J. Club life of London. With Anecdotes of the Clubs, Coffee-houses and Taverns of London. L., 1866.
Что касается достоверности «Клубной жизни», то, безусловно, содержание книги нельзя рассматривать с точки зрения подлинного исторического документа. Как уже было сказано, в основу книги были положены анекдоты, слухи и легенды, связанные с тем или иным местом проведения досуга лондонцев, вместе с тем, в ней мы можем почерпнуть фактический материал. Примечательно, что Дж. Тимбс один из первых сделал попытку подсчитать наиболее известные лондонские клубы и кофейни. В содержании первого тома упомянуто более полутораста клубов, а во втором около двухсот кофеен и таверн. Дж. Тимбс упомянул только об 1/10 всех лондонских заведений, выбрав лишь те, что сыграли заметную роль в общественной и политической жизни английской столицы или же те, чьи хозяева прославили себя на всю Англию.

Основополагающей работой по изучению истории быта и нравов английского общества является исследование выдающегося английского историка Дж. М. Тревельяна «Социальная история Англии». Имя Дж. М. Тревельяна известно также по работам, посвященным периоду средневековья: «Англия в эпоху Уиклифа» (1922), «Англия времен Стюартов» (1907).

В «Социальной истории» собран огромный фактический материал по истории Англии за более чем пять с половиной веков. Большое внимание на страницах книги отведено сфере досуга, в том числе в интересующий нас период.

Десятая глава «Социальной истории Англии» повествует об отдельных видах досуга английских горожан: парках и спорте, кофейнях и клубах, ассамблеях и курортах. Представленный материал носит социально-экономический, бытовой и культурно-идеологический характер. Однако рассказ исследователя о досуге англичан основан на отдельных примерах и носит частный характер. В своей работе Дж. М. Тревельян опирался на обширный пласт документальных источников, в том числе на художественные произведения Д. Дефо.
В самом начале работы исследователь подчеркнул, что социальная история — это огромный кладезь информации, помогающий историку всесторонне изучить различные аспекты жизнедеятельности общества, государства и человека. «Социальные изменения подобны течению подземной реки», — писал Дж. М. Тревельян.1

В первой половине XX в. в западноевропейской историографии стала формироваться теории возникновения досуга. Её основы базируются на двух основополагающих понятиях: «игра» и «свобода». В контексте этой теории игра рассматривается как неотъемлемый элемент досуговой сферы. Весь уклад современной человеческой цивилизации, по мнению основоположников теории, был заложен в процессе игры. Известно, что всякая игра строится на правилах, правило со временем трансформировалось в идею, а идея превратилась в ценность и затем была оформлена как правовая норма — закон. Игра служит одним из инструментов познания мира, но человек никогда не задумывается над этим, потому как игра — это данность, присущая любому индивиду с момента его рождения.2

В том же русле рассматривается категория «свободы», т. е. «свобода», как данность. Досуг — это часть «свободного» времени или независимость (свобода) от работы. Помимо этого, появление досуговой сферы было бы невозможно без «свободы слова и суждений», «свободы передвижений» и «свободы совести».

В XX веке, особенно с середины 70х гг., тема «отдыха и развлечений» получила новый виток в своем развитии не только в Великобритании и странах Европы, но и в Соединенных Штатах и Австралии. Отрадно отметить, что вплоть до сегодняшнего дня интерес к изучению досуга не только не ослабевает, но продолжает развиваться на качественно новом уровне.

В современной англоязычной историографии затрагивались и вопросы методологического характера, связанные со сферой досуга. Одной из самых

1 Тревельян, Дж. М. Указ соч. С. 18.

2 Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.,1997.
интересных работ в области изучения досуговой сферы является книга английского историка, преподавателя Кентерберийского университета, Хью Каннингхэма «Досуг в (период) Индустриальной революции».1 В своей работе X. Каннингхэм интерпретировал термин класс досуга /«.Leisure class», под которым исследователь подразумевает правящий класс и высшие слои английского общества.2

Точка зрения X. Каннингхэма исходит из того, что «класс досуга» или «праздный класс» имел полное право на отдых или его некоторые виды по закону(!), в частности, по акту от 1671 года, когда правом на охоту или рыбалку могли воспользоваться только крупные и средние землевладельцы.3 «Развитие досуговой сферы в Англии стало возможным только благодаря появлению среднего класса, класса собственников и как следствие этого, складывание системы гражданских свобод».4

Дискуссию о том, что есть «досуг», продолжил Марк Джадд5 в одной из своих статей, изданных в начале 80хгг. XX века писал: «Досуг — это простая свобода от работы». Досуг вообще невозможно рассматривать в отрыве от категории «свободы». Освобождение городов и людей от различных форм феодальной зависимости средневекового периода, кризис религиозной (католической) морали, великие географические открытия, имея в виду, что свобода суждений и свобода передвижений стали основными стимулами к развитию сферы отдыха и развлечений. Семнадцатый век внес в привычный образ времяпровождения обывателя некоторые изменения, которые были неразрывно связаны с ростом городов, а также с тем, что открылись новые экономические горизонты и новые источники для получения больших прибылей.

1 Cunningham H. Leisure in the Industrial Revolution (1780). L., 1980.

2 Cunningham H. Op. cit. P. 16-17.

3 Ibidem.

4 Ibid. P. 9.

5 Judd M. The Oddest Combination of Town and Country. // Leisure in Britain. Manchester, 1983.
Впервые понятие «класс/качество досуга» или «праздный класс» было введено Т. Вебленом в книге «Теория праздного класса».1 Автор книги «Теория праздного класса» Торстен Веблен, крупный американский экономист и социолог, основоположник одного из главных направлений современной буржуазной политической экономии — институционализма. В буржуазной литературе Т. Веблену отводится видная роль в развитии американской политэкономии. В первое десятилетие после опубликования «Теория праздного класса» переиздавалась четыре раза.

Несколько глав своей работы Т. Веблен посвятил исследованию и объяснению термина «Институт праздного класса» как основного потребителя в сфере досуга. «Институт праздного класса развивается из возникшего ранее разграничения видов деятельности, согласно которому одни виды почетны, а другие — нет». Именно из этого различия и возникает расслоение общества на «праздный» и «работающий» классы. Т. Веблен анализирует историю развития праздности; он показывает, как постепенно вырабатываются правила, «навыки праздности»: «Благовоспитанное поведение и высокородный образ жизни — это следование нормам демонстративной праздности и демонстративного потребления».2 Он утверждает, что стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. По мнению Веблена, весь образ жизни высших слоев подчинен постоянной демонстрации праздности, причем эта демонстрация становится даже обременительной. «В условиях подчинения требованию демонстративного потребления атрибуты человеческой жизни — такие, как жилище, обстановка, экзотические безделушки, гардероб, питание — стали столь сложными и обременительными, что потребители не могут должным образом справиться с ними без посторонней помощи».3 Таким образом, Т. Веблен связывает воедино качество досуга индивида с его материальным благосостоянием.

1 Veblen Т. The Theory of Leisure Class. L., 1899.

2 Цит. по: http://friends.pomorsu.ru/Alest/library/vebIen/theoryintro.htm.
Коммерциализацию досуговой сферы связывают с появлением массовой культуры. «Массовая культура» (англ. mass culture) — в философии и социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины XX века. «В понятии «массовая культура» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ».1 Далеко не последнюю роль в формировании массовой культуры сыграла периодическая печать и реклама, которые стали бурно развиваться в самом начале XVIII века. Большинство периодических изданий того времени, существовали довольно короткий период. Первая ежедневная газета появилась в Лондоне в 1702 году, а к 1750 году общий годовой тираж всех английских изданий составлял 7 млн. экземпляров.2

Первые рекламные листки появились в Англии еще в XV веке, а к 1700 году обычными стали рекламные каталоги, заказчиками которых были городские власти, стремившиеся рассказать об услугах и товарах, производимых в их городе.3

Из всего вышесказанного следует, что говорить о массовой культуре в контексте средневекового и позднесредневекового общества было бы достаточно опрометчиво. На наш взгляд, понятие «народная культура» по своему характеру больше соотносится с принципом существования, так называемого, «традиционного общества» в доиндустриальный период. Неслучайно ряд исследователей часто говорят о тождестве народной культуры и фольклора, когда под последним понимают «народное
Список литературы
1 Цит. по: www.yandex.ru/rubicon. Golby J., Purdue A. The Civilization of the Crowd. Popular Culture in England 1750-1900. L., 1984; Malcolmson R. Popular Recreations in English Society 1700-1880. L., 1973; Burke P. Popular Culture in Early Modern Europe. L., 1978.

2 Feather J. The Power of Print Word and Image in XVIII Century England. // Culture and Society in Britain 1660-1800. Manchester, N.Y., 1997. P. 53.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23829.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.