У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Чешская политическая элита и российский фактор
Количество страниц 161
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23833.doc 
Содержание Содержание
Введение 4-14

Глава I. Диалог чехословацкой и советской политических 15-53 элит о советском факторе. Вторая половина 1980-х гг. -декабрь 1992 г.

§ 1. Советская политическая элита и восточноевропейское 15-22

направление. Вторая половина 1980-х - 1989 гг.

§ 2. Официальный курс ЧССР и требования оппозиции в сфере 22-40

внешней политики. 1985-1989 гг.

§ 3. Новая политическая элита Чехословакии и курс на 40-53

«освобождение» от советского влияния. 1990 г. - декабрь 1992 г.

Глава П. Чешская и российская политические элиты о 54-99

внешнеполитических концепциях. 1993-март 1999 г.

§ 1. Формирование чешской политической элитой 54-58

внешнеполитической доктрины ЧР.

§ 2. Политическая элита Чешской Республики и процесс 58-76

интеграции в НАТО. 1993-1999 гг.

§ 3. Позиция российской политической элиты в отношении 76-90

центральноевропейского региона. 1993-1999 гг.

§ 4. Формирование приоритетов в развитии отношений с ЧР в 90-99 1993-1999 гг.

Глава III. Чешская и российская политические элиты. 100-123 Фактор НАТО. Март 1999 - 2003 гг.

§ 1. Североатлантический (НАТО) вектор развития концепций 100-109 чешской политической элиты. 1999-2003 гг.
§ 2. Политическая элита России и российско-чешские 109-123

взаимоотношения в 1999-2003 гг.

Заключение 124-127

Примечания 128-150

Список использованных источников и литературы 151-159

Список сокращений 160-161


Введение

Постановка проблемы. История радикальных реформ, начавшихся в СССР на рубеже 1980-1990-х гг., свидетельствует, что они явились одной из причин появления новых демократических государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, образовавших в регионе постсоциалистическое пространство, которое составляло ранее «социалистическое содружество». Указанные изменения оказали определяющее влияние на взаимоотношения этих государств с СССР/Российской Федерацией, причем особый интерес представляют отношения с ЧССР/Чешской Республикой в силу того, что оба государства в ходе демократических трансформаций распались.

В этом плане важен анализ роли российского (ранее советского) фактора, с учетом его позитивных и негативных сторон, значимого для формирования и деятельности политических элит в указанных странах, особенно в ЧССР/ЧР. Коренные социальные изменения в центральноевропейском регионе оказывали воздействие и на советскую, а затем российскую политические элиты, что длительное время не попадало в поле зрения историков. В связи с отмеченным немалый интерес представляет история формирования новой чехословацкой/чешской политической элиты, вышедшей после «бархатной» революции 1989 года из рядов оппозиции, а после «бархатного» же распада единого государства перешедшей из статуса элиты федеративного государства в статус элиты государства унитарного.

Исторический анализ хода событий позволяет более четко уяснить характерные черты первого десятилетия ЧР и своеобразие отношения ее политической элиты к российскому фактору, в частности, перевода этого фактора из доминирующих ингредиентов в ординарные (а по уверениям ряда представителей чешской политической элиты, прямо-таки в

5 маргинальные). Он же объясняет причины безальтернативного

европейского (точнее, евроатлантического) выбора чешского государства.

Изучение глубинных трансформаций, которые в течение 10 лет (1993-2003 гг.) происходили как в странах Центральной Европы, так и в РФ, дает обширный материал для обобщений, помогающих объяснить смену парадигм чешской и российской политических элит, включая отношения лидеров двух государств. Данное обстоятельство делает значимым анализ в историческом аспекте новых направлений и изменившихся приоритетов во взаимодействии ЧР и РФ, давших о себе знать в ходе смены их общественного строя.

Изменение позиций чешской элиты, вызванное активным участием ЧР в интеграционных процессах (вхождение в НАТО и ЕС), оказывало ощутимое влияние на формирование связей между ЧР и РФ. При этом в историю отношений СССР и ЧССР, а также чешского и российского государств постоянно вносились политически ангажированные корректировки, а роль России в истории Чехии и на довольно длительных промежутках их взаимодействия пересматривалась с учетом

исключительно прозападной политики чешских правящих кругов, что было особенно заметно на примере политических заявлений первого президента ЧР. Это не могло не влиять на трансформацию целей и приоритетов лидеров РФ в отношении центральноевропейского региона в целом и ЧР, в частности.

Выбор темы продиктован необходимостью углубленного исторического анализа динамики отношений СССР/ЧССР и РФ/ЧР в ракурсе смены ориентации их трансформирующихся политических элит, особенно попыток сведения к минимуму в течение первого десятилетия истории ЧР значения российского фактора в политике ее элиты. После ухода в 2003 г. с президентского поста В. Гавела данный фактор стал оцениваться более взвешенно новыми лидерами ЧР. Результаты этого

6 анализа значимы не только в академическом плане, с практико-

политической точки зрения они позволяют точнее разработать прогноз развития чешско-российских и российско-чешских отношений с учетом вхождения ЧР в ЕС.

При исследовании взаимоотношений чешской и российской политических элит и влияния их программных установок на формирование чешско-российских отношений возникает ряд вопросов, в том числе:

- насколько внутриполитические процессы, происходившие в СССР в середине 1980-х гг., детерминировали поляризационные процессы в старой (коммунистической) политической элите ЧССР, а также обусловили формирование новой чехо-словацкой, а затем чешской политических элит и радикальное изменение их приоритетов в начале 1990-х гг.;

- каким образом ориентация политической элиты Чехии на западноевропейскую парадигму развития чешского государства повлияла на характер ее отношений с РФ;

- насколько приемлемым для лидеров РФ явился процесс интеграции ЧР в западноевропейские институты (НАТО и ЕС);

- какова динамика развития отношений между чешской и российской политическими элитами.

На эти вопросы нельзя получить ответы, не подвергнув анализу с позиции историка нелинейную динамику формирования чехословацкой (1989-1992 гг.) и чешской (1993-2003 гг.) политических элит, а также меняющихся характера и роли советского, а затем российского фактора в их политических программах и установках. Особое внимание обращено на причины трансформации курса чешской политической элиты в отношении России и изменения вектора предпочтений чешского государства; показана неизбежность сближения позиций двух государств в начале XXI в. по одним направлениям, даже с учетом расхождения по другим.

7 Данное исследование ориентировано на анализ тех событий внутри- и

внешнеполитической жизни ЧР, которые оказали прямое воздействие на изменение целей и приоритетов политической элиты, а также повлияли на формирование, развитие и реализацию ее концепций относительно роли российского фактора в указанных событиях. Особое внимание уделено процессам усиления западноевропейской (евроатлантической) ориентации чешской политической элиты за счет минимизации значения в сознании этой элиты российского фактора.

Новизна темы исследования. В диссертации впервые предпринята попытка исторического анализа эволюции чешской политической элиты с учетом резкого и во многом искусственного ограничения значения и роли российского фактора, а также начавшихся в начале нового тысячелетия поисков оптимальной сбалансированности отношений двух государств.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, а также в работе соответствующих подразделений МИДа.

Предметом исследования является деятельность чешской политической элиты (государственные и политические деятели ЧР) в отношении России, а также руководства РФ в отношении Чехии; влияние концептуальных и программных установок политических элит ЧР и РФ на эволюцию чешско-российских отношений, а также динамика отношений Чехии и России в течение первых десяти лет самостоятельного существования чешского государства.

Хронологические рамки исследования.

Работа охватывает десятилетний период функционирования Чешской Республики в качестве самостоятельного государства (1993-2003 гг.). Именно в это десятилетие упрочились позиции чешской политической элиты, которая целенаправленно шла к реализации новой

8 внешнеполитической парадигмы: маргинализации российского фактора

вплоть до почти полного отрицания его воздействия и максимального разворота страны в сторону западноевропейского региона. Это проявлялось как в концепциях политической элиты ЧР, так и реальных практических шагах лидеров Чехии по присоединению своего государства к европейских структурам. Лишь с уходом в 2003 г. с президентского поста В. Гавела тенденции более сбалансированного и взвешенного подхода к России стали превращаться в стабильный и неотъемлемый компонент стратегии и тактики чешской политической элиты.

Степень научной разработанности проблемы.

В работе над диссертацией автор опирался на уже существующую историографическую базу, которая, учитывая относительную новизну проблемы, избранной в качестве темы исследования, достаточно ограничена. Ее составляют работы российских, чешских и западных ученых.

О российской историографии, в той или иной мере затрагивающей проблему трансформации ЧР и РФ в конце XX — начале XXI вв., можно говорить лишь с первой половины 1990-х гг. Для этого периода характерно, с одной стороны, значительное расширение круга рассматривавшихся учеными проблем с привлечением более широкой источниковой базы, а с другой - увеличение хронологического диапазона исследований. Такой сдвиг стал возможен не только вследствие расширения документальной базы, но и благодаря тому, что распад чехословацкой федерации потребовал сфокусировать внимание на исторических корнях этого процесса. Это позволило провести более глубокий и детальный анализ причин разделения страны, а также выявить специфику становления политических элит в чешской и словацкой частях федерации.

9 Подобный подход демонстрируется в основном в работах сотрудников

Института славяноведения РАН, Института международных экономических и политических исследований РАН, Института Европы РАН, Института научной и общественной информации РАН и др. В коллективных1 и индивидуальных2 трудах освещаются процессы становления новых внутри- и внешнеполитических приоритетов чешской политической элиты и последующей их реализации.

В последние годы в Институте славяноведения РАН подготовлен и опубликован целый ряд интересных коллективных работ, которые содержат комплексный анализ процессов, протекавших в Центральной и Юго-Восточной Европе после 1989 г.3. Их авторы подчеркивают специфический характер посткоммунистических преобразований, которые произошли в обширном регионе, включающем более десятка стран, делают интересные и неординарные выводы, связанные с поиском ЧР своего места в Европе. Различные аспекты многогранного процесса посткоммунистических изменений анализируются в работах Ю.С. Новопашина4.

Следует отметить работы Э.А. Позднякова5, А.Г. Арбатова6, А.А. Пионтковского , К.П. Эггерта , Ю.Н. Рахманинова и других российских исследователей10, где дается оценка трансформации внешнеполитического курса Российской Федерации на фоне происходящих в мире геополитических изменений.

Однако вышедшие в России работы, посвященные особенностям трансформации ЧР и РФ, в значительной мере рассматривают данные процессы односторонне, оставляя по существу в стороне проблему роли российского фактора в концепциях, программах и практической деятельности чешской политической элиты. Такой пробел объясняется как ставшим уже хроническим дефицитом в российских научных библиотеках зарубежных изданий, в том числе вышедших в Чехии книг и сборников

10 документов, так и слабой освещенностью событий этого периода чешской

истории в российских периодических изданиях. Именно поэтому эволюция взглядов чешской политической элиты и предпринимаемые ею практические шаги в отношении России, динамика развития чешско-российских отношений нуждаются в серьезном историческом анализе, одна из задач которого — извлечение политическими элитами ЧР и РФ уроков разнородного опыта при формировании целей и приоритетов, а также их учет в дальнейшем развитии сотрудничества между двумя странами.

Чешская историография избранной диссертантом темы не намного шире российской. Из всей совокупности работ и публикаций, начиная с 1993 г., выделяются работы И. Калвода11, М. Мареша, А. Рашека, А. Сверака, М. Колмановой, К. Краткого, Я. Эхлера, Д. Матейки, И. Сука, Р. Йоха, Й. Гонайзера.

И. Сук12 и Й. Гонайзер13 в работах, посвященных Гражданскому форуму, дают комплексный анализ деятельности этого общественного движения, а затем и возникшей на его базе Гражданской демократической партии.

М. Мареш в своей книге «Чешские политические партии и внешняя политика»14 рассматривает эволюцию взглядов лидеров парламентских политических партий на внешнюю политику в период с 1992 по 1998 гг. через призму вхождения ЧР в НАТО.

А. Рашек15, К. Кратки16, Я. Комарек17, М. Колманова18 также анализируют внешнеполитическую линию Чехии в процессе ее вхождения в НАТО.

В числе коллективных трудов следует отметить два сборника статей: «Возможности и перспективы безопасности Чешской

республики»19, в котором рассматриваются политические, военные, экономические аспекты вхождения ЧР в НАТО, и «Чешская Республика

11 в НАТО»20, посвященный внешнеполитической деятельности Чехии

после ее вхождения в этот евроатлантический альянс.

В западной литературе, начиная с 1993 г., выходят обобщающие труды, в которых затрагивается комплекс вопросов, касающихся как внутриполитических изменений в РФ и центральноевропейском регионе, так и трансформации внешнеполитического курса политических элит РФ и стран Центральной Европы. Так, в работах М. Мак Фола и С. Маркова21, Л. Белина и Р.В. Ортунга22, Т.Ф. Ремингтона23

рассматриваются вопросы создания многопартийной системы в Российской Федерации, дается краткая информация об основных российских партиях и их лидерах. В трудах П. Левиса24, Я. Фитзмаурица25, Т. Костелески26, коллективных монографиях В. Шлепентоха, К. Вандерпула и В. Докторова27, Я. Блондера и М. Фердинанда28 анализируется сложный процесс формирования парламентской системы в Чешской Республике. П. Шерман29, Р. Канет30, К. Пурсианен31 затрагивают проблему трансформации внешнеполитической линии Российской Федерации. А. Когтей , Ф. Хайд-Прей дают комплексную оценку эволюции внешнеполитической линии стран

центральноевропейского региона, делая акцент на согласовании шагов новых демократических государств при вступлении в НАТО.

Следует отметить, что в западных периодических научных и общественно-политических изданиях, публикующих труды по проблемам общественно-политической трансформации, также можно обнаружить исследования, касающиеся взаимоотношений ЧР и РФ. Среди них -работы Д. Мроза34, Д.Слидера, В. Гимпельсона и С. Чугрова35, 3. Бжезинского36, Д. Ремниха37, Р. Лопеса-Реиса38, С.Нунна и А.Н. Сталберга39.

Источниковая база. В работе над диссертацией автор использовал материалы Архива Горбачев-фонда, а именно, документы двух основных

12 фондов: Фонда 1 (Архив М.С. Горбачева) и Фонда 3 (Архив В.В.

Загладина). В них хранятся документы о переговорах высшего советского руководства в конце 1980-х - начале 1990-х гг. с лидерами коммунистической Чехословакии, а также с руководителями, пришедшими к власти в результате "бархатной" революции40. Указанные материалы дают возможность оценить ситуацию в Чехословакии на пороге радикальных перемен и сразу после их начала, когда закладывались основы внутри- и внешнеполитической ориентации новой политической элиты.

В исследовании использовались материалы апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г., XXVII съезда КПСС, выступления политических деятелей СССРиЧССР(ЧСФР)41.

Поскольку темой данной работы является анализ позиций и деятельности политических элит ЧР и РФ, а также строительство новой системы чешско-российских отношений после 1993 г., внимание автора концентрировалось прежде всего на современных источниках, многие из которых пока не нашли своего места в архивах. Это внутренние материалы Правительства Чешской республики , Парламента Чешской республики , МИД Чехии и МИД России44, Государственной Думы Российской Федерации45, выступления лидеров и ведущих политических деятелей обеих стран46, в том числе из состава парламентских чешских и российских политических партий - доклады руководящих органов и лидеров, проекты резолюций, рассматривавшихся участниками съездов и конференций, предвыборные программы и др. Этот корпус документов позволяет судить, с одной стороны, о стратегических приоритетах той или иной партии, а с другой - о ее тактике в реализации внешнеполитических задач на фоне меняющейся геополитической обстановки. Данные материалы были почерпнуты из текущих партийных архивов,

13 размещенных на официальных сайтах чешских и российских политических

партии .

Важным источником в работе над диссертацией служили периодические издания. Это в первую очередь российские общественно-политические издания: «Дипломатический вестник», «За рубежом», «Независимая газета», «Известия», «Правда». Использовалась также чешская периодика: журналы48, газеты49 и др. Перечисленные издания содержат большое количество материалов, отражающих современную внешнеполитическую ситуацию.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий изучать программные установки и деятельность чешской политической элиты по отношению к России во взаимосвязи, выявлять в этом контексте наиболее важные элементы, прослеживать их взаимообусловленность. В диссертации использован широко используемый в истории сравнительно-исторический метод.

Особое значение при применении эмпирических методов уделялось проблеме влияния различных факторов на развитие ЧР и РФ, роли политических институтов Чехии и России. Среди этих методов в исследовании использованы следующие: наблюдение, анализ статистических материалов, изучение документов и концептуальный подход.

Основные цели и задачи исследования:

- подвергнуть анализу, с одной стороны, взгляды и деятельность чешской политической элиты в отношении России, а с другой -руководства РФ в отношении Чехии;

- проанализировать влияние внутриполитической ситуации в ЧР и РФ на формирование отношений между двумя государствами;

- рассмотреть трансформацию концепций политических элит ЧР и РФ и реализацию их положений;

14 - раскрыть роль лидеров ЧР и РФ в инициации и осуществлении

двустороннего чешско-российского сотрудничества, выяснить степень влияния на его ход и итоги первых лиц двух государств.

Цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списков источников и литературы, списка сокращений.

15 Глава I. Диалог чехословацкой и советской политических элит о

советском факторе. Вторая половина 1980-х гг. — декабрь 1992 г.

§ 1. Советская политическая элита и восточноевропейское направление.

Вторая половина 1980-х - 1989 гг.

Радикальные перемены во внутренней политике СССР, предпринятые реформаторским крылом ЦК КПСС во главе с М.С. Горбачевым, занявшим пост генсека в марте 1985 г., составили основу курса перестройки и оказали значительное влияние на

внешнеполитические шаги советского государства.

Началом переменам положил Пленум ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. В своей программной речи новый генсек выдвинул концепцию радикальных преобразований, направленных на «достижение нового качественного состояния общества»50. Во внешней политике советский лидер ориентировался на достижение военно-стратегического паритета с государствами-членами НАТО, что, впрочем, являлось традиционным для внешней политики СССР.

Вместе с тем М.С. Горбачевым на Пленуме были высказаны тезисы, ставшие позднее содержанием политики «нового мышления»51. «Внешняя политика, - подчеркивалось в интервью руководителя советского государства американскому журналу "Тайм" в августе 1985 г. - это продолжение внутренней политики. Раз мы выстраиваем для себя грандиозные планы внутреннего порядка, то в каких внешних условиях мы должны быть заинтересованы?»52. Обосновывая изменения внешнеполитического курса страны, М.С. Горбачев подчеркивал в 1987 г.: «В связи с международными отношениями мы употребляем понятие "нового мышления"»53.
Надо отметить, что упомянутые изменения в данном ключе сформировались не сразу. О них следует говорить как о составном компоненте нового политического мышления и в его общем контексте54. Что же вкладывалось в понятие «нового мышления» генсеком КПСС применительно к странам «социалистического содружества»?

Как показывает анализ советских партийных и государственных документов, на начальном этапе перестройки политика СССР по отношению к социалистическим странам не выходила за рамки установившихся и ставших традиционными принципов сотрудничества. При этом внимание, в первую очередь, акцентировалось на развитии и совершенствовании этих принципов. Так, выступая на

Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. М.С. Горбачев констатировал: «Все более важной задачей становится всемерное

совершенствование и обогащение сотрудничества, развитие всесторонних связей с братскими странами социализма, обеспечение их тесного взаимодействия в политической, экономической, идеологической, оборонной и других областях»55.

Поворотным моментом в развитии перестроечной концепции в отношении стран социалистического содружества можно назвать XXVII съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1986 г., на котором

была провозглашена новая внешнеполитическая доктрина СССР. Одним из ключевых ее моментов стало предложение М.С. Горбачева, направленное на «создание всеобъемлющей системы международной безопасности»56, доминирующим в которой являлся принцип

«уважения права каждого народа суверенно избирать пути и формы своего развития»57.

Важно заметить, что на съезде поднимались вопросы и о перспективах военно-политических структур Организации Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Так, М.С. Горбачев утверждал, что

17 для улучшения и стабилизации международной обстановки «большое

значение имеет продление - по единодушному решению его участников — Варшавского договора, который получил как бы второе рождение и без которого трудно представить мировую
политику в целом» . По его мнению, «ОВД предстоит и дальше, пока существует блок НАТО, играть важную роль в отстаивании позиций социализма в Европе и мире».59 Из этого

высказывания следует, что у партлидера КПСС не было никаких сомнений относительно дальнейшего существования ОВД до тех пор, «пока существует блок НАТО»60. Следует особо подчеркнуть, что данное положение не противоречило позициям глав государств как Запада, так и Востока и полностью в период 1985-начала 1990 гг. ими разделялось61.

По оценке М.С. Горбачева, новый подход к взаимодействию с государствами социалистического содружества, провозглашенный на XXVII съезде КПСС, означал «поворот к новым отношениям, отказ от так называемой "доктрины Брежнева"62, определявшей суть советской позиции»63.

Принципы, провозглашенные на XXVII съезде по отношению к странам социалистического содружества, были одобрены и закреплены в резолюции съезда от 1 марта 1986 г. В ней, в частности, говорилось: «Съезд всецело поддерживает новые позитивные

качества, проявляющиеся во взаимоотношениях со странами социалистического содружества, одобряет новый подход

(т.е. принцип равноправия) по отношению к социалистическим странам, который отвечает требованию времени и обогащает содержание связей на межгосударственном уровне» . В резолюции особо отмечалась важность продления срока действия ОВД как «действенного,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23833.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.