У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Становление и разбитие Внешней политики Республики Армения в 1991-2003 гз.
Количество страниц 172
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23835.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение... 3

Глава 1. Процессы формирования внешней политики и обеспечения безопасности Республики Армения... 21

1.1. Национальное самосознание армянского народа и внешняя

политика Армении... 21

1.2. Национальная безопасность Республики Армения... 35

1.3. Региональная безопасность и сотрудничество... 50

Глава 2. Приоритеты внешней политики Республики Армения... 74

2.1. Сравнительный анализ приоритетов внешней политики президентов Республики Армения Л.Тер-Петросяна и Р.Кочаряна... 74

2.2. Политика многосторонней вовлеченности... 90

2.3. Внешнеполитические ориентиры Республики Армения... 110

Глава 3. Позиция Республики Армения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта... 128

3.1. Эволюция внешнеполитических подходов Армении

по урегулированию нагорно-карабахского конфликта... 128

3.2. Принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта:

позиция Армении... 141

Заключение... 162

Библиографический список использованной литературы... 172


Введение

Актуальность исследования. Одним из ключевых регионов, где переплетается целый ряд проблем геополитического, экономического, военного, межнационального характера, является регион Закавказья. Сложность анализа и разрешения многочисленных проблем международного характера данного региона объясняется наличием как резкой дифференциации позиций внутренних акторов, так и столкновением здесь интересов, во многом противоречивых, внешних акторов международных отношений.

Вследствие этого, одним из направлений анализа проблем закавказского региона, имеющих важное значение для международных отношений, видится исследование политического развития, эволюции внешней и внутренней политики государств данного региона.

В регионе, где столкновение различных интересов региональных и нерегиональных держав способно вызвать новую эскалацию напряженности, не исключая вероятность возобновления боевых действий, значительную роль играют такие факторы, как принципы и методы реализации внешней политики самих стран региона. В этом отношении анализ становления и развития внешней политики Республики Армения, в основу которой заложен принцип комплементарности и основной смысл которой заключается не в игре на противоречиях в поисках новых покровителей, а наоборот, в стремлении сгладить существующие противоречия, представляет значительный интерес с
точки зрения возможностей поиска путей для разрешения региональных проблем, скорейшего установления мира и стабильности в Закавказье и создания предпосылок для полноправного участия региона в международных политических и экономических проектах.

Геополитическое положение Армении обуславливается тем, что после обретения независимости эта самая малая (по размерам территории и численности населения) страна Закавказья оказалась вовлеченной в жесткое противостояние с Азербайджаном и Турцией по проблеме Нагорного Карабаха. Армения была почти полностью экономически изолирована от внешнего мира введением транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции. В такой ситуации Армения стремилась укреплять отношения со своим историческим союзником — Россией. Одновременно она расширяла также экономическое сотрудничество с соседним Ираном. Ограниченность экономических и финансовых ресурсов России привела к тому, что ее место в Закавказье стало в все в большей степени заполняться США и другими странами, что, соответственно, привело к расширению связей Армении с этими государствами.

Важным фактором, определяющим интерес США и других стран Запада к Армении, является ее близость к нефтегазовым источникам Каспийского моря. При этом Армения все чаще рассматривается в качестве потенциального транзитного государства по транспортировке нефти и газа на Запад.

В этих условиях активная внешняя политика Армении, направленная в первую очередь на реализацию национальных интересов страны, обеспечение ее национальной безопасности, способствовала тому, что сегодня Армения из
объекта международной политики трансформировалась в субъект и активного участника региональных процессов.

При этом знание истинных пружин и механизмов внешней политики Республики Армения периода становления и развития государственной независимости страны способствует реальной оценке ситуации и объективному анализу действий, предпринимаемых руководством Армении на международной арене, а также правительствами других стран по развитию и углублению двустороннего сотрудничества с Республикой Армения.

Объектом и предметом исследования является история становления и развития внешней политики Республики Армения с момента восстановления независимости, факторы, оказывающие ключевое влияние на формирование внешнеполитического курса Республики Армения, проблемы обеспечения национальной безопасности Армении, основные вопросы регионального сотрудничества, приоритеты внешней политики Армении, вопросы развития двусторонних и многосторонних отношений, позиция Республики Армения по проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2003 год. В истории Республики Армения это период восстановления государственной независимости и последующего развития армянской государственности, выработки независимой внешнеполитической концепции.

Целью исследования является рассмотрение вопросов, связанных с формированием, становлением и развитием внешней политики Республики Армения после обретения независимости.

6 В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:

- анализ ключевых факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование внешнеполитического курса Армении;

- исследование компонентов, составляющих основу обеспечения национальной безопасности Армении, ее подход к формированию систем региональной безопасности и механизмов регионального сотрудничества в их динамике;

- анализ эволюции становления внешнеполитических приоритетов Республики Армения, особенностей реализации политики многосторонней вовлеченности и двусторонних связей Армении в условиях формирующейся и подверженной значительной динамике современной системы международных отношений;

- раскрытие позиции Республики Армения по проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта, анализ тенденций в изменениях подходов руководства страны к проблеме, обозначившиеся в ходе развития конфликта.

Методологическая основа работы. Рассматривая вопрос о методах исследования, следует помнить о необходимости их комплексного использования. Всякий односторонний подход — будь он сравнительным, формально-логическим или даже историческим — не позволяет полностью изучить истинные причины тех или иных внешнеполитических действий руководства страны.
Именно поэтому в методологическую основу данного исследования был положен междисциплинарный подход, необходимость которого вызвана, с одной стороны, сущностью и особенностями поставленной проблемы, которая является объектом исследования различных наук с точки зрения того или иного аспекта; с другой стороны - лишь с позиции междисциплинарного подхода возможно адекватно выразить поставленную в работе проблему и попытаться успешно ее решить.

В основе работы лежит комплексное и целостное исследование доступных нам опубликованных материалов, а также исторический метод, цель которого -наиболее полное раскрыть реальные события, и которое предполагает беспристрастный, объективный и критический анализ ситуации, тенденций и процессов, складывающихся в определенный период.

Традиционным методом анализа внешней политики является метод сравнения. Если исходить из положения о том, что международные отношения развиваются в соответствии с определенными закономерностями, то поиск аналогий в истории может помочь эти закономерности выявить. История внешней политики государства дает возможность сравнить его действия в различных ситуациях и выявить их истоки и суть. Как отмечают Ричард Нойштадт и Эрнест Мей, изучение истории имеет и большое практическое значение для политиков, участвующих в выработке и проведении внешней политики, помогая им точнее определить цели и пути их достижения1.

1 Neustadt Richard E., May Ernest R. Thinking in time. The Uses of History for Decision-Makers // The Free Press. New York, 1989.
Очевидно, что для комплексного анализа внешней политики, выявления сущности двусторонних и многосторонних отношений, нельзя обойтись без применения методов системного подхода, которые позволяют представить объект изучения в его единстве и целостности как составной части международной системы, что способствует нахождению "правил" между взаимодействием различных элементов этой системы.

В исследовании применен также метод анализа документов, с помощью которого был изучен большой эмпирический материал. С применением элементов контент-анализа проводился мониторинг политических событий, освещавшихся в различных источниках информации. Эти методы, находящиеся на стыке между политической историей, социологией и прикладной политологией, оказались достаточно эффективными в ходе отслеживания развития событий и выявления взаимозависимости между процессами выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений и их обоснованностью в складывающихся условиях развития международной системы в целом.

Источниковая база. При написании диссертации было изучено и проанализировано несколько групп источников.

В первую группу вошли законодательные правовые акты, формирующие основы внешнеполитической деятельности Республики Армения. Использованы тексты основных договоров и соглашений, подписанных между Республикой Армения и другими иностранными государствами, многосторонних соглашений с участием Армении. Кроме этих системообразующих внутри- и
межгосударственных актов, создающих правовое поле для обеспечения сотрудничества Республики Армения на международной арене, с целью сопоставления был исследован ряд основополагающих актов, регулирующих внешнеполитическую деятельность других государств.

Документы международных организаций - ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Союза, СНГ стали важными источниками, в условиях расширяющего участия Республики Армении в международном многостороннем сотрудничестве, активизации вовлечения международных организациях в общерегиональное взаимодействие и разрешение нагорно-карабахского конфликта. Анализ этих материалов позволяет выявить основные этапные моменты в становлении и развитии армянской дипломатии.

Большой интерес представляют материалы слушаний в Национальном Собрании РА по вопросам внешней политики Армении, отчеты о встречах руководства РА с иностранными делегациями и визитах делегаций РА в зарубежные государства, с которыми автор имел возможность ознакомиться, изучая архивы посольства Республики Армения в Российской Федерации. Эти документы позволяют рассмотреть процесс развития отношений Республики Армения с иностранными государствами и международными организациями, дают представление о механизме принятия внешнеполитических решений.

Вторая группа источников - тексты выступлений, заявлений, обращений Президента Республики Армения, министра иностранных дел, других членов правительства Армении. В этом ряду следует особо выделить выступления Президента РА на различных международных конференциях, пленарных
заседаниях международных организаций, в парламентах зарубежных государств, в ведущих научно-исследовательских центрах мира. Использование этих материалов в качестве первоисточников дает возможность как бы из первых рук получать информацию об основных направлениях внешней политики Республики Армения, позиции руководства страны по ключевым вопросам развития современных международных отношений и места Армении на международной арене.

В работе широко использованы тексты интервью руководства Армении, опубликованные в различных средствах массовой информации. Особый интерес для исследования представляют предвыборные программы первого и нынешнего президентов Республики Армения. Развитие внешнеполитического курса Армении за последнее десятилетие показало, что принципы, заложенные в этих документах, в целом последовательно реализовывались во внешней политике страны в соответствующие периоды президентства.

Третью группу источников составили труды российских авторов А.Г.Задохина2, Э.А.Позднякова3, П.А.Цыганкова4, анализ которых позволил существенно обогатить научно-теоретическую часть исследования, сопоставить реалии развития внешней политики Армении с систематизированными наиболее устоявшимися положениями и выводами мировой международно-политической и исторической науки.

2 Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. - М., ДА МИД России, 2002.

3 Поздняков Э.А. Философия политики. В 2 т. - М., 1994.

4 Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002.

и В следующую группу вошли материалы, опубликованные в различных

средствах массовой информации. Даже несмотря на политическую ангажированность и пристрастность большинства современных СМИ, им нельзя отказать в оперативности освещения событий. Кроме того, большое количество периодических изданий и телепрограмм дает возможность, сравнивая и анализируя информацию, получить в итоге объективную картину интересующего события. Особый интерес в этой связи имеют статьи, опубликованные в таких российских изданиях, как "Коммерсант", "Независимая газета", "Ноев ковчег", а также армянских - "Республика Армения", "Голос Армении", "Новое время", и др.

В работе также широко использованы материалы информационных агентств "Azg Armenian Daily", "Медиамакс", "Де-факто", Арменпресс" и ряда других.

Необходимо отметить, что существование всемирной сети "Интернет" значительно облегчает работу исследователя в плане доступа к широкому спектру источников, которые как обогащают фактологическую базу исследования, так и помогают ознакомиться со значительным количеством работ зарубежных специалистов. Особый интерес представляют в этом отношении официальные сайты Президента Республики Армения (www.president.am), Национального Собрания PA (www.parliament.am), Министерства иностранных дел РА (www.armeniaforeignministry.com).

Наконец, в отдельную группу необходимо выделить мемуары и воспоминания государственных деятелей, дипломатов Армении и России, в
которых освещаются основные вехи становления и развития армянской государственности, внешней политики Армении и двусторонних отношений, среди которых заметно выделяются работы первого посла Российской Федерации в Армении в 1992-1994 гг. В.П.Ступишина5.

Таким образом, основную группу материалов составили документы законодательных и исполнительных органов власти Республики Армения, международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, в подписании которых участвовала Армения, программные заявления, речи и выступления руководства республики, материалы СМИ. Представляется, что для достижения целей и задач исследования такая источниковая база является достаточной.

Историография работы. Апеллируя к анализу литературы, необходимо отметить, что работ, непосредственно посвященных изучению истории внешней политики Республики Армения достаточно мало. История ведения независимого внешнеполитического курса Республики Армения составляет немногим более 10 лет. Для фундаментальной исторической науки данный период сравнительно невелик. Поэтому и количество литературы, в которой рассматриваются различные аспекты внешней политики Армении, ее международного положения незначительно.

Тем не менее, за последние годы по данной проблематике появился ряд исследований, представляющих значительный интерес. В зарубежной и российской исторической науке широкий отголосок получили проблемы

5 Ступишин В. Моя миссия в Армению. 1992-1994. Воспоминания первого посла России. - М., 2001; Ступишин
национального самосознания армян (что частично объясняется разбросанностью по всему миру армянской диаспоры). Так, швейцарский историк и этнолог Урс Альтерматт, обращаясь к проблеме этнической идентичности армян, отмечает их стойкость и необычайно древние корни: "Армянский народ сформировался в четвертом веке до Рождества Христова как отдельное королевство. С начала четвертого века христианство стало государственной религией. Воспоминание о собственной идентичности сохранилось, хотя армяне в 384 г. были разделены между Восточным Римом и Персией, а с 640 по 1064г. находились под арабским господством. С XI до XIV в. армяне пережили нападение сельджуков, монголов, татар и туркмен, пока, в конце концов, не попали в сферу турецкого господства. В течение всех этих столетий армяне смогли сохранить свою идентичность, такую идентичность, которая проявляется, прежде всего, в языке, религии и письме"6.

Не раз обращается к вопросу этнического самосознания армян российский исследователь Светлана Лурье . В работе "Образы армянской политической мифологии" автор, основываясь на широком использовании исторического материала и публикациях в армянской прессе, рассматривает вопросы армянской политической мифологии и ее влияния на формирование внешней политики Армении и Нагорного Карабаха. Автор, в частности, отмечает: "Армянские геополитические представления по-своему уникальны: они созданы народом, не управляющим миром или обширным регионом, а являющимся объектом

В. Карабахский конфликт. - М., 1998.

6 Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. - М., 2000. С.64.

7 См., например: Лурье СВ. Историческая этнология. - М., 1998.
управления. Поэтому они затрагивают многие вопросы, значение которых трудно понять, глядя на мир с позиций державы, хотя они сами по себе, кажется, могли бы представлять значительный интерес"8.

Широкому кругу вопросов, связанных со становлением и развитием армянской государственности посвящено издание Российского института стратегических исследований "Армения: проблемы независимого развития"9. В работе, где представлены исследования российских аналитиков, рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается и которые решает Республика Армения после обретения независимости, дается объективный и многосторонний анализ внутренних процессов и внешних связей Армении с учетом ее исторического духовного наследия и современных приоритетов. Значительное место в работе уделено экономическим проблемам республики, состоянию и перспективам ее отношений с Россией, ее позиции в карабахском конфликте.

Продолжая тему вклада российских исследователей в изучение проблем внешней и внутренней политики Армении и отмечая их особую ценность в сравнении с работами европейских, американских и др. исследователей (что, безусловно, объясняется глубокими историческими и культурными связями между Россией и Арменией), нельзя не выделить монографию К.С.Гаджиева "Геополитика Кавказа", в которой автор, наряду с рассмотрением широкого спектра вопросов, формирующих основные тенденции развития региональных

8 Лурье СВ. Образы армянской политической мифологии. - М., Институт Африки РАН, 2000.

9 Армения: проблемы независимого развития. — Российский институт стратегических исследований. / Под ред. Е.М.Кожохина. - М., 1998.
политических, экономических процессов, анализирует особенности геополитических концепций каждого из государств Южного Кавказа, в том числе и Армении10. Аналогичным вопросам, но уже с позиции другой державы, вовлеченной в проблемы безопасности южно-кавказского региона, формирования военно-политических блоков и систем безопасности региона, посвящена работа Игоря Мурадяна "Политика США и проблемы безопасности региона Южного Кавказа"11.

В целом необходимо отметить, что за последние годы отечественные и зарубежные исследователи достаточно часто обращаются к изучению проблем формирования механизмов региональной безопасности и сотрудничества в Закавказье. Изучению этой проблематике посвящены как конференции,12 так и отдельные публикации13.

Наиболее полно исследованы вопросы развития двусторонних отношений Армении с рядом государств. Так, динамике отношений между Арменией и Россией в качестве независимых партнеров, посвящена научная работа А.Г.Симоняна "Российско-армянские отношения в 90-е годы XX века"14. Взаимоотношения между Арменией и Грузией, основные тенденции становления и развития двусторонних связей исследуются в научной работе другого

10 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа - М., 2001.

11 Мурадян В. Политика США и проблемы безопасности региона Южного Кавказа. - Ереван, 2000.

12 См.: Материалы международной конференции "Формирование Атмосферы Мира, Стабильности и Доверия на Южном Кавказе. Роль международных и региональных организаций безопасности". Ереван, 25-26 апреля 2002г. — Ереван, 2002.

13 См., например: Гушер А. Как обеспечить общую безопасность // Азия и Африка сегодня. - 2000. №5. С.7-10; Багдасарян Л. Сотрудничество стран Закавказья: теоретические рассуждения и практические противоречия // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №2. С.107-118; Дмитриев К., Итон М. Каспийский регион после 11 сентября 2001 года // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №3. С.20-30.

14 Симонян А.Г. Российско-армянские отношения в 90-е годы XX века. - Дис. канд истор. наук. - Нижний Новгород, 2000.

16 армянского историка А.Б.Шахназаряна "Армяно-грузинские отношения в

постсоветский период (1991-1999гг.)"15. В этом же ряду выделяется монография известного своими многочисленными публикациями по проблемам политического развития стран Южного Кавказа А.Х.Григоряна "Армяно-азербайджанские отношения: реалии и перспективы", в которой автор раскрывает главные составляющие содержания армяно-азербайджанских отношений, акцентируя внимание на том, что на их развитие оказывают непосредственное влияние взаимоотношения Армении и Азербайджана с другими вовлеченными в регион государствами16. Историческим аспектам, современному этапу и перспективам отношений Армении с рядом стран центрально-азиатского региона посвящены публикации политических обозревателей Давида Петросяна17 и Сусанны Петросян18. Процессы интеграции государств Южного Кавказа, и в частности Армении, в европейские интеграционные объединения в наиболее полной форме освещены в ряде публикаций российского эксперта Ирины Комиссиной19. Фактор исторического прошлого и влияние третьих стран на состояние и перспективы отношений между Арменией и Турцией исследуются в работе турецких авторов Б.Араза и Х.Каракеш-Келеша "Армяно-турецкие отношения: критический анализ"20.

15 См.: Шахназарян А.Б. Ай-врацакан йараберутюннеры йетхорурдаин шрджанум (1991-1999тт.). (Шахназарян А.Б. Армяно-грузинские отношения в постсоветский период (1991-1999гт.). - Автореф. дисс. канд. истор. наук. -Ереван, 2002).

16 См.: Григорян А. Армяно-азербайджанские отношения: реалии и перспективы. - Ереван, 2001.

17 См.: Петросян Д. Армяно-туркменские отношения: взгляд из Еревана // Центральная Азия и Кавказ. - 1997. №8.

18 См.: Петросян С. О перспективах армяно-казахстанских отношений // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. №3,

19 См.: Комиссина И.Н. Армения и Западная Европа: экономическая помощь как стимул политического диалога / Армения: проблемы независимого развития. - М., 1998. С.313-344; Комиссина И.Н. Перспективы интеграции республик Закавказья в Европейский Союз//Центральная Азия и Кавказ. -2001. №1. С. 105-113.

20 См.: Араз Б., Каракеш-Келеш X. Армяно-турецкие отношения: критический анализ. // Центральная Азия и Кавказ.-2002. №4. С.122-131.
История, современное состояние и перспективы взаимоотношений Армении и Ирана, а также роль военно-политической, экономической оси Россия-Иран, в которой свою нишу заняла бы Армения, освещаются в публикациях А.Куртова21 и А.Мартиросяна22.

Наиболее широко в отечественной и зарубежной историографии освещена проблема урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Здесь необходимо отметить, что многочисленные публикации, посвященные этой проблеме, носят противоречивый характер, в зависимости от того, какую сторону конфликта представляет исследователь23, или интересы какой из стран вовлеченных в урегулирование конфликта он защищает24.

В этом ряду комплексностью исследования заметно выделяется научная работа Т.К.Балаяна "Карабахская проблема и международная дипломатия в 1991-1994гг". В данной работе внимание молодого армянского историка акцентировано на процессах начального этапа урегулирования конфликта, миротворческих усилиях международных посредников, и в особенности, инициативах, предпринятых Российской Федерацией25.

21 Куртов Л.Л. Армяно-иранские отношения / Армения: проблемы независимого развития. — М., 1998. С.383-448.

22 Мартиросян А. Армяно-иранские отношения: прошлое и настоящее // Центральная Азия и Кавказ. - 2000.'№2. С.190-196.

23 См., например: Золян С. Нагорный Карабах: Проблема и конфликт - Ереван, 2001; Нуриев Э., Салимов К. Реалии и перспективы урегулирования карабахского конфликта // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №6. С.7-15; Рзаев К. Правда и ложь о карабахской войне. - Баку, 1997; Ширинян Л. Вариант "обмена территориями" в урегулировании карабахского конфликта // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №2. С.49-54.

См., например: Митяев ВТ. Карабахский конфликт в контексте международных отношений / Армения: проблемы независимого развития. - М., 1998; Казимиров В.Н. Как это было? // Международная жизнь. — 1996. №5; Корнелл С. Конфликт в Нагорном Карабахе: динамика и перспективы решения // Азербайджан и Россия: общества и государства. - М., 2001. С.435-477; Altstadt Audrey L. Nagorno Karabagh - "Apple of Discord" in the Azerbaijani SSR // Central Asian Survey. - 1998. №4; Mareska J. The International Community's Efforts to Resolve the Conflict over Nagorno-Karabakh: A Case Study in Lost Opportunities for Conflict Resolution. - Paris, 1995. 25 Балаян Т.К. Карабахян йимиайарцы ев миджазгаин диванагитупоны 1991-1994тт. (Балаян Т.К. Карабахская проблема и международная дипломатия в 1991-1994гт. - Автореф. дисс. канд. истор. наук. - Ереван, 2002).
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23835.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.