У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Проблемы международной Безопасности и внешняя политика СШЛ в 1993-2000 гг.
Количество страниц
166
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23858.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ________________..._____________ 3
Глава I.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ
В США И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ__________ 22
1. Глобальная стратегия США_____________________ 22
2. Критика официальной стратегии:
реализм против гегемонизма____________________ 37
3. Дискуссии по проблемам безопасности в политико-академических кругах США
в начале 2000-х годов________________________ 46
Глава II.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНТОНА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ _________________ 57
1. Расширение НАТО__________________________ 57
2. Урегулирование конфликтов____________________ 74
З.Судьба двусторонних договоров:
Договор СНВ-2 и Договор по ПРО_________________ 89
Глава III.
«ФАКТОР РОССИИ» И РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ___________________ 114
1. Российская Федерация
в глобальной стратегии США____________________ 114
2. «Российский фактор» и расширение НАТО___________ 129
3. Проблемы безопасности
и президентские выборы 2000 года_______________ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________..._____ 160
БИБЛИОГРАФИЯ____________________________ 166
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования и его актуальности. Окончание биполярного порядка, который позволял поддерживать определенную стабильность в отношениях сверхдержав- США и СССР- и в международных отношениях, положило конец идеологическому противостоянию и снизило напряженность в мире. Можно было предполагать, что в новых условиях будут приостановлены (или замедлены) гонка вооружений и распространение ОМУ, снизятся роль военной силы в решении международных проблем и конфликтогенность на региональном и глобальном уровнях, появятся возможности для решения нетрадиционных проблем безопасности (голод, болезни, климат, экология, миграция и т.д.). Однако этого не произошло, что потребовало от США и других стран усиления внимания к проблемам безопасности.
Хотя Б. Клинтон пришел к власти как «внутриполитический президент», так как в ходе предвыборной кампании он основное внимание уделил социально-экономическим вопросам, очень скоро вопросы безопасности заняли ведущее место в политике США. Это объяснялось, прежде всего, тем, что формирование новых подходов в сфере безопасности было важнейшим в обеспечении условий для реализации внешнеполитических планов США, имеющих глобальный мирорегулирующий характер. В Стратегии вовлеченности и расширения, представленной администрацией Клинтона, расширение и укрепление НАТО, использование вооруженных сил НАТО и США в урегулировании конфликтов, модернизация вооружений, изменение договорной базы в сфере безопасности получили приоритетное значение.
Администрация Клинтона целенаправленно выполняла поставленные задачи, что к 2000 г. привело к демонтажу существовавшего режима обеспечения безопасности, усилению конфликтогенности в мире. Новая республиканская администрация довершила усилия демократов в сфере
безопасности, вывела гонку вооружений на качественно новый, более высокий уровень. Политика США создала ряд серьезных проблем и для России в реализации ее внешней политики и в обеспечении национальной безопасности, что не привело к конфронтации или противостоянию между державами, но сохранило определенную напряженность в двусторонних отношениях.
Деятельность администрации Клинтона в разработке глобальной стратегии и стратегии национальной безопасности и в решении отдельных, наиболее значительных с точки зрения перспектив мирового развития, проблем безопасности может рассматриваться как очень важная, определяющая политику последующих администраций, поэтому ее анализ и обобщение представляются важными и актуальными с научной и практической точек зрения.
Объект исследования — концепции и действия США по решению отдельных проблем международной безопасности.
Предмет исследования — деятельность администрации Клинтона по решению проблем международной безопасности и деятельность политико-академического сообщества, обеспечивавшего теоретическое обоснование политики США.
Цель диссертации — провести всестороннее исследование аспектов внешней политики США в период правления администрации Клинтона, выходящих на решение проблем международной безопасности.
В ходе реализации поставленной цели планируется решить следующие ЗАДАЧИ:
1) проанализировать идейно-политические дискуссии, связанные с разработкой глобальной стратегии США, уделив особое внимание концепции национальной безопасности;
2) исследовать практические аспекты стратегии администрации Клинтона в области международной безопасности: формирование модели американских действий в кризисных ситуациях и утверждение силового подхода в урегулировании международных конфликтов; в решении других проблем, связанных с международной безопасностью, в том числе таких,как укрепление и расширение НАТО, подходы к СНВ и их увязка с ПРО;
рт" 3) рассмотреть отношение к «фактору России» в планировании и
реализации стратегии США в области безопасности.
Степень научной разработанности темы диссертации. В силу того, что в 1993-2000 гг. в США осуществлялась разработка глобальной стратегии и в политико-академическом сообществе активно велись связанные с этим дебаты, в американской и российской печати появилось много работ по различным проблемам стратегии США в новом мировом порядке, включая вопросы международной и национальной безопасности. В основном это были статьи, опубликованные в ведущих американских академических журналах «Форин афферс», «Интернэшнл секьюрити», «Нэшнл интерест», «Уорлд полней джорнэл», «Форин полней» и др. А также в российских научных изданиях «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «США •> Канада: экономика, политика, культура», «Свободная мысль», «Полис» и др. Число монографических работ, в которых давался бы обобщающий анализ деятельности
<^ администрации Клинтона, в том числе, в сфере безопасности, невелико как в
Неамериканской, так и в отечественной литературе, хотя отдельным аспектам
деятельности демократов посвящены главы в коллективных монографиях, где рассматриваются вопросы мирового порядка, международной безопасности, мировой экономики, отношения США с отдельными странами.
Для выполнения задач исследования использовались работы, в которых дается всесторонний анализ внутренней и внешней политики США, подробно рассматриваются проблемы взаимоотношений США с Европой и Россией; предпринимается попытка дать ответ на вопросы: «Какой мировой порядок формируется под руководством США?», «Каковы перспективы реализации глобальной стратегии США в XXIвеке?», «Что происходит с режимом безопасности после распада биполярного порядка?», «Почему не получилось стратегического партнерства России и США?».
Важными для раскрытия темы диссертации и понимания анализируемых в проблем были труды авторитетных отечественных специалистов в области международных отношений Г.А. Арбатова, А.Г. Арбатова, В.Г.Барановского, Э.Я.Баталова, В.И. Батюка, А.Д. Богатурова, А.Д. Воскресенского, В.Н. Гарбузова, Д.Ю. Глинского-
Васильева, В.Ф.Давыдова, Ю.П.Давыдова, И.Ю. Жинкиной, Э.А. Нваняна, А.А. Кокошина, А.А. Коновалова, А.В. Кортунова, СВ. Кортунова, Н.А. Косолапова, В.А. Кременюка, В.И. Кривохижы, В.П. Лукина, А.Ю. Мельвиля, М.А. Мильштейна, В.А. Никонова, М.Г. Носова, С.К. Ознобищева, Ю.Ф. Олещука, В.О. Печатнова, В.Д. Писарева, П.Т. Подлесного, А.А. Пушкова, СМ. Рогова, Л.С. Семейко, Н.А. Симонии, А.В. Торкунова, Д.В.Тренина, Г.А.Трофименко, А.И. Уткина, Б.М. Халоши, Т.А. Шаклеиной и др.
Особо следует сказать об отдельных работах отечественных специалистов по международным отношениям, написанных во второй половине 1980-х годов и посвященных проблемам безопасности и международных отношений, так как 'их положения и выводы способствовали лучшему пониманию современных тенденций мирового развития и политики США, в том числе в сфере безопасности, объясняют преемственность в международной деятельности США и их внутренней политике, сохраняют теоретическую и методологическую значимость. К числу таких работ следует отнести монографии СМ. Рогова «Советский Союз и США: поиск баланса интересов» (М., 1989); А.А. Кокошина «В поисках выхода: военно-политические аспекты международной безопасности» (М., 1989); «Разрядка и конфронтация - две тенденции в современных международных отношениях» (Отв. ред. В.И. Гантман. М., 1987). Следует также выделить ряд работ второй половины 1970-х годов: Г.А. Трофименко «США: политика, война, идеология (М., 1976), «Современные внешнеполитические концепции США» (Отв. ред. ГА. Трофименко. М., 1979).
Для анализа и оценки идейно-политических дискуссий по формированию глобальной стратегии США в 1990-е годы были изучены как монографии, так и отдельные статьи российских политологов. Среди работ отечественных авторов, которые можно отнести к числу фундаментальных, следует назвать коллективные монографии «Россия и США после окончания холодной войны» (Отв. ред. В.А. Кременюк. М., 1999), «США на рубеже веков» (Отв. ред. СМ. Рогов. М., 2000), «США в 2000 году» (Отв. ред. СМ. Рогов и М.Г.Носов. М., 2001), «США и Европа. Перспективы взаимоотношений на рубеже веков» (Отв. ред. А.И. Уткин. М., 2000);
«Россия: в поисках стратегии безопасности. Проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества» (Под ред. А.Г. Арбатова. М., 1996); «Россия и международные режимы безопасности» (Отв. ред. А.Д. Богатуров. М., 1998); «Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век» (Под ред. Д.В.Тренина. М., 2000); «Договор СНВ-2 и ядерная стабильность» (М., 1994).
Основы стратегии национальной безопасности и подходы к решению проблем международной безопасности складывались в ходе формирования внешнеполитической стратегии США. В 1990-е годы основные концепции глобального американского лидерства разрабатывались в работах 36. Бжезинского, С. Брауна, Д. Бринкли, Р. Кейгана, Ч. Купчана, К. Лэйна, Э. Лейка, М. Макфола, Ч. Мэйнса, М. Мэнделбаума, Н. Подгореца, Б. Поузена, Р. Хаасса, С. Хантингтона, Д. Эбшайра и др.1 Особо следует выделить фундаментальные работы 36. Бжезинского, прежде всего монографию «Великая шахматная доска» (1997), в которой он изложил основные положения концепции американской гегемонии, монографию Р. Хаасса «Шериф поневоле»2, а также работы К. Лэйна и Ч. Купчаназ, в
1 Ab shire D. U.S. Global Policy: Toward an Agile Strategy // The Washington Quarterly, vol.19, No.2 (Spring 1996), pp.41-61; Brinkley D. Democratic Enlargement: The Clinton Doctrine // Foreign Policy, No. 106 (Spring 1997), pp. 111-127; В rown S. The Faces of Power. Constancy and Change in United States Foreign Policy from Truman to Clinton. N.Y., 1994; Conry B. U.S. «Global Leadership». A Euphemism for World Policeman // Cato Institute Policy Analysis, No. 267 (February 5, 1997); Dole R. Shaping American Global Future // Foreign Policy, No. 98 (Spring 1995), pp. 29-43; Haass R. Fatal Distraction: Bill Clinton's Foreign Policy // Foreign Policy, No. 107 (Summer 1997), pp. 112-123; idem. Foreign Policy in the Age of Primacy // Brookings Review, vol.18, No. 4 (Fall 2000), pp. 2-7; idem. What to Do With American Primacy // Foreign Affairs, vol.78, No. 5 (September/October 1999), pp. 37-49; Huntington S. The Lonely Superpower // Foreign Affairs, vol. 78, No. 2 (March-April 1999), pp. 35-49; IkenberryJ. American Grand Strategy in the Age of Terror // Survival, vol.43, No. 4 (Winter 2001-02), pp. 19-34; Kagan R. The Benevolent Empire // Foreign Policy, No. 111 (Summer 1998), pp. 24-35; Lake A. From Containment to Enlargement // Vital Speeches of the Day, vol.60 (October 15, 1993), pp. 14-16; McFaul M. The Liberty Doctrine // Policy Review, No. 112 (April/May 2002), pp. 1-24; PodhoretzN. Strange Bedfellows: A Guide to the New Foreign-Policy Debates // Commentary, vol. 10S, No. 5 (December 1999), pp. 19-31; P о s e n B. The Struggle Against Terrorism: Grand Strategy, Strategy-, and Tactics // International Security, vol. 26, No. 3 (Winter 2001/02), pp. 39-55; Wills G. Bully of the Free World // Foreign Affairs, vol. 78, No. 2 (March/April 1999), pp. 50-59.
2 BrzezinskiZb. The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. N. Y., 1998; Haass R. The Reluctant Sheriff. The United States after the Cold War. N.Y., 1997.
3 Layne Ch. From Preponderance to Offshore Balancing. America's Future Grand Strategy // International Security, vol.22, No. 1 (Summer 1997), pp. 86-124; Layne Ch. and
которых они предлагали альтернативную гегемонии стратегию американской международной деятельности.
После окончания холодной войны для США основными стали вопросы обеспечения национальной безопасности (проблема Договора по ПРО 1972 г.), дальнейшего регулирования режима сокращения СНВ, контроля над распространением оружия массового уничтожения, сохранения НАТО в качестве действенной структуры для отражения угроз и решения задач в новых международных условиях, обеспечения преобладающего влияния США на процессы формирования новой системы международной безопасности.
В большинстве американских публикаций, где поднимались вопросы безопасности, они тесно увязывались с проблемой глобального лидерства США. Это работы Дж. Айкенберри, 36. Бжезинского, Р. Асмуса, Г. Брауна, С, Волландер, Дж. Голдгайера, Дж. Гэддиса, Э. Коэна, Ч. Купчана, Р. Кюглера, С. Ларраби, Э. Лейка, М. Линда, Дж. Линдсея, Р. Поваски, P. Хаасса и др. Наибольшего внимания заслуживают работы, в которых обсуждается концепция «кооперационной безопасности» (Б. Поузен), модель трансатлантической (евроатлантической) безопасности (Ч. Купчан), обосновывается «демократический» характер НАТО в новых условиях (Дж. Голдгайер, Р. Кюглер, Р. Асмус). Многосторонний взгляд на проблемы безопасности в контексте глобальной стратегии США был представлен в отдельных докладах, подготовленных специалистами ведущих научно- исследовательских центров*.
Schwarz В. American Hegemony— Without an Enemy // Foreign Policy, No. 92 (Fall 1993), pp.5—23; Kupchan Ch. After Pax Americana: Benign Power, Regional Integration, and the Sources of a Stable Multipolarity // International Security, vol. 23, No. 2 (Fall 1993), pp. 40- 79; idem. Reviving the West // Foreign Affairs, vol. 75, No. 3 (May/June 1996), pp. 92-104.
¦» A s m u s R., KuglerR., and LarrabeeS. Building a New NATO // Foreign Affairs, vol.72, No. 5 (September/October 1993), pp. 28-40; Brown H. Transatlantic Security // The Washington Quarterly, vol. 18, No.4 (Autumn 1995), pp. 82-83; Brzezinski Zb. Order, Disorder, and U.S. Leadership // The Washington Quarterly, vol. 15, No. 2 (Spring 1992), pp. 5-41; idem. The Cold War and Its Aftermath // Foreign Affairs, vol. 71, No. 4 (Fall 1992), pp. 31-49; idem. A Plan for Europe // Foreign Affairs, vol.74, No. 1 (Winter 1995), pp. 26-42; idem. The Great Transformation // The National Interest, No. 33 (Fall 1993), pp. 3-13; Brzezinski Zb., Scowcroft В., Murphy R. Differential Containment // Foreign Affairs, vol.76, No. 3 (March/April 1997), pp. 20-30; Cohen E. Defending America in the Twenty-first Century // Foreign Affairs, vol. 79, No. 6 (November/December 2000), pp. 40-56; idem. What to Do About National Defense // Commentary, vol.98, No.5 (November 1994), pp. 21-32; Gaddis J. History, Grand Strategy and NATO Enlargement // Survival, vol. 40, No. 1 (Spring
В России проблехме НАТО, прежде всего вопросу расширения альянса после окончания холодной войны, были посвящены многочисленные статьи в академических журналах и на страницах ведущих российских газетз. К числу обобщающих можно отнести отдельные монографии: Максимычев И.Ф. «Угрозы безопасности России, связанные с началом расширения НАТО (внешнеполитические аспекты)» (М., 1998); «США в
1998), pp. 145-151; Global Engagement: Cooperation and Security in the 21st Century. Ed. by J.Nolan. Wash., D.C., 1991; Goldgeier J. Not Whether but When. The U.S. Decision to Enlarge NATO. Wash., D.C., 1999; Ikenberry J. The Myth of Post-Cold War Chaos // Foreign Affairs, vol.75, No. 3 (May-June 1996), pp. 79-91; Lind M. Pax Atlantica. The Case for Euramerica // World Policy Journal, vol. XIII, No. 1 (Spring 1996), pp. 3-7; Lindsay J. The Nuclear Agenda. Arms Control and Missile Defense Are Back in the News // Brookings Review, vol. 18, No. 4 (Fall 2000), pp. 8-11; May M. The U.S. Enlargement Strategy and Nuclear Weapons. Center for International Security and Cooperation. Stanford University. March 2000; Marcus J. Kosovo and After: American Primacy in the Twenty-First Century // The Washington Quarterly, vol. 23, No. 1 (Winter 2000), pp. 79-94; O'Hani on M. and Lindsey J. Defending America: The Case for Limited National Defense. Brookings Institution. Wash., D.C., 2001; Posen B. and Ross A. Competing Visions for U.S. Grand Strategy // International Security, vol.21, No. 3 (Winter 1996/97), pp. 5-45; Powaski R. Return to Armageddon. The United States and the Nuclear Arms Race, 1981-1999. N.Y., 2000; Rieff D. The Crusaders. Moral Principles, Strategic Interests, and Military Force // World Policy Journal, vol. XV, No. 2 (Summer 2000), pp. 39-47; Wurst J. and Burroughs J. Ending the Nuclear Nightmare // World Policy Journal, vol. XVII, No. 1 (Spring 2001), pp. 31-38.
s Барановский В.Г. Микромодель европейской безопасности // Мировая экономика и международные отношения, 1996, №6, с. 40-50; Глинский-Васильев Д.Ю. Политические ограничители расширения НАТО и возможности России // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 7, с. 15-29; Давыдов Ю.П. Демократия, демократизация и проблемы войны и мира // США ¦ Канада: экономика, политика, культура, 1999, № 7, с. 3—16; его же. Расширение зоны ответственности Атлантического мира // США *> Канада: экономика, политика, культура, 2000, № 3, с. 12— 30; его же. Россия-НАТО в поисках перспективы // США ¦ Канада: экономика, политика, культура, 1999, №1, с.20-33; Жинкина Н.Ю. Фактор силы в системе американских стратегических целей // США- экономика, политика, идеология, 1996, №4, с. 50-57; Иванов П.Л., Халоша Б.М. НАТО и интересы национальной безопасности России // Мировая экономика и международные отношения, 1997, №8, с. 17-31; №9, с. 42-51; Ивашов Л.Г. Вашингтонская стратегия НАТО: эволюция стратегической концепции НАТО в послевоенном мире и влияние происходящих изменений на роль и место России в геополитическом пространстве // Военно-исторический журнал, 2000, №1, с. 3-12; Караганов С.А. Новые вызовы безопасности: Россия и Запад // Современная Европа, 2002, № 1 (январь-март), с. 38-46; Киселев С.Г. Цивилизационные вызовы России // Военная мысль, 1999, №2 (март—апрель), с. 14-25; Квашнин А.В. Основные вызовы в сфере безопасности // Международная жизнь, 1999, № 12, с. 69-79; Рогов СМ. Россия и США: партнерство или новое отчуждение // Международная жизнь, 1995, № 7, с. 5-14; его же. Россия и США на пороге XXI века // Свободная мысль, 1997, № 4, с. 29-45; № 5, с. 92-102; Уткин А.И. Россия и Запад: мир общечеловеческих ценностей или планетарной разобщенности? // США— экономика, политика, идеология, 1997, №3, с. 73-83; III а клеи на ТА. Концепция «нового атлантического сообщества» и безопасность России j. f И США - экономика, политика, идеология, 1997, № 2, с. 30-39.
f* новом мире: пределы могущества» (Под ред. В.И. Кривохижи. М., 1997); «Эволюция структур военной безопасности: роль и место России (геополитические аспекты)» (Руков. авт. кол. СЕ. Благоволин. М., 1997); Кортунов СВ. Имперские амбиции и национальные интересы. Новое измерение внешней политики России. (М., 1998) и др. В большинстве публикаций 1995-1997 гг., где анализировалась внешняя политика США, обязательно рассматривался и вопрос о расширении НАТО, поэтому перечислить их все не представляется возможным. Тесно связанными с обсуждением расширения и судьбы НАТО в новом столетии были дебаты относительно судьбы Договора СНВ-2 и Договора по ПРО 1972 г., а также в целом режима безопасности на период после окончания холодной войны6.
Для анализа деятельности администрации Клинтона по урегулированию конфликта в бывшей Югославии (Босния и Косово) были рассмотрены монографии С. Вудвард «Балканская трагедия», «Новые европейские диаспоры» (Под ред. М. Мэнделбаума), «Мир и югославские войны» (Под ред. Р.Уллмана), Д. Каллео «Заново обдумывая будущее
1 Европы», Дж. Гудби «Неразделенная Европа» и др.7 Большую ценность
6 Василенко В.В. Договор СНВ-2 не без слабостей, но преимуществ больше // Международная жизнь, 1998, №5, с. 37—42; Глинский-В а си лье в Д.Ю. Между утопизмом и фатализмом: российская элита как субъект евроатлантической экспансии // Россия XXI, №1 (январь-февраль 2000), с.4-41; Евстафьев Д.Г. Современные приоритеты национальной безопасности США // США — экономика, политика, идеология, 1996, № 1, с. 13—25; Кокошин А.А. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России // Мировая экономика и международные отношения, 1999, №7, с. 3-11; Корсаков Г.Б. Противоракетная оборона: американские подходы, программы, технологии // США ¦> Канада: экономика, политика, культура, 1999, № 8, с. 30-48; его же. Противоракетная оборона: какое наследство оставил президент Клинтон // США ¦ Канада: экономика, политика, культура, 2001, №1, с. 27-47; Луков В.Б. Проблемы международной безопасности России // Международная жизнь, 1996, № 11-12, с. 13-21; Майоров Л.С. Приоритеты концепции национальной безопасности // Международная жизнь, 1997, № 10. С.18-28; Олещук Ю.Ф. Еще раз об американской опасности // Свободная мысль, 2002, №4, с. 15-22; Пикаев АА. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность // Pro et Contra, том 5, №2 (весна 2000), с.20-39; Рогов СМ., Суриков А.В. Перспективы радикальных сокращений стратегических наступательных вооружений России и США // США — экономика, политика, идеология, 1992, №5, с. 3-12; Федеряков С.Г. Стратегическая оборона и политические реалии // Международная жизнь, 1992, № 2, с. 27-34.
7 Woodward S. Balkan Tragedy. Wash., D.C., 1995; The World and Yugoslavia Wars. Ed. by R. Ullman. N.Y., 1996; Goodby J. Europe Undivided. The New Logic of Peace in U.S.Russian Relations. Wash., D.C., 1998; M a n d e 1 b a u m M. A Perfect Failure. NATO's War against Yugoslavia // Foreign Affairs, vol.78, No.5 (September/October 1999), pp.2-8; Marcus J. Kosovo and After // The Washington Quarterly, vol. 23, No. 1 (Winter 2000), pp. 79-94.
для исследования этого вопроса представляют отдельные труды Н. К. Арбатовой, В.Г.Барановского, Е.Ю. Гуськовой, В.А. Кременюка, В.Б. Кувалдина, М.М. Лебедевой, Т.В. Оберемко, С.А. Романенко, СМ. Самуйлова, А.В. Торкунова и др.8
«Фактор России» в политике США рассматривался в работах 36. Бжезинского, Дж. Биллингтона, Д. Бринкли, Б. Брэдли, Ш. Гарнета, Ч. Гати, Э. Качинса, Дж. Кеннана, Г. Киссинджера, А. Коэна, А. Ливена, М. Макфола, У. Мида, Ч. Мэйнса, М. Мэнделбаума, Дж. Мэтлока, Р. Пайпса, Д. Саймса, С. Сестановича, А.Стент, СТэлботта, Р. Ширмана, и др. О работах Ч. Мэйнса, одного из самых последовательных критиков глобальной стратегии США, следует сказать особо. Во всех своих публикациях он выступает за реальное, а не декларативное партнерство с Россией, высоко оценивает ее позиции и возможности в конструировании мирового порядка и в создании новой международной системы безопасности9.
8 Барановский В.Г. Косово: российские интересы слишком значительны // Международная жизнь, 1999, № 6, с. 34-46; Гуськова Е.Ю. Кризис в Косове: история и современность // Новая и новейшая история, 1999, №5, с. 26—51; Кременюк В.А. Россия—США: первые уроки балканского кризиса 1999 г. // США •> Канада: экономика, политика, культура, 2000, № 1, с. 5—15; его же. США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными // США ¦ Канада: экономика, политика, культура, 1999, № 1, с. 5— 19; его же. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США — экономика, политика, идеология, 1997, №3, с. 5-17; Кувалд ин В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития, № 2 (лето 2002), с. 37-51; его же. Глобализация и судьба нации-государства // Космополис, 1999, с. 118-122; его же. Югославский кризис и внешнеполитическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 9, с. 21—25; его же. Национальное государство в эпоху глобализации // Свободная мысль, 2000, №1, с. 37-47; Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия. Под ред. М.М. Лебедевой. М., 2000; Оберемко Т.В. Балканский кризис и Запад / США и Европа. Перспективы взаимоотношений на рубеже веков. Отв. ред. А.И. Уткин. М., 2000, с. 128-131; Романенко СЛ. Югославия: кризис, распад, война. Образование независимых государств. М., 2000; Самуилов СМ. После югославской войны: размышления о России, США, Западе в целом // США •> Канада: экономика, политика, культура, 2000, № 3, с. 65-83; ТоркуновА.В. Международные отношешш после косовского кризиса // Международная жизнь, 1999, № 12, с. 45-52.
9 BrzezinskiZb. The Great Transformation // The National Interest, No. 33 (Fall 1993), pp. 3-13; Garnett Sh. Russia's Illusory Ambitions // Foreign Affairs, vol.76, No. 2 (March/April 1997), pp. 61-76; Ken nan G. On American Principles // Foreign Affairs, vol. 74, No.2 (March/April 1995), pp. 116-136; Lieven A. Against Russophobia // World Policy Journal, vol. XVII, No. 4 (Winter 2000/2001), pp. 25-32; Maynes Ch. Bottom-Up Foreign Policy // Foreign Policy, No. 104 (Fall 1996), pp. 35-53; idem. A Closing Word // Foreign Policy, No. 106 (Spring 1997), pp. 8-21; idem. A New Strategy for Old Foes and New Friends // World Policy
Вопросам формирования политики США в отношении России в 1990-е годы, помимо уже упоминавшихся общих работ, были посвящены специальные работы Г.А. Арбатова, А.Г. Арбатова, Э.Я.Баталова, В.И. Батюка, А.Д. Богатурова, Н.А. Косолапова, В.А. Кременюка, В.П. Лукина, А.Ю. Мельвиля, В.А. Никонова, СМ. Рогова и др.ю В них
Journal, vol. XXII, No. 2 (Summer 2000), pp. 68-76; idem. The Perils of (and for) an Imperial America // Foreign Policy, No. 111 (Summer 1998), pp. 36-48; M cFau 1 M. Getting Russia Right // Foreign Policy, No. 117 (Winter 1999-2000), pp. 58-71; idem. Why Russia's Politics Matter // Foreign Affairs, vol. 74, No. 1 (January/February 1995), pp. 87-99; The Making of Foreign Policy in Russia and the States of Eurasia. Eds. Adeed Dawisha and Karen Dawibha. Armonk (N.Y.), 1995; Mandelbaum M. Westernizing Russia and China // Foreign Affairs, vol.76, No. 3 (May/ June 1997), pp. 80-95; Mat lock J. Dealing with a Russia in Turmoil // Foreign Affairs, vol. 75, No. 3 (May/June 1996), pp. 38-51; Mead W. No Cold War Two. The United States and the Russian Federation // World Policy Journal, vol. XI, No. 2 (Summer 1994), pp. 1-17; The New Russian Foreign Policy. Ed. by M. Mandelbaum. N.Y., 1998; Pipes R. Is Russia Still an Enemy? // Foreign Affairs, vol.76, No. 5 (September/October 1997), pp. 65-78; Priorities for the President. Ed. by S. Butler and K. Holmes. Wash., D.C.: The Heritage Foundation, 2001; Post-Communism: Four Perspectives. Ed. by M. Mandelbaum. N.Y., 1996; Rubinstein A. America's Stake in Russia Today // Orbis, vol.41, No. 1 (Winter 1997), pp. 31-38; Simes D. After the Collapse. Russia Seeks Its Place as a Great Power. N.Y., 1999; SestanovichS. The Collapsing Partnership: Why the United States Has No Russia Policy / Eagle Adrift. Ed. by R. Lieber. N.Y., 1997, pp. 163-177; The Sources of Russian Foreign Policy after the Cold War. Ed. by С Wallander. Boulder (Colo.), 1996; What Is to Be Undone? A Russia Policy Agenda for the New Administration. Wash., D.C.: The Nixon Center, 2001.
10 Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // США — экономика, политика, идеология, 1994, № 12, с. 3—12; Баталов Э.Я. Русская идея и Американская мечта. М., 2001; его же Иллюзии и реалии «новой эры» // Свободная мысль, 2002, № 1, с. 14-19; его же. Новая эпоха — новый мир // Свободная мысль, 2001, № 1, с. 4— 13; Б а т ю к В.И. Комиссия Гор-Черномырдин: рождение, жизнь, смерть... воскресение? // Pro et Contra, том 5, № 2 (Весна 2000), с. 40—53; его же. Первые пять лет российско-американских отношений // США— экономика, политика, идеология, 1997, № 4, с. 47—60; его же. Российско-американские отношения в 1990-е годы: итоги и уроки // Политая, № 2 (Лето 2000), с. 134-147; Богату ров А.Д. Россия-Америка. От неизбежного партнерства к избирательному сопротивлению // Международная жизнь, 1998, № б, с. 8—16; его же. Синдром поглощения в международной политике // Pro et Contra, том 4, № 4 (Осень 1999), с. 28-48; его же. «Стратегия выравнивания"» в международных отношениях и внешней политике США // Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 2, с. 20-29; Косолапое Н.А. Россия, США и мировое развитие // Pro et Contra, том5, №2 (Весна 2000), с. 121-137; Кременюк ВЛ. Новая мировая ситуация и ее влияние на политику США // США ¦ Канада: экономика, политика, культура, 2001, №5, с. 3-15; его же. Америка- европейская держава. А Россия? // США- экономика, политика, идеология, 1995, № 8, с. 55-58; Лукин В.П. Российской мост через Атлантику// Россия в глобальной политике, 2002, №1 (ноябрь-декабрь), с. 100-111; Мельвиль А.Ю. Либеральная внешнеполитическая альтернатива для России? // Открытая политика, 1998, № 6, с. 78-85; Никонов ВЛ. Назад, к Концерту // Россия в глобальной политике, 2002, № 1 (ноябрь- декабрь), с. 78-99; его же. Политическая панорама XXI века // Международная жизнь, 2001, № 6, с. 9-16; его же. Россия в глобальной политике XXI века // Общественные науки и современность, 2002, №6, с. 115-123; Рогов СМ. Евразийская стратегия для России. М.,
W рассматривались как общие вопросы формирования внешнеполитической стратегии США, так и конкретные вопросы, связанные с развитием российско-американских отношений в период после окончания холодной войны.
Источниковая база. Источники, использованные в диссертации, можно выделить в следующие группы: 1) официальные документы администрации Клинтона и отдельные документы администрации Дж. Буша-мл. (ежегодные обращения президентов США к стране, заявления президентов и членов администрации по проблемам безопасности, внешней политики и отношений с Россией в сфере безопасности; документы по внешнеполитической стратегии и стратегии национальной безопасности США)11; 2) материалы слушаний в Конгрессе США по проблемам безопасности (расширение НАТО, развертывание НПРО, Договор СНВ-2, урегулирование конфликтов) и выступления президента, членов администрации и отдельных внешнеполитических экспертов в Конгрессе; '*» 3) отдельные документы Совета Национальной Безопасности США и Республиканской и Демократической партий (предвыборные платформы); 4) мемуары американских политических деятелей; 5) данные опросов общественного мнения; 6) отдельные публикации ведущих американских газет «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост» и др., которые могут быть отнесены в разряд источников (интервью, заявления, выдержки из заявлений президента и других официальных политических деятелей).
Для выполнения задач исследования первостепенное значение имела первая группа документов, прежде всего, те, в которых излагались основы глобальной стратегии США и общие направления политики США в сфере
1998; его же. 11 сентября 2001 г.: реакция США и последствия для российско-американских отношений. М., 2001; его же. Новый этап в российско-американских отношениях // США ¦ Канада: экономика, политика, культура, 2001, № 12, с. 3-24; его же. Соперничество или сотрудничество? // Свободная мысль, 2000, № 9, с. 30-41.
11 Этой категории источников уделяется первостепенное внимание, так как международный договор играет особую роль в отношениях между государствами. Крупнейший специалист в области международного права Г.И. Тункин говорит следующее: «По своему удельному весу договорные нормы занимают главное место в международном праве, в связи с большим ростом числа международных соглашении. Международный договор обладает определёнными чертами, которые делают его весьма удобным и важным средством создания норм международного права» // Тункин Г.И. Теория международного права. М.,1970.
безопасности. Это документы' Совета национальной безопасности «Стратегия вовлеченности и расширения» 1995 г. и «Стратегия национальной безопасности США в новом столетии» 1997 г., документ Государственного департамента «Расширяя НАТО. Фактор России» 1997 г., ставшие базовыми, чьи основные положения сохранили значимость и при администрации Дж. Буша-мл. Для выявления преемственности и более полной оценки деятельности и наследия администрации Клинтона был изучен и ряд документов республиканской администрации 2001-2002 гг., в частности, новая Стратегия национальной безопасности США, принятая в 2002 году.
Были изучены отдельные документы НАТО, в частности, «Стратегическая концепция Североатлантического союза» 1999 г., так как она, не в последнюю очередь, отразила устремления США по созданию новой системы международной безопасности. Были также использованы отдельные заявления и выступления президента Клинтона, советника президента по национальной безопасности Э. Лейка, государственных секретарей У. Кристофера и М. Олбрайт, вице-президента А. Гора, как по общим вопросам глобальной стратегии США, так и по отдельным вопросам (расширение НАТО, конфликты в Боснии и Косово, отношения с Россией в сфере безопасности и т.п.); заявления У. Перри, занимавшего пост министра обороны США до 1996 г.; заявления Р. Кюглера, советника президента по национальной безопасности в 1994 году.
При исследовании общих направлений деятельности США в сфере безопасности было необходимо изучить ряд российско-американских договоров, подписанных в разное время в 1990-е годы, так как это позволяет не только лучше понять суть диалога по проблемам контроля над вооружениями и другим вопросам сферы международной и национальной безопасности, но и более четко выявить позицию США12.
12 Кэмп-Дэвидская декларация Президента Буша и Президента Ельцина о новых отношениях // Дипломатический вестник, 1992, №4-5, с. 12; Хартия российско-американского партнерства // Дипломатический вестник, 1992, № 13-14, с. 8-9; Договор СНВ-2. Факты и аргументы. (Белая книга). М., 1993, с. 207-215; Ванкуверская декларация // Дипломатический вестник, 1993, №7-8, с. 18-20; Совместное заявление президентов Российской Федерации и США о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки и другие документы // Дипломатический вестник, 1994, № 3-4, all— 20; Документы Московской встречи на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности // Дипломатический вестник, 1996, № 5, с. 8-15.
Важным источником информации являются мемуары американских и российских (и отдельных советских) государственных деятелей. Для выполнения поставленных задач в ходе исследования использовались мемуары тех политических деятелей, которые участвовали в разработке и переговорном процессе по основным договорам и соглашениям в области сокращения вооружений. Для лучшего понимания ситуации в сфере контроля над вооружениями были изучены мемуары бывшего государственного секретаря США Дж. Бейкера «Политика дипломатии. Революция, война и мир» хз; бывшего министра обороны США К. Пауэлла «Мой американский путь»1-*; бывшего посла СССР в США А.Ф. Добрынина «Сугубо доверительно»; мемуары бывшего Президента СССР М.С. Горбачева, Е.М. Примакова «Годы в большой политике» Х5.
Первостепенное внимание было уделено мемуарам политических деятелей, работавших в администрации Клинтона. Это мемуары государственного секретаря во время первого срока правления администрации Клинтона У. Кристофера и заместителя государственного секретаря С. Тэлботта16. В них показано, как разрабатывалась глобальная стратегия США, как принималось решение по расширению НАТО, как формировалась политика в отношении России, урегулировались проблемы во взаимоотношениях администрации с Конгрессом, где республиканцы имели большинство. Хотя У. Кристофера часто называли слишком осторожным политиком, именно его действия способствовали сглаживанию противоречий, существовавших в администрации, в отношениях США и России.
Большинство двусторонних договоров в сфере безопасности вошли в хрестоматию «Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002». Сост. Т.А. Шаклеина. Исследования и документы. В 4-х томах. М., 2002.
»з Baker JA. The Politics of Diplomacy: Revolution, War and Peace, 19S9-1992. N.Y., 1995.
и р о w e 11 C. My American Journey. N.Y., 1995.
« Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. М., 1997; Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999; Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2-х томах. М., 1995; его же. Размышляя о прошлом и будущем. М., 1998.
16 TalbottS. The Russia Hand. A Memoir of Presidential Diplomacy. N.Y., 2002; Christopher W. In the Stream of History. Shaping Foreign Policy for a New Era. Stanford (Cal.)., 1998.
Среди использованных в работе источников выделяется группа документальных материалов, которые прямо или косвенно отражают динамику развития отношений России и США в области безопасности. Их можно разделить на две группы: 1) материалы российской и зарубежной прессы; 2) документы, публикуемые в таких изданиях, как «Дипломатический вестник», «Дипломатический ежегодник», «Public Papers of the Presidents of the United States», «Congressional Record», «Vital Speeches of the Day», других официальных правительственных публикациях.
Что касается первой подгруппы источников, то практически ни одна крупная российская и американская газета не обошла вниманием тему взаимодействия России и США в решении проблем сокращения вооружений, создания систем ПРО, расширения НАТО и т.д. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в российских и американских ведущих газетах «Независимая газета» и «Независимое военное обозрение», «Сегодня», «Известия», «Российская газета»; «The Moscow Times», «The Moscow Tribune», «The Moscow News»; «Вашингтон пост», «Нью-Йорк тайме», «Лос-Анджелес тайме» и др.
Следует особо сказать об электронных источниках получения официальной информации. Существуют сайты президента США, Белого дома, Государственного департамента, Конгресса США, Библиотеки Конгресса США, на которых размещается большая часть официальной информации о деятельности администрации, выступления и заявления президента и представителей администрации, материалы пресс-конференций, отдельные документы, материалы слушаний Конгресса США.
Таким образом, можно говорить о сложившемся значительном комплексе источников, отражающих основные направления деятельности США в сфере международной безопасности в 1990-е годы и позволяющие понять, почему администрация Клинтона принимала те или иные решения и использовала определенные методы решения проблем безопасности. Выявить преемственность в деятельности США по обеспечению национальной безопасности и в подходах к решению проблем международной безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают, в основном, период 1993-2000 гг. Однако для более полного анализа деятельности США в
новых международных условия* представляется необходимым уделить внимание деятельности администрации Дж. Буша-мл. в 2001-2002 гг., когда получили логическое завершение инициативы США в сфере безопасности, приведшие к кардинальным сдвигам в существовавшем режиме международной безопасности, и была закреплена военно-силовая модель урегулирования конфликтов (Ирак).
Структура диссертации обосновывается ее целью и задачами, а также стремлением диссертанта выдержать ее проблемно-хронологический характер, логически соединить три основных аналитических блока: концептуальные основы политики США, конкретные действия и методы решения проблем безопасности, отношения с Россией.
В первой главе «Внешнеполитические дискуссии в США и проблемы безопасности» рассматривается, как разрабатывалась глобальная стратегия США при администрации Клинтона и как в ней были отражены подходы США к решению проблем международной безопасности и строительству новой системы международной безопасности; анализируется стратегия национальной безопасности США на новое столетие (содержание, характер и направленность угроз, методы их устранения).
Во второй главе «Деятельность администрации Клинтона по реализации стратегии в области безопасности» показывается, как на практике реализовывалась концепция глобальной роли США при решении вопроса о расширении НАТО в ходе урегулирования кризиса в бывшей Югославии (Босния и Косово), в изменении подхода к режиму контроля над вооружениями (СНВ-2 и ПРО); к каким результатам привели действия США в сфере безопасности.
В третьей главе «"Фактор России" и решение проблем безопасности» анализируется, как оценивалась роль России в решении проблем международной безопасности, насколько учитывались интересы России при решении таких вопросов, как расширение НАТО, урегулирование конфликта в бывшей Югославии, судьба договора СНВ-2 и Договора по ПРО 1972 г.; как соотносятся позиции администраций Клинтона и Буша-мл., в чем просматриваются преемственность и различия.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23858.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
25.03.24
Семантическая классификация фразеологизмов с теологическими и ’ f/ демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Принципы определения ареала фразеологизмов с теологическими, демонологическими компонентами и их дериватами
25.03.24
Идея Божественного и демонического в аспекте философских традиций
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.