У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ЭкоБинизм и английское общественное мнение
Количество страниц 169
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23859.doc 
Содержание Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Английское общественное мнение и политика якобинцев

во Франции по материалам «Памфлетной войны» 25 §1. Роль Э. Берка и Т. Пейна в создании идеологических установок

«Памфлетной войны» 28 §2. Деятельность радикальных группировок Англии как

катализатора и участника «Памфлетной войны» 34

§3. Пропагандистская кампания британских консерваторов 47

§4. Роль Ханны Мор в пропагандистской кампании 58

Глава П. Английская периодическая печать и якобинцы

во Франции и Англии (1792-1798) 70 §1. Освещение «Лондон Тайме» событий Французской революции

во второй половине 1792 г. - начале 1793 г. 71 §2. Антиреволюционная пропаганда 1797-1798: «Антиякобинский

еженедельник» и «Антиякобинский ежемесячник» 88 §3. Якобинизм в отражении либеральной и радикальной

печати Англии 90-х гг XVIII в. 98

Глава III. «Война поэтов» в 90-х гг. XVIII в. в Англии 118 §1. «Якобинизм» в раннем творчестве Р. Саути, С. Кольриджа и

В.Вордсворта 122

§2. Поэзия «Антиякобинского еженедельника» 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

ПРИМЕЧАНИЯ 160

БИБЛИОГРАФИЯ 169



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Усиление интереса к феномену якобинизма в настоящее время во многом вызвано событиями, которые произошли в мире в конце XX - начале XXI вв., и носит как политический, так и научный характер. Проблемы становления современного гражданского общества, широкое использование террористических методов во внутренней политике и международных отношениях, подчеркивают актуальность исследования исторических и социально - психологических основ якобинизма, необходимость определения в оценках этого явления.

В рассматриваемый период (1792-1798 гг.) английское общество столкнулось с новым для себя явлением, якобинизмом, который стремительно проник в политику и идеологию соседней Франции. Реакцией на неожиданный для большинства англичан поворот событий в монархии Бурбонов явилась беспрецедентная по размаху и составу участников дискуссия о Французской революции, развернувшаяся на исходе XVIII столетия в Англии. Основными темами полемики стали сами события Французской революции, а также деятельность её сторонников в Англии, которая заключалась, главным образом, в поддержке революционеров и требованиях ускоренного проведения парламентской реформы. Исторический выбор англичан в отношении якобинизма, сделанный более двухсот лет назад, стал важным шагом в развитии британского общества.

Проблемы влияния Великой Французской революции на общественно- политические процессы в других европейских государствах в период 90-х гг. XVIII в. до сих пор недостаточно исследованы зарубежными и отечественными историками. Вопросы, связанные с причинами, внутренней логикой развития революции, определением движущих сил, периодизацией революционных событий, нашли отражение в большом количестве статей и монографий, число которых возросло с укреплением в исторической науке ревизионистского направления. В то же время внешние, международные аспекты и в марксистской, и в ревизионистской научной
литературе изучены в меньшей степени1. В отечественной науке с недавних пор эта тенденция стала меняться, и определенной вехой в этом направлении можно считать вышедший в 1989 г. сборник статей «Великая французская революция и Россия»2. Один из ведущих послевоенных исследователей революционной эпохи Жак Годшо в статье «Революционная экспансия в Европе и Америке» подчеркивает, что особенно значимым в этой связи является изучение вопросов, связанных с идеологической экспансией Французской революции3.

Недостаточное внимание историков к проблемам влияния Французской революции на английское общественное мнение конца XVIII в. является ключевым в определении актуальности диссертации.

Такое положение дел во многом связано не только с относительно небольшим количеством работ, затрагивающих международные аспекты Французской революции, но и с уровнем исследований непосредственно истории Англии XVIII в. Это, в первую очередь, относится к отечественной науке, в которой долгое время британская история восемнадцатого столетия находилась на периферии пристального внимания. Изучение английской истории XVII в., особенно революционных потрясений 1640-1660 гг., было гораздо обширнее, во многом в связи с марксистским определением классовой борьбы как «локомотива истории». XVIII век по этой логике был менее значим в развитии страны, его обычно характеризовали как время постепенного развития конституционно-демократических порядков, в котором преобладала тенденция к мирному устройству гражданского общества. В 1990-е гг. положение в отечественной науке стало меняться, однако многие аспекты социально-экономического, политического и общественного развития Англии, в том числе изучение общественного мнения англичан по поводу ключевых событий в мире XVIII столетия, таких, как Французская революция, нуждаются во внимании современных отечественных историков.
Зарубежная историография, несмотря на большое количество работ, связанных с британской политикой в отношении Французской революции, недостаточно отразила в специальных работах такие источники для изучения общественного мнения, как пресса, памфлеты, поэтические труды, изучение которых, несомненно, предоставляет возможность более детального анализа отношения англичан к тем или иным событиям; например, в изучении английского общественного мнения относительно Французской революции, большинство английских и французских историков уделяют внимание полемике Э. Берка и Т. Пейна, идеям Д. Пристли, Р. Прайса, У. Годвина, Дж. Макинтоша, М. Уолстонкрафт, обходя стороной газетные и журнальные статьи, многие радикальные и антиреволюционные памфлеты, идейное противостояние известных поэтов Англии конца XVIII в. Исследование вышеназванных источников видится актуальным в качестве необходимого элемента в создании всесторонней и детальной картины истории Англии 1790-х гг., изучении английского общественного мнения в целом.

Работа над темой «Якобинизм и английское общественное мнение (1792-1798 гг.)» предполагает изучение не только мнений англичан по поводу якобинской политики во Франции, но также и процессов формирования определенной, официальной точки зрения силами антиреволюционной пропаганды. Используя современные термины, можно утверждать, что в 1792-1798 гг. в Великобритании была развернута настоящая PR-кампания, которая с помощью внедряемого негативного образа якобинцев, Французской революции и Франции в целом, с помощью развертывания пропаганды патриотической идеологии сумела склонить подавляющее большинство англичан к консервативным, антиреволюционным, а на время и антиреформистским взглядам. Изучение мотивов, хода и причин успеха этой пропаганды также представляется полезным в наше столетие, которое нередко называют «веком информации» и информационных войн.
Основная цель работы - всестороннее рассмотрение и анализ общественных дебатов в Англии по поводу Французской революции в период с 1792 г. по 1798 г., представленных на страницах памфлетов, периодической печати и поэтических публикаций, выявление роли этих дебатов в общественном и политическом развитии Великобритании конца XVIII в. В рамках поставленной цели основными задачами диссертации являются следующие:

- выявить общий ход и характер дебатов;

- определить степень радикальности сторонников Французской революции и парламентской реформы в Англии по материалам памфлетов, прессы и поэзии;

выявить причины и степень тенденциозности консервативной пропаганды на страницах памфлетной литературы и периодических изданий;

- показать характер взаимодействия правительства У. Питта Младшего, короля Георга III со средствами консервативной пропаганды;

- проанализировать методы влияния на общественное мнение, использованные антиреволюционной пропагандой.

Особенности терминологии исследования. Одним из наиболее часто используемых терминов в дебатах конца XVIII в. является «якобинец». Его практически в равной степени в то время употребляли как в отношении французов-якобинцев, членов и сторонников Якобинского клуба, так и в отношении англичан, по тем или иным причинам причисленных к оппозиции идеологии питтовской администрации. Следовательно, необходимо заранее определиться с особенностями употребления этого термина.

Понятие «якобинец» в нашем исследовании имеет как минимум два значения. Существует четкое понимание того, что якобинец есть член Якобинского клуба, который принимал активное участие в революции с самого ее начала до 1794 г. Его лидеры осуществляли правление страной 13
месяцев и 25 дней, в период с 1793 г. по 1794 г. В этом понимании термин «якобинец» строго ограничен географически (Франция) и хронологически (1789-1794 либо 1793-1794, в зависимости от степени властных полномочий якобинских лидеров). Представление англичан о французских якобинцах имело более размытые характеристики по хронологическому критерию: в обиходе «якобинцем» называли даже Наполеона, хотя и редко, а отождествление лидеров Директории в пропагандистских изданиях с якобинцами получило широкое распространение. Кроме того, этот термин, опять же, с легкой руки антиреволюционной пропаганды, употребляли в 1790-х гг. в отношении всех французов. Еще более расширяло трактовку вышеобозначенного термина то, что «якобинцами» англичане называли не только французов, но и своих соотечественников, например, Т. Пейна, Ч. Фокса, "озерных поэтов". Существует авторитетное мнение французского историка П. Гениффе4, что в «каждой революции есть свои якобинцы». То есть - наиболее активная часть радикально настроенного общества, готовая идти до конца. С этой точки зрения, безусловно, в Англии практически не было якобинцев; наше исследование подтверждает это убеждение - самые радикальные высказывания практически не содержали призывов к насильственной смене власти и террористическим акциям. Тем не менее, англичане, ведомые пропагандистскими интересами, относили к якобинцам даже самых мирных сторонников парламентской реформы.

По словам Р. Уильямса5, одного из ведущих британских исследователей общественного развития Англии в новое и новейшее время, в британском политическом лексиконе этот термин - «якобинец» -применялся (обычно уничижительно) к сторонникам демократических принципов, которым пропагандистами приписывались такие цели, как: «уравнение» любых различий в обществе между его членами, то есть устранение классовых различий, представительство бедняков в правительстве, разрушение существующей системы социальных отношений.
В своей статье «Питт и антиякобинская истерия» С. Эндрюс, современный исследователь общественных дебатов в Англии 1790-х гг., подчеркивает, что повсеместное употребление слова «якобинец» было прямым результатом питтовской пропаганды; что этот термин следует отличать от общепринятого в истории термина. По словам историка, в 1790-х гг. слово «якобинец» использовался англичанами так же безразборчиво, как слово «коммунист» современным идеологом Д. Маккарти. Подчеркивая разницу между «якобинцами Робеспьера» и «британскими якобинцами», Стюарт отмечает, что первые не только выступали за деизм в христианстве и всеобщее избирательное право, но были убеждены в том, что «насилие не является криминалом, если используется для провозглашения и достижения целей»6. Именно с этих позиций, исходя из расширенного толкования понятия «якобинец», авторы Оксфордского словаря дают определение термину «антиякобинец». Антиякобинцы, по словарной статье, это люди, которые находились в оппозиции Французской революции, а также в оппозиции сторонникам Французской революции и её демократических принципов, то есть «английским якобинцам»7. В диссертации мы постарались учитывать двойное значение термина «якобинец» и, по возможности, пояснять, о каком конкретно значении идет речь в контексте.

Методологическая основа работы. В применении к избранной теме, которая включает в себя политические, психологические, международные аспекты, мы руководствовались требованиями современной научной методологии. Они подразумевают принципы диалектики (историзм, объективность), а также общенаучные методы (анализ, синтез, компаративизм, комплексность). Кроме того, в исследовании были применены системный и структурный методы. Системный подход в нашем случае предполагает установление связи внутриполитических явлений с успехами и неудачами британского правительства на международной арене, выявление воздействия внутренних событий в одном государстве на другое. Структурный метод помогает выявить место и роль общественного мнения
в политической борьбе в Англии в конце XVIII в. Опираясь на справедливую критику Б. Г. Могильницким субъективных подходов к изучению истории, изложенную в статье «Методология истории в системе
универсального образования» , в нашем исследовании мы постарались отойти от крайностей в понимании природы исторического знания.

Избранная тема исследования включает в себя психологические аспекты, которые связаны с проблемой влияния антиреволюционной пропаганды в 90-х гг. XVIII в. на массовое сознание англичан. В связи с этим, является необходимым использование социально-психологического метода, который помогает установить взаимосвязь между выбранными средствами убеждения (памфлеты, пресса, поэтические сборники), приемами журналистов, поэтов и писателей (ирония, устрашение, осуждение) и позитивными для правительства результатами проведенной кампании.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1792 г. до 1798 г. Выбор первой даты можно обосновать тем, что активные дебаты англичан о Французской революции начались в 1792 г., когда на страницах прессы и памфлетов одним из самых употребляемых слов становится «якобинец». Во Франции в это время (вторая половина 1792 г.) якобинцы вели успешную политическую борьбу с жирондистами, олицетворяя собой новой этап революционного развития страны. В Англии рост радикальных организаций и выступлений заставил правительство искать средства для стабилизации обстановки. Для этих и для сопутствующих целей в обиход было введено понятие «якобинец», которым в контексте стали обобщенно называть любого революционера во Франции и любого оппозиционера в Англии. Именно на 1792 г. приходится пик популярности памфлетов Т. Пейна, которые были востребованы многочисленными обществами радикального толка и в то же время начинает действовать мощный механизм антиреволюционной пропаганды, во многом основанный на восприятии Французской революции Э. Берком.
Активная борьба с «якобинцами» велась правительством и созданным при его поддержке организациями до 1798 г. К этому времени были проведены многочисленные суды над «мятежными писателями», осуществлены репрессивные меры в отношении прессы, общественное мнение Англии в целом от приветствия демократических преобразований Французской революции и требований парламентской реформы у себя дома поддалось воздействию пропаганды и основными ценностями вновь стали патриотизм и сохранение традиций. Редакторы «Антиякобинского еженедельника» в последнем, 36-м выпуске (июль 1798 г.), безо всякой иронии заявили, что «период якобинской неуязвимости закончен».

Э.Берк считал якобинцами не только приверженцев Марата, но и сторонников Бриссо. Английский мыслитель полагал: то общее, что есть у этих «партий», значит в конечном счете намного больше, чем их разногласия из-за власти9. Поэтому хронологические рамки исследования значительно расширены в сравнении с традиционной датировкой якобинского этапа Французской революции (1793-1794).

ИСТОРИОГРАФИЯ

Любое локальное по хронологии событие XVIII в. нельзя рассматривать изолированно от процессов, которые были характерны для этого столетия в целом, поскольку объективно каждое явление имеет свои причины, вытекающие из логики общего хода событий. Обозначенная в данной диссертации проблема в самом широком плане стала привлекать внимание уже довольно давно. Но хотя историография процессов в Англии и Франции конца XVIII в. достаточно обширна, тем не менее, до сих пор не появилось работ, специально посвященных исследуемой нами проблеме.

Работы, которые помогли при написании диссертации, можно условно разделить на три группы:

- общие труды по истории Англии XVIII в., авторы которых исследовали социально-экономическое и политическое развитие страны,
развитие общества, в том числе в аспекте влияния общественного мнения на внутреннюю и внешнюю политику Англии в этот период. В этих общих работах показано взаимовлияние всех общественных процессов и на основе этого содержатся выводы о тенденциях развития Англии на протяжении всего столетия;

- работы, посвященные тем или иным аспектам развития Англии в 1780-1790-х гг., в том числе ряд трудов, авторы которых исследуют непосредственно реакцию Англии на события Французской революции.

- специальные исследования, посвященные событиям или личностям, о которых идет речь в тех или иных пунктах диссертации.

Большинство использованных статей и монографий при написании диссертации представляют английскую и американскую историографию.

Всплеск активности реформистского движения в Англии в 90-х гг. XVIII в. нельзя связывать только с политическими потрясениями во Франции, а прежде всего надо искать корни в развитии британского демократического движения, которое на протяжении всего XVIII столетия наиболее актуальной задачей считало проведение парламентской реформы. По справедливому замечанию Р. Палмера, якобинизм в Англии был чисто британским явлением, возникшим из устремлений англичан к ежегодным парламентским выборам и всеобщему избирательному праву для мужчин, хотя и вдохновляемый примером Франции: «Это было растение с родными корнями»10.

Историография развития Англии в XVIII в. обширна и разнообразна по затрагиваемым в исследованиях аспектам. Однако до 70-х гг. XX в. в Европе и Америке и до 90-х гг. XX в. в России изучение английской истории XVIII столетия не было столь популярным среди англоведов, как изучение, например, истории предыдущего «века революций», которое вместило в себя революцию середины XVII века и Славную революцию. Такая тенденция объяснялась влиянием на историческую науку вигской (либеральной) и марксистской школ, которые по ряду причин не видели в
событиях английской истории XVIII в. спорных, требующих серьезной полемики вопросов, с одной стороны, а с другой — не придавали этим событиям того значения, которое имели революции XVII в., а затем парламентская реформа 1832 г. Для вигской историографии, причем в том ее' варианте, который прослеживался еще в трудах историков XIX столетия Г. Галлама, Т. Маколея, Г.Т. Бокля и других, характерно определение периода с 1688 г. по 1832 г. как качественно нового этапа в развитии Англии, коренным образом отличного от семнадцатого столетия, который в вигской историографии получил название «долгого XVIII века». Дж. Маколей вообще считал Славную революцию 1688-1689 гг. главным событием английской истории, а уж тем более определившим тенденции развития страны на ближайшие сто лет. Путь, который проделала Великобритания от 1688 г. до 1832 г., представлялся логичным, последовательным развитием завоеваний революции.

В классической историографии Французской революции закрепились позиции, присущие как вигской, так и марксистской школе11. Во-первых, Англия представлялась страной классического развития капитализма, где успех в промышленном перевороте стал залогом успеха промышленной революции, а это достижение, в свою очередь, стало причиной нового экономического и социального развития Англии. Во-вторых, Англия XVIII в. виделась страной, где установился правильный баланс властей, который отличался от континентальной Европы относительной социальной и политической стабильностью, где последовательно развивались конституционные демократические принципы управления. На протяжении всего столетия власть короля теряла свои позиции, а параллельно усиливалась роль парламента в управлении страной. В-третьих, существовало устойчивое суждение, что Англия XVIII в. была страной, населению которой был присущ дух религиозной терпимости и свободомыслия, где идеи Просвещения глубоко укрепились в сознании людей.
Один из мифов, долгое время сохранявшийся в вигской историографии - миф об относительном спокойствии в Англии XVIII в. По словам историка вигского направления Р. Портера, «Англия эпохи царствования первых Георгов часто изображалась как райский Эдем», это было «время, когда менее счастливые классы кротко принимали свою долю». Применительно к общественному конфликту 1790-х гг., вигские историки занимали, естественно, сторону оппозиции. Они выражали убеждение в том, что движение за парламентскую реформу, активизированное известиями о Французской революции, не несло в себе никакой угрозы для стабильности британской политической системы. Репрессии Питта и развертывание антиреволюционной пропаганды рассматривались как асимметричные, неадекватные угрозе меры, которые преследовали внутриполитические цели Питта по ослаблению Фокса и его группировки. В этом плане характерна позиция составителей сборника «Английских исторических документов», которые в предисловии к одиннадцатому тому выразили убеждение, что реформаторы 80-х и 90-х гг. XVIII в., преимущественно люди среднего класса, были куда более озабочены сокращением расходов, чем желали далеко идущих конституционных изменений. Они выступали за парламентскую реформу, но не за разрушение существующего порядка, в котором их обвиняла правительственная пропаганда. Поэтому «Французская революция имела гибельное влияние на английских политиков и отравило либеральное движение целого поколения»12.

Однако впоследствии неовигская (неолиберальная) историография пересмотрела один из своих тезисов, в котором утверждалось, что XVIII век в истории Англии не был отмечен серьезными социальными конфликтами. Дж. Рюде насчитал за период 1730-1795 гг. 375 народных волнения различного толка, степень радикальных настроений, которые особенно наблюдались в конце восемнадцатого века, нашли отражение в работах Е. Томпсона и А. Гудвина, которые детально исследовали историю
реформистских и радикальных обществ в Англии, и эти исследования помогли при написании первой главы диссертации. Таким образом, позиции марксистской и неовигской историографии сблизились максимально: и те, и другие видели в Англии страну классического капитализма, в которой сформировалась политически активная буржуазия. В период со второй половины XVII в. по середину XIX в. буржуазия вела успешную борьбу за реализацию своих экономических и политических прав: её торговые интересы в большой степени учитывались правительством, она была широко представлена в палате общин, влияние парламента увеличивалось пропорционально падению влияния короля. Наконец, все эти процессы проходили на фоне активного движения промышленной, финансовой и торговой буржуазии за проведение парламентской реформы, а также многочисленных крестьянских волнений. Резкий рост радикальных настроений в 1790-х гг., таким образом, историкам традиционной школы виделся закономерным: к движению за парламентскую реформу и общим процессам демократизации власти добавилось мощное влияние идеологии французских просветителей и французских революционеров, основные тезисы которых были в 80-х - 90-х гг. взяты на вооружение английскими мыслителями Р. Прайсом и Д. Пристли, а затем - Т. Пейном и его многочисленными сторонниками. Несмотря на то, что прежний тезис вигской школы о наивном и миролюбивом характере радикального движения был пересмотрен, оценка реакции правительства У. Питта осталась прежней, в ней виделась неадекватность угрозе, и это поведение Питта рассматривалось с точки зрения его интересов в ослаблении вигской оппозиции и движения за парламентскую реформу.

С начала 70-х гг. XX в. началась довольно сильная атака на традиционную вигскую историографию того поколения английских историков, которых называют «ревизионистами». Так называемое «ревизионистское» направление историографии связано в большой степени с именами Л. Нэмира и Д. Кларка. Л. Нэмиру принадлежит
«пессимистическая» концепция политической истории Англии. Он считал, что политическую борьбу в восемнадцатом веке определяли не идейные стремления, а узкокорыстные интересы. Концепция Л. Нэмира, по мнению современного исследователя английской историографии А. Б. Соколова13, называлась пессимистической в связи с тем, что её автор сводил значение принципов в политике к нулю. В еще большей степени целостность восприятия Англии XVIII в., характерную для традиционной историографии, подверг сомнению Д. Кларк14, автор нескольких монографий по истории английского общества XVII-XIX вв. Не останавливаясь подробно на деталях концепции историка, необходимо заметить, что Кларк и его последователи (наиболее известные - Д. Блэк15, К. Перри16) нашли вполне логичные контрдоводы к таким постулатам традиционной историографии, как заметное уменьшение значимости религии и церкви для английского общества XVIII в., падение влияния власти короля и утрата былых позиций представителями земельной аристократии. Наоборот, в трудах «ревизионистов» английское общество восемнадцатого столетия показано как глубоко религиозное, патриархальное, главным авторитетом для которого во власти остается монарх. Представление интересов буржуазии в политике правительства характеризуется как непостоянное, не имевшее еще серьезного фундамента. По справедливому замечанию Д. Блэка, «признавая или не признавая аргументы Д. Кларка, любой исследователь стоит перед необходимостью определить соотношение между «преемственностью» и «новизной», между «традициями» и «изменениями» в ретроспективе европейской и собственно британской истории»17. Применительно к нашей теме аргументы Кларка в пользу того, что в британском обществе были сильны религиозные и патриархальные настроения, были взяты на вооружение теми историками, кто постарался увидеть в политике У. Питта в 1790-х гг. не только и не столько репрессивное начало, а, скорее, прагматичный расчет. Готовность, с которой английское общественное мнение восприняло убеждения
антиреволюционной пропаганды, нельзя было не использовать и эта готовность заставляет задуматься, насколько радикальные идеи были вообще актуальны для англичан в то время.

Именно вопрос о степени реальной угрозы революционного развития кризиса 1790-х гг., о поддержке общественным мнением радикальных призывов, стал ключевым в полемике историков, посвятившим свои исследования этому периоду.

X. Диккинсон в монографии «Свобода и собственность»18 приходит к выводу, что в 90-х гг. XVIII в. консервативное мнение отличалось полным убеждением в том, что «радикальные требования не только подвергают опасности существующее устройство, но и могут привести к разрушению всей общественной системы». А. Гудвин, пожалуй, был первым историком, который так детально исследовал многочисленные конституционные, реформаторские и радикальные общества, действовавшие в Англии недолгий, но очень насыщенный по событиям период в начале 90-х гг XVIII в19. На основании исследования автор увидел революционный потенциал в деятельности обществ. Этот потенциал, по мнению ученого, стал поводом для резкой перемены в политике премьер-министра, который сам еще в 1784 г. обращался в палату общин с инициативой проведения парламентской реформы. Одна из наиболее значительных работ по истории рабочего класса в Англии, монография Е. Томпсона «Развитие английского рабочего класса» , также содержит в себе высокую оценку уровня радикального движения, автор напрямую связывает его с Французской революцией. Е. Монтлузин, посвятивший свою работу преимущественно «Антиякобинскому ежемесячнику», рупору антиреволюционной пропаганды, считает авторов этого издания «патриотами, которые верили, что движение, охватившее страну, может её разрушить». На страницах монографии Е. Монтлузин приводит 8 доводов в пользу того, что консерваторы действительно видели в 1792 г. революционную угрозу существующему устройству21.
Как ни парадоксально, оппоненты этой точки зрения, которая была в большей степени свойственна историкам неовигского направления, нашли опору в одном из главных тезисов школы «старых» вигов. Перед Первой мировой войной два известных историка, Ф. Браун22 и Э. Халеви23, посвятили свои исследования демократическому и лоялистскому движениям и сделали выводы, что первое было относительно невинным и безобидным. Другими словами, революционные опасения не имели под собой серьезных оснований.

Этот тезис был взят на вооружение оппонентами вигской школы. Однако слабость радикального движения в данном случае связывалась не с её «безобидностью», миролюбием, а со слабой поддержкой этих идей в британском обществе. Еще в XIX в. Р. Бирли в своей книге «Британские якобинцы, 1793-1802» заявил, что доктрина радикальных реформаторов, в основе которой была естественно-правовая теория и отчасти идея утилитаризма, не имевшие прямой связи с повседневными реалиями жизни, были чужды подавляющему большинству населения. Спустя 160 лет аналогичную оценку общественному мнению дал К. Перри: «главное, что можно отметить в радикализме 1790-х гг. - это его непопулярность, и то, что не только правительственные круги, но и широкие слои населения считали его неэффективным»25.

В современной исторической науке не сложилось единого мнения о степени опасности радикального движения в Англии 1790-х гг., тем не менее важно отметить, что в двух монографиях Р. Дозьера и С. Эндрюса , в которых затрагиваются ряд аспектов нашей темы, приводятся доказательства того, что революционной угрозы для Англии не было, и это очевидно не только спустя более 200 лет, но таковым являлось и для многих современников Великой Французской революции, в частности - для администрации У. Питта Младшего.

Французская историография, которая наряду с английской и российской, также представлена в нашем исследовании, не обошла
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23859.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.