У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Религиозный фактор в эволюции политической системы США
Количество страниц 200
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23880.doc 
Содержание Содержание
Введение. С. 3 - 28

Глава I. Взаимодействие религии и политики: теоретико-методологический аспект. С. 29-75

1.1 Религия и политика в общественной жизни. С. 29-57

1.2 Место и роль христианства в формировании политических институтов западного общества. С. 58-69 Глава П. Религиозный фактор в истории американской политической системы. С. 76-122

2.1 Религиозные истоки американской политической жизни (XVII - конец XIX вв.). С. 76-100

2.2 Место и роль религии в политической традиции Соединенных Штатов Америки (1900-1995 гг.) С. 101-117 Глава Ш. Религия в политической жизни США на современном этапе (1995 -2000-е гг.). С. 123-166

3.1. Религиозный фактор в современной политической культуре и сознании американских граждан (1995 - 2004 гг.). С. 124-138

3.2. Влияние религиозного фактора на электоральный процесс в США (на примере выборов 2000 и 2004 гг.). С. 139-162 Заключение. С. 167-177 Список использованных источников и литературы. С. 178-192 Приложение 1. С. 193-200


Введение.

Актуальность темы. Процесс взаимодействия религии и политики имеет место в каждом обществе, однако различается по степени влияния этих феноменов друг на друга. В этом контексте взаимодействия религии и политики Соединенные Штаты Америки - уникальная страна. Нигде в мире нет больше такого сочетания религиозного и политического компонентов. Само американское государство возникло в значительной мере по религиозным причинам, религиозные движения без малого четырех столетий определяли пути развития страны. Гарри Уилле отмечал: «Религия лежала в основе наших крупнейших политических кризисов...»1. А значит, религия Соединенных Штатов Америки всегда была тесно связана с политикой. Такое положение было предопределено еще в период зарождения политической системы США и продолжало формироваться на протяжении всей истории этой страны.

По всем признакам американцы гораздо более религиозны, нежели население любой другой промышленно развитой страны. Более того, на сегодняшний момент наблюдается увеличение и без того высокого процента религиозности среди населения США. Эта тенденция, зародившись еще в XVII веке, по прежнему оказывает сильное влияние на политическую жизнь американцев, что нельзя не учитывать при изучении данного феномена.

Президентские выборы 2004 года в Соединенных Штатах Америки продемонстрировали, что религиозный компонент, вмешиваясь в политическую деятельность, способен серьезно повлиять на результаты предвыборной гонки как через открытые призывы религиозных лидеров, так и через скрытые механизмы, воздействуя на мировоззрение электората.

Религиозность лидера (видимая или действительная) на протяжении всей истории соединенных Штатов Америки накладывала отпечаток не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику. Даже в настоящее время эта традиция продолжает поддерживаться. Например, Джордж Буш, как

известно, аборты не поощряет2 как противоречащие христианским заповедям и ратует за принятие крайне строго по этому поводу законодательства.

Сама религиозность в обществе имеет глубокие корни, так как практически все сферы человеческой деятельности (культура, политика, семья и т.д.) формируются на основе человеческого поведения, которое базируется на трех элементах - умения, навыки и мировоззрение, отражающих, в свою очередь, базовые человеческие потребности - личные, общественные и жажду преобразований. Сочетание этих трех элементов вырабатывает те общественные устои, в рамках которых и существует то или иное общество. Учитывая, что преобразующее начало ярче всего реализуется в религии, то становится очевидно, что структура большинства современных сообществ основана в том числе и на вероучениях. Лишь ненадолго религия уступила эту свою роль социальным учениям, которые, по своей сути, являются эрзац-религией, то есть содержат в себе все элементы вероучений, подменяя лишь названия, оставаясь по сути такой же религией3.

Наглядным подтверждением тезиса о возрастающей роли религии как фактора политической жизни на современном этапе является ислам, в том числе и агрессивный. Множество террористических организаций борются за "установление исламского миропорядка". Даже у человека, далекого от религии и не считающего себя представителем "иудео-христианской цивилизации", это вызывает отторжение и желание настаивать на «своих» религиозных ценностях. Более того, на фоне подобных заявлений псевдорелигиозная риторика политических деятелей воспринимается как должное4.

С другой стороны, исследователи5 и сами американцы признают, что религия для большинства населения Америки стала лишь внешним атрибутом, неким символом, за которым скрываются вполне светские представления о морали, нравственности, добродетели.

Еще Макс Лернер задавался вопросами: «Является ли Америка религиозной культурой, созданной людьми, добившимися свободы
вероисповедания, но не переставшими носить Бога в душе и тогда, когда их церковь получила официальный статус? Или же это светская культура, где церковь «стеной» отделена от государства и где религия имеет лишь побочное значение в повседневной жизни людей?»6. Еще дальше пошел Патрик Быокенен, который утверждал о полной «дерелигиозности» американской нации7.

Поскольку политическая модель развития Соединенных Штатов Америки принята во многих странах мира, более того, она перекидывается на мировое сообщество, ответ на этот вопрос позволит в мировой политике избежать этноконфессиональных конфликтов, ускорить сближение Запада и Востока, обеспечить более точное прогнозирование развития международных отношений и улучшить их управление.

Естественно, что процесс взаимодействия религии и политики очень многогранен, поскольку эти два понятия сами по себе являются сложными общественными образованиями. Поэтому из всего многообразия соприкосновения религиозной и политической сферы, автор выбрал наиболее, на его взгляд, значимую сторону - влияние религии на политическую жизнь США в прошлом и настоящем.

Кроме того, автор разводит понятия религия и церковь, поскольку религия (лат. religio - благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ) - это одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. А церковь - (греч. коришх; букв. - Божий Дом, Дом Господень) - это всего лишь объединение, организационная структура религии, ее важнейший инструмент, которым религия, однако, не ограничивается. В данной работе рассматриваются все проявления религиозности, включая церковную составляющую.

Целью диссертационного исследования является выяснение реальной картины соотношения религии и политики на протяжении всей политической истории Соединенных Штатов Америки.
Достижение этой цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

1. Исследовать религию в контексте ее социально-политических функций, в том числе выявить причины воздействия религии на политическую сферу общества;

2. Проанализировать механизм взаимодействия религии и политики;

3. Рассмотреть процесс формирования американского общества в контексте влияния на него религии;

4. Исследовать характер и уровень политической активности приверженцев разных конфессий в США и влияние религий как таковых на социальную активность граждан в различные исторические периоды;

5. Выявить и проанализировать религиозную составляющую политической жизни Соединенных Штатах в прошлом и настоящем;

6. Спрогнозировать перспективы развития политики в Соединенных Штатах Америки в рамках религиозного компонента.

Объект исследования - политическая история в Соединенных Штатах Америки в контексте религиозной детерминанты.

Предмет исследования - взаимодействие религии и политики в эволюции американского политического процесса. Выявление основных закономерностей и особенностей данного феномена невозможно без анализа религии как фактора формирования американского общества, равно как и фактора его политической жизни в прошлом и настоящем. В связи со спецификой историко-политического развития данного региона приоритет отдается в изучении именно христианства и основных его течений, представленных в США наиболее широко, - протестантства и католицизма. В данном исследовании не рассматриваются более мелкие деления на направления внутри крупных деноминаций, поскольку, по мнению автора, они не оказали серьезного влияния на развитие политической жизни США.
Теоретико-методологическая основа исследования религиозно-политической составляющей общественно-политической жизни любого общества, включая американское, является сочетание цивилизационного, антропологического и стадиального подходов. Избранная методология учитывает специфику изучаемого явления. В силу того, что сфера религиозно-политического мышления входит в предмет изучения практически всех общественных наук, полноценное исследование должно учитывать это.

В диссертационной работе широко применяются методы:

1. Сравнительный, который позволяет провести сопоставление влияния религиозного компонента на политический процесс в разных условиях.

2. Дескриптивный. Он позволяет восстановить фактическую сторону рассматриваемого феномена.

3. Историко-психологический. Особенно ценен при анализе поведения электората. Часто значительная часть избирателей голосует не сколько за программу, а за конкретного кандидата на основе его эмоционального восприятия (нравится или не нравится). Без политического психоанализа не обойтись при изучении процесса политической социализации, мотивов поведения.

4. Хронологический. Анализ взаимодействия религии и политики через ретроспективу прошлого, настоящего и будущего.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента образования первых колоний на территории Северной Америки до ноября 2004 года (времени последних президентских выборов). Такой обширный временной промежуток выбран для того, что бы проследить генезис взаимного влияния религии и политики друг на друга и выявить в связи с тем истоки современного состояния.

Территориально-географические рамки - вся территория Соединенных Штатов Америки, поскольку изучение лишь отдельных
регионов не представляется целесообразным. Формирование политики под влиянием на нее религиозного сектора, приоритетное положение последнего среди прочих детерминант политической жизни наблюдается во всех штатах данного государства, что и определяет именно такие географические границы.

Историография. Отечественные исследователи не раз обращались к изучению отдельных аспектов политики или религии, но вместе эти два объекта оказывались в центре внимания достаточно редко. Можно выделить три периода изучения темы взаимодействия религии и политики: дореволюционный, советский и постсоветский.

Дореволюционные исследования отечественных авторов крайне немногочисленны и в них затронуты главным образом вопросы возможности влияния христианства на политику. Главным образом, эта тема была задана С.Н.Булгаковым8. Он писал: «... если существует государство, а стало быть, и политика, как факты нам данные и неустранимые человеческими силами, значит, надо так или иначе определить свое практическое отношение к этим фактам и форму своего активного воздействия на них. Христианство, как, впрочем, и всякая религия, притязающая на абсолютность, простирает область своих интересов и влияния на все сферы жизни. Для принципиального индифферентизма к политике и общественности не может быть никаких оправданий. Напротив, он является, во-первых, невыполнимым, во-вторых, явно противохристианским, приходя в противоречие с основным и центральным учением о богочеловечестве»9. Такое понимание проблемы сохранилось вплоть до XX века.

В советский период до середины XX века в социально-политические процессы и их взаимодействие с религией изучались недостаточно. Однако уже со второй половины XX века пришло осознание того, что понять политическую историю западных стран без изучения религиозной составляющей невозможно. Советская наука нашла ответ - появился термин «буржуазная религия», который объяснял функции религии - стоять на
страже интересов господствующего класса. Так появились исследования «религии без религии»10. «Империалистическая буржуазия стремится всячески использовать религию для маскировки своей политики, враждебной интересам народных масс. Под флагом религии активно ведется антикоммунистическая пропаганда. На этом специализируются многочисленные империалистические центры, действующие в США, ФРГ, Италии, Франции и других капиталистических странах» - декларировала советская идеология11.

В отечественной литературе советского периода получили развитие два подхода. Первый, ортодоксальный, заключался в том, что религия признавалась слепым орудием для управления угнетенным классом со стороны капиталистического класса. К такого рода работам относятся исследования Л.Н.Великовича12, который делал акцент на капитализм. Собранный огромный фактологический материал трактовался совершенно однобоко - для доказательства использования буржуазией религии для маскировки своей политики, враждебной народным массам.

Этот же тезис в исторической ретроспективе выводит А.А. Кислова13, применяя его к общественно-политической жизни США в первой половине XIX века.

Определенный шаг в преодолении такого отношения к религии был сделан в работе Д.Е. Фурмана «Религия и социальные конфликты в США»14 (1981 г.). В этом исследовании показывается, как изначальные особенности религии в США влияют на политическое развитие этой страны. Однако, подробно разбирая секуляризационные процессы, Фурман Д.Е. ряд важных проблем оставляет вне рамок своей работы или затрагивает их только косвенно.

Второй, неортодоксальный, набравший силу в 1980-е годы, состоял в признании положительной роли религии в становлении американского государства и рассмотрении ее как самостоятельного фактора влияния на политическую жизнь Соединенных штатов. В рамках такого подхода
Ш.А.Богина15 справедливо указывала на роль пуританской этики в развитии американского общества.

Таким образом, до последнего десятилетия XX века академическая традиция оставалась не ясной и размытой. Отношение к религии, как к второстепенному элементу в политическом процессе являлось доминантным. Влияния религии на политику затрагивалось лишь косвенно. Однако в этот период был собран значительный фактический материал в отношении религиц Соединенных Штатов Америки.

Перестройка открыла новый этап в изучении этого феномена. Все запреты были разрушены и религиозная тема зазвучала с новой силой. Обращение к Богу стало модным. Однако исследователи, учитывая прошлые ошибки, в значительной степени оторвали религию от общества, не рассматривая социальную сторону веры. Гиперотрицание старых подходов привело к другой крайности - религия стала рассматриваться как «религия без человека». Смена формационного подхода на цивилизационный требовала большого внимания к вопросам культуры в целом и религии в частности. Появился целый ряд работ, посвященных данной теме (Гараджа В.Политика и религия, 1991; Никитина А.Г. Политизация религии, 1994; Чельцов М. Христианство и политика, 1994; Шведов В. Религия и политика, 1992 и т.д.). На этом этапе авторы стремились преодолеть однобокость предыдущего изучения, преобладающим становиться стремление к глобализации. Тщательно сверяются функции политики и религии, их взаимовлияние, возможность проникновения одного в другое.

В рамках постсоветского периода исследований политико-религиозной проблематики можно выявить вопросы и сюжеты, вызывающие наибольший интерес исследователей. Так, общие вопросы взаимоотношения религии и политики рассматриваются в работах следующих авторов: А.Ганиев16, В.Гараджа17, А.В.Иванов18, Наруллаев А.А.19, Филиппов Б.20, Чельцов М.21, Шведов В.22
Разрабатываются и отдельные проблемы в рамках взаимоотношения религии и политики. Исследование Т.Ворожейкиной, Е.Рашковского, А.Умнова , например, рассматривает гражданское общество в контексте религиозного компонента. Они указывают, что в гражданском обществе сфера религиозных отношений становиться самовоспроизводящейся лабораторией особых форм социального, нравственного, благотворительного и общекультурного служения людям, что невозможно вне этого общества Вместе с тем, глубинные причины тесного переплетения веры и политической составляющей человеческой деятельности опять ими не рассматриваются.

Исследуется религия и по отношению к мировой политике. Так, О.Платонов сделал интересную попытку рассмотреть как процессы глобализации влияют на христианство. Он разделяет два вида глобализации: христианскую и антихристианскую, причем последняя, по его мнению, приведет к тотальному контролю над всеми религиями мира. Однако вариант развития по антихристианскому варианту, на его взгляд, утопичен, а значит, именно христианство поведет за собой глобализацию. В.Кантор25 рассматривает влияние христианства на европейскую политику. Религиозный фактор в международных отношениях и его сильное влияние исследуют И.Каро, Е.Федякова26.

Другая проблематика, активно обсуждаемая в научной литературе — модернизация религии и религиозный модернизм, и связь этих явлений с событиями политической жизни. Эта тема разрабатывается А.С.Ваторопиным , Н.С.Гордиенко, П.Курочкиным , В.И.Добреньковым , С.А.Исаевым30, М.П.Новиковым31

Отдельно стоит статья А.Г. Никитиной «Политизация религии»32, поскольку проблематика, затронутая ей, не рассматривалась до этого. Исследователи, обращая внимание на влияние религии на политику, не разрабатывали обратное воздействие. Никитина обоснованно выделяет
несколько уровней такого воздействия, под которым сама религия в значительной степени политизируется.

Религиозную составляющую отдельных диаспор в Соединенных Штатах Америки рассматривает в своих работах Э.Л.Нитобург33.

Непосредственно влиянием религии на политический процесс в Соединенных Штатах Америки занимается целый ряд исследователей: А.А.Кислова34, В.А.Соснин35, И.Ю.Хрулева36, НДТотьмянин37, А.И.Уткин38.

Выборы президента 2004 года в Соединенных Штатах Америки, обнажившие сильные религиозные тенденции в этой стране, всколыхнули целый ряд исследований, в которых большое внимание уделяется религии и избирательному процессу США - это публикации А.Журавского39, И.Петрова40, М.Тульского41, Б.Филиппова42.

В последний год появились и другие работы по религии США, однако целостного, обобщающего исследования религиозно-политической жизни США еще нет. Тем не менее, разработанные отечественными исследователями вопросы создают эвристическую основу для углубленного изучения места и роли религий Соединенных Штатов Америки, для более полного понимания современной политики.

В отличие от отечественной, американская академическая традиция давно и успешно изучает влияние религии на политику своей страны и мира в целом. Интерпретация событий американской политической жизни долгое время отличалась традиционным дуализмом двух американских научных школ: школы конфликта и школы консенсуса. Для одной из них, во многом освященной творчеством Ч. Бирда, история организуется на основе бесконечного конфликта материальных интересов, причем на различных ее этапах как "бог из машины" всегда появляется герой, отстаивающий истинные демократические ценности (Т.Джефферсон, Э.Джексон, А.Линкольн и т.д.). Поэтому тема религии здесь традиционно не рассматривается отдельно, а лишь в следующем контексте: разнообразные пережитки феодализма в центральных и южных колониях,
недемократические принципы получили выражение в политическом устройстве и религиозной жизни.

Для другой, связанной с работами Л.Харца, Р.Хофстедтера, Д.Бурстина (учитывая их определенные различия), американское общество всегда было шадвдидуалистическим, а на ранних этапах своей истории -протокапиталистическим. Идеи того же Локка, представляемого Л.Харцем, отцом американского либерализма, уже содержатся в социальном политическом опыте американской нации.

В наше время можно говорить о появлении альтернативы двум первым подходам. Часто ее связывают с так называемым "республиканским синтезом". Относящиеся к нему идеи можно встретить у многих исследователей. Е.С. Морган в 1967 году опубликовал статью в одном из ведущих американских журналов " William and Mary Quarterly ", где показывал влияние на американскую революцию следующих факторов:

1. Ужас американцев перед "разложением" (традиционное республиканское понятие, характеризующее упадок республиканской формы правления).

2. Размышления колонистов о фатальном влиянии "роскоши" (тоже традиционное понятие, связанное со взглядами многих республиканцев на влияние развивающейся коммерции и торговли на общество).

3. Опасения перед невозможностью поддержания самоограничивающейся "добродетели", на которой должна покоиться республика.

Все это, по Моргану, относится к протестантизму43. В концентрированной форме новый подход был выражен двумя исследователями Г. Вудом и Д. Пококом44.

В рамках такой концепции выработалась целая школа, которая получила название историческая политология. Ее ярчайшие представители — Л.Бенсон45, П.Клеппнер46, Р.Формизано47, М.Холт48, Д.Силби49 - всё развитие
политической системы Соединенных Штатов Америки связывают с религиозными факторами. Рассматривая историю США во второй половине XIX века, эти авторы сосредоточились на изучении политической культуры и мотивов голосования американского электората накануне Гражданской войны и пришли к выводу, что вопросы рабства в малой степени повлияли на ход событий, основной же движущий фактор - религиозные размежевания.

Его выразители претендовали на демократическое видение прошлого: они отвергли элитарные источники, исходившие от руководства национальных политических партий, и обратились к изучению локальных уровней политической борьбы и поведения рядовых избирателей. В 1969 г. М. Холт в монографии о возникновении республиканской партии в Питтсбурге (штат Пенсильвания) пришел к выводу, что проблема рабства не имела существенного отношения к ее возникновению. Крах двухпартийной системы демократы - виги произошел, согласно его схеме, из-за острых противоречий между коренными американцами и иммигрантами, во-первых, и между протестантами и католиками, во-вторых. Исследовав материалы избирательных кампаний в одном Питтсбурге, Холт, тем не менее, решился на обобщение, что в канун Гражданской войны партийные размежевания почти в каждом городе в северных штатах вырастали не по широким социально-политическим проблемам, а из этнических и религиозных разделений населения.

После Холта целая группа американских исследователей выступила с позиций своеобразного этнорелигиозного детерминизма при объяснении политических размежеваний 1850-х гг. в целом, краха двухпартийной системы виги-демократы и возникновения республиканской партии в особенности.

Однако эта школа исторической политологии не затрагивала современную политическую ситуацию.
Моррис Р. Коэн50 в монографии «Американская мысль» обозначил характерные черты религиозно-политической жизни современных ему американцев. Он отмечал, что религия стала для американцев скорее внешним атрибутом, чем глубокой верой, что накладывает отпечаток на политическую жизнь, поскольку любые действия можно подвести под религиозные, а значит получить одобрение в обществе.

Наиболее полное осмысление темы получилось у Джеймса Рейхли51. Его монография затронула глубинные причины влияния религии на политику. Он справедливо отмечает, что и религия, и политика играли главную роль в человеческой истории с самого раннего времени, во-первых, давая человеку объяснения его отношения ко всему окружающему миру и подразумевая помещение его за пределы непреклонной смертоносной судьбы, во-вторых, обеспечивая методами и институтами управления обществом, с помощью которых люди добивались безопасности и эмоционального удовлетворения. Они обычно тесно переплетались. Чтобы понять, как религия и политика связаны друг с другом, в первую очередь необходимо найти общий культурный знаменатель, в котором они оба укоренились. Рейхли однозначно вывел это общее начало - система человеческих ценностей.

Человеческие ценности были проанализированы через призму 7 их систем, которые образуют побуждения, надежды, цели и моральные принципы, из которых исходят индивидуальные и социальные группы. Четыре из них так или иначе опираются на религию:

• монизм, отвергающий очевидный мир материальной действительности в пользу всеобщей одухотворенности всего сущего;

• идеализм, отождествляющий цели социальных групп, доминирующие или подавляемые, с трансцендентальной волей;

• персонализм, представляющий трансцендентность через индивидуальный опыт;
• сверх-гуманизм, который связывает индивидуальный и групповой опыт.

Три другие системы, выделенные автором, не требуют рассмотрения трансцендентальной реальности: эгоизм сводит все ценности к побуждениям и инстинктивным потребностям людей; авторитаризм, рассматривающий ценности полностью на благосостоянии социальных групп; гражданский гуманизм, как попытка найти баланс между индивидом и потребностями групп, без обращения к духовной стороне.

Более глобально данную идею представляет другой американский исследователь. Хантингтон Сэмюэл Филипс отдает предпочтение цивилизационному подходу, предлагая новую парадигму для теоретического анализа и прогнозирования миропорядка на рубеже XX и XXI вв. Он полагает, что деление мира в период "холодной войны" на страны "первого" (Запад), "второго" (социалистический лагерь) и "третьего" мира больше не отвечает реальностям, и теперь намного разумнее сгруппировать страны, исходя не из их политических, или экономических систем, но с точки зрения их культуры и цивилизации. Хантингтон рассматривает цивилизацию как наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определенную степень культурной самобытности. Цивилизация определяется как общими объективными элементами, такими религият—так и субъективной самоидентификацией людей. И наиболее крупные и значит, по последствиям конфликты будущего произойдут на своего рода культурных границах, разделяющих эти цивилизации. Окончание "холодной войны" означало завершение политико-идеологического раздела Европы, но зато вновь появилось культурное разделение между западным христианством, с одной стороны, и православием и исламом, с другой. "Бархатный занавес" культуры, пришедший на смену "железному занавесу" идеологии, может оказаться не только границей, разделяющей разные культуры и цивилизации, но и, как показали события в Югославии, линией кровавых конфликтов.
Хантингтон правильно указывает, что различия, существующие между цивилизациями в религии, традициях, имеют глубокие корни. Они более существенны, чем различия между идеологиями и политическими режимами, и не обязательно перерастают в конфликты, но если подобное случается, именно цивилизационные различия придают им ожесточенный и затяжной характер. Различия культурного свойства, в противовес экономическим и политическим, наименее подвержены переменам.

Данная точка зрения и укрепилась на сегодняшний момент в американской науке. В рамках этой концепции многие авторы разбирают отдельные моменты общественной жизни американцев. Например, Шафер X. подробно рассматривает влияние религии на трудовые отношения . Роль религии в рабочих движения интересует и Д.Лазарева54.

Большие дискуссии в США вызвали монографии Ю. Дженовезе55, в которых давалось оригинальное объяснение неразвитости антирабовладельческих восстаний в США. Опираясь на теорию А. Грамши о классовой гегемонии буржуазии как способе ненасильственного подчинения масс, Дженовезе использовал ее и для истолкования системы классового господства плантаторов-рабовладельцев. Сформулированная им концепция патриархального патерналистского характера американского рабовладения оказалась неожиданно созвучной работам консервативных историков. Важно, однако то, что уделив немалое внимание роли церкви, Дженовезе показал, что религия рабов была сложным сочетанием африканских и христианских нравственных норм - она помогла рабам сохранить жизнеспособность и сделалась "организующим центром их сопротивления".

В рамках взаимоотношений религии и политики работает и профессор Джорджтаунского университета Клайд Уилкокс, автор монографий «Отношение к проблеме церкви и государства» и «Сравнительный обзор религии и политики». Объясняя причины дебатов о смысле разделения церкви и государства в Первой поправке к Конституции США размытостью формулировок, он дает свой вариант - «разделение церкви и государства»
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23880.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.