У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Роль торгово—ростовщический каст в формировании индийской идентичности
Количество страниц 200
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23881.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение... 4

Глава I. Источники и литература... 22

Глава П. Торгово-ростовщические касты в контексте

экономического развития колониальной Индии... 53

Глава III. Каста и способы ведения бизнеса индийцев... 99

Глава IV. Кастовые факторы общности индийских коммерсантов ... 141

Заключение... 177

Библиография... 189

Приложение (глоссарий терминов)... 200


Введение

Постановка проблемы и объект исследования

Колониальный период истории Индии был весьма противоречивой и сложной эпохой. Ведущая колония одной из сильнейших стран мира постепенно становилась частью капиталистического мира - участником международных экономических и политических отношений, субъектом мировой капиталистической системы.

В этих условиях в Индии начинает становиться новое общественное сознание, составной частью фундамента которого были буржуазные ценности, с одной стороны, и которое противопоставляло Индию "внешнему миру", с другой. Это осознание населением Индии себя в качестве индийцев, т.е. людей, принадлежащих к Индии в целом, которое можно обозначить как как "индийская идентичность". Это явление имеет несколько измерений -экономическое, культурное, политическое.

Индийская идентичность в колониальный период - вещь неоднозначная. Можно привести немало аргументов против правомерности самого выделения этого понятия в условиях колониализма. В частности, во-первых, не существовало политической власти, способной отстаивать интересы индийцев, т.е. индийского независимого государства. Во-вторых, население Индии представляло собой конгломерат из различных этнических и конфессиональных общностей, степень интеграции которых даже в период независимости - весьма дискуссионный вопрос. Однако, с другой стороны, если вести речь прежде всего о самосознании верхушки - интеллигенции, бизнеса, политики, - то "общий знаменатель" здесь прослеживается.

Ведущую роль в процессе формирования индийской идентичности играла индийская интеллигенция - в основном, выходцы из высших, брахманских каст. В силу своего положения они стояла достаточно близко к европейским ценностям. Многие представители индийской интеллигенции получили образование европейского уровня, владели одним или несколькими европейскими языками, были в курсе важнейших проблем Европы. Они могли свободно читать европейскую научную и художественную литературу. Через индийскую интеллигенцию европейская (в первую очередь, английская культура проникала в Индию, создавая некий симбиоз. В результате этого очень сложного процесса сложился слой европейски образованных индийцев, которые одновременно продолжали оставаться частью индийской культуры. Нужно подчеркнуть важную особенность их сознания: представления и идеи индийской интеллигенции обгоняли реальную ситуацию в стране - индийская интеллигенция мыслила скорее категориями будущего, чем настоящего. Так, уже с 1860-х гг. представители интеллигенции неоднократно говорили о необходимости создания в стране благоприятных условий для конкурентоспособной индийской промышленности, в то время как фактически индийская промышленность тогда еще только зарождалась и очень сложно было говорить о ее перспективах и конкурентоспособности.

При этом определенную роль здесь играл и индийский бизнес. Не получив сколько бы то ни было заметного выражения в культурном плане (и в политике вплоть до 1930-х гг. бизнес оставался в тени, на втором плане), он играл центральную экономическую роль. Если интеллигенция отражала культурный симбиоз, то бизнес - симбиоз экономический. Именно бизнес находился в центре всех ведущих экономических изменений в колониальной Индии.

Английское экономическое проникновение означало пересаживание в страну базовых элементов нового общественно-экономического строя -капитализма, и, по сути, становление этого строя в самой Индии. Вольно или невольно - формировавшийся индийский капитализм выступал тем "общим знаменателем" различных этноконфессиональных общностей, о котором упоминалось выше. Индийский капитализм был и неотъемлемым контекстом, и питательной средой индийской идентичности в колониальный период.

Генезис капиталистических отношений в Индии (и вообще на Востоке) обладал существенными особенностями. Одна из них - специфическое место и роль традиционных структур. Капиталистический уклад колонии формировался под воздействием традиционных структур, с одной стороны, и непосредственной деятельности метрополии, - с другой. Каста, будучи колоритным проявлением традиционных индийских структур, оказывала влияние на становление и функционирование капиталистического уклада в Индии.

Объектом исследования данной диссертации являются торгово-ростовщические касты в контексте формирования индийской идентичности.

Колониализм привносил в колонии новые, капиталистические отношения. Капитализм означал изменение в колониях способов хозяйствования и человеческого сознания. Процесс носил двойственный характер. С одной стороны, происходило складывание новых способов хозяйствования и соответствующих им общественных структур, с другой стороны, ломался традиционный феодальный строй, который переставал быть системообразующим и превращался из системы (по К.Марксу — формации) в уклад. Этот процесс осуществлялся извне и насильственным способом.

Генезис капитализма в колониально зависимой стране отличали существенные особенности. В частности, имело место комбинированное общество:

а) Классический колониальный синтез (мелкотоварное производство колонии и колониальный капитал метрополии, опосредованные торгово-ростовщическим капиталом колонии) - на первом этапе, соотносится с эпохой вывоза товаров.

б) Модифицированный колониальный синтез (собственность, технологии, высшие квалифицированные кадры метрополии и наемная рабочая сила колонии) - на втором этапе, соотносится с эпохой вывоза капиталов.

в) Национальный капиталистический уклад, существовавший "по-колониальному". Его представляли местные дельцы, овладевавшие капиталистическими средствами и методами хозяйствования (фабрики, акционерные компании, банки и т.п.), т.е. нарождавшаяся местная буржуазия. Национальный капиталистический уклад, функционировал по воздействием двух сил: колониальной ситуации и традиционных структур.

г) Традиционные, архаичные структуры. Архаичность проявлялась в том, что одна часть организационных институтов этих структур в результате воздействия колониализма разложилась или была разрушена, а другая часть не вписывалась в систему управления колонией, которую реализовывала колониальная администрация.

Среди вышеперечисленных категорий выделяются два типа традиционных: классический колониальный синтез и доколониальное, архаичное, и два типа современных: синтез иностранного предпринимательства и национальный капиталистический уклад.

Колониализм шел по капиталистическому пути, и классический колониальный синтез можно было бы рассмотреть в качестве современного,
если бы процесс воздействия метрополии на колонию сводился к обычной вестернизации (т.е. буржуазной модернизации по западному образцу). Но коль скоро это воздействие осуществлялось извне и насильственным способом, то с момента появления национального капиталистического уклада колониальный синтез уже не может быть рассмотрен как современный [Эволюция, 1984, с. 272-273].

Вышеперечисленные категории отражают не столько общественную дифференциацию, сколько определенные хозяйственные уклады, совокупности определенных способов и методов хозяйствования. Имели место общественные слои, представители которых были субъектами одновременно нескольких укладов,

В рамках вышеперечисленных укладов на колониальном Востоке имели место две идентичности, которые соотносились с традиционным и современным сознанием. "Традиционное" сознание отражало отмиравшие доколониальные, феодальные императивы поведения. Сознание "современное" было связано с формировавшимися капиталистическими, буржуазными отношениями в колониальном обществе. Но это общество не было гомогенным. Можно выделить несколько слоев - потенциальных носителей капиталистических отношений. Одним из таких слоев был коммерческий (деловой) мир колонии.

В коммерческих кругах колонии также выделялось.. традиционное и современное. К традиционной части относились коммерсанты, использовавшие преимущественно доколониальные, докапиталистические способы получения прибыли (традиционные торговцы и ростовщики). Существование "современных" коммерсантов обусловливалось наличием в колонии капиталистических отношений. Эти дельцы были так или иначе вовлечены в капиталистическое хозяйство, обогащались за счет капиталистических отношений.

Состав "современных" коммерсантов значительно более сложный. Во-первых, это торговцы и ростовщики, вовлеченные в товарно-денежные отношения "метрополия —¦ колония" (т.е. субъекты классического колониального синтеза). Во-вторых, это те местные коммерсанты, которые выручали прибыль от взаимодействия с капиталом метрополии (субъекты модифицированного колониального синтеза). В-третьих, это местные коммерсанты, овладевавшие капиталистическими формами бизнеса (местные дельцы — фабриканты, учредители акционерных компаний, банков, управляющих агентств и т.п.). Существенной особенностью дельцов третьей категории был их капиталистический характер не только по содержанию, но и по форме. Они не только наживались на капиталистических отношениях, но и институциализировали эти отношения в колонии. Именно из этой категории дельцов вышла молодая буржуазия колонии, осознавшая себя как общность.

Но даже этот общественный слой не отражал общенациональных интересов. Он был "классом в себе", у него не было того самодовлеющего общего интереса, который можно было бы выдать за всеобщий или общенациональный интерес [Эволюция, 1984, с. 277].

Процесс упомянутого осознания себя в качестве субъектов капиталистических отношений, на наш взгляд, ведет начало с того момента, когда наступление капиталистических отношений в колонии становится необратимым. Иными словами, это время утверждения экономического господства капиталистической метрополии в колонии. С этого момента в колонии начинает формироваться новая идентичность, отражавшая капиталистические отношения. Формирование идентичности на колониальном Востоке не было становлением национального, единого общественного сознания, а представляло собой самоутверждение
определенных слоев колониального общества в качестве субъектов капиталистических отношений.

Говоря о колониальной Индии, надо сказать, что во-первых, для этой страны были характерны все четыре категории хозяйственных укладов на колониальном Востоке. Прочно утвердившийся в начале XIX в. классический колониальный синтез преобладает до второй половины XIX в. С того времени возникает синтез модифицированного типа и начинает формироваться национальный капиталистический уклад: индийские дельцы строят фабрики, основывают акционерные общества и управляющие агентства, позже - банки. На капиталистический уклад оказывают определенное влияние традиционные (архаические) структуры (выше упоминалось, что архаическими эти структуры можно назвать только в строго конкретном смысле).

В индийском коммерческом слое были представлены все хозяйственные уклады. Нередки были случаи, когда одни и те же дельцы были субъектами нескольких укладов. К примеру, торговец-компрадор мог одновременно быть и традиционным ростовщиком, и фабрикантом.

Кастовый строй с узкой профессиональной специализацией и наследственным предопределением рода занятия индивидов был специфической особенностью традиционных (архаических) структур комбинированного общества колониальной Индии.

Из торгово-ростовщических каст вышла подавляющая часть коммерческого мира Индии. Между выходцами из этих каст поддерживались устойчивые связи, которые являются главным предметом нашего исследования. Мы называем их кастовыми связями.

Уточним это понятие. Несмотря на то, что каста в Индии фактически вездесуща, кастовые связи применительно к конкретному роду деятельности имеют видимые пределы действия. Это выражается в наличии или
отсутствии конкретных институтов, точнее, практик и способов осуществления той или иной деятельности, которые делают последнюю более эффективной (а нередко - полностью ее обусловливают). Эти институты и практики оставляют материальные следы. Поверья и предания, убеждения и мифы, даже если частично конституируют общность, действуют как связи только тогда, когда объективно выражены в материальной форме, т.е. во-первых, явно осознаются не только членами общности, но и аутсайдерами, во-вторых, оставляют материальные следы, к которым применимы количественные и качественные характеристики. Поверья, убеждения и т.п., не выраженные объективно и материально, не являются связями и не могут быть предметом нашего исследования.

В этом же смысле не может быть предметом нашего исследования и кастовое сознание само по себе. Мы исследуем материальные последствия, результаты этого сознания (если они есть).

Исходя из вышеизложенного, заметим, что не все деловые круги Индии попадают в поле зрения нашего исследования. Объектом исследования являются те деловые круги Индии, среди которых кастовость была объективно выражена в материальной форме, т.е. те дельцы, которые на базе кастовых связей выработали практики и институты, способствовавшие их успешной коммерческой деятельности.

С общеисторической точки зрения роль торгово-ростовщических каст в формировании индийской идентичности в колониальный период характеризует роль традиционных (архаических) институтов в становлении капиталистического уклада колонии в условиях экономического проникновения капиталистически развитой метрополии.

Другим объектом нашего исследования служат торгово-ростовщические касты колониальной Индии. Чтобы точнее очертить область
нашего исследования, дадим рабочее определение касте и рассмотрим особенности торгово-ростовщических каст.

Каста среди социальных групп есть почти всегда эндогамная общность, объединяющая индивидов, осознающих себя ее членами и признаваемых в данном качестве другими значимыми общностями, занимающая определенное место в культурной иерархии, имеющая круг собственных ценностей и являющаяся субъектом экономических и властно-авторитетных отношений. Каста имеет две сущности: корпоративную и социокультурную. Это проявляется в отношении любых каст. В корпоративном смысле кастовая принадлежность мыслится по принципу "свой-чужой" ("свой" -привилегированный, "чужой" — брошенный на произвол судьбы). Эта сторона касты наиболее видна и; несет наименьшую информацию о "кастовости". В значении социокультурном принадлежность к касте определяется жизненными ценностями, которые формируют способы поведения в конкретных ситуациях, установки, направленность.

Обратимся к вопросу, что такое торгово-ростовщическая каста. Во-первых, она несет сущность, общую для всех каст (см. выше). Во-вторых, она обладает рядом особенностей.

Самое простое определение такой касты - каста, члены которой занимаются торговлей и ростовщичеством. Однако при подробном анализе подобное определение не выдерживает критики. Любой род занятия имеет следствием не только соответствующие привычки, но новые ценности, которые служат своего рода инерцией социального поведения (иногда ее называют менталитетом, или особенностями поведения, продиктованными спецификой занятия и имеющимися установками). Вновь образованные ценности неизбежно либо сразу уживаются с традиционными ценностями, либо обособляются и включаются в систему ценностей в качестве особой группы, пригодной для специфичной жизненной ситуации. Например,
бытовое общение с неприкасаемым оскверняет, но ехать с ним в одном вагоне позволительно, коль уж скоро появились железные дороги.

Итак, необходимыми являются параметры традиционности занятия и защищенности занятия всей кастой (а по большому счету, и иными кастами). Поэтому подчеркнем, что не все занимающиеся коммерцией касты являются торгово-ростовщическими, а только те, которые принимают торговлю и ростовщичество в качестве главного занятия. Последнему посвящена вся система ценностей данных каст, она обслуживает его, в частности, вырабатывает средства и способы ведения коммерческого дела. Учитывая ригидность индийского общества, заметим, что обычно система ценностей складывается традиционно, в течение многих поколений, но при этом нельзя исключать варианты, когда она формируется почти "с нуля", форсированными темпами, под воздействием: интенсивных изменений в общественном строе колониальной Индии.

Учитывая особенности торгово-ростовщических каст, мы выделяем два их вида:

1.. Торгово-ростовщические касты, представители которых использовали в своей коммерческой деятельности традиционные кастовые ценности и институты.

2. Торгово-ростовщические касты, представители которых вырабатывали новые институты коммерческой* деятельности, которые базировались во многом на кастовых ценностях, но сами по существу не были кастовыми.

Оговоримся, что, с одной стороны, коммерцией занимались представители всех тех каст, которым это было не запрещено - начиная от высших брахманских каст и заканчивая низшими, практически неприкасаемыми, с другой стороны, не весь деловой мир Индии был кастовым, т.к. имели место группы, в которых кастовость либо
отсутствовала, либо была минимально выражена (мусульмане, парсы, евреи и т.п.). Но для нас важно не столько само занятие, сколько степень его поддержки кастой.

Исходя из вышеизложенного, подчеркнем, что объектом нашего исследования являются только те торгово-ростовщические касты, которые были в наибольшей степени носителями традиционных индийских ценностей, т.е. индусские и (частично) джайнские касты.

Основной материал нашей диссертации концентрируется главным образом вокруг двух крупных торгово-ростовщических кастовых групп: марвари и наттукоттаи четтиаров. Эти группы сыграли, по существу, ведущую среди прочих торгово-ростовщических каст роль в капиталистическом развитии страны, ив силу этого получили наибольшее отражение в источниках. Именно по этим группам удается получить более или менее целостную картину их деятельности.

Период и регионы исследования

Период нашего исследования - начало XIX в. - ЗО-е гг. XX в. Нижняя граница - утверждение экономического господства англичан (именно господства, а не присутствия), которое послужило собственно началом социального преобразования Индии под воздействием капиталистически ориентированного колониализма (приблизительно 20-е - 30-е гг. XIX в.). Верхняя граница - 30-е гг. XX в. Это период, когда сформировавшаяся крупная индийская буржуазия начала подчинять своему контролю индийскую экономику, что обеспечило ее выход на общеиндийский уровень.

Следует отметить, что из-за большой неоднородности делового мира колониальной Индии и неодинаковости темпов развития его составляющих мы не придерживались четких хронологических пределов исследования. В
особенности это касается начала периода исследования. В частности, нами привлекался материал по рубежу XVIII-XIX вв. и (реже) по концу XVIII в.

В нашем исследовании мы не стремились ограничиваться рамками определенного региона. Нами привлекался материал, касающийся регионов, получивших значительное развитие в качестве торговых и коммерческих центров: главным образом Бомбейского, Бенгальского и Мадрасского президентств Индии. Также, учитывая трансграничный характер деятельности торгово-ростовщических каст, мы привлекли определенный материал по Цейлону и Бирме. Отметим, что нами практически не были затронуты регионы Северной и Северо-Западной Индии, территория современного Пакистана, северная часть Восточной Индии, принимая во внимание их второстепенную роль в капиталистическом развитии колониальной Индии.

Цель и задачи исследования

Главная цель нашей диссертации - выявить место кастовых связей индийского бизнеса в процессе самоутверждения индийского бизнеса в качестве субъектов капитализма. Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать место и роль торгово-ростовщических каст в процессе британского экономического проникновения в Индию.

2. Рассмотреть функционирование кастовых связей в кредитных отношениях колониальной Индии.

3. Выявить организационные функции касты в коммерческой деятельности индийцев в исследуемый период.

4. Оценить факторы общности индийских коммерсантов через призму касты.
5. Определить степень устойчивости кастовых связей как элемента традиционных (архаических) структур в условиях наступления капиталистических отношений.

6. Определить степень проникновения кастовых связей в нарождавшийся индийский капиталистический уклад.

7. Оценить результаты воздействия капиталистических отношений на касту.

8. Выявить капиталистический потенциал, проявившийся в процессе межформационного перехода.

Методология

Методологическую базу нашего исследования составляют теоретические построения К.Маркса, М.Вебера, И.Валлерстайна.

Относительно воззрений К.Маркса и марксизма в целом нужно сделать ряд оговорок.

В нашей диссертации используется ряд методологических приемов, свойственных марксизму и историческому материализму. На наш взгляд, оправданно рассматривать методы хозяйствования, материального производства, как качественные характеристики исторического развития. Мы исходим из положения, что идеальные воззрения имеют исторический смысл только в случае, если они получают материальное выражение, результируются в материальной форме. Изучая сознание, мы считаем необходимым непосредственно исследовать не идеальные воззрения, а получившие материальное выражение практики.

При этом нельзя не отметить, что историография недавнего времени (не только последних 15 лет, но и отчасти советского периода) дает основание считать собственно Марксово понимание Востока устаревшим и
ошибочным. Среди подобных ошибок, например, следующее. К.Маркс не считал Восток историчным. История, по его мнению, была и есть только у Запада. На Востоке же вплоть до капитализма существовал некий архаичный строй, а с капитализмом страны Востока следуют по пути Запада.

Дальнейшая редакция идей К.Маркса и Ф.Энгельса, проделанная В.И.Лениным и его последователями (советский марксизм), исходила из всемирной историчности, благодаря чему страны Востока стали рассматриваться как имевшие свою, пусть и специфичную, историю.

Особенности исторического пути стран Востока были предметом многочисленных научных дискуссий в отечественной историографии. Здесь мы не станем подробно останавливаться на этой сложной проблеме. Большинство отечественных востоковедов полагают, что общественный строй на Востоке, непосредственно предшествовавший капитализму, был феодальным, В нашей работе мы следуем этой точке зрения, хотя и не считаем вопрос об определении докапиталистической формации в Индии как "феодальной" принципиальным для нашего исследования.

Наша работа посвящена индийскому капитализму. Поэтому, хотя мы и принимаем во внимание допущенные К.Марксом ошибки в понимании истории Востока, мы считаем оправданным использовать марксистские теоретические построения, касающиеся капитализма. Мы в целом разделяем экономические взгляды К.Маркса на капитализм, изложенные им в "Капитале" и других работах, хотя и считаем его характеристику капитализма неполной.

В нашей диссертации мы исследуем социальную сферу капитализма, в которой весомым элементом выступает сознание. В силу этого, мы считаем целесообразным использовать также теоретические построения М.Вебера о "протестантской этике" и "духе капитализма". Важным для нашей работы является тезис М.Вебера о сознании как о движущем, имеющим
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23881.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.