У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Экологическая политика администрации Клинтона
Количество страниц 211
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23890.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава первая. Администрация Клинтона и защита окружающей среды

1. Американская экологическая проблематика 1990-х гг...25

2. Экологический курс администрации Клинтона в

политическом контексте 1990-х гг...57

Глава вторая. Основные направления экологической политики администрации Клинтона

1. Регулятивная реформа в Конгрессе...87

2. Роль администрации Клинтона в разработке и реформировании американского экологического законодательства...117

3. «Реинвентаризация» Агентства по охране окружающей среды и реализация федеральных экологических

программ...153

Заключение...202

Библиография...211


Введение

Актуальность и научная значимость темы. Во второй половине XX в. человечество столкнулось с целым рядом новых проблем, которые приобрели транснациональный, глобальный характер и не только поставили под сомнение многие ориентиры развития современной цивилизации, но и сделали актуальной задачу предотвращения катастрофических изменений планетарного масштаба. Одной из таких глобальных угроз стал экологический кризис, проявившийся, прежде всего, в истощении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды.

Хрупкость и уязвимость планетарного сообщества перед лицом растущих экологических и техногенных рисков стала еще более очевидной в условиях глобализации мировых экономических, политических и социокультурных процессов конца XX в. Завершение холодной войны, возникновение глобальной экономики, продолжающийся рост населения и развитие передовых технологий изменили мир фундаментальным образом. Меняющиеся реалии современного мира, отражающие растущую взаимозависимость как различных его регионов, так и экономических, социальных и экологических проблем, заставили мировое сообщество с начала 90-х гг. обратиться к разработке и реализации принципиально новых подходов к взаимоотношению с природой в целях обеспечения устойчивого развития. Концепция устойчивого развития предполагает, что потребности нынешнего поколения должны удовлетворяться без ущемления интересов будущих, на основе социально и экологически ориентированного экономического прогресса.

В свете данных тенденций весьма актуальной и интересной задачей становится изучение опыта решения экологических проблем в Соединенных Штатах Америки - стране, идущей в авангарде процессов экономической и технологической модернизации и проявляющей готовность к экспериментированию с перспективными новыми идеями и их практическому осуществлению. Столкнувшись в первые послевоенные десятилетия с разрушительными экологическими последствиями неконтролируемой экспансии норм и практик позднеиндустриальной техногенной цивилизации, американское общество смогло осуществить в 1960-1970-х гг. своеобразную «экологическую революцию» и превратить императив обеспечения экологической безопасности и высокого качества окружающей среды в важный фактор своего постиндустриального развития.

В последние десятилетия в США сформировался общенациональный консенсус по поводу того, что здоровая и безопасная окружающая среда является одним из важнейших компонентов высокого качества жизни. В стране сложилось мощное экологическое движение, а большинство американцев, согласно опросам общественного мнения, стали считать себя «экологистами». Экологическая проблематика в последние десятилетия занимает все более заметное место в предвыборных кампаниях, партийных платформах и политических дебатах. Наиболее явно это проявилось в 90-е гг., когда у власти в течение 8 лет находилась демократическая администрация Б. Клинтона, уделявшая в своей деятельности экологическим вопросам большое внимание и имевшая в своем составе на посту вице-президента самого «зеленого» из ведущих современных американских политиков - А. Гора. В этом же десятилетии возникла и на общенациональном уровне активно заявила о себе Зеленая партия, дважды выдвигавшая кандидатом на пост президента США известного правозащитника и общественного деятеля Р. Найдера.

Для борьбы с загрязнением окружающей среды в 1960-1970-е гг. была создана крупномасштабная регулятивно-правовая система, с помощью которой к концу XX в. были достигнуты серьезные успехи: более чистый воздух в городах, существенное улучшение качества воды и
Разработка и реализация экологических законов и программ стала важной составляющей деятельности органов государственной власти и управления США всех уровней. Вопросы охраны окружающей среды находятся в центре внимания целого ряда влиятельных комитетов американского Конгресса и федеральных министерств и ведомств — Министерства внутренних дел, Агентства по охране окружающей среды (далее - ЭПА), Лесной службы Министерства сельского хозяйства, Инженерного корпуса армии Министерства обороны и др. Ведущая роль здесь принадлежит ЭПА: показательно, что оно, имея к концу 90-х гг. персо- нал в 17 тыс. человек и бюджет в 7,5 млрд. долл., является крупнейшим регулятивным ведомством США.

Экологическое регулирование является наиболее масштабным и, соответственно, дорогостоящим видом государственного регулирования. Совет по качеству окружающей среды Соединенных Штатов подсчитал, что затраты только на контроль за загрязнением в период 1979-1988 гг. составили более 700 млрд. долл.1 Причем, эти расходы проявляли тенденцию к стабильному росту. В середине 90-х гг. расходы на выполнение экологических стандартов в США составляли 2,5% ВНП, а в денежном выражении на эти цели, например, в 1994 г. было израсходовано 140 млрд. долл.2

Государственное регулирование в широком смысле представляет собой вмешательство государства в экономические и социальные процессы с целью обеспечения динамичного экономического развития, максимально высокого уровня занятости и социальной стабильности. Важ-

нейшими рычагами такого рода деятельности являются федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы. Это регулирование в специальной литературе называется экономическим, так как с его помощью государство перераспределяет материальные и финансовые ресурсы, воздействует на процесс ценообразования и влияет тем самым на важнейшие социально-экономические параметры развития страны.

Экологическое же регулирование относится к сравнительно новому социальному регулированию, получившему развитие в США примерно с начала 60-х гг. (наряду с обеспечением безопасности потребительских товаров, безопасности труда на предприятиях, безопасности пассажирских авиаперевозок и т.д.). Социальное регулирование направлено на минимизацию создаваемых экономическим и технологическим ростом рисков для жизни и здоровья людей.

В отличие от экономического, социальное регулирование акцентирует применение административно-правовых методов реализации своих задач, представляя собой регламентирование деятельности фактически всех отраслей экономики и работодателей. В его рамках осуществляется вмешательство государства в производственные и технологические процессы, посредством инструкций и правил производителю предписывается выполнять соответствующие стандарты (качества окружающей среды, потребительских товаров и т.д.), нарушение которых влечет за собой установленные законом санкции, в основном в виде штрафов.

Поэтому в узком смысле государственным регулированием в США называют именно социальное регулирование, имея в виду повседневную административную регламентацию предпринимательской деятельности со стороны государства. В этом же контексте говорят, как правило, и о «регулятивном бремени», «регулятивной реформе» и т.д. Важно под-

черкнуть и то, что термин «регулятивная реформа» чаще всего используется сторонниками ограничения государственного регулирования.

Хотя цели социального регулирования широко одобряются, оно, как правило, считается весьма дорогостоящим. Причем, основными издержками социального регулирования являются не административные издержки (зарплата служащим регулятивных ведомств и т.д.), а издержки подчинения. Они представляют собой затраты, которые компании, правительства штатов и органы местного самоуправления несут в целях соответствия регулятивным стандартам, превышающие административные издержки примерно в 20 раз.

90-е гг. стали периодом противоречивого сосуществования двух тенденций: стремления общества к высокой степени экологической безопасности и качества окружающей среды, с одной стороны, и усиления общественного скепсиса в отношении существующей системы экологического регулирования - все более обременительной и все менее результативной — с другой. Несколько утрируя, но довольно удачно амбивалентное отношение американского общества к государственному экологическому регулированию американские исследователи выразили следующим образом: «Общество не может жить с экологическим регулированием, и оно не может жить без него»3. Поэтому 90-е гг. были отмечены напряженными общественными дискуссиями и серьезными политическими конфликтами по поводу поиска оптимального баланса между экономической эффективностью и экологической защитой.

В 90-х гг. Конгресс значительно повысил свое внимание к проблемам реформирования экологического законодательства, а федеральная администрация приступила к реорганизации (в американских терминах - «реинвентаризации») ЭПА. Реинвентаризация ЭПА предполагала, что это ведомство должно было осуществлять более результативную и менее обременительную для бизнеса и налогоплательщиков деятельность

по защите окружающей среды с помощью более гибких методов экологического регулирования.

В связи с этим особый интерес и важность представляет рассмотрение того, каким образом решала экологические проблемы и реагировала на вызов устойчивого развития администрация Клинтона, которая приобрела репутацию одной из наиболее экологически ориентированных в истории США (главным историческим соперником Клинтона в этом отношении является президент Теодор Рузвельт) и не без оснований ставила себе в заслугу одновременное достижение заметного экологического прогресса и впечатляющего экономического роста.

Анализ экологической политики администрации Клинтона позволяет более глубоко осмыслить целый ряд важнейших явлений и процессов в социальном и политическом развитии США 1990-х гг. - таких как изменение концепций и механизмов государственного регулирования; взаимоотношения исполнительной и законодательной властей в контексте «разделенного правления»; феномен административного президентства и стиль политического лидерства президента Клинтона; идейная эволюция Демократической партии; роль заинтересованных групп в процессе принятия решений; влияние постматериальных ценностей на электоральное поведение граждан и межпартийную конкуренцию. Кроме того, анализ достижений и неудач США в области экологической политики, осмысленное, творческое, а потому и свободное от слепого копирования восприятие американского опыта, думается, имеют практическую ценность для современной России, переживающей серьезные трудности в экологической сфере и остро нуждающейся в экологизации общественного сознания, политических и экономических процессов.

Степень изученности темы. В США исследованию экологической политики 90-х гг., и, в частности, политики администрации Клинтона посвящено немалое количество работ. Наиболее масштабная и ком-
плексная из них - «Экологическая политика: Новые направления для XXI века», изданная под редакцией Н.Вига и М.Крафта4. Наибольшее внимание в ней было уделено анализу президентского лидерства в области охраны окружающей среды, экологической политике в Конгрессе и реформированию ЭПА. Подчеркивалась противоречивость экологических усилий администрации Клинтона, республиканского Конгресса и других ключевых игроков, что авторы объясняли меняющимся характером экологической проблематики, низкой эффективностью в новых условиях многих традиционных механизмов и методов государственного экологического регулирования и сложностью выработки компромиссного и согласованного политического курса в такой ситуации, наложив-шейся на ситуацию достаточно конфликтного разделенного правления.

Дж.Бьюэлл и Т.Делука стремились определить фундаментальные идейно-философские принципы и ценностные ориентиры, на которых должна основываться в современной Америке политика устойчивого развития. В такой перспективе они оценивали американскую экологическую политику 90-х гг., ее сильные и слабые стороны, приходя к выводу, что устойчивое развитие возможно только в условиях устойчивой демократии5.

С.Реншон объяснял особенности президентства и политического курса Клинтона - прежде всего амбициозность и, вместе с тем, гибкость - на основе анализа стиля политического лидерства и психологических черт личности Билла Клинтона в политико-психологическом контексте 90-х гг6.

Аналитики Исследовательской службы Конгресса Дж.Блоджет, К.Коупленд, Дж.Маккарти, М.Рейч и Л.Широу осуществили скрупулезный и комплексный обзор законодательной и административной политики 1980-1990-х гг. в области охраны окружающей среды7, сосредоточившись на таких направлениях, как процесс модернизации и ресанк-

ционирования важнейших экологических законов, регулятивная реформа, законы о чистом воздухе, чистой воде и Суперфонде и др. Эти исследователи старались придерживаться подчеркнуто объективистского подхода, однако в создаваемой ими панораме американской экологической политики Конгресс в большей степени, чем федеральная администрация, представал как выразитель общенациональной политической воли и центр принятия ответственных политических решений, выступал как наиболее легитимный политический институт.

Отдельные аспекты экологического курса администрации Клинтона в связи с анализом политической стратегии Демократической партии США 90-х гг. и возможности формирования на леволиберальной основе нового электорального большинства характеризовали в своей работе С.Гринберг и Т.Скокпол8. К.Коллинс дал анализ экологической составляющей платформы Демократической партии 1992 г.9. П.Роубер писал о влиянии политической конъюнктуры 90-х гг. на позицию президента Клинтона по экологическим вопросам10. Дж.Рауч обратил внимание на инерционность американского общественного мнения по экологическим вопросам и воздействие этого фактора на экологическую политику федеральной администрации11. Р.Каттнер, У.Маршалл, М.Пенн, Р.Боросадж, С.Гринберг проанализировали причины победы Клинтона на президентских выборах 1996 г. и, в том числе, роль экологических вопросов в электоральной стратегии демократов12.

Роль вице-президента Гора и директора ЭПА К.Браунер в выработке и реализации экологической политики федеральной администрации анализировали К.Кэннон ( деятельность Браунер как одной из ключевых фигур демократической администрации, оценка ее лидерских качеств, политических и административных способностей)13, К.Уолш (оценка Гора как «наследника» Клинтона и рассмотрение активизации под эгидой Гора экологической политики администрации в конце 90-х гг. как
из способов обеспечения его победы на президентских выборах 2000 г.)14, Дж.Бранеган (беспрецедентно большая роль вице-президента Гора в руководстве целым рядом направлений политики федеральной администрации, особенно экологической) , Т.Ноах (роль Гора как генератора новаторских идей и сильного администратора)16, М.Лемоник (усилия Браунер по активизации регулятивной деятельности ЭПА во второй половине 90-х гг.)17.

Немалое внимание было уделено исследованию регулятивной политики и реформированию ЭПА. Речь идет о работах У.Розенбаума18, Е.Флешнер и Д.Нопман19, Дж.Хокенстайна, Р.Ставинса и У.Брэдли20, С.Тэйлора21 и М.Вейденбаума22.

Подходы администрации к реформированию отдельных экологиче-ских законов освещены в исследованиях Дж.Скоу , А.Крупника , Дж.Андерсон .

Что касается итоговых оценок экологической политики администрации Клинтона, то большинство американских исследователей делали вывод о повышении статуса мероприятий по охране окружающей среды в общенациональной политической повестке дня, активизации усилий федеральной администрации по модернизации институтов государственного экологического регулирования и достижении целого ряда позитивных результатов. Вместе с тем, такие оценки, как правило, сочетались с констатацией непоследовательности, противоречивости экологического курса Клинтона-Гора, его чрезмерной зависимости от колебаний политической конъюнктуры и неспособности демократической администрации оправдать в полной мере те ожидания, которые были связаны с ее приходом к власти в 1993 г.

Следует также отметить, что при всей значительности числа работ по современной экологической политике (а среди них, если исключить публицистику, преобладают политологические) специальная и ком-
плексная разработка американскими историками такой темы, как экологическая политика администрации Клинтона, по сути, только начинается.

В отечественной науке, в том числе исторической, американская экологическая политика стала предметом специального изучения во второй половине 1970-х гг., после создания в США современной политико-правовой системы охраны окружающей среды. Среди работ по этой теме в 70-80-е гг., безусловно, преобладали исследования социально-философского, правового и экономического характера.

Новизна предмета исследования, выход экологической проблематики за пределы традиционных территориально-географических, политико-идеологических, научно-дисциплинарных границ, ее явная второсте-пенность в советской политической повестке дня - все это обусловило изучение в отечественной науке американской экологической политики преимущественно в философском, правовом и организационно-техническом русле. К числу наиболее важных и серьезных работ такого рода можно отнести монографические исследования В.И. Соколова, Е.Н. Лисицына, И.О. Красновой, и др .

Историки не проявляли особого интереса к изучению столь «футу-рологической» и политически малоактуальной тематики. Показателен пример Н.А. Шведовой, защитившей в 1981 г. кандидатскую диссертацию по теме «Роль конгресса США в выработке и проведении государственно-монополистической политики в области охраны окружающей среды»27 и после этого обратившейся к оказавшемуся более результативным исследованию иной проблематики — американской системы здравоохранения. Между тем все более явно ощущался дефицит исторических и политологических исследований, направленных на изучение истории американской экологической политики в тесной связи с эволюцией американской социально-экономической и политической системы,
анализ взаимодействия основных институтов, структур и субъектов, формирующих политический курс в области охраны окружающей среды, динамики взаимоотношений общества и государства по поводу решения экологических проблем.

Большее внимание американской экологической политике отечественные историки, политологи и социологи стали уделять в 90-е гг., что было связано, во многом, с усилением международных научных контактов, демократизацией российской политической системы, и, соответственно, возросшей актуальностью экологической проблематики. Именно в этот период в отечественную науку вошел термин «экополитология», обозначающий новый раздел политологии, изучающий экологическую ситуацию и экологическую политику в различных странах мира и в глобальном аспекте.

В наиболее систематизированном виде анализ основных тенденций современной экологической политики как на международном уровне, так и в отдельных регионах мира был осуществлен Н.Г. Рогожиной28. Что касается современной американской экологической политики, и, в частности, экологической политики администрации Клинтона, то некоторые ее аспекты были затронуты в работах Н.Г. Рогожиной (например, основные факторы экологической политики, административные и экономические механизмы экологического регулирования), статьях В.Д. Писарева (реализация стратегии устойчивого развития), И.Л. Абалкиной, В.И. Соколова, (взаимодействие экономики и институтов охраны окружающей среды) и др29. Однако специального всестороннего исторического (как и политологического) исследования экологической политики администрации Клинтона в отечественной науке осуществлено не было, и данная работа является попыткой восполнить этот пробел.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является экологическая политика администрации Клинтона (1993 — 2001
гг.). Экологическая политика (environmental policy) здесь понимается в узком смысле - как политический курс, направленный на защиту окружающей человека среды (водоемов, питьевой воды, воздушного бассей-на, земли как среды проживания человека) от загрязнения посредством экологического регулирования хозяйственной деятельности с целью минимизации рисков для жизни и здоровья людей и обеспечения высокого качества жизни.

Соответственно, внимание сосредоточено на активности в определенной политической сфере, включающей в себя действия президента, Конгресса, деятельность главного федерального ведомства, осуществляющего экологическое регулирование - ЭПА, политических партий в отношении важнейших экологических законов США (Суперфонд, закон о чистом воздухе, закон о чистой воде, закон о безопасной питьевой воде), а также функционирование институтов экологического регулиро- вания в целом в качестве важнейшей составляющей американской системы государственного регулирования. Тем самым экологическая политика будет отделена от природоохранной деятельности (вместе с которой она составляет экологическую политику в широком смысле) — т.е. будет отделена от политического курса, направленного на охрану и сохранение природных ресурсов, таких как животный и растительный мир, земельные, лесные, минеральные ресурсы, природные парки и памятники и т.д.

Кроме того, изучение экологической политики администрации Клинтона в данном исследовании ограничено административно-территориальными рамками США, т.е. ее национальным аспектом, и институциональными рамками федеральных органов власти. Не будет специально рассматриваться международный аспект этой политики, т.е. участие США в решении таких глобальных экологических проблем, как глобальное изменение климата, деградация озонового слоя Земли, упа-
док мирового биоразнообразия и др. Подобная дифференциация, связанная с определением предмета исследования, основывается на соответствующих разграничениях, принятых в экологической науке. Она четко отражена в международной и американской административно-политической практике: защитой окружающей среды преимущественно занимается ЭПА, охраной природных ресурсов — Министерство внутренних дел, а решением глобальных экологических проблем — специальные подразделения ЭПА и Госдепартамента в тесной координации с ООН и зарубежными правительствами.

Хронологические рамки исследования охватывают период президентства Клинтона - 1993-2001 гг., однако, в случае необходимости расширения историко-сравнительного поля исследования осуществляется выход за данные хронологические границы, например, когда речь идет о сравнении по различным параметрам экологической политики админи-^> страции Клинтона и двух предшествующих республиканских админист-
раций.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы исследовать экологическую политику администрации Клинтона в контексте социально-экономического, политического и социокультурного развития американского общества 90-х гг. XX в., охарактеризовать ее основные черты, выявить ее логику и эволюцию.

Поставленная цель определяет следующие основные задачи диссертационной работы:

1. Охарактеризовать американскую экологическую проблематику 90-х гг. и президентское лидерство в ее политической концептуализации, очертить контуры и проследить динамику политического курса администрации Клинтона в сфере охраны окружающей среды.
2. Проанализировать роль федеральной администрации периода 1993 — 2001 гг. в разработке и реформировании американского экологического законодательства.

3. Исследовать процесс разработки и реализации программно-целевых мероприятий по защите окружающей среды в институциональных рамках федеральной исполнительной власти.

Методологической основой диссертации является исторический ин-ституционализм — междисциплинарный подход, объединяющий теоретико-методологический инструментарий исторической науки и политологии.

Междисциплинарный подход на стыке истории и политологии особенно актуален для исследования совсем недавнего прошлого, по сути пограничного периода между прошлым и настоящим, о чем напоминает высказывание английского историка Э. Фримэна: «История — это прошлая политика; и политика — это сегодняшняя история»30.

Исторический институционализм, как одно из направлений неоин-ституционализма, получает все более широкое распространение в современной исторической и политической науке. Ведя свое происхождение от наследия великих историков-социологов А. де Токвиля и особенно М. Вебера, он ставит в центр внимания разнообразные институты как совокупность формальных и неформальных норм, правил и процедур. Институты не просто суммируют индивидуальные субъективно осознанные предпочтения, достигая баланса интересов на политическом рынке (именно такой видят их роль сторонники бихевиористской парадигмы), они не служат и инструментом реализации политических интересов экономически господствующего класса (такая роль отводится государству в рамках марксистской парадигмы). Институты отфильтровывают «сырой материал» потенциальных интересов, «фактически переоформляют интересы, вырабатывая новые идеи посредством дискус-
сий, побуждая часть индивидов к изменению их предпочтений, отбирая одни интересы за счет других или сокращая многогранный спектр вариантов до двух альтернатив, которые могут быть предложены для голосования»31.

Теоретическая логика исторического институционализма акцентирует то, что историк и социолог Ф. Абраме назвал «двусторонним характером общества»: «Двусторонний характер общества, тот факт, что общественная деятельность — это одновременно наш выбор и обязанность, неразрывно связаны с другим фактом: единственная реальность, присущая обществу, — это историческая реальность, реальность во времени. Когда мы говорим о двустороннем характере общества, мы имеем в виду, каким образом с течением времени действия превращаются в институты, а институты, в свою очередь, изменяются благодаря действиям»32.

Исторический институционализм демонстрирует внимание как к социальным структурам, так и к действиям людей, имеющим различную логику в различных исторически складывающихся институциональных контекстах. Историко-институциональный анализ весьма чувствителен к контексту — именно в рамках определенного исторического, институционального и культурного контекста люди интерпретируют свои интересы, конструируют свои идентичности и делают свой выбор. Поэтому «исторические институционалисты рассматривают каузальность как контекстуальную. То есть они тяготеют к рассмотрению комплексных конфигураций факторов как таких, которые нерегулярно значимы (casually significant). Эти конфигурации выявляются через историко-сравнительное наблюдение...»33. Таким образом, исторический институционализм в значительной степени воспроизводит логику историзма, объединяя ретроспективный, историко-сравнительный, структурно-функциональный методы в широкой междисциплинарной перспективе.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23890.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.