У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы Богатства и Бедности в общественной мысли Италии XIV - первой половины XV вв.
Количество страниц 215
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23894.doc 
Содержание Содержание
Введение ... 3

Глава 1. Роль земной жизни и труда в обществе итальянских городов-государств XIV - первой половины XV вв.

1.1 «Vita attiva» и «vita contemplativa» в оценке гуманистов

и деловых людей... 63

1.2 Этические представления о труде... 106

1.3 Человек и Фортуна в воззрениях гуманистов и горожан 137 Глава 2. Восприятие богатства и бедности в трактатах итальян-

cKirx гуманистов и записках ремесленников и купцов.

2.1 Взгляд гуманистов на роль материальных благ в жизни человека... 153

2.2 Парадигмы поведения светских интеллектуалов и деловых людей: жажда наживы и альтруизм... 193

2.3 Представления об успехе и неудаче в обществе городов-государств ренессансной Италии... 218

Заключение ... 241

Список источников и литературы ...251


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность. Изучение обозначенной в теме исследования проблемы представляется весьма своевременным. Нельзя преуменьшить значение эпо- хи Возрождения для формирования западной культуры и менталитета западного общества. Именно в исследуемый нами исторический период были заложены алгоритмы отношения ко многим явлениям, существующим в современном мире. Это, в частности, коснулось и накопления капиталов. В Италии XIV - XV вв., обладающей высокой городской культурой и далеко зашедшей в своем развитии экономикой с элементами предкапитализма, вопрос об эти- ческой оценке имущественного расслоения, богатства и бедности стоял с невиданной остротой. Неудивительно, что в трудах выдающихся интеллектуалов эпохи, деятелей гуманизма, мы встречаемся с детальной разработкой проблемы. В этических трактатах гуманистов отражается процесс складывания нового отношения к материальным благам, отличного от их резкого неприятия, укоренившегося в средневековой аскетической доктрине. Здесь мы можем проследить, как формируется светская и во многом положительная оценка обогащения. Интеллектуальные поиски деятелей гуманизма представляют собой важную страницу в складывании этики капиталистических отношений. Свое явное выражение этот процесс получает уже в Новое время. Уклад итальянского общества эпохи Ренессанса еще нельзя назвать капиталистическим, многие тенденции экономической и социальной жизни не по- лучили своего завершения. Однако это не мешает плодотворным исканиям гуманистов, оценивающим новые для себя явления городской жизни. Бесценное наследие этической мысли Возрождения актуально в свете реалий современной России, стремящейся к интеграции в европейское сообщество и дальнейшему развитию рыночной экономики. Успешное функционирование последней невозможно без складывания в социуме специфического ментали- тета, делающего возможным внутреннее приятие обществом процесса накопления капиталов, его материальных и моральных издержек. Для того чтобы
лучше понять истоки формирования такого менталитета, важно изучить плоды творчества интеллектуалов, фиксирующих данное явление.

Историография темы. Необходимо отметить, что вопрос об отношс- нии гуманистов к проблеме собственности и обогащения активно обсуждался в отечественной и зарубежной исторической науке. Медиевисты XIX в. не посвящали этой теме специальных исследований, но косвенно затрагивали ее в общих монографиях по культуре Возрождения. В историографии данного периода господствовали как либеральные (связанные с применением методологии позитивизма), так и консервативные тенденции. Именно на их основе формируются два подхода к рассмотрению проблемы: культурно-исторический и религиозно-романтический.

К последнему принадлежат концепции швейцарского историка Я. Буркхардта, немецкого исследователя Г. Фойгта, французского ученого Ф. Монье. Они трактуют эпоху Ренессанса, как особый культурно-исторический тип, создавший условия для формирования новой личности, оценивающей действительность с антропоцентрических и мирских позиций. Акцент на ре-нессансном индивидуализме характерен для Я. Буркхардта1. Г. Фойгт подчеркивает роль наследия античности в формировании новой культуры, придавшего последней светский характер2. Ф. Монье, не отрицая индивидуализм ценностей ренессансной личности, преуменьшает роль гуманистов в их формировании, считая деятелей гуманизма узкой прослойкой ученых- профессионалов (этот подход оказал влияние на концепцию современного американского историка П. Кристеллера)3. Для представителей направления вообще характерна недооценка роли гуманизма, как ведущего идеологического течения Возрождения.

Затрагивают ученые и характеристики ренессансной личности, связанные с реакцией на накопление капиталов. Буркхардт отмечает эгоизм и рас-

1 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1876. С. 374-375.

2 Фойгт Г. Возрождение классической древности, или первый век гуманизма. М., 1884-1885. Т. 1.С. 5-7.

3 Монье Ф. Опыт литературной истории Италии XV века, Кватроченто. СПб., 1904. С. 93. четливость итальянских горожан XIV-XV в.в., соединяющих в своем внутреннем мире «честолюбие и выгоду, холодный расчет и страсть». Неотъемлемыми составляющими новой личности автором признаются предприимчивость и прагматизм, заставляющие преодолевать серьезные препятствия в погоне за прибылью1. Г. Фойгт полагает, что подобные качества были присущи и ренессансным интеллектуалам. «Желание иметь по возможности независимое положение, которое уже Петрарка так высоко ценил, осталось отличительной чертой и его последователей»2,- пишет ученый. Необходимость бороться за покровительство влиятельных особ и самомнение, которое, по Фоигту, расцвело в сердцах светсюгх интеллектуалов от осознания ценности своих знаний, сделали страсть к стяжательству важной частью существования гуманистов.

Наряду с течением, которое рассматривало культуру Ренессанса с позиции ее антропоцентрической и мирской направленности, в историографии XIX в. формируется религиозно-романтическое направление. Его представи-тели старались оттенить светские стороны ренессансного мировоззрения, сгладить противоречия между церковной идеологией и этикой гуманизма, отрицали принципиальную новизну ряда установок последней. Ярким подтверждением этому служит концепция французского исследователя Э. Жеба-ра. Критикуя представления о расхождениях между светской по духу гуманистической идеологией и церковной доктриной, он пишет: «Это мнение од- посторонне, как всякое абсолютное суждение, высказанное по поводу какого-нибудь значительного периода истории»3. Жебар подчеркивает, что уклон в сторону практицизма и свободомыслия, который можно наблюдать в творениях гуманистов, подготовлен самим характером религиозности итальянцев, чуждой догматизма и глубокой4. Будучи умеренным представителем рассматриваемого течения, он не отрицает рационального характера моральных

1 Буркхардт Я. Указ. соч. С. 374.

2 Фоигт Г. Указ. соч. Т.2. С.331.

3 Жебар Э. Начала Возрождения в Италии. СПб., 1900. С. 387.

4 Там же. С. 388.
установок итальянца эпохи Ренессанса, в частности, по отношению к накоплению капиталов. По мнению исследователя, для итальянского горожанина было характерно «постоянное искание материального обеспечения, искание, достигавшее степени искусства, несомненно, носившего чисто светский характер»1. Согласно Э. Жебару, этот дух утилитаризма передается и выходцам из гуманистической среды, отражаясь в их литературном наследии и обыденном поведении.

Начало XX в. в зарубежной историографии знаменуется новым этапом в рассмотрении проблемы. События первой мировой войны и порожденные

* ими противоречия в общественной жизни оказали влияние на развитие медиевистики. Усиливается интерес к социальным предпосылкам культуры Возрождения, ее характеру. Получают известность работы исследователей, принадлежащих к религиозно-романтическому направлению, Дж. Тоффани-на, К. Бурдаха, Ж. Маритэна, Э. Жильсона, либо отрицающие светский характер ренессансной культуры, либо стремящиеся преуменьшить ее дости-

* жения.

В общем русле тенденций к принижению принципиальной новизны Возрождения, особое место занимает концепция голландского историка культуры Й. Хейзннги, отличающаяся от взглядов представителей релнпюзно-романтического направления глубиной и масштабностью авторского анализа. Он критикует Я. Буркхардта за излишне резкое противопоставление Ренес-v*" санса и Средневековья (по принципу «свет - тень»). Хейзинга утверждает,

что переход от одной культуры к другой столь плавен, что трудно определить само понятие «ренессансная культура»2. Гуманизм выступает не резким переворотом, порвавшим с традицией, а способом сосуществования и взаимодействия с ней. Хейзинга отказывает гуманистам в претензиях на формирование нового мировоззрения, в том числе, и по отношению к стяжательст-

* ву. Говоря, например, об этических трактатах Петрарки, историк замечает,

'ЖебарЭ.Указ.соч.СЛгЬ

Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV в.в. во Франции и Нидерландах. М., 1988. С. 354-355.

что «темы, которые в них затронуты, еще совершенно в рамках средневековой мысли» .

Идеям, изложенным выше, наследует концепция современного американского историка Чарльза Тринкауса. Последний, хотя и считает вслед за Я. Буркхардтом, индивидуализм и антропоцентризм важнейшими чертами ре-нессансного мировоззрения, но дает им особую трактовку. Тринкаус ставит под сомнение ярко выраженную светскую направленность воззрений гуманистов. Ренессансный индивидуализм для него - возврат к раннехристианской традиции, к патристике. Американский исследователь подчеркивает ряд антропоцентрических моментов в концепциях «отцов церкви» (индивидуальное спасение и т.д.) и проводит параллели с взглядами деятелей гуманизма. «...Соображения ранних гуманистов о состоянии человека, от Петрарки до Баллы, неотделимы от возрождения более ранней христианской традиции антропоцентрической теологии»2, - пишет он. Касаясь оценки интеллектуалами Возрождения проблемы богатства и бедности, американский историк также нередко подчеркивает в их воззрениях христианские мотивы. Рассматривая концепцию флорентийского гуманиста Поджо Браччолини, Тринкаус особо выделяет в ней мотив критики жадности. Историк утверждает, что мыслитель сознает моральную пагубность этого порока, «его опасности и духовную недостаточность его наград»3. Таким образом, исследователь полностью игнорирует новые, светские мотивы в оценке стяжательства, прозвучавшие в трактатах самого Поджо и произведениях других деятелей гуманизма.

В историографии 20 - 40 гг. XX вв. развиваются и течения, противостоящие тенденциям «медиевизации» Возрождения, трактующие ренессанс-ную культуру с позиции ее светскости и антропоцентризма. Одним из таких течений является вектор поисков, заданный искусствоведами, социологами

1 Хейзинга Й. Указ.соч. С. 357.

2 Trinkaus Ch. In our image and likeness. Humanity and divinity in Italian humanistic thought. Chicago, 1970. V.I. P. 199.

3 Ibid. Vol. 1. P. 258-259.
культуры и искусства. Ярким представителем социологического направления выступает Альфред фон Мартин. Как и другие ученые, работающие в этом русле, немецкий исследователь стремится установить взаимосвязь между особенностями социально-экономического развития ренессансной Италии и формированием гуманистической культуры, причем нередко рассматривает эту взаимосвязь, как прямую. Задачей своего исследования фон Мартин ставит изучение «проблемы существующих отношений между капиталистическим классом имущих и гуманистическим слоем образованного населения»1. Он считает гуманистов непосредственными выразителями интересов ранней буржуазии, причем не делает скидок на специфические черты торгово-предпринимательской прослойки Италии XIV - XVI вв., которую еще нельзя обозначить этим термином. «В более или менее «эстетической» эпохе Ренессанса ставится вопрос об общественной реальности, о выступающем впервые в истории слое «имущих и образованных». При этом, в первую очередь нужно говорить об имущих, а затем об образованных»2, - пишет фон Мартин. Налицо полное отождествление установок ренессансных мыслителей и представителей торгово-предпринимательской среды, в том числе, в отношении обогащения. Фон Мартин утверждает, что сущность буржуазии проявляется «в созданной буржуазией культуре», коей он считал ренессансную. Сам же Ренессанс был для ученого выражением буржуазных «динамизма и порядка» в противовес «статике» и «хаотичности» феодального общества3.

Концепция фон Мартина получила развитие в трудах его ученика - немецкого искусствоведа Ф. Антала. Он непосредственно сообразует ренессансную реалистичность, рациональность, акцент на активном распоряжении человеком благами материального мира с настроениями части влиятельных купцов и предпринимателей. «Рациональный элемент в сознании крупной буржуазии переживал теперь свое сильнейшее выражение. Образ мыслей

1 Martin A.von. Soziologie der Renaissance. Zur physiognomic und rhythmic burgerlicher kul-tur. Stuttgart, 1932. P. V.

2 Ibid. P. VIII.

3 Боткин Л.М. О социальных предпосылках Итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М., 1975. С. 253.
этого класса отличался, особенно в его высших слоях, почти пуританской трезвостью»1, - пишет исследователь. Таким образом, все сферы деятельности гуманистов — от выработки новых мировоззренческих установок, до «studia humanitatis», связаны с потребностями социальной элиты городов-государств Аппенинского полуострова. Опираясь на представления об этой связи, Ф. Антал трактует и эволюцию гуманистических взглядов на человека и общество. В частности, поворот к платонизму и изысканным, но отвлеченным штудиям, произошедший в гуманизме вт. пол. XV в., он объясняет воздействием на ренессансную мысль установок другой части элиты - старой феодальной и придворной знати, нобилитета, которая смешивалась с новыми буржуа. «Чувство собственного достоинства крупной пуританской буржуазии все больше теряло свою силу сопротивления по отношению к изысканно-сти и блеску аристократического и придворного» , - пишет искусствовед. Антал устанавливает прямую взаимосвязь между социальными процессами и сферой интеллектуальной деятельности, неоднократно подвергаясь жесткой критике за упрощения и схематизм.

Исследованиям Ф. Антала наследуют более поздние работы историка искусства А. Хаузера. Последний находит непосредственную зависимость рационалистических мотивов в художественной и интеллектуальной жизни Ренессанса от особенностей развития итальянской экономики XIV - XVI вв. (предкапиталистические элементы), выдвинувших на первый план идеи расчетливости и планирования. «Они (т.е. рационалистические принципы в науке и искусстве — авт.) выражают ту же неприязнь к непредвиденному и не поддающемуся контролю, что и экономика этого периода, с ее акцентом на планировании, целесообразности, расчетливости; они являются порождением того же духа, что делает их методами в организации труда, в ведении торговли, в кредитной системе и двойной бухгалтерии, в способах управления, в дипломатии и войне. Иррациональное перестало производить какое-либо

1 Antal F. Die florentiniche Malerci und ihn sozialen Hintergrund. Berlin, 1958. P. 229.

2 Ibid. P. 231.
глубокое впечатление»1, - пишет Хаузер. Универсальный процесс рационализации, по мнению исследователя, затронул все сферы общественной жизни — от хозяйственной до нравственной. «Предприимчивый дух пионеров потерял свой романтический, рискованный, пиратский характер, захватчик стал организатором и бухгалтером»2, - замечает А. Хаузер. Ученый считает, что эти проявления утилитаризма постепенно сформировали новую мораль. «Капиталистический дух Ренессанса состоит в мотиве прибыли и так называемых «добродетелях среднего класса»: стяжательстве, трудолюбии, бережливости и респектабельности. Но даже эта новая мораль является только еще одним выражением универсального процесса рационализации»3, - делает вывод Хаузер. Данные этические установки отчасти отразились и в гуманистических трактатах, ибо влияние этих императивов на городское сообщество Италии рассматриваемого периода было огромным.

В 30 г.г. XX в. зарождается еще один историографический подход, усматривающий в этических установках разных слоев итальянских горожан

* XIV - XV в.в. элементы светскости и прагматизма. Это антропологическое направление, восходящее к французской школе «Анналов» и концентрирующееся на исследовании социальной психологин. К обыденному сознанию и гуманистов, и купцов обращались виднейшие представители этой школы — Ф. Бродель и Ж. Ле Гофф. Последний, в своей монографии «Купцы и банкиры средневековья», стремился показать мировосприятие этой среды на по-

* вседневном уровне через социально - экономическое бытие4. Он доказывал, что психологическая атмосфера, создаваемая слоями населения, связанными с процессами накопления капитала, существенно отличалась от способов восприятия жизни в Средневековье, если брать во внимание их рациональное отношение к пространству и времени, к богатству и накоплению, индивидуалистические начала их сознания. По мнению Ле Гоффа, это были «предкапи-
1 Hauser Л. The social history of art. London. 1951. V. I. P. 277.

2 Ibid. V. I. P. 284.

3 Ibid. V. I. P. 285.

4 Lc GofT J. Marchands et banquiers du Moyen Age. P., 1972.
талисты», обладающие высоким достоинством, уверенностью в себе, свободные от присущих средневековому человеку чувства, зависимости, стремления опираться на авторитет1. Именно в среде крупного купечества стало формироваться положительное отношение к крупным состояниям, стремление к приобретению которых критиковалось церковной доктриной. Масштабный прорыв к светскости и индивидуализму в рассмотрении этой и других проблем повседневности, состоявшийся благодаря деловым людям, по Ле Гоффу, подготовил почву для становления ренессансной культуры. «Он (т.е. крупный купец — авт.) благоприятствовал Ренессансу в интеллектуальном плане, удовлетворял его персональные нужды, позволяя его представителям стать гуманистами»2,- пишет историк.

Этим воззрениям наследует концепция французского исследователя более позднего периода - К. Бека. Он прямо отождествляет этические императивы гуманистов в отношении обогащения с ментальными установками купеческой среды, причем последовательно отстаивает свою позицию, делая это на примере ренессансной мысли Флоренции. «Флорентийские деловые люди и гуманисты имеют много общего: образ жизни, интересы, идеалы»3,-пишет Бек. Он дает широкую картину взаимосвязей деятелей гуманизма и представителей торгово-предпршшмательской прослойки. Столь тесное сотрудничество, по Беку, порождало исторические персонажи, обладающие двойственной природой и признаками обеих социальных сред. «...Все флорентийские гуманисты могут с полным правом назвать «братьями» какого-нибудь Палла Строцци или Джаноццо Манетти (выходцы из знатных купеческих фамилий - авт.). И эти последние - они гуманисты или торговцы?»4 -восклицает французский исследователь. По мнению Кристиана Бека, светские интеллектуалы, разделяющие установки, характерные для рыночного менталитета, осмысливали импульсы, исходящие из торгово-

1 Lc Goff J. La civilization de Г Occident medieval. P., 1967. P. 426.

2 Le Goff J. Marchands et banquiers du Moyen Age. P. 75-76.

3 Bee Ch. Les marchands ecrivains. Affaires et humanisme a Florence (1375-1434). P., 1967. P. 369.

4 Ibid. P. 371.
предпринимательской среды и вырабатывали на этой основе стройные этические и философские системы, включающие накопление капиталов в круг морально оправданных сфер человеческой жизнедеятельности.

Огромный вклад в рассмотрение изучаемой проблемы внесли исследователи идеологии гуманизма: Г. Барон, Э. Гарэн, П. Кристеллер, их ученики и последователи. Плодотворное и масштабное развитие данного направления интеллектуальных поисков началось в 50-60 г.г. XX в. Исследования, начатые в русле культурно-исторического подхода, перешапгули эти рамки. Они поражают многообразием трактовок проблемы социальных предпосылок ре-нессансной культуры.

Важную роль здесь сыграла концепция американского историка Г. Барона. Исследователь исходил из представлений о тесной взаимосвязи интеллектуальной жизни с повседневным существованием итальянского социума. На примере флорентийского гуманизма он показывает, как ренессансные мыслители проходят путь от отвлеченных штудий до активной вовлеченности в дела общества. Барон утверждал, что на пике противостояния Флоренции с герцогством Миланским (рубеж XIV - XV вв.) у тосканских интеллектуалов, захваченных волной патриотизма, возрос интерес к изучению социальной жизни, обоснованию преимуществ демократического коммунального устройства1. При этом они используют научный инструментарий античных философов, в частности, концепцию Аристотеля. Данный факт првдает этическим поискам невиданную глубину. Происходит общая переоценка ценностей, в результате которой флорентийские интеллектуалы пятнадцатого столетия «рассеяли предрассудки гуманистов XIV в.», все еще остававшихся в плену аскетических догм . Таким образом, по Барону, формируется гражданский и светский взгляд на явления окружающей действительности. Благодаря флорентийским гуманистам XV в. (Леонардо Брунн, Маттео Пальмиери, Поджо

1 Baron H. The Crisis of the early Italian Renaissance. Civic humanism and republican liberty of the age classicism and tyranny. Princeton, 1966. P. 273-274.

2 Baron H. Л new attitude toward wealth // Social and economic foundations of the Italian Renaissance. New York, 1969. P. 180.
Браччолшш и др.) складывается положительное отношение «к миру материальных благ и производственных процессов»1. Историк считает, что вышеперечисленные мыслители смогли очистить обогащение от налета негативных оценок. Причем, их воззрения оказали огромное влияние на дальнейшую эволюцию гуманизма. «Эти флорентийские концепции играли важнейшую роль в развитии мысли в Италии» , - пишет Г. Барон. Таким образом, по мнению американского историка, отношение гуманистов XIV — XV вв. к проблеме богатства и бедности зависело от степени развития гражданской традиции в той или иной области Италии. Но, в любом случае, критерием оценки накопления капиталов нередко выступала его полезность для общества, что было существенным шагом в сторону светскости.

Концепция, выдвинутая Гансом Бароном, открыла новую главу в изучении этической мысли гуманизма. У американского исследователя появилось много единомышленников и последователей, которые углубили ряд направлений научного поиска, намеченных Бароном. Подтверждением этому служат и взгляды американского историка Д. Хея. Последний разделяет мнение Ганса Барона о выработке положительных светских идеалов в области этики, осуществляемой флорентийскими гуманистами рубежа XIV — XV в.в. Хей отмечает, что во многом благодаря их усилиям «монах больше не монополизирует добродетель». Историк говорит о переоценке с мирских позиций многих областей человеческого существования в традиции флорентийского гуманизма, переоценке, которая «кос1гулась исключительной черты христианского самоотречения - отношения к богатству»3. Д. Хей отмечает положительный и антиаскетический взгляд на обогащение у ведущих ренессансных мыслителей Флоренции - Колюччо Салютатн, Леонардо Бруни, Маттео Папьмнерн. Историк отдает дань огромному влиянию их концепций на гуманистическое движение и общество рассматриваемой эпохи, соглашаясь с Г.

1 Baron H. A new attitude toward wealth. P. 182.
Baron H. Franciscan poverty and civic wealth in humanistic thought// Speculum. Л journal of medieval studies, 1938. V. XIII. P. 26. 3 Hay D. The Italian Renaissance in its historical background. London; New York, 1961. P. 126.
Бароном. Однако Хей делает несколько оговорок, расходящихся с подходом последнего. Он утверждает, что существовало ряд обстоятельств, препятствующих более масштабному воздействию теорий флорентийский мыслителей на итальянский социум вт. пол. XIV — пер. пол. XV вв. Прежде всего, это сосредоточенность вышеуказанных гуманистов на изучении античного наследия при меньшем внимании к народному языку и народной культуре. Исследователь выделяет данный фактор, как мешающий соприкосновению концепций деятелей гуманизма с «популярными движениями общественного мнения». Кроме того, Хей говорит и о другом обстоятельстве, снижающем светскость и влиятельность взглядов гуманистов. Он отмечает, что иногда ренессансные мыслители не проявляли исключительную оригинальность и отстаивали «позиции, которые были обоснованы ранними теологами»1. Но главным в концепции Д. Хея представляется признание важной роли гуманистов в формировании мирских критериев для подхода к проблеме богатства и бедности.

Однако многие историки не только конструктивно критиковали концепцию Ганса Барона, но и плодотворно разрабатывали ряд ее положений. Примером этого могут служить взгляды американского исследователя Лауро Мартинеса. Последнему показалась справедливой мысль Барона о тесной связи теории флорентийских гуманистов с жизнью коммуны и чаяниями горожан. Но Л. Мартинес утверждает, что деятели гуманизма явились выразителями интересов не всего общества городов ренессансной Италии, а его господствующего слоя. «Все гуманисты, каков бы ни был их характер, заключи-ли прямой альянс с властью» , - отмечает историк. Он доказывает, что этические и образовательные вдеалы, вырабатываемые в русле гуманистической традиции, адресовались представителям социальной элиты. Именно аппели-руя к нуждам представителей господствующего слоя, гуманисты начали «своевременное оправдание своего мирского видения общественной жизни и

1 Hay D. Op. cit. P. 129.

2 Martines L. Power and imagination. City-states in Renaissance Italy. New York, 1988. P. 197.
ее психологии»1. Данная переоценка ценностей коснулась и проблемы обогащения. Мартинес отмечает положительный и отрицательный взгляд на это явление в итальянской гуманистической мысли. Однако обе позиции были преимущественно светскими и приспособленными к потребностям социальной и экономической элиты. Это проявлялось даже в самых резких оценках стяжательства. «...Критика была слишком дружелюбной, представленной в слишком цицеронианской манере» , - замечает Мартинес. Автор выделяет прагматическую составляющую воззрений ренессансных мыслителей, которые старались показать полезность для правящего слоя с одной стороны, вырабатывая систему представлений об его этичном поведении, с другой, стремясь доказать свою необходимость в качестве преподавателей «studia hu-manitatis». Это накладывало отпечаток на гуманистические взгляды на богатство и бедность. По мнению исследователя, последние несли отпечаток утилитаризма даже в случае критики стяжательства. Важно и то, что Лауро Мартинес обратился к повседневной жизни итальянских гуманистов (на примере Тоскани) и проследил истоки формирования состояний знаковых для ренес-сансной мысли фигур, выявив их прагматизм и связи с представителями господствующего класса3.

Вместе с тем, некоторые историки рассматриваемого периода, не являясь учениками и прямыми последователями Г. Барона, плодотворно работают в сходном направлении, изучая разные аспекты влияния гуманистической идеологии на общество. Характерна позиция влиятельного итальянского историка Э. Гарэна. Возрождение является для исследователя особой культурно-исторической эпохой, гуманистической по общей идейной направленности. Гуманизм, обращенный и к сфере образования, и к сфере идеологии, становится сердцевиной новых представлений. Гражданственность, подчеркивающая «социальный характер подлинно человеческого бытия», выступает

1 Martines L. Power and imagination. P. 201-202.

2 Ibid. P. 212.

3 Martines L. The social world of the florentine humanists (1390-1460). Princeton, 1963.
у Гарэна неотъемлемым качеством гуманистической идеологии1. Гражданские мотивы обнаруживаются им уже в творчестве Петрарки, а спад идейного течения связывается с концом пятнадцатого столетия, когда в этической системе гуманизма возобладали пессимистические и индивидуалистические тенденции. «Такой перемене ориентации не в последнюю очередь способствовали изменения в политической жизни Италии, постепенное утверждение единовластных правителей, чьи заслуги могут показаться даже выдающимися; но в то время и самые гениальные тираны были врагами всякой свободы»2, - пишет Э. Гарэн. Мысль о связи общественной мысли итальянского Возрождения с политическим развитием городов-государств Аппенинского полуострова обозначенного периода, высказанная еще Г. Бароном, оказалась здесь плодотворно осмысленной. Однако Гарэн не уделяет достаточного внимания анализу социальных и экономических предпосылок формирования новой культуры. Он считает, что светское отношение к обогащению, декларируемое в трудах гуманистов, неотделимо от общей переоценки последни- ми земной жизни, возвеличивания идеала гражданской активности. Этот же процесс переоценки рассматривается преимущественно в историко-культурном, а не социально-экономическом контексте. Тем не менее, исследователь отмечает положительное отношение итальянских гуманистов к богатству, служащему во благо обществу, и трудовой деятельности, направленной на его приобретение3.

Концепция Э. Гарэна плодотворно развивается его учениками и последователями. Стоит, в частности, выделить воззрения итальянского исследователя Ч. Вазоли. Он поднимает важный вопрос о существенной роли риторической и филологической традиции гуманизма в борьбе со схоластическими и аскетическими представлениями за новые способы интерпретации явлений окружающего мира. Итальянский исследователь высоко оценивает кон- цепцию Г. Барона за попытку увязать систему гуманистических воззрений с

1 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 43.

2 Там же. С. 110.

3Garin E. L' umanesimo italiano. Filosofia e vita civile nel Rinascimento. Bari, 1965. P. 54-56.
«органическим развитием флорентийского общества»1. Сам же Вазоли пытается проследить, как в речах, панегириках, памфлетах ренессансных мыслителей отразились изменения, происходящие в итальянском социуме изучаемой эпохи. Так, одним из мотивов ярчайшего произведения флорентийского гуманиста Леонардо Бруни «Восхваление Флоренции» он видит утверждение величия «купцов, банкиров и смелых предпринимателей, которые имели в своих палаццо и своих храмах обильные богатства, захваченные на отдаленных рынках Франции, Фландрии и Англии»2. Ч. Вазоли отмечает чуткое внимание ренессансных интеллектуалов к разным сторонам земной жизни, в том числе, социально-экономической, проявляемое в попытках по-новому оценить процессы накопления капиталов, поставить их на службу обществу. Гражданские мотивы, характерные для трудов флорентийских гуманистов, заставляют их восхвалять богатство, приносящее пользу Республике.

Влиятельным последователем Э. Гарэна является итальянский ученый А. Тененти. Он также понимает Возрождение, как целостную культурно-историческую эпоху, обладающую самодостаточностью и новизной. Исследователь пытается выделить элементы этой новизны в мировоззрении разных слоев общества ренессансной Италии. Особое внимание он уделяет гуманистической идеологии, изучая ее в контексте духовной и общественной жизни эпохи. Автор видит основой гуманистических воззрений реабилитацию земного существования во всех проявлениях, противопоставляя ей трансцендентные и загробные ценности средневекового аскетизма («искусства смерти»)3. Обостренное чувство жизни, по Тененти, было связано с возросшей ролью торгово-предпринимательских элементов города. «Итальянский гуманизм конца Треченто - начала Кватроченто выступает, по большей части, в качестве осознания торговым обществом идеалов преимущественно практн-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23894.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.