У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Политические воззрения Георгия Панимера
Количество страниц 216
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23897.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I. Анализ политической терминологии Георгия Пахимера...31

1.1 .Государство и власть...33

1.2.Внешняя политика и дипломатия...48

1.3. Нормы и символы власти...56

1.4. Законы и обычаи...66

1.5. Провиденциализм в историко-политическом процессе...80

1.6. Общественные институты и учреждения...88

1.7. Историческая схема мира...112

Глава П. Реконструкция политических воззрений Георгия Пахимера...118

2.1. Знания и убеждения относительно политической системы...119

2.2. Потребности и интерес к политическим явлениям...138

2.3. Ценностные стандарты...152

2.4. Политическая идентичность...175

Заключение ...190

Список использованных источников и литературы... 194

Список сокращений ...215

Приложения...216


Введение

ь. Актуальность темы исследования. Изучение вопросов, связанных с

проблемами особенностей менталитета древних и средневековых цивилизаций, в настоящее время, как известно, остается одним из приоритетных направлений в исторической науке '.

Политически мыслящий индивид в любом социуме является носителем определенной политической культуры, изучение которой всегда вызывало живой интерес не только историков, но и исследователей других областей гуманитарного знания. И не случайно, что «человек политический, как творец, созидатель, пророк, трибун, революционер, ... всегда остается в
центре внимания философии политики» . К тому же, часто наблюдаемый антагонизм между интеллектуалами и властью 3, проявляющийся вследствие отсутствия между ними конструктивного диалога из-за социальных, конфессиональных, культурных и иных преград, как никогда, актуален и в наши дни. Немалую проблему представляют и вопросы, связанные с политической этикой и повышением уровня политической культуры 4.

Не исключением была и Византийская цивилизация 5, где политическая борьба за власть зачастую тесно переплеталась еще и с религиозными антагонизмами, что придавало особую специфику не только византийской, но и всей средневековой культуре в целом. Вполне закономерно, что

1 Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997. С. 275 - 294; Бессмертный Ю. Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // ВИ. 2000. № 9. С. 152 - 158; Пелипенко А. А. Субъект и цивилизация: грани исторической когеренции // Сравнительное изучение цивилизаций (междисциплинарный подход). М., 2000. С. 140 - 151; Ковалев Ю. А. Смена культурных парадигм в механизме духовно-нравственной эволюции человечества // Сравнительное изучение цивилизаций ... С. 118 - 139.

2 Василенко И. А. Политическая философия. М., 2004. С. 91.

3 Соловьев А. И. Политическая идеология: логика эволюции // Полис: Политические исследования. 2001. № 2. С. 5 - 23; Чекалова А. А., Поляковская М. А. Интеллектуалы и власть в Византии // ВО. М., 1996. С. 5 -24; Преснякова Л, А. Структура личностного восприятия политической власти // Полис: Политические исследования. 2000. № 4. С. 135 - 140.

4 Василенко И. А. Политическая философия ... С. 57 - 58.

5 Хвостова К. В. Византийская цивилизация // ВИ. 1995. № 9. С. 32 - 48; Она же. Некоторые особенности Византийской цивилизации // Сравнительное изучение ... С. 181 - 195; Поляковская М. А. Византия в

подобные противоречия обострялись в период кризисов и упадка, на что, естественно, более чутко реагировало сознание индивида. Рефлексия человеком окружающей действительности не могла не отразиться и на его креативной деятельности.

В истории Византийской империи время династии Палеологов является одной из самых сложных и противоречивых эпох. К примеру, исследователями неоднократно подчеркивалось, что эта эпоха была не только периодом обострения социально-экономических противоречий, но, вместе с тем, она продемонстрировала миру невиданный расцвет науки и искусств, навсегда оставшись в истории человечества эпохой создания подлинных шедевров мировой культуры 6.

Из целой плеяды наиболее известных поздневизантийских интеллектуалов, таких, как Георгий Акрополит, Феодор Метохит, Никифор Хумн, Иосиф Ракендит, Мануил Фил и др., жизнь известного византийского мыслителя Георгия Пахимера 7 {ITaxvpeprjc Гееоруюс) (1242 - ок.1310 гг.) представляет собой исключительный пример воздействия общих умонастроений эпохи не только на интеллектуальное творчество, но и на его церковно-политическую деятельность. Среди вышеперечисленных писателей и деятелей культуры Палеологовского Ренессанса Пахимер выделяется по ^ следующим мотивам:

- его историческое сочинение (речь идет, конечно, об «Истории») является крупнейшим (оно насчитывает более 1 тыс. стр.) литературным памятником византийской историографии исследуемого периода. При этом, оно выделяется редкой плотностью информации по времени царствований

контексте европейской и средневековой государственности: проблема лидера и темпов развития // АДСВ. 4- Екатеринбург, 1999. Вып. 30. С. 26 - 37.

6 Хартман Г. М. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма // ВВ. М., 1959. Т.15. С. 100 - 124; Райе Д. Т. Палеологовское возрождение // Он же. Искусство Византии. М., 2002. С. 198 - 238; Успенский Л. А. Богословие Иконы Православной церкви. М.; Киев, 1996; Volbach W, F., Lafontaine-Dosogne J. Propylaen Kunst Geschichte. Byzanz. Berlin, 1990. S. 127 - 143; Языкова И. К. Живопись исихазма // Она же. Богословие иконы. М., 1995. С. 104 - 123; Пиголь П. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М, 1999. С. 10-26.

7 Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. MUnchen, 1978. Bd. I. S. 447 - 453.

двух императоров (Михаила VIII и Андроника II Палеологов, не считая периода правления Феодора II Ласкариса). Собственно, об эпохе первых Палеологов, во многих случаях, «История» Пахимера является едва ли не единственным, своего рода уникальным источником;

- далее, нельзя не обратить внимания и на обширный словарный запас этого византийского интеллектуала. Компьютерный анализ только «Истории», показывает, что лексикон Пахимера насчитывает более 33 тыс. слов. Уже только благодаря этому Пахимер может особо выделяться из круга своих современников-интеллектуалов;

- и, как мы уже говорили, Пахимер являлся современником одной из самых сложных и малоисследованных эпох во всей византийской истории. Более того, он был нередко непосредственным участником описываемых событий политической, религиозной и культурной жизни Византии, что повышает значимость его политических суждений.

Однако, акцентируя внимание, прежде всего, на изучении политической мысли Пахимера, остается признать, что в перечне его трудов нет сочинений исключительно на политическую тему 8. Отвлеченными рассуждениями на политические темы одно из главных его произведений («История), на основе которого ведется наше исследование, не изобилует. Подобные представления чаще всего приходится выстраивать на основе выявления косвенных данных. Собственно, Пахимера с долей условности можно отнести к числу политических идеологов, какими в свое время, например, были известный эрудит IX в., патриарх Фотий 9, император Константин VII Багрянородный 10, философ и книжник эпохи Никейской

8 Krumbacher К. Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897. S. 288 - 291, 429 - 431; Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. F. IX. № 22 186, (далее - PLP); Kazhdan A. The Oxford dictionary of Byzantium. New-York, 1991. Vol. III. P. 1550. Pachymeres G. Relations Historiques / Ed. Failler A. Paris, 1984. P. XII - XXXVI.

9 Чичуров И. С. Традиции и новаторство в политической мысли Византии конца IX в. // ВВ. М., 1986. Т.47. С 95-100.

10 Иванов В. Г. История этики средних веков. СПб., 2002. С. 306 - 307.

империи Никифор Влеммид п и др. Такой подход, значительно повышает актуальность нашей работы. Ведь восприятие политических процессов, их осмысление и рефлексия происходит в сознании известного интеллектуала, но еще раз повторимся, не теоретика или практикующего политика 12. Действительно, всегда очень важно знать то, каким же, все-таки, видела окружающий мир интеллектуальная элита Византии, особенно в один из труднейших периодов ее истории. Также весьма занимательной является проблема общей осведомленности «среднего» византийского мыслителя о политической системе империи, ее иерархической структуре и существующем таксисе.

Объект и предмет исследования: в качестве объекта данного исследования выступает личность Георгия Пахимера, а предметом, в свою очередь, будет фигурировать его политическое сознание. Таким образом, наш интерес сфокусирован на вопросах, связанных с механизмами личностного восприятия и субъективной рефлексией политических процессов в пределах политико-правового сознания индивида.

Цель работы состоит в том, чтобы в процессе поэтапного исследования осуществить реконструкцию политических воззрений Георгия Пахимера. Надо сказать, что в данном случае под политическими воззрениями подразумевается комплекс идей, теоретических концепций, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний и ценностных ориентиров индивида, участника политической жизни Византии конца XIII - начала XIV вв. в качестве которого выступает личность Пахимера. Политические воззрения являются неотъемлемой составляющей менталитета каждого человека. Они дают представление о личностном восприятии и оценке внешне - и внутриполитических процессов и явлений как государственного строя, так и общественных отношений в целом.

11 Ряшко Л. С. Императорская справедливость в интерпретации Никифора Влеммида: риторика и реальность // АДСВ. Екатеринбург, 1997. Вып. 27. С. 67 - 71.

12 Ostrogorsky G. History of the Byzantine state. Oxford, 1956. P. 371 - 372.

Задачи исследования. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:

- проанализировать политическую и правовую терминологию византийского автора рубежа XIII - XIV вв.;

- рассмотреть представления и убеждения Пахимера о политической системе Византии;

- выявить наличие интереса у Пахимера к политическим явлениям и потребностей в изменении существующего строя;

- изучить его систему ценностей, его политической этики и нравственных стандартов;

- определить политическую идентичность мыслителя. Источниковая база работы. Исследование базируется на изучении

преимущественно одного источника, представляющего собой памятник историко-мемуарного жанра, причем весьма оригинального как по своим лингвистическим особенностям, так и по содержанию. Его автор - известный византийский историк и математик, философ и юрист, один «из самых образованных людей своего времени» , Георгий Пахимер, являющийся ярчайшим представителем раннего Палеологовского Возрождения. Прежде, чем приступить к анализу источника, имеет смысл хотя бы вкратце упомянуть биографию 14 этого уникального византийского ученого.

Пахимер родился в Никее, о его предках практически ничего неизвестно, кроме того, что до латинского завоевания Константинополя, они владели в столице какой то частью недвижимого имущества. Об этом факте, он кратко упоминает в своем историческом произведении. Вскоре после прибытия в отвоеванный у крестоносцев Константинополь, начинается неуклонный рост его карьеры преимущественно в церковной иерархии. Вероятно, в это же время он продолжил свое обучение у логофета Георгия

13 Аверинцев С. С. Византийская риторика. М., 1996. С. 286 - 287.

14 KazhdanA. The Oxford dictionary ... P. 1550.

Акрополита 15, не менее известного деятеля византийской науки и культуры. У него Пахимер много усвоил в области философии, риторики, математики,

музыки, астрономии и физики 16. Возможно, благодаря учителю он на всю
жизнь остался приверженцем философии Аристотеля. Некоторое время спустя Пахимером будут составлены эпитомы на «Логику» 17.

Пахимер довольно медленно поднимался по лестнице церковных должностей. Известно, что примерно с 1265 г. он состоял в чине диакона и «нотария» при храме св. Софии, а с 1285 г. исполнял функции «ПРОТЕКДИКА» {тгрсотеквисос), и «ДИКАЙОФИЛАКСА» (j3amAitcdc д1/ссиофша?) 18. Упомянутые чины, говорят о наличии у Пахимера юридического образования, поскольку облеченное ими лицо осуществляло судейские полномочия . Не прекращал историк свою деятельность в сфере просвещения. Примерно с 1277 г. он в качестве «ДИДАСКАЛА» (SiSdcrfcaAoc rov dnoordkov) °, преподает в константинопольской грамматической школе. Это высшее учебное заведение было открыто спустя некоторое время после захвата византийцами столицы 21.

Что касается его учеников и последователей, то история сохранила нам имя известного византийского поэта и дипломата Мануила Фила, который написал эпитафию на смерть своего учителя в стихотворной форме. И хотя, к подобным источникам нужно относиться с известной долей скептицизма,

15 PLP. F. IX. 22 186.

16 Ibid. F. IX. 22 186.

17 Hunger H. Codices historici, Codices philosophici et philologici. Vienne, 1961. S. 131, 218, 232 233, 256, 289, 297 - 298, 358, 425; В связи с тем, что нижеуказанные издания (как и все упоминаемые в диссертации издания трудов Пахимера XVI- XVII вв.) оказались нам недоступными, ограничимся их библиографическим описанием. Итак, впервые «Эпитомы» Георгия Пахимера на «Логику» Аристотеля были изданы в Париже в 1548 г., в греческом тексте (ГеыруСои 8iaie6i>ov, ттрштек81коика1 ЗисаюфбЛа/сос тоО'Пахщл^роу^ ётптоц^ ттЦс

'АрютотёХок AoyiKfjc. Paris, 1548.). Укажем также и на другую версию этого трактата: (Beccftius Ph. Georgii Pachymeris hieromnemonis in universam fere Aristotelis philosophiam, epitome. Basel, 1560.), Следует отметить, что интерес к Пахимеровым «Эпитомам» не ослабевал, и на протяжении XVI - XVII вв., они переиздавались в 1581, 1600 и 1666 гг. См. например: (Georgii [Pachymeris] Compendiosum philosophiae syntagma..., ed. Joahannes Wegettnus. Augsburg, 1600). Также см.: Littig F. Die ФьХосгофСа des Georgios Pachymeres. Progr. d. Maximiliang - Gymn. Munchen, 1891. S. 89 - 98.

18 Tannery P., Stephanou E. Quadrivium de Georges Pachymere. Vatican, 1940. P. 3; PLP. F. IX. 22 186.

19 Ibid. F. IX. 22 186.

20 Ibid. F. IX. 22 186.

можно сказать, что учитель оставил самые позитивные впечатления в памяти своего ученика.

При всем богатстве литературного наследия Пахимера следует особо выделить «Историю о Михаиле и Андронике Палеологах». Это произведение можно называть и «Историческими записками» {2?иу"урафиса1 laropiai ) 22. Между прочим, издатель текста, А. Фойе, считает, что такое название больше соответствует оригиналу. В дальнейшем, для краткости используется название «История». Не смотря на то, что нами привлекаются различные источники (среди них укажем на письма Пахимера 23, автобиографию императора Михаила Палеолога 24, сочинения Мануила Фила 25, Никиты Хониата 26, Георгия Акрополита 27, Гиппократа 28, Аристотеля 29) определяющим характер исследования остается именно «История»;

во-первых, «История», как мы уже говорили, является самым известным и наиболее объемным трудом Пахимера, а во-вторых, она обладает довольно высокой информативностью, которая еще далеко не в полной мере освоена и осмыслена историками.

Структурно историческое сочинение Пахимера состоит из 13 так называемых книг, которые в свою очередь подразделяются на главы, число которых неодинаково. В некоторых случаях книга включает в себя чуть более 30 глав (до 36). «История» охватывает временной промежуток преимущественно с 1255 по 1308 гг. и таким образом содержит богатый информационный материал о царствованиях Феодора II и Иоанна IV

21 Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 1998. С. 287.

22 Pachymeres G. Relations historiques ... P. 2 - 3.

23 Georgii Pachymerae in opera S. Dionysii Areopagitae ad cyrum Athanasium patriarcham Alexandrinum Constantinopoli commorantem prooemium // Patrologiae cursus completus ... Series graeca. Vol. III. 108C-116B (Далее -PG); Fattier A. Le sejour d' Athanase II d' Alexandrie a Constantinople // REB. 1977. Vol. 35. P. 43 - 71. 24Автобиография императора Михаила Палеолога. СПб., 1885.

25 Мануил Фил. Поэтические произведения // Труды кафедры древних языков. СПб., 2000. С. 241 - 256.

26 Никита Хониапи История со времени царствования Иоанна Комнина. Рязань, 2003. Т. 1 - 2.

27 Георгий Акрополит. Летопись великого логофета Георгия Акрополита. Рязань, 2003.

28 Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления. Минск, 1998.

29 Аристотель. Сочинения. М., 1983. Т. 4.
Ласкарисов, Михаила VIII (1259 - 1282 гг.) и Андроника II (1282 - 1328 гг.) Палеологов.

Свое, однако, не всегда последовательное повествование византийский историк начинает с освещения событий 1260 г, хотя для того, чтобы объяснить некоторые моменты начала царствования Михаила VIII, он вынужден обращаться к более ранним событиям правления последних Ласкарисов.

В «Истории» Пахимеру удалось достичь, как уже установлено наукой, достаточно высокого уровня объективности при изложении, интерпретации и фиксации исторических фактов. Во вступительной части (прооймионе) византийским автором ставится цель во время работы над историей следовать истине и стремиться к беспристрастному изложению фактов. По мнению Пахимера, истина и история - имманентные понятия, «ИСТИНА ЕСТЬ ДУША ИСТОРИИ» {laroptac ydp, fa civ nc elnou, фи^ rj dXrjOeia 30). Можно достаточно уверенно утверждать, что исторический труд Пахимера обладает значительной исторической достоверностью, что качественно повышает его репрезентативность.

Как и всякий исторический источник такого типа, его сочинение естественно, не лишено налета субъективности. Впрочем, окраска * событийной канвы византийской истории этого периода, насыщенного

различными коллизиями социально-экономической, политической и культурной жизни, в эмоциональные тона вполне объяснима. Она обусловлена как личным участием Пахимера в политических процессах и богословских спорах, которые, зачастую носили достаточно жесткий и бескомпромиссный характер, так и приверженностью к историографической традиции существовавшей в Византии, в целом. И хотя вопрос об участии Пахимера в религиозно-полемической борьбе, как уже было сказано выше,

30 GeorgiiPachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri XIII / Ed. /. Bekker. Bonnae, Vol. I. 1835. P. 12. (далее - Pachym. Vol. I - II)
— весьма дискуссионный, но объективно прямое отношение к ним историк все же имел.

Опять же нельзя забывать, что у человека средневековья, какими бы прогрессивными взглядами он ни отличался, мировоззрение и сознание всегда в той или иной мере находилось в зависимости от парадигмы иррационально-мистического восприятия окружающего мира. Несмотря на присутствие гуманистических тенденций, а также явных признаков рационализма, проявляющихся в процессе критического осмысления Пахимерм исторической информации, над его личностью всегда будет довлеть провиденциальное мышление. Слепая судьба, Божественная воля, или злой рок являются, по Пахимеру, теми трансцендентными силами, которые лежат в основе развития истории и общества 31.

Как и любая средневековая хроника, сочинение Пахимера не лишено известий о различных знамениях и чудесах, природных катаклизмах, атмосферных явлениях и прочих аномальных и необычных с точки зрения византийского историка феноменах 32. Надо сказать, что его отношение к подобным вещам нередко скептическое. Но все же он проявляет достаточную осведомленность в «общественном мнении» Византийской империи, старается добросовестно записывать различные слухи, прислушивается к суждениям разного рода разносчиков подобной информации, в то же время, не забывая комментировать их, четко фиксировать все, мало-мальски выходящее за рамки обыденности.

Значительный интерес представляет труд Георгия Пахимера с историко-этнографической точки зрения. Постоянно возникающие потребности византийской дипломатии, военного дела и расширение торгово-экономических связей, стимулировало развитие знаний в области

31 Хвостова К. В. Философия истории Григоры и Пахимера и современная информатика // ВВ. М., 1986. Т. 46. С. 146-156.

32 Lampakes S. ' Ттгерфгхлкёс dwdfieic, фиоисй ф<ии$/1ет teal SetmSai/iovtec ат^и laropla

1987. Т. 7. X 77-100.
географии. При этом надо отметить, что к нашему времени сохранилось достаточное количество информации о разных частях Света, накопленных в византийский период 33. Этому вопросу уделял внимание и Пахимер 34. Сведения об окружающих Византийскую империю этносах, сообщаемые историком, не редко уникальны. Отличающая византийского историка широта в географических познаниях проявилась в значительной осведомленности об общественном строе, политической истории, быте и нравах различных народов, среди которых мы видим монголов 35, кипчаков-половцев, турков-сельджуков, сербов, болгар, готов, народов Кавказа 36 и Южной Руси. Имеются сведения и об итальянских городах-государствах, Генуэзской республике, Венеции, Пизе.

Если брать конкретные географические рамки «Истории», то можно сказать, что повествование Пахимера условно охватывает территории с Востока на Запад - от Индии до Испании, с Юга на Север - от Египта до Русских княжеств. Не случайно, поэтому, вследствие развития своих познаний в области географии, Пахимер прибегает к суждениям о влиянии климатических поясов и природных зон на психофизиологические особенности организма человека. В связи с этим, в одной из своих работ 37, Ф. И Успенский приходит к мысли о том, что Пахимер является первым из византийских мыслителей, которому удалось осуществить рецепцию этой, по существу еще античной теории, занимавшей умы средневековых книжников, хотя и в меньшей степени по сравнению с античными авторами.

Судя по всему, работа над основным массивом «Истории» была начата Пахимером в конце XIII в., или в начале XIV в. и была прервана на описании событий 1308 г. Думается, что здесь уместно привести слова Э.

33 Бородин О, П., Гукова С. Н. История географической мысли в Византии. СПб., 2000. С. 123 - 157. ™ Там же. С. 123.

35 Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. С. 167-168;

36 Куликовский Ю. А. Избранные труды по истории Аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 154 - 156.

37 Успенский Ф. И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках // ВВ. М., 1926. Т. 24. С. 1-16.
Гиббона, который считал, что «время когда он писал, можно узнать по собираемым у него ходячим новостям или вымыслам (A.D. 1308). Смерть или отвращение помешали ему продолжать этот труд» 38. Действительно, Пахимеру в силу не совсем известных нам причин не удалось довести до конца работу над задуманным сочинением.

До наших дней первые шесть книг «Истории» дошли в нескольких известных списках: Monacensis graecus 442 (=А), Barberinianus graecus 198 (=В), Barberinianus graecus 203 (=C), Marcianus graecus 404 (-a), Parisinus graecus 1723 (=b), Hierosolymitanus graecus Timiou Staurou 4, Scorialensis graecus Q I 10, Matritensis graecus 4752, Tubingensis graecus Mb 13, Matritensis graecus 4818, Vaticanus graecus 1775 (=V), Alexandrinus graecus 99, Vaticanus graecus 1490, Atheniensis graecus Gennadeiou 40, Coisliniani 138 - 140 39.

Книги 7-13 сохранились в следующих редакциях: Monacensis graecus 442 (=А), Barberinianus graecus 199 (=B), Barberinianus graecus 204 (=C), Parisinus graecus 1723 (=b), Marcianus graecus 404 (=a), Hierosolymitanus Timiou Staurou 4, Scorialensis Q I 10, Matritensis 4752, Alexandrinus 99, Vaticanus graecus 1775 (V), Tubingensis Mb 13, Vaticanus graecus 1490, Coisliniani 140 - 143 40. Древнейшими из известных современной исторической науке списков «Истории» являются Monacensis graecus 442, Barberinianus graecus 198 - 199, и Barberinianus graecus 203 - 204, которые датированы серединой XIV в 41. Наиболее позднейшие из рукописных версий этого трактата относятся к середине XVII столетия 42.

Критика работ, связанных с тщательным палеографическим и кодикологическим анализом упомянутых рукописных списков «Истории»

38 Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 7. С. 136.

39 Fattier A. La tradition manuscrite de Г Histoire de Georges Pachymeres (livres I - VI) // REB. 1979. Vol. 37. P. 123-220.

40 Fattier A. La tradition manuscrite de 1' Histoire de Georges Pachymeres (livres VII - XIII) // REB. 1989.Vol. 47. P. 91-181.

41 Ibid. Vol. 37. P. 197; Vol. 47. P. 163.

42 Ibid. P. 197; 163.
Пахимера, была осуществлена французскими исследователями В. Лораном и А. Фойе , поэтому на них мы не будем заострять свое внимание.

Следует особо выделить такую немаловажную деталь, как сложность «лексического оформления его исторического труда» 44, о которой говорит большинство исследователей, за исключением, пожалуй, Гиббона, хвалившего «его рассказ о возвышении Палеолога за красноречие, ясность и сносную свободу» , считавшего, что, в отличие от Пахимера, «Акрополит более осторожен, Григорас более краток» 46. Но надо все-таки сказать, что и Гиббон весьма далек от «всякого намерения сравнивать Пахимера с Фукидидом или с Тацитом» 47. Неизбежно, значительные трудности возникают при чтении и понимании текста «Истории» вследствие употребления Пахимером так называемого «анаколуфа» или внезапного изменения «синтаксической конструкции предложения» 48.

К особенностям данного исторического сочинения следует отнести достаточно частое цитирование Пахимером отрывков из произведений древнегреческих поэтов и философов. Так, в тексте встречаются цитаты из Гомера, Пиндара, Антисфена, Платона и др. Однако, исследование «Истории» показывает, что из всех перечисленных античных авторов лучше всего Пахимер ориентировался в творчестве Гомера 49.

43 Laurent V. L' Histoire Byzantine de Georges Pachymere. Un nouveau temoin «L' Athen. Cennad. 40» // Byz. 1931. Vol. 6. P. 355 - 367; Fattier A. Trois particularites syntaxiques chez Georges Pachymeres // REB. 1987. Vol. 45. P. 183 - 197; Failler A. Petite note lexicographique sur la monere el I' henere // REB. 2000. Vol. 58 P. 269 -271.

44 Аверинцев С. С. Риторика и истоки ... С. 286-287.

45 Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. М., 1997. Т. 7. С. 101.

46 Там же. С.101; См. также.: Бибиков М. В., Красавина С. К. Некоторые особенности исторической мысли поздней Византии // Культура Византии. XIII - первая половина XV в. М., 1991. С. 281; Бибиков М. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 235 - 239; Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета IX - XV вв. М., 1978. С. 241; Памятники византийской литературы IX - XIV вв. М., 1969. С. 310; Failler A. Introduction // Pachym. Vol. I. P. XIX - XXIII; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur ... S. 447 - 453.

47 Гиббон Э. Закат и падение ... С. 101.

48 Коробейников Д. А. Из ^ГГГРАФ/KONIZTOPION Георгия Пахимера // ВВ. М., 2000. Т. 59. С. 288 - 292; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur ... S. 449.

49 Каждан А. П. Рец. на кн.: Basilikopulu-Ioannidi А. 'Нdvayeweou; tcov ураццйтши /card rdv ф'а1(2ш elc тд BvCdvTiopка1 6 "Оцг}рос. Athenai, 1971 - 1972. 222 p. // ВВ. М., 1976. Т. 37. С. 292 - 293.
На основе его исторического труда можно судить о том, что Пахимер был также неплохо знаком с произведениями Эмпедокла, Анаксагора и, естественно, Аристотеля. Византийский историк очень искусно манипулирует фразами, заимствованными из трудов этих авторов, органично вписывая их в повествовательный сюжет своего произведения. Четко прослеживающийся у Пахимера интерес к античной культуре выразился в глубинном понимании трудов древних мыслителей.

Заметную склонность к антикизации Пахимер проявляет также и в известной привычке пользоваться названиями месяцев аттического лунного календаря, что в некоторой мере усложняет датирование фактов, о которых идет речь в «Истории» 5 . Тем самым, он являет нам качественно новый, более высокий уровень понимания и осмысления наследия античности. Вообще, это стало убедительным доводом для многих исследователей в пользу того, чтобы причислить Пахимера к числу поздневизантийских интеллектуалов гуманистической ориентации 51.

В связи с этим, стоит немного сказать и о стилистической манере письма Пахимера, в которой выполнена «История». Выше было уже упомянуто о сложности его языка и композиционной структуры. Вот что говорит по этому поводу знаток византийской литературной традиции С. С. Аверинцев: «Типичным примером ... неуверенности, неустойчивости, невыясненности позиции в отношении к языку, на котором создается литературное произведение, может служить историк Георгий Пахимер. С одной стороны, он доводит подражание своим древним образцам так далеко, что вместо понятных каждому византийцу наименований месяцев солнечного юлианского календаря употребляет давно забытые имена лунных

50 Arnakis G. The Names of the Months in the History of Georgios Pachymeres // BNJ. 1945 - 1949. Vol. 18. S. 144 - 153; Caro G. Zur Chronologie der drei letzten Bucher des Pachymeres // BZ. 1897. Bd. 1. S. 114 - 125; SchmidP. Zur Chronologie von Pachymeres, Andronikos II, L. II - VII // BZ. 1958. Bd. 51. S. 82 - 86; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur ... S. 450.

51 Бибиков М. В. Историческая литература Византии... С. 235 - 239; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV - XV вв. СПб., 1997. С. 38 - 39; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur... S. 451.
месяцев аттического календаря — «элафеболион», «гамелион» и т.п. С другой стороны, он вводит варваризмы — заимствования из западных языков, противные духу греческой традиционной языковой нормы: принц называется у него «принцис», рыцари (кавалеры) - «кавалларии», граф, итал. «конте» -«контос», и т.д. и т.п. Пахимер пишет не на живом языке своего времени, но - в отличие от гуманистов Возрождения - и не на языке своих образцов. Его язык ... просто диковинная амальгама, запутанное смешение без воли и выбора, без ощущения несовместимости несовместимого» .

Не менее любопытно замечание А. П. Каждана, который в одном из своих писем, адресованных М. А. Поляковской, между прочим, отмечал, что чтение 15 страниц из Пахимера «дает зарядку такой же бодрости, как гимнастика и душ» 53.

Обращаясь к археографическому описанию нашего источника, можно отметить, что впервые «История» Георгия Пахимера сошла с печатного станка в 60-е гг. XVII столетия в Риме. Издание осуществил П. Пуссен, итальянский просветитель, состоящий в ордене Иезуитов. Первая и последующая части исторического сочинения вышли соответственно в 1666 и 1669 гг., снабженные солидными комментариями, хронологической таблицей, а также тезаурусом наиболее специфических терминов, встречающихся в источнике 54. Спустя некоторое время появилось новое издание «Истории» 1685 г., теперь уже увидевшее свет в Париже 55. На этот раз издателем был Л. Кузи. Надо отметить, что издание Пуссена вызвало интерес в научных кругах того времени. Явным доказательством этому

52 Аверинцев С. С. Риторика и истоки... С. 286 - 287; Arnakis G. The Names of the Months ... S. 144 - 153.

53 Поляковская М. А. Византия, византийцы, византинисты. Екатеринбург, 2003. С. 357.

54 Georgii Pachymeres Michael Palaeologus sive Historia rerum a Michaele Palaeologo ante Imperium, et in Imperio gestarum. Nunc primum edita ex Bibliotheca Barberina, interprete Petro Possino... Aecesserunt euisdem observationum lib. tres; et appendix specimen sapientiae indorum veterum. Roma, Typis Barberinis, exudente F. de Falco, 1666. A Andronico Palaeologo...ed. en 1669.

55 Cousin L. L' Histoire des Empereurs Michel et Andronique, ecrite par Pachymere. Paris, 1685.
служит, например тот факт, что на хронологию «Истории» Пахимера, вышло обозрение и комментарии М. Давида в 1679 г.56

Сочинение Пахимера вошло, конечно, и в известный свод большого числа византийских историков, опубликованных И. Беккером во второй четверти XIX в 57. В своей работе нам пришлось использовать именно это издание. При этом, надо сказать, что Боннское издание Беккера, а оно вышло в 1835 г., воспроизводит печатный вариант Пуссена со всеми имеющимися примечаниями .

Знаменитая греческая патрология Ж. П. Миня, также имеет в своем составе исторический труд Пахимера. В этой серии издатель полностью воспроизводит текст «Истории» Боннской версии 59. Причем, в патрологии мы находим и другие сочинения византийского ученого, а именно: парафразу на труды Псевдо-Дионисия Ареопагита, и письма, адресованные александрийскому патриарху Афанасию III, с которым он поддерживал постоянные дружеские отношения 60.

Не так успешно с пахимероведением на тот момент обстояли дела в России. Только в 1862 г. был осуществлен перевод первых шести книг сочинения византийского историка на русский язык под руководством профессора А. Карпова '. Следующие семь книг «Истории», в которых Пахимер излагает события первых двадцати шести лет царствования Андроника II Палеолога, к сожалению, не были тогда переведены. Объяснение этому найти весьма проблематично, и поэтому на сегодняшний день, это хоть и половинчатое, но все же единственное издание части исторического труда Пахимера в русском переводе. Надо сказать, что гораздо позднее также делались попытки перевода отдельных фрагментов этого
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23897.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.