У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Становление и развитие институтов и концепций социального государства в Германии в XX 6.
Количество страниц 226
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23907.doc 
Содержание Содержание
Введение...3-35

Глава I. От правового к социальному государству: отражение партийно-политической борьбы в формировании конституционных основ Веймарской республики и Боннской федерации... 36-90

1. Конституционное становление Веймарской республики...36

2. Формирование социально-правового базиса Основного закона Федеративной республики Германии...66

Глава П. Историко-правовые концепты социальной политики Веймарской республики... 91-135

1. Концепции социального государства в программных документах партий Веймарской республики... 91

2. Социальная политика Веймарской республики... 111

Глава III. Развитие социального государства в рамках федеративной системы ФРГ... 136-197

1. Концепции «социального рыночного хозяйства» и «демократического социализма» - два основных направления социальной политики ФРГ в 50-х - нач. 70-х гг... 136

2. Развитие социальных доктрин ХДС/ХСС и СДПГ в 70-е - 80-е годы: от конфронтации к преемственности... 165

Заключение... 198-203

Список использованных источников и литературы...204 - 226


ВВЕДЕНИЕ

XX век в истории стран Западной Европы характеризуется созданием и выработкой эффективной модели социального государства, поиском ее адекватного выражения через систему социальной демократии. Существуют различные трактовки понятий "социальное государство" и "социальная демократия". Широкий спектр определения "Sozialstaat" обусловлен не только различным проявлением понятия: как концептуальной идеи, как конституционного принципа, как реальной государственной практики по решению социальных проблем общества; но и разным толкованием целей и методов его достижения. Понятие "социальное государство" было введено немецким экономистом Лоренцем фон Штейном и интерпретировалось как идея осуществления государством социального прогресса. После второй мировой войны принцип социальной государственности получил конституционный статус, т.е. интерпретировался как особый тип государства. Синонимом его стал термин . "государство всеобщего благоденствия", предусматривавшей тесную связь социальной защиты и экономического обеспечения населения. Современный подход к институциональному оформлению "Sozialstaat" трактует его как такой тип государства, в число важнейших внутренних функций которого входит активное влияние на социальную сферу жизнедеятельности общества в интересах самых широких слоев населения.

Социальная демократия является по существу синтезом правового и социального государства. Понятие "правовое государство" означает демократическую форму государственности, основывающеюся на верховенстве конституционности, законности, прав человека.

В этой связи социальная демократия предусматривает систему общественных отношений, направленных на защиту социальной и культурной

среды, обеспечение духовных потребностей человека, свободного и самостоятельного развития человеческой личности.

Практическая реализация идеи "социального государства" осуществляется через систему социальной политики. Современное представление трактует понятие "социальная политика", как форму обеспечения государством социальной защиты населения при таких рисках для существования, с которыми затрагиваемые ими лица не могут справиться в одиночку. Основу социальной политики составляет для трудоспособного населения - обеспечения равных возможностей трудится, для обездоленных - социальную помощь и для всех равную степень социальной защиты. Конкретизация системы мер социальной политики напрямую зависит от концептуальной трактовки понятия "Sozialstaat". На сегодняшний момент существуют три основных модели "социального государства". Первый англосаксонский вариант предусматривает избирательную систему социальной защиты с минимальными государственными обязательствами, второй - шведская модель включает в себя гарантированное государственное социальное обеспечение, фактически независимое от социально-экономического статуса человека через прогрессивную систему налогообложения, третий германский вариант -развитая дифференцированная социальная система ориентированная на индивидуальные усилия граждан, и где государственное обеспечение направленно на помощь наиболее нуждающихся групп населения.

Актуальность темы исследования. Современная действительность характеризуется расширением экономического пространства, глобализацией рынков, нарастанием социальных последствий технологической революции и многими другими явлениями, кардинальным образом изменяющих все сферы жизни общества. В этой связи возникает вопрос о кризисе модели "социального государства": сокращении, трансформации основ его существования или о полном неизбежном крахе. Актуальность исследования концептуальных основ

германской модели "социального государства" связан с поиском ответа на вопрос - сможет ли немецкий вариант "Sozialstaat" выжить в новых условиях рынка? По существу в XX веке закладываются основы нового германского государства, осуществляется трансформация в сторону социализации (т.е. понятие правового государства неразрывно связано с понятием социальное государство). Во второй половине XX века окончательно закрепляется и федеративная модель германского государства. Преобразования политической и социально-правовой структуры Германии, которые носят как эволюционный, так и радикальный характер, заслуживают пристального внимания со стороны исследователей.

В центре настоящего исследования находится сравнительный анализ политической системы Веймарской республики и Федеративной республики Германии, эффективности проводимой социальной политики двух демократических германских государств. Проблематика диссертационного исследования непосредственно связана с формированием комплексного междисциплинарного подхода к проблеме познания закономерности развития гражданского общества. Полемика об оптимальной модели государственного устройства, отвечающая реалиям современной российской действительности не может быть плодотворной без обращения, в частности, к западногерманскому опыту, имеющему, несомненно, положительные результаты.

Основными направлениями комплексного изучения германской государственности, этапов построения немецкого правового общества стали: политические аспекты образования и развития Германии в XX веке, формирование демократических институтов в системе государственной власти, выявление преемственности политико-правовых структур Веймарской республики и ФРГ.

Веймарская республика является одним из переломных этапов в развитии государственности Германии. Она отразила противоречия политического

устройства страны, едва приступившей к демократическому строительству: слабость конституционно-правового механизма, влияние раскола в демократическом движении на судьбу государства и т.д.

Изучение опыта Веймарской республики как образца первой германской демократии, явившейся своеобразным этапом модернизации политической жизни страны, представляет бесспорный интерес для западногерманской и отечественной историографии. Актуальность изучения истории Веймарской республики и политико-правового фундамента ФРГ выявляется в исследовании механизма взаимодействия крупных политических партий времен Веймара и Бонна. Особый интерес вызывает проблема взаимоотношений СДПГ и блока ХДС/ХСС в период определения вектора развития страны после поражения германского фашизма, а также в деле построения действенной, эффективной демократической системы государственной власти.

Сравнительный анализ социально-политической структуры Веймарской республики и ФРГ дает возможность не только выявить определенную историческую преемственность двух немецких демократий, проследить динамику развития социальных доктрин консервативно-либерального блока и социально-демократических сил, правовой механизм политического устройства современного германского государства, но и обозначает ориентиры в изучении социально-экономической ситуации и политической действительности постсоветской России. Также как и в Веймарской республике в России закладываются правовые основы гражданского общества, также как и в послевоенной Германии 40-х годов Россия обременена тоталитарным прошлым и стоит перед проблемой преодоления прежней идеологической модели и выработки новых демократических ценностей.

В жизни современного мирового сообщества все больший вес получает распространение западноевропейской политико-правовой доктрины как общеуниверсальной модели государства. Германский опыт показателен

соединением национальных традиций с новаторством, закреплением эволюционных изменений правовых основ немецкого государства и устойчивостью демократических принципов его существования.

Комплексная теоретическая разработка истории демократизации Германии в XX веке, ее идейно-ценностных истоков и методов их реализации в современных политических процессах диктуется практической актуальностью комплекса проблем, связанных с важностью понимания всех аспектов по созданию гражданского правового демократического государства не только в России, но и в масштабах всего мирового сообщества.

Объектом диссертационного исследования являются концепции социального государства в Германии XX века. Предметом исследования стала социальная политика в рамках демократических систем Веймарской республики и ФРГ. В данном контексте представляет большой интерес эволюция внутренней политики ведущих политических партий Веймарской республики и Боннской федерации, трансформация социально-политических доктрин партий по отношению к проблемам профсоюзного и рабочего движения, соучастию трудящихся в управлении производством, общее становление и развитие структуры социальной демократии в Германии в XX веке. Важным аспектом исследования является также развитие идеи федерализма в период Веймарской республики и ФРГ. Федерализм, означающий политико-территориальный принцип устройства государства, предполагает динамичный процесс развития демократических основ страны. Это позволяет гражданину участвовать в управлении государством на различных уровнях власти и осуществлять ее контроль.

Методологической основой исследования является диалектический подход, поскольку он позволяет более органично сочетать в единстве изучение общего, особенного и единичного в становлении и эволюции концепций социального государства, обращая особое внимание на сложную противоречивую

взаимосвязь, взятую в исторической динамике. Принцип историзма и научной объективности являются ключевым в диалектическом методе; обеспечивают изучение процессов в их взаимосвязи и противоречивости позволяют показать преемственность в развитии политических процессов в Германии периода Веймарской республики и Боннской федерации. На основе принципа научной объективности изучаемый предмет был проанализирован с учетом особенностей развития германской истории, а также с учетом методов, разработанных современной наукой, выполняющей две функции: теоретико-познавательную и гуманитарную. Это предполагает характеристику мирового и национального опыта, накопления знаний о структурах, процессах и их теоретическую интерпретацию, выявления критериев эффективности деятельности гражданского общества. Автор полагает, что опора не только на понимание материальных факторов, но и на использование обстоятельств ментального порядка позволит ему уяснить и охарактеризовать такие феноменальные явления из истории Германии как отказ ценностей демократического сообщества во время Гитлера и вновь возращение к ним после краха Третьего рейха. В этой связи в качестве концептуальной основы данного исследования были использованы работы М. Вебера1 и ряд сочинений иных авторов. В работе использованы как описательные, так и аналитические методы исследования. Это дало возможность проследить становление и развитие правового государства в Германии с точки зрения основополагающих концепций, а также с точки зрения механизмов формирования и осуществления социальной демократии. В качестве общенаучных инструментов исследования использовались методы анализа и синтеза (позволяющие получить комплексное представление о предмете и сделать теоретическое обобщение), индукции (выделение общих закономерностей на основе имеющегося фактологического материала), дедукции (распространение общих выводов на конкретные аспекты

1 Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма /М. Вебер. - М.: Прогресс, 1992.

данной темы), сравнения и сопоставления (дающие возможность провести исторические и логические параллели между отельными фактами и явлениями). В исследовании применялся комплексный подход, отразившийся во взаимосвязанном изучении социально-экономических, политических и культурных факторов. Он помогает уяснить проблему потери влияния политиков Веймарской эпохи и понять основы успеха боннских властей ФРГ. Структурообразующим принципом диссертации стал проблемно-хронологический.

Хронологические рамки исследования охватывают периоды: существования Веймарской республики (1918-1933 гг.) и Федеративной республики Германии, до объединения страны в 1990 г. Данный временной спектр объясняется тем, что хотя Объединенная Германия существует уже более 10 лет, основой ее государственного устройства является политико-правовая доктрина Бонна, а не синтез (в силу разного рода исторических причин) двух политических систем -Восточной и Западной Германии. Эпоха нацистской диктатуры не является объектом диссертационного исследования, т.к. по мнению автора, принцип социального государства в этот период носил декларативный характер и не был реализован на практике. Данные хронологические рамки помогают не только изучить политические аспекты образования и развития Германии в XX веке, но и выявить преемственность политико-правовых структур Веймарской республики и ФРГ.

Источниковая база работы представлена целым рядом материалов: Блок документов архивных учреждений, представленный материалами Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ, Ф. 215 (Вильгельма Дитмана), дд. 22, 25, 28, 35, 39, 50-55, 63, 80, 91, 166-170, 181, 195, 201, 216, 220, 228-230, 233-234, 245, 272, 285, 290, 294-297). Данные архивные документы содержат: материалы партийных съездов и конференций; протоколы заседаний комиссий, речи и заявления депутатов;

документы профсоюзных организаций и материалы периодической печати периода Веймарской республики. Обнаруженный материал уникален и нуждается в дальнейшей источниковедческой обработке.

Привлеченные опубликованные источники можно подразделить на несколько групп.

К первой группе источников относятся нормативные акты: конституция Веймарской республики, Основной закон ФРГ2, земельные конституции3, составляющие правовую базу для деятельности германского правительства в изучаемой сфере. Ценность данных документов состоит в том, что они во многом определили и даже предопределили вектор развития принципа социального государства в Германии. В тоже время нельзя проводить прямые параллели между конституцией страны и реальной социальной политикой. Анализируя данные документы, автор пытался представить насколько государство отходило или, наоборот придерживалось основных концептуальных идей, в них заложенных.

Вторая группа источников представлена официальными документами: К ней следует отнести регулярные сообщения Ведомства печати и информации федерального правительства, содержащие текущие постановления и распоряжения, официальные издания министерства внутренних дел Германии, справочники и материалы статистического ведомства Германии4. В документах, содержащих информацию о работе рейхстага и бундестага, соответственно времен Веймара и Бонна, схематично показывается не только структура общефедерального парламента, но и его роль в законодательном процессе. Особо интересны парламентские слушания, отражающие срез социальных настроений соответствующих времен. Эти документы необходимы при анализе

2 Deutsche Verfassungsgeschichte 1849-1919-1949 /Hrsg. H.Schulze. - F a. M.: Lang, 1994.

3 Reich und Lander. Texte zur deutschen Verfassungsgeschichte im 19 und 20 Jahrhundert /Hrsg. H Boldt. - Munchen.: Piper, 1987; Dokumente zur deutschen Verfassungsgachichte /Hrsg. R.E.Huber. Bd.2. -Bonn, Stuttgart, Koln : Pahl-Rugenstein Verlag, 1991.
структуры и функций данных институтов, характера их трансформации. В них отражена и официальная позиция государственной власти в отношении проводимой социальной политики. Информация содержащиеся в источниках, вышедших из стен министерств, отличается заметным уровнем объективности, ибо проходила "через сито" парламентского надзора.

Третья группа источников включает: стенограммы заседаний парламентов5, протоколы съездов партий и их программные документы6; стенограммы заседаний Национального собрания 1919 г7., конституционного конвента в Баварии и Парламентского совета (1948-1949 гг.)8, на которых представители партий и земель концептуально разрабатывали модель государственного устройства страны. Это дает нам возможность взглянуть на "парламентскую кухню" изнутри, а значит, несколько более объективно. Парламентские дебаты содержат интересные сведения о межпартийной борьбе по ряду вопросов внутренней политики. Протоколы заседаний кабинетов Веймарской республики9 и ФРГ (1949-1990 гг.), вполне помогают проследить динамику развития социальной демократии в Германии10, т.к. именно за столами тех

4 Statistiscb.es Jahrbuch fur das Deutsche Reich./ Hrsg. Vom Statistischen Reichsamt. - Berlin, 1919-1933; Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland. /Hrsg. Statistisches Bundesamt, Bonn, 1949-1989

5 Deutsche Parlamentsdebatten. Bd. II. 1919-1933./Hrsg. Von DJunker, F.a.m.: Fischer-Biicherei, 1971; Verhandlungen des Reichtages. Stenographische Berichte.Bd. - Berlin.,o.J, 1919-1933; Die Protokolle der Reistagsfraktoin und Fraktionvorstands die Deutschen Zentrumspartei /Bearb. von R.Morsey. Bd.2 - Mainz. :Matthias-Grunewald-Verlag, 1969.

6 Deutsche Parteiprogramme./ Hrsg.vom. W. Mommsen, - Munchen: Piper,1960.; Programmtische Dokumente der deutschen Sozialdemokratie /Hrsg. D.Dowe, K. Klotzbach. Bd.2. - Berlin.,Bonn-Bad Godesberg: Hentricb.,1973; Programme der politischen Parteien in der Bundesrepublik /Bearb. Von K. Jena. - Munchen: Piper, 1979; Dokumente zur parteipolitische Entwiklung in Deutschland seit 1945 /Hrsg. Scheel G. Bd.1-9. - Berlin: Dientz Verlag, 1962-1971; Programme der politischen Parteien in der Bundesrepublik /Hrsg. R. Kunz, H. Maier, Th. Stammer. - Miinschen: Carl HanserVerlag,1975.

7 Verhandlungen der Verfassungsgebenden Deutschen Nationalversammlung. Stenographische Berichte. Bd., B.,o.J.

8 Akten zur Vorgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 1945-1949 /Hrsg. G. Backer, L. Hajen. Bd.2. - Munchen, Wien: Beck, 1976-1983; Westdeutschland Parlamentarische Rat 1948-1949. Akten und Protokolle /Hrsg. H. Achinger. Bd.1-2. - Boppardt a. R.: Grote, 1975.

9 Akten der Reichskanzlei der Weimarer Republik. - Bd. Boppard am Rhein.u.a,1968-1982.; Protokolle des Ministerrates der Ersten Republik 1918 - 1933 /Hrsg. von R. Neck, A. Wandruszka, I. Askerl. - Wien.: Verl. der Osterr, 1983.; Die Kabinettsprotokolle der Bundesregierung / Hrsg. fur das Bundesarch. von Booms H.Bd.5 - Boppard amRhein: Boldt, 1988-89.

10 Dokumente und Materialen zur Geschichten der deutschen Arbeiterbewegung /Hrsg. Vom Institut fur Markximus-Leninismus beim ZK der SED. - Berlin: Akselspringer Verlag, 1975.; Lehr - und Arbeitbuch Deutsche Arbeiterbewegung. Darstellung, Chroniken.Dokumente /Hrsg. unter der Leitung von T. Meyer, S.Miller, J. Rohlfes. -Bonn.: Verlag Neue Gesellschaft, 1988.
кабинетов нередко принимались ключевые решения об изменении (или сохранении) выбора социальной политики правительства. Следует добавить, что программные документы партий во многом носят декларативный характер и не всегда соответствуют реальной практике социальной демократии.

Четвертая группа представлена: текстами публичных заявлений и выступлений политических и общественных деятелей страны, посвященных их пониманию государственного устройства Германии и наиболее острых социально-политических проблем11. Они отражают взгляды центрального и регионального руководства общественно-политических объединений, а также возглавляемых ими ведущих политических партий на общенациональном и региональном уровнях. При анализе этого ряда документов, необходимо учитывать то, что нередко высказывания политиков вызваны условиями предвыборной и дальнейшей политической борьбы, желанием привлечь на свою сторону большее количество потенциальных избирателей и сторонников. Такие документы зачастую носят конъюнктурный характер, поэтому требуют критического к себе отношения и внимательного анализа.

К пятой группе источников относится периодическая печать, информационная база которой, характеризует как власть, так и оппозицию. Пресса отражает настроения общественности в контексте многочисленных правовых и социально-политических дискуссий. Аналитические очерки, материалы многочисленных дискуссионных диспутов, развернутых на страницах журналов помогают проследить хронику политических событий. Автор вполне признает не всегда достаточный уровень объективности, заложенный в материалах данной группы, ибо они появились в условиях конъюнктурной борьбы за преобладание.

" Adenauer, К. Reden. 1917-1967 /Hrsg. K.Drener. -Stuttgart : Deutsche Verlags-Anstalt GmbH,1975.; Erhard, L. Gedanken aus funf Jahrzenten : Rede und Schriften /L.Erhard. - Dusseldorf: Droste, 1988., Сборник статей и речей Р.Гильфердинга /Пер. Б.С.Орлова. - М-Л.: ГИЗ, 1928.; Брандт, В. Демократический социализм. Статьи и речи /В.Брандт. - М.: Республика, 1992. и др.
И, наконец, нами был привлечен обширный пласт мемуаров и эпистолярных источников. Важное место в нем принадлежит воспоминаниям видных государственных и политических деятелей Германии рассматриваемых периодов: К.Аденауэра, Ф.Шейдемана, В.Гренера, В.Брандта, Ф.Й.Штрауса, Л.Эрхарда12 и других. Мемуарная литература ценна тем, что дает сведения о тайной дипломатии, о многих частных неофициальных совещаниях, о разного рода встречах не вошедших в официальные издания. Вместе с тем, не следует забывать, что мемуары, нарративы определяются, как наименее достоверная группа источников и использование которой нуждается в особо тщательном анализе, ибо они вышли из-под пера вполне заинтересованных лиц, весьма своеобразно (вне зависимости от ранга и должности) трактующим минувшие исторические явления, придавая им окрас личностного восприятия и оценки.

Выявленные, проанализированные и использованные источники позволили решить поставленные в исследовании задачи.

Историография. Отечественная историография представлена рядом работ в основном сконцентрированных на изучении классовой борьбы и политики КПГ. Для советских историков и исследователей из стран «социалистического лагеря» характерен интерес к рабочему движению, причем большинство исследований не свободно от идеологических перегрузок и не отвечают современным представлениям13. Коренные изменения в отечественной исторической науке произошли лишь в конце 80-х годов. Возрос интерес к

12 Брандт, В. Воспоминания /В.Брандт /Пер. Д. Н. Мочалин. - М.: Новости, 1991, Эрхард, Л. Полвека размышлений /Л.Эрхард /Пер. А.А.Урбан. - М: Начало-Пресса, 1993, Штраус, Ф.Й. Воспоминания /Ф.Й.Штраус/ Пер. А.А.Урбан. -М.: Международные огни 1991 и др.

13 Чигрин, И.Д. Социально-политические проблемы Веймарской Германии в историографии ГДР /И.Д. Чигрин; Башк. гос.ун-т им.40-летия Октября. - Уфа, 1987. - 26 с. - Деп. в ИНИОН АН СССР от 26.11.87; N 31866.; Космач, Г.А. Исследование истории буржуазных политических партий Веймарской Германии в историографии ГДР /Г.А. Космач // Правда против вымыслов. - Волгоград: Изд-во ун-та, 1986. - С. 35-46; Семенова, Н.А. Историография ГДР о парламентской деятельности КПГ в годы Веймарской республики /Н.А. Семенова // Вопр. новой и новейшей истории. - Киев: Изд-во унт-та, 1985. - вып. 31. - С. 103-109; Семенова, Н.А. КПГ в рейхстаге Веймарской республики (1920-1933 гг.) /Н.А.Семенова; Днепропетр.инж.-строит.ин-т. -Днепропетровск, 1986. - 20 с. - Деп.в ИНИОН АН СССР от 24.01.86; N 27441.
пересмотру событий Веймарской республики, переоценке роли германской социал-демократии и феномену христианского социализма.

Фундаментальным исследованием по изучению Веймарской республики в советской историографии стала работа Я.С.Драбкина «Становление Веймарской республики»14. Огромный фактический материал, использованный автором, помогает детально рассмотреть события 1918-1919 гг.: политику ведущих партий в процессе становления республики, в работе Национального собрания, выработку и принятие Веймарской конституции.

Важным для понимания отношений общественности к политике правительства, духовного настроя населения Веймарской республики стала работа И.Я.Биска15, а также диссертационное исследование Андреева А.Н16. Неприятие республики, постоянная критика деятельности ее институтов, неподготовленность немецкой нации к демократии, отсутствие политического опыта ее защиты, отмеченные учеными, являются важными показателями общественно-политической культуры Веймарской Германии.

Становлению и развитию государственной структуры Веймарской республики, роли СДПГ в вопросах политико-правовой сферы, эволюции программных установок партии посвящено диссертационное исследование А.О.Целищева. Автор тесно увязывает период 1918-1925 гг. (время нахождения социал-демократии у власти) с началом кризиса демократии в Германии, который связан с переходом СДПГ в оппозицию17.

И.Д.Чигрин рассмотрел вклад социал-демократов в осуществление социальной политики. Он признавал искреннее стремление лидеров СДПГ к улучшению условий жизни и труда немецкого народа, закрепленное в определенной социально-политической концепции и получившее отражение в

14 Драбкин, Я.С. Становление Веймарской республики /Я.С.Драбкин. - М: Наука, 1978.

15 Биск, И.Я. История повседневной жизни в Веймарской республике /И.Я.Биск. - Иваново.: ИГПИ, 1990.

16 Андреев, А.Н. Немецкая эпистолярная литература как источник по истории Веймарской республики. Автореф. Дис.к.и.н.- Иваново, 2001
Веймарской конституции. Автор подчеркивает ограниченный характер планируемых социальных преобразований, замечая однако, что и возможности для их осуществления были ограниченными18.

Проблеме изучения рабочего движения в Веймарской Германии посвящены монографии Кульбакина В.Д19., Орловой М.И20. Последняя анализирует материальные условия жизни германских трудящихся в период Рурского кризиса 1923 г.

Попытка пересмотра негативной оценки советскими историками политики ведущих партий веймарского периода была предпринята М.Е.Ериным21, А.Р.Давлетовым22, С.М.Горшковым23, О.В.Плужниковым24, С.М.Ткачевым25. М.Е.Ерин, отмечая идеализацию социал-демократами институтов республики, увязывает политику СДПГ с довоенным ее развитием, в ходе которого стратегия реформ и общественно-политического компромисса оказалась для партии более приемлемой26.

Различные стороны политико-правовой и социальной политики партии Центра рассматриваются в трудах Ерина М.Е27, Ходорковского Л.А.28, Космача

17 Целищев, А.О. Германская социал-демократия в государственных структурах Веймарской республики (1918-1925 гг.): Автореф. Дис.к.и.н. -Екатеринбург, 1998.

18 Чигрин, И.Д. Социальная политика и рабочее движение Германии в период революционного подъема 1918-1923 гг.: пособие по спецкурсу / И.Д.Чигрин. - Уфа.: Из-во ун-та ,1991.

19 Кульбакин, В.Д. Германская социал-демократия 1924-1932 гг. /В.Д.Кульбакин. - М.: Наука, 1972.

20 Орлова, М.И. Революционный кризис 1923 г. в Германии и политика коммунистической партии /М.И.Орлова. -М.:Изд-воМГУ, 1973.

21 Ерин, М.Е. Распад партийной системы и крах Веймарской республики /М.Е.Ерин. - Ярославль.: Изд-во ун-та 1992.

22 Давлетов, А.Р. К вопросу о крахе буржуазной демократии Веймарской республики ( 1924-1933 годы)/ А.Р.Давлетов // Вопросы германской истории. Революционные и демократические движения нового и новейшего времени. - Днепропетровск, 1986. - С. 99-104.

23 Горшков, СМ. Немецко-национальная народная партия и разработка Веймарской конституции /С.М.Горшков; Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск, 1993. - 28 с. - Деп. в ИНИОН РАН от 28.07.93; N 48402.

24 Плужников, О.В. Социал-демократическая партия Германии и становление Веймарской республики /О.В.Плужников. - Челябинск :Факел, 2001.

25 Ткачев, СМ. Демократическая партия в партийно-политической системе Веймарской республики (1918 -1923 гг.) / С.М.Ткачев. - Челябинск: Факел, 1996.

26 Ерин, М.Е. Распад партийной системы и крах Веймарской республики /М.Е.Ерин. - Ярославль.: Изд-во ун-та 1992.

27 Ерин, М.Е. Крах политики и тактики партии Центра в Германии (1927-1933) /М.Е.Ерин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.

28 Ходорковский, Л.Д. Католицизм и рабочий класс Германии. 1871-1933 /Л.Д Ходорковский. -М.: Наука, 1978.
. Социально-либеральные установки и деятельность партии Центра по решению рабочего вопроса, разрабатывались идеологами христианского социализма в качестве альтернативы социальных преобразований социал-демократии в экономике, социальной и государственной сфере Веймарской республике.

Эволюции программных и теоретических установок социал-демократии после второй мировой войны, анализу основных положений Годесбергской программы СДПГ посвящены исследования Орлова Б.С30. Трансформация идейно-теоретических установок ХДС/ХСС рассмотрена в монографии Соколовского С.Л. «ХДС в ФРГ: идейные истоки программы и политики»31. Автор осмысливает истоки социально-политической доктрины ХДС, определяет параллели между католическим учением о «христианском социализме» и программными установками СДПГ. Анализу политического механизма ФРГ посвящены работы Урьяса Ю.П.32

Несомненный интерес представляют работы источниковедческого и историографического характера. К ним относятся исследования И.Я. Биска33, К.Л. Баева34, Л. В. Овчинниковой35, М.Е. Ерина36, П.В. Макаренко и В.Ф. Смирнова37, B.C. Павлова38.

29 Космач, Г.А. Кризис германского либерализма в годы Веймарской республики. Идеология и политики НДП в 1918-1929 / Г.А.Космач. - Минск: Изд-во ун-та, 1989.

30 Орлов, Б.С. СДПГ: идейная борьба вокруг программных установок 1945-1977 гг. /Б.С.Орлов. - М.: Наука, 1980.; Орлов, Б.С. Концепция «демократического социализма» в 80-е годы /Б.С.Орлов. -М.: Наука, 1986.

31 См. также: Соколовский, С.Л. Социальная тактика ХДС/ХСС в ФРГ 1949-1969 гг./ С.Л.Соколовский. - М.: Наука, 1976.

32 Урьяс, Ю.П. Политический механизм ФРГ: социально-либеральная коалиция у власти /Ю.П.Урьяс. - М.: Наука, 1978., Урьяс, Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ/ Ю.П.Урьяс. - М.: Наука, 1988.

33Биск, И.Я. Пресса Веймарской Германии /И.Я. Биск. - Иваново: Изд-во ИГУ, 1995.

34 Баев, В.Г. Документы рейхстага как источник по истории Веймарской республики /В.Г.Баев // Веймарская

республика: история, источниковедение, историография. - Иваново, 1987. - С. 16-34.

Овчинникова, Л.В. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ /Л.В.Овчинникова. -М.: Изд-во МГУ, 1983.

36 Ерин, М.Е. Протоколы парламенской фракции партии Центра как источник по истории Веймарской республики / М.Е.Ерин // Веймарская республика: история, источниковедение, историография. - Иваново, 1987. -С. 34-50

37 Макаренко, П.В., Смирнов, В.Ф. Политика рабочих партий Германии в период становления Веймарской республики в современной отечественной историографии /П.В.Макаренко, В.Ф.Смирнов. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1996.
В конце 90-х наметилась тенденция выработки общекомплексного подхода к изучению социальной демократии в Германии39. Однако, исследователей в большей степени интересует практическая значимость германского опыта для российской действительности.

Западногерманская историография представлена четырьмя основными направлениями: консервативное, либеральное и социал-демократическое и неомарксизм. Исходя из политических пристрастий историки по-разному толкуют понятие "социальное государство" и методы его практической реализации.

Противопоставление Веймара и Бонна стало характерной чертой западногерманской историографии40. Для большинства немецких историков Веймар - это цепь непоследовательных поступков и бесконечных уступок, благодаря которым либерализм как политическая сила исчезает в Германии в начале 30-х гг. И, напротив, Федеративная республика являет собой пример стабильности демократически-правового государства. Основной закон возводится в ранг непогрешимости, хотя в целом можно справедливо считать его наиболее продуманным и завершенным документом всего современного европейского парламентаризма.

Веймарской республики посвящен обширный ряд исследований. Большинство из них указывают на импровизированный, незавершенный характер республики, оценивая ее как неудачный эксперимент. Западногерманские историки в своих исследованиях акцентируют внимание на выявлении преемственности двух немецких демократий, анализу причин падения республики, стратегических и тактических ошибках Веймара, и их успешном преодолении политико-правовой практикой ФРГ.

38 Павлов, B.C. Общественно-политическая и историческая мысль ФРГ о проблемах внутренней и внешней политики страны (1949-1982 гг.) /В.С.Павлов.. - Н.Новгород: Ниж.гос.ун-та, 1994.

39 Опыт двух германских демократий и современная Россия /Под редакцией Я.С.Драбкина. - М.: Изд-во МГУ, 1998 ; Российско-германская конференция историков в Челябинске (сентябрь 1996 г.)- Веймар-Бонн. Опыт двух германских демократий и современная Россия /Отв. ред. Я.С.Драбкин. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23907.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.