У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Русская Православная Церкобь 6 СНГ поиск путей модернизации и деятельность святителя Тикона (Беллав ина)
Количество страниц 256
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23929.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I Православие на Северо-Американском континенте в XVIII - XIX веках: метаморфозы и перспективы

§1 От государственного статуса к свободе вероисповедания: русское

Православие в Северной Америке (1794-1870 гг.)...18

§2 Русская Православная Церковь (РПЦ) в США в последней трети XIX

века и проблема ее модернизации...47

§3 Святитель Тихон (Беллавин): становление личности и начало церковной карьеры (1865-1898 гг.)...66

Глава II Стратегия обновления: эволюция политики РПЦ в Северной Америке (1898-1907 гг.)

§1 Реорганизация епархиальной структуры...86

§2 РПЦ и задачи адаптации к новым потребностям конфессиональной жизни...109

§3 Просветительско-благотворительная деятельность православной миссии и ее отношения с основными религиозными деноминации...151

Заключение...183

Источники и библиография...189

Приложение...209


ВВЕДЕНИЕ

Соединенные Штаты Америки и Россия - две великие державы, оставившие наиболее глубокий след в истории XX столетия. Именно этим во многом объясняется их обоюдный интерес к истории и политической жизни друг друга, а вопросы диалога американской и русской культур привлекают внимание все большего числа ученых различных гуманитарных наук, журналистов, писателей.

Заметный след в американской культуре оставила деятельность Русской православной церкви (РПЦ). Долгие десятилетия история православия оставалась за рамками отечественных научных исследований. Сегодня наша страна переживает сложный, но в то же время один из самых динамичных периодов своей истории, характеризующийся метаморфозами идеологических ориентиров, общественных идеалов, ценностей и традиций. Данный процесс актуализировал интерес к мировому религиозному наследию. В настоящее время в российской исторической науке происходит отход от преобладавших прежде стереотипов, становление новых представлений о религии и церкви, их роли и месте в общественной жизни, национальном самосознании, духовной культуре народов. За религиозными учениями признается роль носителей и хранителей общечеловеческих, нравственных ценностей. Иными словами, идет складывание новой научной проблематики, связанной с духовной жизнью общества и функционированием церковных институтов.

Образование США и проникновение православия на Северо-Американский континент происходили практически в одно и тоже время. Первое из этих событий плод деятельности отцов-основателей, второе — итог работы русских миссионеров. Как известно, фундаментом поднимавшейся в конце XVIII - начале XIX вв. американской нации стала англосаксонская культура и протестантизм. Американцы и сейчас остаются преимущественно протестантами. При толерантном отношении к любым вероисповеданиям и
конституционно закрепленном равенстве всех религиозных течений 51 % граждан США причисляют себя к тем или иным протестантским церквям [283. С. 134].

С начала своей деятельности в Новом Свете Русская православная церковь развернула активную работу по распространению христианства и просвещению туземных народов. Однако, как ни парадоксально, православие в качестве религиозного воззрения значительной части американцев заявило о себе лишь после 1867 г., когда правительство Российской империи уступило Аляску и Алеутские острова США.

В 1870 г. на территории бывшей Русской Америки была организована епархия Аляскинская и Алеутская . Данные перемены знаменовали переход к новому этапу в истории православия на Северо-Американском материке. Объективно обозначилась альтернатива эволюции Алеутской епархии РПЦ в Американскую православную церковь.

Особое место в деле адаптации православной миссии к своеобразным условиям США принадлежит выдающемуся церковному деятелю святителю Тихону (Беллавину) - будущему патриарху Московскому, возглавлявшему Алеутскую кафедру с 1898 г. по 1907 г.

Объектом данного исследования является роль и место православия в социально-культурной и духовно-религиозной жизни США последней трети XIX - начала XX вв.

Предмет изучения диссертации составляет политика руководства Алеутской епархии в связи с проблемой модернизации деятельности РПЦ в США.

Исходя из этого, цель работы заключается в том, чтобы выявить характерные особенности и направленность эволюции русского православия в Северной Америке, которая происходила там под воздействием глубоких общественных перемен последней трети XIX - начала XX вв.

В 1900 г. указом Св. Синода епархия была переименована в Алеутскую и Североамериканскую.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные этапы развития православной миссии на Северо-Американском материке в XVIII — начале XX вв.;

- определить место православной церкви в религиозной среде США;

- выявить факторы и пути адаптации РПЦ к быстроменяющимся условиям общественной и религиозной жизни Северной Америки;

- проанализировать общественно-просветительскую и благотворительную деятельность православной церкви в США;

охарактеризовать ее отношения с основными христианскими конфессиями;

- выявить значение личностного фактора и, прежде всего, роль самого святителя Тихона, как ключевой фигуры в процессе модернизации православной миссии.

Актуальность избранной темы обусловлена рядом причин. В первую очередь, это исключительная значимость проблемы модернизации православия в США разработка которой позволяет дать достоверные ответы на два кардинальных вопроса: 1) почему и каким образом РПЦ удалось приспособиться к особым условиям Северной Америки и интегрироваться в ее конфессиональную среду; 2) каковы причины, стимулировавшие трансформацию Алеутской епархии Русской церкви в Американскую православную церковь. Изучение данного аспекта американской истории представляется весьма важным, тем более что в настоящее время православие играет далеко не последнюю роль в религиозно-культурной жизни США. По авторитетному заявлению Э.Л. Нитобурга, «православие в США в XX в. постепенно распространилось по всей стране, и к трем признанным ранее главенствующим в США вероисповеданиям — протестантскому, католическому, иудейскому — добавилось ныне православие» [213. С.54]. Православная культура, традиции, в том числе
церковно-бытовые, продолжают оказывать определенное воздействие на духовную жизнь страны.

Изучение многообразной конфессиональной структуры США, и в частности православия как одной из ее составляющих, есть еще один самодостаточный фактор. Формирование представлений о религиозно-духовной жизни различных вероисповеданий, которые во многом определяют внутренний мир человека, немаловажно для создания более полной картины социально-психологического облика американской нации и ее культуры в целом.

Весьма значимо также то, что рассматриваемая тема находится в одном русле с процессами, происходящими в современной отечественной исторической науке. Речь идет, прежде всего, об изучении общественных систем с позиций цивилизационного подхода, который предполагает признание наряду с экономическими и социально-политическими обстоятельствами равнозначной роли духовных факторов. Комплексность и многофакторность цивилизационного метода позволяют по-новому взглянуть на «старые» явления, открыть и оценить такие их грани, которые до тех пор ускользали от внимания исследователей. Изучение истории православия в США в последней трети XIX - начале XX вв. позволяет обогатить наши представления о социокультурной, духовной стороне жизни Северной Америки в один из ключевых моментов формирования там своеобразной цивилизационной системы.

Не менее актуальна данная тема для изучения взаимоотношений американской и русской культур, особенно в свете окончания «холодной войны» и вступления российско-американских отношений в новую стадию развития, когда интеллектуальные, культурные, духовные контакты начинают играть не менее важную роль, чем экономические и политические.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывает период последней трети XIX - начала XX вв. Отправной точкой работы являются события конца 1860 - начала 1870-х годов, когда после перехода
Аляски под юрисдикцию США и образования Алеутской епархии русское православие в Северной Америке столкнулось с нарастающей проблемой адаптации к новым условиям своей деятельности. Верхней временной рамкой диссертации стал 1907 г., который завершил восьмилетний этап реформ святителя Тихона. Первые десятилетия функционирования Алеутской епархии представляют особый период ее истории. Оказавшись в последней трети XIX века перед лицом серьезных испытаний, Североамериканская миссия РПЦ в начале XX столетия вступила в полосу модернизации и сумела найти подходы к решению наиболее актуальных задач. Достигнутые в 1898-1907 гг. результаты придали импульс и на длительную перспективу предопределили направление дальнейшего развития православия в Северной Америке. Особенности выдвигаемых автором задач обусловили также обращение и к более раннему периоду истории православия в Новом Свете, наследие которого оказывало долговременное влияние на состояние дел в Алеутской епархии и политику ее руководства.

Структура диссертации определяется поставленной целью, задачами и внутренней логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на три параграфа, заключения, списка использованных источников, библиографии и приложения. В диссертации используются как проблемно-хронологический, так и проблемный принцип изложения материала, что позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть различные аспекты темы.

Научная новизна диссертации обусловливается крайне слабой изученностью эволюции американского православия. Что же касается проблемы его модернизации в последней трети XIX — начале XX столетий, то она не была предметом специального исследования ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Данная работа представляет собой первый опыт комплексного анализа истории развития православия в конфессиональной и социально-культурной среде США указанного периода. На основе
обширного, впервые вводимого в научный оборот круга источников, проанализирован процесс эволюции Алеутской епархии РПЦ и ее адаптации к деятельности в условиях Северной Америки, столь отличных от условий в которых православная церковь традиционно действовала в России. Главное внимание в диссертации сосредоточено на проблеме изменения стратегии развития епархии, которая в конце XIX - начале XX веков была направлена на расширение ее самостоятельности и обретение своего места в религиозно-духовной и общественной жизни США. В связи с этим в исследовании поставлен вопрос о роли святителя Тихона и значении его политики в деле модернизации Североамериканской епархии РПЦ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы восполняют существенный пробел в изучении истории православной церкви на Северо-Американском материке в последней трети XIX - начале XX вв., заметно расширяя проблематику отечественной американистики. Данная работа представляет интерес как для американистов, так и для специалистов, занимающихся историей религии и церкви. Диссертация содержит значительный объем ранее практически неизвестной информации, которая, наряду с полученными выводами, может быть использована и для создания специальных работ по проблемам модернизации деятельности православной церкви в США, и для подготовки обобщающих трудов по истории православия в Америке, а также для разработки сюжетов, связанных с изучением социокультурных процессов, протекавших в США в конце XIX - начале XX вв. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут применяться для разработки общих и специальных лекционных курсов, спец. семинаров, факультативов, а также при подготовке учебных пособий и методических рекомендаций.

Методологической основой исследования послужила общая теория модернизации, предполагающая переход от традиционного общества к современному, через индустриализацию и кардинальное обновление всех сторон жизни и деятельности социальных структур. Применительно к
изучаемой теме данная теория находит преломление в процессе выработки православной церковью адекватных индустриальному обществу либеральной демократии приемов и методов функционирования и работы с массами. РПЦ, традиционно действовавшая в условиях патриархальных общественных отношений и автократического правления, должна была научиться выживать в обстановке религиозного плюрализма, гражданской свободы и политической демократии. Особенность этого перехода состояла в том, что модернизация деятельности РПЦ оказалась обусловлена как невиданными темпами развития самых США, так и процессом модернизации пореформенной России.

'? В качестве основного инструментария автором использовались также

принципы историзма, системности и научной объективности, требующие аргументированного, взвешенного подхода к оценке событий и явлений, разностороннего анализа материалов и учета совокупности всех исторических фактов. Использование названных методов позволяет рассматривать проблемы в их динамике и взаимообусловленности, в контексте конкретной эпохи. Это препятствует механическому переносу в прошлое современных представлений, способствует преодолению ,- крайностей в оценках.

В процессе исследования нашли применение и специально-исторические методы: хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, описательный, статистический, биографический.

Научная разработанность избранной темы находится на первоначальном этапе. В силу объективных причин она долгое время оставалась за рамками профессиональных интересов как российских, так и американских ученых. Современники реконструируемых событий — русские дореволюционные историки - не успели осмыслить эволюционные процессы в развитии американского православия и создать крупные обобщающие труды. Представители советской исторической школы, вынужденные работать под идеологическим прессингом, не всегда были свободны в выборе
проблематики. Зарубежные исследователи уделяли истории православной миссии на Северо-Американском материке гораздо большее, но все-таки, не достаточное внимание [256; 260; 265; 278 ]. Это объясняется разрывом связей между русской церковью и американской, неопределенностью статуса последней, американо-советским противостоянием, столь характерным для большей части XX в.

Ослабление международной напряженности, получение Американской православной церковью законной автокефалии (1970 г.), а затем демократические преобразования в России и преодоление идеологических и политических стереотипов, способствовали объективному научному изучению целого комплекса вопросов, связанных с деятельностью православных миссионеров в Новом Свете. За последние десятилетия историческая литература обогатилась рядом монографий, статей, комментариев к сборникам документов, которые дают представление об отдельных аспектах функционирования православной церкви на различных этапах ее развития в Северной Америке [165; 182; 188; 191; 194; 246; 259; 261-264; 266-268; 270; 271; 275; 277]. Их создание форсировалось также юбилейными торжествами, приуроченными к 200-летию установления официальной православной миссии на Северо-Американском континенте (1994 г.) и 200-летию со дня рождения выдающегося церковного деятеля, миссионера и ученого св. Иннокентия (Вениаминова) (1997 г.). Однако нужно отметить, что внимание отечественных и зарубежных авторов привлекала, в первую очередь, история миссионерства в Русской Америке (до 1867 г.), в том числе, деятельность св. Иоасафа (Болотова), св. Ювеналия, пр. Германа Аляскинского и других иноков первой миссии, а также Московского митрополита святителя Иннокентия (Вениаминова).

Одними из первых постперестроечных академических исследований православия в Северной Америке явились работы выдающегося российского американиста Н.Н. Болховитинова [169; 170]. В сферу его научных интересов попал, прежде всего, период первоначального распространения христианства
и становления РПЦ в Русской Америке (XVIII — начало XIX вв.). Н.Н. Болховитинов подробно и обстоятельно изложил историю создания первой официальной духовной миссии РПЦ, проанализировал взаимоотношения миссионеров и Российско-Американской компании. Академик ввел в научный оборот внушительный массив источников, находящихся как в русских, так и в американских архивах, подверг критическому анализу ранее опубликованные материалы и научные исследования.

Вообще проблема русского присутствия, влияния и культурного наследия в Новом Свете вызывает неподдельный интерес не только у профессиональных историков, этнологов, но и у публицистов, журналистов, писателей. Для россиян подобная проблематика наполнена гордостью за героическое прошлое соотечественников. Американцев привлекает экзотика, загадочность того периода, колорит и своеобразие его культуры. Следует учитывать тот факт, что большая часть американских ученых и публицистов — выходцы из славяно-русской православной диаспоры (В. Иванов, В. Петров, Д. Григорьев, М. Олекса, Г. Афонский, Л. Кишковский, М. Ковач и др.). Для них изучение прошлого Русской Америки и православной миссии является неким поиском религиозно-этнических корней, восстановлением исторических родовых связей. Практически все они владеют русским языком, что облегчает работу с источниками и позволяет публиковать научные изыскания и в США, и в России.

Литературу, касающуюся собственно истории американского православия последней трети XIX - начала XX вв., можно разделить на три группы по тематике рассматриваемых проблем. Первую группу составляют труды и статьи общего характера по истории православной церкви в США, в которых означенному периоду уделяется весьма скромное и поверхностное внимание [181; 183; 184; 213; 251; 252; 254; 257; 262; 263 269; 274; 276]. Их авторы излагают отрывочные, фрагментарные сведения, не создающие целостной картины жизни Алеутской епархии.
Ко второй группе следует отнести ряд исследований, появившихся на волне возросшего интереса россиян к прошлому церкви и судьбе ее подвижников. Они посвящены святителю Тихону (Беллавину) - первому патриарху постсинодального периода [177; 178; 186; 202; 205; 214; 215; 219; 220; 221; 225]. Однако авторы указанных работ считают своей приоритетной задачей рассмотрение деятельности владыки после 1917 г., оценивая его предшествующий жизненный путь только как подготовку к занятию высшего поста церковной иерархии в кризисный момент истории России. Подобный подход не предусматривает подробного описания и тем более глубокого анализа особенностей развития православия в США и роли святителя Тихона в модернизации миссии. Зачастую авторы лишь в перечислительном порядке называют основные результаты общественно-просветительской и миссионерской деятельности архиерея в Северной Америке, иногда чуть более подробно останавливаясь на одном или нескольких эпизодах.

Работы, в которых исследуются отдельные стороны архиерейства святителя Тихона в США, образуют третью, наиболее малочисленную группу. Авторы двух статей с аналогичными названиями тезисно излагают главные направления деятельности владыки [206; 247]; причем С. Широков использует в качестве основного источника «Американский православный вестник». С.А. Беляев дает еще один краткий обзор развития Алеутской епархии в 1898-1907 гг., выделяя строительство храмов в Чикаго и Нью-Йорке [167]. В своем исследовании он опирается, прежде всего, на «Церковные ведомости» и «Американский православный вестник». Несомненный интерес представляет работа Н.В. Куркова [197]. Несмотря на небольшой объем, статья являет собой емкую характеристику того, как обстояло дело с переводами православных богослужебных книг на английский язык в США во второй половине XIX - начале XX вв. Автор привлекает достаточно обширный пласт литературы и источников, значительная часть которых англоязычного происхождения.
Источниковая база диссертации определяется спецификой избранной темы. При написании работы использовался широкий круг различных видов и категорий источников, разнообразных по содержанию. Среди комплекса документов, которые впервые вводятся в научный оборот, следует выделить группу архивных материалов. Они содержатся в фондах Российского Государственного Исторического Архива, Архиве Санкт-Петербургской Епархии и Архиве Русской Православной Церкви на Аляске (Alaskan Russian Church Archives).

В России наиболее значимые собрания документов по истории православия в Северной Америке последней трети XIX - начала XX вв. хранятся в РГИА [1-29]. В них представлены официальная переписка, служебные рапорты, донесения, ходатайства, отчеты должностных лиц, протоколы заседаний, определения и распоряжения Св. Синода, высочайшие указы и многие другие материалы. Нужно иметь в виду, что в исследуемый период Алеутская епархия практически по всем вопросам обязана была обращаться к Синоду, без ведома которого не решалась ни одна проблема. Данное обстоятельство обусловило аккумулирование в России ценнейших источников по развитию православной миссии на Северо-Американском континенте. Использование архивных данных не только значительно обогащает исследование фактическим материалом, но и помогает уточнить и перепроверить сведения почерпнутые из других источников, а, кроме того, переосмыслить некоторые сложившиеся в науке представления об отдельных эпизодах истории Церкви. Дела в канцеляриях Св. Синода и обер-прокурора формировались по тематическому принципу, что позволяет проследить ход решения того или иного вопроса с момента его постановки до вынесения конечной резолюции.

Среди эпистолярных источников наибольший интерес вызывают письма к родным св. Иоанна Кочурова, десять лет прослужившего в Северной Америке (1895-1905 гг.) [31]. Они хранятся в Санкт-Петербургском епархиальном архиве (АСпбЕ), куда были переданы родственниками
священнослужителя в 2003 г., и в научный оборот вводятся впервые. Особенности церковно-приходской и бытовой жизни, личные впечатления и частные случаи, нашедшие свое отражение в письмах о. Иоанна, делают этот источник по настоящему уникальным.

В состав фондов Архива Русской Православной Церкви на Аляске, несмотря на его название, входит значительное количество материалов, относящихся к деятельности православной церкви не только на Аляске и прилегающих островах, но и в континентальной части США, а также в Канаде. Внимание автора привлекли письма, адресованные святителю Тихону тремя известными священнослужителями миссии — о. Арсением (Чаховцовым), о. Александром (Хотовицким), и о. Иоанном (Недзельницким) [32]. Переписка носит частный характер, благодаря чему передает специфику внутренней приходской жизни, личностное отношение авторов к отдельным событиям, коллегам и самому владыке Тихону.

Архивные данные, бесспорно, чрезвычайно важны, однако только на их основании нельзя создать целостной картины деятельности православной епархии в США. Ценным историческим материалом является огромное письменное наследие святителя Тихона. Первостепенное значение, естественно, имеют речи, поучения, проповеди, воззвания, статьи, относящиеся к американскому периоду служения владыки [45-51]. Они позволяют проследить динамику развития православной церкви в Северной Америке, дают возможность составить более полное представление о епархиальной жизни, а также об отношении автора к ним. Названные источники наиболее полно отражают мировоззрение и внутренний мир владыки, помогают понять и оценить основные направления его политики в качестве главы Северо-Американской епархии.

Ежегодные отчеты обер-прокурора Св. Синода государю императору характеризуют состояние всех епархий, в том числе, американской. Главное достоинство этих документов - информативная насыщенность. Помимо описаний положения дел, отчеты дают возможность выявить специфику
американской миссии, а также проследить перемещение церковных иерархов (до и после их назначения на кафедру в США) [34].

Весомым дополнением для исследования данной проблемы являются сборники документов, посвященные русским экспедициям на Тихом океане в XVIII в. [39], первым поселениям в Русской Америке [44] и истории Российско-Американской компании (РАК) [36]. Они содержат разнообразные сведения о начальном этапе распространения христианства в северозападной части Американского континента, организации и деятельности первой официальной миссии Русской православной церкви, условиях продажи Аляски США.

При всей своей субъективности особое место занимают воспоминания современников, знавших святителя Тихона на разных ступенях его служебной карьеры (в том числе, в качестве главы Алеутской епархии) [54; 56; 57; 60; 62; 65]. Они необходимы для раскрытия образа архиерея, понимания его душевных качеств, поскольку передают впечатления авторов от личного общения с ним.

«Сильные» и «слабые» стороны мемуарной литературы вполне применимы и к оценке такого источника как публицистика, которая оказала немаловажную помощь при реализации задач диссертационного исследования. Во-первых, публицистические материалы принадлежат перу современников, а нередко и участников описываемых событий, и в этом последнем случае представляют собой взгляд «изнутри». Во-вторых, их авторы обобщают и логически излагают большой фактический материал. Многие из приводимых ими данных ныне утрачены, в силу чего названные работы могут, с известными оговорками, служить первоисточниками. Одна часть публицистических произведений позволяет расширить наши знания о событиях, происходивших в православной миссии в конце XIX - начале XX вв. [71; 77; 84; 87; 92-95; 99-101; 104; 106; 112]; другая - помогает дать характеристику религиозной жизни на Северо-Американском материке, определить положение православия в конфессиональной среде США, его
отношения с иными христианскими деноминациями [72-76; 79; 80; 83; 85; 86; 88; 89; 96; 98; 102; 103; 107; 109; 111].

Путевые заметки русских путешественников также служат большим подспорьем при раскрытии темы [66-70]. Их значение состоит в том, что данные источники позволяют проникнуться духом, атмосферой эпохи, лучше понять колорит страны и времени, дополнить имеющиеся сведения о социально-экономической, политической, общественной, культурной, религиозной жизни США.

Особую группу источников составила периодика [120-162]. Из всего блока использованных в исследовании американских и русских газет и журналов необходимо подчеркнуть значимость таких изданий как «Американский православный вестник» («Russian Orthodox American Messenger») и «Церковные ведомости». Первое, будучи официальным органом Алеутской епархии, содержит богатые и наиболее репрезентативные материалы, позволяющие восстановить сложный процесс эволюции православной миссии в последней трети XIX - начале XX вв. Неслучайно, «Вестник» считается весьма информативным и достоверным источником. В «Церковных ведомостях» публиковались высочайшие указы и определения Синода, а в «Прибавлениях» к ним - научные, публицистические материалы и поступавшая из США информация об Алеутской епархии. Последняя, правда, нередко дублирует «Американский православный вестник».

Помимо перечисленных видов источников при проведении исследования использовались фотографии, иконографические изображения, географические атласы, рисунки, иллюстрации и другие «визуальные» материалы, позволяющие более адекватно реконструировать изучаемый объект.

Назвать массив обозначенных источников безупречным, конечно, было бы преувеличением. Целый ряд материалов по-прежнему труднодоступен для российских исследователей. В первую очередь это документы американских архивов, местная периодика, материалы отдельных приходов и
т.д. Тем не менее, имеющаяся источниковая база обеспечивает необходимую основу для получения достоверных выводов и позволяет решить поставленные в диссертации задачи.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23929.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.