У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Французское общественное мнение в отношении араБо-израильского конфликта в период президенства Ф. Миттерана
Количество страниц 264
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23932.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ,

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

И АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ ФРАНЦИИ

В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Ф. МИТТЕРАНА (1981-1995 ГГ.)__________35

1.1. Ближневосточная политика Франции:

основные направления______________________________________________35

1.2. Участие Франции

в урегулировании арабо-израильского конфликта_______________________47

ГЛАВА 2. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

ФРАНЦИИ______________________________________________________81

2.1. Роль Французской социалистической партии (ФСП)

в разработке и осуществлении официального курса Франции

на Ближнем Востоке________________________________________________82

2.2. Представители правой оппозиции

и их взгляды на политику Франции на Ближнем Востоке_________________109

2.3. Отношение к арабо-израильскому конфликту

оппозиционных левых сил__________________________________________139

ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ФРАНЦИИ

И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОМУ КОНФЛИКТУ_______160

3.1. Взгляды жителей Франции

на проблемы Ближнего Востока и их эволюция________________________160

3.2. Арабская и еврейская общины Франции и их влияние на формирование курса руководства страны

по отношению к конфликту на Ближнем Востоке_______________________179

3.3. Воздействие французских СМИ на процессы формирования и функционирования общественного мнения

в отношении арабо-израильского конфликта__________________________210

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________240

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________________________249

ПРИЛОЖЕНИЕ 264


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Все более и более усложняющиеся в последнее время политические процессы в странах Запада свидетельствуют о том, что в условиях бурного развития постиндустриального общества усиливается роль информации, чей объем резко возрос. Вследствие этого, в политике появляются все новые и новые субъекты, среди которых такой феномен как общественное мнение - неотъемлемый атрибут современной жизни стран Запада.

Общественное мнение, учитывая его многофункциональную роль, с гораздо большей заинтересованностью, чем прежде, стремится принимать участие в решении широкого круга государственных дел. Охватывая практически все сферы жизни общества, общественное мнение превращается в силу, которая * может оказать влияние на политику, что привлекает пристальное внимание

ученых и, кроме того, предполагает его дальнейшее изучение, раскрытие новых, еще не изученных аспектов.

Повышенный интерес представляет общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем. И он не случаен. Факты свидетельствуют о том, что общественность стран Запада активно реагирует на события, происходящие в мире, а ее мнение постепенно превращается в фактор внешней политики, потенциальные возможности которого очень велики. Вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, общественное мнение отражает отношение различных групп общества к внешней политике в целом. Кроме того, при наличии ряда обстоятельств, общественное мнение, вторгаясь в область внешней политики, может оказывать воздействие на принятие решений в этой сфере, превращаясь, в итоге, в механизм, действие которого накладывает заметный отпечаток на развитие существующей в настоящий момент системы международных отношений.
В период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) во Франции существовал целый ряд факторов внутриполитического свойства, которые, действуя в

комплексе, в той или иной степени оказывали влияние на формирование и осуществление ее внешнеполитического курса, в том числе на политику Франции на Ближнем Востоке и в арабо-израильском конфликте - одно из основополагающих направлений внешнеполитического курса Пятой республики в целом. Среди подобного рода факторов - общественное мнение, в качестве субъекта (носителя) которого выступала французская общественность.

Обращение к указанной выше теме обусловлено тем, что именно сейчас, когда накоплен значительный по своему объему эмпирический (и не только) материал по данной проблеме, возникла необходимость провести его анализ.

Кроме того, исследование дает возможность определить место и роль общественного мнения в политической системе современной Франции, пример которой показывает то, как в странах Запада осуществлялось взаимодействие внутри- и внешнеполитической сфер жизни общества.

Актуальность исследования определяется и тем, что в последние годы общественное мнение приобретает все большую значимость и у нас в стране, что вновь вынуждает обратить на него исследовательский взгляд.

Хронологические рамки исследования охватывают период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.). Их выбор объясняется рядом причин. Прежде всего, в указанные годы внешнеполитический курс Франции на Ближнем Вос-токе в целом и в арабо-израильском конфликте в частности превратился в одно из основополагающих направлений внешней политики Пятой республики. С другой стороны, именно тогда в развитии арабо-израильского конфликта произошли события, которые вызвали большой общественно-политический резонанс в мире, в том числе во Франции, где, к тому же, на 1980-е годы пришелся своеобразный «бум» в области изучения общественного мнения.

В итоге, ближневосточная политика приобрела для Франции (учитывая то, что в 1980-е годы Франция претендовала на роль лидера в процессе ближнево-сточного урегулирования) свою исключительную актуальность, но, не только в рамках внешнеполитического курса Пятой республики. Помимо прочего, она
превратилась в один из факторов, который оказывал существенное воздействие и на внутриполитические процессы в стране. Все это обусловило необходимость осуществить анализ фактов и событий с момента победы кандидата от ФСП на президентских выборах 1981 г. и вплоть до 1995 г., когда левые силы потерпели во Франции поражение и на смену им к власти в стране пришли правые во главе с Ж. Шираком.

Объект исследования - это французская общественность - передовая часть общества, выражающая его мнение. Из ее представителей во Франции состояли ведущие политические партии и гражданское общество.

Предмет исследования - отношение французской общественности к арабо-израильскому конфликту, ее взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, а также ее влияние на внеш- неполитический курс Франции на Ближнем Востоке.

Цель исследования заключается в том, чтобы провести комплексный анализ французского общественного мнения в отношении арабо-израильского конфликта в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) и в этом контексте оценить его влияние на формирование и осуществление политики Франции на Ближнем Востоке.

Исходя из этого, были определены следующие задачи исследования:

-определить место и роль Ближнего Востока и арабо-израильского конфликта во внешнеполитическом курсе Франции к началу 1980-х годов и на протяжении 1981-1995 гг., а также выявить причины, которые обусловили повышенный интерес со стороны французской общественности к Ближнему Востоку и арабо-израильскому конфликту;

-рассмотреть позиции ведущих политических партий Франции в отношении арабо-израильского конфликта, в том числе: выяснить роль Французской социалистической партии (ФСП) в разработке и осуществлении официального курса страны на Ближнем Востоке, а также исследовать деятельность критически настроенных по отношению к социалистам представителей правой оппози-
ции и оппозиционных левых сил в контексте их отношения к политике Франции на Ближнем Востоке и в арабо-израильском конфликте;

-проанализировать взгляды жителей Франции в отношении проблем Ближнего Востока, проследить их эволюцию;

"* -оценить влияние арабской и еврейской общин Франции на формирование

курса руководства страны по отношению к конфликту на Ближнем Востоке;

-охарактеризовать позицию, которую занимали в отношении арабо-израильского конфликта французские СМИ (периодическая печать);

- определить в целом степень, а также характер воздействия французского общественного мнения на внешнеполитический курс Франции на Ближнем Востоке.

Методологическая основа исследования сводится к следующему: преж-J де всего, это системный подход, который включает два аспекта - структурный

и функциональный (структурно-функциональный анализ). В его рамках французское общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем рассматривалось как сконструированная с помощью метода моделирования модель целостной системы, в которой каждый элемент ее структуры имеет определенную функцию. Этот метод, в свою очередь, органически связан с принципом историзма. На результатах эмпирических исследований основан так называемый бихевиоральный метод, посвященный анализу политического поведения, что возможно с помощью такого метода как анализ данных.

Использование указанных выше методов сопровождалось тем, что в ходе исследования применялись такие общенаучные методы как сравнение, обобщение и т.д.

При рассмотрении имевших место фактов и происходивших событий использовался принцип объективности. Учитывалась также тесная взаимосвязь между внутренней и внешней политикой государства. Все исторические процессы рассматривались с позиций реализма.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые, на примере отношения различных групп французского общества к арабо-израильскому конфликту в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) всесторонне, на комплексной основе исследован механизм, в рамках которого во Франции общественное мнение, вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, выступало в качестве одного из факторов внешней политики. Благодаря этому, появилась возможность тщательным образом изучить, с одной стороны, процессы формирования и функционирования общественного мнения в отношении внешнеполитических проблем, а с другой - каналы, через которые общественность Франции оказывала влияние на внешнюю политику.

Это позволило более емко представить внешнеполитический процесс, а также, учитывая типичность процессов формирования и функционирования общественного мнения вообще - определить наиболее общие тенденции в сфере массового сознания в самой Франции и в других странах Запада.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как при создании научных трудов обобщающего характера по истории Франции периода Пятой республики, а также стран.Ближнего Востока, так и преподавателями ВУЗов при разработке курсов новейшей истории стран Запада и Востока, подготовке специальных курсов и семинаров, посвященных истории внешней политики Франции, арабо-израильского конфликта, при написании учебных пособий для ВУЗов.

Источниковая база исследования обширна. Использовались разнообразные по своему характеру источники, которые условно можно разделить на основные и косвенные.

Основные источники - это опросы общественного мнения, которые были проведены на территории Франции в 1981-1995 гг.1 Отражая отношение раз-личных слоев французского общества к тем или иным, актуальным, с точки

1 SOFRES. Opinion publique 1984-1986. P.: Gallimard, 1984-1986; SOFRES. L' Etat de Г opinion 1987-1996. P.: Seuil, 1987-1996; Public opinion and the Palestine question. L., Sydney: Ed. E. Zureik and F. Moughrabi.

зрения жителей Франции, проблемам, социологические опросы (зондажи -«sondages») и их результаты имеют наибольшую ценность для диссертационного исследования. Анализ данных опросов общественного мнения, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые, предоставил возможность, используя также и другие источники, рассмотреть практически все стороны происходивших в рамках общественного мнения процессов и их закономерности.

Еще один, важнейший источник - периодическая печать Франции, т.к. отношение французской общественности к арабо-израильскому конфликту наиболее ярко просматривается при исследовании прессы. Среди ежедневных газет - это очень влиятельная во Франции «Монд» и «Либерасьон», традиционно занимающие центристскую позицию, «Фигаро», для которой характерна право- консервативная направленность, а также «Юманите» - орган печати ФКП. Важны также еженедельники, в том числе: центристский по своему характеру «Экспресс», а также левый «Нувель Обсерватер» и правый «Пуэн». Из еженедельников журнально-иллюстрированного типа - это «Пари-матч». Подробное изучение материала, содержащегося в отмеченных выше органах периодической печати Франции, которые имеют различную политическую ориентацию, позволило представить широкий спектр мнений, существовавших в обществе в связи с арабо-израильским конфликтом, а также проследить трансформацию, произошедшую в 1980-е годы в массовом сознании жителей Франции.

Использовались и документы внешней политики Франции, в частности, выпускаемый каждые два месяца под эгидой французского МИДа сборник «Политик этранжер де ля Франс»2. Общественное мнение было сопоставлено с точкой зрения, которую в отношении проблем Ближнего Востока имело руководство Франции (президент Республики, премьер-министр, министр иностранных дел и другие лица, находившиеся в высших эшелонах власти страны), что дало возможность взглянуть на этот феномен в несколько ином ракурсе.

2 Politique etrangere de la France. Textes et documents. 1981-1995. P.: La Documentation fran$ais, 1981-1995.
Косвенные источники - это, главным образом, источники, где раскрываются позиции, которые в отношении арабо-израильского конфликта имели ведущие политические партии Франции.

Материалы парламентских дебатов в Национальном собрании и Сенате
Франции отражают полемику по проблемам Ближнего Востока, которая неред-

ко имела место во французском парламенте3.

Важны также документы и материалы, уже непосредственно относящиеся к ведущим политическим партиям Франции. Прежде всего, это программные документы Французской социалистической партии (ФСП)4, представители которой в 1981-1995 гг. находились у власти в стране. Кроме того, это программные документы, относящиеся к партиям, которые составляли критически настроенную по отношению к социалистам часть политического пространства

страны - представителей правой оппозиции (Объединение в поддержку рес-

публики5, Союз за французскую демократию, Национальный фронт6) и оппози-ционных левых сил (ФКП , крайне левые, экологическое движение ).

3 Journal Officiel de la Republique Fran9aise. Debats parlementaires. Assemble Nationale. 1981-1995. P., 1981-1995; Journal Officiel de la Rdpublique Francaise. Debats parlementaires. Senat. 1981-1995. P., 1981-1995.

4 Changer la vie: Programme de gouvernement du Parti socialiste. P.: Flammarion, 1972; Programme commun de gouvernement du Parti communiste francais et du Parti socialiste (27 juin 1972). P.: Ed. sociales, 1972; La gauche et la politique e"trangere: L' Europe et les USA, les relations avec Г Est et le tiers-monde // Le Monde. 14, 15 mai 1974; Les socialistes et le tiers-monde: Elements pour une politique socialistes des relations avec le tiers-monde. P.: Berger-Levrault, 1977; Le programme commun de gouvernement de la gauche: Propositions socialistes pour Г actualisation. P.: Flammarion, 1978; Cent dix propositions socialistes pour la France // Mitterrand F. Politique 2 (1977-1981). P.: Fayard, 1981. P. 305-324; Projet socialist: Pour la France des anndes 80. P.: Club socialiste du livre, 1981; La mission de la France dans le monde // Non! 1982. №4. P.40-45; Proposition pour la France: Texte adapte a la Convention nationale du Parti socialiste, Paris, 17 Janvier 1988. P.: Ed. sociales, 1988; Une novel horisont pour la France et le socialisme (Texte definitif du projet) // Le Poing et la Rose. 1992. Janvier. №135.

5 Rassemblement pour la Republique. Propositions pour la France / Presente par J. Monod. P.: Plon, 1977; La plate-forme du RPR et de Г UDF «Pour gouvemer ensemble» // Le Monde. 1986. 19-20 Janvier.

6 Defendre les Francais. Programme du Front National. P.: Plon, 1973; Pour la France: Programme du Front National. P.: Ed. Robert Laffon, 1985; Le contrat pour la France avec les Francais. Le Pen President. P.: Ed. Robert Laffont, 1995.

7 Changer de cap: Programme pour un gouvernement democratique d'Union populaire. Parti communiste francais. P.: Ed. Sociales, 1971; Programme commun de gouvernement du Parti communiste francais et du Parti socialiste (27 juin 1972). P.: Ed. sociales, 1972; L' Imperial isme francais aujourd' hui: Journees d' etude de la Section de politique exterieure du Comite central du Parti communiste francais (22-23 mai 1976). P.: Ed. sociales, 1977; XXIV съезд Французской коммунистической партии. Сэнт-Уэн, 3-7 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982; XXV съезд Французской коммунистической партии. Сэнт-Уэн, 6-10 февраля 1985 г. М.: Политиздат, 1985; XXVI съезд Французской коммунистической партии. Сэнт-Уэн, 2-6 декабря 1987 г. М.: Политиздат, 1988; Resolution du 27-e Congres du PCF // L' Humanite. 1990.26 decembre; V Integrate des documents adoptes par le 28-e Congres du PCF / Le Programme du PCF // L' Humanite. 1994.31 Janvier.

8 См., напр., Программа «Европейских зеленых» (Совместное заявление «Европейских зеленых» к выборам в Европейский парламент. 20/11.1989 г.) // «Зеленые» в конце 80-х годов. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С.27-53.
чительный интерес представляют многочисленные работы публицистического характера, чьи авторы - политические деятели Франции, принадлежащие к той или иной политической партии.

Среди них - труды, авторство которых принадлежит президенту Франции (1981-1995 гг.) и политическому лидеру французских социалистов Ф. Миттерану9. Они отражают позицию подавляющей части членов ФСП. Кроме того, важны работы других представителей так называемого миттерановского большинства ФСП: прежде всего, Л. Жоспена10, а также П. Моруа11 и Л. Фабиуса12. Позиция другой части французских социалистов, которая относилась к левому и правому крылу ФСП представлена в работах, соответственно, Ж.-П. Шевене-мана13 и М. Рокара14. Определенную ценность представляют работы таких теоретиков ФСП как Ж-П. Кот и Ж. Хюнцингер15.

Материал, касающийся позиции Объединения в поддержку республики (ОПР) - ведущей в 1980-е годы политической партии, действующей тогда на правом фланге и стоявшей в оппозиции к ФСП, имеется, главным образом, в работах нынешнего (с 1995 г.) президента Франции Ж. Ширака, который в период президентства Ф. Миттерана возглавлял ОПР16. Заслуживают внимания также работы одного из крупнейших во Франции теоретиков в области так на-

9 Mitterrand F. Politique. P.: Fayard, 1977; Ici et maintenant. P.: Fayard, 1980; idem. Politique 2 (1977-1981). P.: Fayard, 1981; idem. Reflexions sur la politique exterieure de la France. Introduction a 25 discours (1981-1985). P.: Fayard, 1986; idem. Lettre a tout Ies Francais. P.: Fayard, 1988; idem. Memoire a deux voix (avec Elie Wiesell). P.: Ed. Odile Jacob, 1995.

10 Jospin L. La politique exterieure francaise // Politique Internationale. 1980/1981. №10. Р.203-2П; idem. L' invention du possible. P.: Flammarion, 1991; idem. La France en Europe et dans le monde. Orientations en matiere de politique etrangere et de defense // Vendredi. 1995. 14 avril; idem. 1995-2000. Propositions pour la France. P.: Parti socialiste, 1995.

11 Mouroy P. A gauche. P.: A. Michel, 1985; idem. La strategid de la France. Allocution du Premier ministre le 20 septembre 1983, lors de seance d' ouverture de la 36C session de Г IHEDN // Defense nationale. 1983. Novembre. P.5-22.

12 Fabius L. Le couer du futur. P.: Calmann-Levy, 1985; idem. С est en allan vers la mer. P.: Seuil, 1990.

13 Chevenement J.-P. Les socialistes, Ies communistes et Ies autre. P.: Aubier, 1976; idem. Etre socialiste aujourd'hui. P.: Seuil, 1979; idem. Le pans sur Г intelligence. P.: Seuil, 1985; idem. Une certaine id6e de la Republique m' amene a... P.: A. Michel, 1992; idem. Le Vert et le Noir (integrisme, petrole, dollar). P.: Grasset, 1995.

14 Rocard M. La politique francaise au Moyen-Orient // Revue politique et parlementaire. 1980. №889. P.2-3; idem. Le couer а Г ouvrage. P.: Ed. Obile Jacob, 1987; idem. Rdponses pour demain. P.: Syros alternatives, 1988; idem. А Г epreuve des faits: Textes politiques, 1979-1985. P.: Seuil, 1989; idem. Un pays comme le notre: Textes politiques, 1985-1989. P.: Seuil, 1989.

15 Cot J.-P. А Г epreuve du pouvoire. Le tiers-mondisme, pour quoi faire? P.: Seuil, 1984; Hunzinger J. Introduction aux relations intemationales. P.: Plon, 1987; idem. La politique exterieure du Parti socialiste // Politique etrangere. 1982.№l.P.33-44.

16 Chirac J. Discours pour la France a V heure du choix. P.: Stock, 1978; idem. La lueur de Г esperance: Reflexion du soir pour le matin. P.: Table ronde, 1978; idem. Une ambition pour la France. P.: A. Michel, 1988.
зываемого голлизма М. Дебре , еще одного голлиста М. Кув де Мюрвиля и представителей ОПР в составе руководителей страны в 1993-1995 гг.: премьер-министра Э. Балладюра19 и министра иностранных дел Франции А. Жюппе20. Наконец, важен публицистический труд, автором которого является А. Пейре-фит21, политический деятель, близкий в 1980-е годы по своим взглядам к представителям ОПР.

Мнение значительной части представителей правоцентристского по своему характеру Союза за французскую демократию (СФД) отражено в работах политического лидера СФД, а также бывшего (в 1974-1981 гг.) президента Франции В. Жискар д' Эстена . Помимо этого, ценность имеют теоретические разработки Р. Барра23 и М. Понятовского24. Оба теоретика представляют собой два отличающихся между собой направления, которые в 1980-е годы существовали в рамках СФД.

Позиция представителей Национального фронта (НФ) отражена, главным образом, в работах бессменного (с 1972 г.) политического лидера НФ Ж.-М. Ле Пена25.

Взгляды представителей оппозиционных левых сил, раскрываются в публицистических трудах, авторами которых являются Ж. Марше (ФКП)26, А.

17 Debre М, Debre J.-L. Le Gaulisme. P.: Plon, 1978.

18 Couve de Murville M. Le Monde en face. P.: Plon, 1989.

19 Balladur E. Douze letters aux francais trop tranquilles. P.: Plon, 1990; idem. Passion et longueur de tempts. P.: Fayard, 1989.

20 Juppe A. Quel horizonte pour la politique etrangere de la France // Politique etrangere. 1995. №1. P.245-259.

21 Peyrefitte A. Encore un effort, M. Le President... P.: Laffes, 1985.

22 Giscard d' Estaing V. Ddmocratie francaise. P.: Fayard, 1978; idem. L' Etat de France. P.: Fayard, 1981; idem. Le pouvoir et la vie. P.: Companie 12, 1988-1991. T.I. 1988. T.2. L' Affrontement. 1991; idem. Dans cinq ans l'an 2000. P.: Ed. Companie 12,1995.

23 Barre R. Une politique pour Г avenir. P.: Plon, 1981; idem. Reflexion pour demain. P.: Hachette, 1984; idem. Au tournant du siecle. Principes et objectifs de politique etrangere. P.: Plon, 1988; idem. Question de confiance: Entretiens avec J.-M. Colombani. P.: Flammarion, 1988.

24 Poniatowski M. Cartes sur table. P.: Fayard, 1972; idem. Conduire le changement. P.: Fayard, 1975; idem. L' avenir n' est ecrit nulle part. P.: A. Michel, 1978; idem. Lettre ouverte au President de la Republique. P.: A. Michel, 1983; idem. L' Europe ou la mort. P.: A. Michel, 1984; idem. Le socialisme a la francaise. P.: A. Michel, 1985; idem. Que survive la France. P.: A. Michel, 1991.

25 Le Pen J.-M. Les Francais d' abord. P.: Ed. M. Lafon, 1984; idem. La France est de retour. P.: Ed. M. Lafon, 1985; idem. Europe. Discours et interventions. 1984-1988. P.: Ed. M. Lafon, 1988; Le Pen 90: Analyses et propositions. P.: Ed.de Present, 1991.

26 См., напр., Marchais G. Ddmocratie. P.: Messidor, 1990.
Жейсмар (крайне левые), а также А. Вештер и Б. Лалонд (экологическое движение) 28.

Указанные выше источники важны не только тем, что в них раскрываются позиции, которые в отношении арабо-израильского конфликта имели ведущие политические партии Франции. Поскольку последние, выполняя свою коммуникативную функцию, являлись одним из каналов, через которые французская общественность выражала свое мнение, они отражают также взгляды различных групп населения, имеющих те или иные политические предпочтения и, вследствие этого, отдающих свои симпатии какой-либо политической партии Франции, как правило, из числа ведущих.

В качестве источника была привлечена также мемуарная литература: воспоминания известных французских государственных деятелей - непосредственных участников событий, точка зрения которых представляется очень важной. Это, например, мемуары Ж. Аттали29 (в 1981-1991 гг. он занимал пост специального советника при президенте Франции). Имеют несомненный интерес и мемуары бывшего советника по внешнеполитическим вопросам при президенте Франции Ю. Ведрина ° (в 1981-1988 гг.), а также двух бывших министров иностранных дел Франции: Р. Дюма31 (в 1984-1986 и 1988-1993 гг.) и Ж.-Б. Раймо-на32 (в 1986-1988 гг.). Кроме того, важны мемуары бывшего французского по-ела в Израиле (в 1986-1991 гг.) А. Пьеррета . Мемуарная литература, как весьма специфический источник, требующий, чтобы к нему относились крайне осторожно, использовалась в комплексе с другими источниками, что позволило сделать их взаимодополняющими друг друга.

27 Geismar A. L' Engrenage terroriste. P.: Fayard, 1981.

28 Waechter A. Dessine-moi une planete. L'6cologie maintenant ou jamais. P.: Albin Michel, 1990; Lalonde B. Sur la vague vert. P.: Laffont, 1981.

29 Attali J. Verbatium. En 3 tt. P.: Fayard, 1993-1995.

30 Vddrine H. Les mondes de Francois Mitterrand: А Г Elisee, 1981-1995. P.: Fayard, 1996.

31 Dumas R. Le fil et la pelot. P.: Plon, 1996.

32 Raimond J.-B. Le Quai d' Orsay а Г epreuve de la cohabitation. P.: Flammarion, 1989.

33 Pierret A. Ambassadeur en Israel: Juillet 1986-aout 1991. P.: Besclee de Brouver, 1999.
Наконец, еще одна группа источников - справочные материалы, как отечественные34, но, главным образом, зарубежные издания. Выпускаемые во Франции они содержат богатый фактический материал о важнейших событиях внут-,. ^ ри- внешнеполитической жизни страны, который существенно дополняет све-

дения, полученные из других источников. Прежде всего, это ежегодное издание «Аннэ политик, экономик э сосьяль ан Франс»35, а также целая серия справочников, выпускаемых издательством «Декуверте»36 и справочник «Франкоско-пи»37. Кроме того, это фундаментальный «Исторический словарь французской политической жизни в XX веке»38, а также справочное издание «Кто есть кто во Франции» . Использовались и результаты переписи населения Франции 1982 и 1990 гг.40.

, N Таким образом, многочисленные и разнообразные по своему характеру ис-

точники позволили в итоге составить целостную картину французского общественного мнения в отношении арабо-израильского конфликта в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.).

Историография проблемы. В отечественной историографии отсутствует специальное исследование, в котором бы рассматривалась такая проблема, как французское общественное мнение в отношении арабо-израильского конфликта V4 в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.).

Вместе с тем, проблемы, связанные с существованием такого феномена как общественное мнение в целом, всегда привлекали внимание ученых.

34 См.: Брук СИ. Население мира. Этнодемографический справочник. М: Наука, 1986; Международный ежегодник. Политика и экономика. 1981-1990. М.: Политиздат, 1982-1991; Политические партии: Справочник/ Под общ. ред. В.В. Загладина и Г.А. Кисилева. М.: Политиздат, 1986; Франция / Отв. ред. В.Ю. Пресняков и др. М: Международные отношения, 1990; Франция / Отв. ред. В.Ю. Пресняков и др. М.: Международные отношения, 1993; Франция. Современный монополистический капитализм / Отв. ред. Г.Г. Дилигенский и В.И. Кузнецов. М.: Мысль, 1982.

35 L' Аппёе politique, economique, sociale en France, 1981-1995. P.: Moniteur, 1981-1995.

36 L' Etat de la France et de ses habitans. Editions 1985-1995. P.: La Decouverte, 1985-1995; L' Etat du monde: Annuaire dconomique et geopolitique mondial. 1989-1995. P.: La Decouverte, 1989-1995; L' Etat du Tiers-monde. P.: La Decouverte, 1989.

"MermetG. Francoscopie 1985, 1987,1989,1991,1993,1995. P.: Larousse, 1984-1994.

38 Dictionnaire historique de la vie politique franc.aise au XX-e siecle. P.: PUF, 1995.

39 Who' s who in France, 1995-1996. P., 1995.

40 R6censement general de la population de 1982. Principaux rdsultats. P.: INSEE, 1984; INSEE. Premiere, №81 et 82, juin 1990.
В нашей стране интерес по отношению к общественному мнению возник еще в 1960-е годы и к настоящему моменту существует множество точек зрения, отражающих самое различное его понимание.

Первым, кто дал определение понятию «общественное мнение» был А.К. Уледов. Он считал, что общественное мнение - это факт сознания, который проявляется в деятельности народных масс и выражает их отношение к действительности, к поведению людей41. С ним был согласен и Б.А. Грушин, добавляя, однако, что общественное мнение характеризуется массовостью и поэтому - это есть «состояние массового сознания»42. При этом оба полагали, что свое выражение общественное мнение получает, как правило, в форме суждений.

В дальнейшем стали распространяться и другие определения. Р.А. Сафа-ров, соглашаясь с А.К. Уледовым и Б.А. Грушиным в том, что общественное мнение представляет собой явление массового характера, находящееся в сфере общественного сознания, вместе с тем, считал, что оно должно быть активным. Активность субъектов общественного мнения в представлении Р.А. Сафарова свидетельствует о том, что это действительно «общественное», а никакое иное мнение. Поэтому оно выражается не только в суждениях, но и в практических действиях43.

,} В 1980-е годы были внесены некоторые, однако, не очень существенные

корректировки, в трактовку понятия «общественное мнение». B.C. Коробейников отметил, что оно является множественным, т.е. отражающим разнообразные точки зрения, относящиеся к большому числу общностей и, в совокупности, представляет собой своеобразную «пирамиду мнений»44. Свой вклад вне-

41 См.: Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963.

42 См.: Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии и исследования общественного мнения. М: Политиздат, 1967.

43 См., напр., Сафаров Р.Я. Общественное мнение в системе советской демократии. М.: Знание, 1982; он же. Политический статус общественного мнения // Социологические исследования. 1979. №4; он же. Общественное мнение и государственное управление. М.: Юрид. лит., 1975.

44 Коробейников B.C. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М: Мысль, 1981.
ели А.А. Возьмитель и М.К. Горшков, исследовавший общественное мнение в историческом контексте46.

В.Н. Аникеев дал историко-философский анализ понятию «общественное мнение». Он сделал вывод о соотношении уровня демократии в обществе с развитостью института общественного мнения47.

Интерес вызывает также вышедшая в 1990-е годы работа В.М. Герасимова. Рассматривая общественное мнение в политическом контексте, он делает вывод, что существует тесная взаимосвязь между властью и общественным мнением и пренебрегать им невозможно48.

Все вышесказанное дает возможность определить понятие «общественное мнение» как способ массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действи-
тельной жизни, затрагивающим их интересы и потребности .

Примечательно, что в последние годы, на основе уже имеющихся исследований, авторами которых являются Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин50, Д.В. Ермоленко51, в нашей стране предпринимаются серьезные попытки рассмотреть такой феномен как общественное мнение и в контексте существующей в мире системы международных отношений. В настоящий момент, этим занимается целая группа ученых во главе с П.А. Цыганковым, которая фактически разрабатывает новое направление в социологии (социология международных отноше-

45 Возьмитель А.А. Формирование и изучение общественного мнения. М.: Знание, 1987.

46 Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М.: Политиздат, 1988.

47 Аникеев В.И. Общественное мнение как историческое понятие. Ростов-на-Дону, 1982.

48 Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М.: Луч, 1995.

49 В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной (См., напр., Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2004. С.312-313). Однако, мы не ограничивались тем, что рассматривали общественное мнение исключительно сквозь призму социологических опросов, а стремились выйти за узкие, по нашему мнению, рамки и, тем самым, исследовать этот феномен в максимально возможном контексте. Представляется, что во Франции общественное мнение получало свое выражение в разнообразных по своему характеру формах, а как его субъект (носитель), французская общественность, из представителей которой во Франции состояли ведущие политические партии и гражданское общество, использовала для этого различные каналы.

50 См.: Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология. Политика. Международные отношения. М.: Международные отношения, 1974; они же. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 1985.

51 См.: Ермоленко Д.В. Социология и проблемы международных отношений (Некоторые аспекты и вопросы социологических исследований международных отношений). М.: Международные отношения, 1974; он же. О социологических исследованиях международных отношений // Социологические исследования. 1983. №2.

ний). Исследуя сквозь призму социологии международные отношения, они относят в число их действующих лиц - «акторов» общественное мнение52.

Рассматривая такой феномен как общественное мнение, исследователи вместе с тем полагали, что одним из каналов его выражения являются политические партии, которые в концентрированном виде отражают точку зрения определенной части общества. В качестве примера нередко приводилась Франция. Существующая в этой стране многопартийность демонстрировала это со всей очевидностью, считает В.Г. Сироткин53.

Более того, исследователь И.Г. Тюлин, изучая в 1980-е годы внешнеполитическую мысль современной Франции, установил, что одним из участников процесса ее формирования являются политические партии. Во многом благодаря деятельности теоретиков из ФСП и правых сил, считает И.Г. Тюлин, во Франции появлялись новые концепции внешней политики, а с приходом той или иной политической партии к власти в стране и вовсе происходила эволюция внешнеполитической доктрины Франции54.

В связи с этим, очень трудно согласиться с мнением С.А. Деева. Исследуя силы, влияющие на внешнюю политику Франции, в их числе он не упоминает политические партии, а рассматривает их, ассоциируя с деятельностью парламента (Национальное собрание и Сенат Франции), исходя из того, что они - это элемент системы государственной власти55.

А.С. Кожемяков, в отличие от С.А. Деева, наоборот, делает акцент на парламентских дебатах в Национальном Собрании и Сенате Франции, считая, что существование отличных от официальной позиции точек зрения на ту или иную проблему внешнеполитического свойства очень важно. Парламент в итоге пре-

52 См., напр., Введение в социологию международных отношений / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992; Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М.: Радикс, 1994; Цыганков П.А. Международные отношения. М: «Новая школа», 1995; Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Гардарика, 1998.

53 См.: Сироткин В.Г. История Франции: Пятая республика. М.: Высш. шк., 1989.

54 Тюлин И.Г. Внешнеполитическая мысль современной Франции. М.: Международные отношения, 1988.

55 См.: Деев С.А. Современная Франция: механизм формирования внешней политики. М.: Международные отношения, 1985.
вращается в трибуну для общественного мнения56, с чем соглашается М.А. Крутоголов57.

Исследователь B.C. Шилов, изучив материалы парламентских дебатов в Национальном собрании и Сенате Франции, провел исследование взглядов по-литических партии в отношении проблем внешней политики, в том числе связанных с Ближним Востоком. Однако, внимание он уделяет, преимущественно тому, какое влияние оказывают внешнеполитические факторы на межпартийные отношения. Он ставит задачу выявить значение внешней политики в борь-
бе между политическими партиями Франции . Процесс воздействия политических партий на формирование внешнеполитического курса оказался за пределами внимания B.C. Шилова.

Более подробно, чем B.C. Шилов, на деятельности политических партий в контексте их отношения к ближневосточному конфликту остановился В.В. Копейка. Рассматривая взгляды представителей ФСП, правых сил - СФД и ОПР, а также ФКП, он делает вывод, что их деятельность «дает им возможность оказывать корректирующее воздействие на внешнюю политику страны», которое, однако, имеет ограниченный характер59.

Позиции ведущих политических партий Франции в отношении арабо-израильского конфликта нашли отражение в трудах многих ученых-франковедов. При этом, наибольшее внимание исследователи, как правило, уделяли ФСП.

Так, в работах, в которых рассматривались общие аспекты ближневосточной политики миттерановской Франции в 1980-е годы, попутно затрагивались также и программные установки ФСП. Такие исследователи, как Н.К. Арбатова, Я.Г. Бронин, Ю.В. Егоров, К.П. Зуева, А.А. Ковалев, Т.Г. Пархалина, В.П. Славенов (Ступишин), П.П. Черкасов, В.А. Шмаров сходятся во мнении о том,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23932.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.