У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эволюция внешней политики Франции по окончании колодной войны
Количество страниц 503
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23962.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Г.Введение...с.5

2. Глава 1: Внешнеполитическая идентичность Франции в XX веке: проблематика могущества...с.39

2.1.Внешнеполитическая идентичность Франции...с.39

2.2.Проблематика «могущества» государств во французской теории

международных отношений...с.63

2.3.Могущество в условиях глобализации: от национального могущества к

многосторонней дипломатии.. .с.80

3. Глава 2: Ф.Миттеран в поисках европейской стабильности: плоды дипломатической активности начала 90-х гг...с.95

3.1.Франция и кризис ялтинско-потсдамской системы: сохранение

стабильности или геополитическая близорукость?...с.95

3.2.Франция-Германия-Европа ...с.99

З.З.Европа как «полюс» силы...с. 133

3.4.Проблемы стабильности в Европе: реакция на распад

социалистической системы ... с. 13 6

а. Новая «восточная политика» Ф.Миттерана...с.136

б. Реакция на распад федеративной Югославии...с. 145

4. Глава 3: Европейская политика Ж.Ширака (1995-2002)... с. 154

4.1 .Роль европейского строительства в дипломатии Ж.Ширака.. .с. 154 4.2.Углубление интеграции и расширение ЕС.с.161

а. Расширение ЕС на Восток...с. 162

б. Углубление интеграции: от Маастрихта к Амстердаму и Ницце... с. 166

в. От Амстердама к Ницце: проблема реформы европейских институтов в связи с расширением ЕС ... с. 193

4.3.Французская модель европейского политического единства... с.205 4.4.Отношения в франко-германо-британском треугольнике.. .с. 211

5. Глава 4: Проблемы безопасности Франции в свете международных кризисов 90-х гг...с.228

5.1.Трансформация стратегической культуры Франции в середине 90-х

годов...с.228

5.2.Неоголлистская «революция» в обороне... с.234

5.3.Франция и НАТО на рубеже ХХ-ХХ1 веков. ..с.248

6. Глава 5: Франция - «планетарная держава».. .с.291 бЛ.Проблема сохранения роли Франции как мировой державы...с.291 6.2.Франция - США: две модели мира.. .с.311

а. Проблема американского лидерства в свете войны в Персидском заливе... с.311

б. Противоречия франко-американского партнёрства на рубеже ХХ-ХХ1 веков...с.317

6.3.Позиция Франции в косовском кризисе: проблема гуманитарного вмешательства.. .с.335

6.4.«Пространство солидарности»: политика содействия развитию и участие в международных кризисах в Средиземноморье и Африке...с.359

а. Франция в Средиземноморье...с.359

б. Позиция в ближневосточном конфликте.. .с.365

в. Франция - ЕС - США в иракском кризисе 2002-2003 гг.. ..с.374

г. Франция в Африке: проблема сохранения влияния...с.382 6.5.«Новая азиатская политика» Ж.Ширака...с.407

7. Глава 6: Франция-СССР-Россия в строительстве новой системы

международных отношений... с.415

7.1 .Отношение к распаду СССР.. .с.415

7.2.Франко-российское «привилегированное партнёрство».. .с.43 4

7.3.Международный вес России глазами французов...с.453

7.4.Франко-российские отношения в 1999-2002 гг.: от кризиса к обновлению

диалога...с. 467

8.3аключение...с. 487

9.Список использованных источников и литературы ...с.503

ВВЕДЕНИЕ

Проблема мирового влияния Франции на протяжении веков является для её дипломатии предметом главной озабоченности. Не только творцы французской политики грезили о величии, эта идея стала частью национальной политической культуры и по сей день самым серьёзным образом влияет на оценку внешнеполитической деятельности ив обществе, иу в значительной степени, в историографии.

Одна из великих держав ХУШ-ХХ веков, со времён де Голля Франция отводила себе роль «моста» между Западом и Востоком, провозглашая идеальной целью своей дипломатии снижение напряжённости, преодоление блокового противостояния и нарушение мировой гегемонии двух сверхдержав. Парадоксальным образом, достижение этой цели с окончанием холодной войны: с крушением биполярной системы и идеологического раскола в Европе, с успехами глобализации, поставили под вопрос возможность сохранения особой мировой роли французской дипломатии. Роль Франции в мире вновь стала центральной темой размышлений французской политической элиты и общества.

В этой связи исследование стратегических задач, которые ставит перед собой французская дипломатия, и их реального воплощения в контексте планетарных сдвигов с конца 1980-х гг. по начало 2000-х годов представляется научно значимым и актуальным как для изучения истории . французской внешней политики, так и с точки зрения анализа международных отношений рубежа ХХ-ХХ1 веков.

Период распада ялтинско-потсдамской системы стал временем интенсивных поисков стратегии, способной обеспечить Франции заметную роль в мировой политике, позволить ей оказывать влияние на создание новой

системы международных отношений. В этих условиях внешняя политика Франции определяется не только интересами её безопасности. Речь идёт об утверждении собственной концепции мирового порядка, - каким она его видит и каким он должен быть, а также о представлении французских правящих кругов о месте страны в регионе, на континенте ив мире в целом. Естественно, последний фактор не принадлежит к объективным категориям, хотя влияет на формирование внешнеполитической стратегии и тактики, то есть на реальную политику ничуть не меньше, чем сравнительная оценка объективных данных, в частности, военного, демографического и экономического потенциала или стратегических и сырьевых ресурсов. Большинство дипломатических просчётов строится на разрыве между объективными данными, определяющими расстановку сил на международной арене, и субъективными представлениями, которыми руководствуются при принятии внешнеполитических решений. Но известны и обратные примеры, когда яркие дипломатические успехи достигнуты вопреки объективным факторам, благодаря следованию «идеальному» проекту.

Если и есть в мире страна, для которой представление о своём мировом ранге едва ли не важнее объективных факторов, то это Франция. Не случайно слово «амбиция» во французском языке означает честолюбие и лишено того несколько обидного оттенка - подозрения в нескромности, который придан его русской транскрипции.

Анализ крупных международных конфликтов, будь-то война североамериканских колоний с Англией или восстание бельгийцев за отделение от Голландского королевства, был бы неполным без ссылки на позиции великих держав1. Мировые гранды держали в своих руках послевоенное урегулирование в 1919 г. в Версале, а затем в Ялте и

Потсдаме в 1945 году. Они были главными субъектами международных отношений, подчас отводя «средним» и «малым» государствам и целым регионам роль объектов собственной мироустроительной деятельности. Поскольку Франция, предпочитая принадлежать к клубу великих держав, далеко не всегда имела для этого объективные основания и согласие других грандов на допуск её в высшую сферу вершителей судеб мира, вопрос могущества и величия был для неё достаточно болезненным. Идея величия - это предмет не только национальной гордости, но и французской рефлексии. Анализируя французскую внешнюю политику, видный французский международник П.Асснер писал: «Начиная с Наполеона, а потом от де Голля до Миттерана, французская политика может быть расценена как попытка восстановить былое величие при полном отсутствии средств, которые делали бы это возможным» . Другой видный историк международных отношений, Р.Жиро ещё более красноречив: «Французы беспокоятся по поводу своего места в мире подобно увядающей красотке, которая изучает себя в зеркале, чтобы оценить масштабы разрушений, произведённых временем: «Свет мой зеркальце, скажи...»»3.

Наполеон Ш, а затем и деятели Третьей республики стремились воскресить былую роль Франции в Европе и в мире, добавив к европейскому влиянию вторую по величине колониальную империю. Но поражение 1870 г. и военные катастрофы 1914 и 1940 гг. обостряли ощущение упадка, которым был отмечен весь XX век. В годы Четвёртой республики идея сохранения статуса великой колониальной державы в отсутствие условий и средств удержания империи стала проклятием

1 Под великими державами мы понимаем здесь державы-победительницы или наблюдавшие конфликт со стороны, но обладающие военным превосходством, которое, согласно мировой практике ХУП-ХХ веков, давало им право диктовать свою волю международному сообществу.

2 Hassner P. The view from Paris // Eroding Empire: Western Relations with Eastern Europe. Dir. Lincoln Gordon. The Brookings Institution, Washington, 1987,

3 Girault R. De la puissance et de la France d"aujourd'hui / Etre historien des relations internationales. - P.: Sorbonne, 1998.-P. 322.

Франции, толкая её на бесперспективные колониальные войны. Кроме того, Франции трудно было вернуться в круг мировых держав и в силу экономической и военно-политической зависимости от США. Основатель Пятой республики Ш. де Голль провозгласил своей задачей возрождение величия Франции. Его политика была не столько фактической реализацией мирового влияния, сколько вербальным оформлением и одновременно идеальной целью французской дипломатии4. То же можно сказать и о преемниках де Голля, причём о социалисте Ф.Миттеране в не меньшей степени, чем о голлисте Ж.Шираке. Тема данной работы, таким образом, вписывается в длительную внешнеполитическую традицию, а представленное исследование логически продолжает изучение центральной проблемы французской дипломатии.

Хронологические рамки работы

Традиционно точкой отсчёта в политической истории Пятой республики является начало нового президентства. Однако особую цельность избранному периоду придаёт совпадение кризиса послевоенной системы международных отношений и начала второго септената5 Ф.Миттерана. Поэтому 1988-1989 годы являются не только «формальным», но и логическим началом изучаемому периоду. В такой же мере 1995 г. -конец «эры Миттерана», стал рубежным для внешнеполитического курса нового президента, Ж.Ширака. Самостоятельное значение периода правления Ж.Ширака определяется также тем, что именно к середине 90-х годов в общих чертах обозначилась новая расстановка сил в мире. Третьему во французской истории президенту - голлисту после 20-летнего перерыва предстояло решить главную задачу голлизма - обеспечить

4 См. об этом: Vai'sse M. La Grandeur. P. 682.

5 Септенат (от фр. sept — семь) — семилетний срок пребывания у власти президентов Французской Республики до изменений, внесённых после референдума 2000 г., когда был введён пятилетний срок президентского правления. Первый пятилетний президентский срок начался после очередных президентских выборов 2002 г.

Франции планетарную роль в изменившихся геополитических условиях. Таким образом, хронологически и тематически работа охватывает два президентства: 1988-1995 - второй президентский срок Ф.Миттерана, и с 1995 по весну 2002 г. - первое президентство Ж.Ширака. Конечная граница соответствует дате последних президентских и парламентских выборов весны 2002 г., которой завершается определённый политический цикл. Он был ознаменован «соучастием» во внешней политике президента голлиста и правительства социалистов, благодаря длительному периоду «сосуществования» 1997-2002 гг. Смена внутриполитических условий международной деятельности французской дипломатии позволяет проанализировать взаимовлияние внутренней и внешней политики.

Следует оговориться, что выборы 2002 г. являются достаточно условной границей в силу несовпадения ритмов внутриполитической жизни Франции с рубежными международными событиями, подобными иракскому кризису 2002-2003 гг. Анализ роли Франции в строительстве новой системы международных отношений был бы неполным без рассмотрения французской позиции по Ираку, что потребовало расширения хронологических рамок работы.

Своеобразие и значимость периода с конца 80-х годов до настоящего времени состоит в том, что это было время интенсивных поисков достойной роли Франции в формировании нового мирового порядка.

Цель данной работы - комплексное исследование стратегии и основных составляющих внешнеполитического курса Франции конца XX -начала XXI вв. в контексте глобальных и региональных изменений, связанных с окончанием холодной войны и становлением новой системы международных отношений. Специфика предложенного в данной работе подхода состоит в том, чтобы совместить два поля исследования. Рассмотреть, во-первых, своего рода «фикцию», а именно: концепции, теории, представления о подобающем ранге Франции в мире и, во-вторых,
деятельность французской дипломатии, поскольку стратегия, тактика и средства реализации этого идеала принадлежат реальной внешней и оборонной политике, и анализ первого, «умозрительного» плана неразрывен с изучением остальных. Задачи диссертации:

1. Проследить эволюцию стратегии и тактики французской дипломатии, в тесной связи с трансформацией свойственных ей представлений о расстановке сил и о месте страны в постбиполярном мире, а также о средствах, которыми располагает Франция для проведения независимой политики и для реализации своих амбиций. С этой точки зрения особый интерес представляет вопрос о внешнеполитической идентичности Франции и о специфике представлений французской политической и интеллектуальной элиты о слагаемых внешнеполитического могущества.

2. Особенность избранного сюжета состоит в том, что он обращен к «лицевой», декларативной стороне французской дипломатии, которую она предъявляет международному сообществу в поисках признания собственной глобальной роли. В то же время, изучение общественного, политического и международного контекста, оказывающего корректирующее влияние на дипломатический курс двух последних президентов, представляется крайне важным для оценки достижений и перспектив французской внешней политики, реализации её глобального замысла, способного обеспечить стране ведущие позиции в мире. Речь идёт о трёх группах факторов: 1) об изменении международных условий внешнеполитической деятельности Франции; 2) о внутриполитических изменениях: смене президентов и правящего большинства; 3) о гносеологическом и социальном фоне, на котором происходит принятие внешнеполитических решений, т.е. о системе обратной связи между руководителями французской дипломатии и интеллектуалами, задающими тон во внешнеполитической аналитике и в общественном мнении.
3. Работа посвящена анализу принципиально нового этапа мировой политики. Очень важным в этой связи представляется, с одной стороны, выявить черты преемственности и новизны внешнеполитического курса страны с конца 80-х годов, проанализировать трансформацию осевых линий французской внешней политики, традиционно составляющих основу её глобальной стратегии, а с другой стороны - поиски новых факторов, которыми она стремится подкрепить свои дипломатические позиции.

В соответствии с французской внешнеполитической традицией дипломатические приоритеты Франции лежат в трёх сферах. Прежде всего, это Европейское сообщество (ЕЭС и ЕС), затем - так называемая «зона глобальной ответственности» Франции, включающая её бывшие колонии и подмандатные территории в Средиземноморье и в Африке, далее следует сфера отношений с кругом государств, определяющих общее соотношение сил в мире. Раньше это были США и СССР. Одна из задач этой книги -установить, имеют ли такое же значение для Франции отношения с правопреемницей последнего - Россией. Магистральные векторы французской политики в основном и определили структуру данной работы. В то же время, чрезвычайно важным с точки зрения исследования внешнеполитической стратегии представляется анализ подходов Франции к проблеме безопасности - и национальной, и международной. Изменениям в этой сфере в работе уделено особое место.

Научная новизна работы определяется, прежде всего, тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет монографического исследования избранной темы. Во-первых, в диссертации предложен оригинальный ракурс рассмотрения проблемы - совмещение двух планов -«идеального» (с точки зрения замысла, вербального и гносеологического фона французской дипломатии) и фактического - в изучении стержневой линии внешней политики Франции последних десятилетий - проблемы её международного ранга и поисков приемлемой для неё международной
в системы. Внешняя политика Франции под этим углом зрения ещё не

рассматривалась в отечественной историографии. Осевая идея внешней политики Пятой республики - внешнеполитическое могущество или «величие», являясь наследием длительной дипломатической традиции Франции, также не была до сих пор объектом специального научного интереса ни в советской, ни в российской историографии.

Во-вторых, для исследования избран период, не ставший предметом подробного и комплексного освещения в отечественной и зарубежной литературе. Особый интерес избранному периоду придаёт то обстоятельство, что это было время глубоких трансформаций международной системы, связанных с окончанием холодной войны и новой расстановкой сил на мировой арене.

В-третьих, новым исследовательским подходом, предложенным в диссертации, является анализ французской политологической литературы в качестве исторического источника, позволяющего показать

_ гносеологический фон выработки внешнеполитических решений.

Наконец, специфика избранного периода и сюжета работы позволяет автору ввести в научный оборот российской историографии солидный пласт новых источников, историографических и аналитических материалов, относящихся к внешнеполитической деятельности Франции в условиях кризиса ялтинско-потсдамской системы международных отношений и становления нового миропорядка.

Методология

В основе методологии исследования лежат принципы историзма и

системности. Стратегия и тактика дипломатии, также как эволюция

внешнеполитической аналитики Франции рассмотрены в тесной связи с

л историческим контекстом, с трансформациями во внутренней и в мировой

политике. В то же время, в диссертации представлен ретроспективный
анализ развития центральной идеи внешней политики Франции в свете проблемы разрыва и преемственности: во-первых, в длительной исторической перспективе, в свете изменения факторов международного могущества с конца ХУШ по начало XXI вв., во-вторых, в сравнении с классической традицией дипломатии Пятой республики, восходящей к Ш. де Голлю, в-третьих, внутри изучаемого периода в связи со сменой президентов и правящего большинства. Принцип историзма также лежит в основе предпринятого в диссертации анализа эволюции концепций французских политологов.

Актуальность темы определила необходимость использования методов политических наук. Избранной проблематике в полной мере соответствует прочно утвердившееся в международной аналитике понимание системности как «определённого характера долговременных взаимоотношений между государствами или группами государств, который отличают стабильность и взаимозависимость, в основе которого лежит стремление к достижению определённого, осознанного комплекса устойчивых целей, и где в той или иной мере присутствуют элементы правовой регламентации базовых аспектов международной деятельности» . Системность не всегда универсальна и не вечна. Это историческое явление, и с момента возникновения системы международных отношений её модели меняются. Особый интерес избранному для исследования периоду придаёт то обстоятельство, что он соответствует состоянию перехода от одной модели к другой, когда уходит в прошлое ялтинско-потсдамская система и происходит становление нового мирового порядка, пока не закреплённого окончательно и в строительстве которого Франция стремится играть заметную, если не определяющую роль. Анализ таких переходных состояний, особенно если исследователь является современником изучаемых процессов,
представляется особенно интересным. «В критической точке, в точке перелома, направление дальнейшего развития оказывается крайне неопределённым: слишком много факторов влияет на процесс, и по этой причине он может развиваться в совершенно противоположных направлениях»7. Новая система международных отношений - ещё не данность, а созидаемая реальность, и как таковая, она несёт на себе тройное бремя: ¦

- груз прошлого и как бремя истории, отражённое, в частности, в сознании, и в институтах, сложившихся ещё в условиях окончания второй мировой войны (ООН) или биполярной системы (НАТО и Европейские Сообщества);

- бремя случайности или событийности, в наибольшей степени определяющие «реактивную» политику;

- бремя волюнтаризма, отражающего идеальные цели и реальные интересы творцов новой системы8.

М.Вайс в своей книге «Величие» отмечает большой разрыв между амбициями деголлевской Франции и международной реальностью. Одной из причин, обусловивших этот разрыв, он считает сравнительную инертность биполярной системы: в 60-х годах status quo, установленный после второй мировой войны, было трудно изменить. Крушение этого порядка, казалось бы, открыло перед французской дипломатией возможность активно участвовать в становлении новой международной системы, но с другой стороны, обнаружило ограниченность её возможностей и связало её самостоятельность новыми императивами наднационального характера.

6 Системная история международных отношений в четырёх томах. 1918-2000. T.I. M, 2000, с. 9; Введение в теорию международных отношений. М., 2001, с. 12. Косолапов Н.А.Международные отношения: эпистемология и методы исследования// МЭ и МО, 1998, №3.

7 Лебедева М.М., Цыганков ПА. Теоретические поиски в международных исследованиях конца XX столетия // Мировая политика и международные отношения в 1990-е годы: взгляды американских и французских исследователей. М.: МОНФ, 2001, с.9.

8 Kessler M-Ch. La politique etrangere de la France. Acteurs et processus. - P.: Presses de Sciences Po, 1999.
Наиболее конкретный результат окончания холодной войны -германское объединение - был закреплён в международных соглашениях, но они не носили универсального характера. До сих пор контуры нового мирового порядка не определены и новая международная система проходит стадию становления, однако думается, уже можно говорить о новом качестве этой системы, отличающем её от предыдущих. Это качественное отличие необходимо учитывать в анализе соотношения амбиций и возможностей Франции на мировой арене. На рубеже ХХ-ХХ1 веков мы присутствуем не только при смене системы, но и при смене парадигмы международных отношений, когда целый ряд факторов (глобализация, интеграция, новый характер мировых угроз) размывает традиционное представление о государстве-нации как об универсальном субъекте системы международных отношений, и как о единственном субъекте, имеющем законное право на насилие внутри своих границ.

Проблематика могущества и величия традиционно имеет государственное измерение, подчиняясь анализу соотношения сил государств-наций в регионах и на мировой арене. Безусловно, эта проблематика не исчерпана, и становление новой системы происходит в условиях соперничества или сотрудничества национальных дипломатий. Однако рамки привычной парадигмы государств-наций недостаточны для оценки существующих или потенциальных факторов надгосударственного характера. Ряд важнейших событий последних лет свидетельствует о всё большем удельном весе общеевропейских интересов и во внешней, и во внутренней политике страны, хотя, как представляется, до сих пор европейская парадигма не взяла ещё во Франции верх над национальной. Следует также принимать во внимание тот факт, что влияние отдельных государств во многом уменьшается, однако, не только в пользу
международных организаций, но ив пользу частных сил и организации, экономических и общественных9.

Кто является главным субъектом деятельности и, следовательно, объектом настоящего исследования, когда мы говорим о поисках Францией нового мирового порядка и своего места в нём? Внешнюю политику государства, независимо от возможных разногласий её творцов, людей влияющих на принятие решений и тех, кто решает, принято рассматривать как целостное явление, осознанный курс данного государства на международной арене10. В этом смысле исследователь внешней политики Франции на рубеже ХХ-ХХ1 веков может опереться на работу М.-Кр.Кесслер, посвященную механике процесса выработки французской внешней политики и отношениям между её основными действующими лицами11. Автор отмечает, что международные отношения и внешняя политика Франции являются на рубеже ХХ-ХХ1 вв. полем деятельности не только президента, правительства, министерств обороны, иностранных дел и Национального собрания. Многие решения зависят от консенсуса внутри общества, так же как внутри международных организаций (в частности, ЕС, НАТО), участие в которых налагает предписывающие условия на действия национальных дипломатий.

В связи со спецификой избранного сюжета уместным кажется ещё одно методологическое замечание. Предмет изучения - представления, идеи и действия французских дипломатических игроков, должен быть дополнен анализом того, как эти намерения подкрепляются в служебных дисциплинах, изучающих современные международные отношения, поскольку не секрет, что они являются научной базой для формирования дипломатических и политических кадров и интеллектуальной элиты, то есть всех тех, от кого

9 См. об этом, например,: Les nouvelles relations internationales, sous la direction de M.-Cl.Smouts, P.: Presses de Sciences Po, 1998, p.379.

10 См., например, Косолапов Н.А. Внешняя политика м- внешнеполитический процесс субъектов международных отношений// МЭ и МО, 1999, №3,с.65.

11 Kessler M.-Chr. La politique etrangere de la France. Acteurs et processus. P., Presses de Sciences Po, 1999.
0 зависит не только принятие решений, но и общественное мнение, способное

эти решения воспринять.

«Во что надо верить, чтобы принимать решения»? - этот вопрос вынесен в название статьи известного французского аналитика по проблемам экономики и безопасности К.Шмидта12. Статья посвящена памяти знаменитого экономиста 20-х-ЗО-х годов Фридриха А.Хайека. Последний в своей книге "Экономика и знание" (Hayek F. Economics and Knowledge, 1937) задумался над значением для принятия решений объективных экономических данных. Хайек заметил существование своего рода разрыва между этими объективными наблюдениями и субъективными знаниями и представлениями, которыми руководствуются люди при принятии экономических решений. В этом разрыве он видел основную проблему политической экономии и потому предложил ввести в экономический анализ, помимо объективных данных, верования и представления экономических агентов, определяющие и трансформирующие информацию, которой те

' располагают. Аналогичный вывод применительно к международным

отношениям был сделан гораздо позже, в конце 60-х гг. Ж.В.Бартоном.13 Его исследование восприятия конфликтов показывает, что, прежде всего, стоит принимать во внимание не предположительно "объективную" оценку ситуации, но её восприятие международными игроками. Это восприятие концентрируется вокруг двух серий элементов. Во-первых, оно проходит сквозь призму специфичной для каждого игрока культуры: идеология, национальные чувства, менталитет определяют особое место каждого в его международном окружении. Вторым элементом этого восприятия является складывающаяся в результате глобальная картина, на основе которой рождается специфичное и обязательно субъективное отношение различных игроков к одному и тому же событию или процессу. Анализ этого восприятия
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23962.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.