У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Ядерная политика Франции во второй половине XX в.
Количество страниц 517
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23964.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ... 3-24

РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ПРОБЛЕМЫ... 25-106

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ЯДЕРНОЙ

ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ...107-180

РАЗДЕЛ III. МЕСТО И РОЛЬ ЯДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ В ВОЕННЫХ

ДОКТРИНАХ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ... 181-264

РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ПО

СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛОВ ЯДЕРНОЙ

ТРИАДЫ... 265-344

РАЗДЕЛ V. ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕКРАЩЕНИЯ

ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ, НЕРАСПРОСТРАНЕНИЮ

ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЕГО СОКРАЩЕНИЮ... 345-431

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 432-464

ИСТОЧНИКИИ ЛИТЕРАТУРА...465-498

ПРИЛОЖЕНИЯ...499-517



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования ядерной политики Франции обусловлена тем, что в проблематике исторической науки одним из важных направлений является комплексное изучение французской военной политики, а со второй половины XX столетия, в частности, се ядерной составляющей. Это вполне объяснимо, поскольку государство, проводя соответствующую военную политику, обеспечивает свой суверенитет и территориальную целостность, защищает свои экономические интересы в мире. Именно государство рассматривается народом как самый мощный организатор защиты истории, культурны и традиций страны. Можно с полной уверенностью утверждать, что ценность этих категорий не знает временных ограничений - они вечны для всех народов. '

Несмотря на окончание "холодной войны" и, казалось бы, решительные перемены в отношениях между Россией и США, а также существенное сближение между двумя частями Европы, в основе современных международных отношений по-прежнему остаются традиционные принципы военно-силового баланса, хотя иногда тщательно закамуфлированные.

До настоящего времени актуально суждение, что любой военный конфликт, независимо от масштабов, применяемых средств уничтожения, является продолжением политики того или иного государства или коалиции стран. Однако на современном этапе эта формула дополняется и новым содержанием. Наряду с возрастанием значимости таких элементов системы государственной мощи, как экономический, научный, технологический потенциалы, все ещё сохраняется тенденция доминирования силовой составляющей в виде ядерного компонента, который по суммарному потенциалу способен неоднократно уничтожить все живое на земле1.

Учет зарубежного опыта формирования ядерного компонента военной политики и ее реализации важен в научном и практическом отношениях в условиях становления новой системы безопасности России. Научный интерес к

1 Bulletin of the Atomic Scientists. - May/June 2000. - Vol. 56. - No 3.
опыту Франции обусловлен следующими историческими особенностями ее ядерной политики.

Во-первых, ядерная составляющая военно-политического курса Пятой Республики обращает на себя внимание уже тем, что с момента проведения первых испытаний атомных боеприпасов официальный Париж пытался достигнуть относительной независимости от США в вопросах стратегии развития и применения этого нового вида обеспечения безопасности страны.

Во-вторых, Франция, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, принимала самое непосредственное участие в выработке и осуществлении как общемировых, так и европейских военно-политических решений по проблемам ядерной безопасности. Более того, после выхода ее в 1966 г. из военной организации НАТО, Франция являлась объектом политической борьбы за влияние на нее между СССР и США.

В-третьих, для научного анализа особенно интересен опыт военно-политического маневрирования французского руководства в отношении западноевропейской коллективной безопасности с опорой на свои ядерные силы как во время жесткой конфронтации между Востоком и Западом, так и в период разрядки напряженности вплоть до развала Варшавского Договора и распада СССР.

В-четвертых, военно-политический опыт французов в размещении ядерного оружия и проведении его испытаний приобретает особую важность, если учесть территориальную особенность Пятой республики. Кроме метрополии Франция имеет еще пять заморских департаментов и пять заморских территорий, а также ряд стран в различных регионах мира она объявила зоной своих стратегических интересов. В этих условиях Франция сумела обеспечить свои военно-политические интересы, локализовать кризисы, связанные с проведением ядерных испытаний и сохранить положение великой мировой державы.

В-пятых, научный интерес к военной политике Франции в исследуемый период вызван также тем, что в последние десятилетия XX века страна сохранила свою ядерную стратегию в системе обеспечения национальной безопасности, несмотря
на то, что неоднократно в высших эшелонах власти оказывались представители кардинально противоположных политических течений и партий.

В-шестых, в современном мире место и роль ядерной политики Франции приобретает все большую значимость.

Особенностью военно-политической обстановки в начале третьего тысячелетия является то, что политические и военно-технические факторы объективно снизили вероятность ракетно-ядерного столкновения сверхдержав. Но реально усилилась угроза миру из-за применения ядерного оружия со стороны государств, обладающих таковым де-факто и стремящихся благодаря этому укрепить свой престиж и усилить влияние на политику в регионе. Опасность увеличилась со стороны террористических и экстремистских международных организаций, представители которых могут предпринять попытки захватить и несанкционированно использовать часть ядерного потенциала того или иного государства.

По мнению автора, на глобальном уровне основной угрозой военной безопасности России, как и раньше, является тенденция к качественному совершенствованию имеющегося в мире ядерного оружия. О том, что силовой подход в мировой политике сохраняется, свидетельствует желание многих индустриально развитых стран вырваться вперед именно в области военных, в том числе ядерных, технологий. Следовательно, окончание "холодной войны" отнюдь не означает, что из международной практики исключена возможность применения вооруженного насилия, поскольку отказ от идеологического противостояния двух общественно-политических систем автоматически не разрешает сохраняющиеся геополитические противоречия, связанные с национальными интересами различных стран.

Происходящий в глобальном мироустройстве переход от биполярности к американской гегемонии или полицентризму на фоне сокращения ядерных арсеналов России и США характеризуется возрастанием роли ракетно-ядерного потенциала Франции, Великобритании и КНР, а также других стран, которые провели испытания ядерных устройств (Индия, Пакистан) или обладают научно-
техническим потенциалом для их проведения (Израиль, КНДР и др.). Вполне вероятно, что военное значение существующих ядерных средств будет изменяться как вследствие процесса конвенционализации обычных видов оружия, так и вследствие возможного роста числа государств - членов «ядерного клуба».

Данный процесс идёт, несмотря на то, что к большинству амбициозных претендентов на престижный ракетно-ядерный статус не может быть пока даже применено такое общепринятое понятие, как "ядерная держава". Как известно, оно предполагает наличие у страны полного ядерного комплекса, который помимо исходных продуктов, то есть расщепляющихся материалов, включает в себя производственные мощности, научно-исследовательские центры, связанные с обслуживанием и хранением боеголовок, и ряд других военных и гражданских структур.

В третьем тысячелетии мир входит в очередной виток гонки вооружений, в рамках которой ракетно-ядерные средства в руках отставших в научно-технологическом отношении стран все больше будут выполнять функции сдерживания потенциальных агрессоров. Видимо, именно в этом контексте следует рассматривать возможность создания "исламской бомбы".

По всей вероятности путь к безъядерному, а тем более к ненасильственному миру будет очень длительным и достаточно сложным, поскольку сопряжён с необходимостью разрешения сложных противоречий цивилизационного характера. Угроза уничтожения жизни на Земле может предопределить отказ человечества от военного насилия при разрешении международных противоречий, а значит от обладания ядерными средствами, как и другими не запрещёнными видами оружия массового уничтожения. В XXI в. этот отказ может истолковываться как потенциальная угроза государственным интересам страны, а поэтому приведет к поиску иных адекватных мер укрепления национальной безопасности.

Таким образом, оставаясь на почве реальности, необходимо отдавать себе отчет в том, что человечество, видимо, не готово не только к ненасильственному,
но даже безъядерному существованию. Указанное обстоятельство вызывает необходимость изучить состояние и возможное изменение ядерной политики различных государств и в первую очередь её военный аспект.

Прогнозирование возможных вариантов военно-стратегического курса ядерных держав осуществимо только с учётом результатов исторического анализа опыта, накопленного человечеством в прошлом. Изучение основного содержания и нюансов ядерной политики ведущих держав, к которым относится и Франция, позволит России использовать в своих интересах складывающиеся здесь тенденции с учетом возможности дальнейшей эволюции взглядов на роль ядерного фактора в мировой политике.

Весьма поучителен исторический опыт Франции. За более чем полувековой период она пережила череду подъёмов и кризисов в своем общественно-политическом и экономическом развитии. Изменения коснулись и государственного устройства. Что касается ядерной политики, то свойственная французским политическим лидерам способность предвосхищать многие мировые события позволила им превратить ядерный статус своей страны в фактор, обеспечивший гарантию сохранения статуса великой державы. Накопленный Францией за пятьдесят с лишним лет опыт в ядерной сфере свидетельствует о характерном для французской политической элиты стремлении при отстаивании национальных интересов руководствоваться прежде всего здравым смыслом. Поэтому, как бы горячо ни критиковали друг друга в ходе внутриполитической борьбы представители левых и правых партий, которые в исследуемый период неоднократно сменяли друг друга в руководстве страной, национальные интересы Франции в ядерной области были для них в своей основе неприкосновенны.

Изучение ядерной политики Франции представляет несомненный научный интерес и является политически актуальным потому, что Пятая республика, несмотря на разницу военных потенциалов двух стран, может послужить для России достойным примером военно-политической мимикрии в зависимости от
складывающейся международной ситуации, при неизменном сохранении избранного стратегического вектора в ядерной области.

Важность военно-политического опыта Франции в деле опоры на ядерный компонент по обеспечению национальной безопасности в конце XX в. для России обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, традиционно ведущей политической ролью Франции в мировых, региональных и особенно в европейских делах, заметно возросшей после распада Организации Варшавского Договора и Советского Союза.

Во-вторых, сохранением геостратегического значения ядерного фактора как важнейшего инструмента сдерживания агрессии при современной тенденции к сокращению массовых армий.

В-третьих, угрозой распространения оружия массового поражения в результате фактического расширения «ядерного клуба» за счёт потенциальных стран, занятых поиском своих новых оборонных приоритетов.

В-четвёртых, увеличением масштабов российско-французского

взаимодействия и сотрудничества в области контроля над вооружениями и борьбы за полное запрещение ядерных испытаний.

В-пятых, возрастающим значением французского ядерного потенциала на фоне российско-американского сокращения накопленных запасов ядерного оружия1.

В-шестых, наличием уникального французского опыта по достижению общественного согласия в области реализации прагматических программ развития ядерного вооружения как важнейшей составляющей сохранения статуса великой державы и обеспечения национальной безопасности страны.

В-седьмых, привлекательностью исторического примера Франции в деле сохранения и укрепления на основе своего ядерного статуса международных позиций в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН.
В-восьмых, возрастающей ролью Франции в обеспечении эффективности структур европейской безопасности в условиях становления многополярного мира.

Хронологические рамки работы (вторая половина XX в.) охватывают весь период существования французской ядерной политики и позволяют комплексно рассмотреть её полувековую эволюцию. Отрезок времени, избранный автором для исследования, включает не только мероприятия первого пятилетнего плана развития французской атомной промышленности, предусмотренные, так называемым «Законом Гайяра», принятым Национальным собранием 25 июля 1952 г.1, но также исторические предпосылки зарождения ядерного курса III и IV Республик. Это позволило автору выявить как предпосылки плодотворной работы французских ученых в области ядерной физики, так и причины заинтересованности военно-политического руководства в максимально возможном их обеспечении.

Успехи и неудачи Франции в освоении ядерной энергии особенно ярко проявились на фоне эволюции французской военной политики, которая в исследуемый период дважды привела к кризису государственных институтов. Несмотря на горечь первых военных поражений и оккупацию большей части метрополии фашистами в годы Второй мировой войны французские ученые и военно-политическое руководство страны, с одной стороны, не позволило нацистам использовать научно-технические разработки и сырье для ядерных исследований, а с другой — предоставило все интеллектуальные и материальные ресурсы своим англо-американским союзникам.

Французская ядерная политика зарождалась и проходила становление в период формирования двухполюсной системы по правилам "холодной" войны. В это время на мировой арене происходила перегруппировка союзников и противников, а ядерная стратегия Франции, находясь в подчинении американского атомного монополизма, была нацелена на создание национальной

Roussely F. Reforme // DN. 1996. N8. Р.33-57.
научно-технической инфраструктуры по овладению мощнейшим видом энергии. После первых трех успешных испытаний ядерной бомбы на полигоне Регган в феврале - декабре 1960 г.1 Франция приступила к созданию национального стратегического ядерного оружия. С этого времени французские доктринальные положения ядерной стратегии соответствовали принципу «обороны по всем азимутам», который сформулировал первый президент Пятой республики генерал Шарль де Голль. Самыми малоизученными до сих пор остаются первые десятилетия французской "атомной истории".

Наиболее динамичная часть эволюции ядерной политики Франции пришлась на начало 80-х - середину 90-х гг., что было обусловлено как внутриполитическими, так и геополитическими новациями2. В силу особенностей государственного устройства Пятой республики, французское общество в эти годы неоднократно переживало период "сосуществования" в высших эшелонах власти представителей левых и правых политических партий. Однако это не привело к явным провалам и кризису в выработке и реализации стратегических военно-политических решений в отношении ядерного компонента обеспечения безопасности на фоне крушения двухполюсной системы мироустройства.

Не менее важным, но также малоизученным является процесс формирования ядерной политики Франции на рубеже тысячелетий, когда новые вызовы и реалии международного положения потребовали адекватных решений по обеспечению национальной и коллективной безопасности, включающей и ядерный ее компонент.

Следует подчеркнуть, что такое совпадение векторов французской ядерной политики и политической жизни планеты далеко не случайно. Очевидно, что существовала устойчивая взаимозависимость между стремлением военно-политического руководства государства обеспечить безопасность страны и ее геополитическими интересами сохранить статус мировой державы. В

1 Goldschmidt В. L'aventure atomique ses aspects politiques et techniques. P., Fayard. 1962.

2 Journal officiel de la Republique Prangaise, 1983, 20 mai. Assemblee Nationale. Debate parlamentaires. Compte rendu integrals. P. 1275-1281; Военная программа на I987-I99I гг.: Journal officiel de la Republique Prancaise. Lois et decrets. 1987,23 Mai. № 119. P. 5648-5650.
исследуемый период человечество впервые сделало научные открытия, которые, с одной стороны, могли обеспечить мир огромным количеством энергии для жизнеобеспечения людей, а с другой - способствовали появлению самого разрушительного вида оружия, поставившего под угрозу существование жизни на планете Земля. Проявление интереса Франции, Германии, Англии, США и других государств к ядерным исследованиям в ходе Второй мировой войны до сих пор занимает умы историков. Некоторые ученые считают, что появление ядерной бомбы стало своего рода козырной картой в ходе азартной игры за мировое господство тоталитарных режимов с демократическими.

Историки, оппонируя друг другу, анализируют одни и те же события: крах нацисткой Германии, обладавшей колоссальным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, но так и не сумевших реализовать свой ядерный проект, скоротечную капитуляцию милитаристской Японии, первой испытавшей на себе ужас от американских атомных бомб, а также войну в Корее, Карибский и Суэцкий кризисы. Но акцентируя внимание на различных фактах, приходят к различным выводам1. К сожалению, эта тенденция сохраняется и сегодня. По-разному оценивается вклад французских ученых в разработку атомного оружия, а также роль ядерной политики Франции как в обеспечении национальной безопасности, так и в международных отношениях, отмеченных жесткой конфронтацией или спадом военно-политической напряженности между СССР и США.

Таким образом, выбор столь обширного исторического периода позволил ретроспективно, во всей полноте оттенков рассмотреть широкий спектр военно-политической деятельности в ядерной сфере одной из ведущих мировых держав.

Степень научной разработки темы.

Комплексный анализ военно-стратегических аспектов ядерной политики Франции с момента ее зарождения и до 2001 г. не предпринимался ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях. Проведенный автором

1 Picq J. Mission // ADH.-1996.-N207.P.20-23; N209.P.10-15; Barre R. Une politique pour l'avenir.
обстоятельный анализ источниковой базы и генезиса как отечественной, так и зарубежной историографии ядерной проблемы показывает, что, несмотря на значительное количество публикаций, военно-стратегические аспекты французской ядерной политики за столь продолжительный исторический период пока не получили всестороннего и глубокого освещения1.

Изучив опубликованные по избранной теме работы, автор предлагает свою концепцию комплексного подхода к анализу военно-стратегических аспектов ядерной политики Франции. Прежде всего, она заключается в рассмотрении периода зарождения французской ядерной политики в ходе Второй мировой войны, в свете событий послевоенной истории и международных отношений, которые наложили отпечаток на периоды становления и развития ядерной стратегии Пятой республики.

В контексте данной концепции выявлено соотношение объективных и субъективных факторов возникновения и становления ядерной политики Франции; обоснованы закономерности ее направленности, показана эффективность политики «обороны по всем азимутам» как разновидности политики ядерного сдерживания; дана характеристика французских ядерных сил на рубеже XXI в. и перспектив их развития. Автор исследовал механизм принятия важнейших решений в ядерной области, сделал частные и общие выводы по всему спектру затронутой тематики, а также сформулировал практические рекомендации по обеспечению надёжной национальной безопасности России.

Диссертант полагает, что само выражение "ядерная политика" включает в себя достаточно широкий спектр общественных отношений в областях человеческой деятельности, связанных с исследованием, производством и использованием ядерной энергии. В таком случае объект политического воздействия имеет научную, технологическую, экономическую, экологическую, нравственную, идеологическую и военную стороны.

1 В разделе "Характеристика источников и историография проблемы" автор проанализировал более 1000 научных работ и документов отражающих в той или иной
По мнению автора, под ядерной политикой определенного государства следует понимать самостоятельную теоретическую и практическую его деятельность в области разработки и применения ядерной энергии в мирных и военных целях1. Поэтому одновременно можно вести речь о ядерной политике как составляющей внешней, внутренней и собственно военной политики государства, использующей научно-технологические достижения в области атомной энергии.

Объектом исследования является ядерная политика Франции по обеспечению национальной безопасности страны.

По мнению автора, понятие ядерная политика Франции включает организаторскую и законодательную деятельность ее высших государственных структур в основных сферах общественной жизни (экономической, военной, социальной, правовой, духовной и т.д.) внутри страны и на международной арене. Ядерную политику можно охарактеризовать и как комплексное направление французской государственной политики по обеспечению национальной безопасности страны в конкретно-исторической внутриполитической и геополитической обстановке.

Особое внимание в раскрытии проблемы ядерной политики Франции диссертант уделил деятельности высших военно-политических руководителей Франции, ее государственных институтов по: разработке и практической реализации ядерной стратегии в области обеспечения национальной безопасности в конкретной геополитической обстановке и на перспективу; созданию, развертыванию, сохранению, обеспечению боеготовности и безопасности ядерного оружия в мирное время и выживаемости его в случае военных действий; организации системы управления стратегическими и тактическими ядерными силами, оптимизации ядерных сил средств; координации национальной политики в области обеспечения безопасности с учётом стратегической концепции коллективной обороны западноевропейских стран; внешнеполитической

степени ядерные аспекты политики Франции.

1 Ученые и политики в процессе обсуждения проблемы контроля нераспостранения ядерного

оружия МАГАТЭ пришли к выводу, что Ядерное взрывное устройство ядерное оружие и
деятельности в вопросах контроля над ядерным оружием и его распространением.

Предмет исследования - теоретическая и практическая деятельность французского военно-политического руководства, непосредственно связанная с организацией и реализацией программных установок по использованию ядерной энергии в военных целях, формированию доктринальных положений возможного использование национальных ядерных средств.

Теоретико-методологической основой исследования стал, прежде всего, совокупный опыт методологии накопления и обогащения знаний во всех областях общественных и естественных наук на основе современных достижений отечественной и мировой теоретической мысли. В диссертации использованы теоретические положения видных представителей отечественной и зарубежной исторической и философской мысли о войне и армии, роли ядерного оружия в международной жизни второй половины XX в., объективной необходимости учитывать опыт практической деятельности военно-политического руководства Франции по разработке и реализации национальной ядерной политики в интересах укрепления оборонной мощи Российской Федерации.

При проведении исследовательской работы были избраны общие принципы исторической науки - объективности, историзма и социального подхода. Это означает, что в ходе подготовки диссертации автор считал необходимым учитывать следующие требования:

- выявлять объективные закономерности, определившие цели и содержание ядерной политики Франции как в условиях ядерной монополии США, так и развернувшейся в годы «холодной войны» ядерной гонки вооружений двух сверхдержав, а также в условиях глобальных геостратегических изменений последнего десятилетия XX в.

устройства для проведения мирных ядерных взрывов практические одинаковы по принципиальному своему устройству.
- рассматривать каждый исторический факт не в отдельности, а во взаимосвязи с другими, выявлять причинно-следственные связи между историческими явлениями, анализируя их совокупность;

- исследовать проблему комплексно, во всей ее многогранности, сложности и противоречивости;

- опираться при проведении исследования на конкретные факты и исторические события в их истинном содержании и значении, не искажая их смысл, не вырывая из контекста исторических документов, не подгоняя из конъюнктурных соображений под заранее выработанную концепцию;

- изучать все аспекты проблемы с учетом конкретно-исторической обстановки, сложившейся после Второй мировой войны на Европейском континенте в целом, и во Франции в частности; учитывать сложность и противоречивость военно-политических отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в решении вопросов послевоенного устройства мира и ядерной монополии США;

- при анализе влияния политики США и СССР на ядерную стратегию Франции учитывать не только идеологические противоречия двух общественно-политических систем характерные для периода «холодной войны», но и материальные факторы, связанные интеграционным процессом экономик стран Западной Европы, которое инициировал государственное руководство Пятой республики, а также другие, не менее важные, прежде всего политические, духовные и личностные.

Рассматривая методологию как систему определенных подходов и методов изучения поставленной научной проблемы, автор применил некоторые из них в данном исследовании.

Основная цель оптимального сочетания исторических и философских методов при разработке диссертации, по мнению автора, заключалась в том, чтобы с помощью исторических методов исследования более полно раскрыть содержание ядерной политики Франции как конкретного исторического явления, а с помощью философских методов проанализировать ее сущностной аспект.
Метод системного анализа позволил рассмотреть деятельность государственного руководства Франции как сложную систему военно-политических, военно-экономических, социальных и дипломатических отношений, подчиненных общей цели обеспечения национальной безопасности и тесно взаимосвязанных между собой.

Изучая проблему на основе конкретных событий, явлений и фактов, автор следовал "от конкретного к абстрактному", что позволило определить общие тенденции, характерные черты и особенности, содержание и динамику политики, ядерной политики Франции, как сложного, но объединенного единой целью исторического явления.

Анализ проблемы "от абстрактного к конкретному" дал возможность определить:

во-первых, влияние научно-технического потенциала на процесс разработки и совершенствование атомного оружия;

во-вторых, роль и место ядерной стратегии в доктринах Франции;

в-третьих, особенности французских приоритетов по созданию потенциалов ядерной триады;

в-четвертых, сущность политики Франции в вопросах прекращения ядерных испытаний, нераспространению ядерного оружия, сокращению ядерного потенциала.

Применение диахронного метода способствовало выявлению отдельных этапов и периодов ядерной политики Франции, их хронологических рамок и особенностей.

Синхронный подход позволил автору определить общие характерные черты и специфику ядерной политики Франции во второй половине XX в..

С помощью методов системного анализа, диахронии и синхронии, удалось выбрать наиболее рациональную, по мнению автора, логическую структуру изложения материала диссертации. В ее основе лежит проблемно-хронологический подход , который позволил рассмотреть исторический опыт
ядерной политики Франции в диалектическом единстве, не прерывая естественной хронологической последовательности.

При работе над данной темой автору пришлось столкнуться с рядом зарубежных (американских, английских) и отечественных научных публикаций, в которых исследуемая проблема освещалась с существенными купюрами фактологического материала, превалированием идеологических штампов и конъюнктурных теоретических выводов. Вместе с тем автор стремился не отбрасывать все то положительное, что было достигнуто в отечественной и зарубежной исторической науке по данному вопросу. В этой работе существенное значение имело применение метода сопоставительного анализа. Сравнение объективных знаний, накопленных по проблеме исследования в рамках различных научных направлений и концепций отечественной и зарубежной историографии, обеспечило не только более полное и объективное воссоздание истории ядерной политики Франции за пол столетия, но и выявило спорные вопросы, требующие своего дальнейшего изучения.

Научная достоверность проведённого исследования была достигнута прежде всего за счет использования принципов объективности и историзма. Принцип объективности помог диссертанту создать основу для углубленного анализа всей совокупности явлений и процессов исторического развития. Принцип конкретно-исторического анализа позволил изучить содержание и изменения в ядерной политике Франции, прослеживая преемственность отдельных теоретических взглядов и практических подходов, при одновременной фиксации новых позиций, ведущих к достижению конечной цели проводимого курса. Кроме того, достоверность результатов исследования обеспечивалась изучением широкого круга источников (прежде всего на французском языке), многие из которых впервые введены в научный оборот.

Источниковую базу диссертации составили оригинальные документы и материалы французского происхождения, в первую очередь государственных органов власти, политических партий и общественных организаций Франции. Автором проанализированы в общей сложности более 280 книг и монографий,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23964.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.