У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ОБраз английской и американской женщины в представлении современников
Количество страниц 176
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23996.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение... 3

Глава 1. «Викторианская» женщина в представлении

современников... 37

§ 1. Условия формирования и характерные черты «викторианской»

женщины... 37

§ 2. Женщина в частной сфере жизни... 56

§ 3. Пробуждение интереса женщины к общественной жизни... 84

Глава 2. Рождение образа «новой женщины» в представлении

современников... 110

§ 1. Формирование «новой женщины»... 110

§ 2. Участие женщин в общественной и политической жизни... 122

§ 3. Изменение положения женщины в частной сфере... 158

Заключение... 171

Список использованных источников и литературы... 176


Введение

Темой диссертационного исследования избрана эволюция представлений о женщинах в английском и американском обществах в последней трети XIX — начале XX веков. Выбор темы определяется высоким общественным значением, актуальностью проблем женской истории, а также слабой разработанностью в отечественной историографии.

Сегодня, как и в начале XX века популярен образ деловой женщины, стремящейся к карьерному росту. В настоящее время женщины принимают участие в политике, добиваются успеха в профессиональной деятельности, одерживают победы на научном поприще. Однако, даже сейчас, на пути к успеху женщинам зачастую приходится сталкиваться с половой дискриминацией, отрицательно настроенным общественным мнением, непониманием со стороны других представительниц «прекрасного пола». По-прежнему актуален вопрос, вставший перед феминистками еще в конце XIX века: возможно ли сохранить женственность, работая и соревнуясь в обществе, приспособленном для мужчин. Думается, что решение проблемы кроется с одной стороны в представлении о женственности, сложившемся в обществе, а с другой в самосознании самих женщин, их готовности отстаивать собственное мнение. В этой связи представляется интересным опыт первого поколения женщин, вступивших в эру эмансипации в переломный момент истории. Утверждение образа энергичной целеустремленной «новой женщины» было сложным, противоречивым процессом, происходившим в ожесточенной борьбе с прежними, традиционными представлениями о ней.

Тема актуальна и с научной точки зрения. Данное исследование раскрывает новые аспекты развития феминизма и формирования нового образа английской и американской женщины в общественном сознании в последней трети XIX - начале XX веков, которым вплоть до недавнего
времени не уделялось внимания в отечественной историографии. Кроме того, выбранная тема имеет не только узко прикладной характер, но и выходит на большую проблему о судьбах женщин в современном мире.

Изучение феминистской проблематики в отечественной историографии началось еще до революции. Исследователи уже в конце XIX века делали попытки разобраться в сущности женского движения, выявить причины его возникновения, предугадать каким образом борьба за равные с мужчинами права отразиться на положении женщины в обществе, на ее роли в семье. Однако, большинство дореволюционных работ носили публицистический, пропагандистский характер и их возникновение было связано с развитием отечественного женского движения1.

Несомненный интерес представляют попытки некоторых исследователей сопоставить подходы к решению так называемого «женского вопроса» в России и на Западе, объяснить специфику исторической ситуации. Одним из первых к изучению этих проблем обратился М.В. Кечеджи— Шаповалов. В работе «Женское движение в России и за границей» он подробно рассматривал социальную активность женщин в общественной жизни и их борьбу за равенство прав2.

В дореволюционный период были хорошо известны работы П.Г. Мижуева специалиста по образовательным системам разных стран. Он много писал о развитии женского образования за рубежом, а одну из своих работ посвятил рассмотрению широкого комплекса вопросов, связанных с женским движением3. П.Г. Мижуев полагал, что причины неравного положения мужчин и женщин носят исторический характер, а не коренятся в

1 Кальманопич А.А. Суфражистки и суфражетки.. СПб., 1911; Гижитская Л.

Женское движение в Англии и Германии. // Мир Божий. 1896. Л"^ 5; Рапопорт СИ.

Борьба женщин за права (Письмо из Англии) // Мир Божий. 1905. Кч 6. " Кечеджи-Шаиовалов М.В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902. 3 Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906; Он же. Женское

образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах

Северной Америки. СПб., 1893; Он же. Очерк развития современного состояния

среднего образования в Англии. СПб., 1898.
природе человека. Движущей пружиной женского движения он считал экономическое развитие буржуазного общества.

В советский период проблемы феминизма перестали интересовать исследователей, так как история женщин не вписывалась в узкие рамки классово-партийного подхода. В отечественной историографии утвердилось мнение, что борьба женщин за избирательные права —это чисто буржуазное, по своей сути контрреволюционное движение. Этот взгляд отражен в работе, написанной германским исследователем Гертрудой Александер в 1930 году по заказу секции изучения теории и практики международного женского движения при Коммунистической академии в Москве. В книге «Историческое развитие женского буржуазного движения во Франции, Америке, Англии и Германии» автор давала объяснение сущности и целей буржуазного женского движения с точки зрения исторического материализма1. Деятельность женских организаций признавалась автором контрреволюционной, так как борьба за политическое равноправие не способствовала исчезновению частной собственности и проходила в русле буржуазного реформизма.

Лишь в небольшом количестве работ, написанных в советский период, можно встретить упоминание о движении женщин за политическое равноправие с мужчинами. При этом авторы данных работ указывали на ограниченность суфражистского движения, а предоставление женщинам избирательных прав трактовали как малозначащее событие'. Несколько подробнее на истории суфражистского движения останавливались К.Б. Виноградов и В.Г. Трухановский. К.Б. Виноградов в биографии

Александер Г. Историческое развитие женского буржуазного движения во Франции, Америке, Англии и Германии. М., 1930.

2 Трухановский В.Г. Новейшая история Англии. М., 1958; Зубок Л.И., Яковлев II.II. Новейшая история США. М„ 1972; Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения. / Ред. II.А. Ковальский. М., 1981; Итяева Л.II. К истории суфражистского движения в Англии. // Некоторые вопросы классовой борьбы в зарубежных странах. / Ред. Л.П. Петров. Саранск, 1976.
Д. Ллойд Джорджа описывал деятельность радикального крыла английского женского движения, которое возглавляла Э. Панкхерст1. В.Г. Трухановский рассматривая политическую биографию У. Черчилля, писал о его непростых взаимоотношениях с членами женских боевых организаций .

В этой связи значительным событием явилась защита в 1974 г. в г. Горьком первой кандидатской диссертации, касавшейся феминистской проблематики. Это была работа М.Н. Добротвор «Суфражистское движение в США (1848 — 1920)»3. По тому времени М.Н. Добротвор проявила научную смелость, проделала большую работу но анализу и оценкам американского женского движения на всех этапах его развития. Однако, интересные выводы были сделаны автором в духе господствовавших тогда идеологических штампов. В итоге движение за предоставление права голоса женщинам практиковалось как консервативное, антисоциалистическое, даже реакционное буржуазное движение, его идеология расценивалась как часть враждебного пролетариату мировоззрение. Вместе с верным анализом дискриминации женщин тут же говорилось, что суфражистки - это аристократки, лишенные былых привилегий. И все же эти, рожденные временем ошибочные положения не снимают заслуг М.Н. Добротвор как первопроходца в истории феминизма.

Одной из немногих, кого интересовал «женский вопрос» в советский период была известная отечественная американистка И.А. Белявская. Она опубликовала содержательную статью по истории женского движения в США в XIX веке. И.А. Белявская выделяла три направления развития американского феминизма: тред-юнионистское движение женщин — работниц, суфражизм, филантропические организации женщин из различных слоев буржуазии. При этом возникновение феминистского движения автору

1 Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970.

2 Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. М., 1982.

3 Добротвор М.Н. Суфражистское движение в США (1848 — 1920). Автореферат дисс..., канд.ист.наук. Горький. 1974.
представлялось как стихийный протест женщин против неполноправного, зависимого положения в семье и обществе1. Другой отечественный исследователь СМ. Лскольдова, занимаясь историей образования в США, касалась женской тематики. В статье «Высшее образование женщин в США в XIX в.» автор подробно показывает возникновение и развитие высшей женской школы, рассматривая при этом движение за права женщин на образование как один из потоков общедемократического процесса2. Благодаря исследователям И.А. Белявской и СМ. Аскольдовой, женская тематика присутствует в многотомном обобщающем труде отечественных ученых «История США»3.

В 90-е годы XX века значительно возрос интерес к феминистской проблематике, благодаря оформлению в нашей также как и в зарубежной историографии нового направления, которое получило название «женская история» или «историческая феминология». Задачей феминологии, по мнению Гизелы Бок влиятельного германского исследователя, является «выявить многообразие женского опыта и жизненных ситуаций, как в культурном, так и в историческом плане...»4. Особенно успешно в отечественной исторической науке стала разрабатываться тема борьбы женщин за политическое равноправие в разных странах. В последние годы был защищен целый ряд кандидатских диссертаций, в которых изучалось женское движение в США, Великобритании, Франции. Авторы данных работ на богатом фактическом материале сделали обзор истории суфражизма,

1 Белявская И.А. Женский вопрос в США в XIX в // Американский ежегодник. 1982. М., 1982. С. 39.

2 Аскольдова СМ. Высшее образование женщин в США в XIX в. // Американский ежегодник. 1987. М., 1987. С. 179.

3 История США: В 4 т. М., 1983-1987. Т. 1-2.

4 Бок Г. История, история женщин, история полов. // THESIS. Женщина, мужчина, семья. Вып. 6. М., 1994. С. 174.
определили его основные движущие силы, показали сложившееся в обществе к нему отношение1.

Также хочется отметить многочисленные работы II.В. Новиковой посвященных истории борьбы англичанок за политическое равноправие2. В интересной и содержательной работе «Суфражистки и суфражетки: идеология и политика британского феминистского движения в начале XX в.» автор рассмотрела взгляды участниц движения на тему женской эмансипации и восприятие ими идеального образа женщины3.

Еще одним важным направлением в отечественной феминологии является изучение взглядов феминистов на эмансипацию женщин и трактовки ими понятия женственности. Взгляды английских идеологов феминизма Дж. С. Милля, Г. Тейлор, X. Тейлор на воспитание женщин и наделения их политическими правами, а также на проблемы семьи рассмотрел И.А. Школьников4. В центре исследования, проведенного Ю.А. Антоновой и Л.Н. Попковой, находилась лидер американского

1 Кравченко Ж.М. Женщины и женское движение США в годы первой мировой войны. Автореферат дисс... канд.ист.наук. Самара, 1994; Новикова Н.В. Суфражистское движение в Великобритании в годы первой мировой войны. Автореферат дисс... канд.ист.наук. Ярославль, 2000; Школьников И.А. Суфражизм и политические партии Великобритании (1867 — 1918 гг.). Автореферат дисс... канд.ист.наук. Иваново, 2002; Королева Т.В. Женское движение во Франции (1789 — 1914). Автореферат дисс... канд.ист.наук. Иваново, 2002.

2 Новикова Н.В. Женский социально-политический союз: идеология и политика радикального феминистского движения в Великобритании в начале XX в. // Ярославский педагогический вестник. Вып. 2. Ярославль, 1997; Она же. Пацифизм и интернационализм в британском суфражистском движении в годы первой мировой войны. // Женщины в истории: возможность быть увиденными. Вып. 2. Минск, 2002.

3 Она же. Суфражистки и суфражетки: идеология и политика британского феминистического движения вначале XX в. // Женщины в истории: возможность быть увиденными. Вып. 1. Минск, 2001.

4 Школьников И.А. Теория и практика английского феминизма 2-й половины XIX в. в произведениях Дж. С. Милля, Г. Тейлор, X. Тейлор. // Женские и тендерные исследования. Вып. 5. СПб., 2000.
женского движения Э.К. Стэнтон. Авторов интересовало становление этой незаурядной личности, а также борьба, которую она вела за изменение норм общественного сознания в отношении женщин1. Другой отечественный исследователь Т. Осипович в своих статьях анализирует идеи высказанные русской феминисткой Л. Коллонтай относительно формирования в начале XX века нового типа женщины2.

В последние годы все больший интерес отечественных специалистов вызывает тендерная история. Методологи пишут, что «это история складывания и функционирования системы отношений и взаимодействий, стратифицирующих общество по признаку пола, история представлений о «мужском» и «женском» как о категориях социального иерархического порядка»3. При этом оригинальность нового подхода заключается в постановке проблем и в открывающихся в этой связи перспективах. Чрезвычайно важными представляются недавно вышедшие в свет работы Ы.Л. Пушкаревой «Русская женщина: история и современность» и Л.П. Репиной «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого» . Оба автора ставили перед собой схожие задачи: дать анализ общей картины современного состояния женской и тендерной истории, а также написать справочно-библиографический обзор.

Несмотря на большую популярность исторической феминологии и тендерной истории, проблемы формирования самосознания женщин и представлений о них в обществе в последней трети XIX - начале XX веков

1 Антонова Ю.А., Попкова Л.Н., Элизабет Кэди Стэнтон: дебаты американского суфражизма. // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. 5. Самара, 2001.

Осипович Т. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и А. Коллонтай. //Общественные науки и современность. 1993,Кч 1.

3 Пушкарева Н.Л. Женская история, тендерная история: сходства, отличия, перспективы. // Социальная история. М., 2003. С. 29.

4 Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М., 2002; Пушкарева, Н.Л. Русская женщина: история и современность. М., 2002.
выглядят не достаточно разработанными в отечественной историографии. Поэтому мы считаем необходимым привлечь труды зарубежных исследователей для раскрытия избранной темы.

Женская проблематика в зарубежной историографии впервые начала разрабатываться в рамках новой социальной истории. Еще в 30-е гг. XX века известный кембриджский исследователь Дж.М. Тревельян предложил свою концепцию социальной истории. Предмет исследования он трактовал предельно широко. Дж.М. Тревельян полагал, что сфера социальной истории «охватывает как общечеловеческие отношения, так и экономические отношения разных классов друг к другу, характер семейных отношений, домашний быт, условия труда и отдыха, отношение человека к природе, культуру каждой отдельной эпохи, возникшую из этих общих условий жизни и принимавшую непрестанно менявшиеся формы в религии, литературе и музыке, архитектуре, образовании и мышлении»1. Во второй половине XX века социальная история стала одной из наиболее динамично развивающихся субдисциплин исторического знания, благодаря труду многих ученых, в том числе, и английского историка Эрика Хобсбаума. В серии работ, посвященных истории XIX века он поставил себе задачу «понять и объяснить мир в процессе революционного преобразования», «представить прошлое как единую и цельную сущность»2. Одну из глав монографии «Век империи» Э. Хобсбаум посвятил проблемам, связанным с возникновением нового образа женщины в буржуазной среде в начале XX века. Автор указывает основные признаки изменений положения женщин в обществе: расширение возможностей для получения девочками среднего образования, приобретения женщинами большой социальной свободы, увеличения внимания общества к женщинам как к социальной группе3. В рамках социальной истории также работал хорошо известный австрийский

1 Тревельян Дж. Социальная история Англии. М., 1959. С. 15.

2 Хобсбаум Э. Век империи. 1875 - 1914. Ростов н/Д. 1999. С. 3.

3 Там же. С. 319.
исследователь РаГшхард Зидер. В монографии «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе» он исследовал важнейшие тенденции исторического развития семейных отношений у людей различных слоев общества1.

Одним из наиболее приоритетных направлений исследований по женской тематике в 50 — 60-е годы XX века было изучение борьбы суфражисток за право голоса. Интерес историков к этой проблеме понятен. Во-первых, суфражистское движение было хорошо представлено в различного вида источниках, вследствие его широкого общественного резонанса. Во-вторых, к указанной теме исследователей заставляли обратиться события, связанные со второй волной феминизма 60-х годов XX века. Среди крупных авторов, чьи работы стали эталоном в изучении женского движения в США, можно назвать, прежде всего, Элеонор Флекснер. Первое издание ее книги «Век борьбы» вышло в 1959 г., но до сих пор не утратило своего научного значения и часто цитируется в трудах по истории суфражизма2. Работа написана на основе изучения большого объема различных источников и освещает все этапы борьбы за женщин за право голоса, особенно подробно - ее заключительную стадию. Одно из достоинств книги — детальный анализ стратегии и тактики движения, их эволюции. Э. Флекснер подробно проследила «процесс принятия решения» о XIX поправке, показала роль в нем президента В. Вильсона. Признавая, в общем, заслуги всех течений в американском женском движении, автор все же отдал предпочтение умеренному консервативному крылу, состоявшему из представительниц средних слоев. В центре внимания другого крупного американского историка Уильяма О'Нейла также находится умеренное течение феминизма. По его мнению, женские клубы, общества трезвости,

1 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе ^ (конец XVIII - XX вв.). М., 1997.

2 Flexner E. Century of Struggle. The Women's Right Movement in the United States. N.Y. 1973.
Ассоциация К.Ч. Кэтт играли положительную роль, а радикальная Женская партия, возглавляемая Э. Пол, вследствие ее экстремизма, несла величайшую опасность для всего суфражистского движения1. Совершенно иначе рассматривалась борьба женщин за равноправие в исследовании К. Лунардини. Автор полагал, что суфражизм одержал победу только благодаря активной деятельности радикально настроенных женщин .

Еще одним излюбленным направлением в изучении женской проблематики было написание биографий выдающихся, «исключительных» женщин, в первую очередь тех, кто смог преодолеть дискриминацию женщин в обществе и выйти за рамки отведенной им частной сферы жизни. Ярким примером такого рода работ является биография одной из самых известных американок, основателя профессии социального работника - Джейн Аддамс, написанная Алланом Дэвисом3. Автора привлекают формирование характера этой незаурядной женщины, а также события, подтолкнувшие ее к созданию первого в Америке сеттльмента — пансиона для помощи беднякам и дальнейшей реформаторской деятельности.

В 70-е гг. в зарубежной историографии начался новый этап развития женской истории, тесно связанный со второй войной феминизма. Главной задачей исследователей в этот период было «ввести» женщин в историю в качестве активных субъектов. Они полагали, что ранее мужчины выступали как основные действующие лица в истории, а женщины занимали подчиненное положение, поэтому историю, написанную, по их мнению, с патриархальной точки зрения, следовало подвергнуть пересмотру . К числу таких исследований можно отнести работу Глэдис Каддефорд «Женщина и

1 O'Neill W. The Women Movement, Feminism in the United States and England.

N.Y., L. 1969. " Lunardiny Ch.A. From Equal Suffrage to Equal Right Alice Paul and the

National Women's Party. N.Y. 1986.

3 Davis A.F. American Heroine: The Life and Legend of Jane Addams. L. 1975. Шашина Е.Б. Основные тенденции развития «женской истории» в США

(1970- 1990). //Американский ежегодник, 1998. М., 1999. С. 273.
общество: от викторианской эпохи до настоящего дня»1. Задачей автора являлось определение места, которое занимала женщина в английском обществе. В данном исследовании сделаны интересные наблюдения, в частности раскрывающие облик респектабельной викторианской женщины, однако описательный подход к изложению материала является недостатком работы.

Намного более ценными представляются исследования, проведенные Дунканом Кроу, Патрисией Брэнка, Барбарой Риз2. Опираясь на богатый фактический материал, им удалось проанализировать исторический опыт отдельных социальных групп, например, представительниц средних слоев, женщин — рабочих, и соотнести эти групповые истории женщин с общественным сдвигами в экономике, политике, идеологии и культуре. Ученые стремились не просто написать историю женщин, а связать ее с историей общества в целом. Авторами была поднята проблема изменения самосознания женщин, а также представлений о женщинах в обществе. Эти работы объединяет то, что объектом своих исследований авторы избрали женщин, живших в викторианскую эпоху. При этом под викторианством ими понимался хронологический период, соответствовавший времени правления английской королевы Виктории (1837 - 1901)3. Крайне важно, что, оценивая «викторианскую эру, ученые отходят от сложившегося в популярной зарубежной литературе представления о ней как о времени чванливого самодовольства, напыщенной самоуверенности, педантизма и ханжества. Главной характерной чертой этого периода они считали мощные изменения в экономическом и социальном укладе жизни: индустриализацию, урбанизацию, развитие техники и технологии. Д. Кроу называет

1 Cuddeford G. Women and Society. From Victorian Times to the Present Day. L.,

, 1967-

2 CrovvC. The Victorian woman. L. 1972; Branca P. Silent Sisterhood. Pittsburgh.

1975; Rees B. The Victorian Lady. L., N.Y. 1977.

3 Crow D. Op. cit. P. 11 - 12; Branca P. Op. cit. P. 2; Rees B. Op. cit. P. 9-10.
викторианство временем «сильных контрастов быстротекущей жизни» . Немало важно, что, если П. Брэнка и Б. Риз, изучая викторианство, писали только о Великобритании, то Д. Кроу вместе с Англией рассматривал и США, полагая, что в обеих странах социальные отношения развивались сходным образом2. Другие авторы, писавшие уже в 80-е годы, также считали, что основные черты викторианского периода были характерны и для Соединенных Штатов3.

В качестве объекта изучения в работе «Викторианская женщина» Д. Кроу видел «любую женщину, жившую в период с 1837 по 1901 годы»4. Вследствие широкого толкования предмета исследования, на наш взгляд, монография отличается описателыюстыо и некоторой упрощенностью в изложении материала. Тем не менее, несомненная заслуга автора заключается в том, что он создал целостную картину положения женщин различных социальных слоев в викторианскую эпоху и отразил предписываемую им обществом модель поведения. Д. Кроу связывал формирование образа жизни среднего класса с процессом возникновения его как слоя общества. Он писал, что буржуазия нуждалась в выработке своего стиля жизни, который помог бы ей утвердиться в социальной иерархии общества. При этом «ответственность за демонстрацию и поддержание достигнутого семьей статуса лежала на женщинах»5. Отчасти, поэтому общество очень требовательно относилось к их поведению. Замужняя женщина среднего класса должна была вести уединенный образ жизни, ее главной обязанностью было ведение с помощью слуг домашнего хозяйства и воспитание детей. Далее автор констатировал появление в

1 Crow D. Op. cit. P. 12.

2 Ibid. P. 14.

3 Smith - Rosenberg C. Disorderly Conduct. Visions of Gender in Victorian America. N. 1. 1985.; Green H. The Light of the Home: An Intimate view of the Lives of Women in Victorian America. N.Y. 1983.

80- 90-е годы XIX века новых образцов поведения женщин отличных от прежнего идеала. Д. Кроу разделил их на несколько типов: работающая девушка из среднего класса; интеллектуалка, студентка колледжа; поклонница езды на велосипеде; девушка, подражавшая мужчинам в манере поведения и даже одежде. При этом автор обращал внимание на то, что все идеальные образы «новой женщины» задавали более свободный, дружеский тон общению девушек с юношами1.

Целью исследования другого историка Б. Риз было ответить на вопрос: «Что означало быть «леди» в викторианскую эпоху?»2 На многочисленных примерах автором было доказано, что употребление термина «леди» далеко не всегда должно было указывать на аристократическое происхождение женщины. К примеру, «истинной леди» могли назвать гувернантку, чей отец был всего лишь владельцем маленького магазина. По мнению Б. Риз под словосочетанием «совершенная леди» подразумевался образ женщины, соответствовавший установленному викторианским обществом идеалу3. Наиболее важными, как полагала исследовательница, считались чувства, которые женщина должна была испытывать к своему мужу. Его нужно было любить и повиноваться вне зависимости от его поведения. Также «леди» была обязана испытывать любовь к детям. В третьих, она должна была быть набожна, хотя бы внешне. «Леди» была призвана демонстрировать благочестие: регулярно по воскресеньям посещать церковь и участвовать в благотворительной деятельности. Кроме того. Б. Риз выделила чувства, которые «истинная леди» не должна была испытывать ни при каких обстоятельствах. Это гнев и сексуальная страсть4. Далее исследовательница отмечала, что созданный общественным мнением образ идеальной «леди» в

1 реальности был труднодостижим и не мог существовать долгое время, так как противоречил многим аспектам действительности1.

Некоторые западные ученые и, в том числе, П. Брэнка, обратили внимание на то, что масштабные исторические процессы по-разному отражались на жизни мужчин и женщин. Так, индустриализация и урбанизация погрузили мужчин среднего класса в активную деловую жизнь и, в то же время, «закрепостили» женщин в частной сфере. В работе «Безмолвное содружество» П. Брэнка рассматривала влияние модернизации на жизнь замужних представительниц средних слоев в викторианский период. Под модернизацией автор понимала широкое преобразование общества, вызванное индустриализацией, урбанизацией, нашедшее выражение не только в изменении характера труда, стиля жизни, но также и появление нового склада ума2. В соответствии с этим «новая женщина», появившаяся в конце XIX века, рассматривалась автором как результат влияния модернизации. П. Брэнка подчеркивала, что этот процесс следует понимать не как триумфальное шествие прогресса, а как болезненное, сбивающее с толку побуждение к переменам, вызванное влиянием нового городского индустриального общества3. Представляется важным, что П. Брэнка обратила внимание на то, что женщины, жившие в конце XIX века, находились в крайне тяжелом положении. С одной стороны, они испытывали давление общественного мнения предписывающего им быть «совершенными леди», а с другой стороны, неумолимое развитие экономики побуждало их к активному включению в общественную жизнь. Ища выход из кризисной ситуации, женщины возможно даже неосознанно пересматривали модель своего поведения. Автор обратил внимание на то, что к концу XIX века более важным для представительницы среднего класса становится ее собственный комфорт, появляется стремление к личной автономии в семье, которое нашло

1 Rees В. Op. cit. Р. 15.

2 Branca P. Op. cit. P. 144 - 145.

3 Ibid. Р. 145-148.
выражение в тенденциях снижения рождаемости и использования технических новшеств в повседневной жизни1. Все эти перемены, безусловно, свидетельствовали о росте самосознания женщин.

Следующий этап в изучении истории женщин начался в западной историографии в середине 80-х годов XX века, когда историки стали применять новые методологические подходы в изучении прошлого. Ключевой специфической категорией анализа становится «гендер», который подчеркивает социальный характер неравенства между мужчинами и женщинами. Основные теоретико-методологические положения гендерно-исторических исследований были сформулированы американским историком Джоан Скотт в статье «Гендер — полезная категория исторического анализа»2. Центральным предметом исследований тендерных историков становится уже не история женщин, а история взаимоотношений между полами и изучение половой иерархии.

Кэрролл Дыохауз в книге «Воспитание девочек в поздне-викторианской и эдвардианской Англии» поднимала вопрос о социальном конструировании женственности и о социализации девочек в обществе и семье3. Автор тщательно исследовала викторианскую модель женственности и выделила следующие характерные для нее черты. Во-первых, в понимании викторианцев женственность предполагала экономическую и интеллектуальную зависимость женщины от мужчины. Во-вторых, считалось, что жертвенность и услужливость должны быть определять поведение женщин4. К. Дыохауз подчеркивала, что модель женственности была очень глубоко укоренена в сознании людей и в своих основных чертах продолжала существовать в начале XX века с возникновением нового образа

1 Branca P. Op. cit. P. 151.

2 Scott J.W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // Feminism and History / Ed. by J.W. Scott. Oxford, N.Y., 2003.

3 Duhouse C. Girls Growing up in late Victorian and Edwardian England. L., 1981.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23996.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.