У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Отражение проблем падения Западной Римской империи в творчестве Сальвиана Массильскозо
Количество страниц 180
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24002.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ V в. И ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ САЛЬВИАНА МАССИЛЬСКОГО...36

§ 1. Кризис западной римской империи в V в...36

§ 2. Аскетическое движение в южной галлии как один из факторов становления взглядов

САЛЬВИАНА...52

§3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ САЛЬВИАНА...70

ГЛАВА П. САЛЬВИАН О НРАВСТВЕННОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ РИМСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ПРИЧИНЕ ПАДЕНИЯ ИМПЕРИИ...81

§ 1. Моральный аспект. Нравственное состояние римского общества в оценке

Сальвиана...81

§ 2. осуждение стяжательства и алчности в христианской среде...105

§ 3. Оценка сальвианом политического состояния римского общества...121

ГЛАВА III. САЛЬВИАН О ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ ПАДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ...137

§ 1. ВЗГЛЯД САЛЬВИАНА НА РОЛЬ ВАРВАРОВ В ПАДЕНИИ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ...137

§ 2. ДВИЖЕНИЕ БАГАУДОВ КАК ОДНА ИЗ ВНЕШНИХ ПРИЧИН КРУШЕНИЯ ИМПЕРИИ... 158

§ 3. Проблема разделения «римский»-«чужой» в трудах Сальвиана...166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________173

БИБЛИОГРАФИЯ________...____________._____________180



ВВЕДЕНИЕ

Проблемы истории Поздней Римской империи, как переходной эпохи между античностью и средневековьем, являются одними из наиболее сложных. Особый интерес представляет V в., поскольку в этот период наиболее остро проявился кризис античной системы, вызвавший в конечном итоге ее гибель, и, одновременно, было заложено основание средневековой Европы. После относительно стабильного IV в. Западная Римская империя вновь вступила в полосу кризиса, осложненного чередой внешних вторжений. Изменился характер взаимодействия с варварами: теперь они стремились захватить территорию империи, отвоевать у римлян «жизненное пространство», что, несомненно, затронуло все стороны жизни и ускорило крушение Империи. Поэтому одной из основополагающих проблем, вставших перед римлянами (в широком понимании), была проблема взаимодействия с абсолютно чуждой культурой. Особенного внимания в данном контексте заслуживает роль христианской церкви. Христианство никейского образца, уже завоевавшее прочные позиции и ставшее официальной религией в предшествующий период, снова оказалось перед необходимостью борьбы за существование: так как церковь стала частью римского государства, то с распадом последнего ей пришлось искать новые способы существования и взаимодействия с языческо-арианским миром варваров. Принадлежность к различным религиям усугубляла конфликт и обостряла неприязнь римлян-католиков к завоевателям. Одновременно это было одним из факторов, усиливавших влияние христианского клира в обществе. В условиях краха государства и привычного общественного уклада церковь стала единственным центром стабильности. Одновременно с этим церковные авторы взяли на себя задачу объяснить современникам причины происходящих событий.

Поиск причин гибели некогда могущественного государства был одной из основных тем, разрабатываемых в литературе данного периода. Ан-

тичные авторы по-разному решали эту проблему. Язычник Зосим, которого называют «первым историком падения Рима», фундаментальную причину гибели Рима видел в предании забвению «религии предков» и в действиях конкретных императоров. Собственно, и разрушение Римского государства начинается для него с перехода к империи.1

Для христианских авторов разрешение данного вопроса представляло большую сложность. Необходимо было объяснить христианам, почему христианский мир, мир «правильный», гибнет под ударами варваров - язычников или еретиков-ариан. Августин Блаженный2 находит решение в создании концепции двух градов. Один - земной, ведущий свое начало от Каина, и отождествляющийся со всеми земными государствами, в том числе и Римом. Другой - небесный, воплощается с момента возникновения христианства и соответствует церковной организации. В ходе истории небесный град должен сменить град земной. Начало упадка и гибели последнего Августин связывает с правлением Константина Великого. Единственная причина этого - образ жизни язычников римлян, поскольку бог отвечает только за град небесный. Поэтому церковь не может быть виновницей несчастий, обрушившихся на римское государство, более того, эти бедствия вообще не касаются небесного града. Таким образом, происходящее становится с одной стороны закономерным следствием мирового развития, а значит «правильным», а с другой - вообще не касается христиан, поскольку они принадлежат к грядущему миру.

1 Goffart W. Zosimus, The First Historian of Roman's Fall // AHR V. 76, Issue 2 (Apr., 1971). P. 414; Козлов А. С. Некоторые аспекты «Проблемы варваров» в «Новой истории» Зоси-ма // Античная древность и средние века. Сб. 14. Свердловск. 1977. С. 55 -56.

Августин. О граде Божьем. Августин Блаженный. О Граде Божием в 22 книгах. Тт. 1-4. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. - 1994. (Репринт издания 1905-1910 гг.)

Один из учителей церкви, видный представитель латинской патристики Иероним Стридонский3 видит действие Провидения в гибели и преемственности крупнейших монархий древности. Смысл его в объединении всех народов в одном государстве, с гибелью которого рухнет весь мир. Римская империя рассматривается как мировая, а, значит, последняя. При таком подходе вторжения варваров - не следствие упадка, а начало светопреставления поскольку этим завершается процесс вхождения всего мира и всех народов в состав Римской империи. Таким образом, проблема варварских вторжений и упадка государства приобретает космический масштаб, и принципиально иной характер. Причиной же всего происходящего выступает божья воля, или провидение.

В отличие от рассмотренных выше авторов, марсельский пресвитер Сальвиан особое внимание уделяет именно конкретным причинам бедствий, постигших Рим. Фундамент происходящего он, так же, как и Иероним, видит в божественном провидении, однако главной своей задачей ставит раскрытие явлений, побудивших бога действовать именно таким образом, доказательство того, что римляне заслужили свою участь.

О жизни Сальвиана Массильского (Марсельского) почти ничего не известно. Изначально он был весьма образованным и состоятельным человеком, впоследствии стал придерживался аскетических взглядов, раздал имущество и провел несколько лет в Леринском монастыре. Несмотря на то, что он пользовался уважением современников, его трудно отнести к выдающимся церковным деятелям. Покинув Лерин, он занимал скромный пост пресвитера Марсельской (Массальской) церкви и главная его заслуга состоит, пожалуй, в том, что он оставил яркое, эмоциональное и остроумное описание пороков современного ему общества.

3 Хроника бл. Исронима. /Пер. с лат. // Творения бл. Иеронима Стридонского. 15 т. Т. 5. Киев, 1879

Литературное наследие Сальвиана Массильского невелико, но несомненно, заслуживает отдельного внимания. В западной историографии ему посвящено несколько работ, которые рассматривают либо творчество Сальвиана в целом, уделяя мало внимания историческим аспектам его произведений,4 либо посвящены отдельным вопросам, касающимся в первую очередь истории церкви.5 Русскоязычные исследователи уделяли его творчеству гораздо меньше внимания. Хотя во многих трудах, посвященных проблемам V в. и особенно вопросам социального развития, встречаются ссылки на сочинения Сальвиана, они служат, главным образом, иллюстративным материалом. Негативизм в отношении современного ему общества делал его сочинения очень «удобными» для описания тягот и бедствий социальных низов. Такая ситуация привела к тому, что несмотря на широкую известность и популярность этого автора, в русскоязычной историографии практически отсутствуют серьезные исследования, посвященные этому автору. Единственная работа, целиком посвященная марсельскому пресвитеру, а точнее его «Об управлении божьем» (De gubernatione Dei) была издана в 1892-1893 гг.6

Такое положение дел позволяет говорить об особой актуальности настоящей работы, которая заключается в разработке практически неизученного в русскоязычной историографии вопроса. Кроме того, исследование кризисных периодов истории и их восприятия разными слоями общества

4 Pellegrino M. Salviano di Marsiglia. Roma. 1940; O'Donnell James J. Salvian and Augustine. //Augustinian Studies. Vol. 14, 1983

5 Olsen Glenn W. Reform after the Pattern of the Primitive Church in the Thought of Salvian of Marseilles. // CHR Vol. LXVIH. No.l. January, 1982; Fischer H. Die Schrift des Salvian von Marseille "An die Kirche". Frankfurt/M 1976

6 Петрушевский В. Сальвиан, пресвитер Массильский и его сочинения. Киев. 1893. Эта работа будет охарактеризована далее, в обзоре историографии.

становится особенно важным на фоне глобальных перемен, происходящих в современном мире.

Предметом исследования является интерпретация причин падения Западной Римской империи представителями христианского клира на примере сочинений Сальвиана Массильского.

Цель исследования состоит в комплексной характеристике причин падения Западной Римской империи, представленных в трудах Сальвиана Массильского, а также в выяснении критериев отбора и оценки событий и явлений истории V в. с точки зрения их роли в этом процессе. Для достижения этой цели представляется необходимым решение следующих задач:

Во-первых, рассмотрение социально-политических аспектов кризиса Западной Римской империи в V в. и роль варваров в ее гибели.

Во-вторых, исследование развития аскетического движения в Южной Галлии и его влияния на формирование мировоззрения Сальвиана.

В-третьих, изучение оценки, данной Сальвианом нравственному состоянию современного ему общества, а также политической власти.

В-четвертых, определение той роли, которую Сальвиан отводит варварам и багаудам в крушении империи.

В-пятых, выяснение отличия взглядов марсельского пресвитера от его предшественников и современников.

Исходя из поставленных задач, определяются хронологические рамки данной работы. Главным образом, они охватывают период с конца IV в. до 60-х гг. V в. Данный промежуток времени определяется годами жизни и творчества Сальвиана Массильского и событиями, очевидцем которых он стал. Для изучения отдельных аспектов, таких, как роль христианской церкви в общественной и государственной жизни или движение багаудов, привлекается материал IV в. и второй половины V в.

Эти же обстоятельства определяют и территориальные рамки исследования. Это, прежде всего Галлия, главным образом, Аквитания, Кельн
и Трир. Также в сферу нашего внимания попадают Северная Африка и, в гораздо меньшей степени, Испания.

Поставленные задачи решаются, главным образом на основании сочинений и писем Сальвиана Массильского, а в качестве дополнительных источников привлекаются труд Августина Блаженного «О граде божьем» и некоторые произведения Сидония Аполлинария.

Методологическая основа диссертации определяется требованиями исторической науки и научной методологии. В основу работы положено применение принципов диалектики, включающих историзм и объективность, комплексный подход к изучению письменных источников, а также совокупность научных методов, составляющих фундамент исторического исследования: анализ, синтез, компаративизм. Принцип объективизма заключается в строгом следовании фактическому материалу при анализе событий и явлений и позволяет делать выводы, максимально приближенные к реалиям исследуемого исторического периода. Принцип историзма понимается как необходимость рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, выявляя его генетическую принадлежность, совокупность составляющих его элементов и степень влияния на последующее развитие общества. Кроме того, были использованы методы историко-культурной типологизации и связанные с ними социологические конструкции. Также использовался системный подход, выразившийся в попытке комплексного охвата наиболее важных аспектов такого сложного исторического явления, как кризис и распад Западной Римской империи. Для рассмотрения проблемы внешних причин падения империи в творчестве Сальвиана Массильского использовался метод сравнительного анализа взаимо-действующих культур, предложенный Ц. Тодоровым . Он выделяет три оси

7 Todorov Tz. The Conquest of America. The Question of the Other. New York, 1984.

изменений8, которые не могут быть ни сведены одна к другой, ни происходить из одного источника. Первая ось - аксиологическая, определяется ценностными суждениями: являются «чужие» хорошими или плохими, любимыми или ненавидимыми, равными или низшими в глазах наблюдателя. Вторая - праксиологическая - степенью удаленности от «чужих»9. И, наконец, третья ось интерпретации - уровень эпистемологии: что я знаю об отождествлении с другими.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего введением в исследовательский оборот малоизученных в русскоязычной историографии сочинений Сальвиана Массильского, а также подробным рассмотрением концепции причин падения Западной Римской империи, предложенной марсельским пресвитером.

Практическая значимость работы. Результаты исследования имеют важное значение для расширения понимания римского (христианского) менталитета периода поздней империи. Содержащийся в диссертации материал может быть использован при разработке курсов лекций по истории Древнего Рима, для подготовки спецкурсов и спецсеминаров по истории падения Западной Римской империи, а также для дальнейших изысканий в области истории возникновения и крушения древних цивилизаций.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на «круглом столе», посвященном 200-летию христианства (Смоленск, сентябрь 2000 г.) и на региональной конференции молодых ученых Смоленщины (май 2003 г.), а также в пяти публикациях.

8 Ibid. P. 185 - 200.

9 Тодоров выделяет две возможности: «Я принимаю чужие ценности, я отождествляю себя с «другими», или я отождествляю «других» с самим собой, я навязываю им свое представление». Ibid. P. 185.
источники

Основными источниками для решения задач, поставленных в данной диссертации, являются сочинения самого Сальвиана Массильского.

Список трудов марсельского пресвитера содержится в «Книге о церковных авторах»10 Геннадия Марсельского, но он оговаривается, что это только те работы, которые он читал сам «Три книги к пресвитеру Марцеллу о пользе девственности» (De Virginitatis bono ad Marcellum Presbiteram libros tres), «Четыре книги против скупости» (Adversus Avaritiam libros quatuor), «Толкование последней книги Экклезиаста к виенскому епископу Клавдию» (Expositionis extremae partis libri Ecclesiastici ad Claudium episcopum Vienensem librum unum), «Пять книг о современном суде» (De Praesenti Judicio libros quinque), вероятнее всего, именно оно легло в основу "Об управлении божьем", поскольку это название отсутствует у Геннадия. С другой стороны, М. Пеллегрино, высказывает предположение о том, что Геннадий допустил ошибку, и вместо «Judicio» следовало бы читать «Avaritia», однако он оставляет вопрос открытым.11 Не вполне ясно и название еще одного сочинения: Pro eorum merito satisfactionis ad Salonium episcopum librum unum. В данном контексте не вполне понятно значение слова «eorum», одни исследователи (Эберт, Ева М. Сэнфорд12) высказывают предположение, что вместо него должно было стоять «peccatorum», и тогда перевод выглядит как «К Салонию о воздаянии за грехи», другие - «reorum», в этом случае заголовок указывает на то что книга описывает «сколь достойны похвалы грешники, отказавшиеся от своих пороков в угоду Госпо-

10 Gennadius. Liber de Scriptoribus Ecclesiasticis. No 67. PL T. LVIII. col. 1099

11 Pellegrino M. Op. cit. P. 57-61.

12 On the Government of God. New York: Columbia University Press. 1930. P. 13
ду».13 Геннадий упоминает также одну книгу писем. Помимо этого, Сальви-ан написал ряд проповедей и речей: по поводу праздничных дней, против пороков (пьянства, прелюбодеяния, гнева, гордыни, богохульства и т. п.). Эти гомилии14 составлялись по просьбе церковнослужителей, навещавших Сальвиана, и отправлялись в разные приходы (галльские, итальянские, испанские).15 Геннадий считал, что именно благодаря проповедям Сальвиан получил титул учителя епископов (episcoporum magister). Вероятно, эти обличительные речи легли в основу Adversus avaritiam и De Gubematione Dei. Помимо этого, Сальвиану приписываются и два стихотворных произведения, названных Геннадием: «Сотворение» (Genesis) и Гекзамерон (Hexameron), однако их авторство спорно.

До наших дней дошло только два сочинения Сальвиана: «Против алчности» и «Об управлении божьем», а также девять писем: леринским отшельникам, епископам: Евхерию (2 письма), Агрицию, Салонию - сыну Евхерия и своему ученику; родителям жены Гипатию и Квиете; Куттуре, Лимению, Аперу и Веру су). Значение этих посланий очень велико, поскольку они являются единственными свидетельствами, хотя и очень отрывочными и скудными, о жизни Сальвиана. Особый интерес представляют письма I (леринским отшельникам) и IV (Гипатию и Квиете) поскольку они предоставляют материал, хотя и очень скудный, для реконструкции биографии пресвитера. Также важным источником является письмо IX (Салонию), так как в нем объясняются цели написания «Против алчности» и причины анонимности этого сочинения.

13 Brakman С. J. Observations grammaticae in Salvianum.//Mnemosyne 52 (1924). P. 181.

Гомилия, (греч. оц&ш) ... беседы пастырей на литургии, следовавшие непосредственно за прочтением св. писания и содержавшие обязательное истолкование прочитанных мест. (Н. И. Барсов) Христианство. ЭС Т. 1. М., 1993. С. 424. 15 Ciprianus. Vita Caesarii. I. 5. 42. // PL Т. LXVII, col. 1021.
Четыре книги, обличающие алчность христиан и озаглавленные Timothei libros ПИ ad ecclesiam16 или, в труде Геннадия, Adversus avaritiam написаны под псевдонимом Тимофей. Выбор такого имени объясняется в письме к епископу Салонию. Поскольку обращение к имени апостола породило споры о том, не является ли данное сочинение апокрифическим, Саль-виан опровергает эти подозрения и доказывает, что автор - его современник, а не ученик апостола Павла, на что указывает злободневность поднятых проблем.17 Далее он заявляет, что выяснение подлинного имени автора невозможно. После этого Сальвиан сосредотачивается на разрешении вопросов, кажущихся ему наиболее важными: почему послание обращено к церкви; является ли «Тимофей» настоящим именем автора, и, если нет, то почему он взял псевдоним; и, наконец, почему автор скрылся именно под этим именем. В контексте источниковедческого обзора наибольший интерес представляют два последних. Для Сальвиана является очевидным, что «Тимофей» — это псевдоним, мотивами отказа от авторства он считает стремление избежать суетной мирской славы и опасения того, что низкое и незначительное имя ослабят силу воздействия сочинения.19 Само имя тоже несет смысловую нагрузку - автор уподобляется евангелисту Луке и выбирает имя, означающее, что им руководит почтение к Богу.20

Общий тон письма и характер аргументации позволяет с достаточной уверенностью говорить о том, что автором «Против алчности» являлся сам Сальвиан. На это же указывает стилистическое, и, в некоторой степени, смысловое единство этого произведения и «Об управлении божьем». Одна-

16 В изданном в 1993 г. энциклопедическом словаре «Христианство» приводится статья о Сальвиане Н. И. Барсова, который считал, что это два произведения.

17 Ер. ГХ. 2.

18 Ibid 5.

19 Ibid 14.

20 Ibid 19.
ко впервые оно было издано под именем епископа Тимофея.21 Это самое раннее из сохранившихся произведений. В «Об управлении божьем»22 встречается цитата из «Против алчности», а поскольку оно было написано между 439 и 450 гг., то последнее - до 440 г.

Эта полемическая работа направлена против стяжательства в христианской среде. Главная цель автора - убедить единоверцев отказаться от обладания богатством. Особое внимание уделяется вопросу о передаче имущества по наследству. Данный факт относится Сальвианом к числу наиболее негативных, поскольку он усматривает здесь пренебрежение служением богу и низведение его на второй план по сравнению с наследниками.

По своему содержанию данное сочинение подразделяется на четыре книги. Первая обращена к мирянам и ставит целью побудить их отказываться от имущества в пользу церкви если не при жизни, то хотя бы в завещаниях. Вторая - к священнослужителям, religiosi, для которых привязанность к земным богатствам и стремление передать их после смерти родственникам или даже посторонним закрывает двери вечного блаженства. Третья часть посвящена рассмотрению и опровержению возможных возражений. Основным мотивом четвертой книги является идея о том, что любой христианин, не зависимо от социального статуса или рода занятий должен распоряжаться имуществом в пользу церкви, и, следовательно, бога.

Данное сочинение воспринимается исследователями неоднозначно. Одни авторы видели в нем сатиру на современную Сальвиану церковь, другие, наоборот, - призыв к ее обогащению, третьи - стремление к переустройству всего общества на принципах христианского аскетизма и милосер-

21 Базельское издание 1528 г. Иоанна Сихарда называлось «Antidotum contra diversas

haereses» и включало в себя текст, а также и письмо Сальвиана к Салонию в качестве

предисловия.

22De Gubematione Dei IV. I. 3.
дия. Ценность его для настоящего исследования заключается в первую очередь в раскрытии и конкретизации взглядов Сальвиана на стяжание как один из показателей нарушения божественного миропорядка.

Названия другого дошедшего до нас сочинения, «Об управлении божьем» (иногда его называют De Providentia), нет в списке Геннадия. По смыслу к нему наиболее близко De Praesenti Judicio. Расхождение в количестве книг (в «Об управлении божьем» - 8, а в De Praesenti Judicio - 5) объясняется вероятнее всего либо ошибкой переписчика, либо тем, что во времена Геннадия книг было действительно пять, а впоследствии текст был разделен на восемь частей. Вероятнее всего, работа была не закончена, поскольку последняя книга слишком короткая, и в ней отсутствует обычное заключение. В. Петрушевский утверждал, что на это указывает и данное в седьмой книге24 обещание объяснить, почему языческий Рим побеждал, а христианский терпит поражения. Однако против этого предположения свидетельствует то, что свой главный аргумент: тот, кто знает Закон, но пренебрегает им греховнее незнающего, Сальвиан начинает раскрывать уже в седьмой книге и продолжает в восьмой.

Дата написания «Об управлении божьем» определяется только по событиям, описанным в сочинении. Поскольку Сальвиан упоминает о четы-рехкратном разрушении Трира, а последний захват варварами этого города пришелся на 439 г., то его труд не мог быть написан ранее этого срока. Верхняя граница не может быть позже 455 г., т. к. он не упоминает о вторжении вандалов под предводительством Аттилы и разрушении Рима, а такие события как нельзя лучше укладывались в общую концепцию Сальвиана. К
Подробнее см. Pellegrino M. Op. cit. P. 33.

24DeGubVIH. 1.1.

25 Петрушевский В. Ук. соч. С. 40.

26DeGubVL8.1.
тому же, при том внимании, которое уделяется захвату Карфагена, автор просто не мог умолчать о взятии Рима. Однако, учитывая, что отсутствуют и упоминания о битве при Каталунских полях, произошедшей в 451 г., можно сузить рамки написания данного труда до 439 - 450 гг.27

Как уже отмечалось выше, это сочинение состоит из посвящения Са-лонию, в котором объясняются цели данной работы и восьми книг. Главной задачей, которую ставил Сальвиан при написании этого произведения, было объяснение соотечественникам-христианам, что причина их несчастий - в их же пороках, а не в пренебрежении богом земными делами. Это определяет общий план произведения.

Первые две части служат своего рода историческим вступлением. В первой рассматриваются взгляды античных философов на проблему божественного правления и приводятся примеры милосердия и суровости бога из античной истории. Во второй - доказывается существования и универсальность божьего суда на примерах из Ветхого Завета. Начиная с третьей книги, главное внимание уделяется христианам. Сальвиан, видимо, придерживается хронологического порядка, поскольку начинает с апостольских времен. В целом первые три книги посвящены доказательству присутствия бога, его управления земными делами и его суда. Цель последующих пяти книг - доказательство того, что все, что случилось с империей и есть следствие прямого божьего руководства и его суда. Они целиком посвящены рассмотрению прегрешений и пороков его современников, соответственно: преступлениям знати, злоупотреблениям должностных лиц (в этой же, пятой книге, говорится и о багаудах), играм и зрелищам. В шестой и седьмой кни-

Такая датировка принимается всеми исследователями творчества Сальвиана, однако Ева М. Сэнфорд указывает на то, что, поскольку победа над гуннами противоречила идее «Божьего наказания», автор мог и не упоминать о ней. Salvianus. On the Government of God...N. Y. 1930. P. 18-19.
гах появляется противопоставление развращенных римлян и добродетельных варваров, оно продолжается и в следующей части, но основное внимание уделяется обличению грехов жителей Африки.

Отдельного упоминания заслуживает стиль Сальвиана. Его главными отличительными особенностями являются чрезвычайная эмоциональность и, возможно, связанная с ней излишняя многословность и повторы.

Сочинения Сальвиана насыщены примерами из жизни различных слоев общества, но в силу крайней тенденциозности их практически невозможно использовать в качестве основного источника для реконструкции социальной, экономической или политической жизни поздней империи. Однако благодаря яркости образов и их эмоциональной насыщенности, отдельные цитаты, главным образом из «Об управлении божьем», можно найти во многих исследованиях, посвященных европейской истории V в. Вместе с тем, данные работы представляют несомненный интерес для исследователей античного христианства, поскольку представляют собой яркий образец литературы одного из кризисных моментов истории христианства, попытку понять и объяснить причины гибели одного мира и зарождения другого.

Несмотря на то, что творения Сальвиана пользовались известностью среди его современников, на что указывают высокие оценки Геннадия Мар-сельского, Илария Арелатского и Евхерия Лионского, в средние века он был забыт. Первые издания его трудов приходятся на XVI в.29 - в 1528 г. в Базеле под именем епископа Тимофея было издано сочинение «Против алчности» с письмом к Салонию в качестве предисловия. Там же в 1530 г. было опубликовано «Об управлении божьем». В 1580 г. французский юрист Питу издал оба произведения под именем Сальвиана и присоединил к ним книгу писем.

28 Наиболее часто приводится описание злоупотреблений куриалов, несколько реже - характеристика варваров.

29 Ниже приводятся те издания, которые имели важное значение.
Кроме того, он исправил ошибки и недостатки своих предшественников и снабдил текст примечаниями и указателями. Серьезной правке текст подвергся в издании Конрада Риттерсгаузена (Альтдорф, 1611 г.) При исправлении издатель основывался не на документах, а на своих познаниях в области истории и литературы поздней античности, причем правильность большинства из них впоследствии была документально подтверждена. Огромный вклад в публикацию древних литературных памятников, в том числе и сочинений Сальвиана внес Стефан Балузий. Он предпринял три издания (1663, 1669, 1684 гг.) с исправлениями на основе найденных им рукописей и обширными текстологическими примечаниями. Именно этот текст вошел впоследствии в такие крупные сборники, как Maxima bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum ( Лион, 1677), Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum ecclesiasticorum (Венеция, 1774), Patrologia cursus complectus ser. latina (Париж 1847). Во второй половине XIX в. проводились новые исследования, их результаты публиковались в Monumenta Germaniae historica (Берлин, 1877) и в Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum30 (Вена, 1883). Все издания, начиная с «Patrologia cursus complectus», изданной Минем (J-P. Migne) снабжены указателями и подстрочными примечаниями, в которых указаны разночтения.

Поскольку целью данного исследования не является выяснение полной картины состояния Западной Римской империи накануне ее падения, данные других античных авторов, как христианских, так и языческих, привлекались минимально. Дополнительные источники принадлежат к разным типам: античная и языческая историография, речи, агиография, произведения отцов церкви и юридические документы. Однако более оправданным

Это издание легло в основу данного исследования.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24002.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.