У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века
Количество страниц 194
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24019.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ...18

1.1. Новые религиозные движения на территории советской Украины

в работах марксистских исследователей...18

1.2. Новые религиозные движения и процесс духовного возрождения

в стране в 90-е годы XX века...34

1.3. Реализация свободы совести и зарубежное миссионерство в стране

в 1990-е годы...53

1.4.Антикультовое движение в Украине в 1990-е годы...74

ГЛАВА II. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ...98

2.1. Активизация религиозного компонента социально-политической жизни украинского общества в постсоветский период...98

2.2. Общественная борьба в отношении новых религиозных движений

в украинских средствах массовой информации...107

2.3. Проблема новых религиозных движений в украинской науке...126

2.4. Позиции традиционных конфессий в отношении новых религиозных движений...159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...172

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...179

ПРИЛОЖЕНИЯ...194



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время мы являемся свидетелями масштабных изменений, происходящих во всем мире. В особенности, глубокие мировоззренческие перемены в последнее десятилетие произошли в Восточной Европе на постсоветском пространстве. Одним из актуальных вопросов, стоящих перед бывшими странами социалистического лагеря, является вопрос о роли и месте религии в современном социуме. Если в XIX в. крупнейшие мыслители (О. Конт, К. Маркс) свидетельствовали об утрате ей социообразующей функции, то на рубеже XX-XXI вв., напротив, констатируется актуализация данного компонента цивилизационного процесса. Как отмечал крупнейший американский религиовед Ханс Кюнг, религиозное мировосприятие и научное мировоззрение сегодня столь же мало исключают друг друга, как религиозная вера и политическая деятельность.1

Развитие религиозно-политической ситуации в странах СНГ в 90-е годы XX в. было связано со значительным количеством сложных узловых вопросов. На фоне жесткого экономического и социально-политического кризиса стремительно проходил процесс религиозного возрождения. Становление новой парадигмы, сменившей марксистско-атеистическую идеологию, сопровождалось многочисленными коллизиями.

Одной из проблем, вызвавшей неоднозначную оценку и социальную озабоченность, стал статус новых религиозных движений, отнесенных в массовом сознании к разряду общественно опасных явлений. Межконфессиональная и общественно-политическая борьба в отношении «деструктивных религиозных культов» явилась основой для конструирования нового идеологического мифа. Он затронул многие сферы: политическую, культурную, правовую, во многих случаях став водоразделом в столкновении различных общественных сил и позиций. В России, например, неправовой термин «тоталитарные секты» имел место не только в средствах массовой информации, но и в официальных государственных документах: обращениях Государственной Думы, директивах МВД,

1 Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. 1996.- № 11 - С.228.

указах Минздрава.2 За этим идеологическим клише действительно скрывается актуальная проблема современности - распространение новых религиозных движений.

Для конкретизации объекта исследования необходимо уточнение термина «новые религиозные движения» (НРД). В различных источниках к ним относят религиозно-мистические новообразования: Международное Общество Сознания Кришны, Эру Бахай, Трансцендентальную медитацию, Аум Синрикё, Белое Братство, Церковь Последнего Завета, Церковь Объединения Муна, культ Порфирия Иванова, культ Ошо, рерихианство, сайентологию и др. В зарубежной литературе они чаще всего обозначаются термином «культы» (Э. Роберте, 1990)3, в отечественной - термином «секты» (А. Щипков, 1998).4

Понятие «новые религиозные движения»5, акцентирующее внимание на их инновационном характере и структурной незавершенности, впервые было введено в научный оборот в конце 1980-х гг. профессором Лондонской школы экономики Эйлин Баркер.6 В настоящее время, несмотря на очевидные недостатки, в поддержку термина высказались многие отечественные исследователи (И. Кантеров, М. Штерин).7 Аналогичную позицию занимает ряд украинских специалистов (Л. Филипович, В. Еленский). Причем, как считает сотрудник НАН Украины Виктор Еленский: «...термш новгтш penirifiHi рухи вживаеться,

2 См. например: Открытое письмо депутатов Государственной Дуды Федерального Собрания Российской Федерации Президенту РФ Б.Н.Ельцину «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. - Издательство Московской Патриархии, 2000. - С.503.

3 См: Пуха Н.В. Типологизация религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. - М.,1999. - С.3-4.

4 Щипков А. Во что верит Россия? Религиозные процессы в постперестроечной России. -СПб, РХГИ, 1998.-С.140.

5 В дальнейшем термин НРД будет использован автором в значении: «совокупность религиозно-мистических новообразований, отличающихся от традиционных религий структурой, особенностями обрядово-культовой деятельности, рядом доктринальных и социально-психологических установок, которые распространились в мире со второй половины XIX в., вследствие глобальных инновационных процессов (синкретизация, сциентизация, экумени-зация)».

6 См: Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб.: РХГИ, 1997.

7 См., например: Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К.Каариайнена и проф. Д.Е.Фурмана. - СПб.; М.: Летний сад, 2000. - С. 151.

5 слщ нагадати, тому, що немае кращого..» («термин "новые религиозные движе-
ния" приживается потому, что нет более подходящего...»). В большинстве работ современных украинских авторов понятие «нов1тш релегшш pyxi» (HPP) либо «HoeiTHi релегшш теч'й» (HPT) не имеет строго научного определения. Под ним чаще всего подразумевают культы, не имеющие исторической преемственности, возникновение которых связано с активной миссионерской деятельностью зарубежных проповедников.9

В отдельных государствах постсоветского пространства распространение НРД и их влияние на общественно-политическую ситуацию имело собственные сценарии. Одновременно наблюдались общие тенденции. В связи с этим, огромное значение приобретает изучение опыта стран ближнего зарубежья.

В Украине партийно-государственное наступление на религию продолжалось до начала перестроечных процессов. Затем, как и повсюду, развернулся процесс духовного возрождения. Если в 1991 г. на территории государства было зарегистрировано 12 962 религиозных организаций, то к 2000 г. их число выросло почти вдвое — 22 718.10

Историческое развитие предопределило многоконфессиональный состав населения страны. Наряду с традиционными, укорененными конфессиями (УПЦ, ГКЦ, РКЦ), получили распространение ранее неизвестные религиозные течения. В 1991 г. было зарегистрировано 42 подобные организации: «MOCK» (17), «Великое Белое Братство» (4), «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (3), «Эра Бахай» (3) «РУН-Bipa» (З) и др. К 2000 г. их число значительно увеличилось: «MOCK» (40), «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (33), «Эра Бахай» (8), «РУН-Bipa» (51). География новых религий была представлена неравномерно. Неохристианские течения распространялись по региональному принципу (31 из 86 харизматических организаций базируется в До-

Еленський В.Новтп рел1гшш рухи - зони занепокоення // Людша i свгг, серпень.2000. -№9.-С. 12.

9 IcTopin рел1гп в Украшк Навчалний поабшк. - К.: Тов-во «Знания», 1999. - 627с.

10 Акадишчне релМезнавство. Пщручник. За ред. проф. А.Колодного. - К.: Свгг Знань, 2000. -С.705.
нецкой области, 16 из 23 объединений мормонов - в г. Киеве), у кришнаитов, бахаистов, неоязычников преобладало дисперсное расселение. Наибольшее число последователей - жители крупных городов центральных и южных регионов. Самые многочисленные общины расположены в Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, а также в Винницкой, Запорожской, Луганской областях. Социальный портрет украинских последователей НРД: 51% - молодёжь (от 20 до 29 лет), 38,2% - средневозрастная группа (от 30 до 49 лет), 54,1% -лица с высшим и неоконченным высшим образованием; 29,2% - студенчество, 21,5% - жители сельской местности, около 70% - женщины, около 50% - украинцы (около 30% - русские).11

В настоящее время многие НРД не имеют статуса юридического лица и ведут маргинальное существование. Однако, налицо факт социальной адаптации, отмеченный, например, американским исследователем В. Рочфором (количество кришнаитов, занимающихся трудовой деятельностью, в период с 1980 по 1992 гг. увеличилось с 15% до 22%, а число лиц, официально зарегистрированных в браке, - с 39% до 53%).12 К концу 1990-х годов, как и в других государствах СНГ, религиозные группы в Украине институализировались, утрачивали первоначальный миссионерский пыл, снимали с повестки радикальные лозунги, пытались наладить контакты с социумом и представителями других конфессий. В настоящее время очевидным становится признание их со стороны государства, что подтверждается официальной регистрацией.

Наследием коммунистической эпохи стало утвердившееся в сознании украинцев индифферентное отношение к религиозным ценностям. Утрата церковью доминирующей роли в обществе во многом обусловила успех религиозно-мистических идей, не свойственных автохтонным традициям. Этим зачастую пользовались зарубежные миссионеры, привлекая популярные лозунги восточной мудрости, оздоровительных практик, повышения образования, обучения

11 Журавский B.C. Бог i Ураша. - К., Логос 1997.- С.28.

12 См: Rochford В. Hare Krishna in America. New Brunswick, 1985.- p.171.
иностранным языкам и т.д. Существенную роль сыграла пропаганда новых духовно-ценностных ориентиров и способов самореализации.

Близость западных границ, историческая поликонфессиональность населения и ряд других факторов поставили религиозную ситуацию в этом государстве в авангард постперестроечных процессов. В стране наблюдался один из наиболее острых конфликтов внутри православной церкви, традиционное православно-католическое противостояние, активное миссионерство протестантских конфессий. На этом фоне события, связанные с религиозными новообразованиями, стоят в особом ряду: деятельность РУН-Bipa;13 противоправные акции на юге Украины экстремистской организации «Белый лотос»; 14 имеющие общеевропейскую огласку киевские события осени 1993 г., связанные с деятельностью «Великого Белого Братства» и др.15

Особенности государственно-церковных отношений в этот период, уникальность сложившейся религиозно-политической ситуации представляют собой значимый опыт и, несомненно, имеют самостоятельную исследовательскую ценность.

Степень изученности темы. В современной западной науке накоплен значительный опыт исследования нетрадиционных культов (Р. Старк, М. Га-лантер, Р. Белла, Ч. Глок, Д. Ричардсон, А. Баркер, Т. Доктур и др.).16 В 1980-е годы выделялось несколько направлений: 1. Леворадикальное (Р. Гароди,

13 См: Джораева СВ. Церковь родной украинской национальной веры (новые религиозные объединения на Украине) // Религия, церковь в России и за рубежом. — МЛ 997. - №№ 9-10.

14 См: Козор1в В. Загадковий «Бший лотос» над Дншром / Релтйна громада «Бший лотос» // Украшська газета, 1993. - 22 липня - 4 серпня (№11); Свистун Д. Темная сторона «Белого лотоса» / Религиозная община «Белый лотос» в г. Черкассы // Именем закона. 1993. - 28 мая (№ 21).

См: Аверкин С. Сектанты: скандальная деятельность сект // Комсомольская правда в Украине, 2000. — 4 июля; Карамазова О. Комсомольская богиня (о движении «Белое Братство») // Панорама, 1993, 3 июля; «Белое Братство» идет в атаку // Московский комсомолец. 1993. -30 октября и др.

См: Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос: Религия и общество. - М,1997. - С.340-347; Beckford J. Cult Controversies: the Societal Response to New Religious Movements. London, 1985; Galanter M. Cults and New Religious Movements: A Report of the Committee on Psychiatry and Religion of the American Psychiatric Association. Washington: D. C, 1989; Richardson J. T. Definitions of Cult // Review of Religious Research. 1993; Barker E. New Religious Movements: a Practical Introduction. London, 1989 и др.
М. Маховец). Представителями этого направления предпринималась попытка соединить марксизм и религию, акцент при этом делался на понимании сект в качестве ячеек нового общества, враждебного современному буржуазному строю. 2. Модернистско-позитивистское (А. Тойнби, Д. Икеда). Этими учеными пропагандируется идея унификации и синтеза религий, высокая оценка дается роли восточных учений. В рамках данного направления выделяется терло-Г_о-_позитивистский подход (X. Кокс, П. Майнхольд), согласно которому новые мистические искания следует рассматривать как модифицированное утверждение традиционных религиозных доктрин. 3. Неоконсервативное (Р. Белла, А. Гелен, Э. Тоффлер). Новые религиозные движения рассматриваются как следствие краха господствующих религиозных структур, особое внимание обращено на необходимость их замещения другими институтами, более адекватными запросам времени. 4. Феноменологическое (М. Марти, П. Бергер, Т. Лукман). Появление феномена новых религиозных групп рассматривается как следствие религиозного плюрализма. Особое внимание обращено на то, что конфронтация, существующая между традиционными и нетрадиционными религиями, -явление временное и в дальнейшем, в рамках существующего правового строя, легко преодолимое.17

Зарубежные исследования большей частью не переведены и до настоящего времени мало доступны. Ученые отмечают, что возникают сложные дискуссионные вопросы, обусловленные многообразием культовых процессов и неза-
конченностью их структурного становления.

В конце советского периода появились первые монографические исследования отечественных ученых. Академик Л. Митрохин, например, связывал возникновение примерно с середины 60-х гг. более 1,5 тыс. однотипных неорелигиозных групп с изменениями внутри государственно-монополистического строя и глубокими сдвигами в массовом мироощущении. Одной из характер-

17 См: Дворников В.В. Краткий обзор современной зарубежной историографии по проблеме новых религиозных движений // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. Выпуск 4: Елец: ЕГПИ, 2001. - С. 108-112.

ных черт он считал их разрыв с традиционной верой.19 Профессор Е. Балагуш-кин одним из первых обратил внимание на неоднозначность данного феномена. Отдавая дань партийно-идеологическому подходу и указав на «кризис зарубежной капиталистической культуры», он акцентировал внимание на «акте религиозных исканий». Причины нарастания экзотической религиозности он связывал с последствиями научно-технического прогресса и «фетишизацией» отдельных научных достижений, успех культов объяснял приоритетом переживания над богослужением и экстравагантностью обрядовой деятельности.20

В связи с возросшим интересом и началом распространения в СССР восточных учений (кришнаизм, рерихианство, раджнишизм), стали появляться исследования по неоориентализму (А. Ткачева, Б. Фаликов).21

На рубеже XXI в. появились новые труды ведущих специалистов. Увеличилось количество диссертационных исследований, посвященных правовым, политологическим, философским, социологическим, культурологическим аспектам: Я. Афанасенко, А. Джиганова, Л. Рогозиной, Ю. Сошина, Е. Голубевой. Значительное внимание стало уделяться отдельным направлениям: кришнаизму, бахаизму, сатанизму (И. Базеленко, Н. Саввина, Л. Жуков и др.).

В настоящее время над социально-философскими аспектами проблемы успешно работают А. Щипков, М. Штерин, В. Кравчук; политико-правовые аспекты исследуются в работах А. Пчелинцева, Ю. Тихонравова; разработкой культурологических и психологических аспектов занимаются Б. Фаликов, П.

См: Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». — М.:Советская Россия, 1985. 20 См: Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М.: МГУ, 1984.

См: Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. — М.: Наука, 1989; Ткачева А.А. Новые религии Востока. - М.: Наука, 1991; Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. - М.: Наука, 1994 и др.

См: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной Росси: морфологический анализ - Ч.1.- МД999; Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. - М.:РАГС, 2000; Фаликов Б., Успенский М. Сектопатология: (об отношении к новым религиям) // Новое время. 1997. -№14; Ткачева А.А. Кришна Харе! // Азия и Африка. 1993. - №8; Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный феномен // ОНС. 1996. - №5 и др.
Гуревич. Необходимо отметить фундаментальный труд красноярского исследователя Л. Григорьевой.23

В современной отечественной науке крайне мало исследовательских работ, посвященных религиозным процессам в бывших республиках Советского Союза.24

Интеграционные процессы в российско-белорусских отношениях адекватно отразились и в освещении религии.25 Ряд работ на русском языке был посвящен непосредственно новым религиозным движениям. Особый интерес представляет отдельное издание «Неокульты: «новые религии» века?». В сборник включены статьи известных белорусских ученых и молодых авторов: Е.С. Прокошина «Состояние нетрадиционной религиозности», И.Ф. Рекуц «Класси- фикация нетрадиционных культов», О.В. Дьяченко «Свобода совести и неокульты», Е.К. Агеенкова «Современные оккультно-мистические течения», Н.А. Кутузовой «Мистический опыт в практике некоторых неокультов» и др.27

В освещении отечественными изданиями религиозно-политической ситуации в современной Украине наблюдается неоднозначная ситуация. С одной стороны, присутствует значительное количество публикаций, посвященных межконфессиональным (православно-католическим) и внутриправославным взаимоотношениям: исторические конфликты, участие в национально-культурном строительстве, проблема реституции, социологические исследова-

23 Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. - М., РАГС,2000.

24 См. например: Баширов Л.А. Конституционно-правовая база государственно-церковных отношений в странах Балтии и СНГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. - М, 1998; Сиверцева Т.Ф., Сиверцев М.А. Религиозные меньшинства в Киргизии: опыт полевого исследования // Восток: Африканские и азиатские страны, 1998, № 2 и др.

25 См., например: Верещагина А. Конфессии: развитие в многообразии // Белорусская думка, 1996, №8; Земляков Л. Государство и религия: новые отношения // Белорусская думка, 1997, №12 и др.

26 См: Гурко А.В. Вайшнавизм и его особенности в Белоруссии. - Минск, 1993; Секты в Белоруссии // Русский Дом, 1999, №12 и др.

27 См: Неокульты: «новые религии» века? / Е.С. Прокошина, Т.П. Короткая, И.Ф. Рекуц, А.А. Титовец и др. Под ред. А.С. Майхровича. - 3-е изд., доп. - Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2000.
ния общеконфессиональной ситуации в стране. При этом наблюдается взаимное невнимание со стороны ученых к рассмотрению религиозных проблем в контексте российско-украинских отношении. С другой стороны, налицо недостаточное внимание к вопросам зарубежного миссионерства, проблеме свободы совести, процессу духовного возрождения, вопросам неокультового и антикультового движения.

Изучение нетрадиционных религий в Украине началось еще в советское время.30 В 90-е годы XX в. активное научное исследование НРД проводили: Институт философии НАН Украины им. Г.С. Сковороды, Киевский Национальный университет им. Т.Г. Шевченко, УАР (Украинская Ассоциация религиоведов). Издавались монографии и отдельные статьи современных украинских специалистов,31 огромное значение имела публикация материалов научно-

См: Перебенесюк В.П. Межконфессиональные отношения и межцерковный конфликт на Украине. - М,1992; Косуха П.И. Конфессиональные конфликты на посткоммунистической Украине // Социологические исследования, 1994, № 4; Криндач А.Д. Конфессиональный ландшафт постсоветской Украины: проблемы, противоречия, тенденции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1998, №№ 1-2 и др.

29 См: Бондаренко В., Еленский В. Религия и церковь на Украине в контексте украинско-российских отношений // Украина и Россия: общества и государства - МД997. - С.181-204.

30 См: Дяченко Г.П. Сучасне релтйне сектантство. Матер1али на допомогу доповщачам i лекторам - Черкаси, 1962; Дорош Е.А. Реакцшна д1яльшсть релшйних сектантських организаций. - К., 1976; Косуха П. I. Деяю питания науково-атеютичного вихования молодь (3 дос-вщу конкретно-соцюлогично досл1жень релтйн. сектанства).- К., 1966; Гопченко П.Г. М1фи i правда по «тисячолггне царство» (Про реакцшну д5ятельн!сть релтйшх сектантських оргашзаций).-Одесса, 1971 и др.

Гринько В.В. Велике Бше Братство як неорел1пйний феномен / Укр. ассоц. Релтезнавщв. /Науч. ред. Филипович Л.О. - К., 1998; Матвеев В.О. Проблема самореал1заци особистост1 в сучасному Kpiiimai3Mi. - К, КНПУ iM Драгоманова, 1999; Карагодина О. Проблема навернен-ня в Hoei рел^шш течи // РелНна свобода: ютор1чне шдгрунтя, правов! основи i реали сьег-годення. — К.,1998; Степовик Д.В. Рел1ги, культи i секти свпу: noci6. з релтезнавства. -1вано-Франювск, 1998; Белшова Н.Ю. Релтйш конфеси Украши (кон. 80-i - 90-i poKie XX столггя). - Донецьк,2001; Сафронов А.Г. Hoei форми релтйнх ораган!зац!й // HayKOBi записки XapKiBCbKoro ушверситету. - XapKie, ХВУ, 2000.-вип.7; Филипович Л. Поширення нових рел1гий в Украшк примха часу чи законом1рнють? // В1стник НАН Укра1ни, 1998. - №№ 5-6 и др.

32 См: 1стор1я рел!пй в yKpaiHi. Тези повщомлень М1жнародного V круглого столу (Льв!в, 3-5 травня 1995 року). - Частина 2. - Кшв-Льв1в,1995; Свобода в!ровизнання: Церква i держава в yKpaiHi: MaTepiann м\жнар. пауков, конф. - Кшв 28-30 вересня, 1994р. - К, 1996; Релтя i пол^ика в сучасн5й yKpaiHi («Кесареве - кесарю, а Боже - Богу») / Подг. Курас 1.Ф., Рибачук М.Ф., Кирюшко M.I., Фещенко П.Т./ НАН yKpaiHi. - К, 2000; РелНя i сусшльство в yKpaini: фактор 3MiH / MaTepianH м!жнар. конф. 15-16 травня 1998р. - К, 1998; Сучасна релшйна ситуация в yKpaiHi: стан, тенденцн, прогнози / НАН yKpaiHi. 41-2. — К, 1994 и др
исследовательских конференций, круглых столов, научных симпозиумов.32 Значительное количество научных публикаций выходило в свет на страницах научно-популярных изданий.33

Значительная научно-исследовательская работа в 1990-е годы проводилась Украинской Ассоциацией религиоведов (УАР), созданной как внепартийная, светская, некоммерческая общественная организация по инициативе ряда учёных в марте 1993 г. Главными целями провозглашалось: 1) содействие процессу духовного возрождения; 2) создание атмосферы терпимости и взаимоуважения к взглядам и нравственным ценностям представителей различных традиций; 3) координация усилий в разработке актуальных научных проблем по истории и современному состоянию религии в Украине; 4) расширение сети образования в стране. Большое внимание было обращено на укрепление принципов свободы совести, изучение общественного мнения, консультативной помощи государственным структурам, проведение научно-исследовательских конференций и опубликование их итогов. Учёными неоднократно выражалась обеспокоенность ходом религиозного процесса, в частности, недостаточными усилиями, направленными на преодоление межконфессиональных конфликтов. Особо оговаривался факт строительства ассоциации на принципах научной объективности, историзма, мировоззренческого плюрализма и внеконфессио-нальности.34

На рубеже XX-XXI вв. фактически отсутствовали русскоязычные работы, посвященные историческому, политическому, социально-культурному и другим аспектам новых религиозных движений в Украине. Немногочисленные публикации ограничивались рассмотрением отдельных направлений неоязычества.35 (В качестве исключения можно назвать статьи украинского специалиста

33 См: Ротовський А. «Харе Kpiuma»: кр1шна1зм у сучасному духовному жито // Людша i cbit, 1991, № 8; Карагодина О. «Новий вж»: ознанка занепаду, чи початок сходження?

// Людша i свгг, 1996, № 8; Еленский В. Hoerrai релтйш рухи - зони занепокоення // Людша i cBiT, серпень, 2000 и др.

34 См: Колодный А.Н., Филипович Л.А. Религиоведение и теология в Украине сегодня // Религиоведение. - 2004, №2.- С. 152-159.

35 См: Мельник В.И. Малые конфессиональные объединения в Украине: на пути к церковности // Философская и социологическая мысль, 1992, № 8; Джораева СВ. Церковь родной ук-
В. Еленского и российского историка Б. Фаликова).36 Восполнение этого пробела является одной из главных задач данного исследования.

Объект диссертационного исследования - новые религиозные движения в истории Украины в 90-е годы XX в.

Предмет исследования - основные аспекты новых религиозных движений в государственно-церковных отношениях и социально-политической жизни современной Украины.

Цель исследования - охарактеризовать роль и место новых религиозных движений в контексте государственно-церковной политики и общественно-политической жизни Украины в 1990-е гг.

В задачи исследования входит:

- проследить отдельные вехи в истории НРД на территории Украины в советский период;

- определить роль и место НРД в процессе религиозно-духовного возрождения украинского общества в постсоветский период;

- указать основные направления зарубежной миссионерской деятельности и реализации свободы совести в стране в 1990-е гг.;

- охарактеризовать влияние религиозного фактора на социально-политическую жизнь современного украинского общества;

- рассмотреть наиболее острые, дискуссионные проблемы распространения НРД в оценках украинской науки, СМИ, традиционных конфессий;

Хронологические рамки исследования определяются последним десятилетием XX в. История нетрадиционной религиозности, согласно различным источникам, начинается более столетия назад, однако идентификация многих неохристианских течений (иеговисты, мормоны, пятидесятники) в настоящее

раинской национальной веры (новые религиозные объединения на Украине) // Религия, церковь в России и за рубежом. - М.,1997, №№ 9-10 и др.

36 См., например: Еленский В. Феномен новых религиозных движений: Белое Братство //Диа-Логос: Религия и общество 1997. Альманах. Сост. и общ. ред. М.Смирнова. - М.: «Истина и жизнь», 1997. - С. 211-223; Фаликов Б. Белое Братство (о религиозной секте на Украине) // Знамя, 1996,№8. -С.44-57.
время является дискуссионной (ряд ученых рассматривает их в рамках протестантизма),37 а возникновение главных культовых учений (Прабхупады, Хаббар-да, Раджниша, Махариши, Сен Мен Муна) происходило лишь в последние десятилетия XX в.38

УССР играла на конфессиональной карте Советского Союза одну из ведущих ролей, в то же время независимое государство было оформлено только в конце 1991 г., поэтому рассмотрение НРД на территории страны в более ранний период (вне советского контекста) едва ли оправдано, а исследовательские границы целесообразно ограничить 1990-ми годами.

Методология исследования. В процессе отбора и анализа материала, учитывая неоднородный характер многих документов и публикаций, большое значение имеет адекватная оценка источниковой базы. Целесообразным было использование метода конкретно-исторического анализа и строгое следование принципу историзма. В ходе исследования привлекались различные вспомогательные методы: сравнительно-исторический, сравнительно-статистический, ретроспективный, синхронный, диахронный и др.

Немаловажное значение имело использование комплексного системного подхода с привлечением данных смежных гуманитарных областей: философии, социологии, психологии, культурологии, правоведения.

Источниковая база исследования. Сложности источниковедческого анализа во многом предопределили структуру данной работы. В настоящее время остается открытым вопрос о возможности научного исследования НРД. Например, один из ведущих современных специалистов Э. Баркер считает, что методология и «позиция вовлеченности» не могут не оказывать влияние на ме-таценности научного изучения: «Неофит смотрит на НРД с одной точки зрения, опытные лидеры - с другой; восприятие приверженцев НРД будет отличаться от восприятия сторонних движениям людей; и различные, внешние по отноше-

37 История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2001.-С.338-384.

Райнер Флаше. Новые религии // Петер Антее. Религии современности. История и вера. — М., Прогресс-Традиция, 2001. - С.253.
нию к НРД, группы будут воспринимать движения в свете своих специфических интересов. Люди не только будут воспринимать движение с различных точек зрения, они также будут описывать и, возможно, объяснять движение различными способами...».39 Для объективного научного исследования новых религиозных движений, по ее мнению, необходимо выделять несколько информативных уровней.

В значительной степени такой подход актуален для исторического исследования. Диссертация основана на широком круге источников, имеющих неодинаковую научную ценность. Среди них можно выделить следующие группы:

1) законодательные акты, указы, постановления;40

2) документы религиозных организаций, вероучительные произведения;41

3) источники по истории украинской церкви, труды духовных и анти-

культовых лидеров;42

4) учебно-методическая и справочная литература;
39 См: Баркер Эйлин. Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите! // Религиоведение, 2003, № 4. - С.93-95.

40 См: Закон Украш1 «Про свободу coBicTi та pejiiriftm оргашзацн» // Про свободу совют!, рел1ги i переконань. - К, 1996; Заключний звгг 3ycTpi4i ОБСе, Варшава, 12-28 листопада 1997 р. // API.-1997.-12 грудня; Рапорт о сектах или новых религиозных движениях. Материалы документов Римско-Католической церкви /перевод с польск. С.Никитина. - К.: Наукова думка, 1997; Хорошего держитесь: церкви и религиозные объединения в Российской державе, Советском Союзе и независимых государствах, возникших после его распада / Подготов. Гельмут Чернер и др./ пер. с немец. Ю.А. Голубкина. - Харьков, Майдан, Фолио, 1999 и др.

См: Обггниця миру в усьнму свт: Звернення Всесвггнього Дому справедивоеп до народ!в Свпу (жовтень 1985г) / Bipa Barai. - К., 1997; Священна книга обрядив: требник / РУН-Bipa. -К., 1991; Силенко Л. Mara-Bipa: Рщна Укр. Нац. Bipa. Святе письмо Велике св1тло волк сп ввщношення Bipn, науки, фшософи, icrropii.-K., Обереги, 1998; Бгагаведанта Свам! Прабгу-пада А.Ч. По той бж народження i смерть - К., 2000 и др.

42 См: Релтйш об еднання на Украшк Спец. курс / Авт. Ю.Калшш, В.Лубьский та ш. - К.: МАУП, 1991; Украинская Православная Церковь, Запорожская Епархия. Запорожский городской Совет народных депутатов. Международная научно-практическая конференция "Ащё возможно, будьте в мире со всеми..." (Рим. 12.18.). / Тезисы докладов и сообщения. -Запорожье, 1997;Сухотра Свами. Апасампрадаи. Отколовшиеся вайшнавские секты. - Днепропетровск, 1999; Теродиякон Евстратш. Обережно: тоталггарш секти // Молодь Украшу 2000 - 14 грудня и др.

См: 1стор1я рел1ги в Украшк Поабник. За ред. А.Колодного., П.Яроцького. - К., Т-во «Знания», 1999; Академ!чне релюезнавство. Пщручник / За наук. ред. проф. А.Колодного. -
5) статьи, статистика, репортажи в украинских СМИ;44

6) публикации в электронной сети.45 Научная новизна исследования.

¦ В диссертационном исследовании впервые представлена попытка комплексного рассмотрения новых религиозных движений на территории украинского государства в конкретный исторический период времени.

¦ В ходе исследования рассматриваются различные аспекты новых религиозных движений в рамках государственно-церковной политики современной Украины в 90-е годы XX в.

¦ На уровне исторического исследования значительное место уделено рассмотрению различных точек зрения, интерпретаций и концептуальных подходов в оценке новых религиозных движений.

¦ В рамках данной работы обобщен и проанализирован обширный научно-теоретический опыт в изучении проблемы новых религиозных движений, накопленный за последние десятилетия в украинской, российской и зарубежной науке.

¦ В научный оборот вводится значительное количество не привлекаемых ранее источников и литературы, опубликованных на украинском языке (труды конфессиональных авторов, сообщения прессы, материалы научных конференций, работы специалистов и др.).

Кшв, Свгг Знань, 2000; Арестов В.М., Шудрик I.O. Нетрадщшш penirii: Суть i спрямування ГГ-во «Знания», УССР). - К., 1990 и др.

4 См: Гудзик К. Секти перебачають кшець свггу хто перебачить кшець сект / 5 рсшв 13 часу трагедп в токшському метро // День, 2000.- 2 березня; Савцов В. Кшвський слщ «Аум Сшршьо»? / Сшржьо мие ввдшення у Киев! // Голос Украшь-1995. 24 червеня; Росоховать-ский.У. Контроль над психжою вб1вство за командою «сект» (сатаншсьт секты) // Хреща-тик, 2000.-15 вересня; Миселюк А. Тоталггарш культ1 i держава: 6e3COBicna «свобода coeicTi по украшсыи / релтйш секти в Украш // День, 1999. - 20 листопада; Чуж1 пророки у нашш Вггчизш: / Д1яльшсть закордошх релшйшх центр1в в Украш1 // Урядовий кур'ер. - 1998, 17 липня и др.

45CM:http://Kiev-orthodox/com/apology/religions/State4/htm;http://religion.allkiev.com.ua; http://prognosis.kiev.ua/ruch/podii/stoli/page;http://iriney.vinchi.ru/m2_32/htm; http://india.rU/india/history/svetsc.shtmljhttp://habbard.euro.ru/book.htm; http://iegova.narod.ru http://shambala.ru/news/news9.html и др.
Практическая значимость исследования видится автору в реконструкции социально-исторической картины новых религиозных движений в Украине в последнее десятилетие XX в. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении сравнительных анализов и описаний религиозно-политических процессов в посткоммунистическом пространстве. Ряд теоретических аспектов может быть полезен представителям как украинских, так и российских местных административных органов для проведения религиоведческой экспертизы. Некоторые материалы могут быть использованы в виде рекомендаций законодательным и исполнительным органам в целях совершенствования механизма взаимодействия с конфессиональными меньшинствами и отдельными религиозно-мистическими объединениями. На основе диссертационного исследования возможна разработка спецкурсов и спецсеминаров по новой, малоизвестной научной отрасли «Современные нетрадиционные религиозные движения и культы» (ОПД. Ф.08.).

Исходя из вышеуказанных цели и задач, была определена структура диссертационного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24019.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.