У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Идеологическая политика императора Траяна
Количество страниц 197
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24022.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение... 3

§ 1. Постановка темы и ее актуальность. Цель и задачи исследования... 3

§ 2. Источники и методика их анализа... 8

§ 3. Историографический обзор... 24

§ 4. Теория и методология исследования... 40

Глава 1. Основы идеологической политики Траяна... 47

§ 1. Происхождение и характер власти императора... 47

§ 2. Траян как Optimus princeps... 64

§ 3. Траян как полководец... 80

Глава 2. Роль и место идеологии в религиозной и социальной политике

Траяна... 99

§ 1. Основные культы и их пропаганда... 99

§ 2. Культ императора и императорского дома в идеологии Траяна... 112

§ 3. Роль идеологии во взаимоотношениях Траяна со знатью и плебсом... 126

Глава 3. Особенности внешнеполитической идеологии Траяна... 149

§ 1. Военная и дипломатическая пропаганда... 149

§ 2. Траян и армия... 160

Заключение... 173

Список использованной литературы... 180

Список сокращений... 197


Введение

§ 1. Постановка темы и ее актуальность. Цель и задачи исследования

Темой работы является идеологическая политика императора Траяна (98-117 гг. н. э.), а объект исследования заложен в формулировке темы. Понятие «идеология» в общем смысле трактуется как система идей, взглядов, в которых выражаются интересы, цели, намерения, умонастроения отдельных людей, социальных групп, классов, политических партий, общества и государства в целом1. В диссертационном исследовании рассматривается официальная идеология Римской империи конца I - начала II в. н. э., которая должна была отражать интересы императора Траяна, его ближайшего окружения и тех социальных слоев, на которые он опирался. Что касается термина «политика», то его можно определить как систему государственных мероприятий, направляющую деятельность в какой-либо области2. Таким образом, под официальной идеологической политикой в диссертационном исследовании понимается система действий императора и соответствующих государственных структур по разработке и пропаганде (распространению) комплекса идей, призванных влиять на взгляды и поведение граждан в интересах государства, а также тех социальных слоев, на которые опирался император. Предметом исследования является сущность, особенности и значение идеологической политики Траяна в истории Римской империи.

Хронологические рамки работы определяются временем правления императора Траяна: 98-117 гг. н. э. Однако следует учесть, что уже с 97 г.

1 Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова. М., 1993. С. 113-114; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2002. С. 260.

2 Словарь русского языка в 4-х т. Изд. 2-е, испр. и доп. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. М., 1983. Т. 3. С. 261.
Траян являлся соправителем Нервы, поэтому фактически можно начать работу с 96 г., когда этот последний стал императором. Необходимы будут обращения и к еще более раннему времени - имперскому периоду в истории Рима, который начался с Августа, и даже к периоду поздней Республики, что связано с вопросом о выяснении степени традиционализма и новизны действий Траяна в идеологической сфере. Чтобы выяснить результаты идеологической деятельности Траяна и степень ее эффективности, мы будем обращаться к более позднему времени - прежде всего, к периоду правления императора Адриана, непосредственного преемника Траяна (117-138 гг. н.э.), и к последующим эпохам, чтобы выяснить, оказала ли идеология Траяна какое-либо влияние на римское общество сопредельного и отдаленного периодов его истории.

Говоря об актуальности темы, отметим следующее. Отечественных и зарубежных исследователей традиционно привлекает изучение проблем римской государственности, религии, культуры. Отечественные авторы затрагивают проблемы идеологии Траяна в общих трудах, посвященных политике, религии, культуре Римской империи1. Между тем, на наш взгляд, идеологическая политика Траяна заслуживает самостоятельного исследования, так как она играла важную роль в его политике в целом и очень повлияла на оценку деятельности этого императора последующими поколениями римских и более поздних историков. По нашему мнению, во многом благодаря идеологической политике Траяна период правления династии Антонинов стал считаться «золотым веком» Римской империи.

В зарубежной историографии идеология периода правления Траяна изучена значительно лучше, чем в отечественной историографии. Отчасти это объясняется более легким доступом зарубежных авторов к источниковой базе, особенно к вещественным памятникам. Большое значение имеет и плюрализм как ведущий подход к рассмотрению различных проблем

1 Подробнее об этом см.: Введение. § 3. Историографический обзор. С. 24-40.
истории, давно и прочно утвердившийся на Западе1. Существует ряд работ, касающихся каких-либо отдельных аспектов идеологической политики Траяна, и общих работ по периоду правления этого императора, в том числе рассматривающих его идеологию . В последнее время (90-е гг. XX - начало XXI в.) отмечается повышенный интерес к проблемам, связанным так или иначе с религиозной политикой и идеологией Траяна3. Эти проблемы решаются на основе как письменных, так и вещественных источников. Актуальность исследования состоит в том, чтобы попытаться воссоздать целостную картину идеологической политики Траяна на основе всех имеющихся в нашем распоряжении источников, с учетом вклада историографии в изучение конкретных аспектов темы и с использованием современной теории и методологии.

Если исходить из определения актуальности как важности для настоящего момента, современности4, то изучение даже столь далекого от нас периода, как история Римской империи, дает определенные знания общеисторического характера. До тех пор, пока существуют на земле государства, существует в этих государствах и официальная идеология со

1 Об этом см.: Межерицкий Я.Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.-Калуга, 1994. С. 90-91; Мининков НА. Методология истории. Ростов-на-Дону, 2004. С. 121.

2 Подробнее об этом см.: Введение. § 3. Историографический обзор. С. 24-40.

3 См., напр.: Fell M. Optimus princeps?: Anspruch und Wierklichkeit der imperialen Programmatik Kaiser Traians. Munich, 1992; Schowalter D.N. The Emperor and the Gods. Images from the Time of Trajan. Minneapolis, 1993; Placido D. El Optimus Princeps, una irnagen del emperador entre tradicion у renovaci6n // Gonzalez J. Imp. Caes. Nerva Traianus Avg. Sevilla, 1993. P. 173-186; Cid R.M. El culto imperial en la ёроса de Trajano // Gonzalez J. Imp. Caes. Nerva Traianus Avg. Sevilla, 1993. P. 35-48; Fein S. Die Beziehungen der Kaiser Traian und Hadrian zu den Litterati. Stuttgart - Leipzig, 1994; Bennett J. Trajan Optimus Princeps. A Life and Times. London - New York, 1997; Richier O. Les themes militaires dans le monnayage de Trajan // Latomus. 1997. Vol. 56; Galinier M. L'image publique de Trajan // Images romaines. Paris, 1998; Rossi L. Le premesse del trionfo dacico di Traiano // Storiografia ed erudizione. Bologna, 1999; Montero S. Trajano у la adivinacion: prodigios, oraculos у apocaliptica en el Imperio Romano (98-117 d.C). Madrid, 2000; Veyne P. Lisibilite des images, propaganda et apparat monarchique dans l'Empire romain // Revue historique. 2002. Vol. 304. № 1; Blazquez J.-M. Trajano. Madrid, 2003.

4 См.: Белоус В.И., Кузнецов Е.В., Титков Е.П. «Историческая актуальность» как научная проблема // Материалы VIII чтений памяти профессора Н.П. Соколова: Тезисы докладов. Н. Новгород, 2002. С. 141.
своими идеями и способами их пропаганды. Некоторые из этих идей и способов их распространения, применявшихся во времена Траяна, используются, пусть в опосредованной форме, до сих пор современными политиками. Таким образом, изучение римской имперской официальной идеологии помогает лучше ориентироваться в современной политической ситуации, четче осознавать, каким видам пропаганды может подвергаться общество со стороны государства, более адекватно реагировать на официальную идеологию.

Обращение к идеологии Римской империи стало актуальным после того, как в 1990-е гг. в нашей стране были сняты жесткие рамки советского идеологического контроля. Советские историки зачастую вынуждены были отдавать приоритеты эпохе республиканского Рима и критиковать политический строй и идеологию Римской империи. Считалось, что монархия (империя) является неприемлемым для общества типом государственного устройства, а республика, наоборот, - наиболее соответствующим ему; утверждалось, что римские императоры намеренно пытались скрыть монархическую форму правления под республиканской идеологией1. В настоящее время есть все основания для отказа от этих установок и для объективного рассмотрения государственного строя и идеологии Римской империи с учетом прежде всего не личных политических симпатий и антипатий исследователей, а особенностей римского общества и государства 1-Й вв. н. э. и мировоззрения как самого императора, так и римлян в целом.

Содержание темы исследования включает следующие аспекты: выявление основных направлений идеологической политики Траяна и причин, которые побудили императора обратить внимание именно на эти стороны идеологии; определение механизма и способов, с помощью которых необходимые для государства идеи проводились в жизнь; выяснение динамики и результативности идеологической политики Траяна. В связи с

1 Подробнее об этом см.: Введение. § 3. Историографический обзор. С. 25-26.
этим цель исследования формулируется следующим образом: выявить наиболее характерные черты идеологической политики императора Траяна, определить степень ее эффективности и значение как в общеполитической деятельности Траяна, так и в истории Римской империи.

Для достижения указанной цели будет предпринята попытка решить следующие задачи. Первая глава будет посвящена вопросу об основах идеологической политики Траяна, то есть о ее главных, опорных положениях, которые, по нашему мнению, являлись наиболее важными для принцепса. Мы рассмотрим формирование образа императора и императорской власти в официальной идеологии Траяна: речь пойдет о таких конкретных вопросах, как происхождение и характер власти императора, а также создание его образа как «наилучшего принцепса» и полководца. Во второй главе будут рассмотрены роль и место идеологии в религиозной и социальной политике Траяна. Что касается религиозной сферы, то нас будет интересовать пропаганда культов различных богов, а также идеологические составляющие культа императора и императорского дома. Затем будет предпринята попытка характеристики идеологической политики Траяна по отношению к различным социальным слоям и рассмотрена реакция на нее с их стороны. При изучении этого вопроса необходимо определить, под влиянием каких слоев общества могла формироваться идеологическая политика императора, интересы каких общественных групп и в какой мере она отражала. Третья глава будет посвящена особенностям внешнеполитической идеологии Траяна. Поскольку в сфере взаимоотношений с другими государствами и народами этот император прославился как завоеватель, то мы обратимся, в первую очередь, к пропаганде тех идей, которые были связаны с действиями римских войск на международной арене. Затем будет рассмотрен вопрос об идеологической политике Траяна по отношению к армии, являвшейся его главной силой в проведении активной внешней политики.
Кроме названных аспектов темы, исследованию которых будут посвящены три главы работы, ставятся еще две задачи (вопроса), которые будут носить «сквозной» характер. Во-первых, это выяснение степени соответствия пропагандируемых идей реальной политике Траяна. Во-вторых, представляется необходимым рассмотрение вопроса о степени новаторства либо традиционализма действий Траяна в сфере идеологии. Здесь будет логичной попытка сравнения идеологической политики Траяна с аналогичной деятельностью его предшественников имперского периода (начиная с Августа и заканчивая Нервой), с одной стороны, и с деятельностью позднереспубликанских политиков высшего ранга, с другой стороны, усилиями которых сформировался прообраз будущей имперской идеологической политики эпохи принципата.

§ 2. Источники и методика их анализа

Источниками по теме исследования являются литературные произведения, надписи, монеты, памятники архитектуры и скульптуры, современные эпохе Траяна. Кроме того, в работе использованы сочинения более поздних авторов, которые так или иначе касаются периода Траяна, а также источники, свидетельствующие об идеологической политике предшественников этого императора.

На наш взгляд, наиболее важными письменными источниками из произведений, современных Траяну, являются «Панегирик» и «Письма» Плиния Младшего и четыре речи «О царской власти» Диона Хризостома как в значительной мере отражающие идеологию Траяна1.

1 См.: Arnim H. von. Leben und Werke des Dio von Prusa. Berlin, 1898. S. 324, 329, 385, 395-396, 437; Jones C.P. The Roman World of Dio Chrisostom. Cambridge - London, 1978. P. 53, 117-118; Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981. С. 97; Fears J.R The Cult of Jupiter and Roman Imperial Ideology // Aufstieg und Niedergang der rOmischen Welt (далее - ANRW). 1981. T. II. Bd. 17. P. 82; Soverini P. Impero e imperatori nell'opera di Plinio il Giovane // ANRW. 1989. T. II. Bd. 33.1. P. 547, 549, 550; Potter D. Prophets and Emperors. Cambridge -London, 1994. P. 162, 258, n. 34; Шалимов О.А. Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I - начале II в. н. э. М., 2000. С. 23,77-78,132.
«Панегирик» был произнесен Плинием Младшим1 1 сентября 100 г. в сенате в присутствии императора в качестве благодарственной речи (gratiaruni actio - PL Epist., III.13.1) по поводу вступления в должность консула2. По прошествии некоторого времени3 Плиний опубликовал свою речь в расширенном варианте (PI. Epist., III. 18.1), как он имел обыкновение поступать со своими речами, произнесенными в суде; в результате обработки текст «Панегирика» стал примерно в 3-4 раза длиннее первоначального варианта4. Возникает вопрос, что побудило Плиния расширить и опубликовать речь, произнесенную им по давнему обычаю при вступлении в должность консула и на тему, по признанию самого автора, всем хорошо знакомую (см.: PI. Epist., III.13.1-2; 18.1). Плиний в письме Вибию Северу так объясняет свое намерение: он счел наиболее подобающим для хорошего гражданина изложить речь в более пространном и подробном сочинении, «во-первых, чтобы правдивыми похвалами восславить добродетели нашего императора, а затем, чтобы указать будущим принцепсам не так, словно бы поучая их, как наставник, но на примере (Траяна - прим. авт.), каким путем лучше всего могут они стремиться к такой же славе»5 (PI. Epist., III. 18.1—2. Пер. автора6). Таким образом, целью речи Плиния было восхваление Траяна для того, чтобы сделать этого императора образцом для будущих правителей.

1 Подробнее биографию Плиния см., в частности: Соколов B.C. Плиний Младший. М., 1956; Грабарь-Пассек М.Е. Плиний Младший // История римской литературы. М., 1962. Т. 2. С. 157-178; Сергеенко М.Е. О Плинии Младшем // Плиний Младший. Письма. Панегирик императору Траяну. М., 1983. С. 274-282; Alfoldy G. Die Inschriften des Jilngeren Plinius und seine Mission in der Provinz Pontus et Bithynia // Acta antiqua. 1999. T. 39. Fasc. 1-4. S. 21-44 и др.

2 Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976. С. 213.

3 Вопрос о времени публикации переработанного варианта речи см. в работе: Fedeli Р. П "Panegirico" di Plinio nella critica modema // ANRW. 1989. Т. П. Bd. 33.1. P. 408-411.

4 Durry M. Pline le Jeune. Paris, 1947. V. 4. P. 87. (Цит. по: Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ук. соч. С. 278).

5 PI. Epist., Ш.18.1-2: ...Ъопо civi convenientissimum credidi eadem ilia spatiosius et uberius volumine amplecti, primum ut imperatori nostro virtutes suae veris laudibus commendarentur, deinde ut futuri prindpes поп quasi a magistro sed tamen sub exemplo praemonerentur, qua potissimum via possent ad eandem gloriam niti.

6 Здесь и далее авторские переводы «Панегирика» Плиния даются по изданию: Plinius. Letters and Panegyricus with an Engl. transl. by B. Radice. Cambridge - London, 1975. Vol. 2.
Очевидно, причиной расширения речи был заказ самого императора или кого-то из его непосредственного окружения. Во-первых, Плиний был достаточно близок к Траяну, (в частности, он входил в совет императора -см.: PI. Epist., IV.22; V1.22; 31); во-вторых, для составления речи, подобной «Панегирику», у него хватало и образованности, и литературных способностей1. В-третьих, многие идеи, высказанные в «Панегирике», находят соответствие в других источниках — как письменных, так и вещественных (об этом речь пойдет позже). Наконец, еще одно косвенное доказательство приводит сам Плиний в письме Фабию Валенту, размышляя о судьбе своего поколения: «Мы выдвинулись своими научными занятиями (studiis), из-за них мы подверглись опасности (очевидно, при Домициане, когда Плиний входил в кружок Гельвидия - прим. авт.) и снова выдвинулись»2 (PI. Epist., IV.24.4. Пер. автора). Для Плиния основным научным занятием, его studium, была литературная деятельность. Из цитированной выше фразы можно сделать вывод, что выдвижение Плиния при Траяне состоялось благодаря его литературным способностям: возможно, он имел в виду именно создание «Панегирика», отражавшего официальную идеологию.

«Панегирик» Плиния является чрезвычайно информативным источником по идеологии Траяна начала его правления. В этом произведении дается официальная версия происхождения и характера власти императора, ярко обрисовывается образ правителя, с официальной точки зрения освещается его внутренняя и внешняя политика.

Весьма информативным источником по теме исследования является также переписка Плиния Младшего3. Этот автор оставил 9 книг литературно

1 Об образовании Плиния и о его роли в литературе того времени см.: Грабарь-Пассек М.Е. Плиний Младший... С. 158; Кузнецова Т.Н., Стрельникова И.П. Ук. соч. С. 208 слл.; Сергеенко М.Е. О Плинии Младшем... С. 274-276; Cizek E. La litterature et les cercles culturels et politiques a l'epoque de Trajan // ANRW. 1989. Т. П. Bd. 33.1. P. 3-35.

2 PL Epist., IV.24.4: studiis processimus, studiis periclitati sumus, rursusque processimus...

3 О переписке Плиния и проблемах, с ней связанных, см.: Vidman L. Etude sur la correspondence de Pline le Jeune avec Trajan. Praha, 1960; Stout S.E. Scribe and Critic at Work in Pliny's Letters. Notes on the History and the Present Status of the Text. Bloomington, 1954;
обработанных писем друзьям; сохранилась и его переписка с Траяном, которая велась в период около 110-113 гг., когда он был наместником провинции Вифиния. Письма Плиния друзьям особенно важны для ответа на вопрос о том, как реагировало общество на идеологическую политику Траяна, поскольку автор обсуждает с друзьями — наряду с другими темами — деятельность императора, его мероприятия во внутренней и внешней политике. Переписка Плиния с Траяном носит официальный, а не литературный характер1, и в этом виде общения и Плиний, и Траян отражают характерные черты официальной идеологии. Это проявляется, например, в том, какие титулы и эпитеты использует Плиний для обращения к Траяну, как он характеризует императора и период его правления. Содержится в этой переписке также информация о культе императора. Сопоставление данных «Панегирика» и «Писем» (большинство из них относится ко времени более позднему, чем «Панегирик»2) позволяет проследить идеологическую политику Траяна в ее развитии.

Значительное тематическое сходство с «Панегириком» Плиния обнаруживает I речь «О царской власти» Диона Хризостома3, также произнесенная в 100 г. и также в присутствии императора4. Предметом этой речи является характеристика 1хрцат6$ fiacnXzoc, (см.: Dio Chrys. Or., I.I 1), за образом которого явно угадывается фигура Траяна. Дион Хризостом

Stout S.E. Plinius. Epistulae. A Critical Edition. Bloomington, 1962; Sherwin-White A.N. The Letters of Pliny. A Historical and Social Commentary. Oxford, 1966; Sherwin-White A.N. Fifty Letters of Pliny. Oxford, 1967; Millar F. Рец. на кн.: А. N. Sherwin-White, "The Letters of Pliny. A Historical and Social Commentary" (Oxford, 1966); "Fifty Letters of Pliny" (Oxford, 1967) // Journal of Roman Studies (далее - JRS). 1968. Vol. 58. № 1-2. P. 218-224; Aubrion E. La "Correspondance" de Pline le Jeune: Problemes et orientations actuelles de la recherche // ANRW. 1989. Т. П. Bd. 33.1. P. 304-374.

1 Грабарь-Пассек М.Е. Плиний Младший... С. 160. Автор предполагает, что эти письма издал тот, кто наследовал архив Плиния Младшего.

2 О датировке «Писем» Плиния Младшего см.: Aubrion E. La «Correspondance» de Pline le Jeune: Problemes et orientations actuelles de la recherche // ANRW. 1989. Т. П. Bd. 33.1. P. 318-319.

3 Подробнее о жизни и деятельности Диона Хризостома см., в частности: Arnim H. von. Leben und Werke des Dio von Prusa. Berlin, 1898; Грабарь-Пассек М.Е. Дион Хризостом // История греческой литературы. М., 1960. Т. 3. С. 210-214; Jones C.P. The Roman World of Dio Chrisostom. Cambridge - London, 1978 и др.

4 Jones СР. The Roman World of Dio Chrisostom... P. 52-53.
сосредоточивает свое внимание на происхождении и характере власти царя и на качествах, необходимых для идеального правителя. С Плинием его объединяет и то, что оба они выдвинулись при Траяне (Дион был выслан Домицианом из Италии и вернулся из ссылки только при Нерве1). Исходя из этого, можно предположить, что сходство мыслей, высказанных Плинием в «Панегирике» и Дионом в I речи «О царской власти», объясняется тем, что обе эти речи были произнесены по заказу императора и отражали официальную идеологию .

Образ царя продолжает разрабатываться Дионом Хризостомом во II—IV речах «О царской власти», которые, согласно X. фон Арниму, датируются 103-104 гг.3 Важно отметить, что в III речи Дион прямо обращается к императору и заявляет о близком с ним знакомстве (см.: Dio Chrys. Or., III.2). Этот факт еще раз подтверждает возможность того, что Дион, произнося свои речи, выполнял пожелания (пусть и негласные) Траяна.

Ряд данных по теме исследования предоставляют такие современные Траяну авторы, как Марциал и Тацит. Марциал4 является признанным мастером эпиграмм - как коротких сатирических стихотворений, так и близких по жанру к мини-панегирикам, содержащим восхваление императоров (см., напр.: IV. 1; V.3; 19; VI.4; VII.5-8; VIII.2; И; 15; 21; 80; IX. 1; 3; 5; 20; 31; 34; 79; 83; 91; 101; X. 7; 34; 72; XII. 6; 8 и др.). Лучшие годы его литературной деятельности пришлись на период правления Домициана; исследователи отмечают, что Марциал откровенно льстил этому императору в своих произведениях5. После смерти Домициана он написал несколько произведений, посвященных Нерве и Траяну, причем иногда восхвалял в

1 Ibid. P. 45.

2 Подробное сравнение политических идей Плиния Младшего и Диона Хризостома см. в работе: Trisoglio F. Le idee politiche di Plinio il Giovane e di Dione Crisostomo // П Pensiero

.Politico. 1972. A.5. № 1. P. 3-43.

3 Arnim H. von. Leben und Werke des Dio von Prasa... S. 399, 404-405,407-410,414-438.

4 Подробнее о Марциале см., в частности: Петровский Ф.А. Марциал // История римской литературы / Под ред. СИ. Соболевского. М., 1962. Т. 2. С. 195-218; Дуров В. Марциал и его поэзия // Марциал. Эпиграммы. СПб., 1994. С. 5-14.

5 Петровский Ф.А. Ук. соч. С. 218; Дуров В. Ук. соч. С. 6.
Траяне совершенно противоположное тому, что отмечал для Домициана1. Этот факт заставляет предположить, что Марциал специально стремился следовать официальной идеологии, чтобы угодить императору. Вместе с тем, некоторые характеристики Домициана и Траяна у него совпадают, что может свидетельствовать об определенной преемственности идеологий этих императоров. Сопоставление данных Марциала об идеологической политике Домициана со сведениями о Траяне помогает сравнить политику этих императоров в сфере идеологии.

Еще один современник Траяна, историк Корнелий Тацит2, оставил мало сведений о времени правления этого императора, хотя и заявлял о намерении посвятить свою старость рассказу о принципате Нервы и Траяна (Тас. Hist., 1.1). Тацит приводит свое мнение о вышеназванных императорах только в своем раннем произведении «Жизнеописание Юлия Агриколы» (начало 98 г.) и в первой книге «Истории». Специального труда Нерве и Траяну он так и не посвятил. Тем не менее сохранившиеся высказывания Тацита важны, так как, во-первых, они отражают мнение весьма образованного современника и искушенного политика о Траяне, а во-вторых, в них видны отголоски официальной идеологии императора и его прямого предшественника. Кроме того, Тацит высказывался и о том, как римское общество воспринимало политику Домициана. Сохранившиеся главы «Истории» дают информацию об идеологической политике Флавиев как непосредственных предшественников Нервы и Траяна. «История» Тацита предоставляет возможность сравнить идеологическую политику Флавиев и первых Антонинов, а обширная источниковая база этого автора3 и его намерение писать «не поддаваясь любви и не зная ненависти» (Тас. Hist., I.I; пер.

1 Подробнее об этом см. в Главе I диссертации.

2 О жизни и деятельности Тацита см.: Гревс И.М. Тацит. М.-Л., 1946; Syme R. Tacitus. Oxford, 1958. 2 vols.; Соболевский СИ. Тацит // История римской литературы... М., 1962. Т. 2. С. 242-288; Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981; Тройский И.М. Корнелий Тацит // Тацит Корнелий. Сочинения. В 2-х т. М., 1993. Т. 2. С. 203-247; Birley A. The Life and Death of Cornelius Tacitus // Historia. 2000. Bd. 49. H. 2. S. 230-247 и др.

3 Об этом см.: Гревс И.М. Тацит. М.-Л., 1946. С. 132-133; Тройский И.М. Корнелий Тацит // Тацит Корнелий. История. М., 2001. С. 31-33.
Г.С. Кнабе; в позднейшей формулировке - sine ira et studio: Tac. Ann., I.1.3)1 позволяют рассчитывать на полноту и объективность сведений.

Светоний2, младший современник и друг Плиния Младшего, как и Тацит, завершил свой наиболее известный труд «Жизнь двенадцати цезарей» на эпохе правления Домициана и потому не оставил биографии Траяна. Таким образом, произведение Светония, как и «История» Тацита, может быть использовано для сравнения идеологической политики Траяна и предшествующих ему императоров, в первую очередь тех, которые представляли династию Флавиев. Что касается вопроса об объективности Светония в оценке личности императоров, то следует учесть, что даже в год смерти Домициана Светоний был еще молод, следовательно, описание им событий во многом зависело от того, какими источниками он пользовался. Как отмечают исследователи творчества Светония, автор стремился, систематизировать информацию, рассмотреть отдельно «дурные» и «хорошие» поступки императоров3. Такой подход к делу дает основания надеяться, что Светоний не стремился ни специально очернить, ни возвысить какого-либо императора и использовал как враждебные, так и лояльные различным императорам источники, то есть он не был заведомо субъективным и тенденциозным.

Определенную информацию (хотя и не очень обширную) об отношении римского общества к политике Домициана предоставляют сатиры Ювенала4, созданные в период правления Траяна и Адриана5. Следует учесть, что сам

1 Об этой установке Тацита см.: Кнабе Г.С. Корнелий Тацит... С. 102 слл.

2 Подробнее о творчестве Светония см.: Гаспаров М.Л. Светоний и его книга // Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей; Властелины Рима. М, 1999. С. 325-338; Штаерман Е.М. Светоний и его время // Там же. С. 313-324.

3 Гаспаров М.Л. Ук. соч. С. 329 слл.

4 Подробнее о творчестве Ювенала см.: Петровский Ф.А. Ювенал // История римской литературы... Т.2. С. 222-238; Waters K.H. Juvenal and the Reign of Trajan // Antichthon. 1970. № 4. P. 62-77; Дуров В. «Муза, идущая по земле» // Римская сатира / Сост. М. Гаспаров. М., 1989. С. 25-30; Braund S.H. Juvenal - Misogynist or Misogamist? // JRS. 1992. Vol. 82. P. 71-86.

5 О датировке сатир Ювенала см.: Петровский Ф.А. Ювенал... С. 225-228; Michel A. La date des "Satires": Juvenal, Heliodore et le tribun d'Armenie // Revue des etudes latines. 1964. Vol. 41. P. 315-327.
жанр сатиры предполагал разоблачение и высмеивание человеческих пороков, поэтому критика со стороны этого автора была неизбежна, в том числе и направленная в адрес интересующих нас императоров. Данные Ювенала необходимо тщательно сопоставлять с информацией других авторов, чтобы выяснить степень их достоверности.

Из авторов III—IV вв. следует назвать произведения исторического и биографического жанра, принадлежащие Диону Кассию, Евтропию, Аврелию Виктору и Элию Спартиану.

Дион Кассий Кокцейан1 был внуком уже упоминавшегося Диона Хризостома и сыном римского сенатора Кассия Апрониана, который был наместником Киликии и лично присутствовал при смерти Траяна в Селинунте в 117 г. (Dio Cass., 68.33). Таким образом, хотя Дион и не жил во времена Траяна, но наверняка слышал рассказы об этом императоре от своих родственников. Кроме того, можно предположить, что высокое положение, которое занимал Дион в римском обществе (он был близок к императорам династии Северов), открывало ему доступ и к другим источникам, необходимым для написания исторического произведения. Периоду правления Нервы и Траяна в «Римской истории» Диона Кассия посвящена Книга 68; она не сохранилась целиком и дошла до нас в пересказе византийских авторов Ксифилина (XI в.) и Зонары (XII в.)2. Труд Диона важен тем, что автор рассматривает в нем и внутреннюю, и внешнюю

1 О нем и его труде см.: Соболевский СИ. Дион Кассий Коккейан // История греческой литературы. М, 1960. Т. 3. С. 198-200; Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. М., 1960. Ч. 1. С. 62-65; Millar F. A Study of Cassius Dio. Oxford, 1964.

2 Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. М., 1960. Ч.2 Об этом см.: Гревс И.М. Тацит. М.-Л., 1946. С. 132-133; Тройский И.М. Корнелий Тацит // Тацит Корнелий. История. М., 2001. С. 31-33.

2 Об этой установке Тацита см.: Кнабе Г.С. Корнелий Тацит... С. 102 слл.

2 Подробнее о творчестве Светония см.: Гаспаров М.Л. Светоний и его книга // Светоний

Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей; Властелины Рима. М., 1999. С. 325-338;

Штаерман Е.М. Светоний и его время // Там же. С. 313-324.

2 Гаспаров М.Л. Ук. соч. С. 329 слл.

2 Подробнее о творчестве Ювенала см.: Петровский Ф.А. Ювенал // История римской

литературы... Т.2. С. 222-238; Waters K.H. Juvenal and the Reign of Trajan // Antichthon.

1970. № 4. P. 62-77; Дуров В. «Муза, идущая по земле»... С. 63-64.
политику всего периода правления Траяна, а также характеризует личность самого императора. Дион Кассий дает наиболее целостную характеристику эпохи правления Траяна, и в его «Римской истории» есть ряд сведений, которые отсутствуют в других письменных источниках.

Авторы IV в. Евтропий и Аврелий Виктор писали краткие биографии римских императоров1. Заметно, что эти авторы во многом опирались на Светония (ср., напр.: Suet. Dom., 13.1-2 и Eutr., VII.23.2; Aur. Viet. De Caes., XI.2; Epit de Caes., XI.62; Suet. Dom., 6 и Eutr., VII.23.4; De Caes., XI.4; Suet. Dom., 9.1-3 и Eutr., VH.23.1; De Caes., XI.3; Epit de Caes., XI.2; Suet. Dom., 10.2 и Eutr., VII. 23.2 и др.), а также могли заимствовать информацию и у других современников Траяна (ср., напр.: Epit. de Caes., XII.5 и PI. Epist., IV.22; De Caes., XIII.9 и PI. Pan., 67 и др.). Эти произведения периода поздней Империи позволяют судить о том, насколько эффективной оказалась идеологическая политика Траяна, какие пропагандировавшиеся им идеи пережили века. Вместе с тем следует учитывать, что на отбор и оценку фактов авторами IV в. могла повлиять и современная им политическая и духовная обстановка. Например, К.С. Лайтфут допускает, что повышенное внимание Евтропия к внешней политике Траяна, в целом, и к его Парфянской войне, в частности, может объясняться стремлением Евтропия побудить императора Валента (364-378 гг.) к активным военным действиям на Востоке; также здесь могло сказаться желание самого императора восстановить провинцию Месопотамия и завоевать Армению и Ассирию3.

1 Подробнее о Евтропий см.: Кареев Д.В. Вступительная статья // Евтропий. Бревиарий от основания Города / Отв. ред. И.В. Кривушин. СПб., 2001. С. 5-27; подробнее об Аврелии Викторе см.: Соколов B.C. Секст Аврелий Виктор - историограф IV в. н. э. // ВДИ. 1963. №4. С. 215-226.

2 Мы использовали в работе "Epitome de Caesaribus", которые, как считают исследователи, не принадлежат Аврелию Виктору: Соболевский СИ. Историческая литература HI-V вв. // История римской литературы... Т. 2. С. 428. В подтверждение этого мнения можно привести тот факт, что в "De Caesaribus" и в "Epitome de Caesaribus" дается разная информация о месте рождения Траяна: Aur. Viet. De Caes., ХШ.1; Epit. de Caes., XIII. 1.

3 Lightfoot C.S. Trajan's Parthian War and the Fourth-Century Perspective // JRS. 1990. Vol. 80. P. 125.
В сборнике биографий римских императоров так называемых «писателей истории Августов» (Scriptores historiae Augustae) (IV в.) биография Траяна отсутствует. Существует предположение, что она, как и биография Нервы, была утеряна1, однако М. Меклер доказывает, что биография Адриана (условный автор — Элий Спартиан2) была помещена на первом месте вовсе не случайно, так как для этого существовала очень важная тематическая причина, связанная с содержанием всего сборника3. Как бы то ни было, не имея биографии Траяна, мы можем почерпнуть ряд сведений о его правлении из жизнеописания Адриана, карьера которого началась при этом императоре. Кроме того, оставленная им информация позволяет проследить степень преемственности либо разрыва между идеологической политикой Траяна и Адриана, так как автор биографии постоянно сравнивает действия этих двух императоров. Основными источниками для жизнеописания Адриана, видимо, являлись автор III в. Марий Максим (см. ссылки на него: Vita Hadr., 11.10; XII.4; ХХ.З; XXV.4), а также произведения самого Адриана (Ibid., I.I; VII.2; XVI. 1). М. Меклер полагает, что, хотя в сборнике писателей истории императоров приведено много фактов, не соответствующих действительности, биография Адриана является тем не менее вполне историчной, потому что аутентичность первой биографии должна была обусловить принятие читателями принципа достоверности и последующих жизнеописаний4.

В качестве источников были использованы также эпиграфические материалы, дающие различную информацию по многим интересующим нас вопросам. По содержанию надписи можно классифицировать на посвятительные (в честь богов), почетные (в честь императора и его

1 См.: Соболевский СИ. Историческая литература Ш-V вв... С. 423.

2 О проблеме авторства и датировке сборника см.: Доватур А.И. История изучения Scriptores historiae Augustae // ВДИ. 1957. №1. С. 245-256; История римской литературы... Т. 2. С. 422-424; Meckler M. The Beginning of the "Historia Augusta" // Historia. 1996. Bd. 45. H. 3.P. 364.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24022.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.