У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Джордж Кэтлетт Маршалл и послевоенное восстановление Западной Европы
Количество страниц 207
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24028.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...$-...3

Глава 1. Становление политика (1880-1947 гг.)

1.1.Начало военной карьеры (1880-1917 гг.)...25

1.2.«Необыкновенно доблестные парни» Первой мировой войны(1917-1918гг)...34

1.3.Межвоенные годы (1919-1938 гг.)...39

1.4.«Испытания и надежды» начальника штаба (1939-1945 гг.)...44

1.5.Посредническая миссия в Китае (1945-1947 гг.)...56

Глава 2. Государственный секретарь (1947-1949 гг.)

2.1. Международная обстановка в первые послевоенные годы...58

2.2. Реорганизация государственного департамента...64

2.3. Доктрина Трумэна и политика "сдерживания" коммунизма...68

2.4. Уроки Московской сессии СМИД...75

2.5. Германский вопрос и блокада Берлина...80

Глава 3. Рождение плана Маршалла (1947 - 1948 гг.)

3.1.«Пациент умирает, в то время как врачи совещаются»: экономическая и политическая ситуация в Западной Европе после окончания Второй мировой войны

(1945-1947 гг.)...91

3.2.«Пятнадцать недель» (21 февраля - 5 июня 1947 г.)...99

3.3.Европейский ответ на американскую инициативу...109

3.4. СССР и план Маршалла...124

3.5.Принятие «Программы восстановления Европы» официальным Вашингтоном... 134

Глава 4. План Маршалла в действии (1948 - 1952 гг.)

4.1.Администрация экономического сотрудничества (АЭС) и её роль в реализации плана Маршалла...152

4.2. План Маршалла: первый год (3 апреля 1948 г. - 30 июня 1949г.)...165

4.3. План Маршалла: второй год (1 июля 1949 г. - 30 июня 1950 г.)...174

4.4. План Маршалла: третий год (1 июля 1950 г. -30 июня 1951 г.)...184

4.5. План Маршалла: четвёртый год (1 июля1951 г.-30 июня1952 г.)...193

Заключение...202

Источники и литература...207



ВВЕДЕНИЕ

Облик современной Европы коренным образом отличается от того, каким он был на протяжении многих столетий вплоть до окончания Второй мировой войны. Ныне это - континент мира, тесного многогранного сотрудничества и взаимодействия, континент, не знающий ни блокового противостояния, ни войн.

Путь к современной Европе начался вскоре после окончания кровопролитной Второй мировой войны, уничтожившей фашистскую форму тоталитаризма и порождённую ею агрессию. Но сразу же после её завершения возникли новые сложные проблемы: Как избавить европейский континент от новых межгосударственных раздоров и войн? Каким образом преодолеть хозяйственную разруху, бедность и порождаемую ими социальную нестабильность, питающие тоталитарные политические движения? Как противодействовать нараставшему в условиях начавшейся «холодной войны» расколу Европы и угрозе новой мировой войны? Эти и другие проблемы требовали незамедлительного решения.

Ответы на новые вызовы времени во многом лежали в общественно-политической обстановке и духовной атмосфере первых послевоенных лет. Победа антифашистских демократических сил во всемирном масштабе и в национально-государственных рамках определила благоприятные предпосылки для создания новых отношений в Европе, основанных на принципах мира, межнационального согласия, сотрудничества, демократии, экономического и социального прогресса. Импульсы в этом направлении исходили как из среды западноевропейских стран, так и из США. Важнейшую роль в послевоенном возрождении Западной Европы сыграла американская «Программа восстановления Европы», вошедшая в историю под названием «план Маршалла».

Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959 гг.), выдающийся военный деятель периода Второй мировой войны, в первые послевоенные годы (1947-1949 гг.)

стоял во главе внешнеполитического ведомства - был государственным секретарём США. С его деятельностью тесно связаны разработка и реализация широкомасштабной программы экономических и социальных преобразований, направленных на преодоление хозяйственной разрухи и бедности, имевшей следствием экономический подъём и преодоление социальной нестабильности в странах Западной Европы, а также начало европейской интеграции. Деятельность этого выдающегося политика имела огромные позитивные результаты, и не случайно в 1953 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Личность Маршалла и его план экономического возрождения Западной Европы продолжают вызывать интерес учёных и политиков. В современной России, где ведутся активные поиски эффективных путей модернизации экономической и социальной структуры, обращение к опыту достижения подобных целей, накопленному планом Маршалла, представляется вполне актуальным.

Объектом исследования диссертации является процесс послевоенного восстановления Западной Европы, основной составляющей которого стали совместные усилия руководства США и западноевропейских стран, направленные на преодоление разрухи и хозяйственных дисбалансов в Старом Свете, дальнейшее развитие экономики, возобновление социального прогресса, стабилизацию демократической системы и сглаживание прежних международных противоречий.

Предмет изучения составляет военно-политическая деятельность Джорджа Маршалла, и в первую очередь его роль в разработке и реализации «Программы восстановления Европы», вошедшей в историю с его именем.

Цель диссертации состоит в том, чтобы исследовать формирование идейно-политических взглядов генерала Джорджа Маршалла и эволюцию его государственной деятельности в связи с решением проблем социально-политической стабилизации Западной Европы после Второй мировой войны. Кроме того, автор стремилась воссоздать индивидуальные и социально-

обусловленные качества Д.К. Маршалла. Двойственность поставленной цели вызвана необходимостью изучения не только общественного поведения политика, но и тех социально-политических условий, в которых ему приходилось действовать. Для достижения обозначенных целей были поставлены следующие задачи;

- Проследить формирование личности и эволюцию взглядов Джорджа Маршалла на важнейшие проблемы его времени.

- На фоне исторических условий развития США в первой половине XX века выявить характерные черты и способы самореализации Джорджа Маршалла как профессионального военного и государственного деятеля.

- Проследить основные направления внешнеполитической деятельности генерала Маршалла на посту государственного секретаря США (1947 -1949 гг.)

- Показать исторические условия и предпосылки рождения плана Маршалла.

- Выявить вклад госсекретаря Д. Маршалла в разработку и принятие «Программы восстановления Европы».

- Отразить реакцию советского руководства на выдвижение «Программы восстановления Европы».

- Проанализировать основные этапы проведения и итоги плана Маршалла (1948-1952 гг.).

Хронологические рамки исследования в его основной части охватывают

период с 1947 по 1952 гг. Хотя автором не ставилась задача последовательно восстановить биографию Д. Маршалла, всё же представлялось необходимым осветить основные вехи его жизни, так как полной биографии госсекретаря на русском языке пока не существует. Первая часть работы, в которой анализируется становление личности Маршалла, развитие его мировоззрения, внешнеполитические концепции, существовавшие в США после Второй мировой войны и позиция госсекретаря по этим вопросам, является своеобразным историческим предисловием. Основное внимание в диссертации сконцентрировано на тех событиях и проблемах, которые были связаны с деятельностью Джорджа Маршалла на посту госсекретаря США, и, прежде
всего, касавшихся разработки и осуществления «Программы восстановления Европы». При этом нижняя временная граница определяется началом работы генерала Маршалла в госдепартаменте США, а верхняя - завершением плана.

Методы, применявшиеся в ходе исследования, определяются необходимостью исторически достоверно отобразить роль выдающейся личности в реализации определённых общественных задач. Это позволяет проследить взаимодействие эпохи, несущей в себе своеобразный вызов современникам, и личности, выступающей как неповторимая индивидуальность, которая ищет на этот вызов свой ответ.

В качестве главных методологических основ исследования выступили принципы объективности, научности и историзма. Ставилась цель отойти от распространённой в отечественной исторической науке советского периода системы оценок деятельности исторических персонажей, построенной по принципу категорического и однозначного определения степени партийно-политической ангажированности, и отказаться от стереотипов «холодной войны». При изучении деятельности Джорджа Маршалла автор опиралась на факты, собранные в процессе критического анализа исторических источников и литературы в соответствии с поставленными целью и задачами исследования. Историзм предлагаемой работы проявился в стремлении представить всесторонний анализ разнообразных факторов, оказавших влияние на формирование взглядов Маршалла и его военно-политическую деятельность. Среди общих и специальных методов исследования использовались, прежде всего, исторический, проблемный, факторный, а также метод исторической реконструкции.

Предлагаемое исследование строится по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка источников и литературы. Первая глава работы - «Становление политика» -охватывает период с 1880 по 1947 гг. В ней отражены основные этапы формирования мировоззрения Маршалла, важнейшие вехи его военной карьеры и начало политического пути. Вторая глава - «Государственный секретарь

(1947-1949 гг.)» - посвящена деятельности Д. Маршалла в госдепартаменте США. В третьей главе - «Рождение плана Маршалла (1947-1948 гг.)» -рассматриваются проблемы разработки и принятия плана Маршалла, а также личного участия госсекретаря в этих процессах. В четвёртой главе - «План Маршалла в действии (1948 - 1952 гг.)» - отражены основные этапы и итоги выполнения «Программы восстановления Европы». Необходимо отметить, что автор отказалась от термина «маршаллизованные страны» и использовала термин, содержащийся в Законе об экономическом сотрудничестве от 1948 г.: «страны-участницы» (participating countries) или «страны ОЕЭС».

Источниковая база. Поставленные в работе цели и задачи решаются путём привлечения обширного источникового материала. Это, в первую очередь, фонды Архива внешней политики Российской Федерации и Российского государственного архива социально-политической истории, публикации Фонда Джорджа Маршалла, фонды библиотеки Южно-Калифорнийского Университета (Лос-Анджелес, США), архив библиотеки Бундестага (Берлин, ФРГ), фонды Центра информации и документации Европейского Союза и читального зала Гёте-института Государственной публичной библиотеки им. В.Г. Белинского (г. Екатеринбург), а также фонды Американского культурного центра при Государственной публичной библиотеке (г. Челябинск).

Все источники могут быть объединены в несколько групп: 1. Малоизвестные, а в ряде случаев не введённые прежде в научный оборот архивные материалы, непосредственно связанные с деятельностью госсекретаря Маршалла и разработкой «Программы восстановления Европы»:

- документы Архива внешней политики Российской Федерации (бывший Архив внешней политики МИД СССР). Основными из них явились «Фонд Секретариата министра тов. В.М. Молотова» и фонды 0431/ III и 0431/ IV ("IV Сессия СМИД"), которые включают в себя хронологически подобранные документы.

- документы Российского государственного архива социально-политической истории (бывший Российский центр хранения и изучения документов

новейшей истории), а именно фонды № 558 «И.В. Сталин» и № 77 «А.А. Жданов», содержащие важные свидетельства об отношении советского руководства к плану Маршалла. В фонде Сталина содержится ранее засекреченная запись беседы госсекретаря США Маршалла с советским лидером, ставшей поворотной в отношении генерала к СССР и предопределившей его решение заняться разработкой программы по экономическому восстановлению Европы;

- Изданная для служебного пользования МИДом книга "Документы и материалы, разоблачающие План Маршалла. 1947-1950 гг."(8). Ведомственный и ограничительный характер доступа к данному источнику в советское время позволил включить в него целый ряд малоизвестных выступлений советских государственных и партийных лидеров по проблеме экономического восстановления Европы, а также статистические данные, отражающие выполнение "Программы";

2. Официальные документы и материалы:

- документы Конгресса США, позволившие проследить ход принятия «Программы», а именно слушания в комитетах по международным отношениям сената и палаты представителей ( 11,12.13,14);

- сборник документов по европейскому восстановлению и обороне, содержащий официальный перечень основных материалов, законов и соглашений, имеющих отношение к плану Маршалла (17,18,19,20);

- документы американской разведки, касаюшиеся плана Маршалла, опубликованные в сборнике "Foreign Relations of the United States. 1945-1950. Emergence of the Intelligence Establishment" (15);

- Многотомный сборник документов «Внешняя политика Советского Союза» за 1946-1949гг., который являлся в своё время наиболее фундаментальным собранием источников, доступных широкому кругу исследователей (3,4,5,6).

3. Мемуарная литература:

- мемуары Джорджа Маршалла. На протяжении своей жизни Джордж Маршалл отказывался писать мемуары, хотя одно из издательств обещало гонорар в

миллион долл. Генерал написал о своём опыте в годы Первой мировой войны, хотя пытался уничтожить свои воспоминания. После смерти Маршалла его падчерица обнаружила оставшуюся копию, и воспоминания были опубликованы (92). Мемуары второй жены генерала К. Таппер Маршалл и воспоминания его крёстной дочери Р. Пейдж Вильсон помогают лучше понять проблемы, которые ему приходилось решать (93).

- Деятельность генерала Маршалла на посту госсекретаря, а также его роль в разработке «Программы восстановления Европы» рассматриваются в воспоминаниях Д. Ачесона, Д. Джоунса, Д. Кеннана, У.Б. Смита, генерала Л. Клея и в дневниках Д. Форрестола (83, 90, 91, 94, 86 ,87). В воспоминаниях этих политиков содержится богатейший фактический материал о деятельности госсекретаря, его взглядах, планах, надеждах и разочарованиях. Не менее полно в них отражены общая атмосфера и важнейшие противоречия и дилеммы того времени.

- воспоминания В.М. Молотова, А.А. Громыко, Н.С. Хрущёва, Н.В. Новикова. В них нашли своё отражение мнения советских деятелей послевоенной эпохи, касающиеся плана Маршалла ( 79, 76, 80, 78 ).

- воспоминания ведущих европейских политиков Ж. Монне, К. Аденауэра, В. Брандта, К. Эттли и других позволили в значительной степени проследить отношение самих европейцев к проводимой США программе экономического восстановления (77,82,74).

4.Значительный исследовательский интерес представляют публичные выступления крупных политиков: самого Джорджа Маршалла (21-31), президента Трумэна и других государственных деятелей США и Великобритании (38-51), а также речи и выступления И.В. Сталина, В.М. Молотова, А.А. Жданова и других руководителей советского государства (32-37). Для лучшего понимания позиции СССР были изучены документы и материалы совещаний Коминформа за 1947-49 гг (9,10).

5. Особую группу источников составила советская и зарубежная пресса: «Правда», «Известия», журналы «Большевик», «Новое время», «Мировое

хозяйство и мировая политика», «Октябрь», «The New York Times», «Time», «The Economist», «Foreign Affairs", "Foreign Commerce Weekly". Работа с прессой позволила познакомиться с оперативной информацией и аналитическими материалами о происходивших событиях.

6. В ходе работы над исследованием широко применялись многочисленные материалы Фонда Джорджа Маршалла - www.marshallfoundation.org. Большой массив документов и иследований по истории США был найден на сайте Смитсоновского института-www.si.edu/info/education/htm, в электронной версии журнала этого института-www.smithsonianmag.si.edu., на сайте Национальных архивов и документов США - www.nara.gov, а также на следующих веб-сайтах - www.usaid.gov, www. historicaltextarchive.com и www. lcsys.com. С 1992г. действует международный проект по истории "холодной войны" при центре В. Вильсона в Вашингтоне. В настоящем исследовании использовались доклады российских и американских учёных, опубликованные на сайте этого центра-www. wilsoncenter.org.

7. Ряд сведений, содержащих необходимые для исследования биографические и фактологические данные, был почерпнут из изданий энциклопедического характера (101,149,150,174,183,197,210,212).

Таким образом, источниковая база для изучения деятельности Джорджа Маршалла и истории послевоенного восстановления Европы разнообразна и обширна. Она позволила показать эволюцию политических взглядов генерала Маршалла, проанализировать историю разработки, принятия и выполнения "Программы восстановления Европы", а также роль госсекретаря в успешном осуществлении этого проекта.

Научная разработанность темы. Отечественная историография, обращавшаяся к вопросам послевоенной политики и, в частности, к плану Маршалла, прошла сложную эволюцию. «Холодная война» способствовала появлению в СССР своей «ортодоксальной» публицистики, а затем и историографии, нередко ещё более жёстких и бескомпромиссных в своих трактовках, чем это было характерно для «ортодоксальной» линии в США.
Советская историография была, по словам академика А.О. Чубарьяна, в значительной своей части гомогенна, представляя собой "монолит", "единство" концепций и оценок[143]. Советские авторы пытались оправдать действия своего правительства как неизбежный ответ на развязанную противоположной стороной политику экспансии, рассматривая позицию своей страны как необходимую самооборону и обвиняя в развязывании "холодной войны" идеологических противников. Этой концепции в СССР до начала перестройки придерживались практически все историки. В рамках этого направления советские учёные определяли внешнюю политику США после Второй мировой войны как агрессивную, направленную на достижение мирового господства. При описании внешнеполитического курса СССР не делалось критического анализа, было характерно отождествление СССР и "прогрессивного человечества". "Официальная" историография СССР оценивала и план Маршалла как "политику подавления суверенитета государств Европы".

Необходимо отметить, что советская внешняя политика в первые послевоенные годы определялась базовыми доктринальными установками, первоначально разработанными ещё при В.И. Ленине, и окончательно закреплёнными в годы правления И.В. Сталина. Их сущность определялась положениями марксистко-ленинской теории, а именно: на смену "загнивающему" и обречённому на гибель капитализму непременно должна прийти социалистическо-коммунистическая формация как итог развития человечества; единственно верным является классово-социальный подход ко всем явлениям международной жизни; пока существует империализм как высшая и последняя стадия капитализма, войны на земном шаре неизбежны, поэтому, чтобы предотвратить новые войны, следует уничтожить империализм[143,144,133].

На основе таких доктринальных установок была дана официальная оценка плана Маршалла. С 22 по 27 сентября 1947 г. в городе Шклярска Поремба (Польша) состоялось совещание представителей девяти компартий Европы, на котором было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих
партий - Коминформ. В докладе А. Жданова "О международном положении" прозвучала оценка плана Маршалла как "программы закабаления Европы". В манифесте Коминформа говорилось, что «план Трумэна - Маршалла - это только фарс, европейское направление мирового плана политической экспансии США... Арсенал тактического оружия, используемый империалистами, весьма многообразен. Он включает прямую угрозу применения силы, шантаж и устрашение, все виды политических приемов и экономическое давление, подкуп,...и всё это прикрыто маской либерализма и пацифизма» [РГАСПИ ф.77, оп.З, д.94].

Советская пресса немедленно подхватила эти оценки плана Маршалла. В публикациях в «Правде», «Известиях» и других центральных газетах замелькали уже хорошо отработанные штампы: «орудие закабаления Европы и удушения демократических сил, отстаивающих независимость и свободу европейских государств», «один из способов превращения самостоятельных государств Европы в монопольную «сферу влияния» американского финансового капитала и полного их экономического и политического подчинения США». Влиятельные советские журналы «Большевик» и «Новое Время» утверждали, что «плана Маршалла - это экономический диктат, средство принуждения покупать те товары, которые не находят себе сбыта на американском рынке» [67,с.48], «попытка американских миллиардеров несколько задержать наступление кризиса в США» [66,с.9], «программа экспорта кризиса и безработицы в Западную Европу»[68, с. 80].

«Оттепель» конца 1950-х-начала 1960-х гг. почти не растопила внешнеполитические льды сталинизма [118,с.139]. В "Новейшей истории США" под редакцией Н.Н. Яковлева (151) говорилось, что правительство США облекло свои империалистические цели в традиционную форму "помощи", а страны-участницы плана Маршалла назывались не иначе как "маршаллизованные страны".

В первом томе трёхтомного капитального издания под редакцией Н.Н. Иноземцева "Международные отношения после Второй мировой войны" так
оценивались результаты плана Маршалла: "План Маршалла и экспансия американского империализма создали серьёзую угрозу высоким прибылям и мировым позициям западноевропейских капиталистов... Естественным результатом экспансии американского капитала в государства Западной Европы явилось дальнейшее углубление конфликтов между этими государствами, с одной стороны, и США - с другой. Усиление противоречий вело к дальнейшему углублению общего кризиса капитализма, к нарастанию межимпериалистических противоречий" (127).

В многотомной "Истории дипломатии" под редакцией А.А. Громыко говорилось, что "план Маршалла-это экономическая подготовка империалистических военных блоков", "никакие дипломатические покровы не могли скрыть империалистической сущности плана Маршалла", а слова американская помощь непременно были в кавычках или с добавлением неизбежного "так называемая" (117).

В начале 1970-х гг. советские исследователи считали, что после проведения плана Маршалла отчётливо определились основные центры империалистического соперничества: США - Западная Европа - Япония. В конце 1970-х гг., когда стало ясно, что интеграционные процессы, заложенные планом Маршалла, оказались достаточно устойчивыми, в советских работах (Г.А.Воронцов, А.Н.Шебанов, А.И. Уткин) просматривалась умеренно-реалистическая оценка плана Маршалла, признавалось, что он способствовал многостороннему экономическому сотрудничеству и либерализации торговли между странами-участницами (111,145,146,137). Хотя по-прежнему главные цели плана Маршалла определялись как блокирование социальных изменений и создание объединённого фронта империализма, и довольно резко характеризовались планы военно-политической интеграции Западной Европы. Это было следствием глубоко укоренившегося убеждения в том, что любое объединение западноевропейских стран, тем более включавшее Западную Германию, обязательно направлено против СССР.
Даже в 1980-х гг. в советской исторической науке звучало мнение, что «проведение в жизнь плана Маршалла означало подчинение европейских стран экономическому и политическому контролю со стороны США и прямое вмешательство последних во внутренние дела этих стран» и сохранялось использование терминов «маршаллизация» и «маршаллизованные страны»(119).

С конца 1980-х гг. в СССР стали издаваться работы историков, в которых пересматривалась сложившаяся в советской историографии точка зрения на советско-американские отношения эпохи «холодной войны» в целом, и на план Маршалла в частности. Всё чаще исследователи стали говорить об ответственности не только Запада, но и СССР за эскалацию «холодной войны». [122,с.П5] На фоне ухудшавшейся экономической ситуации конца 1980-х гг. появились аналитические работы, акцентировавшие внимание непосредственно на плане Маршалла как на примере конструктивного выхода из экономического кризиса; авторы таких работ придерживались порой противоположных точек зрения при оценке действий руководства СССР в момент рассмотрения американской программы. В это же время появлялись публикации историков, выступавших с резкой критикой позиций «официальной» советской историографии. К числу безусловных достоинств этих работ, написанных такими авторами, как Д. Волкогонов, Г. Анулова и другими, относится обращение к неизвестным ранее документам, критический анализ стереотипов в оценках внешней политики СССР в первые послевоенные годы (108,102).

Западные историографические дискусии оказали важное влияние на первые шаги российских учёных в изучении проблем "холодной войны". Заметной вехой стал 1995 год, когда на базе Института всеобщей истории РАН была образована группа по изучению "холодной войны" (академик А.О. Чубарьян, М.М. Наринский, Н.И. Егорова, A.M. Филитов, В.Л. Мальков, И.В. Гайдук, М.Л. Коробочкин, В.В. Поздняков). Кроме освоения многочисленных и серьёзных трудов, прежде всего американских "ревизионистов" и "постревизионистов" по истории внешней политики США, российские учёные
опирались на громадный массив западных архивных документов, прежде всего американских.

Современным российским исследователям нередко принадлежит приоритет в публикации и первичной обработке вновь открытых советских документов по "холодной войне". Российская историография "холодной войны" вышла на уровень международных исследовательских стандартов, о чём говорит активное участие российских историков в международных научных проектах на равных с их маститыми западными коллегами, которые ныне нередко ссылаются на российских иследователей. Например, профессор Йельского университета Джон Гэддис позитивно цитирует в своей книге "Теперь мы знаем: переосмысление истории холодной войны" последние исследования М. Наринского, Г. Тахненко, В. Зубока и К. Плешакова, Г. Арбатова.

Российские учёные приняли активное участие в международной дискуссии о роли личности Сталина в переходе от сотрудничества к конфронтации с Западом. Уже мало кто сомневается в том, что Сталин целиком и полностью формировал советскую внешнюю политику, и что именно он принял основные решения, нацелившие СССР на конфронтацию с США по идеологическому, экономическому, военному и другим направлениям. Некоторые историки делают упор на фактор личности Сталина и считают, что внешние условия, действия союзников и соперников, экономические, военные и иные проблемы -всё это преломилось через личность и психологию тирана. Циничный реализм, особенности его тиранической натуры сыграли главнную роль в быстром сползании к "холодной войне". Такой человек, как Сталин, не мог сотрудничать с Западом (В. Зубок и К. Плешаков). В американской историографии эта точка зрения выражена Д. Гэддисом: "Если бы не было таких видных деятелей, как Рузвельт, Черчилль, Трумэн, Маршалл, Бевин или Ачесон, всё равно за мировой войной последовала бы холодная. Но если бы не было Сталина, был бы возможен другой путь. Ответственность за начало "холодной войны" несёт авторитаризм в целом, и Сталин - в частности" [179,с. 294]
Хотя автор настоящего диссертационного исследования не ставила цель определять степень виновности сторон в начале "холодной войны", она считает уместным согласиться с российскими историками М.М. Наринским и В.И. Михайленко, полагающими, что в том или ином виде "холодная война" была неизбежна, поскольку коренные изменения в распределении ролей великих держав на международной арене и в соотношении сил между ними после разгрома стран Оси, а также коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии СССР и США, стали мощными факторами раскола союза держав - победительниц и перехода к противостоянию Восток - Запад. Автор также солидаризируется с академиком А.О. Чубарьяном, полагающим, что историкам, занимающимся проблемами «холодной войны», нужно подходить к её истокам и сущности с точки зрения общечеловеческих ценностей и интересов, что именно игнорирование этих ценностей и стало одним из главных побудительных мотивов к началу гонки вооружений и к старту «холодной войны» [143, с.67].

Большинство современных российских исследователей считает рубежом необратимого разгорания "холодной войны" лето 1947 г., когда СССР отказался участвовать в плане Маршалла. Также считается, что Сталин не ожидал такой крупномасштабной акции со стороны США и усмотрел в ней стратегический план, направленный на изоляцию СССР и вытеснение его из Западной и даже Восточной Европы. В связи с этим Сталин был вынужден форсировать контрмеры, выразившиеся, в частности, в создании Коминформа (Наринский, Михайленко). Это большинство согласно с тем, что события лета - осени 1947 г. привели к серьёзным изменениям в советской политике в Восточной Европе. До плана Маршалла эта политика была ориентирована не столько на продвижение идеологических партнёров к власти в странах Восточной Европы, сколько на распределение ролей в работе по консолидации советской сферы влияния в рамках концепции «национальных путей к социализму». Но после появления плана Маршалла Сталин отбросил всякую осторожность - именно тогда произошла кардинальная смена политической линии советского
руководства в советской сфере влияния под давлением геополитических реалий (В.М. Зубок, В.И. Михайленко, Г.М. Адибеков).

В наши дни оценка плана Маршалла в российской историографии сводится к следующему. Реализация плана Маршалла и отказ под советским нажимом стран Восточной Европы от участия в нём стали решающим фактором раскола Европы. Восторжествовала концепция раздела Европы на сферы влияния, которую ранее не хотели принять руководящие круги США. Всё возраставшие геополитические притязания двух сторон стали основным фактором формирования двух противоборствующих блоков [130128,129].

Одной из характерых черт новейшей историографии как на Западе, так и в России является тенденция перехода от идеологизированной полемики о степени виновности сторон в развязывании "холодной войны" к детальному анализу и реконструкции происходивших событий. Среди наиболее интересных работ последнего времени можно назвать сборники статей "Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945-1985): новое прочтение" под ред. Л.Н. Нежинского, "Холодная война. 1945-1963гг.Историческая ретроспектива" под ред.Н.И. Егоровой, А.О. Чубарьяна, "Сталин и холодная война", "Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы", а также совместное исследование американского и российского историков С. Пэрриша и М. Наринского, посвященное проблематике плана Маршалла и анализу реакции руководства СССР на американскую инициативу - New evidence on the Soviet rejection of the Marshall Plan, 1947 (133,142, 134,135). Следуя этим принципам, автор диссертации, обращаясь к истории советско-американских отношений второй половины 1940-х гг., анализирует политические аспекты подготовки, принятия и реализации плана Маршалла, сыгравшего важнейшую роль в послевоенном восстановлении Западной Европы.

Данная диссертация находится в ряду диссертационных исследований по истории международных отношений, выполненных в последние годы на кафедре истории зарубежных стран ЧГПУ под руководством профессора А.Б.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24028.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.