У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Панамский канал в российской историографии и в материалах архивов России
Количество страниц 207
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24030.doc 
Содержание Содержание

Введение ... 4

Глава I. Архивные материалы об участии французских компаний в проектировании и строительстве Панамского канала

1.1. Франко-русские переговоры о строительстве Панамского

канала... 26

1. 2. Международный конгресс по изучению Международного

канала в Париже... 34

1.3. «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» и «Новая компания Панамского канала»... 45

1.4. Попытка России приобрести земельные участки у входов в Панамский канал... 62

Глава II. Архивные материалы о проектировании и строительстве американской стороной Панамского канала

2. 1. Международные отношения и проблема Панамского

канала... 71

2. 2. Российские спецслужбы и дипломатические агенты о

строительстве Панамского канала... 84

2. 3. Российские спецслужбы о военном укреплении Панамского

канала... 104

2. 4. Экономическое, политическое, военно-стратегическое

значение Панамского канала для США... 119

Глава III. Русские инженеры и строительство Панамского канала

3.1. Интерес России к строительству Панамского канала... 128

3. 2. Проведение земляных работ по прорытию канала... 135
3. 3. Сооружение Гатунской плотины... 160

3. 4. Сооружение шлюзов канала... 169

Заключение... 185

Библиографический список литературы... 189

Приложение... 207


Введение

Панамский канал является одним из основных факторов, определяющих историческое развитие, ход политической борьбы и повседневную жизнь панамского общества на протяжении уже длительного времени. Идея создания нового пути между Атлантическим и Тихим океанами зародилась ещё в XVI веке, она занимала умы европейцев и жителей Западного полушария, а начало исследования возможных трасс такого канала в XIX веке и его сооружение в последней четверти XIX — первые десятилетия XX века активировало жизнь не только панамцев, но и населения других стран (Колумбия, Никарагуа, Мексика), где предполагалось развернуть такое строительство. Грандиозной межокеанский путь влиял на положение Карибского региона и Латинской Америки в целом. Его сооружение оказывало решительное воздействие на развитие региональной и мировой транспортной сети и торговли, и активизировало рост экономики и общественное развитие ряда стран. Огромное экономическое, военно-стратегическое и политическое значение канала привлекало к нему внимание ведущих держав мира. Правительства и дипломаты, деловые круги, пресса и научная общественность были вовлечены в обсуждение и решение проблемы межокеанского пути. Борьба за владение новой мировой артерией, за определение условий её строительства и эксплуатации сказывалась на развитии международных отношений. В XIX — XX веках в разрешение и урегулирование всех этих вопросов и противоречий были вовлечены многие государства Латинской Америки, Европы и США. Проблема межокеанского канала надолго стала одной из важнейших в региональной и мировой политике.

Среди государств, интересы которых затрагивали события в Карибском бассейне, оказалась и Россия. Весомая роль Российской империи в середине XIX - начале XX веков определяет значимость изучения её внешнеполитических шагов в период борьбы за овладение межокеанским мировым путем на Панамском перешейке. Исследование этих процессов на
основе источников из архивов России (Санкт-Петербурга) и данных российской историографии, анализ особенностей всех этих материалов позволяет объективнее и полнее представить историю Панамского канала с 1840 по 1914 год, осветить многие вопросы, недостаточно разработанные панамскими и российскими исследователями, в том числе охарактеризовать и участие или отношение самой России к событиям в далеких от нее странах. Пополнение источниковой базы, введение в научный оборот новых материалов, знакомство с достижениями российской историографии и иными, чем на Западе, научными положениями и подходами также будет способствовать коррекции некоторых традиционных оценок событий, связанных со строительством Панамского канала, и акцентирует внимание на ранее не изученных аспектах его истории.

Последнее важно для исторической науке Панамы. Панамский канал и его история всегда будоражили прогрессивные силы страны. Несколько поколений панамцев вели борьбу за возвращение под суверенитет Панамы отторгнутой и оккупированной США в 1903 году Зоны Панамского канала. Эта борьба порой принимала очень острые формы, она завершилась победой панамского народа, когда 31 декабря 1999 года канал окончательно перешел под контроль панамских властей. Победа патриотов не ослабила интерес учёных к истории канала и его роли в развитии республики Панама. Тем более что в панамских учебных заведениях все ещё нет специализации или курсов по истории межокеанского канала. Преподаватели испытывают влияние североамериканской историографии и ограничиваются лишь освещением дипломатических отношений между Соединёнными Штатами и Панамой. Поэтому исторической науке Панамы необходимо расширять источниковую и историографическую базу и изучать в полной мере, без ограничений и конъюнктурных колебаний достоверную историю Панамского канала — историю, тесно связанную с историей самой Панамы.

Все названное обусловливает значимость и актуальность предпринятого исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает история Панамского канала с 1840 и по 1914 год, зафиксированная в хранящихся в архивах России (Санкт-Петербурга) источниках и частично получившая отражение и осмысление в российской историографии.

Предметом исследования стал комплекс вопросов, связанных с организацией и проведением столь грандиозного строительства. Эти вопросы финансирования и экономического значения этого предприятия, его инженерно-техническая сторона и военно-стратегическое и международное значение и, в этой связи, характеристика отношения заинтересованных стран (в первую очередь России, Франции, США) к событиям на Панамском перешейке.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается во всестороннем и комплексном изучении истории создания Панамского канала на основе материалов из архивов России (Санкт-Петербурга) и трудов российских учёных и инженеров. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

— Рассмотреть первые контакты и последующее отношение России к событиям, происходившим на Панамском перешейке; выявить позиции российских политических, военных, деловых и научных кругов по проблеме межокеанского канала и их готовность к возможному участию в строительстве и эксплуатации этой транспортной артерии.

— На основе российских материалов всесторонне охарактеризовать и оценить работы французских и американских компаний по сооружению Панамского канала; детально осветить этапы и ход всего строительства и важнейших его объектов и оценить промежуточные и конечные результаты (в том числе и с точки зрения развития инженерной мысли и техническо-технологического прогресса); выявить причины краха французских компаний и предпосылки, позволившие американской стороне в итоге завершить продолжавшуюся 35 лет стройку в Панаме.
— Проследить изменения в общественном мнении и во внешней политике Англии, Франции, США и России по отношению к проблеме межокеанского канала, охарактеризовать цели и деятельность французской стороны на Панамском перешейке и установить условия и предпосылки, способствовавшие захвату США контроля над новым мировым путем.

— Осветить политику США по отношению к странам Латинской Америки и в бассейне Тихого океана, и в частности — действия на Панамском перешейке; описать механизмы и рычаги давления, которые американцы использовали для достижения поставленных целей; раскрыть их позицию по вопросам о нейтралитете и эксплуатации Панамского канала; выделить особенности и основополагающие мотивы отношения России и её ведомств к вопросам вооружения и нейтралитета Зоны Панамского канала.

— Используя архивные и опубликованные материалы, а также разработки российской историографии выявить и проанализировать отношение современников к строительству канала, их понимание, трактовки и прогнозы значения новой грандиозной артерии для развития отдельных стран, роста региональной и мировой экономики, и для ускорения начавшихся тогда перемен на международной арене и в соотношении сил ведущих держав мира.

— Определить круг опубликованной в России научной и научно-популярной литературы, в которой рассматривались проблемы Панамского канала; изучить отношение авторов к этой тематике и указать на характерные черты и достижения российской историографии на разных этапах её развития, а равно и на возможности для дальнейшего научного поиска.

Хронологические рамки исследования определяются тем, что в 1840 году начались первые контакты российских властей и делового мира с представителями Франции о возможном участии российской стороны в строительстве межокеанского пути через Панамский перешеек. Во второй половине XIX и первые десятилетия XX века интерес к этой проблеме в России
получал дальнейшую подпитку. А с завершением строительства Панамского канала в 1914 году и началом первой мировой войны тема канала стала отходить на второй план, соответственно сократился и объём поступавших в Россию материалов о положении в Панаме.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, ориентированный на познание событий, процессов и явлений в их становлении, развитии и органической взаимосвязи с порождающими их условиями. Использовался также проблемно-хронологический подход, привлечение и детальный анализ возможно широкого круга источников. Из специальных научных методов исторического исследования, автор применял методы историко-генетический и историко-сравнительный, а также метод количественного анализа. Их использование позволило раскрыть многоплановый характер исследуемых процессов.

Источниковую базу диссертационного исследования составили разнообразные по видам и характеру архивные и опубликованные материалы.

В первую очередь следует назвать неопубликованные архивные документы по истории проектирования и сооружения Панамского канала. Они широко представлены в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА). Среди его фондов особого внимания заслуживает фонд Департамента мануфактур и внутренней торговли (Ф. 18)1, из которого были отобраны следующие материалы: письмо французского посла в Петербурге барона де Баранта, письмо министра иностранных дел, письмо министра финансов, письмо управляющего Российско-американской компанией и записка французского торгового дома «Август Соломон и К °. Названные документы связаны с франко-российскими переговорами об участии России в предприятии по проектированию и строительству Панамского канала в 1840 году, и они позволяют восстановить картину событий, которые не упоминаются в российской и панамской исторической науке. В фонде документов личного
происхождения, не составляющих отдельных фондов (коллекция) (Ф. 1101) представлены важные материалы о деятельности французских компаний по проектированию и строительству Панамского канала. Это — протоколы администрации французских компаний, вырезки из газет и переписка, в которых главным образом рассматривается экономическая, техническая и политическая сторона вопроса. Благодаря этим документам становятся возможными и выводы о наиболее неблагополучных явлениях, допущенных французами при строительстве Панамского канала. Материалы фонда Общей канцелярии министра финансов (Ф. 560)3 позволяют, во-первых, реконструировать обстановку на Панамском перешейке в конце XIX — начале XX века, во-вторых, они дополняют общую картину ранее не известными подробностями, (например, раскрывают значение попыток России приобрести участки земли около входов в Панамский канал). Особое место в указанном фонде занимают документы по экономическим вопросам. Вопрос об экономическом значении Панамского канала также широко освещен в материалах фонда отдела Торгового мореплавания и торговых портов. (Ф. 95.).4 В нем собраны документы, связанные с установлением правил плавания через Панамский канал и документы, свидетельствующие об усилении позиций США в регионе, а также и сведения об экономических интересах США на Панамском перешейке.

Наибольшую помощь в написании диссертационной работы оказали документальные источники, выявленные в Российском государственном архиве Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Прежде всего, необходимо выделить фонд военного морского агента в Англии (Ф. 443)5. Он содержит уникальные материалы о дискуссиях относительно проектов межокеанского канала на Международном конгрессе по изучению межокеанского канала в Париже в 1879 году. Полезными для раскрытия темы исследования оказались документы

2 Там же. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 740. 915. 916.917.

3 Там же. Ф. 560. Оп. 22. Д. 236.

4 Там же. Ф. 95. Оп. 7. Д. 82. 1149. 1150. 1151. \ 5 РГА ВМФ. Ф. 483. Оп. 1. Д. 863.
фонда Морского генерального штаба (Ф. 418)6 и фонда Главного морского штаба (Ф. 417)7. В указанных фондах собраны секретные донесения российских спецслужб о строительстве и укреплении Панамского канала. Эти ценные материалы позволили осветить ряд вопросов в истории Панамского канала. Во-первых, материалы характеризуют развитие международных отношений вокруг проблемы межокеанского канала. Во-вторых, с их помощью можно выявить шаги властей США, направленные на ускорение строительства Панамского канала и возведение в Зоне канала военных укреплений. Далее были рассмотрены из фонда Стеценка Константина Васильевича, Вице-
адмирала документы о строительстве кафедрального собора в Панаме (Ф. 24) , и отдельные документы фонда Материалов по истории русского флота (Коллекция) (Ф. 315)9 и фонда Главного управления кораблестроения морского министерства (Ф.401)10, посвященные строительству Панамского канала.

В диссертационном исследовании использованы опубликованные в период завершения строительства и открытия Панамского канала труды российских учёных и инженеров". Они были очевидцами работ на канале и привели в своих книгах массу уникальных технических описаний, характеристик и расчетов, многочисленные графические материалы (рисунки, планы, чертежи, таблицы) и фотоматериалы, запечатлевшие для истории разные фазы строительства, важнейшие и вспомогательные объекты канала, применяемое оборудование, технику и технологии, а также интересные статистические данные и сведения экономического и исторического плана. Этих трудов не касались ни западные, ни российские историки в течение 90 лет со дня их публикации. Содержание этих фундаментальных работ позволило

6 Там же. Ф. 418. Оп. 1. Д. 4082.4092. 4111. 4120. 4138. 4161. 4164. 4170.

7 Там же. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2195. 2236; Ф. 418. Оп. 1. Д. 4130. 9823. 9860. Там же. Ф. 24. Оп. 1. Д. 171.

'Тамже.Ф.315.Оп. 1.Д.355.

10 Там же. Ф. 401. Оп. 1 Д. 473.

11 Тимонов В.Е. Мировой водный путь чрез Панамский перешеек. СПб., 1913; Тимонов В.Б. Мировой водный путь чрез Панамский перешеек. Второе издание. Петроград, 1915; Ляхницкий В.Е. Материалы для изучения постановки дела водяных сообщений. Работы по сооружению Панамского канала, исполненные правительством С- Американских Соединенных Штатов до 1911 года. СПб., 1913; Ляхницкий В.Е. Работы по сооружению перевальной выемки Панамского канала. СПб., 1913; Ляхницкий В.Е. Работы по сооружению Панамского канала. Описание американских работ на перешейке на основании изучения их на месте. СПб., 1914.
раскрыть не только важные сведения и подробности о строительстве Панамского канала, но и представить в полном объёме работы по созданию этого грандиозного сооружения. Эти труды стали важным свидетельством предшествовавшего первой мировой войне отрезка истории. Представленные их авторами обширные материалы весьма ценны и для изучения истории развития инженерной и технической мысли, организации и успешного ведения крупномасштабных работ, истории строительного искусства, техники и технологий — всех тех достижений, которыми цивилизация обогатилась в начале XX века.

Степень изученности темы; Проблему создания нового пути между Атлантическим и Тихим океанами в России начали систематически изучать в последние два десятилетия XIX века. По настоящее время опубликовано значительное число разных по объёму и содержанию научных и научно-популярных работ, которые по срокам написания и публикации условно можно разделить на: литературу дореволюционного периода; публикации советского периоде за 1917-1945 годы; послевоенную историографию.

Международный конгресс по изучению межокеанского канала в Париже (1879 год) и вскоре начавшиеся работы по его сооружению в Панаме привлекли внимание российской общественности. Вскоре начали появляться и публикации по этой тематике. Одними из первых в России вышли статья очевидца работ на трассе канала Г. Цольнера и книга члена «Императорского Русского Географического общества» Н. Латкина13. Оба автора представили интересные материалы о регионе и ходе строительства и наметили основные направления, по которым и в последующие годы информация из Панамы группировалась и изучалась. А именно:

12 К указанным трудам В.Е. Тимонова и В.Е. Ляхницкого примыкает и книга СИ. Новаковского. Он не выезжал в зону строительства Панамского канала, но с максимальной полнотой собрал и систематизировал все данные по разным аспектам создания межокеанского пути. Значительная часть этого капитального труда, в котором приведены инженерно-технические, экономические и финансовые материалы, данные по медико-санитарным работам, может быть отнесена к разряду опубликовавших источников. См. Новаковский СИ. Панамский канал и его мировое значение. Киев, 1914. С. 147-552.

13 Цольнер Г. Панамский перешеек. //Исторический вестник. Историко-литературный журнал. 1883. Январь. Т. 11. С. 162-167; Латкин Н. Панамский морской канал и прилегающие страны. СПб., 1884.
— Сведения о возникновении и развитии идеи транспортной артерии между Атлантическим и Тихим океанами, упоминание о наиболее интересных проектах такого пути, указания на усилия французской стороны и мировой общественности в деле выбора района и трассы канала и начала строительных работ.

— Значение нового межокеанского пути (часто в сравнении с Суэцким каналом) и предполагаемые выгоды или минусы от его создания для регионов и отдельных стран.

— Описание демографической ситуации и природных условий в выбранном под строительство районе, трудностей на пути сооружения канала, вероятных перспектив масштабной стройки.

— Характеристика трассы межокеанского канала и его участков и объектов, видов и объёмов работ, используемых техники и технологий, административного руководства, исследовательского и инженерного обеспечения, состава и положения рабочей силы и инженерно-технических кадров, стоимости и финансирования строительства.

— Дипломатическая история межокеанского пути: соперничество европейских стран и США за преобладание в Центральной Америке и бассейне Карибского моря, влияние борьбы за концессии на ход сооружения новой мировой артерии.

— И наконец, графические материалы (рисунки, схемы, чертежи, фотографии), которые фиксировали основные параметры канала и его участков и объектов, условия и состояние дел в зоне строительства. Эти материалы иллюстрировали и раскрывали развитие Панамской эпопеи, наглядно передавали многие её детали.

В дальнейшем многие авторы придерживались указанной схемы при освещении и изучении строительства нового межокеанского пути. Схема прослеживалась и в написанных зарубежными специалистами трудах, которые в переводах издавались в России (Э. Реклю, В. Сивере, И. Саксон Миллс, и
др.)14. В таких работах иногда публиковали интересные дополнительные материалы. Скажем, Рене Пинон, вероятно одним из первых отметил проявленный российской стороной интерес к межокеанскому пути и стремление приобрести участок «по берегу канала» для устройства базы15.

В России переведенные с европейских языков работы порой восполняли недостаток информации о ходе дел в Панаме. Но были и примеры обратного, когда книги и статьи российских авторов оказывались востребованными за границей. Речь идет в первую очередь о А.С. Ионине, труд которого переводили на немецкий, французский, испанский языки. А его мысль о возможном переходе строительства канала в Панаме от французов к американцам и сопутствующих этому «радикальных переменах» для латиноамериканцев в 1893 году звучала пророчески16

Верные прогнозы относительно шагов властей США и перемен в международных отношениях в связи с сооружением межокеанского пути высказывали и другие авторы17. А с приближением строительства канала к завершению в России все чаще освещали положение на новой транспортной артерии. Также материалы, объемы и формы их подачи различались. Это были и составленный В.М. Тренюхиным обзор материалов из русских и иностранных журналов, и насыщенные инженерно-техническими и экономическими выкладками работы инженера П.Д. Кандаурова и отчет о зарубежной командировке инженера С. Сыромятникова. Либо обстоятельная брошюра В.А. Жуковского, а также подробный очерк «Панамский канал» Н. Денисюка,

14 Реклю Э. Земля и люди. Всеобщая география. Пер. со 2-го изд. СПб., 1900. Кн. 9. Т. XVII. Стб. 564-570; Сивере В. Всемирная география. Южная и Срединная Америка. Пер. со 2-го переработанного нем. издания проф. АЛ. Погодина. СПб., [1908]. С. 566-597; Саксон Миллс И. Панамский канал. История и его описание. [Пер. с англ.] Петроград, 1914. 5 Пинон Р. Борьба за Великий океан. Пер. с француз. А. Грегман. М., 1904. С. 32.

16 Ионин А.С. По Южной Америке. В Ч. Т. СПб., 1892-1902. Т.З. С. 352-383 (особо С. 355).

17 Боткин ПС. О канале в Никарагуа. СПб., 1895. С. 3-9, 12-17, 31-33; Тверской П.А. Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов. СПб., 1895. С. 97-124; Озеров И.Х. Америка идет на Европу. СПб., 1903; и др. авторы.
«письма из Америки» П.А. Тверского, и статья И. Доброволького18. Мнение дипломатических кругов России о политике США в отношении канала и строительстве укреплений на нем выражали статьи Б.Э. Нольде и И.О. Левина19.

Значительная роль в изучении проблемы Панамского канала принадлежит участнику революционного движения и исследователю М.П. Павловичу (М.Л. Вельтману). Его статьи и книга были опубликованы в России и за рубежом. М.П. Павлович первым из российских историков обратил внимание на связи Ф. Лессепса с политическими, деловыми и научными кругам в России и попытки французской стороны привлечь Россию к строительству межокеанского пути. Историку принадлежит инициатива в научной разработке темы «Панамский канал и Россия» .

М.П. Павлович уделил внимание и перспективой роли Панамского канала для развития транспорта и экономики в региональном и глобальном масштабах, его значению для российских экономических интересов. Работы М.П. Павловича «перекликались» с исследованиями С.Н. Новаковского, М.И. Гольдштейна, А.И. Воейкова21 и других специалистов, которые занимались прогнозированием возможных последствий (в т.ч. и негативных) от эксплуатации нового пути для стран — товаропроизводителей, включая и Россию. Указанная тематика была актуальной, её изучали и на Западе. Сравнение научных положений российских и европейских исследователей

1 Тренюхин (В.М.) Ежемесячный обзор морского строительства по сообщениям русских и иностранных журналов. Панамский канал. //Известия собрания инженеров путей сообщения. 1909. № 2. С. 29-32, № 3. С. 47-48; Кандауров П.Д. Панамский канал, его история и современное положение. СПб., 1910; Сыромятников С. Постройка Панамского канала (Из отчета по заграничной командировке) // Ежегодник отдела земельных улучшений (за 1911). СПб., 1913. С. 533-548; Жуковский В.А. Панамский канал, его история и сооружение. Одесса, 1913; Денисюк Н. Панамский канал //Нива. Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу. СПб., 1913. № 11. С. 403-424; Тверской П.А. Предстоящее открытие Панамского канала. (Письмо из Америки) //Вестник Европы. 1913. Июль. Книга 7. С. 299-309; Н.С. (Добровольский И.). К открытию Панамского канала. //Северные записки. 1913. №11. С. 166-182, Х° 12 С. 144-161, и др. работы.

19 Нольде Б.Э. Панамский канал и международное право. //Известия Министерства Иностранных Дел. 1913. СПб., 1913. (Книга II). С. 160-195; Левин И.О. Эволюция доктрины Монроэ и Латинская Америка. //Там же. 1915. Петроград, 1915 (Книга VI). С. 80-108.

20 [Павлович] Панамский канал и его грядущее значение. //Вестник финансов, промышленности и торговли. 1912. Т. III. № 38. С. 529-536. № 48. С. 354-356; Павлович М. [П.] Великие железно-дорожные и морские пути будущего. //Современник. 1913. Март. Книга 3. С. 187-212; Павлович М.П. (Мих. Вельман). Великие железнодорожные и морские пути будущаго. СПб., 1913. (Особо С. VIII, 207-209).

2 Новаковский СИ. Панамский канал и его мировой значение. Киев, 1914; Гольдштейн И.М. Панамский канал, падение хлебных цен и наши торговые договоры. М, 1914; Гольдштейн И.М. Панамский канал, падение хлебных цен, война и наши торговые договоры. Изд. 2-е. М., 1915; Воейков A.M. Будет ли Тихий океан главным торговым путём Земного шара? СПб., 1911; др. работы.
позволяет считать, что первые самостоятельно добывались существенных результатов в разработке экономической истории и моделировании развития экономики на перспективу.

Особое место в научной литературе о межокеанском канале принадлежит трудам российских специалистов, которые подготовили полное и детальное описание этого грандиозного строительства. Эти разделы по финансово-экономическому, инженерно-техническому, медико-санитарному направлениям, статистические данные в уже названых трудах В.Е. Тимонова, В.Е. Ляхницкого, СИ. Новаковского можно причислить к опубликованным источникам по теме исследования. А главы их книг с материалами и авторскими суждениями по вопросам текущей политики и международных отношений той поры, очерки по истории создания межокеанского пути целесообразнее рассматривать как достижения российской историографии.

В целом в дореволюционной России появились многочисленные и разноплановые разработки по теме межокеанского канала. Многие из них стали достоянием читателей, получавших обширные сведения о Панамском перешейке и строительстве канала, о связанных с этим событиях и процессах в экономике, технике, политике. Складывались и основные направления, по которым велось изучение информации (работы географического, страноведческого, исторического характера, по международным отношениям и праву). В этот период был проявлен интерес и к теме: «Панамский канал и Россия». А в 1910-е годы появились исчерпывающие по содержанию труды, характеризующие инженерно-техническую и экономическую стороны предприятия в Панаме.

Интерес к Панамскому каналу не угас и после Октябрьской революции. Публиковались работы М.П. Павловича22 и В.Е. Ляхницкого. В межвоенной литературе статья последнего оказалась единственной работой, в которой

22 Павлович М.П. Империализм и борьба за великие железно-дорожные и морские пути будущего. 4~е изд. Л., 1925; др. работы.
разбирались инженерно-технические параметры канала23. Но это направление литературы пополняли работы авторов, которые писали об экономической эффективности пути через Панаму, разбирали опыт его эксплуатации и возможности модернизации в будущем24. Тогда же на фоне сообщений о достижениях социалистического строительства в СССР публиковали и краткие воспоминания участников строительства Панамского канала25.

С 1917 года в России утверждались новые политические и социальные реалии. Новая идеология входила в сферу научной деятельности, в первые десятилетия советской власти марксистское направление в историофафии ещё только формировалось и специалистов не хватало. В том числе и по этой причине в СССР охотно издавали переводы работ иностранных авторов, разоблачавших политику империализма. Часть таких работ критически освещала историю строительства Панамского канала, действия Франции и США на Панамском перешейке26.

В краткой форме тема «Панамский канал и Россия», точнее упоминание об участии русских работников в строительстве новой транспортной артерии, прозвучали в изданной в 1930 году книге Д. Зандберг «Панамский канал». Эта качественно написанная, основанная на материалах ведущих авторов дореволюционной России книга используется современными историками, хотя по жанру она является гибридом научно-популярной работы и романа адресованного подрастающему поколению27.

На рубеже 1920-х т в 1930-е годы формировались два научных направления — советская американистика и латиноамериканистика. Становление американистики было связано с именами М.В. Барановской, Л.Г.

Ляхницкий В.Е. Панамский канал — величайшее сооружение XX века. //Строительная промышленность. 1925. Апрель. № 4. С. 299-305; Май. № 5. С. 372-377.

Панамский канал и практическая проверка его значения. (Подпись: Е.). //Морской сборник. Петроград. 1918. Ноябрь. Т. 406. №. 11. С. 1-11; Работа Панамского канала в 1926-1927 гг. //Там же. Л., 1928. Март. № 3. С. 50; Белли В. Соединенные Штаты и Центральная Америка (две карты) //Там же. С. 64-71; Движение по Панамскому каналу. [Без подписи]. //Новый Восток. М., 1924. Книга 5. С. 353-354; др. работы. 2 Как строился Панамский канал. [Без подписи]. //Карело-мурманский край. 1933. № 5-6. С. 32; Пакульневич [Без инициалов]. Воспоминания участника строительства Панамского канала. //Там же. С. 32-33. 6 Кимпен Э. Империалистическая политика Северо-Американских Соединенных Штатов. Пер. с нем. М., 1925; Мун П.Т. Империализм и мировая политика. Пер. с англ. М., 1928; Барраль - Монферра. От Монро до Рузвельта. (1823-1905). Пер. с франц. М., 1925; и др. работы. гтЗандберг Д. Панамский канал. М., Л., 1930.
Райского, Д.О. Заславского, В.И. Лана и других ученых, которые при рассмотрении внешней политики и экспансии США характеризовали, и событие вокруг Панамского канала. Оценки действий североамериканцев укладывались в рамки борьбы с империалистической опасностью, а приводимые материалы (скажем, о попытках привлечь Россию к строительству канала, либо об укреплениях в Зоне канала) были известны уже по дореволюционной литературе28.

В эти же годы расширялись исследования по истории, географии, экономике Латинской Америки. На материалах этих стран, включая и Панаму, авторы рассказывали о ходе экспансии США в регионе29. Отмечали и продолжавшееся соперничество между американцами и англичанами, равно и основания для ревизии в будущем захватнической политики «янки», явно «беззаконный характер их действий» против Колумбии и Панамы в 1903 году30. На стремление США «сделать Карибское море своим внутренним морем» указал и основатель страноведческого подхода — И.А. Витвер. Он подробно описывал дипломатическую и политическую стороны в истории Панамского канала31. А усиление исторического подхода связывают с именем В.М. Мирошевского. Ему принадлежит попытка представить «синтетическое изложение» новой истории Латинской Америки, включая революцию 1903 года в Панаме и усилия по сооружению канала .

Подвижки в изучении истории привели к появлению в 1940 году исторического очерка В. Виргинского «Панамский канал». В нем освещался «французский» период строительства и давалась оценка значения канала, расходов на его сооружение. В заключении сравнивалась судьба Панамского
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24030.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.