У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Идеология и прагматизм в китайской политике СИГЛа
Количество страниц 233
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24051.doc 
Содержание Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КИТАЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ США 1940-Х ГГ. ИХ БОРЬБА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. Контакты по линии "США-КПК" в ходе Второй мировой 26 войны: первая попытка деидеологизации двусторонних связей

2. Влияние внутренних сил в США на формирование 40 политического курса в Китае в период войны с Японией и после

ее окончания

3. Причины провала американской политики "посредничества" и 73 попыток налаживания взаимодействия администрации США с китайскими коммунистами

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ АМЕРИКАНСКОЙ СТОРОНОЙ МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ С КНР

1. От "сдерживания и изоляции" - к "многополярности" и 88 "балансу сил"

2. Соотношение идеологического и геополитического аспектов в 109 процессе нормализации американо-китайских отношений. (Становление основ "треугольной дипломатии")

3. "Особые отношения" как пик сближения США и КНР 130 ГЛАВА III. КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА США В ПЕРИОД 1981-2004 ГГ.

1. Несостоятельность идеи американо-китайского 148 "стратегического партнерства"

2. Крах "биполярного мира" и отказ Вашингтона и Пекина от 175 статуса "особых отношений"

3. "Китайский фактор" в современной внешнеполитической 198 стратегии США

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 224

ПРИЛОЖЕНИЕ. Список использованных источников и литературы 233



ВВЕДЕНИЕ

XX век ознаменовал свое окончание завершением эпохи идеологической конфронтации в сфере международных отношений, которые после распада СССР перестали быть ареной противоборства двух антагонистических общественно-политических систем — социализма и капитализма. Таким образом, в наступившем новом столетии классово-идеологический фактор по существу утратил ведущую роль в международной жизни, уступив приоритетное место экономическим, геополитическим, экологическим, религиозным, правовым и другим существенным факторам. При этом в качестве главного стимулятора мирового развития, как и прежде, выступает экономический интерес, определяющий содержание, форму и качество процессов, которые ключевым образом воздействуют на формирование современной международной архитектоники.

Соединенные Штаты Америки, оказавшиеся после развала мировой системы социализма в положении единственной глобальной сверхдержавы, активно инициировали реорганизацию и реструктурирование всемирного геостратегического пространства с целью сохранения и упрочения собственной гегемонии. Одним из главных способов достижения этой цели стало использование Америкой своего военного, экономического и информационно-технологического превосходства для обеспечения контроля в наиболее важных для нее регионах, которые, по утверждению американских политических и деловых кругов, составляют сферу интересов США.

Используя, а зачастую самостоятельно конструируя разнообразные конфликтные ситуации, США упорно продвигают современный мир в направлении монополярности, умело прикрываясь идеей «глобализации» и необходимостью борьбы с международным терроризмом. Афганистан и Ирак — лишь первые вехи на пути к повсеместному установлению «балансирующего» американского контроля. В будущем к этим странам может быть присоединена КНДР или любое другое государство, зачисленное США в разряд т.н. «стран-изгоев». Статус единственной глобальной сверхдержавы и стремление к окончательному закреплению монополярности предполагают дальнейшее распространение и усиление американского влияния не только в пределах отдельных стран или региональных зон, но и на трансрегиональных геостратегических пространствах от Пиренеев до Тихого океана, включая Евразию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Значение Евразии для

обеспечения нынешних и грядущих интересов США недвусмысленно определил один из известнейших американских политологов Збигнев Бжезинский, заявивший, что «вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими державами и, особенно, сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять свое мировое господство»1.

И Евразия, и АТР являются зонами, где американские интересы, как и прежде, тесно соприкасаются — при всей их разновекторности — с интересами крупнейшей'евразийской державы России и самой многонаселенной страны мира Китая. И если на евразийском пространстве в последние 15 лет происходили все основные глобально значимые события, начиная с ликвидации социалистической системы, укрепления силы и роли НАТО и связанных с ней европейских структур, стремящихся постепенно вытеснить со всемирной авансцены ООН и ее Совет Безопасности в попытке «приватизировать» те директивные политические функции, которые эта международная организация осуществляла в послевоенном мире па протяжении полувека, то АТР, по мнению ряда экспертов, в недалеком будущем станет, если уже не начал становиться, ареной экономического соперничества КНР и США и плацдармом валютного противоборства американского доллара и китайского юаня.

С каждым годом доля этого региона в мировой экономике растет, одновременно увеличивая его удельный вес в мировой политике. В АТР происходит 50% всей международной торговли и производится до 60% мирового суммарного ВВП. Этнические китайцы («хуацяо») контролируют 50% частного капитала на Филиппинах, 70% — в Индонезии, 80% — в Таиланде и Малайзии2. Поэтому в военно-политических и деловых кругах США активно ищут способы закрепления американского влияния" в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который, как убеждены в Вашингтоне, будет играть важную роль в XX1 веке и станет одним из самых быстрорастущих рынков для американского бизнеса.

1 3. Бжезинский. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 2000. С. 11-12.

2 Завтра, № 47, ноябрь 2001.

На протяжении более полувека военно-политическая ситуация в районе Азии и Тихого океана отличалась чрезвычайной напряженностью. Здесь имели место наиболее продолжительные и интенсивные агрессии и войны (Японии против Китая, США против Кореи и Вьетнама, КНР против Вьетнама). Сформированная после Второй мировой войны система военно-политических блоков и союзов при главенстве США привела к возникновению целого ряда региональных конфликтов. Соединенные Штаты не переставали подчеркивать первостепенное значение АТР для своих «жизненно важных» интересов. Даже «уходя» из Азии в начале 1970-х гг. в соответствии с положениями т.н. «доктрины Никсона», США, хотя и сократили там в определенной степени свое военное присутствие, тем не менее, продолжали сохранять в своих руках — где это было возможно и целесообразно — рычаги экономического и политического контроля.

В стремлении не допустить ослабления собственных позиций где бы то ни было американцы никогда не пренебрегали любыми возможностями, включая попытки внесения раскола и противопоставления одних стран другим. Примером таких попыток была стратегия использования в 1970-е — начале 1980-х гг. т.н. «китайского фактора», цель которой состояла в том, чтобы опираясь на присущие внешней политике КНР в тот период тенденции национализма и антисоветизма, превратить Китай, исходя из концепции «баланса сил», в долговременный фактор «сдерживания» СССР не только в региональном, но и в глобальном масштабе. В той мере, в какой американские лидеры ощущали «встречную реакцию» КНР, эти попытки обретали конкретные формы американо-китайского сближения вплоть до элементов стратегического взаимодействия на мировой арене. Окончательное теоретическое и практическое оформление подспудно вызревавшей в умах политиков и политологов т.н. концепции «большого стратегического треугольника» и производной от нее «треугольной дипломатии» приходится именно на этот период.

В августе 2004 г. исполнилось ровно 220 лет с того дня, когда впервые американское торговое судно «Императрица Китая» вошло в южнокитайский порт Гуанчжоу. Это событие фактически положило начало прямым контактам между Соединенными Штатами и Китайской империей. Официальное установление консульских и дипломатических отношений двух стран последовало, однако, лишь в 1844 г. в результате заключения в г. Ванся первого неравноправного договора между США и Китаем.

В работах советских и российских историков выделяются три основных периода американо-китайских отношений с точки зрения их значения для самих Соединенных Штатов1. В первый период, с конца XVID по конец XIX в., китайская политика США определялась преимущественно интересами торгового капитала. Быстрый рост заморской торговли, особенно с Китаем, вызвал бум в американском судостроении, дал США первых миллионеров, ускорил формирование банковского и промышленного капитала, содействовал созданию предпосылок для прорывного скачка в индустриальной, технической и научной сферах.

Второй период, который начался в конце XIX в. и завершился с образованием КНР, характеризовался подчинением американской политики в отношении Китая задачам обеспечения внешней экспансии американского капитала. На Тихом океане основным объектом такой экспансии становится Китай. Представления о нем как о безграничном рынке сбыта, богатые природные ресурсы, дешевый труд, широкие возможности для инвестиций, предоставлявшиеся императорским двором иностранному капиталу, — все это придавало Китаю уникальную ценность в глазах сторонников создания американской колониальной империи. При этом амбиции американской буржуазии простирались значительно Индия2.дальше, чем приобретение в Китае своей доли наравне с другими колониальными партнерами. Идеологи американской экспансии отводили ему в своих проектах роль такого же колониального анклава в Азии, каким для Великобритании считалась Не имея, однако, для этого силовых средств, США делали ставку на растущую финансовую и промышленную мощь, рассчитывая вытеснить со временем из Китая европейских конкурентов. Такой установке полностью соответствовала доктрина «открытых дверей», предложенная американцами на рубеже XX в. всем державам, вовлеченным в борьбу за раздел Китая. Призванная создать политические и международно-правовые предпосылки для проникновения американского капитала в Китай доктрина «открытых дверей» с ее принципами «равных возможностей» и «территориальной неделимости» вплоть до начала 1950-х гг. активно использовалась США для вытеснения из Китая держав-

' Место Китая в глобальной политике США. - М: Наука, 1987. С. 6. См. также статью Б.Н. Занегина «Китайская революция на геополитических весах» в: США-Канада: экономика, политика, культура. № 1, 2000. 2 Место Китая в глобальной политике США. - М.: Наука, 1987. С. 9.

конкурентов и утверждения собственного господства в этой стране. Именно поэтому СШЛ в отличие от европейских государств не концентрировали усилий на приобретении сферы влияния. Их сверхзадачей в Китае было создание проамериканского режима, способного держать всю страну под эффективным контролем.

К началу 1930-х гг. американцы приблизились к этой цели. Им удалось добиться преобладающего влияния на центральную группировку в правящей партии Гоминьдан в то время, как рост агрессивности японского милитаризма и его экспансионистские планы в отношении Китая поставили под угрозу самое существование гоминьдановского режима.

После нападения Японии на Соединенные Штаты американо-китайские отношения трансформировались в военный союз, направленный против Японии, ставшей основным соперником СШЛ на Тихом океане. Вашингтон связывал с победой над Японией планы устранения из Китая всех соперников, в том числе ближайшего союзника — Великобритании. В реализации своих планов США полагались на Чан Кайши, которого считали подходящей для этого «сильной личностью». И хотя в Вашингтоне не было единомыслия в оценке ситуации в Китае, поддержка гоминьдановского режима как законного правительства и военного союзника представлялась там неизбежной. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Чан Кайши не смог добиться консолидации нации. Его правительство во время антияпонской войны снискало печальную известность своей неэффективностью, коррупцией, репрессиями против прогрессивных движений, нарушениями соглашений о едином фронте с Коммунистической партией Китая, готовностью заключить с Японией сепаратный мир, чтобы спасти режим от революции. После капитуляции Японии Гоминьдан продолжал терять популярность и общественную поддержку. Развязанная в стране гражданская война, несмотря на значительную американскую помощь, была им проиграна. Образование Китайской Народной Республики в 1949 г. положило конец планам превращения Китая в американского сателлита.

Под влиянием консервативных сил внутри США правительство Трумэна встало на позиции «сдерживания и изоляции» КНР. Китайская политика Вашингтона вступила в третий период своего развития: КНР стала рассматриваться главным образом как геополитическая величина. Причем на первом этапе этого периода, растянувшемся до начала 1970-х гг., подход к ней определялся исключительно идеологическими соображениями, т.е.

принадлежностью Китая к мировой системе социализма в контексте реализуемой Вашингтоном концепции «баланса сил».

Именно третий период в китайской политике США, начало которого практически совпадает с образованием КНР, постоянно привлекает пристальное внимание политиков, дипломатов и исследователей. Современные американо-китайские отношения вызывают у них повышенный интерес как сами по себе, т.е. в формате двусторонних связей, так и в контексте трансформирующейся геополитической обстановки в мире. Этот интерес, в первую очередь, связан с тем, что на протяжении последней трети прошлого и особенно с наступлением нынешнего XXI века отношения между США и КНР стали все более явственно играть, по сути, ключевую роль в развитии международно-политической ситуации на планете.

Актуальность исследуемой темы определяется, таким образом, тем приоритетным значением, которое имеют американо-китайские отношения для развития современной международной ситуации. При этом следует учитывать, что несмотря на определенные и существенные зигзаги в формировании этих отношений за последние четверть века, США еще не отказались полностью от намерений при наличии определенных условий вновь задействовать в том или ином варианте «китайский фактор» для достижения своих политических и глобалистских целей, поскольку в практическом плане нередко обращаются к использованию различных модификаций упомянутой концепции «баланса сил».

С другой стороны, за последние полстолетия американо-китайские отношения прошли весьма сложный и тернистый путь. Претерпевая резкие изломы, переживая взлеты и падения, они отличались необычайной зигзагообразностыо. Во многом это объясняется тем, что в политике США в отношении КНР сохраняют постоянное присутствие как идеологическая, так и геополитическая составляющие, порою диктующие американцам весьма неодинаковые по направленности и далеко не всегда совместимые стратегические решения. Это происходит потому, что геополитические соображения, как правило, заставляют Вашингтон искать и добиваться взаимопонимания с идеологически чуждым ему руководством коммунистического Китая по поводу общности угроз американским и китайским интересам со стороны т.н. «третьих сил».

Идеологический аспект американского курса в отношении КНР, напротив, предусматривает, комплекс мер, как мирных, так и насильственных, для отстранения

компартии от власти и перевода развития Китая на рельсы либеральной рыночной экономики и демократии западного образца.

Такая противоречивость, базирующаяся на политической конъюнктурности, постоянная необходимость для США добиваться при формировании китайского курса совмещения несовместимого объясняются, с одной стороны, ростом авторитета, влияния и могущества Китая на мировой арене и постепенным превращением его в новых условиях в основного геополитического соперника Соединенных Штатов. С другой стороны, это является отражением постоянно меняющегося соотношения сил между либералами и консерваторами в вашингтонских коридорах власти и тех особых интересов промышленно-финансовых, торгово-экономических, военных и других политикоформирующих кругов, которые они обслуживают.

Отношения США с Китаем всегда занимали одно из ведущих мест во внешней политике бывшего СССР. Для Российской Федерации они не утратили своей важности. Напротив, потеря сверхдержавного статуса, а с ним и неизбежная утрата доли былого могущества и, следовательно, международного веса и влияния заставляют Россию более внимательно следить за внешнеполитическим поведением двух крупнейших и наиболее влиятельных держав современного мира. Поэтому, выстраивая свои отношения с каждой из этих стран в отдельности, России необходимо тщательно анализировать все нюансы в развитии их контактов и связей, совпадения и столкновения их глобальных интересов.

В этом смысле т.н. «большой треугольник» СССР-КНР-США, который на протяжении последней трети XX века будоражил умы многих политиков и политологов, сегодня лишь несколько видоизменился, трансформировавшись в конструкцию «Россия-КНР-США» и одновременно приобретя некое новое качество, хотя именно он во многих отношениях по-прежнему влияет на вектор стабильности в современной системе мировых связей.

Что бы ни говорили некоторые политики или историки, им трудно будет аргументировано опровергнуть утверждение о том, что американо-китайское сближение в начале 1970-х гг. произошло на антисоветской почве. Казалось бы, к сложившейся тогда во взаимоотношениях внутри «большого треугольника» ситуации как нельзя лучше подходил известный афоризм У. Черчилля о том, что в политике не бывает постоянных друзей или врагов, а существуют лишь постоянные интересы.

Одновременно возникает вопрос: так ли уж легко и просто шел процесс превращения из недругов в «почти друзей» двух еще недавно откровенно враждебных в идеологическом и политико-классовом отношениях великих держав и носил ли он чисто конъюнктурный характер, или имел под собой одновременно некую практическую основу, покоившуюся на обоюдной заинтересованности в чем-то большем, нежели тривиальный сговор двух против третьего? Четкий ответ на него давал бы не только возможность установления неких вероятных параметров взаимодействия США и КНР в упомянутый и последующие периоды, но и мог способствовать уточнению долговременных тенденций в развитии американо-китайских отношений.

Цели и задачи настоящего исследования связаны с осуществлением попытки вычленения концептуальных основ проводимой США политики по отношению к Китайской Народной Республике для более основательного и углубленного понимания процессов, которые пронизывают всю «ткань» сложных и многообразных связей между этими двумя крупнейшими и важнейшими мировыми державами. Раскрытие его темы позволит уточнить особенности механизмов, регулирующих курс США на китайском направлении с учетом влияния на функционирование этих механизмов факторов как идеологического, так и прагматического характера, обусловленных реалиями геополитики.

Выводы, полученные в результате диссертационного анализа, позволят дать обобщающий ответ на вопрос, каким образом заимствование политического опыта прошлого соотносится с концепциями международных отношений, получившими распространение в американской политологии нового и новейшего периодов, и расширят возможности для определения контуров модели будущей политики США в отношении КНР и прогнозирования тенденций развития американо-китайских отношений в эпоху глобализации.

При анализе концептуальных основ политики США в отношении КНР с учетом того влияния, которое оказали на их формирование контакты американской стороны с руководством КПК в период 1944-49 гг., будут рассмотрены следующие аспекты проблемы:

— цели американской политики в Китае в свете перехода к «холодной войне» в отношениях между США и СССР, причины активизации американского вмешательства во внутриполитическую борьбу между КПК и Гоминьданом на завершающем этапе и сразу после окончания войны на Дальнем Востоке;
-- определение факторов, обусловивших переход США от политики лавирования между противоборствующими силами в Китае и попыток их примирения на позицию безоговорочной поддержки Гоминьдана;

-- причины, приведшие к краху политики США в Китае в 1940-е гг.;

~ выявление концептуальной взаимосвязи между периодом 1940-х гг. и этапом американо-китайского сближения в 1970-80-е гг.;

-- анализ теоретических выкладок американских политологов применительно к отношениям США и Китая во второй половине 1940-х гг. и на современном этапе;

— исследование соотношения идеологических и геополитических аспектов в китайской политике США.

Предметом диссертационного исследования является анализ некоторых аспектов американо-китайских отношений па протяжении периода от завершения антияпонской войны и развертывания народно-освободительной войны в Китае вплоть до настоящего времени, а также определение того, как опыт, накопленный в 1940-е гг. во взаимоотношениях американской администрации с руководством компартии Китая, был использован в налаживании связей между КНР и США в 1970-80-е гг. и их развитии на современном этапе (1991-2004 гг.).

Для выявления концептуальных основ политики США в отношении Китайской Народной Республики и установления соотношения в них идеологических и прагматических элементов представляется необходимым проанализировать, в первую очередь, цели, направления и характер американского курса в Китае в ключевые моменты отношений между этими странами, в контексте ситуации как в азиатском регионе, так и в мире в целом.

В кругах представителей правящей и академической элиты США — приверженцев геополитической концепции «баланса сил», существовало мнение, что резкое сближение Америки и Китая в 1970-е гг. было обусловлено наличием будто бы определенных предпосылок, существовавших якобы еще в середине 1940-х гг. Во многом именно в силу этого благодаря действиям американской администрации «китайский фактор» в конце 1970-х гг. по существу стал выступать в качестве своеобразной альтернативы политики разрядки с СССР. Оказывая влияние на позицию значительной части правящих и деловых кругов США, он породил определенные иллюзии, будто сближение с антисоветски настроенным тогдашним руководством КНР может изменить сложившийся стратегический паритет с
СССР в пользу США, укрепить американские позиции настолько, что вполне можно будет обойтись без разрядки, ничего при этом не потеряв. При этом обращение правящих кругов США к установлению контактов с КНР после длительного периода ее непризнания происходило именно в тот момент, когда отношения между Китаем и СССР резко ухудшились.

В 1970-80-е гг. в СССР и в США было опубликовано достаточно большое количество документов, книг, статей, мемуаров и т.п., анализ которых свидетельствовал о наличии попыток определенных американских кругов в период Второй мировой войны, в ходе совместной борьбы США и Китая против милитаристской Японии и после ее завершения, во время гражданской войны в Китае, использовать националистические настроения, проявившиеся в то время у некоторых коммунистических китайских руководителей, для превращения Китая в фактор противостояния СССР на Дальнем Востоке.

Возросшее на фоне сближения США и КНР в 1970-80 гг. внимание американской историографии к периоду краха режима Гоминьдана и победы коммунистов в гражданской войне в Китае было связано со стремлением, используя преимущества ретроспективного анализа, попытаться путем обобщения политического опыта тех лет показать на фоне субъективных неудач и провалов американского курса в Китае во второй половине 1940-х гг. достоинства и притягательную силу концепций американо-китайских отношений в интерпретации американских политиков и политологов либерального толка, таких как А.Д. Барнетт, Дж. Ксннан, У. Фулбрайт, Д. Фэйрбэнк и другие1.

Резкое взаимное сближение США и КНР в 1970-е гг. после длительного периода враждебности и отчуждения выдвинуло проблему соотношения возможностей реализации предпосылок такого сближения в 1940-е гг. и в конце 1960-х — начале 1970-х гг., поскольку усиление тогда антисоветизма в КНР политики либерального направления в самих США восприняли не только как свидетельство в пользу реабилитации своих единомышленников, пострадавших от гонений в период маккартизма за отказ следовать доктринерскому антикоммунизму, но и как торжество либеральных воззрений, подвергавшихся ожесточенным нападкам на отдельных этапах современной американской истории. Стоя на позициях «политического реализма», они подчеркивали постоянное влияние на внешнюю

Названия работ указанных авторов см. в соответствующих разделах Приложения.
политику Китая факторов националистического характера и настаивали на необходимости для США всячески поддерживать напряженность в отношениях между СССР и КНР. Как следствие такого подхода на щит американских либералов были подняты усилия тех политических деятелей и дипломатов, которые выступали во второй половине 1940-х гг. за налаживание контактов с КПК. В американской политологии получила право на жизнь концепция «потерянного шанса», согласно которой отношения сотрудничества и партнерства со всеми вытекающими из них последствиями могли бы быть установлены между США и пришедшей к власти в Китае коммунистической партией еще в конце 1940-х гг., если бы не препятствия со стороны консервативно настроенных кругов в ряде правительственных учреждений и американском Конгрессе.

Не отрицая, в принципе, роли и евлияния присущего политике Китая в 1960-70-е гг. фактора национализма и антисоветизма на ускорение процесса тогдашнего сближения КНР и США, не следует, однако, на наш взгляд, излишне абсолютизировать его значение.

Анализ взаимоотношений обеих сторон на протяжении двух с лишним веков дает гораздо более полный и объективный ответ на вопрос о причинах исторической, политической, экономической и иной предопределенности нормализации и улучшения американо-китайских отношений, нежели не лишенные налета пропаганды и конъюнктурщины выкладки некоторых политологов. Очевидно, что корни тех трансформаций в американо-китайских отношениях, которые произошли в последней трети XX века, вызревали в подготовленной определенным образом почве.

Хронологические границы исследования обусловлены, таким образом, с одной стороны, периодом 1944-1949 гг., т.е. тем временем, когда отмечалась активизация не только военных, но и политических действий США в Китае. Кроме того, именно в 1944 г. были осуществлены первые официальные контакты американской стороны с представителями руководства КПК в Яньани (т.н. миссия «Дикси»), хотя предварительные деловые встречи между ними, согласно некоторым источникам, имели место несколько ранее1. Именно появление миссии «Дикси» в Яньани ознаменовало собой, по нашему мнению, начало нового этапа в китайской политике США, который, по словам П.П. Владимирова, исполнявшего обязанности представителя Коминтерна при руководстве КПК и одновременно военного

См.: О. Браун. Китайские записки 1932-1939. - М.: Политиздат, 1974.
корреспондента ТАСС, характеризовался тем, что «Вашингтон ринулся в борьбу за ключевые позиции в стране. В этой борьбе он стремится поставить под свой контроль и Особый район. Администрация Рузвельта не видит препятствий для создания в Особом районе проамериканской группировки»1. Период второй половины 1940-х гг. вплоть до 1949 г., — т.е. до победы в Китае революции под руководством КПК и провозглашения Китайской Народной Республики — знаменуется появлением новых моментов в политике США в отношении Китая и отмечен стремлением американских правящих кругов оказать влияние на внутриполитическую борьбу в стране и на внешнеполитические акции китайского руководства.

С другой стороны, постановка диссертационной проблемы раздвигает временные рамки исследования и предполагает проведение сопоставительного анализа китайской политики Вашингтона 1940-х гг. с политикой США в отношении КНР за период 1960-70-х и вплоть до конца 1980-х гг., в течение которого произошли следующие важнейшие события регионального и глобального характера: китайско-советские вооруженные пограничные столкновения, налаживание отношений между США и КНР после двух десятилетий вражды, достижение стратегического паритета между СССР и США, заложившего фундамент разрядки, поражение американцев во вьетнамской войне, отход США от политики разрядки и их попытки укрепления т.н. «уз стратегического партнерства» с КНР на почве антисоветизма, постепенная нормализация советско-китайских отношений. Завершается анализ периодом с конца 1980-х гг. по настоящее время, охватывающим такие всемирно значимые события, как распад СССР, развал социалистической системы, достижение Соединенными Штатами статуса единственной мировой сверхдержавы, подавление в Китае зачатков политического либерализма и ужесточение его однопартийной авторитарной системы.

При этом основное внимание в процессе исследования американо-китайских отношений будет уделено периоду 1972-1989 гг., т.е. с момента визита президента Р. Никсона в КНР, положившего начало очередному новому этапу в их развитии, и до окончания срока пребывания у власти администрации Р. Рейгана, при которой в характере и содержании американо-китайских контактов произошли определенные изменения по

1 П.П. Владимиров. Особый район Китая 1942-1945. - М.: АПН, 1973. С. 336.
сравнению с правительствами Р. Никсона, Дж. Форда и Д. Картера. Некоторое освещение получат также характерные моменты в политике США по отношению к КНР при последующих американских администрациях — республиканцев Дж. Буша - старшего (1989-93 гг.) и Дж. Буша - младшего (2001-2004 гг.), и демократа Б. Клинтона (1993-2001 гг.).

Результаты анализа дадут, как нам кажется, возможность ответить на вопросы, поставленные в этом введении и, таким образом, способствовать раскрытию темы диссертационного исследования. При этом следует учитывать, что выстраивание Соединенными Штатами своих отношений с КНР и в прошлом, и на современном этапе представляет собой продукт совокупных интеллектуальных усилий американских политиков, дипломатов, политологов, придерживающихся зачастую диаметрально противоположных взглядов - от крайне либеральных до ультраконсервативных. Поэтому представляется порою весьма затруднительным четко определить в данный конкретный момент, какие именно силы и в какой степени оказывают решающее влияние на принятие тех или иных политических решений, тем более, что нередки случаи, когда либералы ратуют за использование консервативных методов, и наоборот. Таким образом, концептуальные основы американского курса в Китае необходимо рассматривать с учетом переплетения и взаимодействия формирующих этот курс составляющих.

Весомый и важный вклад в выработку политики США на китайском направлении продолжают вносить представители различных школ современной американской политологии, тяготеющие к тем или иным политикоформирующим кругам или группам, но при этом отдающие традиционную дань основополагающим началам геополитики.

Теоретики, принадлежащие к этому направлению, утверждают, что неравное распределение ресурсов, различия в географическом положении обусловливают потенциальные возможности нации, ее политическую систему и характер внешней политики1.

Видный представитель школы «геополитики» в США Альфред Мэхэн выдвинул в своих трудах в начале XX в. идею о том, что существенным условием обеспечения

1 Одним из основоположников подобного «географического» подхода был известный британский историк Арнольд Тойнби, считавший, что все мировые цивилизации развиваются и приобретают свои особенности в борьбе с окружающей средой.
могущества является установление контроля за морскими коммуникациями и достижение превосходства в военно-морских силах. В 1960-е гг. американской профессор географии и международных отношений Гарольд Спраут попытался продвинуть вперед концепцию «геополитики», обратив особое внимание на роль экономического развития, совершенствования технологии, влияния человека на окружающую среду1. Выводы этой школы оказали немаловажное воздействие на основоположников «политического реализма» в Соединенных Штатах. Сторонники этой концепции призывали руководителей США отказаться от «идеализма во внешней политике, не ограничиваться национальными интересами, а оказывать помощь демократиям во всем мире в поддержании «баланса сил».

Именно «политический реализм» явился наиболее важным шагом вперед в изучении международных отношений в середине XX в., позволившим уточнить и развить концепции «баланса сил» и «геополитики». «Политический реализм», в отличие от «идеализма», не придает существенного значения общественному мнению, которое может меняться, а также распространенным представлениям о целях внешней политики. Если идеалисты» всячески подчеркивают роль международных организаций и сотрудничества, то «реалисты» в целом склонны отрицать «гармонию интересов» различных государств. В условиях постоянных конфликтов потенциальные возможности и ресурсы государств имеют, по мнению «реалистов», важнейшее значение для исхода конфликта и способностей оказывать влияние на мировой арене.

В исторической ретроспективе диапазон рекомендаций американской политологии по поводу китайского курса Вашингтона с момента образования КНР и вплоть до настоящего времени широко варьировался от концепции «сдерживания и изоляции» до обоснования необходимости установления «особых отношений» и налаживания «стратегического партнерства». Наиболее характерным примером использования вашингтонской администрацией геополитического потенциала КНР для достижения конкретных целей была упоминавшаяся выше попытка игры на советско-китайских противоречиях в 1960-70-е гг., когда сама возможность движения отношений между США и Китаем к подобию

1 См.: Н. Sprout, M. Sprout. The Ecological Perspective on Human Affairs with Special Reference to International Politics. - Princeton, 1965.
антисоветской коалиции должна была, по расчетам американцев, сделать руководство СССР более уступчивым в процессе американо-советской разрядки.

В современных условиях, когда после дезинтеграции в 1991 г. Советского Союза существенно изменилось не только соотношение сил и интересов в «большом стратегическом треугольнике», но и международный вес более четверти века идущей по пути реформ КНР, в которой уже угадывается сверхдержава XXI века, потенциально способная сглаживать отрицательный эффект чрезмерно возросшего одностороннего влияния США на мировую политику, базовый американский подход к формированию курса в отношении Китая сохраняет свой двуединый характер. С одной стороны, поощряя т.н. «размягчение китайского социализма», США всячески содействуют эволюции Пекина в сторону полнокровной рыночной экономики, демократии западного образца и проамериканской ориентации. Одновременно они не снимают с повестки дня необходимость оказания политического, экономического и, если потребуется, военного давления на КНР с целью ослабления ее правящего режима, создания социальной и политической нестабильности. По мнению видного российского ученого Б.Н. Занегина, Вашингтон сохраняет «идеологическую нетерпимость и стратегические цели политики по отношению к Китаю»1.

Научная новизна и практическая значимость данной работы состоят в постановке проблемы концептуальной взаимосвязи периода 1940-х гг. в истории американо-китайских отношений и определенных этапов развития отношений между США и КНР в 1970-1980-е гг. XX века.

Выводы, полученные в результате диссертационного анализа, позволяют дать обобщающий ответ на вопрос, каким образом заимствование политического опыта прошлого соотносится с концепциями международных отношений, получившими распространение в американской политологии нового и новейшего периодов, и расширяют возможности для будущего прогнозирования американской политики в отношении КНР.

Кроме того, научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— обоснована востребованность американской политической элитой опыта, накопленного США во второй половине 1940-х гг. по взаимодействию с КПК при разработке теоретической основы для нормализации отношений Соединенных Штатов Америки с
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24051.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.