У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Италия и проблемы средиземноморской безопасности в 1990-е гг.
Количество страниц 255
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24067.doc 
Содержание Содержание
Оглавление Введение...3 -34

Глава 1. Внешняя политика Италии в Средиземноморье после окончания холодной войны...35-81

1.1. Геополитическая характеристика Средиземноморского региона и

его место в системе международных отношений...36-46

1.2. Основные проблемы средиземноморской безопасности...46-58

1.3. Формирование средиземноморского курса Италии в начале

1990-х гг...59-81

Глава 2. Италия, НАТО и ЕС: поиски совместных путей решения проблем Средиземноморья в 1990-е гг. ...82-139

2.1. Атлантическое партнерство в Средиземноморье: позиции США

и Италии...83-101

2. 2. Участие Италии в разработке и осуществлении нового

средиземноморского курса ЕС в 1990-е гг...101-126

2.3. Другие уровни и формы обеспечения безопасности в Средиземноморском регионе...126-139

Глава 3. Активизация средиземноморской политики

Италии во второй половине 1990-х г...140-183

3.1. Социально-экономическое сотрудничество Италии со странами Южного Средиземноморья...141-156

3.2. Субрегиональные аспекты средиземноморской политики

Италии...156-174

3.3. Новая внешнеполитическая доктрина Италии и проблемы Средиземноморья...174-183

Заключение...184-190

Список источников и литературы...191-210

Список сокращений...211

Приложения 1-6...212-225

Введение

Средиземноморский регион по праву можно считать одним из самых уникальных регионов в мире. Он уникален с точки зрения географических параметров, культурно-исторической (наследие всемирно известных древних цивилизаций), средоточия крупнейших религий мира (христианства, мусульманства, иудаизма), социально-экономической (представляя пеструю, многообразную картину современных социальных и экономических отношений), международно-политической (будучи одним из важнейших перекрестков всех направлений мировой политики)1 .

В международно-политическом плане Средиземноморье сегодня приобрело, к сожалению, широкую известность как самый, пожалуй, нестабильный и взрывоопасный регион. Через него проходят военно-морские коммуникации из Атлантического океана в Индийский океан, контролируются подходы к Ближнему Востоку, Персидскому заливу и Черному морю. Это регион высокой концентрации всех видов вооружений, прежде всего военно-морских сил. Он является центром переплетения и столкновения экономических и политических интересов самых различных государств, в том числе и не имеющих непосредственного выхода к Средиземному морю. Это еще больше повышает его значение для международных организаций, в первую очередь для НАТО и ЕС.

В 1990-е гг. с окончанием холодной войны актуальность проблемы безопасности в районе Средиземноморья возросла в связи с повышением конфликтности в этом регионе. После разрушения биполярной системы, основанной на концепции стратегического паритета между СССР и США,

1 См. более подробно о прошлом и настоящем Средиземноморского региона: Страны и народы. Зарубежная Европа. Южная Европа / Под ред. В.П. Максаковского, С.А. Токарева и др. М., 1983; Арбатова Н.К. Средиземноморье: проблемы безопасности. М., 1990; Европейский альманах.1997. История. Традиция. Культура. М., 1998; Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье-Черноморье-Каспий / Под ред. В.В. Журкина, Н.К. Арбатовой и др. М., 1999; The Mediterranean Region. L., 1984; Russia: the Mediterranean and Black sea region / Ed. by N. Kovalsky. Moscow, 1996.
исчезли сдерживающие силы, препятствовавшие возникновению конфликтов между отдельными средиземноморскими государствами. Обострились противоречия и опасность их перехода в вооруженное противостояние.

При этом необходимо принимать во внимание определенные изменения и в самом содержании понятия безопасность, которое в 1990-е гг. стало включать не только военные аспекты, но и социально-экономическую проблематику. Под национальной безопасностью подразумевается «совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз»2.

На уровень национальной безопасности, включающей внешнеполитический (в том числе военный), экономический и социальный компоненты, влияют как факторы внешней среды (специфика

геополитического положения государства и его роль в мировой экономике, его место в системе международных отношений, участие в военно-политических союзах и блоках, неконтролируемая иммиграция, зависимость от поставок энергетических ресурсов), так и факторы внутренней среды (степень внутриполитической и социально-экономической стабильности государства, промышленный, военный и демографический потенциал, обеспеченность собственными природными ресурсами)3.

Национальная безопасность переплетается и неразрывно связана с международной безопасностью, хотя не всегда и не по всем параметрам полностью ей соответствует. Под международной безопасностью в современной политологии понимается такое состояние международных отношений, которое обеспечивает стабильность развития, суверенитет и независимость всех субъектов международного сообщества.4

2 Политология. Словарь-справочник / Под ред. М. А. Василик, М. С. Вершинин, Л. Д. Козырева и др. М., 2000. С. 22-23.

3 Mathews J.T. Redefining security // Foreign Affairs. Spring, 1989.

4 Международная безопасность и обороноспособность государств (понятия, определения, термины) / Под ред. O.K. Рогозина М., 1998; Klare M.T. World Security: Challenges for a New Century. N.-Y., 1994.
К современным нетрадиционным вызовам в области международной безопасности наряду с терроризмом относятся: агрессивная политическая деятельность экстремистских кругов; массовая неконтролируемая миграция; международная преступность; межэтнические и межконфессиональные конфликты; незаконная экономическая деятельность в национальном и международном масштабе; оборот наркотиков; отмывание денег, полученных незаконным путем; посягательства на информацию (в том числе атаки «хакеров» в Интернете); экологическая нестабильность. Эти новые угрозы спокойствию в мире действуют вне границ, и ни одна страна (даже супердержава США) не в состоянии в одиночку справиться с ними. Для их предотвращения недостаточно усилий политиков, дипломатов, военных. В интересах борьбы с новыми тревожными тенденциями, угрожающими миру и стабильности, государственным органам и международным организациям не обойтись без сотрудничества с частным сектором в экономике, общественными структурами и гражданами5.

Нельзя не согласиться с высказыванием А.Д. Ротфельда, директора Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) о том, что «будущий режим безопасности должен основываться на концепции общей, всеобъемлющей и кооперативной безопасности»6.

Международная среда безопасности, сформировавшаяся после окончания холодной войны, характеризуется А.Д. Ротфельдом пятью основными чертами:

1) внутриполитическая нестабильность в ряде государств, которая «в сочетании с недемократическим правлением приводит к интернационализации кризисов»;

2) конфликт между тенденциями «глобализации и интернационализации, главным образом в сфере экономики и информационной технологии»,

5 Холл Р., Фокс К. Переосмысливая понятие «безопасность» // Вестник НАТО. Зима 2001/2002. Т. 49. С. 8-11.

6 Ротфельд А.Д. Переосмысливая современную систему безопасности // Ежегодник СИПРИ 1999: Вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. М., 2000. С.22-23.
с одной стороны, и «тенденциями фрагментации и регионализации в политическом и цивилизационном измерениях», с другой стороны;

3) новая глобальная и региональная роль США, которым «трудно

4) устоять перед искушением проводить политику безопасности на гегемонистской основе, нередко именуемой политикой "однополюсного мира"»;

5) угроза распространения оружия массового уничтожения и возможные попытки какой-либо из ядерных сверхдержав обеспечить для себя стратегическую неуязвимость путем усовершенствования системы противоракетной обороны;

6) неконтролируемые властями потоки стрелкового оружия, циркулирующие среди гражданского населения7.

Составной частью международной безопасности является безопасность на региональном уровне, которая определяется как состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей, а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб государствам региона.8

В настоящее время угроза миру, в том числе в регионе Средиземноморья, может возникнуть не столько из-за взаимоотношений между государствами, сколько из-за кризисов внутри стран. Ряд новых факторов риска, таких как агрессивный национализм, нестабильность политической системы, распространение влияния исламских фундаменталистов и угроза терроризма, вышли на первый план при сохранении традиционных очагов напряженности в Средиземноморском регионе.

Италия занимает в Средиземноморском регионе особое геостратегическое положение. Протяженность ее побережья (8000 километров), нахождение Аппенинского полуострова в центре Средиземноморья, близость

7 Ротфельд А.Д. Европа: переход к безопасности нового типа // Ежегодник СИПРИ 1998.: Вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. М., 1999. С. 166—194.

8 Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002. С. 4-10.
Балкан и Северной Африки - все эти элементы повышают стратегическое значение Италии, но также и увеличивают уязвимость страны от любых рисков и угроз средиземноморской безопасности.

Средиземноморская составляющая всегда присутствовала в официальном внешнеполитическом курсе Италии, являясь как бы «пересечением всех его основных направлений»9. К ним, согласно мнению бывшего министра иностранных дел Италии Ламберто Дини, относятся: 1) европеизм (европейская интеграция); 2) атлантизм («определение новой роли Италии в НАТО в связи с изменениями в международной политике в 1990-е гг.»); 3) сотрудничество с иными государствами Средиземноморского бассейна в целях укрепления безопасности региона.10

Нестабильность Средиземноморского региона является постоянным источником угроз итальянской безопасности, что объясняется как объективными причинами - географической близостью, зависимостью от различных природных ресурсов, иммиграционными потоками, так и субъективными - высоким уровнем инвестиций в экономику развивающихся стран региона, большим количеством итальянских граждан, работающих в этих странах и т.д.

Специфика внешнеполитического курса Италии в последние годы определялась стремлением придать ей больший вес в международных делах. Надо отметить, что усиление внешнеполитической активности Италии совпало с обострением кризисов и противоречий в Средиземноморье.

Таким образом, изучение проблем средиземноморской безопасности и подходов к их решению, выработанных в Италии в 1990-е гг., представляется особенно актуальным именно сегодня, когда мы становимся свидетелями кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, на Балканах, в Северной Африке и

9 Maccotta G.W. La direttrice mediterranea nella politica estera italiana // II Mediterraneo nella politica estera italiana

del secondo dopoguerra / A cura di M. de Leonardis. Bologna, 2003. P. 95.

I0Dini L. Priorita' e strategic del Govemo italiano nel nuovo contesto intemazionale // http://www.esteri.it/polestera

вынуждены констатировать отсутствие эффективных механизмов их предотвращения.

Исходя из этого, основной целью диссертации является анализ деятельности Италии по обеспечению средиземноморской безопасности в 1990-е гг. Автор в рамках данной работы не претендует на исследование внешнеполитического курса всех средиземноморских государств и всех связанных с ними наиболее крупных конфликтов за последние годы. Средиземноморье и проблемы безопасности этого региона будут рассмотрены в диссертации через призму внешней политики Италии. При этом необходимо также проанализировать средиземноморские программы ЕС, в разработке и реализации которых Италия принимала непосредственное участие, и активность в Средиземноморье США и НАТО, сохранявших в 1990-е гг. силовое преимущество в регионе.

В соответствии с поставленной целью диссертации, автор сформулировал следующие задачи исследования:

- показать влияние окончания холодной войны и перемен в международной обстановке конца 1980-х - начала 1990-х гг. на ситуацию в Средиземноморье;

- охарактеризовать изменения во внешнеполитической концепции Италии в начале 1990-х гг. и проанализировать процесс формирования новой внешнеполитической доктрины страны;

- описать участие Италии в программах средиземноморского сотрудничества НАТО, ЕС и других международных организаций;

- оценить роль и удельный вес Италии в сохранении стабильности и обеспечении безопасности в Средиземноморье в 1990-е гг.

Хронологические рамки диссертации, охватывающей 1990-е гг., выбраны не случайно. Именно в это десятилетие происходило осознание проблем средиземноморской безопасности и формирование подходов к их решению. Нижняя граница связана с окончанием холодной войны, распадом биполярной системы, развалом Советского союза, сменой политических режимов в ряде
стран Центральной и Восточной Европы на рубеже 80-х-90-х гг. XX в. Важным пограничным событием в отношении средиземноморской политики западных держав представляется также война в Персидском заливе 1991 г. Последующее десятилетие было временем формирования новой внешнеполитической доктрины Италии, завершившемся в целом к 1999-2000 гг. По мнению ряда западных и отечественных специалистов, именно концепция министра иностранных дел Италии Л.Дини «о приходе на смену биполярной мировой системы мира протагонистов»11, озвученная в Сенате 8 июня 2000 г. стала венцом формирования нового подхода Италии к обеспечению собственной безопасности12.

Относительно региональных границ рассмотрения проблем средиземноморской безопасности необходимо уточнить, что в центре внимания автора находится регион Средиземноморья в традиционном для Италии понимании. Именно Средиземноморский регион, включая его европейскую, африканскую, балканскую и ближневосточную составляющие, был объявлен приоритетным направлением новой внешнеполитической доктрины Италии, разработанной к 1999-2000 гг. Более детально различные определения Средиземноморья будут рассмотрены в разделе 1.1 первой главы «Геополитическая характеристика Средиземноморского региона и его место в системе международных отношений».

Поскольку проблемы, изучаемые в диссертации, носят многомерный характер, то для описания всего комплекса рассматриваемых явлений и подходов к обеспечению средиземноморской безопасности использовались различные методологические схемы.

11 «Протагонист» - слово из древнегреческого языка (protagonistes: protos - первый, agonistes - игрок), означающее того, кто играет (или стремится играть) главную роль в каком-либо действии. См.: II dizionario della lingua italiana di Giacomo Devoto e Gian Carlo OH. Firenze. 1990. P. 1497.

12 См.: Барабанов О.Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов».М., 2002; Romano S. Guida alia politica estera italiana. Da Badoglio a Berlusconi. Milano, 2002; L'ltalia e la politica internazionale. Edizione 2000. A cura delPIstituto Affari Internazionali e delFIstituto per gli Studi di Politica Interaazionale. Bologna, 2000.
Одной из методологических основ диссертации является теория неореализма, разработанная К.Уолтцем и его последователями С.Уолтом, Р. Гилпином и др.13 Согласно этой теории, важнейшим вопросом международной политики считается национальная безопасность, внимание фокусируется на существующих и возможных конфликтах; сила наряду с государством признаются ключевыми факторами мировой политики. Отстаивая структурное понимание силы, неореализм не сводит ее к военному компоненту, а включает в нее также экономическую, информационно-коммуникативную, научную, финансовую и производственную составляющие.

Согласно неореалистам, на первом месте стоит вопрос национальной безопасности, понимание которого должно исходить из реального потенциала государства и его способности учитывать внутренние, равно как и внешние аспекты жизни населения. Неореалисты одними из первых предложили расширить концепцию национальной безопасности посредством включения «твердых» (военных) и «мягких» (социально-экономических) аспектов.14 Они делают акцент на то, что взаимосвязанные и взаимозависимые национальные интересы различных стран могут пересекаться, даже сталкиваясь в различных формах, начиная с «мягкой» или дипломатической и кончая «твердой» или военной.

По мнению автора, положения теории неореализма помогают понять и охарактеризовать расстановку сил, сложившуюся в Средиземноморье в 1990-е гг., и во многом объясняют активизацию средиземноморского курса Италии в этот период.

В то же время, попытки Италии привлечь внимание и ресурсы международных организаций (в первую очередь, ЕС и НАТО) к проблемам средиземноморской безопасности можно трактовать в рамках концепции «институционалистов» (Р. Кеохейна, Л. Мартина, К. Купчана и др.)15. Согласно

13 Gilpin R. War and Change in World Politics. N.Y., 1981; Waltz K.N. Theory of International Politics. Reading. Mass. 1979; Walt S.M. Revolution and War. N.Y., 1996.

14 См.: Кокошин А. Феномен глобализации и интересы национальной безопасности. Вторые горчаковские чтения. М., 2001; Shaposhnikov Y. A Security Concept for Russia // International Affairs. 1993. №10.
их теории, международное сотрудничество, прежде всего в экономической области, играет ключевую роль в поддержании международной стабильности. Именно деятельность международных организаций способствует преодолению взаимного недоверия между государствами и построению системы коллективной безопасности. «Институционалисты» полагают, что военная угроза как фактор развития международных отношений может быть сведена к минимуму. А применение военной силы возможно только в качестве ответа на действия страны-агрессора, выработанного совместно так называемыми «ответственными государствами» (т.е. странами Запада во главе с США), которые должны отказаться от преследования своих собственных интересов и попыток извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

К объединению западных государств для утверждения мира и стабильности призывали и представители другой методологической школы, возникшей в 1990-е гг., «либерального интернационализма».16 По мнению ее сторонников, основная внешнеполитическая задача ведущих европейских держав и США заключается в том, чтобы всемерно способствовать распространению демократических ценностей и рыночной экономики в глобальном масштабе. Сходные идеи заняли центральное место в выступлениях министра иностранных дел Италии Л.Дини и президента страны К.А.Чампи и оказали большое влияние на формирование новой внешнеполитической доктрины Италии в конце 1990-х гг.

Необходимо отметить, что несмотря на существенные различия между вышеперечисленными методологическими подходами, в 1990-е гг.

15 Keohane R.O. Ideas and Foreign Policy. Beliefs, Institutions and Political Change. N. Y., 1993; Kupchan Ch. The Vulnerability of Empire. N. Y., 1994; Martin L. Coercive Cooperation. Examining Multilateral Economic Sanction. Princeton, 1992.

16 См.: Fukuyama F. The End of History and the Last Man. N.-Y., 1992; Muravchik J. Exporting Democracy. Fulfilling America's Destiny. Washington, 1991.
наблюдалось их сближение и взаимовлияние.17 Именно синтез этих концепций является методологической основой диссертации.

Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу, который подразумевает анализ становления и эволюции различных подходов к обеспечению средиземноморской безопасности в 1990-е гг.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии. В первой главе «Внешняя политика Италии в Средиземноморье после окончания холодной войны» дается расширенное определение понятия «Средиземноморье»; охарактеризованы основные проблемы безопасности региона в 1990-е гг.; показаны изменения внешнеполитического курса Италии в Средиземноморье в постбиполярный период. Вторая глава «Италия, НАТО и ЕС: поиски совместных путей решения проблем Средиземноморья в 1990-е гг.» посвящена рассмотрению политики международных организаций, в первую очередь НАТО и ЕС, в Средиземноморском регионе и участию Италии в выработке и проведении их политических курсов. Наконец, в третьей главе «Активизация средиземноморской политики Италии во второй половине 1990-х гг.» автор анализирует внешнеполитические шаги и внутриполитические меры, предпринятые итальянским правительством в 1990-е гг. для защиты интересов и безопасности страны в Средиземноморье и рассматривает роль средиземноморского направления в новой внешнеполитической доктрине Италии. В заключении приводятся обобщенные выводы исследования.

В диссертации использован широкий круг источников, включающий официальные документы международных организаций (ЕС, ЗЕС, НАТО) и Италии, а также периодику, публицистику и статистические исследования.

Из итальянских источников в первую очередь следует отметить официальные документы Министерства иностранных дел и Министерства

17 См. об этом подробнее: Степанова Е.А. Современные концепции изучения международных отношений (конец 1970-1990-е гг.) // Введение в теорию международных отношений. Под ред. А.С. Маныкина. М., 2001. С. 93-114; Цыганков П.А. Международные отношения. М, 1996; Он же. Восприятие западных теорий в постсоветской России // Российская наука международных отношений: новые направления / Под ред. А.П. Цыганкова, П.А.Цыганкова. М., 2005. С. 68-95; Ragionieri R. Schmidt di Friedberg O. Introduzione // Culture e conflitti nel Mediterraneo. Trieste, 2003. P. 21-40.
обороны. С их помощью можно проследить, когда в Италии была поставлена и полностью осознана проблема средиземноморской безопасности и как менялось отношение к возможности ее решения в последние десятилетие.

Процесс осознания и определения угроз безопасности Италии со стороны Средиземноморья начался в 1970-е гг. Так, «Белая книга по вопросам обороны 1973» - первый документ, в котором упоминается иная угроза безопасности,
кроме исходящей от Советского Союза . В ней подчеркивается постоянное наличие мотивов возникновения локальных конфликтов и нестабильности в Средиземноморье. Согласно этому документу, Италия должна быть готова принять на себя определенную ответственность в случае возникновения этих конфликтов при условии, что в них не будут участвовать сверхдержавы.

В «Белой книге по вопросам обороны 1985» упоминается официально «опасность с Юга и угроза путям сообщения», борьба с которыми является основной задачей военно-морских сил Италии.19 В начале 1990-х гг. Министерство обороны Италии разработало новую концепцию обеспечения национальной безопасности, в которой учитывались возникшие (нетрадиционные) или обострившиеся (существовавшие ранее) в 1990-е гг. угрозы со стороны Средиземноморского региона.20

В опубликованной в 1991 г. «Новой модели обороны»21 нашла отражение концепция «национальных интересов» и ее конкретное применение. Этот документ, несмотря на некоторую непоследовательность и незавершенность, сильно отличался от официальных документов Министерства обороны и Министерства иностранных дел до 1989 г., в которых в качестве национальных интересов фактически излагалась доктрина НАТО.

Наконец, «Белые книги» Министерства иностранных дел 1998 г. и 2000г. дают оценку современной ситуации в Средиземноморье и изменениям в

18 Libro Bianco di Difesa. Minis, Milano, 1973.

19 Libro Bianco di Difesa. Minis, Milano, 1985.

20 Ministero della Difesa, Modello di difesa. Lineamenti di sviluppo delle FF.AA. negli anni '90, Roma, 1991.

21 Rognoni V. II modello nuovo della difesa // Informazione della difesa. № 11, 1991.
расстановке сил в 1990-е гг. С окончанием холодной войны появились предпосылки для достижения большей стабильности в регионе и активизации экономического и социального сотрудничества между ЕС. и странами Южного Средиземноморья. Согласно документам, Италия была первой страной, осознавшей связь этих новых возможностей с множеством вызовов и опасностей, встающих перед европейскими средиземноморскими странами, в частности, и всем ЕС в целом. Хотя поддержание стабильности, безопасности и процветания в регионе Средиземного моря остается первоочередной задачей итальянской внешней политики, не менее важно сохранять в распоряжении прежние источники энергетического обеспечения и укреплять экономическое присутствие на стыке Южной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. В целом, согласно концепции, изложенной в «Белых книгах» 1998 г. и 2000 г., растущая роль Италии в регионе приводит к большей ее ответственности за стабильность в Средиземноморье.

За безопасность страны, прежде всего, отвечает премьер-министр, поэтому традиционный доклад премьер-министра Италии «По информационной политике и политике безопасности», произносимый каждые полгода в Палате депутатов, является в определенном смысле самым важным официальным документом, в котором напрямую затрагиваются вопросы национальной безопасности. На самом деле, в этих докладах, как правило, премьер-министр избегает давать слишком откровенные оценки и определения. Тем не менее, по основным, поставленным в них проблемам можно понять приоритеты внешней политики страны в данный период. Так, премьер Дж. Амато посвятил половину своего доклада 1993 г. «угрозе с Юга». Среди рассматриваемых факторов, кроме прямых военных угроз, упоминаются международный терроризм, необходимость гуманитарной помощи,

Libro Bianco 1998. II Ministro degli Esteri al servizio delPItalia nel Mondo. Milano, 1998; Libro Bianco 2000: Nuove risposte per un mondo che cambia, Minis, Milano, 2000.
энергетическая зависимость, экологическая угроза, опасность распространения ядерного и химического оружия и высоких технологий.23

Ценным источником информации по внешнеполитическому курсу Италии в отношении Средиземноморья послужили выступления членов итальянского правительства, в первую очередь, министров обороны и иностранных дел ( Дж. Де Микелиса, Л. Дини, Б. Андреатты, С.Матареллы и
Новая внешнеполитическая доктрина страны в наиболее полном виде отражена в официальных докладах президента Италии К.А.Чампи25 и министра иностранных дел Л.Дини26.

В диссертации были использованы отчеты заседаний Палаты депутатов итальянского парламента27, посвященных внешней политике, а также отчеты о работе III Парламентской комиссии по внешней политике28. Заседания этой комиссии наиболее ярко отражают расстановку сил и взгляды представителей разных политических партий по текущим вопросам и по глобальным проблемам внешней политики Италии. Кроме того, министр иностранных дел Италии должен регулярно выступать перед членами III Парламентской комиссии, участвовать в полемике, отвечать на вопросы депутатов. Также он может быть приглашен на заседания комиссии в связи с чрезвычайными обстоятельствами для консультаций и пояснения действий правительства.

23 Amato G. Relazione semestrale sulla politica informativa e della sicurezza. Sintesi // Informazione Parlamentari Difesa, n. 5-6, 1993. P. 43-44.

24 Andreatta B. Sicurezza e cooperazione nel Mediterraneo // Rivista del Comitato Atlantico Italiano. 1997. №12; De Michelis G. Dalla parte dei popoli // Avanti! 1991. 3 luglio; Dini L. Priorita' e strategie del Govemo italiano nel nuovo contesto intemazionale // http://www.esteri.it/polestera; Intervento del Ministro degli Affari Esteri On. Lamberto Dini alia Camera dei Deputati. Roma, 17 marzo 1998 // http://www.huembit.it/UE13.htm; Dini L. Selettivita, tempestivita, coerenza e continuita le quattro caracteristiche della politica estera italiana // INFORM — N. 121 — 27 giugno 2000; Mattarella S. L'identita' europea di sicurezza e difesa; una nuova sfida per l'unione e l'alianza. Intervento al convegno ISTRID «La difesa europea» // www.istrid.difesa.it/info.difesa.

25 Intervento del Presidente della Repubblica Italiana, Carlo Azeglio Ciampi in occasione delFincontro con gli ambasciatori italiani nel mondo, 1 settembre 1999 // www.esteri.it; Ciampi C.A. Intervento in occasione delPincontro con il Congresso dei Deputati. Madrid, 30 novembre 1999//www.esteri.it

26 Дини Л. В Италии уже давно созрело убеждение...// Международная жизнь. М., 2000. №5. С. 3-11; Intervento del Ministro degli Affari esteri, Onorevole Lamberto Dini, alia Comissione Affari Esteri del Senato della Repubblica sulle priorita' della politica estera italiana. Roma, 8 giugno 2000 // www.esteri.it.

27 Camera dei Deputati. Resoconti. XIII Legislatura.

28 Discussioni della III Comissione (Affari esteri e comunitari). X—XIII Legislature. Resoconti stenografici.
Таким образом, отчеты этих заседаний показывают процесс формирования итальянского внешнеполитического курса. По ним можно проследить изменения во внешней политике страны в связи со сменой министра иностранных дел или другими перестановками в правительстве.

Наконец, для освещения реформы военной системы в Италии и изменения структуры Министерства иностранных дел в конце 1990-х гг., а также итальянской политики в области иммиграции автор обратился к законодательным актам, публикуемым в официальном парламентском издании «Gazzeta Ufficiale».29

Другую группу итальянских источников, использованных в диссертации, составляют материалы прессы и публицистика по вопросу средиземноморской безопасности.30 Одной из самых интересных публицистических работ является книга-интервью с министром иностранных дел Л.Дини, выпущенная известным итальянским журналистом-международником М.Молинари в 2001 г. В ней Л.Дини рассказывает о внешнеполитическом курсе Италии второй половины 1990-х гг., останавливаясь подробно на сюжетах связанных со Средиземноморьем (косовском кризисе, операции «Альба», курдской проблеме и пр.).31

Из периодических изданий наиболее часто использовались номера журнала «LiMes»32 (первый номер вышел в марте 1993 г.), посвященного вопросам геополитики, и приобретшего огромную популярность.

29 См.: Legge 28 febbraio 1990, № 39 // Gazzeta Ufficiale, febbraio 1990, № 49; Legge 6 marzo 1998, № 4O."Disciplina dell'immigrazione e norme sulla condizione dello straniero" // Gazzetta Ufficiale 12 marzol998, № 59; Decreto Legislativo 28 novembre 1997, № 464 "Riforma stratturale delle Forze armate" // Gazzetta Ufficiale № 3 del 5 germaio 1997.

30 См..: Нордам Й. Средиземноморский диалог: устранение ложных представлений и укрепление доверия // Вестник НАТО. 1997. Специальный выпуск; Andreotti G. Tre anni di politica estera // Affari Esteri, № 95, 1992; Azevedo R.C. Migration from Mediterranean developing countries to Europe. Demographic background and political implications // Affari sociali internazionali. 1992. № 3; Badini A. Relations between the EMP and NATO"s Mediterranean dialogue - future prospects // Occasional papers. The future of the euro-mediterranean security dialogue / Ed. By Martin Ortega. March 2000; Malanga С Basi americani e NATO sul nostro territorio.// Rivista Militare. № 5. 1998; Nimetz M. Mediterranean Security after the Cold War// Mediterranean Quartely 7, № 2. Spring 1997 и др.

31 Dini L. Fra Casa Bianca e Botteghe Oscure. Fatti e retroscena di una stagione alia Farnesina. Intervista di Maurizio Molinari. Milano, 2001.

32 LiMes. 1994. № 2: Mediterraneo, l'Arabia vicina; Limes. 1994. №. 4: A che serve Г Italia ?; Limes. 1996. № 4: L'America e noi; Limes. 1997. № 1: Le divisioni dell'Islam; Limes. 1998. № 1: L'ltalia mondiale.
«Журнал исследований по международной политике» , в отличие от «LiMes» не пользуется таким высоким рейтингом в широких общественных кругах, однако он издается с 1935 г.; в целом его издатели и авторы статей придерживаются правых взглядов. Определенное влияние на этот журнал имеет католическая церковь, документы которой нередко публикуются на его страницах. Журнал «Европа»34, наоборот, имеет скорее лево-центристскую ориентацию. Взгляды авторов, публикующихся в этом журнале, близки к политике активной европейской интеграции, проводимой в частности Р.Проди.

Еще один журнал, освещающий проблемы национальный безопасности, издается Министерством иностранных дел Италии и называется «Международные отношения».35 Следует отметить журналы «Международная политика»36 и «Иностранные дела»37, публикующие статьи ведущих итальянских политологов с прогнозами и анализом возможных путей развития ситуации в Средиземноморье.

К исследованию был привлечен таюке журнал «La Charta», выражающий националистические взгляды и издаваемый А.Урсо, одним из наиболее активных членов Национального альянса.38 Кроме того, в работе использованы материалы из газет «La Stampa», «Corriera della sera», "II Sole - 24 Ore", еженедельников «Panorama» и «La Reppublica».

Надо отметить, что при написании диссертации автор опирался на информацию с интернет-сайтов Министерства обороны и Министерства иностранных дел Италии39, а также на статистические данные Института
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24067.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.