У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства социально-психологической подготовки старших дошкольников с ОНР к школе
Количество страниц
76
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-психологической подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школе 6
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Готовность к обучению в школе (определение, содержание, структура) 14
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство социально-психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи к школе 21
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Психолого-педагогические основы использования сюжетно-
ролевой игры как средства социально-психологической подготовки
старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школе 34
2.1 Цели, задачи использования сюжетно-ролевой игры в процессе
социально-психологической подготовки старших дошкольников
с общим недоразвитием речи к школе 34
2.2 Психолого-педагогические особенности использования сюжетно-
ролевой игры в процессе социально-психологической подготовки
старших дошкольников к школе 45
Выводы по 2 главе 68
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 77
Введение
Основной контингент детей дошкольных общеобразовательных учреждений с речевыми патологиями составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Для общего недоразвития речи характерными признаками являются: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. Это, в свою очередь, осложняет процесс подготовки дошкольников с общим недоразвитием к школе, составляя актуальность нашего исследования.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, при этом социально-психологическая подготовка к школе является одним из аспектов этой задачи. Социально-психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень социального и психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, и один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Изучением проблемы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Е.А. Флерина, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева и др., которые уделяли большое внимание вопросам обогащения и активизации словаря, развития связной и произносительной сторон речи, разработки методики проведения занятий, дидактических игр, упражнений и заданий.
Проблема исследования заключается в том, что вопросы социально-психологической подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к школе ведущими учеными в области логопедии специально не исследовались и остаются на сегодняшний день открытыми. При этом потребностям практики специализированных дошкольных общеобразовательных учреждений V вида отвечает создание научно–обоснованного комплекса сюжетно-ролевых игр, учитывающего психолого-педагогические и речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и направленного на их компетентную социально-психологическую подготовку к школе. Исходя из этого, тема дипломной работы: «Средства социально-психологической подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школе».
Объект исследования – процесс социально-психологической подготовки к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство социально-психологической подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к школе.
Цель исследования – изучить теоретическую составляющую проблемы исследования и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр как средство социально-психологической подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме подготовки детей дошкольного возраста к школе.
2. Изучить социально-психологические и речевые особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести диагностику социально-психологической готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школе.
4. Составить и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс сюжетно-ролевых игр.
Исходя из цели и задач, можно выдвинуть гипотезу исследования: социально-психологическая подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- разработать на основе тематического планирования коррекционной работы логопеда комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на повышение уровня свободного общения детей, умений и навыков коллективной организации и выполнения деятельности, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- при разработке содержания сюжетно-ролевых игр учитывать уровень ее развития у дошкольников по Д.Б. Эльконину;
- систематически организовывать и побуждать дошкольников подготовительной к школе группы с ОНР III уровня к сюжетно-ролевым играм.
Новизна исследования: разработан методический комплекс сюжетно-ролевых игр по социально-психологической подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи к школе.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагаемый методический комплекс сюжетно-ролевых игр и упражнений может быть использован в работе педагогов речевых групп детского сада, родителями в процессе подготовки к школе дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования: теоретические - метод теоретического анализа, синтеза и обобщения психологической, анатомо-физиологической и педагогической литературы; эмпирические – тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ № 165, г. Владивостока.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (47 источников) и приложение (5).
Список литературы
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999. – 524 с.
2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994. – 152 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: Владос, 20003. – 495 с.
4. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978.
5. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //Выготский Л.С. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи. М., 2002. – 144 с.
8. Готовность к школе. Под ред. И.В. Дубровинкой. М., 1995.
9. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеpинбуpг. 1999. – 450 с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1999. – 380 с.
12. Журова Л.Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 2001. – 142 с.
13. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник науч-ных трудов / Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978.
14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О.А.Шаграева, Е.В.Родина и др.; Под ред. Л.Г.Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.123,126
15. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971. – 145 с.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгpупповая pабота по коppекции звукопpоизношения. М., 1998. – 42 с.
17. Коррекционная педагогика. Под ред. Пузанова Б. П. М., 1999. – 160 с.
18. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М., 1987.
19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
20. Ладыжинская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999. – 214 с.
22. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М., 1999. – 678 с.
23. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. - 2003. № 4. С 45-47.
24. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 2001. С. 51
25. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М., 1993. – 96 с.
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991. – 65 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 4-ое изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
28. Основы логопедической работы с детьми. Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2002. – 240 с.
29. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. СПб., 1997.
30. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2001. – 118 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2001. С 189
33. Ткаченко Т.А. В пеpвый класс - без дефектов pечи. СПб., 1999. 56 с.
34. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.,1997. – 63 с.
35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
36. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991. – 74 с.
37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999. – 98 с.
38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М., 1999. – 72 с.
39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989. – 570 с.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.
41. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989. – 76 с.
42. Хватцев М.Е. Логопедия. СПб., 1996. – 456 с.
43. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С.23, 143.
44. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988. – 42 с.
45. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
46. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./. – М.: 2002.
47. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000. – 234 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.