У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства устранения оптической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Количество страниц
69
ВУЗ
ДВГУ
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы устранения оптической дисграфии у младших школьников 6
1.1. Основные понятия исследования: дисграфия, младший школьный возраст, оптико-пространственные представления 6
1.2.Психофизиологическая и психическая структура процесса письма 14
1.3. Проявления оптической дисграфии у младших школьников 26
1.4.Методики устранения оптической дисграфии у младших школьников 28
Выводы по 1главе 32
Глава II . Опытно-экспериментальная работа по реализации дидактических заданий, направленных на устранение проявлений оптической дисграфии 33
2.1.Диагностика состояния письменной речи у младших школьников 33
2.2.Коррекционно-развивающая работа по устранению оптической дисграфии у младших школьников 40
Выводы по 2 главе 66
Заключение 67
Список литературы 68
Приложения 70
Введение.
Актуальность исследования определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников. В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисграфия, которая проявляется в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв; пропусках и написании лишних элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное письмо.
Специфические дисграфические ошибки приводят к трудностям в обучении в средней школе. Неуспешность в обучении сказывается на формировании личности ребенка.
Научные исследования, посвященные проблеме нарушений письменной речи, и пути преодоления этого явления представлены в работах ученых Садовниковой И.Н, Лалаевой Р.И., Ефименковой Л.Н., педагогов-логопедов Городиловой В.И., Парамоновой Л.Г., Левиной Р.Е. и других. В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (Иншакова О.Б., Корнев А.Н., Левина Р.Е.).
Проблема исследования заключается в том, что на практике оптическая дисграфия оказывается труднопреодолимым нарушением в связи с тем, что используются малоэффективные разрозненные средства. Поэтому необходимо подобрать и систематизировать задания по преодолению специфических ошибок у младших школьников в целях повышения эффективности коррекционного процесса.
Исходя из этой проблемы нами сформулирована тема дипломной работы:
«Средства устранения оптической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы»
Объект исследования: процесс коррекционно-педагогической работы по устранению оптической дисграфии.
Предмет исследования: комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии.
Цель исследования: изучить теоретический аспект преодоления оптической дисграфии и разработать комплекс дидактических заданий, направленных на преодоление проявлений оптической дисграфии.
В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письменной речи.
2. Рассмотреть специфические ошибки, возникающие при оптической дисграфии у младших школьников.
3. Провести обследование письменной речи младших школьников по выявлению оптических ошибок у младших школьников.
4. Составить комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии у младших школьников.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность составленного комплекса дидактических заданий по преодолению оптической дисграфии.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов начальной школы.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по устранению проявлений оптической дисграфии будет эффективной, если:
- комплекс дидактических заданий будет ориентирован на тематическое планирование по русскому языку (например: по учебнику Поляковой А.В. для 2 класса в системе развивающего обучения Занкова Л.В.);
- учитывать разнородность проявлений дисграфии;
- коррекционная работа будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям: развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, навыка самоконтроля при письме.
Новизна исследования: составлен комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы (2 класс, система развивающего обучения Занкова Л.В.).
Теоретическая и практическая значимость исследования: составленный комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии может быть использован в работе учителей начальных классов, работающих по системе развивающего обучения Занкова Л.В. по учебнику Поляковой А.В., и логопедов общеобразовательных школ.
Методы исследования – теоретические: анализ и синтез научной и методической литературы; эмпирические: анализ логопедической документации, анализ продуктов учебной деятельности, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУ сош №74, Первомайский район, г. Владивосток.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (44), приложение (4).
Список литературы
Список литературы
1. Ананьев Б.Г.Пространственное различение.- Л.1955, Тих Н.А. К вопросу о генезисе восприятия пространства. Известия АПН РСФСР, 1956. Вып. 86.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70. - 88с.
3. Альбом для логопеда. – М.:Владос, 1998. - 280с.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. - Вестник Моск. ун-та. Серия 14, №2. – Психология, 1996. - 52-58с.
5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие под общей редакцией Иншаковой О.Б.- М.: МПСИ, 2001. - 7-20с.
6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. – М.: Изд-во Мин. общего и проф. Образования РФ, 1998. - 85-95с.
7. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции. – Школа здоровья, №3,1997. -38-42с.
8. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368с.
9. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария.- Л.: Наука, 1976.- 218с.
10.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М.: «Академия», 2000.- 248с.
11.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми. Дефектология, № 5, 1976.
12. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М., 1947. -208с.
13. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца.- М.: 1995. - с.132-142.
14.Бородич А.М. Методики развития речи детей. Уч. пособие для студентов пед. Институтов по специальности: дошкольная педагогика и психология. 2 издание. – М.: Просвещение, 1981.
15. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: 1967. -25с.
16. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие. Под общей редакцией канд. пед. наук, доцента
О.Б. Иншаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. - с.193-199
17. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп.-
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 689с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Том 3. Проблемы развития психики. Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: педагогика, 1993. - 368с
19. Гавриленко С.В. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь №2.-
М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2006. - 64с.
20. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.- СПб.: Питер, 2006. – 208c.
21. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Сборник упражнений про исправлению недостатков чтения и письма. - СПб.: Дельта, 1997. - 224с.
22. Дефектологический словарь. - М.: 1970.
23. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - Творческий центр «Сфера», М., 2006. -187с.
24.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. -178с.
25. Журнал. Практика? Практика. Практика! №3, 2002.
26. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. Учебно-методическое пособие.
М.: СПб. «МиМ», 1972. - 286с.
27. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – СПб: «Образование», 1997. – 172с.
28. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): уч. пособие в 2тт. Т. II. Под редакцией Л.С. Волковой,
В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - с. 375-386.
29. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия: исправление ошибок при письме. - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2004.- 127с.
30. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1950.- 84с.
31. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.- М.: 1947.- 208с.
32. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. -М.; Изд. ГНОМ и Д, 2006.- 88с.
33. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.- 96с.
34.Основы логопедической работы с детьми. Под общей редакцией д.п.н. профессора Г.В. Чиркиной. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200с.
35. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 240с. (Библиотека логопеда-практика).
36. Русский язык. Энциклопедия. -М.: 1979.
37. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: изд. Центр ВЛАДОС, 1995. -255с.
38. Фотехова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Методическое пособие. -М.: Айрис пресс, 2007. -104с.
39. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Уч. пособие в 2тт.Т.II Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И.- М.: ВЛАДОС, 1997.- с. 348-373
40. Цветкова Л.С. Альбом нейропсихологической диагностики детей.- М.: Педагогическое общество России.2002. -72с.
41. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -М.: Педагогическое общество России.2002.- 128с.
42. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1987.- 256с.
43. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.- М., 1998.- 68с.
44. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1984. -159с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.