У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства логопедической работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму
Количество страниц 86
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму
1.1 Этапы овладения письмом. Сенсомоторные механизмы процесса письма 6
1.2 Особенности моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора у дошкольников со стертой дизартрией 19
1.3 Роль процесса подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму 28
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Коррекционно–педагогические основы работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму
2.1 Исследование уровня подготовки руки дошкольников к письму 40
2.2 Особенности применения комплексных средств в процессе подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму 58
Выводы по 2 главе 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 87









Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время в связи с повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению грамоте. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этой категории детей.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия. Изучению детей со стертой дизартрией посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (Е.Ф. Архипова, 2006; М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина – Винарская, 1959; К.А. Семенова, 1968; Е.М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И.И. Панченко, 1979; Л.А. Данилова, 1975 и др.). При достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема готовности к овладению письмом детей со стертой дизартрией остается актуальной. Интерес к данной проблеме обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью этого процесса как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздают опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Проблема исследования относится к числу наиболее актуальных и значимых в области практической логопедии. В настоящее время разработано множество методик по подготовке руки дошкольников к письму, но нет ни одной, которая бы учитывала сенсомоторные особенности детей со стертой дизартрией. Важность использования именно комплексных методических средств в процессе подготовки руки дошкольников с учетом речевого нарушения по типу стертая дизартрия, а также значимость данного процесса для школьной адаптации, успешности обучения детей позволило определить тему исследования: «Средства логопедической работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму».
Объект исследования: процесс логопедической работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Предмет исследования: методический комплекс коррекционных упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы подготовки дошкольников, имеющих стертую дизартрию к письму и составить методический комплекс коррекционных заданий и упражнений для планомерной логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ нейролингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, дефектологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить роль процесса подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
3. Исследовать состояние сенсомоторных функций и процессов у дошкольников со стертой дизартрией.
4. Составить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методического комплекса коррекционных упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Гипотеза исследования: процесс подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к овладению письмом будет эффективным, если:
- подбор коррекционных заданий и упражнений будет осуществляться с учетом сенсомоторных особенностей дошкольников со стертой дизартрией;
- в основу методического комплекса будут положены сенсомоторные приемы целенаправленного развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, обеспечивающих процесс продуктивного усвоения письменной речи;
Новизна исследования: составлен методический комплекс коррекционных упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагаемый методический комплекс упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму может быть использован логопедами для оптимизации коррекционно-педагогической работы и оказания пропедевтической поддержки в наиболее ранние сроки в условиях специальных дошкольных образовательных учреждениях и семьях, имеющих детей с данным речевым дефектом.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы: теоретические – анализ, синтез и обобщение литературных источников по проблеме исследования; эмпирические – изучение медицинской и педагогической документации, беседа, опытно – экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №140», г. Владивостока.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (51), приложение (4).
Список литературы Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М.: Известия АПН РСФСР, 1950. Вып.7.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.
3. Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей // Вестник МГУ сер. 14 психология 1996. - №2. – С. 86-87.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998. – 607 с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз, 1966. – 243 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. – 416 с.
8. Ген Г.Я. Развитие руки // Психолог в детском саду. – 2002. – №4. – С. 65.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
10. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М., 1963.
11. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вестник Моск. ун-та. – 1980. – Сер.14, №3. – С 51-52.
12. Ковшиков В.А., Глухов В.П. психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318с.
13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М., 1973. – 143с.
14. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192с.
15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – Спб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
16. Корнев А.Н. Экспериментально – психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1983. - №4. – с. 10–15.
17. Лалаева Р.И.Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
18. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). – М., 1936.
19. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., АПНРСФСР, 1961.
20. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 1940.
21. Леонтьев А.а. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
22. Леонтьев А.А. психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. – М., 1970.
23. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С.Волковой. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
24. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
25. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. - №4.
26. Лопатина Л.В. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие – М.: Союз, 2001. – 191 с.
28. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
30. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. канд. дне.— М., 1972.
31. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.— В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.
32. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличем. – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. // Педагогика. – 1981. – 240с.
34. Озерецкий Н.и. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. – Орехово-Зуево, 1923.
35. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2002.
36. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи.— В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.
37. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. – Спб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240с.
38. Пиаже Ж.П. речь и мышление ребенка. – М./ Л., 1932.
39. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: кристалл, 1997.
40. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995, – 256с.
41. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка – дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. – С.57-100
42. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
43. Семерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
44. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. – 1988. – №5. – С.3-9
45. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969.
46. Троицкая И.В. опыт изучения детей с дисграфией // Седьмая научная сессия по дефектологии. – М., 1975. – 568с.
47. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. №03.08 «Дошкольное воспитание»; – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
48. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 495с.
49. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М.:МПСИ, 2000. – 148 с.
50. Цвыктарский В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н.Новгород: Флокс, 1995.
51. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоление. – М.: Просвещение, 1969. – 173с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.