У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства логопедической работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму
Количество страниц
86
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму
1.1 Этапы овладения письмом. Сенсомоторные механизмы процесса письма 6
1.2 Особенности моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора у дошкольников со стертой дизартрией 19
1.3 Роль процесса подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму 28
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Коррекционно–педагогические основы работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму
2.1 Исследование уровня подготовки руки дошкольников к письму 40
2.2 Особенности применения комплексных средств в процессе подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму 58
Выводы по 2 главе 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 87
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время в связи с повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению грамоте. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этой категории детей.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия. Изучению детей со стертой дизартрией посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (Е.Ф. Архипова, 2006; М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина – Винарская, 1959; К.А. Семенова, 1968; Е.М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И.И. Панченко, 1979; Л.А. Данилова, 1975 и др.). При достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема готовности к овладению письмом детей со стертой дизартрией остается актуальной. Интерес к данной проблеме обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью этого процесса как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздают опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Проблема исследования относится к числу наиболее актуальных и значимых в области практической логопедии. В настоящее время разработано множество методик по подготовке руки дошкольников к письму, но нет ни одной, которая бы учитывала сенсомоторные особенности детей со стертой дизартрией. Важность использования именно комплексных методических средств в процессе подготовки руки дошкольников с учетом речевого нарушения по типу стертая дизартрия, а также значимость данного процесса для школьной адаптации, успешности обучения детей позволило определить тему исследования: «Средства логопедической работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму».
Объект исследования: процесс логопедической работы по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Предмет исследования: методический комплекс коррекционных упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы подготовки дошкольников, имеющих стертую дизартрию к письму и составить методический комплекс коррекционных заданий и упражнений для планомерной логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ нейролингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, дефектологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить роль процесса подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
3. Исследовать состояние сенсомоторных функций и процессов у дошкольников со стертой дизартрией.
4. Составить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методического комплекса коррекционных упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Гипотеза исследования: процесс подготовки руки дошкольников со стертой дизартрией к овладению письмом будет эффективным, если:
- подбор коррекционных заданий и упражнений будет осуществляться с учетом сенсомоторных особенностей дошкольников со стертой дизартрией;
- в основу методического комплекса будут положены сенсомоторные приемы целенаправленного развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, обеспечивающих процесс продуктивного усвоения письменной речи;
Новизна исследования: составлен методический комплекс коррекционных упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагаемый методический комплекс упражнений и заданий по подготовке руки дошкольников со стертой дизартрией к письму может быть использован логопедами для оптимизации коррекционно-педагогической работы и оказания пропедевтической поддержки в наиболее ранние сроки в условиях специальных дошкольных образовательных учреждениях и семьях, имеющих детей с данным речевым дефектом.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы: теоретические – анализ, синтез и обобщение литературных источников по проблеме исследования; эмпирические – изучение медицинской и педагогической документации, беседа, опытно – экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №140», г. Владивостока.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (51), приложение (4).
Список литературы
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М.: Известия АПН РСФСР, 1950. Вып.7.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.
3. Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей // Вестник МГУ сер. 14 психология 1996. - №2. – С. 86-87.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998. – 607 с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз, 1966. – 243 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. – 416 с.
8. Ген Г.Я. Развитие руки // Психолог в детском саду. – 2002. – №4. – С. 65.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
10. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М., 1963.
11. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вестник Моск. ун-та. – 1980. – Сер.14, №3. – С 51-52.
12. Ковшиков В.А., Глухов В.П. психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318с.
13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М., 1973. – 143с.
14. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192с.
15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – Спб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
16. Корнев А.Н. Экспериментально – психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1983. - №4. – с. 10–15.
17. Лалаева Р.И.Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
18. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). – М., 1936.
19. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., АПНРСФСР, 1961.
20. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 1940.
21. Леонтьев А.а. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
22. Леонтьев А.А. психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. – М., 1970.
23. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С.Волковой. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
24. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
25. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. - №4.
26. Лопатина Л.В. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
27. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие – М.: Союз, 2001. – 191 с.
28. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.
29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
30. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. канд. дне.— М., 1972.
31. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.— В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.
32. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличем. – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. // Педагогика. – 1981. – 240с.
34. Озерецкий Н.и. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. – Орехово-Зуево, 1923.
35. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2002.
36. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи.— В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973.
37. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. – Спб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240с.
38. Пиаже Ж.П. речь и мышление ребенка. – М./ Л., 1932.
39. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: кристалл, 1997.
40. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995, – 256с.
41. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка – дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. – С.57-100
42. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
43. Семерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
44. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. – 1988. – №5. – С.3-9
45. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1969.
46. Троицкая И.В. опыт изучения детей с дисграфией // Седьмая научная сессия по дефектологии. – М., 1975. – 568с.
47. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. №03.08 «Дошкольное воспитание»; – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
48. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 495с.
49. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М.:МПСИ, 2000. – 148 с.
50. Цвыктарский В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н.Новгород: Флокс, 1995.
51. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоление. – М.: Просвещение, 1969. – 173с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.