У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства устранения проявлений дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной средней школы
Количество страниц 79
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Состояние проблемы нарушения письма в науке 6
1.2. Симптоматика и виды дисграфии 16
1.3. Методики устранения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников 29
1.3.1. Виды письма в коррекционной работе 29
1.3.2. Методики устранения проявлений дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 33
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 50
2.1. Выявление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 50
2.2. Устранение проявлений дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 55
2.3. Проведение сравнительного анализа результатов исследования 68
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИE






ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в письме учащихся младших классов встречаются специфические ошибки, которые представляют собой симптоматику одной из форм дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Именно эта форма очень часто встречается у учащихся 1-2 классов. Данное нарушение отличается стойкостью и с трудом поддается коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, приводит к школьной дезадаптации, затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.
Cтойкие нарушения письма, не связанные с отсутствием знаний грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех зон головного мозга, которые обеспечивают сложный процесс письма, называют дисграфией.
Авторы Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д.Н. Орлова, М.Е. Хватцев и др. констатируют нарушение операций анализа и синтеза при письме у школьников, но недостаточно полно раскрывают, какие операции нарушены и каков уровень этих нарушений. Исследователи Е.Ф. Соботович, Ю.Т. Демьянов, И.М. Плоткина, В.Т. Петрова, А.Н. Корнев и др. также высказывают различные мнения о механизмах данной формы дисграфии, и, как правило, связывают их с логопатологическими, психологическими и лингвистическими факторами. Роль последних в нарушении письма изучена мало. Следствием неполноты представлений о дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся является неразработанность выявления этого нарушения, отсутствие целостной теоретически обоснованной и практически реализованной методики коррекции.
Проблема исследования состоит в том, что на современном этапе практически отсутствуют комплексы дидактических заданий для предупреждения и устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которые могли бы использоваться в ежедневной работе учителя начальных классов средней общеобразовательной школы.
Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить тему дипломной работы: «Средства устранения проявлений дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной средней школы»
Объект исследования – процесс устранения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младших классов общеобразовательной средней школы.
Предмет исследования – дидактические задания как средство устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся младших классов общеобразовательной средней школы.
Цель работы – изучить теоретический аспект проблемы нарушений письма и разработать комплекс дидактических заданий для устранения проявлений дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной средней школы.
Задачи работы:
1. Раскрыть основные понятия работы: письменная речь, дисграфия, анализ, синтез, языковой анализ и синтез.
2. Определить состояние проблемы нарушений письма в науке.
3. Изучить содержание и средства логопедической работы по устранению проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной средней школы.
4. Подобрать методики и выявить характер нарушений письменной речи у младших школьников.
5. Разработать комплекс дидактических заданий для устранения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: работа учителя общеобразовательной школы по устранению дисграфии будет эффективна, если:
- будет использоваться комплекс специальных дидактических заданий для предупреждения и устранения дисграфии в рамках уроков русского языка и уроков чтения;
- такие задания будут проводиться ежедневно;
- родители учащихся будут включены в работу по устранению проявления дисграфии посредством совместного выполнения домашних заданий.
Новизна исследования: составлен комплекс дидактических заданий по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: составленный комплекс дидактических заданий может использоваться в ежедневной работе учителей начальных классов общеобразовательной средней школы для устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников и родителями детей, имеющих данное нарушение.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы; эмпирические – наблюдение, тестирование, опытно-экспериментальная работа.
Для осуществления диагностики проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза использовались методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Н.Н. Садовниковой, Е.Ф. Архиповой.
База исследования: МОУ СОШ № 74, г. Владивосток.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (40), приложение (5).
Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: АСТ: Астарель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319 с.
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы / I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: «Российское психологическое общество», 1998. – С. 289-298.
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 1998. – С. 85-92.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001. С. 7 – 20.
5. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. Вестник Моск. ун-та. Серия 14, №2. – Психология, 1996. – 52-58 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: 1967. – 25 с.
7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов ВУЗов. М.: АСТ Астарель Транзиткнига, 2005. – 384 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 689 с.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974. – 99 с.
10. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: Дельта, 1997. – 224 с.
11. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореферат дис… канд. пед. наук. (13.0003). - М., 1982. – 23 с.
12. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. - 1992. – № 5-6. – С. 3-14
13. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис… канд. психол. наук. (19.00.07). - М., 1980. – 22 с.
14. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1980. - № 3. – С. 51-62.
15. Киселева Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // Логопед. – 2008. - № 7. – С. 15-17.
16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
17. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.
18. Крутецкий В.А. Психология. Учеб. для учащихся педучилищ. 2-е изд. – М., 1986. – 311 с.
19. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. – С. 345-382.
20. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. – С. 112-129.
21. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: «Образование», 1997. – 172 с.
22. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
24. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. – 504 с.
25. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.завед / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
26. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
27. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. –СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
28. Плоткина И.М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащихся 1-2 классов вспомогательной школы // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции: Сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1978. – С. 96-104.
29. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: Автореферат дис. ... кандидат педагогических наук : 13.00.03/ И.В. Прищепова -Б.м., Б.г.. -Б.ц. – 42 с.
30. Разживина Н.В. Логопедическая работа по развтию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников. Автореферат дисс… канд.пед.наук. – СПб, 2008. – 23 с.
31. Русский язык: Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Фи¬лин. М., "Сов. энциклопедия", 1979. – 432 с.
32. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 255 с.
33. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С.Ляпидевского. М.: Медицина. 1969. – С. 190-212.
34. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
35. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: АРКТИ, 207. – 135 с.: ил. - (Библиотека практикующего логопеда).
36. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).
37. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959. – 476 с.
38. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: МОДЭК, МПСИ, 2005. – 360 с.
39. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1991. – 64 с.
40. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.